этапы спортивной тренировки кратко

Этапы спортивной тренировки

На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная спе­циализированная тренировка; углубленная специализированная тре­нировка; достижение высокого спортивного мастерства.

Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на тре­бования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занима­ющимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным толь­ко в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнасти­ки вызвано искусственным характером и чрезвычайной коорди­национной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, ус­тойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на

движения, эмоциональной устойчивости, решительности и сме­лости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точно­сти, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на со­ревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гим­наста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В осо­бенности это относится к вольным упражнениям.

Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоя­тельствам:

1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.

2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудо­вания, внедрение в практику тренировочного процесса тренаже­ров и технических приспособлений, сделавших занятия спортив­ной гимнастикой практически безопасными для здоровья.

3. Совершенствование методики обучения упражнениям и трени­ровки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, ри­сунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.

4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для ук­репления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спор­тивных достижений.

5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гим­настикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.

6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положе­ний о детских соревнованиях, спортивной классификации.

7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подго­товки и воспитания спортсменов высокой квалификации.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1192 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

М. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

17.2. Этапы спортивной тренировки

На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная спе­циализированная тренировка; углубленная специализированная тре­нировка; достижение высокого спортивного мастерства.

Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на тре­бования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занима­ющимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным толь­ко в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнасти­ки вызвано искусственным характером и чрезвычайной коорди­национной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, ус­тойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на

движения, эмоциональной устойчивости, решительности и сме­лости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точно­сти, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на со­ревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гим­наста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В осо­бенности это относится к вольным упражнениям.

Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоя­тельствам:

Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.

Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудо­вания, внедрение в практику тренировочного процесса тренаже­ров и технических приспособлений, сделавших занятия спортив­ной гимнастикой практически безопасными для здоровья.

Совершенствование методики обучения упражнениям и трени­ровки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, ри­сунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.

Использование спортивно-оздоровительных лагерей для ук­репления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спор­тивных достижений.

Совершенствование системы отбора детей для занятий гим­настикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.

Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положе­ний о детских соревнованиях, спортивной классификации.

Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подго­товки и воспитания спортсменов высокой квалификации.

17.2.1. Начальная спортивная тренировка

Начальная спортивная тренировка начинается, как уже отме­чалось, с 7 —8 лет, а в ряде случаев и с 5 —6-летнего возраста. Этот период рассчитан на 3 — 4 года непрерывной учебно-трени­ровочной работы по 3 — 4 занятия в неделю продолжительностью не менее 120 мин каждое. Наполняемость групп — 10 — 12 человек. На этом этапе решаются следующие основные задачи: 1. Изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности, а также биографии и условий быта в связи с пригодностью к заня­тиям гимнастикой со спортивной направленностью.

Повышение общей физической подготовленности как фун­дамента для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.

Повышение специальной физической подготовленности с целью развития способностей гимнаста.

Совершенствование взаимодействия сенсорных систем (зри­тельной, вестибулярной, тактильно-мышечной) при выполнении сложных упражнений на уменьшенной площади опоры, враща­тельных движений в опорном и безопорном положении тела.

Решение этих задач достигается включением в содержание за­нятий главным образом упражнений для повышения общей фи­зической подготовленности. От 40 до 60 % времени уделяется под­вижным и упрощенным спортивным играм, остальное время уро­ка идет на хореографическую и акробатическую подготовку, на изучение простейших элементов на гимнастических снарядах. Здесь особое место занимают упражнения в смешанных висах и упорах для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования гимнастического стиля исполнения упражнений. Занимающиеся обогащаются разнообразным двигательным опытом, им привива­ется интерес к занятиям, у них постепенно формируется созна­тельное и активное отношение к гимнастике. Оно в соответствии с теорией отражения предполагает педагогическое воздействие на чувства, разум и практическую деятельность юных гимнастов. Чув­ственное восприятие гимнастики стимулирует осознанное к ней отношение и готовность к практической деятельности. В свою оче­редь, осмысление сущности гимнастики активизирует чувствен­ное восприятие ее и готовность гимнаста к практическим заняти­ям. Учебно-тренировочная деятельность повышает чувственное и рациональное (осмысленное) к ней отношение. Степень вовлече­ния этих форм отражения в активное взаимодействие при форми­ровании у юных гимнастов сознательного и активного отношения к гимнастике зависит от методического мастерства педагога-тре­нера. Большое значение придается индивидуальному подходу к юным гимнастам. При этом используются следующие методичес­кие приемы: убеждение и внушение в процессе групповых и ин­дивидуальных бесед, поощрение, порицание, индивидуальные задания на занятиях, домашние задания для самостоятельной ра­боты над собой; согласование оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на юных гимнастов с их родителя­ми, врачами и школьными учителями.

17.2.2. Начальная специализированная тренировка

Этот вид тренировки охватывает детей в возрасте 10 — 12 лет. Занятия проводятся по 5 — 6 раз в неделю продолжительностью 160 мин каждое. Время, отводимое на общую физическую подго-

товку, сокращается до 20 — 30% от общего времени занятия. Боль­шое внимание уделяется специальной физической подготовке и спортивному совершенствованию. Основными задачами этого пе­риода являются:

укрепление здоровья, развитие способностей гимнаста;

техническая подготовка, изучение и совершенствование как можно большего количества упражнений из существующего объема элементов, близких по структуре движений, сенсорному и энер­гетическому обеспечению к упражнениям по соответствующему спортивному разряду;

совершенствование гимнастического стиля выполнения уп­ражнений.

В соответствии с этими задачами подбираются средства и мето­ды учебно-тренировочных занятий. В них включаются упражнения общей и специальной физической подготовки, ритмической, ху­дожественной гимнастики, хореографии и акробатики. Основное внимание уделяется изучению новых сложных гимнастических упражнений и совершенствованию техники исполнения ранее освоенных.

Этот период подготовки юных гимнастов характеризуется сле­дующими специфическими особенностями:

большим объемом и высокой интенсивностью тренировоч­ных нагрузок у девочек с 12 — 13, а у мальчиков с 14 — 15 лет. Одна­ко беспредельно повышать нагрузку нельзя, поэтому гимнасты совместно с тренером тщательно планируют и продумывают каж­дый подход к снаряду;

с указанного выше возраста начинается половое созревание юных гимнастов, в связи с этим происходят функциональные перестройки в организме и изменения в психике. Это учитывается при индивидуальной дозировке нагрузки;

у детей этого возраста хорошо развиваются задатки и спо­собности, благодаря чему они быстро овладевают необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками. Наряду с есте­ственной потребностью в движениях у них формируется осознан­ное и активное отношение к занятиям гимнастикой.

Все это облегчает достижение высоких спортивных результатов и решение других педагогических задач.

17.2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13—16 лет

Основной целью данного периода тренировки является овла­дение техникой сложных гимнастических упражнений. Эта цель достигается решением следующих задач:

1. Укрепление здоровья, повышение функциональных возмож­ностей организма, развитие способностей гимнаста.

Овладение техникой исполнения упражнений всех структур­ных групп (преимущественно профилирующих движений). Совер­шенствование гимнастического стиля исполнения упражнений.

Достижение уровня тренированности, соответствующего дан­ному возрасту, формирование спортивного мастерства.

Решение этих задач достигается за 4 — 5 лет напряженного тру­да с применением значительных тренировочных нагрузок.

Формированию спортивного мастерства гимнастов в этот пе­риод способствуют:

быстрое развитие относительной (13 — 14 лет), а к 16 годам и максимальной (динамической, скоростной и статической) мы­шечной силы;

обогащение гимнастов разносторонним и более глубоким опы­том (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным);

более осознанное и активное отношение к тренировкам;

формирующийся индивидуальный стиль деятельности;

своевременное, до начала обучения сложным упражнениям, изучение и развитие способностей гимнастов;

формирование гимнаста как личности, как субъекта сложной и ответственной деятельности;

индивидуальный и личностный подход к каждому гимнасту в ходе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований.

Одним из эффективных методических приемов повышения ка­чества тренировки является распределение нагрузки в каждом за­нятии. Наиболее удачным считается чередование в уроках малых, средних и больших нагрузок. Например, первые 2 раза (подхода к снаряду) выполняются отдельные элементы из классификаци­онной программы, затем — 2 раза упражнение (комбинация) в целом на оценку. Далее 3 раза выполняются отдельные элементы или соединения (2 — 3 элемента) и еще раз упражнение в целом на оценку. Таким образом, тренировка проводится с нагрузкой переменной интенсивности. Это содействует развитию способно­стей гимнаста и повышению качества исполнения изучаемых уп­ражнений, положительно сказывается на функциональном состо­янии организма, способствует приспособляемости к интенсивной мышечной работе. Стандартные нагрузки оказываются менее эф­фективными. Они быстрее утомляют юных гимнастов, меньше содействуют развитию способностей и повышению качества ис­полнения упражнений.

Другим вариантом переменной интенсивности нагрузок явля­ется чередование коротких упражнений с продолжительными, отдельных элементов и соединений из них с целыми комбинаци­ями на протяжении всего занятия. Такие чередования нагрузки позволяют совершенствовать технику исполнения упражнений в течение всего периода тренировки.

Еще одним вариантом распределения нагрузки может быть та­кой, при котором в конце учебно-тренировочного урока после разучивания новых упражнений в каждом виде многоборья зани­мающимся предлагается 1 — 2 раза выполнить зачетную комбина­цию на оценку. Это изменяет интенсивность тренировочных на­грузок и приучает гимнастов к качественному выполнению уп­ражнений в усложненных условиях.

Успешное овладение спортивными упражнениями зависит от способностей гимнастов, их общей и специальной физической подготовленности. Эти способности могут быть развиты с помо­щью специальных (подготовительных, подводящих) упражнений. Важно, чтобы они имели возможно большее сходство со спортив­ными упражнениями по структуре движений, энергетическому, сенсорному и психологическому обеспечению. Чем больше это сходство, тем быстрее гимнасты научатся выполнять сложные упражнения.

В этот период большое значение имеет психологическая подго­товка юных гимнастов: развитие целеустремленности и дисцип­линированности, самостоятельности и инициативности, настой­чивости и упорства в достижении цели, решительности и смело­сти, выдержки и самообладания, свойств внимания, памяти на движения, эмоциональной устойчивости, сознательное и актив­ное отношение к занятиям, чувство ответственности за результа­ты тренировки. Педагогу-тренеру необходимо знать признаки этих психологических свойств (способностей) гимнастов, уметь оце­нивать их состояние методом систематических наблюдений в раз­личных условиях деятельности и с помощью специальных гимна­стических упражнений (тестов).

17.3. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов

Необходимость контроля за состоянием гимнастов в ходе учеб­но-тренировочных занятий и спортивных соревнований вызвана тем, что в этот возрастной период у разных лиц функции орга­низма, психические и личностные свойства, опыт, обучаемость и воспитуемость индивидуально различны. Далеко не одинаковы потенциальные возможности отдельных органов и организма в целом, возможности психики у разных гимнастов. У одних эти возможности значительно больше, у других — меньше. В ходе спортивных занятий и особенно соревнований могут обнаружить­ся существенные различия в проявлении и других индивидуаль­ных свойств. В силу этих различий одна и та же физическая или психологическая нагрузка может быть для одних чрезмерной, для других — безразличной, для третьих — явно недостаточной. По­этому необходима система контроля, включающая в себя учет объ­ема, интенсивности нагрузки и степени утомления гимнастов.

При планировании нагрузки результаты контроля позволяют осу­ществить индивидуальный и личностный подход к каждому гим­насту, укрепить здоровье, повысить физическую работоспособ­ность, интерес к занятиям, исключить травматизм.

Объем нагрузки определяется по моторной плотности занятия, по количеству выполненных элементов, соединений, целых ком­бинаций, опорных прыжков, упражнений общей и специальной физической подготовки, технически сложных элементов в отдель­ном уроке, в недельном цикле тренировки.

Интенсивность нагрузки оценивается по количеству элементов, выполненных за 1 мин тренировочного времени, или по величи­не так называемого индекса интенсивности TV (А. М.Шлемин) — чем он больше, тем выше интенсивность нагрузки:

этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко

Интенсивность нагрузки в занятии оценивают также по коли­честву элементов групп Е, Д, С, Б, А, не входящих в группы трудности, обязательных и произвольных комбинаций, выполнен­ных за время тренировочного урока. В процессе тренировки и со­ревнований большие нагрузки падают на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, педагогу-тренеру важно знать реакции гимнастов на предлагаемые физические нагрузки и состояние этих систем.

При контроле за нагрузкой гимнастов имеется в виду, что по энергозатратам все элементы в гимнастике являются равнознач­ными. Нет существенных различий в интенсивности мышечной работы гимнаста при выполнении элементов различной трудно­сти как на отдельном снаряде, так и в многоборье в целом. Труд­ность сложных и сверхсложных элементов не в величине энерго­затрат, а в их координационной сложности, в высоких требова­ниях к психике, особенно к эмоциональной устойчивости, реши­тельности и смелости. Дети легче схватывают сложные движения ■ и быстрее овладевают ими, чем взрослые, потому что у них мень­ше развито чувство страха, они больше доверяют тренеру.

Контроль предусматривает и управление состоянием юных гим­настов. Оно может быть оперативным, изменяющимся под влия­нием однократного воздействия физических упражнений и окру­жающей среды; текущим — изменяющимся под воздействием од­ного или нескольких тренировочных занятий, и перманентным (спортивная форма) — сохраняющимся от одной недели до месяца.

Управление этими видами состояния основывается на резуль­татах тщательного изучения функциональных возможностей орга­низма, здоровья, способностей юных гимнастов и их податливо­сти к развитию, обучаемости и воспитуемости. Указанные данные

учитываются при постановке цели и задач тренировки, при со­ставлении индивидуального плана на месяц, год и даже ряд лет для каждого гимнаста. В нем предусматривается укрепление здоро­вья, повышение функциональных возможностей организма, раз­витие способностей, овладение новыми сложными упражнения­ми, воспитательные мероприятия. Изучение индивидуальных осо­бенностей гимнастов кладется в основу управления тренировоч­ными и соревновательными нагрузками и достижения заплани­рованного спортивного результата.

О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у юных гимнастов можно судить:

Источник

Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл

Содержание

Исторические корни и современное состояние [ править | править код ]

Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).

За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом.

Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.

Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.

Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.

Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.

Основные положения традиционной теории [ править | править код ]

Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.

Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов

Источник

Периоды и этапы спортивной тренировки

этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко

этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко

этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко

Каждый спортивный год делится на подготовительный, со­ревновательный (основной) и переходный периоды тренировки.

Периоды и этапы спортивной тренировки определяются зако­номерностями развития спортивной формы с учетом индивиду­альных особенностей борцов и календаря соревновании.

Закономерность развития спортивной формы заключается в непрерывной смене трех фаз: ее приобретения, сохранения и вре­менной ее утраты. Затем эти фазы повторяются на более высо­кой и прочной основе. Решающим фактором развития спортив­ной формы является тренировка.

I. Подготовительный период тренировки. Он составляет приб­лизительно 80 дней и направлен на обеспечение постепенного пе­рехода от активного отдыха к интенсивной специфической рабо­те, на дальнейшее развитие физических качеств, освоение и со­вершенствование техники и тактики борьбы. В подготовительном периоде закладывается прочный фундамент успешной деятель­ности спортсмена в предстоящем соревновательном периоде.

В основные задачи подготовительного периода входят: повы­шение функциональных возможностей организма, его работоспо­собности; повышение общефизической подготовленности и раз­витие необходимых борцу физических качеств; освоение приемов, контрприемов и защит и новых вариантов ранее освоенных тех­нических и тактических действий; дальнейшее совершенствова­ние излюбленных технических и тактических действий и устране­ние недостатков в их проведении; расширение знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки и тактике участия в соревно­ваниях; воспитание моральных и волевых качеств; расширение знаний в области теории спортивной тренировки.

Основной разновидностью занятий по борьбе в это время яв­ляется учебно-треннровочное занятие. Один или два раза в неде­лю организуются занятия по физической подготовке. Не исклю­чено, что в подготовительном периоде могут проводиться неболь­шие соревнования, не требующие от спортсмена специальной подготовки для участия в них. Повышение работоспособности обеспечивается постепенным увеличением интенсивности и объема тренировочных нагрузок. В этом периоде нагрузка по интен­сивности — умеренная, по объему — большая. К основным сред­ствам тренировки в этот период относятся общеразвивающне упражнения, специальные упражнения, учебные и учебно-трени­ровочные схватки.

Соотношение общеразвивающих, специальных упражнений и схваток неодинаково. Во второй половине подготовительного пе­риода (по мере приближения соревновательного периода трени­ровки) удельный вес специальных упражнений и схваток увели­чивается.

Примерный вариант планирования недельного цикла тренировки подготовительного периода

Понедельник — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.

Вторник — занятия по физической подготовке. Нагрузка малая.

Среда — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике я тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.

Четверг — занятие по физической подготовке. Нагрузка малая

Пятница — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изу­чение и совершенствование в технике и тактике, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая

Суббота — парная баня, массаж. Нагрузка малая.

Воскресенье — активный отдых.

Недельный цикл строится примерно из расчета пяти дней за­нятий. Из них три дня в неделю (например, 1,3 и 5-й) имеют ос­новную направленность — совершенствование в технике и так­тике, а два дня (например, 2-й и 4-й) отводятся для развития физических качеств. 6-й день недельного цикла предназначен для посещения парной бани и массажа, а 7-й день — для активного отдыха.

Контроль за ходом выполнения задач подготовительного пе­риода целесообразно осуществлять дважды — в середине и кон­це периода. Для этого выполняются нормативные упражнения, используются объективные методы, определяющие уровень тех­нической, тактической и физической подготовки каждого из бор­цов, подвергаются анализу индивидуальные планы-дневники. С этой же целью во второй половине подготовительного периода можно запланировать проведение соревнований.

этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть фото этапы спортивной тренировки кратко. Смотреть картинку этапы спортивной тренировки кратко. Картинка про этапы спортивной тренировки кратко. Фото этапы спортивной тренировки кратко

II. Соревновательный (основной) период тренировки. Этот период тренировки направлен на подготовку и успешное выступ­ление в соревнованиях. Его длительность около 8 месяцев. К важ­нейшим соревнованиям (а таких может быть три) борец дол­жен быть хорошо подготовлен. В интересах показа лучших результатов в крупных состязаниях выступления в других сорев­нованиях должны носить подчиненный характер.

Основными задачами соревновательного периода являются: приобретение высокого уровня тренированности; дальнейшее за­крепление, совершенствование и освоение новых вариантов тех­ники и тактики; расширение и закрепление знаний и умений в тактике ведения схватки и участии в соревнованиях; достижение высокого уровня развития физических, волевых и моральных ка­честв, необходимых в борьбе; расширение теоретических знаний.

Соревновательный период тренировки в соответствии с коли­чеством соревнований делится на этапы предварительной подго­товки к соревнованиям, непосредственной подготовки, участия в соревнованиях и активного отдыха после их окончания.

1. Этап предварительной подготовки планируется в том слу­чае, если имеется больше времени, чем это необходимо для не­посредственной целенаправленной подготовки к участию в бли­жайшем соревновании. Например, продолжительность времени между окончанием активного отдыха после предыдущего и на­чалом следующего соревнования равна 44 дням, тогда как для этапа специальной подготовки необходимо 30 дней. В этом слу­чае продолжительность этапа предварительной подготовки будет составлять две недели.

Основные задачи предварительного этапа подготовки сводят­ся к освоению новых вариантов технических и тактических дей­ствий, дальнейшему совершенствованию излюбленной техники и тактики с учетом задач предстоящего выступления; устранению недостатков, выявившихся в ходе прошедших соревновании; дальнейшему развитию физических качеств; укреплению волевых и моральных качеств. К основным средствам этого этапа трени­ровки относятся: общеразвиваюшие гимнастические упражнения и вспомогательные виды спорта (спортивные игры, упражнения со штангой, гребля, плавание, лыжи, бег на короткие дистанции, кросс, метания), различные специальные имитационные упраж­нения со снарядами и без снарядов, упражнения с партнером.

Особое внимание в этот период уделяется учебно-тренировоч­ным схваткам.

Интенсивность упражнений должна быть средней, объем — выше среднего.

Основная форма работы — учебно-тренировочное занятие. Для устранения недостатков в физической подготовке борцов специально организуются занятия вспомогательными видами спорта и другими общеразвивающими упражнениями.

Примерный вариант недельного цикла тренировки на этапе предварительной подготовки к соревнованиям

Понедельник — учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изу­чение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.

Вторник — учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.

Среда — занятия по физической подготовке. Нагрузка малая.

Четверг — то же, что и в понедельник. Нагрузка средняя.

Пятница — тренировочное занятие по борьбе. Направленность: совершен­ствование технического и тактического мастерства в схватках, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая.

Суббота — парная баня, массаж. Нагрузка малая.

Воскресенье — активный отдых.

2. Этап непосредственной подготовки направлен на успешное подведение борцов к участию в соревнованиях.

Его продолжительность зависит от индивидуальных особен­ностей борцов, от масштаба соревнований и условий их проведе­ния (количественного и качественного состава участников), от задач, которые поставил перед собой коллектив или борец. В среднем специальная подготовка продолжается 20—30 дней.

Основные задачи этого этапа: достижение высокой специаль­ной работоспособности, совершенствование мастерства ведения схваток с учетом конкретных противников; дальнейшее закрепле­ние и совершенствование излюбленной техники и тактики, физиче­ских и волевых качеств с учетом особенностей подготовки основ­ных конкурентов и условий соревнований; приведение веса к нор­ме весовой категории; изучение особенностей предстоящих соревнований и мастерства предполагаемых соперников.

Основными средствами будут тренировочные схватки и спе­циальные упражнения с партнером.

Ведущей формой занятий на этом этапе являются тренировоч­ные занятия (см. стр. 102).

На этапе непосредственной подготовки борец, уделяя большое внимание совершенствованию излюбленной техники и тактики, некоторое время посвящает освоению новых вариантов ранее изученных действий. С этой целью наряду с тренировочными за­нятиями раз или два в неделю проводятся учебно-тренировочные занятия.

Для более полноценной подготовки к соревнованиям нужно тренироваться, планировать нагрузку и подбирать средства и методы с таким расчетом, чтобы условия подготовки ближе под­ходили к соревновательным.

Специальная подготовка к турнирным и матчевым соревнова­ниям неодинакова. Каждое из этих соревнований предъявляет различные требования к физической и тактической подготовлен­ности борца. В матчевой встрече борец проводит только одну схватку, в которой проявляет все свои физические, технические и тактические способности. Турнирные соревнования требуют го­раздо более высокого уровня физической подготовки, так как они длятся несколько дней подряд и борцу иногда в финальный день приходится проводить до четырех схваток.

По мере приближения соревнований все большее значение при­обретает индивидуальный подход к борцам. При определении ха­рактера и величины нагрузки (объема и интенсивности работы) для каждого борца нужно учитывать его физические и волевые особенности, тактическую и техническую подготовленность, сос­тояние организма в данный момент, а также нагрузку, которую он получает помимо тренировок (характер повседневной работы и бытовые условия).

Объем и интенсивность работы в начале этапа непосредствен­ной подготовки должны возрастать. В течение последних 12—15 дней объем несколько снижается, а интенсивность остается на прежнем уровне либо продолжает возрастать.

Постепенное увеличение нагрузки проходит прежде всего за счет увеличения времени на выполнение специальных упражне­ний и на тренировочные схватки. В первой половине этапа про­должительность отдельных схваток несколько превышает время, указанное в правилах соревнований.

Одновременно с увеличением времени ведения схваток следу­ет наращивать темп в специальных упражнениях и в схватках, а также увеличивать плотность занятий за счет сокращения пе­рерывов между упражнениями. Высокий темп ведения соревно­вательной схватки — одна из наиболее характерных сторон со­временной борьбы. Поэтому особое внимание надо уделять вос­питанию скоростной выносливости борца.

Опыт подготовки борцов к ответственным состязаниям пока­зывает, что наиболее успешно эта задача решается путем приме­нения переменно-интервального метода тренировки в сочетании с другими методами.

После приобретения борцом хорошей скоростной выносливос­ти необходимо дать задание, чтобы он проводил всю схватку в высоком темпе, в особенности на последней минуте каждого периода схватки и на последнем периоде. Это будет способство­вать дальнейшему развитию скоростной выносливости и подго­товке к решению различных тактических задач.

На этапе специальной подготовки большое значение приоб­ретает самоконтроль, педагогический и врачебный контроль. Содружество борца, тренера и врача позволяет правильно подбирать нагрузку и избегать перенапряжения и перетрени­ровки.

Если данные педагогического наблюдения, самоконтроля и врачебного контроля указывают на необходимость снижения на­грузки, то занятия надо заменить активным отдыхом либо вместо предусмотренной планом большой или максимальной нагрузки использовать среднюю или малую.

На этапе специальной подготовки следует особенно строго придерживаться режима и заботиться о восстановлении организ­ма спортсмена. Быстрому, полноценному восстановлению орга­низма после перенесенной нагрузки способствует парная баня, массаж (самомассаж) и применение специальных фармакологи­ческих препаратов, витаминов.

Препараты и витамины (в установленных врачом дозах) по­ложительно влияют на процесс восстановления организма и по­вышают его сопротивляемость к неблагоприятным влияниям внешней среды.

Для тренировки в схватках и в специальных упражнениях на­до подбирать партнеров и задания так, чтобы они возможно луч­ше моделировали действия противника. Перед началом подготов­ки к соревнованиям рекомендуется проводить занятия по разбору мастерства предполагаемых противников. При этом главное вни­мание уделяется основным конкурентам.

Наиболее подробно следует остановиться на характерных сторонах технической, тактической и волевой подготовки, на до­стоинствах и недостатках противника.

Тренер, учитывая особенности мастерства борца, должен ука­зать ему, какие средства и методы борьбы наиболее эффективны для нейтрализации преимущества разбираемого противника, ка­кие средства и методы необходимо использовать в схватке с ним для проявления своего преимущества, а также на отработку ка­ких технических и тактических действий следует борцу обратить особое внимание в оставшееся до соревнований время.

При подготовке к встрече с неизвестным противником необхо­димо совершенствовать умение вести схватку по различным так­тическим схемам. С этой целью учебно-тренировочиые и трени­ровочные схватки должны проводиться по самым разнообразным тактическим схемам, а борцы встречаться с различными по сво­им данным партнерами.

За 12—15 дней до начала соревнований назначаются конт­рольные схватки. Их количество зависит от того, к каким сорев­нованиям готовится борец: турнирным или матчевым — и како­вы условия его подготовки: занят ли он работой (учебой) или свободен в данный период времени. При подготовке в турнирным соревнованиям контрольные занятия организуются один либо два дня подряд, и в каждом из них борец проводит по две конт­рольные схватки. При подготовке к матчевым соревнованиям борцы принимают участке только в одной контрольной схватке в день.

После проведения этих схваток следует обязательно органи­зовать их разбор, чтобы определить, над устранением каких оши­бок и недостатков нужно работать в оставшееся время. За день-два до начала контрольных схваток и после них занятия плани­руются с малой нагрузкой.

После проведения контрольных схваток следует исправлять только основные недостатки и ошибки, легко поддающиеся устра­нению. Незадолго до начала ответственных соревнований борца переучивать не следует.

В дни, последующие за контрольными занятиями, тренировоч­ные схватки проводятся по регламенту, предусмотренному прави­лами соревнований. Это позволит в оставшееся до соревнований время приобрести способность еще более тонко «чувствовать время», тактически правильно распределять усилия в отдельных периодах схватки — все это будет содействовать развитию умения до конца выложиться в схватке.

За 2—3 дня перед началом турнирных соревнований и 1—2 дня перед матчевыми встречами нагрузка не должна быть выше средней. Более точно нагрузка определяется в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена и его самочувствия.

Перед соревнованиями борец должен большее время прово­дить на воздухе. Очень полезны прогулки в лесу, парке и спор­тивные игры с малой нагрузкой.

Известно, что первую схватку на соревнованиях борцы пере­носят тяжело. Спортсмены не могут полностью проявить все свои возможности. Особенно трудно приходится тем, кто сбавлял вес.

Чтобы избежать этого, накануне соревнований проводится тренировочное занятие — разминка: 10—15 минут спортсмены самостоятельно разминаются, затем участвуют в тренировочной схватке без бросков продолжительностью 8—10 минут. По окон­чании схватки — спокойная ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.

Для тех борцов, которые готовятся выступать в соревновани­ях в меньшей весовой категории, одной из важных задач а этапе непосредственной подготовки является приведение веса к необ­ходимой норме. В практике нередки случаи, когда борец, хорошо подготовленный к соревнованиям, выступает значительно ниже своих возможностей только из-за того, что неверно снижал вес.

За две-три недели до начала соревнований борец с учетом со­стояния своего организма совместно с тренером и врачом со­ставляет график весового режима, в котором указывает, к како­му числу у него должен быть тот или иной вес.

Борцу, снижающему вес, рекомендуется провести 2—-3 по­следние тренировки в весе, близком к той весовой категории, в которой ему предстоит участвовать в соревнованиях.

Последние (2—3) тренировки рекомендуется проводить в спортивном костюме, в котором борец будет выступать на сорев­нованиях. Если соревнования состоятся в климатическом и вре­менном поясе, значительно отличающемся от привычного, жела­тельно, чтобы борец прибыл туда заранее для акклиматизации.

На последних тренировках партнерам следует особенно бе­режно относиться друг к другу во избежание травм.

При определении основного состава участников соревнований следует исходить из уровня мастерства каждого борца, резуль­татов выступления в предыдущих соревнованиях, степени трени­рованности и способности полноценно проявить себя в условиях предстоящих соревнований.

Учебно-тренировочный сбор завершает подготовку борцов к крупным соревнованиям.

Главная задача сбора — приобретение борцами высокой тре­нированности для успешного выступления в предстоящих сорев­нованиях.

Сроки сбора определяются масштабами предстоящих сорев­нований и уровнем тренированности спортсменов. Обычно они продолжаются 15—20 дней.

Лучшим местом для сбора является спортивная база, располо­женная за городом. Хорошие природные условия позволят борцу полноценно отдыхать после больших нагрузок, а организму быст­рее восстановиться. Кроме того, борцы должны использовать та­кие средства тренировки, как кроссы, пешие походы, греблю, плавание и др.

Спортивная база должна иметь: специально оборудованный зал для занятий по борьбе; место для занятий вспомогательными видами спорта (баскетболом, волейболом, футболом, штангой, гимнастикой, легкой атлетикой); помещение для проведения тео­ретических занятий и показа учебных кинофильмов; место куль­турного отдыха (кино, библиотеку и др.).

Успех работы на сборе во многом зависит от тренерского сос­тава. Для коллегиального осуществления всей работы на сборе создается тренерский совет: из тренеров, врача и комсорга. Тре­неры и врач должны хорошо знать индивидуальные особенности каждого из борцов, готовящихся к соревнованиям.

На сбор отбираются сильнейшие борцы организации, прово­дящей сбор. Количество участников сбора определяется харак­тером предстоящих соревнований (командное, личное, матчевые встречи в отдельных весах).

Если необходимо подготовить команду во всех весовых кате­гориях, количество участников должно быть не менее 16 человек (2—3 борца в каждом весе). В наилегчайшей и тяжелой весо­вых категориях целесообразно предусмотреть большее количест­во борцов.

Работа на сборе начинается с организационного собрания борцов и тренеров, где рассматриваются цели и задачи сбора, планирование учебно-тренировочного процесса, план политико-воспитательной и культурно-массовой работы (выбор редколле­гии, ответственных за отдельные разделы плана).

Основными документами, по которым ведется учебно-трени­ровочная работа, служат общий и индивидуальный рабочие (поурочные) планы тренировки спортсменов. Общий рабочий план сбора составляется тренерским советом заранее.

Рабочий план обычно строится на основе недельного цикла (см. стр. 188). Каждый день в недельном цикле имеет основную направленность: занятие по борьбе, по физической подготовке и т. д. Кроме основных занятий, отражающих направленность дня, в нагрузку входят дополнительные занятия. Дозировка и вид дополнительных занятий определяются в зависимости от основной нагрузки. В дополнительные занятия рекомендуется включать пешие походы, волейбол, баскетбол, плавание, греблю, штангу и др. Количество тренировочных дней в недельном цикле 5—6, из них 2—4 дня отводятся для занятий по борьбе, 2 — для занятий по физической подготовке и 1 —для занятий по теории.

Если предстоит турнирное состязание, то обычно проводится три занятия: утреннее, дневное и вечернее. При подготовке к матчевой встрече достаточно двух тренировок в день: утренней и дневной или вечерней.

Утренние занятия. Длительность и интенсивность ут­ренних занятий зависят от нагрузки в последующих основных занятиях: если она большая, то занятие длится от 35 до 40 мин., а если средняя и малая, то от 45 до 60 мин.

Утренние занятия проводятся под руководством дежурного тренера и начинаются с построения и рапорта дежурного участ­ника. В начале занятий тренер сообщает направленность и рас­порядок дня и делает другие необходимые объявления.

В первую часть занятий (15—20 мин.) включают: ходьбу — 500—800 м, бег, чередующийся с ходьбой (темп умеренный) — 1000—1300 м; общеразвивающие гимнастические упражнения.

Во вторую часть занятий (10—15 мин.) входят специальные упражнения без партнера и с партнерами на совершенствование техники и тактики борьбы.

В третью часть занятий (10—15 мин.) включают специальные упражнения для развития отдельных групп мышц. Занятия за­канчиваются упражнениями на расслабление и спокойной ходь­бой.

Занятия по борьбе. Для лучшей организации занятий участников сбора разбивают на группы по 8 —12 человек, т. е. составляют 4—6 пар. Для каждой из них определяют время тре­нировки на ковре. Такая организация занятий дает возможность более четко осуществить индивидуальный подход к борцам.

При подготовке к турнирным соревнованиям (когда схватки проходят днем и вечером) время занятий борьбой в недельном цикле следует чередовать днем и вечером, так как наибольшая работоспособность спортсмена совпадает с часами привычной тренировки.

3. Этап участия в соревнованиях. Здесь проходит дальнейшее совершенствование мастерства борца. Первостепенной задачей этого этапа является успешное выступление в соревнованиях и показ высоких спортивных результатов.

Успех выступления борца в соревнованиях в значительной мере определяется его правильным поведением. На соревнова­ниях надо экономно тратить силы, избегать излишних волнений, использовать каждую возможность для восстановления энергии.

Режим дня в этот период не должен резко отличаться от обычного. Для хорошего самочувствия огромную роль играет вечерняя прогулка и продолжительный сон (8—10 час). Прогулка успокаивает нервы и способствует нормальному сну.

Перед началом официального взвешивания надо предвари­тельно проверить свой вес и постараться пройти взвешивание как можно раньше, чтобы иметь большой промежуток времени между приемом пищи после взвешивания и началом схватки. Подробнее смотри раздел «Тактика участия в соревнованиях».

4. Послесоревновательный этап. Участие в соревнованиях со­пряжено с большой затратой физических сил и, особенно, нерв­ной энергии. Поэтому после выступления в соревновании для восстановления организма и сохранения спортивной формы пла­нируют кратковременный активный отдых (от 2 до 7 дней).

Продолжительность активного отдыха зависит от нагрузки, перенесенной борцом в соревновании, и его самочувствия. Так, если борец участвовал в матчевой встрече, достаточно 1—З дней. После крупных турнирных соревнований активный отдых может длиться 3—7 дней. На следующий день после проведенной встре­чи рекомендуется парная баня и массаж. В последующие дни физическую нагрузку следует ограничить утренними занятиями и вспомогательными видами спорта: охотой, греблей, плаванием, спортивными играми, прогулками на лыжах и т. п., которые про­ходят уже при умеренной интенсивности и при среднем их объ­еме. Занятия другими видами спорта улучшают протекание вос­становительных процессов. Желательно, чтобы занятия в это время проводились на открытом воздухе.

В период активного отдыха на ближайшем очередном заня­тии рекомендуется подвести итоги соревнований.

При анализе выступлений борцов в соревнованиях высказы­ваемые замечания надо подтверждать яркими примерами, оста­новиться на разборе интересных в этом отношении схваток или их отдельных эпизодов. Указания на недостатки необходимо свя­зать с рекомендациями, каким путем их следует устранять, на что нужно обратить внимание в дальнейшей работе над совер­шенствованием мастерства.

III. Переходный период тренировки (активный отдых). Пе­реходный период является составной частью круглогодичной тре­нировки. В круглогодичном цикле он следует за основным перио­дом. Насыщенным длительными упорными тренировками, систе­матическим участием в соревнованиях.

Переходный период направлен на снижение тренировочной нагрузки и служит активным отдыхом для организма. В нем ре­шаются задачи по общефизической подготовке, укреплению здо­ровья и закаливанию организма. Он связан с фазой временного снижения спортивной формы.

Продолжительность переходного периода составляет пример­но 25—30 дней и зависит от индивидуальных особенностей борца, от того, насколько напряженно проходили его тренировки и вы­ступления в соревнованиях в основном периоде.

Этот период хорошо совмещать с очередным отпуском или каникулами (обычно его планируют на летние месяцы).

Нагрузка в это время должна быть значительно меньшей, чем в другие периоды тренировки. Необходимо стремиться к измене­нию форм и вида деятельности, к смене привычной обстановки тренировок, к тому, чтобы занятия проходили с интересом и вы­зывали положительные эмоции. С этой целью в переходном пе­риоде борец продолжает регулярно проводить утренние занятия (зарядку), широко применять общеразвивающие упражнения из других видов спорта; летом — плавание, греблю, спортивные иг­ры, походы, охоту; зимой — прогулки на лыжах, катание на коньках и т. д. При этом нагрузка должна быть небольшая.

Занятия следует проводить не реже 3 раз в неделю. Прибегая к другим видам спорта, борец не только снижает физическую нагрузку, но и (что очень важно) создает возможность для от­дыха нервной системы. Необходимо максимально использовать это время для закаливания организма и укрепления здоровья.

Если у борца есть травмы, нужно это время посвятить их ле­чению. В отдельных случаях по совету врача и тренера на опре­деленный срок может быть запланирован пассивный отдых. Пра­вильно осуществляемый переходный период создает благоприят­ные предпосылки для дальнейшего роста функциональных возможностей организма, специальной подготовки борца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *