элементы системы обучения иностранным языкам иерархия

Раздел 2. Система обучения иностранным языкам

Тема 8. Понятие «система обучения» и ее компоненты. Система как упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Системный подход как метод научного познания.

Тема 9. Подход к обучению как методическая категория. Понятие «подход к обучению». Существующие в методике подходы к обучению. Возможные классификации подходов с точки зрения объекта обучения (язык-речь-речевая деятельность) и способов обучения языку (прямой- сознательный-комбинированный). Современные подходы к обучению: прямой (интуитивный), сознательный, коммуникативно-деятельностный, социокультурный, центрированный на ученике, личностно-ориентированный. Дистантное обучение как дин из подходов, ориентированный на использование современных технологий.

Тема 10. Цели и задачи обучения. Цель обучения как заранее планируемый результат деятельности по овладению языком. Практическая, общеобразовательная, воспитательная, развивающая цели обучения и особенности их реализации на разных этапах обучения языку, промежуточная и конечная цели обучения. Задачи, решаемые в рамках различных целей обучения на базовом уровне школьного курса: коммуникативные, языковые, общеобразовательные, социокультурные, учебные и др.

Тема 11. Содержание обучения. Содержание обучения как совокупность того, что должно быть усвоено учащимися в процессе овладения языком.

Тема 12. Принципы обучения. Принципы обучения как исходные положения, определяющие требования к обучению и его составляющим: целям, методам, средствам, содержанию обучения. Существующие классификации принципов обучения. Возможность классификации принципов обучения на основе базисных для методики наук: дидактики, лингвистики, психологии. Собственно методические принципы. Характеристика дидактических, психологических, методических принципов обучения. Сознательность и наглядность как ведущие дидактические принципы. Принцип коммуникативности и его реализация на занятиях по языку. Взаимодействие принципов обучения в учебном процессе.

ка сознательных методов: грамматико-переводный, сознательно

практический, сознательно-сопоставительный. Коммуникативный метод обучения. Современные интенсивные методы: суггестопедический, метод активизации, эмоционально-смысловой, «интелл-метод», «экспресс- метод». Эволюция коммуникативного метода в направлении создания концепции коммуникативно-иноязычного образования (Е.И.

Тема 14. Средства обучения. Средства обучения как комплекс учебных пособий и технических приспособлений, используемых в целях обучения языку. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения для преподавателя, учащихся. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку как средство обучения. Программа по иностранному языку. УМК по иностранному языку. Обязательные и факультативные компоненты комплекса. Требования к современному УМК для средней школы.

Тема 15. Аудиовизуальные и технические средства обучения. Классификация современных аудиовизуальных (АВСО) средств обучения: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы. Цели использования АВСО на занятиях и их функции: семантизирующая, стандартизирующая, воссоздающая ситуацию общения, стимулирующая высказывание. Роль слуховой наглядности в обучении. Особенности использование фонограмм на разных этапах обучения. Лингафонные курсы по иностранным языкам. Классификация видеограмм. Особенности работы с художественно-изобразительными и графическими средствами наглядности. Использование картинных словарей и диафильмокурсов на занятиях. Особенности работы с учебными кинофильмами, видеофильмами. Учебное телевидение и возможности его применения на занятиях. Технические средства и их классификация. Современные технологии обучения: компьютерные программы, интернет. Возможности применения современных технологий в дистантном обучении. Кабинет ТСО. Виды кабинетов, оборудованных аудиопассивной, аудиоак- тивной, аудиокомпаративной системами обучения и контроля. АВСО как компонент УМК по иностранному языку. Проблемы комплексного использования средств обучения.

Тема 16. Процесс обучения. Процесс обучения как взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого достигаются цели обучения, образования и развития учащихся. Условия успешности процесса обучения. Характеристика участников процесса обучения: преподаватель-учащиеся.

Тема 17. Обучение фонетическим средствам языка. Аспекты языка: фонетический, лексический, грамматический. Проблема аспектности и комплексности в обучении. Фонетика и ее роль в обучении. Трудности фонетической системы изучаемого языка для русскоговорящих учащихся. Учет особенностей родного языка на занятиях по фонетике. Особенности обучения фонетике, орфоэпии, интонации на разных этапах обучения. Вводнофонетический, сопроводительный, корректировочный курсы. Понятие акцента. Типичные ошибки учащихся в иноязычном произношении. Приемы постановки звуков. Методы обучения произношению. Система фонетических упражнений. Использование технических средств на занятиях по фонетике. Контроль произношения и ритмико-интонационных навыков. Требования к уровню владения фонетическими средствами языка на разных этапах обучения.

Тема 18. Обучение лексическим средствам языка. Лексика и ее роль в обучении языку. Понятие лексической единицы и лексического минимума. Существующие лексические минимумы для средней школы. Активный и пассивный словарный запас. Принципы отбора лексики в учебных целях. Трудности лексики изучаемого языка для русскоязычных учащихся. Этапы работы над лексикой: ознакомление с лексической единицей, ее семантиза- ция, автоматизация, использование в различных ситуациях общения. Способы семантизации иноязычной лексики. Лексические упражнения и их типология. Использование средств наглядности на занятиях по лексике. Контроль сформированности лексических навыков. Словари, используемые при обучении лексическим средствам языка. Требования к уровню владения лексикой на разных этапах обучения.

Тема 19. Обучение грамматическим средствам языка. Грамматика и ее роль в обучении языку. Трудности грамматической системы иностранного язщса для русскоязычных учащихся и способы их преодоления.

Тема 20. Лингвострановедческий аспект обучения. Лингвостранове- дение как аспект преподавания, реализующий отбор и использование в

учебном процессе сведений о национально-культурных особенностях речевого общения носителей языка. Роль и место лингвострановедения в системе обучения языку. Связь лингвострановедения с культуроведением и страноведением. Содержание лингвострановедения как совокупности языкового материала (фоновая, безэквивалентная лексика, иноязычная фразеология, афористика) и способов отражения в языке культуры его носителей. Особенности отражения в языке способов мышления (ментальности) представителей определенной культуры. Лингвострановедческое рассмотрение невербальных языков (язык жестов, мимика и др.). Текст в лингвострановедческом рассмотрении. Лингвострановедческие словари и их использование на занятиях.

Тема 21. Речевой этикет в системе обучения языку. Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения при общении в среде носителей языка. Вербальные и невербальные способы социокультурного поведения. Приемы ознакомления с правилами речевого этикета на занятиях.

Источник

Доклад на тему: «Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности

Учитель английского языка

Ростова Оксана Евгеньевна

В последнее время в профессиональном сообществе принято говорить о языковом образовании, что вполне оправдано современными воззрениями на ценностные смыслы образования в целом и нормативно закреплено современными образовательными стандартами.

Традиционно система обучения иностранным языкам трактуется как «совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы его организации». Из этого определения очевидны, по меньшей мере, три вывода.

Во-первых, данная категория, действительно, отличается от часто употребляемой в последнее время категории «система языкового образования». Если последняя представляет собой сложно и иерархически организованную совокупность социальных институтов, которые занимаются различными аспектами лингвокультурного образования обучающихся, или образовательных процессов, протекающих на различных образовательных этапах, то (система обучения иностранным языкам, являясь органической частью языкового образования, есть «определенная социальная систематизированная технология», связанная с такими категориями, как «учебно-воспитательный процесс», «преподавание» и «учение», «содержание и организация учебной деятельности школьника», «взаимодействие учителя и учащегося» в процессе передачи обучающимся и усвоения ими иноязычных знаний, навыков, умений, а также способов коммуникативно-познавательной деятельности на иностранном языке.

Во-вторых, система обучения иностранным языкам представляет собой модель реализации основных компонентов учебно-воспитательного процесса, трактуемого дидактами как «пространство и время, в котором происходит взаимодействие педагога и обучаемых, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующие развитию и саморазвитию». Имея обобщенный характер и соответствуя определенной методической концепции обучения иностранным языкам, данная модель и обусловливает отбор содержания обучения, особенно в рамках конкретного урока, и технологии его преподавания и изучения в учебном процессе.

В-третьих, основной функцией системы обучения иностранным языкам выступают систематическое обучение школьников иностранному языку и их воспитание средствами учебного предмета. В результате обучения школьники должны овладеть (на определенном уровне) изучаемым неродным языком как средством межличностного и меж- культурного общения, как средством познания и самопознания.

Само понятие «система» впервые было введено в понятийный аппарат методики как науки И.Л. Бим, которая, рассматривая обучение иностранному языку как систему, зависящую от множества факторов объективного и субъективного плана, убедительно обосновала возможность использования системного подхода в качестве важного методологического инструмента, позволяющего исследовать методические объекты.

Основным принципом данного подхода является принцип системности, суть которого состоит в понимании систем в качестве комплекса взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность

Целостность, в свою очередь, являясь важной характеристикой любой системы, обеспечивается ее направленностью на достижение конкретного результата, т. е. на решение совершенно определенной, конкретной задачи. Именно цель как планируемый результат является системообразующим фактором.

Система обучения иностранным языкам есть многокомпонентный феномен. Не случайно, И.Л. Бим расценивала ее как «обобщение всей объектно-предметной области методики», считая, что эта система складывается из двух подсистем: учебного предмета «иностранный язык» и методики как науки.

Все системные компоненты подразделяются на две группы: так называемые реальные и абстрактные. К первой группе в настоящее время относятся: субъекты учебного процесса (учитель и ученик), средства обучения (ФГОС, Примерная программа, УМК и другие обучающие средства, включая электронные), организационные формы обучения (например, урок, внеурочное мероприятие, и др.), собственно учебно-воспитательный процесс. Иными словами, это то, что поддается непосредственному наблюдению. Вторую группу компонентов составляют такие объекты, как: методический подход, цель, содержание, принципы, формы и приемы обучения. Следовательно, в данном случае речь идет о тех компонентах, которые «вычленяются» в процессе теоретического осмысления и изучения реальных объектов.

Выделение в этом объекте разных подсистем и установление связей между ними может производиться многообразными способами, каждый из которых отражает лишь возможность в исследовательских целях акцентировать внимание на тех или иных сторонах функционирования данного объекта.

Система обучения иностранным языкам имеет сложноорганизованный характер. Именно это обстоятельство дало основание И.Л. Бим рассматривать ее на трех уровнях, которые находятся в определенном соподчинении друг с другом.

Вся совокупность научно-методических знаний представляется в виде конкретных теорий, т..е. на втором уровне анализа системы обучения иностранным языкам.

Третий уровень – уровень микроподхода – это, как отмечалось выше,уровень реального учебно-воспитательного процесса. Уровневый анализ системы обучения иностранным языкам позволяет установить определенную связь и систему отношений между основными ее подсистемами.

Надо сказать, что разноаспектность современной цели обучения иностранным языкам обуславливает многокопонентность содержания обучения. Оно включает в себя как предметно-материальные (тематика, ситуации, тексты, языковые средства, социокультурные знания и др.) и процессуальные аспекты (языковые и речевые навыки, социокультурные навыки, коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, социокультурные умения, общеучебные умения и специальные / предметные умения), так и эмоционально-оценочный опыт (положительное отношение школьников к учебному материалу и к процессу его усвоения), имеющийся или приобретаемый школьником в учебном процессе.

Отсутствие того или иного компонента содержания не позволяет реализовать намеченные цели обучения в полном объеме, и, следовательно, делает систему обучения иностранным языкам неэффективной.

Особую значимость для успешного функционирования системы обучения иностранным языкам имеет образовательная среда её бытования. Она представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс. Данная среда создаётся учителем, который, ориентируясь на государственные образовательные стандарты, образовательную программу школы и Примерную программу по иностранным языкам, использует материально- технические средства и учебные материалы, а также традиции в организации работы на уроке и во внеурочное время, определённый тип взаимодействия с учащимися и др. Образовательная среда, находясь под влиянием сложных и нередко противоречивых процессов, также образует отдельную подсистему общей системы обучения и состоит из компонентов, которые находятся во взаимодействии конкретной педагогической работы учителя и учебной деятельности ученика

Следовательно, реализуемая в условиях информационно-коммуникационной среды методическая система приобретает ярко выраженные черты, во-первых, мультимедиальности, которая требует использования мультимедийных средств, электронного обучения, совместных электронных сетей, и, во-вторых, мультисенсорности, означающей опору на речевые, когнитивные и некогнитивные личностные параметры, на аффективные качества личности школьника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *