этапы спортивной тренировки кратко
Этапы спортивной тренировки
На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная специализированная тренировка; углубленная специализированная тренировка; достижение высокого спортивного мастерства.
Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на требования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занимающимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным только в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнастики вызвано искусственным характером и чрезвычайной координационной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на
движения, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точности, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на соревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гимнаста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В особенности это относится к вольным упражнениям.
Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоятельствам:
1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.
2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудования, внедрение в практику тренировочного процесса тренажеров и технических приспособлений, сделавших занятия спортивной гимнастикой практически безопасными для здоровья.
3. Совершенствование методики обучения упражнениям и тренировки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, рисунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.
4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для укрепления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спортивных достижений.
5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.
6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положений о детских соревнованиях, спортивной классификации.
7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подготовки и воспитания спортсменов высокой квалификации.
Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1192 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
М. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
17.2. Этапы спортивной тренировки
На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная специализированная тренировка; углубленная специализированная тренировка; достижение высокого спортивного мастерства.
Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на требования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занимающимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным только в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнастики вызвано искусственным характером и чрезвычайной координационной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на
движения, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точности, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на соревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гимнаста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В особенности это относится к вольным упражнениям.
Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоятельствам:
Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.
Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудования, внедрение в практику тренировочного процесса тренажеров и технических приспособлений, сделавших занятия спортивной гимнастикой практически безопасными для здоровья.
Совершенствование методики обучения упражнениям и тренировки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, рисунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.
Использование спортивно-оздоровительных лагерей для укрепления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спортивных достижений.
Совершенствование системы отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.
Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положений о детских соревнованиях, спортивной классификации.
Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подготовки и воспитания спортсменов высокой квалификации.
17.2.1. Начальная спортивная тренировка
Начальная спортивная тренировка начинается, как уже отмечалось, с 7 —8 лет, а в ряде случаев и с 5 —6-летнего возраста. Этот период рассчитан на 3 — 4 года непрерывной учебно-тренировочной работы по 3 — 4 занятия в неделю продолжительностью не менее 120 мин каждое. Наполняемость групп — 10 — 12 человек. На этом этапе решаются следующие основные задачи: 1. Изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности, а также биографии и условий быта в связи с пригодностью к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью.
Повышение общей физической подготовленности как фундамента для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.
Повышение специальной физической подготовленности с целью развития способностей гимнаста.
Совершенствование взаимодействия сенсорных систем (зрительной, вестибулярной, тактильно-мышечной) при выполнении сложных упражнений на уменьшенной площади опоры, вращательных движений в опорном и безопорном положении тела.
Решение этих задач достигается включением в содержание занятий главным образом упражнений для повышения общей физической подготовленности. От 40 до 60 % времени уделяется подвижным и упрощенным спортивным играм, остальное время урока идет на хореографическую и акробатическую подготовку, на изучение простейших элементов на гимнастических снарядах. Здесь особое место занимают упражнения в смешанных висах и упорах для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования гимнастического стиля исполнения упражнений. Занимающиеся обогащаются разнообразным двигательным опытом, им прививается интерес к занятиям, у них постепенно формируется сознательное и активное отношение к гимнастике. Оно в соответствии с теорией отражения предполагает педагогическое воздействие на чувства, разум и практическую деятельность юных гимнастов. Чувственное восприятие гимнастики стимулирует осознанное к ней отношение и готовность к практической деятельности. В свою очередь, осмысление сущности гимнастики активизирует чувственное восприятие ее и готовность гимнаста к практическим занятиям. Учебно-тренировочная деятельность повышает чувственное и рациональное (осмысленное) к ней отношение. Степень вовлечения этих форм отражения в активное взаимодействие при формировании у юных гимнастов сознательного и активного отношения к гимнастике зависит от методического мастерства педагога-тренера. Большое значение придается индивидуальному подходу к юным гимнастам. При этом используются следующие методические приемы: убеждение и внушение в процессе групповых и индивидуальных бесед, поощрение, порицание, индивидуальные задания на занятиях, домашние задания для самостоятельной работы над собой; согласование оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на юных гимнастов с их родителями, врачами и школьными учителями.
17.2.2. Начальная специализированная тренировка
Этот вид тренировки охватывает детей в возрасте 10 — 12 лет. Занятия проводятся по 5 — 6 раз в неделю продолжительностью 160 мин каждое. Время, отводимое на общую физическую подго-
товку, сокращается до 20 — 30% от общего времени занятия. Большое внимание уделяется специальной физической подготовке и спортивному совершенствованию. Основными задачами этого периода являются:
укрепление здоровья, развитие способностей гимнаста;
техническая подготовка, изучение и совершенствование как можно большего количества упражнений из существующего объема элементов, близких по структуре движений, сенсорному и энергетическому обеспечению к упражнениям по соответствующему спортивному разряду;
совершенствование гимнастического стиля выполнения упражнений.
В соответствии с этими задачами подбираются средства и методы учебно-тренировочных занятий. В них включаются упражнения общей и специальной физической подготовки, ритмической, художественной гимнастики, хореографии и акробатики. Основное внимание уделяется изучению новых сложных гимнастических упражнений и совершенствованию техники исполнения ранее освоенных.
Этот период подготовки юных гимнастов характеризуется следующими специфическими особенностями:
большим объемом и высокой интенсивностью тренировочных нагрузок у девочек с 12 — 13, а у мальчиков с 14 — 15 лет. Однако беспредельно повышать нагрузку нельзя, поэтому гимнасты совместно с тренером тщательно планируют и продумывают каждый подход к снаряду;
с указанного выше возраста начинается половое созревание юных гимнастов, в связи с этим происходят функциональные перестройки в организме и изменения в психике. Это учитывается при индивидуальной дозировке нагрузки;
у детей этого возраста хорошо развиваются задатки и способности, благодаря чему они быстро овладевают необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками. Наряду с естественной потребностью в движениях у них формируется осознанное и активное отношение к занятиям гимнастикой.
Все это облегчает достижение высоких спортивных результатов и решение других педагогических задач.
17.2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13—16 лет
Основной целью данного периода тренировки является овладение техникой сложных гимнастических упражнений. Эта цель достигается решением следующих задач:
1. Укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, развитие способностей гимнаста.
Овладение техникой исполнения упражнений всех структурных групп (преимущественно профилирующих движений). Совершенствование гимнастического стиля исполнения упражнений.
Достижение уровня тренированности, соответствующего данному возрасту, формирование спортивного мастерства.
Решение этих задач достигается за 4 — 5 лет напряженного труда с применением значительных тренировочных нагрузок.
Формированию спортивного мастерства гимнастов в этот период способствуют:
быстрое развитие относительной (13 — 14 лет), а к 16 годам и максимальной (динамической, скоростной и статической) мышечной силы;
обогащение гимнастов разносторонним и более глубоким опытом (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным);
более осознанное и активное отношение к тренировкам;
формирующийся индивидуальный стиль деятельности;
своевременное, до начала обучения сложным упражнениям, изучение и развитие способностей гимнастов;
формирование гимнаста как личности, как субъекта сложной и ответственной деятельности;
индивидуальный и личностный подход к каждому гимнасту в ходе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований.
Одним из эффективных методических приемов повышения качества тренировки является распределение нагрузки в каждом занятии. Наиболее удачным считается чередование в уроках малых, средних и больших нагрузок. Например, первые 2 раза (подхода к снаряду) выполняются отдельные элементы из классификационной программы, затем — 2 раза упражнение (комбинация) в целом на оценку. Далее 3 раза выполняются отдельные элементы или соединения (2 — 3 элемента) и еще раз упражнение в целом на оценку. Таким образом, тренировка проводится с нагрузкой переменной интенсивности. Это содействует развитию способностей гимнаста и повышению качества исполнения изучаемых упражнений, положительно сказывается на функциональном состоянии организма, способствует приспособляемости к интенсивной мышечной работе. Стандартные нагрузки оказываются менее эффективными. Они быстрее утомляют юных гимнастов, меньше содействуют развитию способностей и повышению качества исполнения упражнений.
Другим вариантом переменной интенсивности нагрузок является чередование коротких упражнений с продолжительными, отдельных элементов и соединений из них с целыми комбинациями на протяжении всего занятия. Такие чередования нагрузки позволяют совершенствовать технику исполнения упражнений в течение всего периода тренировки.
Еще одним вариантом распределения нагрузки может быть такой, при котором в конце учебно-тренировочного урока после разучивания новых упражнений в каждом виде многоборья занимающимся предлагается 1 — 2 раза выполнить зачетную комбинацию на оценку. Это изменяет интенсивность тренировочных нагрузок и приучает гимнастов к качественному выполнению упражнений в усложненных условиях.
Успешное овладение спортивными упражнениями зависит от способностей гимнастов, их общей и специальной физической подготовленности. Эти способности могут быть развиты с помощью специальных (подготовительных, подводящих) упражнений. Важно, чтобы они имели возможно большее сходство со спортивными упражнениями по структуре движений, энергетическому, сенсорному и психологическому обеспечению. Чем больше это сходство, тем быстрее гимнасты научатся выполнять сложные упражнения.
В этот период большое значение имеет психологическая подготовка юных гимнастов: развитие целеустремленности и дисциплинированности, самостоятельности и инициативности, настойчивости и упорства в достижении цели, решительности и смелости, выдержки и самообладания, свойств внимания, памяти на движения, эмоциональной устойчивости, сознательное и активное отношение к занятиям, чувство ответственности за результаты тренировки. Педагогу-тренеру необходимо знать признаки этих психологических свойств (способностей) гимнастов, уметь оценивать их состояние методом систематических наблюдений в различных условиях деятельности и с помощью специальных гимнастических упражнений (тестов).
17.3. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов
Необходимость контроля за состоянием гимнастов в ходе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований вызвана тем, что в этот возрастной период у разных лиц функции организма, психические и личностные свойства, опыт, обучаемость и воспитуемость индивидуально различны. Далеко не одинаковы потенциальные возможности отдельных органов и организма в целом, возможности психики у разных гимнастов. У одних эти возможности значительно больше, у других — меньше. В ходе спортивных занятий и особенно соревнований могут обнаружиться существенные различия в проявлении и других индивидуальных свойств. В силу этих различий одна и та же физическая или психологическая нагрузка может быть для одних чрезмерной, для других — безразличной, для третьих — явно недостаточной. Поэтому необходима система контроля, включающая в себя учет объема, интенсивности нагрузки и степени утомления гимнастов.
При планировании нагрузки результаты контроля позволяют осуществить индивидуальный и личностный подход к каждому гимнасту, укрепить здоровье, повысить физическую работоспособность, интерес к занятиям, исключить травматизм.
Объем нагрузки определяется по моторной плотности занятия, по количеству выполненных элементов, соединений, целых комбинаций, опорных прыжков, упражнений общей и специальной физической подготовки, технически сложных элементов в отдельном уроке, в недельном цикле тренировки.
Интенсивность нагрузки оценивается по количеству элементов, выполненных за 1 мин тренировочного времени, или по величине так называемого индекса интенсивности TV (А. М.Шлемин) — чем он больше, тем выше интенсивность нагрузки:
Интенсивность нагрузки в занятии оценивают также по количеству элементов групп Е, Д, С, Б, А, не входящих в группы трудности, обязательных и произвольных комбинаций, выполненных за время тренировочного урока. В процессе тренировки и соревнований большие нагрузки падают на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, педагогу-тренеру важно знать реакции гимнастов на предлагаемые физические нагрузки и состояние этих систем.
При контроле за нагрузкой гимнастов имеется в виду, что по энергозатратам все элементы в гимнастике являются равнозначными. Нет существенных различий в интенсивности мышечной работы гимнаста при выполнении элементов различной трудности как на отдельном снаряде, так и в многоборье в целом. Трудность сложных и сверхсложных элементов не в величине энергозатрат, а в их координационной сложности, в высоких требованиях к психике, особенно к эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Дети легче схватывают сложные движения ■ и быстрее овладевают ими, чем взрослые, потому что у них меньше развито чувство страха, они больше доверяют тренеру.
Контроль предусматривает и управление состоянием юных гимнастов. Оно может быть оперативным, изменяющимся под влиянием однократного воздействия физических упражнений и окружающей среды; текущим — изменяющимся под воздействием одного или нескольких тренировочных занятий, и перманентным (спортивная форма) — сохраняющимся от одной недели до месяца.
Управление этими видами состояния основывается на результатах тщательного изучения функциональных возможностей организма, здоровья, способностей юных гимнастов и их податливости к развитию, обучаемости и воспитуемости. Указанные данные
учитываются при постановке цели и задач тренировки, при составлении индивидуального плана на месяц, год и даже ряд лет для каждого гимнаста. В нем предусматривается укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, развитие способностей, овладение новыми сложными упражнениями, воспитательные мероприятия. Изучение индивидуальных особенностей гимнастов кладется в основу управления тренировочными и соревновательными нагрузками и достижения запланированного спортивного результата.
О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у юных гимнастов можно судить:
Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл
Содержание
Исторические корни и современное состояние [ править | править код ]
Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).
За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом.
Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.
Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.
Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.
Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.
Основные положения традиционной теории [ править | править код ]
Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.
Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов
Периоды и этапы спортивной тренировки
Каждый спортивный год делится на подготовительный, соревновательный (основной) и переходный периоды тренировки.
Периоды и этапы спортивной тренировки определяются закономерностями развития спортивной формы с учетом индивидуальных особенностей борцов и календаря соревновании.
Закономерность развития спортивной формы заключается в непрерывной смене трех фаз: ее приобретения, сохранения и временной ее утраты. Затем эти фазы повторяются на более высокой и прочной основе. Решающим фактором развития спортивной формы является тренировка.
I. Подготовительный период тренировки. Он составляет приблизительно 80 дней и направлен на обеспечение постепенного перехода от активного отдыха к интенсивной специфической работе, на дальнейшее развитие физических качеств, освоение и совершенствование техники и тактики борьбы. В подготовительном периоде закладывается прочный фундамент успешной деятельности спортсмена в предстоящем соревновательном периоде.
В основные задачи подготовительного периода входят: повышение функциональных возможностей организма, его работоспособности; повышение общефизической подготовленности и развитие необходимых борцу физических качеств; освоение приемов, контрприемов и защит и новых вариантов ранее освоенных технических и тактических действий; дальнейшее совершенствование излюбленных технических и тактических действий и устранение недостатков в их проведении; расширение знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки и тактике участия в соревнованиях; воспитание моральных и волевых качеств; расширение знаний в области теории спортивной тренировки.
Основной разновидностью занятий по борьбе в это время является учебно-треннровочное занятие. Один или два раза в неделю организуются занятия по физической подготовке. Не исключено, что в подготовительном периоде могут проводиться небольшие соревнования, не требующие от спортсмена специальной подготовки для участия в них. Повышение работоспособности обеспечивается постепенным увеличением интенсивности и объема тренировочных нагрузок. В этом периоде нагрузка по интенсивности — умеренная, по объему — большая. К основным средствам тренировки в этот период относятся общеразвивающне упражнения, специальные упражнения, учебные и учебно-тренировочные схватки.
Соотношение общеразвивающих, специальных упражнений и схваток неодинаково. Во второй половине подготовительного периода (по мере приближения соревновательного периода тренировки) удельный вес специальных упражнений и схваток увеличивается.
Примерный вариант планирования недельного цикла тренировки подготовительного периода
Понедельник — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.
Вторник — занятия по физической подготовке. Нагрузка малая.
Среда — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике я тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.
Четверг — занятие по физической подготовке. Нагрузка малая
Пятница — учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая
Суббота — парная баня, массаж. Нагрузка малая.
Воскресенье — активный отдых.
Недельный цикл строится примерно из расчета пяти дней занятий. Из них три дня в неделю (например, 1,3 и 5-й) имеют основную направленность — совершенствование в технике и тактике, а два дня (например, 2-й и 4-й) отводятся для развития физических качеств. 6-й день недельного цикла предназначен для посещения парной бани и массажа, а 7-й день — для активного отдыха.
Контроль за ходом выполнения задач подготовительного периода целесообразно осуществлять дважды — в середине и конце периода. Для этого выполняются нормативные упражнения, используются объективные методы, определяющие уровень технической, тактической и физической подготовки каждого из борцов, подвергаются анализу индивидуальные планы-дневники. С этой же целью во второй половине подготовительного периода можно запланировать проведение соревнований.
II. Соревновательный (основной) период тренировки. Этот период тренировки направлен на подготовку и успешное выступление в соревнованиях. Его длительность около 8 месяцев. К важнейшим соревнованиям (а таких может быть три) борец должен быть хорошо подготовлен. В интересах показа лучших результатов в крупных состязаниях выступления в других соревнованиях должны носить подчиненный характер.
Основными задачами соревновательного периода являются: приобретение высокого уровня тренированности; дальнейшее закрепление, совершенствование и освоение новых вариантов техники и тактики; расширение и закрепление знаний и умений в тактике ведения схватки и участии в соревнованиях; достижение высокого уровня развития физических, волевых и моральных качеств, необходимых в борьбе; расширение теоретических знаний.
Соревновательный период тренировки в соответствии с количеством соревнований делится на этапы предварительной подготовки к соревнованиям, непосредственной подготовки, участия в соревнованиях и активного отдыха после их окончания.
1. Этап предварительной подготовки планируется в том случае, если имеется больше времени, чем это необходимо для непосредственной целенаправленной подготовки к участию в ближайшем соревновании. Например, продолжительность времени между окончанием активного отдыха после предыдущего и началом следующего соревнования равна 44 дням, тогда как для этапа специальной подготовки необходимо 30 дней. В этом случае продолжительность этапа предварительной подготовки будет составлять две недели.
Основные задачи предварительного этапа подготовки сводятся к освоению новых вариантов технических и тактических действий, дальнейшему совершенствованию излюбленной техники и тактики с учетом задач предстоящего выступления; устранению недостатков, выявившихся в ходе прошедших соревновании; дальнейшему развитию физических качеств; укреплению волевых и моральных качеств. К основным средствам этого этапа тренировки относятся: общеразвиваюшие гимнастические упражнения и вспомогательные виды спорта (спортивные игры, упражнения со штангой, гребля, плавание, лыжи, бег на короткие дистанции, кросс, метания), различные специальные имитационные упражнения со снарядами и без снарядов, упражнения с партнером.
Особое внимание в этот период уделяется учебно-тренировочным схваткам.
Интенсивность упражнений должна быть средней, объем — выше среднего.
Основная форма работы — учебно-тренировочное занятие. Для устранения недостатков в физической подготовке борцов специально организуются занятия вспомогательными видами спорта и другими общеразвивающими упражнениями.
Примерный вариант недельного цикла тренировки на этапе предварительной подготовки к соревнованиям
Понедельник — учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.
Вторник — учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.
Среда — занятия по физической подготовке. Нагрузка малая.
Четверг — то же, что и в понедельник. Нагрузка средняя.
Пятница — тренировочное занятие по борьбе. Направленность: совершенствование технического и тактического мастерства в схватках, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая.
Суббота — парная баня, массаж. Нагрузка малая.
Воскресенье — активный отдых.
2. Этап непосредственной подготовки направлен на успешное подведение борцов к участию в соревнованиях.
Его продолжительность зависит от индивидуальных особенностей борцов, от масштаба соревнований и условий их проведения (количественного и качественного состава участников), от задач, которые поставил перед собой коллектив или борец. В среднем специальная подготовка продолжается 20—30 дней.
Основные задачи этого этапа: достижение высокой специальной работоспособности, совершенствование мастерства ведения схваток с учетом конкретных противников; дальнейшее закрепление и совершенствование излюбленной техники и тактики, физических и волевых качеств с учетом особенностей подготовки основных конкурентов и условий соревнований; приведение веса к норме весовой категории; изучение особенностей предстоящих соревнований и мастерства предполагаемых соперников.
Основными средствами будут тренировочные схватки и специальные упражнения с партнером.
Ведущей формой занятий на этом этапе являются тренировочные занятия (см. стр. 102).
На этапе непосредственной подготовки борец, уделяя большое внимание совершенствованию излюбленной техники и тактики, некоторое время посвящает освоению новых вариантов ранее изученных действий. С этой целью наряду с тренировочными занятиями раз или два в неделю проводятся учебно-тренировочные занятия.
Для более полноценной подготовки к соревнованиям нужно тренироваться, планировать нагрузку и подбирать средства и методы с таким расчетом, чтобы условия подготовки ближе подходили к соревновательным.
Специальная подготовка к турнирным и матчевым соревнованиям неодинакова. Каждое из этих соревнований предъявляет различные требования к физической и тактической подготовленности борца. В матчевой встрече борец проводит только одну схватку, в которой проявляет все свои физические, технические и тактические способности. Турнирные соревнования требуют гораздо более высокого уровня физической подготовки, так как они длятся несколько дней подряд и борцу иногда в финальный день приходится проводить до четырех схваток.
По мере приближения соревнований все большее значение приобретает индивидуальный подход к борцам. При определении характера и величины нагрузки (объема и интенсивности работы) для каждого борца нужно учитывать его физические и волевые особенности, тактическую и техническую подготовленность, состояние организма в данный момент, а также нагрузку, которую он получает помимо тренировок (характер повседневной работы и бытовые условия).
Объем и интенсивность работы в начале этапа непосредственной подготовки должны возрастать. В течение последних 12—15 дней объем несколько снижается, а интенсивность остается на прежнем уровне либо продолжает возрастать.
Постепенное увеличение нагрузки проходит прежде всего за счет увеличения времени на выполнение специальных упражнений и на тренировочные схватки. В первой половине этапа продолжительность отдельных схваток несколько превышает время, указанное в правилах соревнований.
Одновременно с увеличением времени ведения схваток следует наращивать темп в специальных упражнениях и в схватках, а также увеличивать плотность занятий за счет сокращения перерывов между упражнениями. Высокий темп ведения соревновательной схватки — одна из наиболее характерных сторон современной борьбы. Поэтому особое внимание надо уделять воспитанию скоростной выносливости борца.
Опыт подготовки борцов к ответственным состязаниям показывает, что наиболее успешно эта задача решается путем применения переменно-интервального метода тренировки в сочетании с другими методами.
После приобретения борцом хорошей скоростной выносливости необходимо дать задание, чтобы он проводил всю схватку в высоком темпе, в особенности на последней минуте каждого периода схватки и на последнем периоде. Это будет способствовать дальнейшему развитию скоростной выносливости и подготовке к решению различных тактических задач.
На этапе специальной подготовки большое значение приобретает самоконтроль, педагогический и врачебный контроль. Содружество борца, тренера и врача позволяет правильно подбирать нагрузку и избегать перенапряжения и перетренировки.
Если данные педагогического наблюдения, самоконтроля и врачебного контроля указывают на необходимость снижения нагрузки, то занятия надо заменить активным отдыхом либо вместо предусмотренной планом большой или максимальной нагрузки использовать среднюю или малую.
На этапе специальной подготовки следует особенно строго придерживаться режима и заботиться о восстановлении организма спортсмена. Быстрому, полноценному восстановлению организма после перенесенной нагрузки способствует парная баня, массаж (самомассаж) и применение специальных фармакологических препаратов, витаминов.
Препараты и витамины (в установленных врачом дозах) положительно влияют на процесс восстановления организма и повышают его сопротивляемость к неблагоприятным влияниям внешней среды.
Для тренировки в схватках и в специальных упражнениях надо подбирать партнеров и задания так, чтобы они возможно лучше моделировали действия противника. Перед началом подготовки к соревнованиям рекомендуется проводить занятия по разбору мастерства предполагаемых противников. При этом главное внимание уделяется основным конкурентам.
Наиболее подробно следует остановиться на характерных сторонах технической, тактической и волевой подготовки, на достоинствах и недостатках противника.
Тренер, учитывая особенности мастерства борца, должен указать ему, какие средства и методы борьбы наиболее эффективны для нейтрализации преимущества разбираемого противника, какие средства и методы необходимо использовать в схватке с ним для проявления своего преимущества, а также на отработку каких технических и тактических действий следует борцу обратить особое внимание в оставшееся до соревнований время.
При подготовке к встрече с неизвестным противником необходимо совершенствовать умение вести схватку по различным тактическим схемам. С этой целью учебно-тренировочиые и тренировочные схватки должны проводиться по самым разнообразным тактическим схемам, а борцы встречаться с различными по своим данным партнерами.
За 12—15 дней до начала соревнований назначаются контрольные схватки. Их количество зависит от того, к каким соревнованиям готовится борец: турнирным или матчевым — и каковы условия его подготовки: занят ли он работой (учебой) или свободен в данный период времени. При подготовке в турнирным соревнованиям контрольные занятия организуются один либо два дня подряд, и в каждом из них борец проводит по две контрольные схватки. При подготовке к матчевым соревнованиям борцы принимают участке только в одной контрольной схватке в день.
После проведения этих схваток следует обязательно организовать их разбор, чтобы определить, над устранением каких ошибок и недостатков нужно работать в оставшееся время. За день-два до начала контрольных схваток и после них занятия планируются с малой нагрузкой.
После проведения контрольных схваток следует исправлять только основные недостатки и ошибки, легко поддающиеся устранению. Незадолго до начала ответственных соревнований борца переучивать не следует.
В дни, последующие за контрольными занятиями, тренировочные схватки проводятся по регламенту, предусмотренному правилами соревнований. Это позволит в оставшееся до соревнований время приобрести способность еще более тонко «чувствовать время», тактически правильно распределять усилия в отдельных периодах схватки — все это будет содействовать развитию умения до конца выложиться в схватке.
За 2—3 дня перед началом турнирных соревнований и 1—2 дня перед матчевыми встречами нагрузка не должна быть выше средней. Более точно нагрузка определяется в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена и его самочувствия.
Перед соревнованиями борец должен большее время проводить на воздухе. Очень полезны прогулки в лесу, парке и спортивные игры с малой нагрузкой.
Известно, что первую схватку на соревнованиях борцы переносят тяжело. Спортсмены не могут полностью проявить все свои возможности. Особенно трудно приходится тем, кто сбавлял вес.
Чтобы избежать этого, накануне соревнований проводится тренировочное занятие — разминка: 10—15 минут спортсмены самостоятельно разминаются, затем участвуют в тренировочной схватке без бросков продолжительностью 8—10 минут. По окончании схватки — спокойная ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.
Для тех борцов, которые готовятся выступать в соревнованиях в меньшей весовой категории, одной из важных задач а этапе непосредственной подготовки является приведение веса к необходимой норме. В практике нередки случаи, когда борец, хорошо подготовленный к соревнованиям, выступает значительно ниже своих возможностей только из-за того, что неверно снижал вес.
За две-три недели до начала соревнований борец с учетом состояния своего организма совместно с тренером и врачом составляет график весового режима, в котором указывает, к какому числу у него должен быть тот или иной вес.
Борцу, снижающему вес, рекомендуется провести 2—-3 последние тренировки в весе, близком к той весовой категории, в которой ему предстоит участвовать в соревнованиях.
Последние (2—3) тренировки рекомендуется проводить в спортивном костюме, в котором борец будет выступать на соревнованиях. Если соревнования состоятся в климатическом и временном поясе, значительно отличающемся от привычного, желательно, чтобы борец прибыл туда заранее для акклиматизации.
На последних тренировках партнерам следует особенно бережно относиться друг к другу во избежание травм.
При определении основного состава участников соревнований следует исходить из уровня мастерства каждого борца, результатов выступления в предыдущих соревнованиях, степени тренированности и способности полноценно проявить себя в условиях предстоящих соревнований.
Учебно-тренировочный сбор завершает подготовку борцов к крупным соревнованиям.
Главная задача сбора — приобретение борцами высокой тренированности для успешного выступления в предстоящих соревнованиях.
Сроки сбора определяются масштабами предстоящих соревнований и уровнем тренированности спортсменов. Обычно они продолжаются 15—20 дней.
Лучшим местом для сбора является спортивная база, расположенная за городом. Хорошие природные условия позволят борцу полноценно отдыхать после больших нагрузок, а организму быстрее восстановиться. Кроме того, борцы должны использовать такие средства тренировки, как кроссы, пешие походы, греблю, плавание и др.
Спортивная база должна иметь: специально оборудованный зал для занятий по борьбе; место для занятий вспомогательными видами спорта (баскетболом, волейболом, футболом, штангой, гимнастикой, легкой атлетикой); помещение для проведения теоретических занятий и показа учебных кинофильмов; место культурного отдыха (кино, библиотеку и др.).
Успех работы на сборе во многом зависит от тренерского состава. Для коллегиального осуществления всей работы на сборе создается тренерский совет: из тренеров, врача и комсорга. Тренеры и врач должны хорошо знать индивидуальные особенности каждого из борцов, готовящихся к соревнованиям.
На сбор отбираются сильнейшие борцы организации, проводящей сбор. Количество участников сбора определяется характером предстоящих соревнований (командное, личное, матчевые встречи в отдельных весах).
Если необходимо подготовить команду во всех весовых категориях, количество участников должно быть не менее 16 человек (2—3 борца в каждом весе). В наилегчайшей и тяжелой весовых категориях целесообразно предусмотреть большее количество борцов.
Работа на сборе начинается с организационного собрания борцов и тренеров, где рассматриваются цели и задачи сбора, планирование учебно-тренировочного процесса, план политико-воспитательной и культурно-массовой работы (выбор редколлегии, ответственных за отдельные разделы плана).
Основными документами, по которым ведется учебно-тренировочная работа, служат общий и индивидуальный рабочие (поурочные) планы тренировки спортсменов. Общий рабочий план сбора составляется тренерским советом заранее.
Рабочий план обычно строится на основе недельного цикла (см. стр. 188). Каждый день в недельном цикле имеет основную направленность: занятие по борьбе, по физической подготовке и т. д. Кроме основных занятий, отражающих направленность дня, в нагрузку входят дополнительные занятия. Дозировка и вид дополнительных занятий определяются в зависимости от основной нагрузки. В дополнительные занятия рекомендуется включать пешие походы, волейбол, баскетбол, плавание, греблю, штангу и др. Количество тренировочных дней в недельном цикле 5—6, из них 2—4 дня отводятся для занятий по борьбе, 2 — для занятий по физической подготовке и 1 —для занятий по теории.
Если предстоит турнирное состязание, то обычно проводится три занятия: утреннее, дневное и вечернее. При подготовке к матчевой встрече достаточно двух тренировок в день: утренней и дневной или вечерней.
Утренние занятия. Длительность и интенсивность утренних занятий зависят от нагрузки в последующих основных занятиях: если она большая, то занятие длится от 35 до 40 мин., а если средняя и малая, то от 45 до 60 мин.
Утренние занятия проводятся под руководством дежурного тренера и начинаются с построения и рапорта дежурного участника. В начале занятий тренер сообщает направленность и распорядок дня и делает другие необходимые объявления.
В первую часть занятий (15—20 мин.) включают: ходьбу — 500—800 м, бег, чередующийся с ходьбой (темп умеренный) — 1000—1300 м; общеразвивающие гимнастические упражнения.
Во вторую часть занятий (10—15 мин.) входят специальные упражнения без партнера и с партнерами на совершенствование техники и тактики борьбы.
В третью часть занятий (10—15 мин.) включают специальные упражнения для развития отдельных групп мышц. Занятия заканчиваются упражнениями на расслабление и спокойной ходьбой.
Занятия по борьбе. Для лучшей организации занятий участников сбора разбивают на группы по 8 —12 человек, т. е. составляют 4—6 пар. Для каждой из них определяют время тренировки на ковре. Такая организация занятий дает возможность более четко осуществить индивидуальный подход к борцам.
При подготовке к турнирным соревнованиям (когда схватки проходят днем и вечером) время занятий борьбой в недельном цикле следует чередовать днем и вечером, так как наибольшая работоспособность спортсмена совпадает с часами привычной тренировки.
3. Этап участия в соревнованиях. Здесь проходит дальнейшее совершенствование мастерства борца. Первостепенной задачей этого этапа является успешное выступление в соревнованиях и показ высоких спортивных результатов.
Успех выступления борца в соревнованиях в значительной мере определяется его правильным поведением. На соревнованиях надо экономно тратить силы, избегать излишних волнений, использовать каждую возможность для восстановления энергии.
Режим дня в этот период не должен резко отличаться от обычного. Для хорошего самочувствия огромную роль играет вечерняя прогулка и продолжительный сон (8—10 час). Прогулка успокаивает нервы и способствует нормальному сну.
Перед началом официального взвешивания надо предварительно проверить свой вес и постараться пройти взвешивание как можно раньше, чтобы иметь большой промежуток времени между приемом пищи после взвешивания и началом схватки. Подробнее смотри раздел «Тактика участия в соревнованиях».
4. Послесоревновательный этап. Участие в соревнованиях сопряжено с большой затратой физических сил и, особенно, нервной энергии. Поэтому после выступления в соревновании для восстановления организма и сохранения спортивной формы планируют кратковременный активный отдых (от 2 до 7 дней).
Продолжительность активного отдыха зависит от нагрузки, перенесенной борцом в соревновании, и его самочувствия. Так, если борец участвовал в матчевой встрече, достаточно 1—З дней. После крупных турнирных соревнований активный отдых может длиться 3—7 дней. На следующий день после проведенной встречи рекомендуется парная баня и массаж. В последующие дни физическую нагрузку следует ограничить утренними занятиями и вспомогательными видами спорта: охотой, греблей, плаванием, спортивными играми, прогулками на лыжах и т. п., которые проходят уже при умеренной интенсивности и при среднем их объеме. Занятия другими видами спорта улучшают протекание восстановительных процессов. Желательно, чтобы занятия в это время проводились на открытом воздухе.
В период активного отдыха на ближайшем очередном занятии рекомендуется подвести итоги соревнований.
При анализе выступлений борцов в соревнованиях высказываемые замечания надо подтверждать яркими примерами, остановиться на разборе интересных в этом отношении схваток или их отдельных эпизодов. Указания на недостатки необходимо связать с рекомендациями, каким путем их следует устранять, на что нужно обратить внимание в дальнейшей работе над совершенствованием мастерства.
III. Переходный период тренировки (активный отдых). Переходный период является составной частью круглогодичной тренировки. В круглогодичном цикле он следует за основным периодом. Насыщенным длительными упорными тренировками, систематическим участием в соревнованиях.
Переходный период направлен на снижение тренировочной нагрузки и служит активным отдыхом для организма. В нем решаются задачи по общефизической подготовке, укреплению здоровья и закаливанию организма. Он связан с фазой временного снижения спортивной формы.
Продолжительность переходного периода составляет примерно 25—30 дней и зависит от индивидуальных особенностей борца, от того, насколько напряженно проходили его тренировки и выступления в соревнованиях в основном периоде.
Этот период хорошо совмещать с очередным отпуском или каникулами (обычно его планируют на летние месяцы).
Нагрузка в это время должна быть значительно меньшей, чем в другие периоды тренировки. Необходимо стремиться к изменению форм и вида деятельности, к смене привычной обстановки тренировок, к тому, чтобы занятия проходили с интересом и вызывали положительные эмоции. С этой целью в переходном периоде борец продолжает регулярно проводить утренние занятия (зарядку), широко применять общеразвивающие упражнения из других видов спорта; летом — плавание, греблю, спортивные игры, походы, охоту; зимой — прогулки на лыжах, катание на коньках и т. д. При этом нагрузка должна быть небольшая.
Занятия следует проводить не реже 3 раз в неделю. Прибегая к другим видам спорта, борец не только снижает физическую нагрузку, но и (что очень важно) создает возможность для отдыха нервной системы. Необходимо максимально использовать это время для закаливания организма и укрепления здоровья.
Если у борца есть травмы, нужно это время посвятить их лечению. В отдельных случаях по совету врача и тренера на определенный срок может быть запланирован пассивный отдых. Правильно осуществляемый переходный период создает благоприятные предпосылки для дальнейшего роста функциональных возможностей организма, специальной подготовки борца.