эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания

Новые решения в образовательном процессе: педагогический дизайн

Что такое педагогический дизайн?

Педагогический дизайн (Instructional design, ID) представляет собой целенаправленный процесс разработки, создания, внедрения и оценки учебных продуктов. Учебные продукты включают онлайн-курсы, инновационные учебные пособия, видеоуроки и учебные симуляции. Термин педагогический дизайн имеет множество взаимозаменяемых вариантов. Это ситуация характерна и для русского и для английского языка. Чаще всего встречаются следующие «заменители» данного термина: разработка учебного материала, проектирование учебной среды или учебных процессов, разработка учебной деятельности.

Несмотря на то, что педагогический дизайн тесно связан с онлайн обучением, в нем не всегда используются digital-инструменты. Основная деятельность здесь направлена на улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хоть использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное — создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.

Педагогический дизайн сфокусирован на учащихся и их потребностях. Его проекты облегчают усвоение знаний, эффективны и нравятся ученикам. В качестве основы для разработки учебных модулей основное внимание уделяется совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации учащихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.

Разработчики (дизайнеры) учебных программ в свою очередь являются «архитекторами» учебного опыта и руководителями образовательных проектов. Они применяют различные методологии, основанные на теории преподавания и новых технологиях, при создании контента для учебных программ. В процесс проектирования входят:

Самый распространенный пример использования педагогического дизайна разработка контента для онлайн-курсов. Иллюстрация взята из компьютерной программы Mini Magic, обучающей английскому языку младших школьников.

Источник

Элементы педагогического дизайна в преподавании математики

В статье дано понятие педагогического дизайна и представлен опыт автора.

Просмотр содержимого документа
«Элементы педагогического дизайна в преподавании математики»

Элементы педагогического дизайна в преподавании математики

Тазетдинова Анастасия Николаевна

«В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитектор

пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека»

Сравнительно недавно в обиход вошло понятие дидактического или педагогического дизайна. Что же оно означает?

Педагогический дизайн – педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Педагогический дизайн рассматривает именно содержательную сторону процесса обучения, моменты привлечения и повышения внимания, формирование мотивации и желание продолжить обучение. Педагогический дизайн предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности.

Цели педагогического дизайна – обеспечение разработки качественного учебного материала и системный подход к построению учебного процесса.

Основа педагогического дизайна:

Важность содержания курса.

Стиль и последовательность изложения материала.

Способ представления материала.

В имеющейся литературе выделены следующие основные этапы педагогического дизайна:

1) Анализ (определение цели курса, средств, условий учебной работы, постановка педагогической задачи, определение целей обучения).

2) Проектирование (подготовка планов, сценариев, разработка основного решения, выбор средств).

3) Разработка (превращение учебных планов в набор учебных материалов).

4) Применение (использование учебных материалов в учебном процессе).

5) Оценка (результаты оцениваются и при необходимости корректируются).

Следуя этим этапам, можно создать качественный дидактический материал.

У каждого учителя имеется банк дидактических материалов. Это необходимое условие для успешной работы, т.к. рациональное применение дидактических материалов позволяет разнообразить учебную работу, обеспечить стабильность учебно-познавательной атмосферы. Создание дидактических материалов – одно их направлений педагогического творчества учителя, которое невозможно без непрерывного поиска, самообразования, саморазвития.

Как известно, по дидактическим целям учебные материалы делятся на материалы для:

формирования знаний, сообщения сведений;

В своей работе я, как и многие учителя, использую раздаточный материал, карточки и презентации, в т.ч. собственные.

Для формирования знаний, сообщения сведений очень удобны презентации, т.к. они позволяют коротко изложить учебный материал и хорошо его проиллюстрировать. Можно воспользоваться готовыми презентациями, а можно составить свою. В настоящее время имеется очень много литературы, в которой содержатся советы, правила, руководства, помогающие составить эффективную, качественную презентацию. Для создания собственной презентации нам, учителям, нужно помнить следующее: необходимо не просто правильно разместить в презентации картинку и текст, а создать последовательность слайдов, целенаправленно ведущую учеников к пошаговому изучению материала. К примеру, при изучении темы «Векторы» мне кажется удобным представить в презентации следующие слайды:

вектор и его координаты, длина вектора,

сумма векторов (правило треугольника, правило параллелограмма),

умножение вектора на число.

Таким образом, весь материал оказывается разбит на логически завершенные фрагменты, удобные для запоминания.

При объяснении темы «Масштаб» можно продемонстрировать географические карты, в том числе несуществующих объектов (остров Сокровищ, страны Эльфов и пр.), строительные, технические чертежи. По этим же картам и чертежам проводится закрепление знаний. Я использую карты из журнала «Турист». Ученикам предлагается, зная масштаб, определить расстояние между какими-либо населенными пунктами. Как правило, такое задание вызывает большой интерес, и многие обучающиеся берут дополнительное задание.

При обобщении знаний по теме «Сравнение чисел» я использую небольшие плакаты, на которых записаны примеры. Часть примеров скрыта следами кошачьих лапок. Я рассказываю ученикам, что когда я рисовала для них эти плакаты, мой кот случайно попал в краску и оставил эти следы. Ученикам предлагается догадаться, что скрыто под кошачьими следами. Конечно, нельзя долго эксплуатировать образ кота. 3-4 урока ученики воспринимают его как старого знакомого, процесс идет живее, но затем необходимо переключаться на что-то иное.

Удачным получается обобщение знаний в форме викторины или командного соревнования с применением презентации. Наиболее удобна форма по типу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».

Для формирования умений и навыков я использую карточки с «окошечками» для написания пропущенных слов, чисел или понятий, карточки с наклеенными из цветной бумаги геометрическими фигурами, модели объемных фигур, развертки геометрических фигур.

Контроль за усвоением знаний можно организовать как с помощью раздаточного материала, так и с помощью тестирующих программ и презентаций. Причем, тестирующую программу могут составить и сами школьники. К примеру, мы с учениками 7 класса написали программу для проверки знания учениками младшей школы таблицы умножения. Второклассникам очень понравилось, что компьютер сперва «знакомился» с ними, спрашивая их имена, а затем обращался к ним по имени и на каждый их ответ реагировал какой-либо фразой, а в конце теста ставил оценку. Презентацию для контроля знаний удобно использовать в геометрии. Так, при контроле усвояемости обучающимися темы «Решение треугольников», я составила презентацию, состоящую из серии слайдов с чертежами, на которых были указаны некоторые элементы треугольников. Использование презентации в данном случае оказалось более удобным, чем использование раздаточного материала.

Таким образом, система использования дидактических материалов должна предусматривать последовательное, поэтапное обучение учеников различным формам учебной деятельности.

Дидактический дизайн – неотъемлемая часть работы учителя по созданию интересных, эстетичных дидактических материалов, психолого-педагогическая составляющая которой направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию мышления, формирование мотивации к изучению учебного материала.

Дидактический дизайн подразумевает учет возрастных особенностей учащихся. Он лежит в основе составления учебных планов и программ. Дидактические материалы должны обеспечивать доступность обучения. Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Конечно, доступность не следует понимать как учение без трудностей. Учебная работа требует определенных усилий учащихся в достижении поставленных целей, преодоления трудностей. Цель использования дидактических материалов заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий. Создавая дидактические материалы, нужно помнить, что в обучении необходимо следовать от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Изучение фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, для того, чтобы подготовить их к пониманию более сложных. И, конечно, учебный дидактический материал должен развивать обучающихся, давать пищу для ума, обеспечивать такой уровень сложности, чтобы содержание заданий для учащихся находилось (по Л. В. Занкову) в «зоне их ближайшего развития».

Источник

Что такое педагогический дизайн?

эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть картинку эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Картинка про эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания

Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования. Потребность в формировании качественных знаний постоянно растет, в то время как традиционные инструменты подходят для относительно простых, «линейных» методов подготовки.

При создании более сложных программ применение традиционных методов ведет к потерям времени и ресурсов. В итоге появилось понятие педагогического дизайна — дисциплины, которую команды разработчиков применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки обучающих материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.

Задачи педагогического дизайнера

Технология педагогического дизайна относительно проста. Нужно понять потребности учащихся и определить цели обучения, а затем передать знания и информацию максимально быстро, точно и эффективно. Но для этого требуется понять все предпосылки и четко задать конечные свойства продукта. А это, в свою очередь, требует планомерной и хорошо выстроенной работы, причем не одного человека, а грамотно подобранной команды разработчиков. При этом задачи педагогического дизайнера обширны и весьма непросты:

Такая четкая последовательность обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы и отточит формы его подачи.

Принципы педагогического дизайна

Основная задача качественной и планомерной разработки учебного курса — максимально полная передача нужной информации в доступной для ученика форме. Важен не просто сам факт её предоставления — с этим неплохо справляются более простые методы. Главной задачей является именно четкое восприятие и последующее применение полученных знаний на практике. Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения.

5 этапов разработки учебных материалов

Процесс проектирования учебных материалов по многим параметрам схож с такими дисциплинами как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна урока используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), разбивающая весь процесс на 5 этапов.

1. Анализ

Самая важная стадия разработки: выделяются ключевые элементы, изучаются потребности учеников и задача учителя, формулируются измеримые и понятные цели обучения, оценивается целевая аудитория и формы работы с ней, а также составляется список ожидаемых результатов. Для повышения эффективности эта стадия также разбивается на несколько этапов, позволяющих за счет постепенного выявления ключевых точек четко сформулировать задачи. Тщательно проработанные цели помогают определить инструментарий учебного курса, степень его наполнения интерактивными элементами и применимость уже имеющихся материалов и методик.

Здесь же можно четко определить методики оценки эффективности самого процесса обучения. Явно и точно заданные ожидаемые результаты позволят четко сформулировать содержание и форму упражнений, контрольных вопросов, итоговых заданий и формы их подачи. А также дадут возможность сравнить между собой материалы и методики различных авторов, выбрав только максимально подходящие. Это поможет и самому ученику в процессе обучения, сконцентрирует внимание на сути предлагаемого материала и направит усилия на достижение целей.

После того как выполнен анализ, цели обучения можно уточнить, что даст возможность приступить к разработке собственно учебных материалов.

2. Проектирование

Самая обширная и непредсказуемая стадия проекта. В этот момент необходимо учесть все выводы стадии анализа и выработать общий план и структуру материала, оформить схему упражнений и оценок, визуальный ряд, интерфейс и общий дизайн, увязать между собой десятки порой сильно различающихся компонентов. По сути создается некий прототип, сценарий всего проекта, определяющий влияние каждого элемента на задачи, выявленные на первом этапе. Он также должен быть разбит на несколько шагов, поскольку попытка решить все задачи без планомерного подхода чаще всего обречена на провал.

3. Разработка

Основная «техническая» стадия любого проекта, когда все созданные материалы занимают свое место в общей структуре, обрастают новыми элементами и логическими связями, проходят отладку и «притирку» между собой. Здесь же можно очень тонко настроить выбор методов изложения материала, тона подачи, стиля, форму изложения отдельных элементов исходя из целей всего проекта и особенностей аудитории.

На этом этапе окончательно встраиваются элементы общего контента, подбираются наиболее эффективные упражнения, вырабатываются формы обратной связи и проверки освоения материала (задания и способы контроля), оттачиваются интерфейс и связки (правила перехода) между отдельными темами или вопросами. Особое внимание следует уделить четкому определению инструментария для подведения итогов проверки или практической работы, что позволит оценить эффективность всего курса. Этап разработки — это очень кропотливая, но творческая работа, требующая от создателей максимальной гибкости при выполнении жестких исходных установок.

4. Реализация

На этой стадии учебный курс загружается в в соответствующую систему управления обучением (Learning Management System, LMS) или на ресурс, с помощью которого ученики могут получить доступ к материалам. Несмотря на казалось бы малую значимость этой стадии, она позволяет оценить применимость учебных материалов на практике. Именно здесь можно проверить, подходит ли урок или курс для выбранной аудитории, получить первичные данные о его выполнении и эффективности, наладить связь с сообществом обучающихся, что даст дополнительный материал для подготовки инструкций, сопроводительных документов и так далее.

5. Оценка

После накопления первичной информации о выполнении учебного курса нужно оценить его эффективность. Необходимо соотнести поставленные на стадии анализа задачи с результатами, которые получены на практике. Оцениваются сами учебные материалы, достижение целей обучения, выполнимость того или иного типа заданий и их соответствие общей задаче. На основании этого дорабатывается курс в целом или отдельные уроки, оцениваются результаты учебной работы и намечаются пути корректировки учебных материалов. Эта стадия в идеале должна закончиться пересмотром требований к отдельным блокам и обновленной версией всего курса.

Другие модели педагогического дизайна

ADDIE

ADDIE в настоящее время считается практически стандартом разработки учебных курсов с использованием правил педагогического дизайна. Её логичность и хорошо просматриваемая связь с классическими методами дает массу преимуществ. Есть и другие методики, вроде SAM, ALD, Dick & Carey Systems Approach Model или Jerrold Kemp Instructional Design Model, но пока они используются менее интенсивно.

Появление новых подходов легко объяснимо — растет объем информации, что увеличивает сложность линейного планирования, происходит смещение интереса разработчиков и потребителей. Поэтому подходы, ориентированные на явно заданные цели, все чаще уступают место конструктивистским моделям обучения. Это позволяет упростить процедуры педагогического дизайна и включить в них элементы кооперации и рефлексии, технологии быстрого прототипирования, каскадную модель и прочие методики. Процедура анализа, например, может длиться на протяжении всей разработки. Подготовка проектной документации сливается с фазой разработки материала. Даже доводка продукции вполне допустима на стадии окончательно работоспособной версии, «на площадке пользователя», что очень похоже на современные методики создания компьютерных программ с их бесконечными патчами и релизами.

Таким образом, жесткая последовательная цепочка производственных этапов превращается в единый процесс со множеством итераций. Грань между проектированием и производством материалов постепенно стирается, а сами они начинают взаимодействовать между собой по гораздо большему количеству смысловых или логических связок. Это дает разработчикам возможность создания весьма сложных комплексов учебных материалов.

Один из ярких примеров — модель SAM (Successive Approximation Model, Последовательная модель приближения). Её суть не в планомерном линейном развитии проекта, а в сочетании выполнения небольших по содержимому, по постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый из них постепенно приближает к выполнению общей задачи за счет все большей концентрации усилий по мере прохождения циклов. Это позволяет создать даже очень масштабные проекты «малыми шагами», разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто, поэтапно нарабатывая элементы взаимной привязки в процессе. Однако и здесь обязательно используется логичная цепочка развития, а весь процесс делится на четыре основные стадии:

Такая методика явно ориентирована не на академическую среду, а на профессионально-техническое образование и корпоративный сегмент, где относительно легко установить измеримую цель и проанализировать степень её достижения. Процесс сосредотачивается именно на конкретных навыках, а не на общем объеме знаний, что предъявляет повышенные требования к практическому опыту самих разработчиков. Все элементы итогового продукта должны строго оправдывать свое существование, выполняя непосредственно поставленные задачи и отсекая все лишнее. В этом наблюдается явное сходство с методологией SMART.

SMART

SMART – система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Её суть заложена в самом названии — Specific (Конкретный), Measurable (Измеримый), Attainable (Достижимый), Relevant (Актуальный) и Time-bound (Ограниченный во времени), вместе — SMART (Умный). То есть цель непременно должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависит от правильной её формулировки. Причем каким образом будет достигнуто выполнение, не имеет особого значения. Это может быть и поэтапное и планомерное повышение результатов за счёт множества небольших шагов, и сразу ориентация на максимально возможный результат — главное, чтобы он был конкретно и объективно измерим. Предварительный анализ и планирование путей здесь также играют колоссальную роль, поэтому эта концепция применима и к педагогическому дизайну в целом.

Методика ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости и кооперативности разработки. Она вобрала в себя множество наработок из области создания программного обеспечения, главный её козырь — ускорение повышения квалификации за счет резкого увеличения концентрации на специфических задачах. Поэтому она всё чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения и переподготовки, где необходима интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.

Основные принципы методики ALD:

В итоге создание и использование учебных материалов приобретает еще более конкретный вид, а лишние на данном этапе массивы знаний отсеиваются. Однако это вовсе не означат примитивизации процесса — в любое время все необходимые данные могут быть использованы по назначению. Причем как по мере готовности ученика, так и при появлении новых задач, что придает системе ALD большую гибкость при высокой концентрации на процессе.

Заключение

Споры об эффективности методик можно вести бесконечно. Однако хорошо заметно, что каждая из них имеет четкую ориентацию на конкретный сегмент, а потому все сильные и слабые стороны жестко связаны с самой потребностью выстраивать обучение различных групп с учетом их специфических потребностей. Хорошо освоенная и проработанная методика ADDIE даст мощный инструментарий для создания универсальных обучающих курсов, ориентированных по получение фундаментальных знаний, но требует очень высокой квалификации разработчиков. SAM позволяет объективно ускорить и упростить процесс разработки, а также придать ему большую гибкость в случае появления новых задач. А технологии ALD дают возможность быстро и четко создавать узкоспециализированные курсы, ориентированные на специальные области знаний.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом. 14-дневная пробная версия

Источник

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели 2622

В последние годы образование переходит в онлайн. И все чаще в этом контексте упоминается педагогический дизайн. Преподаватели понимают, что это необходимый навык для продолжения работы в новых условиях. Для некоторых это даже возможность выйти на новый карьерный уровень и преумножить доходы. Но что же это такое? Попробуем разобраться.

эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть картинку эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Картинка про эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания

Что такое педагогический дизайн

В широком смысле педагогический дизайн – это совокупность действий по организации онлайн-обучения. В разных источниках даются многочисленные его трактовки в более узком смысле:

На английском этот термин звучит как “instructional design”, что в дословном переводе означает «учебный дизайн» или «учебное проектирование».

Так что с дизайном в том смысле, какой первым приходит на ум, общего здесь мало. Педагогический дизайн – это педагогика, помноженная на менеджмент и воплотившаяся в проектной деятельности.

Для чего педагогу дизайнерские навыки

Тех, кто испугался слова «дизайнерские», успокоим сразу: быть художником вам не придется. Своим трудом вам предстоит вовлекать аудиторию в образовательный процесс, наглядно и грамотно представлять материал, а также оценивать эффективность собственной деятельности. Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи:

Как видите, оформительские навыки здесь – лишь капля в море. Если преподаватель от природы лишен художественного вкуса, не обладает глазомером и страдает дальтонизмом, это не значит, что педагогическим дизайнером ему не быть. От него требуется разработать курс, а такие мелочи, как его оформление, можно доверить подрядчикам.

Так для чего же это нужно? На обычный урок учитель приходит с готовым учебником и дополнительной информацией в голове (или на листочке). Как именно преподносить материал, он фактически решает по ситуации. Часть контента вообще может быть опущена.

В онлайн-образовании следовать наполеоновскому принципу «Главное – ввязаться…» не получится. Там к началу курса уже нужно иметь определенный набор инструментов на руках. В такой ситуации это уже не материал для занятий, который выслушает тот, кто придет. Это готовый бизнес-продукт, который предстоит внедрить, продвинуть и многократно продать.

Базовые принципы педагогического дизайна

Педагогический дизайн существует не так давно (порядка 50 лет, хотя в России о нем узнали гораздо позже), но базовые принципы уже успели сформироваться. Опираясь на них, преподаватель сможет создать качественный курс:

Еще один важный принцип, который для аудитории остается незамеченным, – это итоговая оценка эффективности. Критерии ее должны быть понятны и прозрачны как для вас, так и для коллег.

Модели разработки учебных материалов

Педагогический дизайн как научная область и практическая дисциплина постоянно пополняется новыми наработками. Они анализируются, систематизируются и складываются в готовые модели. Мы рассмотрим наиболее известные из них.

ADDIE

ADDIE – самая распространенная модель разработки материалов для обучения. Ее название – аббревиатура, включающая названия основных этапов деятельности:

Это краткое описание модели, дающее общее представление о ходе действий педагогического дизайнера. Каждый этап можно разбить на подэтапы для повышения доступности. На какие именно – решает конкретный преподаватель, исходя из своего личного подхода.

Если ADDIE предполагает последовательный подход, то SAM – его противоположность. Разработка ведется циклически: не с нуля до полной готовности курса, а путем его расширения.

SAM расшифровывается как SuccessiveApproximationModel – модель последовательной аппроксимации. Аппроксимация – это термин из математики. Так называется метод исследования количественных и качественных характеристик путем замены сложных объектов более простыми, но сходными.

В гуманитарных науках под аппроксимацией подразумевается сознательное упрощение сложного теоретического материала для приведения его в соответствие с практическими потребностями и возможностями целевой аудитории.

Базовый итеративный подход SAM предполагает повторение циклов, состоящих из трех этапов:

Педагог создает прототип курса на основе базового набора знаний и сразу его тестирует. В процессе прохождения курса каждой новой учебной группой в него вносятся коррективы. Это позволяет быстрее получить продукт, максимально соответствующий запросам аудитории.

Существует и расширенная версия SAM. Представим ее в виде таблицы.

При этом на подэтапе разработки возможно возвращение на предыдущий этап для проведения мозгового штурма и дополнительного проектирования. Когда дизайн курса становится приемлемым, запускаются альфа- и бета-версии. Когда и они подтвердят высокое качество, продукт полностью готов.

ALD означает “Agile Learning Design”, что отсылает нас к модной сегодня практике организации труда. Agile основывается на 4 ценностях и 12 принципах, которые оказались актуальны и для сферы образования. Среди ценностей особенно отметим приоритет людей и их взаимодействия перед процессами и инструментами и приоритет готовности к изменениям перед намеченным планом.

Хотя в английском языке и есть слово “agile” (оно переводится как «проворный, гибкий», в данном случае это все-таки аббревиатура. Она расшифровывается так:

В педагогическом дизайне по такой схеме строится разработка курса. Представим прохождение этапов в виде таблицы.

Модель обратного дизайна

Модель обратного дизайна (Backward Design) предполагает проектирование образовательной программы с конца. При более традиционных подходах мы начинаем с анализа и заканчиваем оценкой результатов. В этот раз действуем иначе:

Такая модель оптимальна для практикоориентированных и не слишком продолжительных курсов. Она поможет преподавателю не переусердствовать с теоретическим материалом и дать аудитории только те знания, которые ей требуются для получения конкретных результатов.

Модель Дика и Кэри

Модель Дика и Кэри называют также моделью системного подхода. Одни считают ее расширенной версией ADDIE, другие уверены, что она ближе к Backward Design за счет ориентированности на результат.

Разработка учебного курса по этой модели включает 10 этапов:

эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Смотреть картинку эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Картинка про эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания. Фото эссе педагогический дизайн в моей практике преподавания

Поскольку здесь реализован системный подход, изменения на каждом отдельном этапе неизбежно распространяются на все остальные.

Модель Колба

Модель Колба – еще одно эффективное решение для практикоориентированного обучения. При этом к нему прибегают, когда разрабатывают курсы для взрослых. Главное различие последних от детей в контексте обучения заключается в наличии жизненного опыта. Поэтому в общем виде образовательный процесс для взрослых, по Д. Колбу, должен строиться по такой схеме:

Однако фактически обучающие не проходят все 4 этапа, чаще ограничиваясь двумя. Исходя из этого формируются стили обучения.

Активное апробирование (действие)

Рефлексивный анализ (наблюдение)Получение опыта (ощущения)Приспосабливающийся типОтклоняющийся типТеоретическая концептуализация (мышление)Сосредоточенный типПоглощающий тип

Люди, которым свойственен приспосабливающийся тип обучения, ориентируются на общие представления и стремятся к консенсусу. Им важно прочувствовать вещи и явления.

Отклоняющийся тип обучения выбирают люди, привыкшие искать пути решения проблем. Они с удовольствием участвуют в мозговых штурмах и открыты к обратной связи.

Сосредоточенный тип присущ людям, у которых логика превалирует над чувствами. Для них важны конкретные действия и решение проблем в практической плоскости.

Сторонники поглощающего типа обучения – одиночки, предпочитающие наблюдение и обдумывание общению и командной работе. Они глубоко погружаются в суть проблем, строят ментальные модели, склонны к научным поискам.

Поскольку на курсе с большой вероятностью будут присутствовать все четыре типа слушателей, важно адаптировать образовательную стратегию под каждый из них.

Как выбрать подходящую модель педагогического дизайна

Личные предпочтения преподавателя не могут быть здесь решающим критерием. Курс разрабатывается для обучающихся, а не для педагога, поэтому потребности аудитории – превыше всего. Предлагаем небольшой чек-лист, который научит вас ориентироваться в моделях педагогического дизайна.

ВОПРОС ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
Для кого курс? Для взрослых Для детей
Backward Design;

Модель Дика и Кэри.

Теоретический курс или практический? Теоретический Практический
ADDIE;

Модель Дика и Кэри.

Есть ли возможность доработки в процессе? Есть Нет
SAM;

Модель Дика и Кэри;

В идеале нужно освоить все модели, потому что неизвестно, какой курс предстоит спроектировать завтра.

Также рекомендуем прочитать

Научная новизна: что это такое и где её найти

Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.

​Отчет о работе преподавателя: варианты содержания

Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.

Основные виды учебных заведений в России

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *