эски кермен храм судилище

Храм «Судилище» в Эски-Кермене

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище

Храм «Судилище» — большой пещерный храм с крещальней в восточной стене главной улицы Эски-Кермена (с правой стороны). Он имеет столь своеобразную форму, что местные жители в XIX в. (татары) называли его «судилищем». Храм образован четырьмя условными полукружьями, отделенными одно от другого вырубленными в массиве скалы колоннами (от некоторых уцелели лишь основания).

Во внутреннем пространстве храма угадывается немало переделок, соединивших ранее обособленные помещения, следствием чего и стала его «загадочная» форма. По меньшей мере, можно предположить, что первоначальное храмовое помещение в северо-восточной части имело форму трилистника и что к нему примыкала крещальня. В «судилище», площадь которого составляет около 140 кв. м, можно войти через одну из трёх дверей, переступив скальный порог, отделяющий ее от «улицы». Северная (слева от входа) часть состоит из четырех смежных помещений, разделенных грубо высеченными колоннами. Далее, к северо-востоку — резервуар для сбора воды, откуда она по желобкам стекала в баптистерий: его высеченные в скале стенки возвышаются над уровнем пола. Далее к востоку — апсида, по ее полукружию высечена скамья — синтрон с горним местом посредине, перед ним квадратное углубление в полу — место престола. Алтарь отделялся высеченной в массиве скалы алтарной преградой, стенки основания которой возвышаются над уровнем пола, в средней её части — порог «царских врат», по бокам имеются пазы для установки деревянного иконостаса. Апсида была расписана, еще недавно были видны фрагменты фресок по штукатурке. Во всех четырех помещениях северной части в полу вырублены гробницы, плиты с которых экспонируются в Бахчисарайском музее. Плоский потолок поддерживали четыре колонны, они не имели конструктивного значения и были поставлены лишь для того, чтобы разделить помещение на три составные части — широкую среднюю и боковые, более узкие, что придавало помещению некоторое сходство с базиликой. В юго-западном углу имеется дверной проём, выводивший на навесной деревянный балкончик. Далее, сворачивая под углом, вдоль обрыва следуют три смежных помещения; во втором пробит дверной проем в сторону обрыва, откуда по деревянной лестнице можно было спуститься вниз, к основанию плато и к расположенному там могильнику. Последнее помещение представляет собой часовню с полукруглой апсидой и примыкающим к стене престолом. Вероятно, оба пещерных храма с примыкающими помещениями были соединены позднее, при расширении первоначального храма.

В настоящее время в храме иногда ведутся богослужения. Храм также послужил съёмочной площадкой для кинофильма «9 рота», в подарок от киносъемок храму досталась новая колонна из папье-маше.

Источник

Пещерный храм с крещальней
«Судилище»

Проход в город от главных (южных) городских ворот высечен в виде коридора в массиве скалы и представляет собой начало главной улицы города. В восточной стене коридора вырублен большой пещерный храм, ныне носящий название «Судилище» (так он назывался татарами). В древности храм имел три входа с улицы (с запада) и окно между ними. Пороги дверей значительно возвышаются над скальным дном коридора – «проезжей» частью улицы.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище
План «Храма с крестильней» («Судилище»)

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище
Алтарь «Храма с крестильней» («Судилище»)

Судилище – это татарское название христианского пещерного храма необычной формы – он образован четырьмя условными полукружьями, отделенными одно от другого вырубленными в массиве скалы колоннами (от некоторых уцелели лишь основания). площадь храма составляет около 140 квадратных метров. В древности он имел два входа из преддверия, то есть с улицы, и окно между ними. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15×17, 5×2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов.

В полу вырублено 10 гробниц и две зерновые ямы. Плоский потолок поддерживали четыре колонны, они не имели конструктивного значения и были поставлены лишь для того, чтобы разделить помещение на три составные части – широкую среднюю и боковые, более узкие, что придавало помещению некоторое сходство с базиликой, широко распространенной в те времена.

Апсида отделяется от остальной части помещения храма скальным основанием алтарной преграды. В центре основания преграды имеется порог Царских Врат. В конхе апсиды была фресковая роспись. «Из-под копоти выступает силуэт поясного изображения Предтечи от деисуса» (Репников, 1932а с 126)

[в архивном материале «Отчёт Н. И. Репникова о раскопках в Эски-Кермене в 1929 году», в описании остатков росписи в апсиде храма «Судилище» содержится примечание: «По авторитетному указанию Г. С. Чирикова, осматривавшего с нами эти фрагменты в октябре 1929 года. Он считает, что при научной промывке их возможно будет выявить остатки силуэтов фигур» (РА ИИМК РАН Ф. 2. Оп. 1, 1929. Д. 214. Л. 34)]. Перед алтарной преградой в полу вырублена гробница.

Вдоль обрыва вырублены два придела, последний представляет собой крохотную церковку с правильно высеченной апсидой и примыкающим к северной стене престолом. Возле входа в малую церковь в наружной стене пробит большой проем до самого пола, за которым обрыв около 10 метров. Ранее здесь была прочная деревянная лестница, позволявшая входить в эту часть храма с восточной стороны. Таким образом, в Судилище могли одновременно идти службы у двух алтарей.

С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и в полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные.

В северо-восточной части — резервуар для сбора воды или остатки крещальни. Сюда вода по желобку в стене стекала через потолок. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке — горло древней, очевидно, ранне-средневековой зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями.

Апсида подковообразная размерами 3×2, 3×2 м. В восточной ее части к стене примыкает синтрон с горним местом посередине. К западу от него в полу квадратное углубление — место престола. Алтарь отделялся от наоса алтарной преградой, вырубленной в скале. В настоящее время сохранилось ее основание. В средней части алтарной преграды — порог «царских врат», по бокам пазы для установки частей деревянного иконостаса, упиравшегося в потолок. В древности апсида была расписана фресковой живописью. Рядом с алтарной преградой в полу вырублены могила. Южная и юго-восточная части комплекса проходят вдоль обрыва плато. Рядом со скругленной стеной юго-западной части вырублена скамья.

В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной деревянный балкончик. Восточная часть южной половины комплекса представляет собой три смежных помещения. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во второе помещение. Здесь также вырублен дверной проем в сторону обрыва. На пороге его видны подрубки для установки еще одного навесного балкона. С площадки последнего вниз шла деревянная лестница.

Источник

Храм «Судилище» на Эски-Кермен, часть 9

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Храм «Судилище» на Эски-Кермен

Внутри обитель Духа Святого устроена четырьмя полукружьями, которые отделены друг от друга вырубленными скальными колоннами. Уцелели, к сожалению, не все. Видно немало переделок. Храм несколько раз перестраивался и расширялся. Скорее всего, изначально форма была более правильной и церковь могла вместить небольшое число верующих. Но поскольку расположение её было в очень людном месте, то, со временем, появилась надобность в расширении внутреннего пространства. Так, в единое помещение были включены ранее устроенные пещеры, носившие иное назначение – хозяйственное, жилое либо военное. Таким образом приобрелась загадочная форма здания.

Предполагается, что первоначальная церковь имела, помимо основного придела, ещё две боковые ветви и была образована в самой северо-восточной части «Судилища». К ней изначально примыкала маленькая крещальня (по-гречески – баптистерий, поскольку «ваптизма» означает крещение.).

Площадь культового сооружения составляет приблизительно 140 кв. метров. Основной вход в храм находится прям со стороны главной улицы. Северная часть (расположена в левой стороне от входа) имеет четыре смежные помещения, разделенные грубыми вытесанными колоннами. На северо-востоке утроен водосборочный. Из него по желобам вода стекала в крещальню.

Восток ознаменован наличием апсиды – алтарной части – самой главной святыни любого христианского храма. Апсида имеет ярко-выраженную средневековую полуокружную форму, присущую базиликам и крестовокупольным храмам Византии, с богатым внутренним убранством (хотя в древних церквах устраивали алтарь тоже полукружной формы, но без такого богатства в планировке). Еще недавно были видны росписи, нанесенные на штукатурку. Увы, их уже нет.

В самом восточном направлении стоит «горнее место» с раскинувшимися по краям и высеченными прям в скале скамьями – синтроном (сидениями для священнослужителей). Напротив «горнего место» ближе к центру алтаря сохранилось квадратное по форме углубление, предназначенное для установки престола.

Алтарная часть отделялась от основного помещения массивной преградой, служившей одновременно иконостасом с установленными ранее на ней иконами и крестами. По бокам хорошо просматриваются пазы для его установки в толще скалы. Соответственно, в описываемой преграде виден серединный проем, который красовался «царскими вратами», естественно, не сохранившимися.

Во помещениях северной стороны (всего их насчитывается четыре) вырублены в полу гробницы. Плиты от них сохранены и сейчас представлены на обозрение в Бахчисарайском музее. Потолок молельной части подпирался несколькими колоннами, стоящими в двух рядах. Их основной задачей была не опора, поскольку пещеры в них, особо, не нуждаются, а обыкновенное внутреннее разделение на составные части. Таким образом, имея в планировке три отделения (нефа): центральный и два боковых (для мужчин – правый и для женщин — левый), храм приобрел вид классической базилики.

Юго-западный угол ознаменован наличием дверного проёма, который вел на балкончик (он был навесным и деревянным). Вдоль обрыва сохранились три, сменяющих друг друга, помещения. Второй из них имеет, говоря современным языком, «пожарный выход». К нему была пристыкована деревянная лестница, идущая к подножию плато. Там найден христианский могильник (возможно, там был похоронен кто-то из святых, либо важная особа).

Храм «Судилище» на Эски-Кермен и близлежащая часовня

Это еще не все «комнаты» нашего «Судилища». Ко всему этому комплексу был придела небольшой храм-часовенка, имеющий также полукруглую апсиду. Здесь престол был устроен по типу древних церквей – к стене. Есть предположения, что это был отдельный храм, который позже включили в единое целое с описываемым нами при его расширении.

Параллельно входу установлена епископская кафедра. Храм этот — один из древнейших в данном населенном пункте и возник одновременно со строительством крепости. Соборную церковь с течением времени, как видно, расширяли в северном и восточном направлениях.

Самое замечательное это то, что в нынешнее время иногда здесь проводятся богослужения, организуемые клириками Симферопольской епархии и других церковно-административных единиц. Храм «Судилище» на Эски-Кермен стал ещё более известным, когда под его сводами были сняты некоторые эпизоды из кинофильма «Девятая рота».

Источник

Пещерный храм с крещальней
реконструкции Н. И. Репникова, Е. В. Веймарна, Ю. М. Могаричева

В полу данной пещеры имеются две вырубные гробницы, а на стенах — пазы для установки деревянных конструкций. Третье помещение является часовней подпрямоугольной формы, размерами 3×2, 5 м. В нее ведут две ступеньки. Вдоль длинных сторон расположены скамьи. В восточной части — апсида со скальным порогом, который, вероятно, являлся основанием деревянной алтарной преграды. Престол примыкал к стене. К югу от него вырублена ниша жертвенника. Очевидно, первоначально комплекс состоял из двух отдельных культовых сооружений: церкви и часовни.

Церковь, судя по очертаниям современного «Судилища», имела конхиальную форму. В северной части была устроена крещальня, отгороженная от остального пространства церкви стеной алтарной преграды. Граница первоначальной церкви проходила по линии: южная граница северного входа — западная часть резервуара для воды — западная часть первого помещения комплекса часовни. Второе культовое помещение представляло собой часовню, вход в которую вел по упоминавшейся лестнице от подножия плато. При расширении первоначального храма его соединили с часовней. Сооружение первоначального храма и часовни, вероятнее всего, относится к XI—XII вв. Расширение церкви и превращение в один комплекс с часовней, надо думать, было произведено не ранее конца XII—XIII В.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище
«Большой зал» храма с крещальней («Судилище»); стена на улицу, видны дверные и оконный проёмы

Северная стена пещерного комплекса «Судилище» делится на четыре аркосолевидных углубления. В основании трёх из них имеется восемь вырубленных в скале гробниц. Вдоль северной стены высечена скамья. Справа от гробниц находятся остатки крещальни, представляющие собой полукруглую скамью вдоль стены и квадратную купель, высеченную в толще скалы, выступающей над уровнем пола. Рядом с купелью в полу вырублена гробница.

В северо-западном углу комплекса его потолок представляет собой горло древней зерновой ямы, закрытое с поверхности скалы камнями. По мнению Н. И. Репникова, эта зерновая яма первоначально относилась к крепостным сооружениям, располагавшимся у городских ворот. В более позднее время строители, захватив яму при вырубке храма, заложили её горло камнями, а нижнюю часть вырубили (Репников, 1932а).

В южной части комплекса высечена в скале полукруглая скамья, имеется окно и дверной проём, в древности выводивший на балкон, нависавший над обрывом.

В восточной части комплекса, за апсидой центрального помещения, расположены три следующие одно за другим помещения. Первое помещение имеет скамьи вдоль стен. В полу второго помещения вырублены две гробницы. В северной стене этого помещения высечена ризница (или усыпальница), в южной стене пробит дверной проём в сторону обрыва, где, возможно, были деревянный балкон и деревянная лестница, которая вела вниз, к подножию скалы. Третье помещения является небольшим пещерным храмом, в восточной части которого высечена апсида со скальным порогом и престолом, примыкающим к стене. Вдоль северной и южной стен этого храма высечены скамьи.

Значительная часть потолка храма «Судилище» обрушилась в результате землетрясения во второй половине 19-го века. Потолок храма поддерживали скальные колонны. Вероятно, отдельные части комплекса возникли разновременно. Н. И. Репников полагал, что первоначально храм «Судилище» был трёхапсидным и что позднее он был расширен в северном и восточном направлениях. При этом в южной апсиде была пробита дверь, ведущая в смежную пещеру (Репников, 1932а).

По мнению Е. В. Веймарна, храм «Судилище» первоначально существовал только в объёме своей центральной части, с востока ограниченной апсидой с синтроном и креслом, с запада – входом с улицы (из коридора, высеченного в скале), с севера – купелью, с юга – полукруглой скамьей. Три помещения, расположенные в восточной части комплекса, вдоль края скалы, так же как окно и дверные проёмы, направленные в сторону обрыва, по мнению Е. В. Веймарна, не могли сосуществовать с оборонительными сооружениями этого участка города и являются относительно поздними. По мнению Е. В. Веймарна, первоначально не существовала также северная часть комплекса, создание которой нарушило древнюю зерновую яму (Веймарн, 1958а).

По мнению Ю. М. Могаричева, первоначально комплекс храма «Судилище» состоял из двух отдельных храмов: большой церкви, имевшей конхиальную форму (так называемый триконх), и небольшого храма, расположенного восточнее и имевшего отдельный вход по деревянной лестнице снизу. При расширении большой церкви её соединили с меньшим по объёму храмом (Могаричев, 1997).

Источник

Княжество Феодоро

Проход от городских ворот Эски-Кермена высечен в виде коридора в скальном массиве, от которого начинается главная улица. В восточной стене коридора находится большой пещерный комплекс, известный как «Зал Суда» или «Судилище». Благодаря своему местоположению, он еще с конца XVIII века привлекал внимание путешественников.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Мартынов А.В. Мертвый город. Пещеры («Судилище»). Открытка 20-х гг. ΧΧ в.

Анонимный французский автор, составивший свои путевые заметки в 1784 году, среди прочих храмов Эски-Кермена упомянул большую и необычную церковь, свод которой поддерживают колонны. О церкви с правой стороны от ворот, перекрытых каменным сводом, писал П.И. Сумароков в своих «Досугах крымского судьи» [Сумароков, 1805, с. 47-50].

«Поднялись наверх с трудом, – читаем в «Очерках Крыма» Евгения Маркова. – Глубокая дорожка, вроде траншеи, врезана между стенами камней; это настоящий крепостной вход. Первая пещера наверху, направо от дороги, замечательна сложностью и величиною. В ней, несмотря на разрушение, хорошо заметны вырубленные своды, столбы, проходы из одного отделения в другое; отделений этих было четыре или пять; некоторые из них положением и формою напоминают алтари.

В сводах множество окаменелых устриц большого размера и наплывы сталактитной массы неправильных форм; кое-где заметны заржавевшие следы когда-то бывших железных скреп. В помещениях алтарей с трудом можно заметить неясные остатки фресок. Первые отделения от входа совсем почти завалены, в левом углу, сейчас же у наружного отверстия, стоит каменный гроб простой формы, прикрытый каменною же плитою без всяких насечек и надписей. Другой такой же гроб раскрыт и опустошен; в куче обломков заметны куски гробов, совсем разбитых.

Старик Сеид-Мазин из Бахчисарая, провожавший нас в Эски-Кермен, – уверял меня, что он был несколько лет тому назад проводником графа Уварова, по распоряжению которого будто бы был раскрыт один гроб и в нем будто бы найден скелет человека с золотыми кольцами. Без сомнения, Сеид говорил о графе Уварове, авторе археологического сочинения о Крымских древностях. Старик добавил, что в то время эклисе была почти совсем цела, и на стенах видны были писанные красками фигуры людей. Татары верят, что эта большая пещера была греческою церковью, а некоторые путешественники считают ее остатком монастыря» [Марков, 1884, с. 471-472].

Необычный внешний вид пещерного помещения стал причиной того, что далеко не все хотели видеть в нем храм [Караулов, 1872, с. 58-59]. Первые экскурсоводы называли его «Залом Суда», поскольку находящееся на возвышении горнее место напоминало им судейское кресло, а каменные скамьи в боковых полукружиях – сиденья для обвиняемых, свидетелей и стражи. Благодаря таким ассоциациям памятник приобрел мрачноватую славу, которая развеялась лишь после начала его археологических исследований в 30-х годах прошлого века. Благодаря им удалось в общих чертах составить представление об устройстве этой экстравагантной церкви, состоявшей из нескольких смежных помещений, общей площадью более 140 квадратных метров.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Зал Совета («Судилище»). Открытка 20-х гг. ΧΧ в.

С улицы в комплекс ведут две двери, между которыми расположено окно. Их проемы имеют гнезда для деревянных коробок. Южный, парадный вход с обоих сторон фланкирован аккуратно вытесанными полуколонками.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Храм «Судилище». Южный вход. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.

Через него прихожане могли попасть в главное помещение комплекса, которое, собственно, и представляло из себя храм. В его восточной части находится полукруглая апсида, к которой примыкает вырубленный в скале каменный синтрон с горним местом, предназначенным для архиерея, посередине.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Храм «Судилище». Алтарь. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Впереди епископского кресла видно квадратное углубление для престола. Алтарное пространство находится на некотором возвышении, раньше оно отделялось от наоса преградой, от которой осталось основание, также вырубленное в камне. В древности апсида была расписана фресковой живописью. Еще в первой половине прошлого века под копотью были видны фрагменты нимбов и силуэт поясного изображения Предтечи из Деисуса.

В северную часть комплекса вела отдельная дверь с тремя ступеньками. Судя по всему, раньше она была отделена от центрального помещения перегородками. Ее потолок опирался на четыре столба, два из которых в настоящее время рухнули. Стена как бы выгнута наружу и разделена на четыре примыкающих друг к другу полукружия с каменными скамьями. В трех из них – вырубные гробницы.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Северо-восточная часть храма «Судилище». Рисунок из статьи Г.Э. Карауолова «Крымские пещерные города и крипты».

В четвертом – резервуар, в который через трещину в скале поступала вода, каменная крещальня и еще одна гробница. В потолке видно заложенное камнями горло зерновой ямы, которая относится к раннему периоду существования крепости. Позже, при вырубке северной части «Судилища» ее нижняя часть была разрушена.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Храм «Судилище». Крещальня. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

В южной части, смежной с наосом, еще одно характерное полукружие, в котором высечена длинная двухступенчатая скамья. В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной балкончик.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Двухступенчатая скамья в южной части пещерного комплекса «Судилище».

Восточная часть южной половины этого странного архитектурного ансамбля представляет собой анфиладу из трех соединенных друг с другом пещерных помещений. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во вторую двухкамерную «комнату». В ее полу имеются две вырубные гробницы, а на стенах пазы для установки деревянных конструкций.

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Анфилада комнат в юго-восточной части пещерного комплекса «Судилище».

Третье помещение является маленькой часовней, размерами 3×2,5 м. Вдоль ее длинных стен расположены скамьи. В восточной части – апсида, со скальным порогом и примыкающим к стене престолом [Днепровский, 2014a, с. 184, 2014b, с. 146-148; Могаричев, 1997, с. 44-46; Репников, 1939, с. 121-124].

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Часовня в юго-восточной части храма «Судилище». Рисунок из статьи Г.Э. Карауолова «Крымские пещерные города и крипты».

Значительная часть потолка в западной части комплекса, который оказался слишком тонким для столь большого помещения, обвалилась в результате неоднократно имевших место за прошедшие столетия землетрясений.

Когда возникало это причудливое архитектурное сооружение и до какого времени просуществовало? Строилось ли оно по одному плану или возникло в результате соединения нескольких существовавших ранее самостоятельно помещений? Каково функциональное назначение его странных зон с полукружиями, напоминающими апсиды, и скамьями?

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Храм «Судилище». Общий вид. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.

Однозначных ответов на эти вопросы на сегодняшний день нет. Выдвигаемые версии прямо противоположны друг другу.

Так, в археологической реконструкции, предложенной Ю.М. Могаричевым, первоначальная церковь имела форму триконха (трилистника), такую же как храм «Трех всадников» и «Большой храм» над подъемной дорогой. На севере находилась небольшая крещальня с резервуаром для воды, отгороженная от основного помещения, состоявшего из алтарной части и наоса с полукруглой скамьей с юга. Время ее постройки относится к XI-XII вв. Отдельно от большой церкви существовала маленькая часовня со своим входом. Позже в конце XII-XIII вв. она была соединена анфиладой комнат с главным храмом, который одновременно был расширен к северу [Могаричев, 1997, с. 45-46].

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Эски-Кермен. Храм «Судилище». Северная часть. Фото: Дмитрий Метелкин, 2004.

Другая датировка основана на анализе литургического устройства первоначального храма. Отсутствие следов жертвенника и выдвинутая вперед П-образная преграда позволили предположить, что время его строительства относится к периоду между VI и X вв [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 74,79]. Н.Е. Гайдуков впоследствии отнес его к особому типу «храмов с экседрами» и дал более узкую дату: VI–VII вв [Гайдуков, 2006, с. 197]. По мнению исследователя, пещерная церковь была построена одновременно с оборонительными сооружениями Эски-Кермена или даже ранее, а позже существенно расширена: с севера к ней был прирублен обширный неф, а с юга – галерея, соединившая центральное помещение с небольшой часовней, существовавшей независимо от него. Возможно, что здесь хранился «палладиум» города – чтимая икона. Не исключено также, что «Судилище» и Базилика на главной площади были связаны друг с другом, являясь двумя соборными храмами Эски-Кермена [Гайдуков, 2010, с. 185-186].

эски кермен храм судилище. Смотреть фото эски кермен храм судилище. Смотреть картинку эски кермен храм судилище. Картинка про эски кермен храм судилище. Фото эски кермен храм судилище Литургические устройства храма «Судилище» по Н.Е. Гайдукову (с исправлениями). Условные обозначения: 1 – местоположение престола, 2 – пастофорий, 3 – алтарная преграда, 4 – синтрон с кафедрой на горнем месте, 5 – амвон, 6 – скальные экседры, 7 – пристенные скальные скамьи, 8 – скальный баптистерий [Гайдуков, 2006, с. 210].

В серии статей Н.В. Днепровского проводится мысль, что «Судилище» могло быть связано с монастырем, существовавшим, по мнению автора, в районе центральных городских ворот [Днепровский, 2014a, с. 182-183, 2013, с. 150]. После гибели и запустения города в конце XIII века он «сжался» до прежней алтарной части, поскольку сил на его полноценное восстановление оставшиеся в живых местные жители уже не имели [Днепровский, 2016, с. 100-102].

По мнению же А.А. Гуськова, комплекс в своем нынешнем виде появился в результате соединения нескольких жилых и хозяйственных помещений только в XIV веке, когда город был покинут населением и последними его обитателями оставались монахи [Гуськов, 2007, с. 175, 2010, с. 167-168].

Все это многообразие мнений наглядно демонстрирует, что загадки «Судилища» еще далеки от окончательного решения.

Библиография

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *