этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы

Этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы

этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Смотреть фото этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Смотреть картинку этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Картинка про этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Фото этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы

Введение

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие [1].

Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием недоразвитие языковых средств, наличие отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи, что еще больше осложняет это речевое расстройство [2-5,].

Причем как показало исследование Р.Е. Левиной, затруднения такого рода сильнее проявляются тот момент, когда ребенок лишен возможности опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления. И наоборот, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью.

Все вышеизложенное убеждает в том, что развивать самостоятельною речь детей нужно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Развитие самостоятельной речи детей нужно начинать с первых же уроков, не прибегая к традиционным упражнениям в подражательной (сопряженной, отраженной) и репродуцирующей речи. С самого начала занятий необходимо предусмотреть такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания. Одним из таких благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручной труд.

В настоящем исследовании в процессе экспериментальной деятельности мы опирались на методику, разработанную Н.А. Чевелевой [6]. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной к контекстной. Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по ручной деятельности строились по традиционной методике и содержали основные этапы деятельности: ориентировка в задании, планирование работы, собственная деятельность, анализ качества выполненной работы.

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания.

В общем виде представленную в нашем исследовании технологию логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ можно представить в виде схемы (рисунок).

этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Смотреть фото этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Смотреть картинку этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Картинка про этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы. Фото этапы коррекционного обучения при заикании у учащихся общеобразовательной школы

Рис. 1. Технология логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Коротко остановимся на характеристике каждого из них.

Период сопровождающей речи. На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы логопеда) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы («Я приклеиваю. », «Я вырезаю. », «Я раскрашиваю. » и т. д.). Такая речь носит название сопровождающей.

В процессе занятий учащийся непосредственно наблюдает свои действия, слышит, как их называет логопед. Таким образом, речь детей на таких занятиях опирается на восприятие: ребенок одновременно видит и осязает тот предмет, о котором говорит. Кроме того, речь учащихся опирается на представления, полученные в результате их собственной деятельности. Все это в значительной мере облегчает речь заикающегося ребенка, так как речь, опирающаяся на восприятие и представления, является для детей наиболее доступной. И хотя с самого первого момента речь ребенка носит самостоятельный характер, пользование ею совершенно свободно от заикания. На протяжении всего первого периода сопровождающая речь постепенно усложняется.

Во второй период, как и в предыдущий, осуществляется такой подбор поделок, который побуждает детей к более сложным высказываниям. Так, например, учащимся делали такие поделки, изготовление которых требует совершать все большее количество операций. Благодаря этому ответы детей становились более разнообразными и сложными. Кроме того, в процессе выполнения такой работы и в ходе высказывания детей по этому поводу развивается логическое мышление и память детей.

Период предваряющей речи. В этот период дети начинают пользоваться еще более сложной формой речи. Переход к ней становится возможным после того, как учащиеся начинают свободно пользоваться сопровождающей и завершающей речью. На этой основе в третьем периоде вводится новая, наиболее сложная форма речи – предваряющая. В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеревается делать («Сначала я возьму кусок пластилина и разомну его», «Я буду делать карнавальную шапочку из желтой и красной бумаги», «Я согну листок пополам, а потом – еще пополам» и т. д.).

Пользуясь предваряющей формой речи, учащиеся говорят уже без опоры на восприятие, лишь по следам представлений, возникших во время объяснения логопеда, по уже не собственной деятельности.

Итак, к концу третьего периода дети овладевают развернутой повествовательной контекстной речью. В этом выражается рост, перестройка речевой деятельности заикающихся детей. Если раньше, в самом начале занятий, ученики могли самостоятельно, без заикания отвечать только на один вопрос, да и то короткой фразой, то теперь они в состоянии давать исчерпывающие объяснения, выражать свои замыслы, делиться своими неудачами, критиковать работы, выполненные недостаточно аккуратно, красиво и точно. Как можно убедиться, самостоятельная речь детей в этот период оказывается настолько развитой, что они могут свободно, без заикания отвечать на любые вопросы логопеда и товарищей, строить самостоятельные развернутые рассказы.

Период закрепления навыков самостоятельной речи. На протяжении четвертого периода мы проводили свободную «речевую практику». Учащиеся на занятиях отвечали на всевозможные вопросы, сами задавали нам вопросы и другим учащимся, разговаривали по любому поводу, поясняли, советовались.

В этот период речь учащихся приближается к свободным формам, какими ребенок пользуется в повседневном общении. Теперь дети говорят не только по поводу изготовляемых ими поделок.

На занятиях последнего периода мы использовали любую возможность для того, чтобы побудить детей к самостоятельным высказываниям. Теперь учащиеся уже могут совершенно самостоятельно строить ответы на любые вопросы, делиться своими впечатлениями о прошедших уроках в классе, обсуждать ответы детей у доски то тем или иным предметам. Продолжая мастерить на занятиях различные нужные и интересные вещи, можно достигать все большей и большей самостоятельности и разнообразия разговоров, суждений, опоров.

Таким образом, процесс ручного труда на логопедических занятиях направлен на развитие самостоятельной речи заикающихся младших школьников, начиная с наиболее элементарной, доступной для них, ситуативной речи, постепенно подводя к использованию контекстной речи. На занятиях ручным трудом не возникает необходимости прибегать к таким традиционным формам речи, как подражательная (сопряженная, отраженная) и репродуцирующая. С самого начала занятий предусмотрены такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания.

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках нашего исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания в процессе ручного труда на основе вышеизложенной системы Н.А. Чевелевой с использованием элементов ИКТ.

Источник

Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

Источник

Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Устранение заикания

у младших

школьников – коррекционно-развивающая программа

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

устранение заикания у младших школьников через:

организацию фонационного дыхания;

формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;

стабилизацию темпа и ритма речи;

развитие и совершенствование связной речи;

повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать :

правила речевого дыхания;

приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся будут уметь :

дифференцировать речевой и дыхательный ритм;

применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

чётко произносить все звуки;

интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;

формирование правильного речевого дыхания;

развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;

нормализация общей, мелкой и речевой моторики;

снятие судорожных задержек;

выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;

развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.

совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение.

Коррекция речи осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий 3 раза в неделю в течение года, во второй половине дня. Всего 96 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы

“ Устранение заикания у младших школьников”

I. этап Подготовительный

Цели:

Знакомство с детьми, исследование речевой патологией ребёнка,

заполнение речевых карт, изучение данных невропатолога.

Установочная беседа с родителями и проведение общего и речевого охранительного режима (два первых занятия).

I I. этап Охранительный

Цели:

Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи, знакомство с артикуляционной гимнастикой.

Обучение детей нижнедиафрагмальному дыханию.

Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности в свои силы.

Знакомство с органами артикуляции.

Уяснение знания артикуляции и дыхания в акте речи.

Упражнения для челюсти.

Упражнения для губ.

Речь, предложение, слово.

Гласные и согласные звуки.

Признаки гласных и согласных звуков.

Знакомство с артикуляцией гласных звуков.

Дыхательные и голосовые упражнения.

Артикуляция гласных звуков.

Правила речевого внимания.

Правила речевого дыхания.

Релаксация: «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Ноги загорают». Расслабляющий массаж лица и шеи.

Правила речевого дыхания:

Во время разговора вдох через лёгкую улыбку.

При вдохе стенка живота немного поднята, при выдохе – опускается.

Грудь и плечи неподвижны.

Обучение нижнедиафрагмальному дыханию насеет 2-8 (сначала лежа, затем сидя).

Упражнения на релаксацию «Дрема», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

Обучение самомассажу лица и шеи.

Повторение правил речевого дыхания.

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания сидя, затем стоя.

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Артикуляция гласных звуков.

Релаксация: «Парус», «Камень-бумага», «Жарко-холодно», «Душистый цветок».

Самомммассаж лица и шеи.

Гласные 1 и 2 ряда. Их артикуляция.

I I I. этап Режим ограничения речи.

Цели:

Закрепление навыков правильного речевого дыхания.

Развитие голоса и четкой артикуляции.

Снятия мышц органов артикуляции и тела.

Воспитание навыков замедленной, плавной, слитной речи.

Развитие коммуникативных способностей.

Работа над голосом.

Упражнения на релаксацию «Дрема», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

Упражнения «Песенка», «Музыкант». «Эхо».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения артикуляционные, дыхательные, голосовые.

Релаксация: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «»Горка».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Произнесение на одном выдохе ряда гласных.

Правило об ударении.

Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная.

Релаксация: «Шалтай-болтай», «Сердитая кошка», «Пружинки», «Душистый цветок».

Правило: «В каждом слове выделяй ударный звук (звук – командир)».

Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отражено.

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

Правило о правилах.

Релаксация: «Жук», «Комарик», «Ворона», «Гуси».

Дыхательные и голосовые упражнения.

Правило: «В речи соблюдай паузу».

Пауза – остановка, во время которой делается вдох.

Заключение четверостишья сопряжено, затем отражено с соблюдением изученных правил речи.

Релаксация: «Волшебный сон».

Краткие ответы на вопросы по сюжетной картинке с соблюдение изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отраженно. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни».

Автоматизированная речь: перечисление дней недели, месяцев. Определение в этих словах звуков-комаров.

Сопряженно-отраженное чтение стихов.

Правила о произнесении коротких фраз.

Релаксация «Волшебный сон».

Закрепление правила речи: «Короткая фраза произносится на одном дыхании».

Упражнения в кратких ответах. «Закончи предложение».

Игра «Любопытны», «Угадай и добавь».

Автоматизированная речь: порядковый счет.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Море на рассвете».

Закрепление изученных правил речи.

Отраженное чтение стихов. Решение арифметических приемов. Игра «Любопытный».

Отраженное чтение стихов.

Стихотворная речь под хлопки, на шаги.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Морские просторы».

Закрепление правил речи.

Отраженное чтение стихов.

— счет предметов с определениями.

4 этап Развитие и закрепление навыков свободной речи.

Закрепление согласованности дыхания, голоса, артикуляции.

Закрепление навыков плавного длительного выдоха.

Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из 1-3 смысловых отрезков.

Тренировка самостоятельной речи в условиях логопедического кабинета и вне его.

Работа по воспитанию находчивости, наблюдательности, быстроты формирования фразы.

Закрепление коммуникативных способностей.

Произнесение кратких фраз.

Релаксация под музыку «Морской прибой».

Правило о произнесении коротких раз:

«Короткие предложения говори на одном выдохе».

Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.

Самостоятельное произнесение коротких фраз.

Релаксация под «Шум волн».

Повторение правил речи.

Самостоятельное произнесение коротких фраз со сменой логического ударения.

Автоматизированная речь (счет по порядку и обратно, таблица умножения).

Произнесение длительных фраз.

Релаксация под музыку «Водная стихия».

Правила о произнесения длинных фраз: « Длинное предложение дели на части. После каждой части делай паузу и вдох».

Выразительная речь. Паузы. Интонация.

Повышение и понижение голоса.

Самостоятельное произнесение длинны фраз с различной интонацией.

Полные ответы. Решение занимательных задач.

Самостоятельное произнесение длительных фраз.

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Повторение правил речи.

Соблюдение пазу на знаках препинания.

Произнесение предложений с соблюдением пауз и с различной интонацией.

Игра «Придумай загадку», «Веселый счет».

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

Произнесение длительных предложений с паузами (читаем и рассказываем сказку).

Игра «Для чего это нужно».

Составляем рассказ – описание (игрушка, животные, птицы).

Описывает кого-то или что-то.

К тексту можно поставить вопрос «какой, какая».

Заяц (где живет, какие у него лапы, какой по цвету заяц летом и зимой, чем питается заяц летом и зимой, кто опасен зайцу).

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Закрепление на практике правил речи

Расставляем картинки в последовательности рассказа

Выяснение причинно – следственных связей

Устанавливаем последовательность действий в рассказе

Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов

Пересказ текста по предмета картинкам, расположенным последовательно

Пересказ без опоры на картинки

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

Составление плана рассказа и рассказывание по плану

План – это основное, о чем говорится в рассказе.

План большой книги – оглавление.

В плане показываем последовательность действий.

Составление плана рассказа и рассказывание по плану:

Чтение рассказа логопеда

Деление рассказа на части

О чем (о ком) будет рассказывать в каждой части

Пересказ рассказа по частям

Пересказ рассказа целиком

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Составьте конец рассказа по его началу

Составьте начало рассказа по его концу

Придумайте начало и конец по середине рассказа

Тренировка свободной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок :

Назовите последовательность происходящих действий

Расскажите, соблюдая последовательность

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Звуки океана».

Ответьте на вопросы полным предложением.

Перескажите получившийся текст.

Прослушайте слова и придумайте по ним рассказ.

Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Дайте названия рассказам

Тренировка свободной речи.

Создание обыгрывание бытовых ситуаций.

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Дети распределяют роли и обыгрывают предложенные ситуации по данному логопедом образцу.

Примерные ситуации: «На почте», «В магазине игрушек», «Продуктовый магазин», «Парикмахерская», «День рождения».

Закрепление навыков свободной речи в естественных условиях.

Дети вместе с логопедом посещают общественные места (Библиотека и т.д.) и, используя полученные навыки.

Литература

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Москва. Сфера. 2005.

3. Заикание у подростков. Москва. 1989.

4. Заикание. Москва. 1983.

5. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.

7. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.

8. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

9. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Под редакцией Ланцова А.А. и Кузьмина Ю.И. Санкт-Петербург. 1994.

10. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.

11. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва. Аркти,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *