этические учения нового времени
Развитие взглядов на этику в период Нового времени
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Реферат
На тему:
«Развитие взглядов на этику в период Нового времени в Западной Европе и их влияние на изменение морально-этических принципов в управлении»
Автор: Степанов Антон Алексеевич
Москва
2011
Содержание:
Вступление 3
Современные представления об этике 4
Этика Нового времени 8
Томас Гоббс 10
Бенедикт Спиноза 12
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц 14
Адам Смит 16
Иммануил Кант 19
Карл Маркс и Фридрих Энгельс 22
Фридрих Вильгельм Ницше 23
Заключение 25
Список литературы 26
Вступление
Этика есть философия доброй воли,
а не только доброго действия.
Иммануил Кант
Все добродетели имеют своим источником этикет.
Конфуций
Определить, что такое этика – не всегда такое простое занятие, как это кажется на первый взгляд. В целом под этикой понимается «свод моральных принципов и ценностей, направляющих поведение индивида или группы лиц». [7, с.168] Этика формирует у человека представления о правильном и неправильном в поведении и в процессе принятия решений. Она затрагивает внутренние состояния и ценности человека, которые в совокупности своей определяют организационное, социальное и индивидуальное поведение и формируют представления о социальной ответственности при действиях под влиянием внешней и внутренней среды. Этика занимает своё место в областях человеческого поведения между областью кодифицированных законов и областью свободного выбора. [7, с.169] В ней не действуют конкретные законы, но есть общее понимание того, «что такое хорошо и то такое плохо».
Сложившиеся на протяжении тысячелетий нормы нравственности – это результат «длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми» как в общественной, так и в семейной и деловой жизни. Если человек не будет соблюдать эти нормы, то станут невозможными экономические, политические, деловые, культурные и семейные отношения.
Этика Нового времени
Новое время (середина XVII века по начало XX) – это эпоха становления и господства индустриальной цивилизации, эпоха войны, классовой борьбы, революций, кризисов, становления капитализма и буржуазии, жесткой эксплуатации человеческого труда. [18] Развитие наук, в частности математики, физики, химии и биологии, породили культ разума, идеалом человека стало знание, а не чувства и вера.
«Основополагающей и центральной тенденцией философии Нового времени, и в частности, моральной философии было возвеличивание достоинства человека и обоснование его суверенности как родового и в конечном счёте ответственного лишь перед самим собой существа». [3, с.552]
В то время сложилось два философских течения: эмпиризм (Гоббс) и рационализм (Кант). Эмпиристы считали, что познания человека складываются из информации, полученной с жизненным опытом и на основе чувств. Рационалисты же придерживались иной точки зрения: человек познаёт мир с помощью разума.
Многие философы и мыслители нового времени считали, что происхождение нравственности сверхъестественно, что моральные ценности и характеристики даны нам свыше. В этот период продолжали развиваться взгляды Платона и Сократа, считавших, что добро движет нравственностью. Платон считал, что «нравственное чувство, проявляющееся в человеке хотя бы и в несовершенной форме, представляет часть чего-то, что заложено в жизни целого – всего мироздания». [4, с.124]
В этот период главной задачей философов и деятелей культуры являлось возвышение человека, утверждение самоценности свободного индивида. Одним из символов начала Нового времени принято считать событие, которое произошло 31 октября 1517 года. Тогда Мартин Лютер вывесил на воротах Виттенбергской церкви «95 тезисов», направленных против продажи индульгенций. Это означало отрыв от старого мира, где душой человека владел бог, а телом – князь.
Через некоторое время идеи о достоинстве человека, его величии перед природой превратятся в философские суждения о независимости моральных способностей от социального происхождения. Человека станут воспринимать как общественного индивида, стремящегося к идеалу личности.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895) являются основоположниками марксизма – совокупности учений, «предлагающих социально-реформаторскую программу индустриальной эпохи. Маркс не одобрял капитализм, считая, что при такой системе нарушаются принципы равенства и справедливости. Безусловно, причиной формирования взглядов Маркса и Энгельса на этику является продолжительная классовая борьба, противостояние пролетариата и буржуазии. Маркс ставит мораль под сомнение, считая её «превращённой формой общественного сознания, которая искажает и прикрывает социальные антагонизмы». [3, с.682] В философии мораль часто «отождествлялась с определённого рода деятельностью». [3, с.682] Но во все времена имелась в виду духовная деятельность, Маркс же выносит её за границы души и разума, он отождествляет её с борьбой пролетариата. Нравственность может формироваться только в процессе практической деятельности. Он считает, что капитализм и индустриализация вместо того, чтобы сплотить общество, разрушают его. Маркс выступал за снятие частной собственности и формирование общественной. Он и его соотечественник Энгельс часто сами пользовались идеей общественной собственности, считая таковой их интеллектуальную собственность. Они свободно брали цитаты друг друга и вставляли в свои книги.
Совершенное общество, по мнению Маркса и Энгельса, могут построить только те люди, которые совершенствуют себя. Совершенствуя себя, нужно совершенствовать и общество, переходя к коммунизму. Маркс более, а Энгельс менее радикально утверждали, что превращённая мораль исчезает вместе с классовым обществом. Они считают, что невозможно использовать мораль в качестве не просто мотивации, но закабаления трудящихся. Этой позиции придерживался и В.И. Ленин.
Фридрих Вильгельм Ницше
Ницше (1844-1900) – немецкий филолог и философ XIX века. Он считал, что возникновению между людьми тёплых, искренних отношений препятствуют исторически сложившиеся в Европе формы морали. Он выделял «мораль господ» и «мораль рабов». [3, с.688] К этому его подтолкнули труды философов прошлого и разгоравшаяся классовая борьба в обществе. К морали рабов он относил философские учения античности и религиозные учения средневековья. Рабская мораль безусловна, абсолютна, она выступает как сила, «стоящая на страже стада» (именно о силе говорил когда-то Гоббс). [3, с.688] Она реализуется в письменной форме, в том числе в законах. Ницше считает, что такую мораль мог создать только раб: «Только морализирующий себя раб выдвинет вперёд те качества, которые могут облегчить его страдальческое существование – сострадание, терпение, кротость и т.п. Только он додумается зачислить к категорию зла всё мощное, опасное, грозное, сильное, богатое.» [3, с.691] Он считал, что «рабы» не желают отстаивать интересы личности, они отстаивают интересы общества, т.е. «стада».
Параллельно Ницше выделяет мораль господ. Господин – это собственно человек, «поднявшийся на высоту своей природно-исторической миссии». [3, с.691] Его Ницше называет сверхчеловеком. Господа создают ценности, законодательство и направляют остальных. Они приказывают людям и управляют ими. Главная их отличительная способность – воля к власти. Добродетельность такого человека является «прямым выражением и продолжением его силы». [3, с.694]
Таким образом, Ницше разделил мир на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Он считал тех, кем управляют, слабыми и всегда недовольными, не способными не только достичь какой-то позиции во власти, но и самого стремления к ней и при этом размышляющими о высших благах и равноправии. Управляющие, сверхлюди, способны устанавливать свои законы, порядки. У них есть воля к власти, они стремятся к ней и добиваются её. Такое разделение людей даёт ясное представление о том, что Ницше отвергал мораль того времени и создал своё учение.
Заключение
В данном реферате были представлены ключевые личности Нового времени, взгляды которых повлияли на развитие этики (в том числе и бизнес-этики) и человеческих отношений в организации и обществе. Мы увидели, какими разными могут быть эти взгляды и одновременно похожими. Философы того времени учились друг у друга, опровергали утверждения друг друга и создавали свои собственные этические течения. Изменение их взглядов объяснялось в основном социальными, религиозными и политическими причинами: гонения протестантов католиками, классовая борьба, войны и революции, научный и технических прогресс – всё это способствовало развитию этической мысли и смене взглядов на неё.
Нельзя не отметить, что этика и этическая мысль во многом определили взаимоотношения людей в обществе и организации. Мысли о том, этичными или неэтичными могут быть решения менеджеров, как следует поддерживать порядок и сложившиеся отношения между людьми, стоит ли руководителю самосовершенствоваться и опираться на свои эмоции в процессе принятия решений, высказывали Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Смит, Кант, Маркс и Энгельс, Ницше. Их взгляды повлияли на современную культуру внутри организации, на этичность менеджерских решений и на развитие внутриорганизационных отношений.
В заключение следует сказать, что развитие этической мысли Нового времени внесло весомый вклад в развитие таких наук, как социология, политология, этика, психология, философия и менеджмент.
ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.
Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов‑рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель‑веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.
Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье».
Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприрод‑ного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.
Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально‑природные границы живого человека.
1 °CОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX – начала XX вв. В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической этики в этике неклассической. Среди основных направлений и течений этической мысли указанного периода можно отметить следующие:
1) новая христианская этика. В ее рамках была предпринята попытка совместить религиозную картину мира с данными науки за счет придания этой картине все более символического и иносказательного смысла, а также за счет решительного «антропологического» поворота всей религиозной проблематики к социально‑этическим проблемам личности, проблемам ее нравственного самоопределения;
2) марксизм. В рамках этой теории содержались следующие этические принципы: источник ценностей, идей, сознания – общественно‑исторический процесс, мораль – продукт общественного производства, формирование личности человека происходит в процессе его производственной деятельности, отмечается всесилие социальной практики;
3) эволюционная этика. Это учение было основано на эволюционной теории Ч. Дарвина, и вся этическая концепция строилась на принципе естественного отбора. Согласно мысли представителей этой школы природа безнравственна, а этический процесс направлен на преодоление этой безнравственности.
4) философия жизни Ф. Ницше. Согласно воззрениям представителей этого течения этической мысли мир отнюдь не разумен, познание человека ограниченное, а движут им инстинктивные жизненные стремления, слепая воля, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности собственного существования. Ницше утверждал, что причиной деградации европейской культуры являются такие ценности, как человеколюбие, разум и наука, идея социального равенства, демократия, социализм. Существенно в морали, по Ницше, только то, что она всегда есть «долгий гнет» и проявление стадного инстинкта в отдельном человеке;
5) метаэтика. Название этого учения означает рассмотрение этической составляющей этической теории, причин их несостоятельности, невозможности сформулировать общечеловеческие ценности. В рамках метаэтики было сформулировано требование запрещения притязаний этических теорий на научность. Метаэтика ставила задачу проанализировать природу этических и моральных суждений, используя для этого анализ моральных суждений и оценок, выраженных в языке, т. е. анализ языка морали.
Легко увидеть, что на настоящий момент времени существует огромное множество этических теорий, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, своих последователей и противников.
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ
Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличающуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей. Специфика российской этики сложилась уже у древних славян, подтверждением чему служат памятники фольклора и исторические факты. Уже здесь прослеживается отличие русской этической мысли от западноевропейской, в которой отмечается стремление к достижению своих целей любыми средствами и часто за счет окружающих людей.
Особенности российской этической мысли, ее непохожесть во многом определяются геополитическим положением государства. Именно благодаря этому российские нравственные установки и принципы имеют как восточные, так и западные элементы и в то же время содержат то, что выходит за рамки обеих культур.
Одной из специфических черт российской этической мысли является ее неопределенность, что создает большой простор для свободы выбора тех или иных этических ценностей и их соблюдения. Эта кажущаяся неукорененность морали связана с тем, что ее основания лежат гораздо глубже поверхности разума или внешних контуров социальной среды. Основания российской этики не являются рациональными, они мистичны. Именно поэтому ее понимание возможно не разумом, а душой, какими‑то внутренними свойствами человека.
Еще одной немаловажной чертой российской этики является ее противоречивость. Русский человек может одновременно креститься и материться. Объясняется это тем, что крестное знамение призывает Бога, а матерная брань отпугивает черта. Здесь проглядывается определенный синтез языческих и православных традиций. Эта особенность вызвана исторической действительностью. Достаточно вспомнить, с каким трудом происходило крещение Руси.
Одной из центральных ценностей российской этики является героизм. Часто русский человек самостоятельно создает себе экстремальные ситуации, чтобы преодолеть их. Очень часто требование героизма выступало в нашей истории основным моральным стимулом для деятельности. Объяснение этому можно найти в истории, когда нашим далеким предкам приходилось отвоевывать у суровой природы право на существование.
Следующая особенность российской этики заключается в том, что центральное место в ней занимает понятие долга. Причем это понятие имеет свою специфику. Во‑первых, долг перед обществом и государством всегда выше, чем долг перед самим собой; во‑вторых, понимание долга не является конкретным, человек самостоятельно определяет его.
Сегодня проблема самоопределения стоит для России очень актуально. При ее решении необходимо делать упор на свои традиции и особенности.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
Происхождение и развитие категории «мораль» являются центральными вопросами при изучении этики. Возникновение категории «мораль» можно отнести к периоду античности. Первым мыслителем, который попытался определить, что такое мораль, был древнегреческий философ Демокрит. Согласно его взглядам сущность морали – это природа. Направление этической мысли, в основу которого лег этот тезис, принято называть натурфилософским. Другие мыслители античности определяли мораль как меру господства человека над самим собой, своими желаниями, а также умение проявить сдержанность и контролировать ситуацию.
Рациональная теория сущности морали была выдвинута Гольбахом. Он ставит себе целью обосновать «принципы естественной морали». С точки зрения этого философа, основами морали являются:
1) сама природа человека;
2) потребности человека.
Таким образом, удовлетворение человеком своих потребностей автоматически делает его поведение моральным.
Существуют и креационистские теории морали. В их рамках представляют различного вида религиозные системы морали. Моральные заповеди Бога совершенны и не требуют обоснования. Соблюдение священных заповедей приближает человека к достижению нравственного идеала, способствует насыщению его духовного мира.
Еще одна интерпретация понятия «мораль» была дана И. Кантом в его теории критики практического разума. В этой теории мыслитель не соглашается с определением морали и морального поведения Гольбаха. Кант утверждает, что стремление к счастью не может быть индикатором моральности человека, так как оно часто толкает его на безнравственные поступки. Наоборот, только подавляя свои желания, устанавливая господство над ними, человек может стать моральным. В воззрениях Канта можно видеть определенную преемственность идей античных философов, прежде всего Аристотеля.
Следующая интерпретация понятия «мораль» была дана представителями эволюционной этики. Смысл морали, по их мнению, заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Так, П. А. Кропоткин рассматривал принцип общительности (или «закон взаимопомощи» в животном мире) как исходное начало появления таких моральных норм, как чувство долга, сострадание, уважение к соплеменнику и даже самопожертвование.
Таким образом, вопрос о природе морали и ее происхождении весьма спорный, и дать на него однозначный ответ нельзя. Для каждого человека понятие морали это нечто личное, но в то же время моральный уровень нужно постоянно дополнять и совершенствовать, чтобы достичь определенных целей.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 588 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Этика нового времени
«Этика Нового времени»
1. Развитие этической мысли Нового времени
2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)
3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы
4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты
5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта
6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля
7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха
8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра
9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше
10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля
1. Развитие этической мысли Нового времени
• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.);
• выявляет натуралистические основания морали;
• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;
• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.
Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).
На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов является скептицизм .
Этические взгляды Монтеня
• нельзя заботиться только о благе души;
• необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом;
• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания). •
Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н« религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением.
Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: «. я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей».
Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения.
Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей («личина благочестия»), и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства.
Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: «Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения».
Моральный человек , по Монтеню, это человек:
• мыслящий и сомневающийся;
• скептически относящийся к догмам;
• саморазвивающийся и самосовершенствующийся.
2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)
По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:
• ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;
• соблюдать «золотое правило морали».
Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полезности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).
Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимостных отношений:
• нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;
• ценность качеств человека зависит от потребности других людей (общества).
Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми:
• морально ценным является то, что вызывает уважение;
• с властью связаны все моральные свойства индивидов (любовь, справедливость и т. п.).
Гоббс считал, что «двигателем» деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.
3. Этическая мысль Нового времени
Этический рационализм Спинозы
Спиноза утверждал, что в основе мира лежит единая субстанция, или Бог . который:
— вечен и бесконечен;
• является сам причиной себя;
Эти атрибуты тождественны, то есть логические связи равны материальным. Спиноза писал: «Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей».
Счастье заключается в познании, успокоении души, исходящем из созерцания Бога.
Познание является основой свободы личности, нравственного совершенствования личности.
Спиноза писал, что человеку только кажется, что он поступает свободно, людьми владеют страсти.
для правильной жизни необходимы отказ от субъективистского, чувственного познания, единство разума и воли. С помощью разума человек может получить власть над аффектами, преодолеть эгоистические стремления, достичь познания субстанции (Бога), ее атрибутов и модусов, мироустройства.
Моральное совершенство является результатом высшей ступени интеллектуального созерцания, слияния человека с субстанцией. Моральное совершенствование человека способствует возвышению над суетой v жизненными невзгодами, обретению истинной свободы, созерцательной любви к Богу.
4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты
По мнению Гельвеция, деятельность человеческого ума сводится к чувствованию, то есть сравнению ощущений. Человек рождается морально нейтральным (ни злым, ни добрым), способным к физической чувствительности. Чувствительность является источником страстей и деятельности человека.
Стремление к счастью является добродетелью.
Справедливость — это основа жизни человека и общества, добродетель связанная с общей пользой.
Гельвеций считал, что человек должен стать «разумным эгоистом», совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.
Задача государства, закона и морали — связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки.
Политика направлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.
• все знания и идеи человек получает с помощью чувств;
• сущностью материи является движение.
Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.
Неравенство людей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.
Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.
Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.
Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:
• верой в Божье возмездие;
• добровольным соглашением граждан.
Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.
• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель предшествует размышлению;
• нравственные представления, сложившиеся под влиянием культуры являются ложными;
• цивилизация разрушает природную доброжелательность и милосердие людей.
Мыслитель считал моральным идеалом «естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, «естественному состоянию» человека.
Большое значение мыслитель придавал воспитанию:
• чувствам и добродетелям можно научить;
• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать его природные способности и интересы;
• нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;
• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.
Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.
Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.
5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта
Эмпирический мир. Мир ноуменов
Кант определил границы познания. В работе «Критика практического разума» он установил непознаваемость вещей самих по себе, «веще себе» — ноуменов. Они:
• находятся вне пространства, времени, причинности;
• не зависят от восприятия людей;
• основным их свойством является свобода.
• доступны пониманию людей;
• субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.
Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.
Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).
В надэмпирическом мире человек:
• обладает свободой воли;
• подчиняется нравственному закону;
• верит в Бога и бессмертие души.
Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.
• гипотетические — указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения («если хочешь быть уважаемым, будь честным» и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;
• категорический (безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон:
• носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;
• не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;
• является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;
утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.
Кант дал несколько формулировок категорического императива.
одобрено всеми людьми;
воспроизведено всеми людьми.
В отличие от «золотого правила морали» категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант утверждал, что любой человек:
• является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.
Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.
Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодарядоброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам.
Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
Кант сформулировалпринцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.
Субъективным принципом нравственности являетсядолг, который заключается в :
чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон);
твердости нравственных убеждений.
Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности.
В труде «Основоположение к метафизике нравов» Кант сформулировал аксиому своей этической теории:
• моральный закон основан на абсолютной необходимости;
• нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив
которые, человек теряет достоинство.
6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля
• совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека;
• объединена с политическим сознанием людей;
• не связана с волей индивида;
• это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства. Формами развития нравственности являются: семья, общество, государство.
Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении естественной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивидуальной нравственности.
Гегель, полемизируя с Кантом, утверждал, что нельзя возводить убеждения и совесть индивида в ранг закона. «Единство субъективности и объективного в себе. есть нравственность». Содержание нравственности — моральные законы, которыми руководствуются члены общества.
Гегель считал, что с переходом в каждую новую историческую эпоху нравственность поднимается на более высокую ступень развития.
— свободное развитие всех слоев общества;
• преодоление атомизации интересов;
• слияние нравственности с законом государства и др.
Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.
Гегель разграничивает понятия «свобода» и «произвол».
Произвол — свобода действий, противоречащая нравственности.
• соединение разума и воли;
• замена эгоистических интересов всеобщими.
7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха
Фейербах утверждал, что природа существовала раньше, чем дух («..Бог сотворил человека, а человек сотворил богов»), и не сводится к механическим законам.
Религия имеет земные корни (гносеология, психология) и является иллюзорным видением мира. А человек вложил в идею Бога луч со стороны своего духа.
Стремление человека к счастью является:
• главным его стремлением;
• моральным стремлением, основой морали.
По мнению Фейербаха, желанием человека достичь счастья можно объяснить сострадание, аскетизм и даже самоубийство. Критикуя учение Канта, Фейербах отвергал долг в качестве основной цели человека.
Фейербах полагал, что:
• человек всегда находится в отношениях с другими людьми;
• в основе сообщества людей лежит связь двух людей («Я и Ты»);
• основой социальной жизни являются межличностные отношения;
• лучшей формой отношений между людьми является любовь.
Фейербах считал половую любовь прообразом, образцом любой любви :
родительской, братской и т. д. Любовь (любую) Фейербах считал признаком бытия, выражением творчества людей, стремлением к самосовершенствованию (любовь, направленная на себя).
Главной задачей философии Фейербах считал помощь человечеству в достижении счастья.
8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра
«Мир как представление»
«Мир как представление». Шопенгауэр считал:
• вещи, данные в пространстве и времени, являются простыми явлениями;
• существует как воля («мир как воля»);
• действует вне интеллекта людей;
• является стремлением, слепой всепроникающей силой.
«Мир как воля». Отталкиваясь от идей Канта, Шопенгауэр утверждал, что:
• в основе мироздания лежит воля;
Шопенгауэр понимал волю как сознательное желание, бессознательный инстинкт, «слепую волю к жизни», которая постигается внутренним восприятием человека.
В жизни человека наслаждение после того, как оно достигнуто, оставляет чувство неудовлетворенности. Удовольствие — это недолговечное отсутствие страданий, реальным является только страдание.
Избавление от страданий возможно с помощью преодоления «воли к жизни», перехода в тишину, небытие (аналог буддийской нирваны) —«квиетива воли» . «Квиетива воли» можно достичь с помощью сострадания, философского познания, эстетического созерцания.
Действия, мотивом которых является желание личного блага, Шопенгауэр считал эгоистическими, безнравственными. Критерием нравственности Шопенгауэр считал отсутствие эгоистических мотивов.
Единственная форма нравственности — взаимная симпатия людей. Чужое страдание должно восприниматься как свое.
Сострадание Шопенгауэр подразделял на две нормы поведения:
• пассивное сострадание («не вреди»);
• активное сострадание (»помогай»).
9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше
Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения.
Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы . Среди них — «мораль рабов». Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества.
• отстаивает интересы общности (стада), а не личности;
• направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников;
• требует отречения от своих интересов, подавления своего «я» ради служения интересам большинства;
• через нормы морали уравнивает всех индивидов.
Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель.
Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни.
• первичные неприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям;
• вторичное переживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.;
• осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика;
• чувство бессилия и отчаяния;
• жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступки, трансформируется.
Ressentiment получает идеальное воплощение , бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения.
Ницше определялRessentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть.
Ressentiment существует в двух формах .
• стадная мораль — она экстравертна (переносит чувство вины наружу);
• аскетический идеал — он интровертен (переносит вину внутрь).
Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми.
Мораль «сверхчеловека». Ницше критиковал мораль с позиций морали:
она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных .
Ницше выделял этапы развития морали:
• Аморальный — поступок оценивается по его последствиям;
• моральный — поступок оценивается по намерениям;
В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направления, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.:
• аристократическая (рыцарская) нравственность;
• мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей.
Аристократические добродетели (особенности морали «сверхчеловека»), описанные Ницше:
• «готовность к огромной ответственности»;
• «оторванность от толпы. ее добродетелей»;
• «защита того, чего не понимают и на что клевещут»;
• «почитание правдивости, бесстрашия» и др.
Также свойствами аристократизма является презрение к:
• человеку трусливому, малодушному;
• «думающему об узкой пользе»;
• «собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение»;
• «льстецам и прежде всего льстецам».
Основные особенности «сверхчеловеческого» типа людей:
• осознание себя «не функцией», а «смыслом», мерилом ценностей;
• самодостаточность в своем величии;
• способность и готовность к великой ответственности;
• врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении.
Ницше разграничивал понятия «хорошее» и «плохое»:
10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля
Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах «Утилитаризм», «Основы политэкономии» и др. Он развивал идеи своего учителя
Милль утверждал, что:
• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;
• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий.
Основой морали Д. Милль считал принцип пользы : «. Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение» (Д. Милль).
• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);
• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);
• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.
Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями.
Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:
• если «жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других», значит, жизнь людей несовершенна;
• самопожертвование не является самоцелью;
• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;
• общее благо связано с «золотым правилом морали» и с христианской заповедью любви.
Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:
• внешние : любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.
Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.
Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.
Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:
• значимы и обязательны, как и главный принцип;
• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).
Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия
Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: «. Мы должны руководствоваться в. поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса».
Милль признавал, что «. большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо». (Общее благо
— это сумма частных благ.)
Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости:
• благодарность («добром за добро»);
• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).
Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной:
одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.