этика ветхого завета кратко

Этика ветхозаветной религии

этика ветхого завета кратко. Смотреть фото этика ветхого завета кратко. Смотреть картинку этика ветхого завета кратко. Картинка про этика ветхого завета кратко. Фото этика ветхого завета кратко
Благословение Авраама

Сущность нравственного мировоззрения ветхозаветной религии резюмирована в десяти заповедях, данных израильскому народу Богом через Моисея.

Итак, этика ветхозаветной религии прежде всего является теономной, т. е. основанной на религии. Нравственная жизнь человека необходима потому, что на это есть всеблагая воля Господня. Основа основ всей ветхозаветной морали – любовь к Богу; на этой основе возникает необходимость любви к ближнему. На любви к Богу и ближнему основываются все нравственные обязанности в отношении к Богу, ближнему и к самому себе.

Хотя принцип любви, как мы увидим ниже, не имеет в ветхозаветной религии такого всеобъемлющего применения, какое дано ему в религии христианской, тем не менее сам принцип этот ясно и точно провозглашен. «Да будут слова сии (возлюбить Бога и ближних) в сердце твоем и в душе твоей» (Втор. 6, 6). Не ограничиваясь общим указанием на необходимость любви к Богу и ближним, ветхозаветная религия указывает и весьма конкретные ее виды и стремится провести начала любви в семейную и общественную жизнь народа. Так, например, внушается необходимость почитать родителей, запрещается нанесение вреда жизни близких, требуется чистота нравов, уважение к праву собственности, к доброму имени окружающих и т. п. Еще более частные виды проявления любви к ближним указываются в многочисленных правилах ветхозаветного законодательства, в которых предписывается уважение к старцам, заботливость о благе вдов и сирот, снисхождение к несостоятельным должникам, помощь бедным, человеколюбие к рабам, великодушие к врагам и пр. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч. 25, 21).

Однако мораль ветхозаветной религии не заключала в себе полного выражения нравственной идеи во всей ее всеобъемлющей широте и глубине. В соответствии с главной целью этой подготовительной религии – воспитать и приготовить израильский народ к восприятию высшего христианского откровения – мораль ее внушала Израилю любовь друг к другу; всеобщее же применение принципа любви ко всем народам и ко всему человечеству в целом еще не было ее специальной задачей.

Основная мысль гражданского законодательства ветхозаветной религии заключалась в утверждении, что Царь Израиля есть Бог. Этим ветхозаветное законодательство резко отличалось от других древних законодательств. Последние имели всегда в виду главным образом достижение внешнего государственного благоустройства, мало интересуясь нравственным значением и назначением человеческой личности.

В основе же ветхозаветного гражданского законодательства, напротив, лежала мысль, что человек прежде всего и главным образом есть существо нравственное. Поэтому назначение человека состоит не в том только, чтобы он служил известную службу государству, но в том, чтобы он постоянно, во всех своих делах, в отношении к обществу, государству и к себе самому сообразовывал свою естественную волю со святой волей Бога, с Божественным законом и заботился об угождении не людям, а Богу.

Основное же отношение человека к Богу прекрасно выражалось словами: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11).

Обрядовый закон ветхозаветного культа не ограничивался общими правилами богопочитания, а обставлял его множеством частных обрядов с целью овладеть всей жизнью народа. Важнейшую сторону ветхозаветного культа составляла жертва примирения, приносимая за грехи всего народа. Безграничная потребность заглаживания грехов была самой характерной чертой ветхозаветного человека.

«Мысли и думы ветхозаветных великих мужей, – говорит об этом профессор Н.П.Рождественский в своей «Апологетике», – возносились к той великой умилостивительной жертве за грехи мира, которая одна только может иметь истинно искупительное значение, – к жертве Божественной, по отношению к которой все ветхозаветные жертвы примирения и очищения были не что иное, как только символы и прообразы, предназначенные пробуждать и вызывать в душе человека потребность прощения. Может быть, ни в одном месте всего ветхозаветного Писания не выражено так сильно это сознание необходимости Божественной примирительной и умилостивительной жертвы за грехи мира, как в известных словах Иова, обращенных к Богу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17, 3). Такое заступничество и поручительство было предметом самых пламенных религиозных чаяний и желаний лучших людей древнего мира, но ветхозаветная религия не удовлетворяла этим желаниям. Только христианская религия удовлетворяет им» (т. II, с. 352).

Источник

БИБЛЕЙСКОЕ ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: ВЕТХОЗАВЕТНАЯ И НОВОЗАВЕТНАЯ ПАРАДИГМЫ

Библейское этическое учение выступает в двух основных формах — ветхозаветной и новозаветной. Евангельская этика Иисуса Христа — это высшая ступень нравственного откровения. Но она предполагает прямую связь с Ветхим Заветом — заповедями Пятикнижия, откровениями пророческих книг и нравственными поучениями книг учительных.

Нравственный опыт, растворенный в сакральном контексте Библии, служит неисчерпаемым источником духовных сил для многих поколений. Его направляющая роль резко возрастает и становится особенно действенной в эпохи исторических кризисов, когда обесцениваются привычные ценности и утрачивают свое влияние земные авторитеты. В моменты, когда человеку начинает казаться, что он очутился в духовной пустоте и ему не на что больше опереться, Слово Божье каждый раз демонстрирует невиданную мощь своей спасительной силы.

В библейской этике отобразились противоречия между сутью Божественных предписаний и особым характером человеческого существа, созданного богоподобным, но пережившим грехопадение. Творец признает за человеком право на свободу выбора между грехом и верностью Богу. Но, учитывая греховную природу человека, Бог вместе с тем помогает людям Своими запретительными и предписывающими заповедями преодолевать их слабости и несовершенства.

Сотворенный Богом Адам был поначалу непорочен, но подстрекаемые дьяволом в образе змия, он и Ева нарушили главный запрет Творца. Они отведали плод с древа познания добра и зла, проявили недопустимое непослушание и опрометчивую дерзость и тем самым распахнули врата для зла, дали ему возможность ворваться в свою жизнь. В итоге Бог сурово покарал их, изгнав из Эдема и предсказав тяжкие испытания в будущем не только им, но и всем их потомкам. Отныне для человека самым трудным испытанием стало постоянное ощущение собственной греховности, негармоничности, сопровождающееся борьбой противоположных начал внутри себя. Человек обнаружил в себе двойственность, выражающуюся в склонности как соблюдению Божественных заветов, т. е. к добру, так и к их нарушениям, т. е. к злу. Эти наклонности оказались сопряжены с особым преимуществом человека перед всеми остальными существами — его правом на свободное самоопределение и самоутверждение.

Внутренняя конфликтность человека сказалась на его практической жизни и придала конфликтный характер всей человеческой истории, наполнила ее раздорами, преступлениями, войнами. Несмотря на все это, Бог, не оставил людей на произвол судьбы, не позволил им встать на путь самоуничтожения. На протяжении всей истории Он помогал и помогает слабому и несовершенному человеческому существу то морально-правовыми рекомендациями-заповедями и нравственными уроками, то прямым покровительством, то прямой угрозой сурового наказания.

Во времена Ноя был заключен договор между Яхве и будущими поколениями израильского народа: (Бытие. 9, 8-11). В ознаменование этого вечного завета-договора Бог оставил радугу, соединяющую небо с землей и символизирующую связь между Богом и всякой душой живой. Так, в сотворенном Богом мире совершилась, по сути, первая морально-правовая акция — заключение договора между двумя сторонами с взаимными обязанностями каждой. Ее продолжением стал завет между Богом и Авраамом, когда Яхве обязался покровительствовать праведнику и его потомкам, а Авраам, в свою очередь, обязался почитать Бога и хранить ему верность. Знаком этого договора стал обряд обрезания — принесение в жертву Богу части человеческого тела.

Нормативно-ценностным ядром этики Ветхого Завета явился декалог — десять заповедей, посланных Богом людям через своего пророка Моисея и предназначенных служить базовым основанием цивилизованного существования людей. В текстах Священного Писания содержание каждой из них развернулось и приняло вид многих конкретных поучений более частного характера, касающихся нравственно-правовых устоев семейно-брачных отношений, ответственности за религиозные и уголовные преступления, охраны частной собственности, порядка судопроизводства и т. д. Эти предписания, имеющие абсолютный, непререкаемый характер, не только указывают на модели должного поведения, но и предупреждают об ответственности за пренебрежение ими как перед Богом. Творец, давший людям исходные заповеди, непосредственно осуществляет контроль за их исполнением и настаивает на том, чтобы люди об этом знали. Он заявил Моисею: (Исход. 4, 10). Таким образом, страх Господень — главное основание, на котором зиждется вся система моральных предписаний Ветхого Завета. Этот страх спасителен для человека и дан ему для его же блага. Он не унижает, а возвышает, позволяет быть истинным образом и подобием Божиим. А для этого у человека есть только один путь — (Мих. 6, 8).

Через Своих пророков Господь требует от людей: (Ис. 1, 16 — 17).

Своеобразие ветхозаветных нормативных предписаний заключается в том, что их содержание оказалось гораздо шире этнических пристрастий и национальных интересов древних иудеев. Их богодухновенность и универсализм вместе с силой и глубиной мысли, яркостью и многозначностью библейских образов создали поистине беспредельное духовное пространство и позволили Библии стать исходным нормативно-ценностным основанием для морально-этических и правовых систем многих народов и государств мира.

В Новом Завете, в притчах и проповедях Христа, в посланиях апостолов сформулирована новая система нравственных принципов, хотя и связанных с этикой Ветхого Завета, но вместе с тем существенно отличающихся от нее и представляющих собой высшую ступень развития библейского этического учения.

Гностик Птолемей, размышляя об отношении норм Нового Завета к нормам Ветхого Завета, указал на три вида библейских заповедей: 1) ветхозаветные заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впоследствии обязательными для всех христиан; 2) отдельные ветхозаветные нормы и в первую очередь предписания в духе талиона, упраздненные Христом; 3) заповеди Христа в виде различных символических и аллегорических предписаний.

Таким образом, Христос поставил перед людьми новые этические задачи, обозначил принципиально важные ценностные перспективы. Его этика обрела двоякую ориентированность — на особым образом понимаемые идеалы личного совершенства ( (Мф. 5, 48) и идеалы справедливости ( (Мф. 6, 33).

Сын Божий принес с Собой систему запретов и повелений, которые не столько служили внешними препятствиями для пороков и преступлений, сколько давали человеку необходимые духовно-нравственные силы для победы над злом внутри себя. Он сформулировал новую концепцию человека и обосновал новые представления об его достоинстве и правах, дал миру принципы новой организации духовной и социальной жизни на основе принципов любви и братства, предложив новую шкалу социально-этических ценностей, позволяющих человеку преодолевать негативные следствия собственной греховности, духовно исцеляться силой любви к Богу и Божьего прощения. Эти принципы легли в основание апостольских посланий, трудов отцов церкви, сочинений христианских богословов, философов, моралистов последующих веков.

Источник

19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.

Между Ветхим и Новым Заветом не может быть разрыва и они неотделимы. Новый Завет-это продолжение и следствие Ветхого. Он дополнил, развил и поднял на более высокий духовный уровень этику Ветхого завета.

В Ветхом Завете Бог воспринимается, как Владыка. И послушание Ему-главный критерий благочестивого иудея, непослуание-страшный грех.А грех-это преступление против Бога. В Новом Завете Бог-это уже Отец. Любящий, прощающий детей своих. Жить в страхе Божием при Ветхом Завете-бояться совершить грех-преступление против Владыки. Жить в страхе Божием в христианстве-это боязнь огорчить Отца своими помыслами, поступками, нарушением моральных заповедей. Но в ветхозаветные времена приоритетным считалось внешнее исполнение законов, а не побуждения сердца. В Новом-же Завете человек должен поступать, из побуждений сердца и снискать Благодать Духа Святого, который и пробуждает в сердце Божественную любовь. Важнейшей заповедью Нового Завета является заповедь Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил Baс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.»

Человек живущий по заповедям Христа, более свободен. он вправе сам решать как ему жить. это ОЧЕНЬ важный элемент западной культуры. возможно, именно с этой позиции и начался гигантский исторический скачок Запада, особенно если учесть достижения античной философии. без личной свободы человека динамичное развитие общества невозможно.

20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

Источник

Этика ветхого завета кратко

Джонни, Эмме и Хелене и Сюзи

Предисловие к книге «Образ жизни народа Божьего»

Некоторые авторы начинают свои произведения с извинений за то, что читателю придется иметь дело еще с одной книгой на ту или иную тему, и приводят причины, почему она нужна. Я считаю, что избавлен от этой необходимости, поскольку по предмету ветхозаветной этики написано мало. Несомненно, как это видно из библиографии, есть немало научных статей и узких исследований, проливающих свет на значимость Ветхого Завета. Но я не знаком с новейшими попытками представить целостный обзор данной темы. Поэтому, не претендуя на глубокое или подробное изложение предмета, я попытался дать общую схему, в рамках которой следует организовывать или осмысливать ветхозаветную этику. Для тех, кто желает сделать изучение этой темы более глубоким и расширенным, в библиографии содержится достаточное количество источников.

Учитывая интересы простого читателя, я избегал, насколько это было возможно, использования специальной терминологии и непомерных подстрочных примечаний. Единственный специальный термин, который я осознанно позволил себе употребить, — это «парадигма» и его производное «парадигматический». Я не смог найти более простого слова для обсуждения методов понимания и применения Ветхого Завета. Этому понятию дается определение и пояснение, как только оно дает о себе знать во второй главе. Подобным образом поясняются еще два–три богословских термина, по мере того как они встречаются в тексте.

Следует отметить еще два нюанса. Во–первых, бегло просматривая оглавление, мы видим, что большая часть материала касается социальных аспектов этики Ветхого Завета. И только в последней главе мы рассматриваем личную, или индивидуальную этику. Возможно, что объемы частей не совсем сбалансированы, и о личных этических требованиях, встречающихся в Ветхом Завете, могло быть сказано намного больше. Тем не менее, решение автора осознанно, оно основано ни убеждении, что главноеэтическое ударение Ветхого Завета все–таки социальное. Ветхий Завет — это рассказ о народе, Божьем народе; и все яркие истории о нравственном выборе отдельных людей — это часть большей истории. Бог призвал все сообщество стать «Его уделом», жить пред Ним среди народов земли. Таким образом, Ветхий Завет пронизывает мысль: что означает быть живым народом живого Бога.

Второй нюанс связан с выбором тем во второй части. Я убежден, что Ветхий Завет, если его верно понимать как часть всего канона Писания, непосредственно применим к целому спектру наших этических проблем. Задача данной книги — указать на общие принципы практического применения Ветхого Завета, не разбирая конкретные примеры из различных областей. Я не экономист, не политик, не юрист и не социолог и поэтому не претендую на серьезную осведомленность в данных областях. Но я надеюсь, что изложенный здесь материал подтолкнет христиан, которые трудятся в этих и других сферах, к более эффективному применению библейского богословия и этики в конкретных ситуациях.

Многие идеи данной книги были впервые озвучены и проверены на прочность в конструктивной атмосфере проекта Шефстбери (Shaftesbury Project). Я очень признателен членам различных групп этого проекта за их сотрудничество на протяжении последних лет, а также дирекции проекта за разрешение изменить и пересмотреть материал, который изначально был опубликован как рабочие доклады.

Я также хочу отметить свою признательность милым леди из Торн–бриджа, перепечатавшим рукопись: Шейле Армстронг, Сью Блейдон, Кэти Портлок и Френсис Уэллер. Также благодарю Брайана и Меган Адаме, Кеннета и Маргарет Габбинз, Лоуренса и Маргарет Поуп и Дэвида и Клер Уэнхем за оказанное мне гостеприимство во время написания книги. Я высоко ценю внимательность достопочтенного Дэвида Филда и доктора Гордона Уэнхема, которые прочли первоначальную машинописную версию и внесли немало весьма полезных комментариев. Их предложения помогли мне в целом ряде случаев уточнить или улучшить ход мысли. Указатели книги — плод трудов моих студентов из Колледжа Олл–Нейшнз (All Nations College).

Семья автора всегда несет бремя написания книги, но моя семья намного превзошла все образцы долготерпения и превратила некоторые из надежных принципов ветхозаветной этики в переживание величайшей радости. Поэтому, с признательностью и любовью, эта книга посвящается всем им.

Когда «Образ жизни народа Божьего» вышел из печати в 1983 году, уровень интереса (академического и популярного) к ветхозаветной этике был настолько низок, что только немногие (тем более автор) могли бы предположить, что книга переживет два десятилетия и вновь появится в пересмотренном издании. Долгое время ощущался недостаток анализа этики Ветхого Завета. Сирил Родд (Cyril Rodd) говорит, что в 1956 году его отговорили заниматься ветхозаветной этикой на том основании, что у нее нет будущего. [1]В 1970 году я написал своему будущему научному руководителю в Кембридже, Джону Стерди (John Sturdy), чтобы узнать, не может ли предмет ветхозаветной этики стать хорошей темой для докторской диссертации. Он ответил, что тема вполне подходящая, поскольку за последние пятьдесят лет никто ничего не писал об этом на английском языке. В 1973 году, когда я отчаянно пытался найти пути для написания диссертации по этой теме, один известный немецкий профессор сказал, что мои трудности его не удивляют, поскольку «не существует предмета обсуждения», — его замечание мало помогло мне в решении проблемы.

Впрочем, для дисциплины, у которой не было будущего в 1956 году, прошлого в 1970–м и которой все еще не существовало в 1973–м, ветхозаветная этика удивляет своей популярностью сегодня. Замечание из предисловия к моей первой работе [2]о том, что «по предмету ветхозаветной этики почти ничего не написано», хотя и прекрасно отражает состояние науки на тот момент (1983), чудесным образом устарело в 2003 году. За последние два десятилетия вышло из печати множество монографий, сборников научных статей и даже диссертаций в данной области. Я сделал обзор избранной литературы 1980–х годов (наряду с публикациями по новозаветной этике) в статье, опубликованной в 1993 году. [3]В тринадцатой главе я добавил к нему обзор еще большего количества соответствующих публикаций 1990–х годов и первых лет текущего столетия. Интерес к области настолько возрос, что из около четырехсот наименований в библиографии этого издания, 75% было издано не ранее 1983 года.

После издания «Образа жизни» я продолжал исследовать и писать о предмете. Меня постоянно побуждали предложения выступить с докладом или написать о конкретной теме с точки зрения Ветхого Завета. И я увидел, что схема «этического треугольника» и метод, предложенный мною — отчасти интуитивно — в 1983 году, прошел проверку временем и был усовершенствован по мере того, как я размышлял о нем. Это привело к публикации продолжения «Следовать по Божьему пути» (1995) — собрания эссе, ранее опубликованных в других изданиях. Поскольку упомянутая книга сейчас главным образом распродана, я благодарен христианскому издательству Ай–Ви–Пи (в лице Филиппа Дьюса, который терпеливо ждал исправленного издания) за согласие включить большую часть ее содержания (также полностью пересмотренного) в настоящую книгу. Это одна из причин, почему пересмотренное издание намного больше первого. Другая причина — я расширил некоторые главы и добавил главы по темам, которые практически не были рассмотрены в «Образе жизни» (например, экологическая этика).

Источник

ЭТИКА ВЕТХОГО ЗАВЕТА В СВЕТЕ НОВОГО ЗАВЕТА

ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕНСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Известно, что между Ветхим и Новым Заветом существует самая тесная связь и историческая преемственность. Поэтому, усвоение смысла ветхозаветной этики приобретает важное значение для понимания учения Иисуса Христа и Нового Завета в целом. Вообще христианские идеалы, учение о высшем благе и геоцентрическая этика Ветхого Завета имеют свои общие корни в Боге. Это верно прежде всего, в отношении ветхозаветного профетизма. Сущность профетизма заключается в оценке всех явлений истории и жизни отдельной личности на основе соблюдения высших этических норм.

Этический дух профетизма наиболее ярко проявляется в книгах «больших» и «малых» пророков. Смысл древней историософии пророков заключается в том, что исторические судьбы народов находятся в зависимости от их нравственных качеств: нарушение нравственного закона приводит обычно к гибели народа, а повиновение Богу дает народу неодолимую силу духа. Все ветхозаветные книги в целом так же пронизаны одной великой идеей единства и разумности исторических событий, направляемых одной высшей нравственной волей. Следование этому принципу характерно и для учения Нового Завета.

Пророки остро осуждают не столько пренебрежение ритуальными обрядами и культовыми установлениями, сколько нарушение законов правды и справедливости. Бог свят, и Он требует святости и праведности от своего народа: «. будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11.44), «. и нет иного Бога, кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня» (Ис.45.21). Подлинное благочестие возможно только в общении с Богом: «О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6.8).

Послушание воле Божией — главный принцип ветхозаветного благочестия, а непослушание — один из тягчайших грехов. Как сурово звучали предупреждения и проклятия Ветхого Завета в том случае, если Израиль проявит непослушание: «Проклят ты будешь в городе, и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои» — и так далее (Вт.28.16-68). Звучит это столь ужасно, что можно в какой то степени понять людей, которые испытывают сомненья: могут ли такие проклятья исходить из уст Божьих, и может ли Бог Ветхого Завета быть Богом Нового Завета, Который открылся нам как Бог любви?

Но мы, верующие, должны крайне остерегаться таких мыслей. Нам не следует заниматься подобными противопоставлениями, и тем более забывать, что Ветхий Завет был Священным Писанием нашего Спасителя, Который утвердил Его Своим авторитетом. Не будем забывать и того, что суд и проклятия нередко являются непонятной нам формой проявления любви Божией, переходным моментом к назначенной Богом цели. Ап. Павел, например, писал Коринфской церкви, что он готов нераскаявшегося грешника «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Kop.5.5). Истина благочестия проявляется не только в том, что мы любим Бога и доверяем Ему, но и в том, ходим ли мы перед Ним в сыновьем страхе и благоговении. «Начало мудрости — страх Господень» (Пc.110.10). Поэтому неудивительно, что Бог начал воспитание Своего избранного народа с синайского откровения, где во мгле и буре, в пламенеющем огне были провозглашены священные заповеди Ветхого Завета. И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «Я в страхе и трепете!». Однако, вопреки распространенному мнению, надо сказать, что не наказание, а любовь к Богу и ближнему, является этической основой Ветхого Завета. Любовь и послушание была на первом месте в духовной жизни Израиля (Вт.6.5; 10.12; Лев. 19.18).

Так, избрание Израиля и заключенный с ним Завет имеют в своем основании прежде всего любовь Божию (Вт.7,6-8). Пророк Амос и другие пророки строго предупреждают Израиль, чтобы он не забывал о своей большой моральной ответственности (Ам.3.2). Божественное избрание обязывает также к служению среди других языческих народов: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис.42.6).

Еврейская этика реалистически смотрит на грех. Она останавливается на самых различных его проявлениях: это — вина, упущение, но чаще всего грех рассматривается как преступление, как возмущение против Самого Бога: «Тебе, Тебе Единому согрешил я», — говорит Давид.

И все же Ветхий Завет обладает определенным этическим несовершенством. Этическая ограниченность ветхозаветной этики проявляется в том, что это этика народа, не достигшего зрелого морального уровня. Свое развитие и последующее завершение она получила только в Новом Завете, в особенности — в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Другими словами, израильско-иудейская этика Ветхого Завета получила свое полное развитие и завершение только в христианстве.

В отношении женщин также существует определенная тенденция к ограничению их общественного статуса и их личных прав. Правда, некоторые из них достигли высокого положения, как пророчицы или судьи Израиля, например. Маркам, Есфирь, Девора, Олдана (Исх.15.20; Есф.2.17-18; Суд.4.4;2IIap.34.22). Но в целом женщина занимала в израильском обществе сугубо подчиненное положение и не входила даже в общее исчисление народа.

Обращение с рабами было у евреев намного гуманнее, чем у окружающих их народов. Но и здесь существовала та же двойственность. Большинство рабов было из иноплеменных народов, купленных или захваченных в плен. (Быт.17.12; Чис.31.11). Сами же евреи становились рабами добровольно или по причине бедности (Исх.21.7; Ам.2.5). В этом случае еврейский раб освобождался от рабства после 6-летнего срока (Исх.21.2). Иноплеменные же рабы оставались в рабстве до самой смерти (Лев.25.44- 46). Кроме того, все еврейские рабы, независимо от каких-либо сроков, полностью освобождались от рабства в пятидесятилетний юбилейный год (Лев.25.8-12).

Для Ветхого Завета характерно также законничество, то есть внешнее исполнение заповеди, обряда или ритуала, в то время, как мотивы поведения остаются на втором плане. Во времена Иисуса законничество в Израиле особенно процветало.

Христанское сознание особенно удивляет ветхозаветная жестокость к врагам, когда в ее чрезвычайных проявлениях наказанию смертью подвергались не только мужчины и женщины, но даже дети и грудные младенцы (Вт.13.15-16; 1Цар.15.3). Почему Израиль по повелению Самого Бога должен был чинить такие жестокие расправы над врагами? Традиционно это объясняют тем, что Бог таким образом предохранял Израиль от смешения его с Хананеями, а вместе с тем и от собственной его гибели. Эту точку зрения трудно принять. Не может нас вполне удовлетворить и другое объяснение, в котором утверждается, что Израиль был орудием в руках Божиих для наказания Амаликитян, как затем Ассирияне стали орудием в руках Божиих для наказания Израильтян (Исх. 10.5-6). Очевидно, надо признать, что вместе с ростом познания Бога Израилем все более усваивалась им этика поведения. Поэтому наше суждение об Израиле может быть ошибочным, если исходить из современных высоких христианских этических норм, которые для Израиля в то время были еще недоступны.

ДЕКАЛОГ, КАК ЭТАЛОН ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЭТИКИ

Бог вечен и неизменен, «. дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11.29), но пути Божий остаются для нас неисповедимы. Для достижения Своих целей Бог пользуется как железным жезлом наказания, так и нежным прикосновением Своей благодати. «Когда пришла полнота времени», строгость Ветхого Завета сменилась благодатью и благостью Нового Завета, о чем Господь уже давно возвещал через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды. новый завет. » (Иер.31.31).

Была ли в этом действительно необходимость? Был ли Ветхий Завет таким уж несовершенным? Ведь Закон и Ветхий Завет составляют одно целое. А как высоко, например, превозносили благочестивые иудеи (не только книжники и фарисеи) Закон. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1-2) (см.Пс.18.8-12; 117.18; 117.92). Не только Давид, но и Ап.Павел, резко восставая против оправдания законом, торжественно заявлял, что «. закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7.12). Тимофею он писал: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (IT им. 1.8). И это ведь действительно так, потому что только «законом познается грех». Закон — заповеди как мощная плотина во все времена служила определенным заслоном от зла. Свою незаменимую ценность Закон сохраняет и в новозаветное время, когда он побуждает в нас нужду в спасении и становится таким образом детоводителем ко Христу. Закон Моисея призывал народ к совершенству, но не давал силы для его исполнения, для участия в новой жизни. Даже декалог, данный Израилю Самим Богом, был только детоводителем ко Христу.

ЭТИКА ДЕКАЛОГА

Декалог — это краеугольный камень израильско-иудейской этики. Но он имеет непреходящее универсальное значение как и общечеловеческий этический эталон. Первые четыре заповеди декалога определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть заповедей определяют обязанности в отношении ближнего и самого себя. Рассмотрим смысл моральных принципов, воплощенных в каждой заповеди.

«Да не будет у тебя других богов пред лицея Моим» (Иcx.20.3) — первая заповедь подтверждает абсолютную суверенность Бога. Этими словами Бог повелевает познавать Его и почитать Его всем сердцем и душою нашей, и, кроме Него Единого, истинного Бога, никого и ничего не признавать как бога. Мы обязаны богопочитание считать важнейшей из всех заповедей и должны неустанно совершенствоваться в нем. Так, пророк Илия на горе Кармил один мужественно подвизался против 400 лжепророков, поклонников Ваала, и победил их. Он всей крепостью своей души боролся против нарушителей первой заповеди, утверждая веру Израиля в единого Бога.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь. » (Иcx.20.4-6). Второй заповедью Бог предупреждает об опасности превратить мертвый предмет в живого Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4.24). Наглядный пример исполнения этой заповеди дает нам царь Езекия, который «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, — потому, что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18.4). Но, кроме грубого поклонения идолам, существуют и другие виды более утонченного идолопоклонства.

«Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно» (Исх.20.7). Третьей заповедью вообще запрещается употреблять имя Божие без нужды и напрасно, нарушать обеты, данные Богу. Человек должен проявлять любовь к правде всегда и во всем.

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20.8). Четвертой заповедью утверждалась еврейская суббота, которая была дана как день отдыха и день поклонения Богу. В этот день отдыхали не только люди, но и животные (Вт.5.13-15). В обновлении сил нуждается все живое. Со времени воскресения Христа, в память и в проставление Его великого подвига спасения, празднуется воскресный день, который именуется в Евангелии днем Господним. В этот день Апостол Иоанн получил также Откровение о Церкви Христовой (Отк.1.10).

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Иcx.20.l2). От обязанностей по отношению к Богу следует переход к обязанностям по отношению к ближнему. Это, к тому же, первая заповедь с обетованием. Так, Ной благословил детей своих — Сима и Лафета за их достойное поведение, а потомство Хама проклял за его непочтительное отношение к нему. История всех веков свидетельствует о том, что исполнение этой заповеди приносит благословение семье и народу.

«Не убивай» (И cx.20.l3). Господь Бог запрещает убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Случайное же убийство, убийство при оправдывающих обстоятельствах, убийство на войне, смертная казнь (Исх.21.12; 22.2; Чис.35.23-27) — не считались у евреев убийством.

«Не прелюбодействуй» (Исх.20.14). Седьмая заповедь выражает принцип святости брачных отношений. Первоначально эта заповедь больше касалась жены, нежели мужа. Но позднее как муж, так и жена подвергались одинаковому наказанию за прелюбодеяние. «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего; да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20.10). Закон требовал чистоты в брачных отношениях как от жены, так и от мужа. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние и всякая нечистая плотская любовь, а также все то, что может возбудить эту любовь.

«Не кради» (Иcx.20.I5). Восьмой заповедью запрещается любая кража или присвоение каким бы то ни было незаконным способом того, что принадлежит нашим ближним. Нельзя удерживать плату у работников, весы должны быть точными (Лев.19.13; Вт.25.13-14). Заботы о ближних и нуждающихся возлагаются на имущих (Вт. 15.7).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20. /б). Господь запрещает этой заповедью ложно свидетельствовать на наших ближних в суде и вне суда. Запрещается говорить ложь о ближних наших, даже если при этом мы не имеем намерения вредить им.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20.17). Бог запрещает этой десятой заповедью желать того, что принадлежит ближнему. От греховных желаний и помышлений рождаются, как от негодных семян, греховные дела. Именно внутренние мотивы порождают грехи, упоминаемые в предыдущих заповедях.

Десять заповедей отражают наивысший этический идеал раннего израильского периода. Декалог, основанный на Завете живого Бога с Израилем, является не просто человеческим законом, а божественным откровением. Он содержит, как мы видели, основные обязанности по отношению к Богу, к ближнему и самому себе. Без этих основных принципов ни общество, ни отдельный индивид не могут подняться до требуемого Богом морального уровня.

ДЕКАЛОГ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

Откровение, данное Израилю на Синае, не единственное и главное, не последнее откровение, данное человеку Богом. Моисей, по вдохновению свыше, пророчествовал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой — Его слушайте» (Вт. 18.15).

Вместе с приходом в мир Сына Божия началась новая эра Нового Завета. Сын Божий призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и, прежде всего, обремененных не столько трудом и житейской суетой, сколько грехом и беззакониями. Книжники и фарисеи были исполнены недовольства и гнева, что Он ест и пьет вместе с грешниками, защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, входит в дом начальника мытарей Закхея. Они смотрели на Иисуса, как на нарушителя Закона и общественного порядка, в то время как Его деяния были ничем иным, как исполнением пророчества о Новом Завете: «Вот наступают дни. говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. » (Иep.31.31).

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь в ас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36.26-27). Спрашивается, каким же образом обновляется этот мир? Применением закона с его требованиями и угрозами? Нет! Это не делает благодать Божия, свободная незаслуженная людьми благодать и прощение самых тяжелых грехов. Что привлекло сердце грешницы к Иисусу (Лк.7.30-50), или не менее грешное сердце Закхея (Лк.19.1-10, как не божественная любовь Христа? Поистине, «любовь назидает!» В более точном переводе — исправляет.

Христос как Законодатель Нового Завета, сопоставляет в Нагорной проповеди древнюю заповедь с новой заповедью. «Вы слышали, что сказано древним. а Я говорю вам. ». Из всех 613 ветхозаветных заповедей и заветов Он провозгласил две главные: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22.37-40).

Заповедь о любви к ближнему Христос возвысил до любви к врагам (Мф.5.43-48; Лк. 10.25-37). Христос не только учил других прощать и любить, но, прежде всего. Сам явил Своим делом любовь ко всему роду человеческому. Любовь, учит Христос — это высший закон Вселенной, нарушение которого не происходит без ущерба для нашей бессмертной души. Праведность Христова во всем намного глубже того, что практиковали или чему учили иудеи. Так в Нагорной проповеди дано несколько сопоставлений ветхозаветной заповеди с новозаветной (Мф.5.21-48). Заповедь Христова требует в высшей степени благоговейного отношения к ближним. Закон учит: «Не убий», Иисус — «Не гневаться». К грехам шестой заповеди Он относит всякий гнев, всякое оскорбительное слово, лишающее нашего ближнего доброго имени. Ап.Иоанн называет человекоубийцею всякого, кто ненавидит ближнего своего (1Ин.3.15). Истинное поклонение Богу возможно только вместе с примирением с ближним (Мф.5.23-24).

Этика благодати требует также нового отношения к женщине. Закон говорит: «Не прелюбодействуй», а Христос говорит: «Не смотри на женщину с вожделением» (Мф.5.27-28). Христос требует чистоты мысли более, чем чистоты поступков. Иисус учит, что вожделенный взгляд — это греховное намерение, ведущее к прелюбодеянию. И здесь может помочь только одно — духовная хирургия глаза.

Новая этика Христа требует также большой чистоты и святости в супружеских отношениях. Закон, например, говорит, что муж волен по своему произволу отпустить свою жену из дома (Вт.24.1) Христос предупреждает:

«Не разводись вовсе, кроме вины любодеяния» (Мф.5.32). «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19.6). Брачный союз — это изначально священный союз, и его чистота должна быть абсолютной и нерушимой. В супружестве главным является взаимная любовь и верность, в безбрачии — целомудрие и чистота.

Новозаветная этика призывает также к полному отказу от всякой мести, в то время как в ветхозаветном законе существовал принцип «око за око, зуб за зуб» (Исх.21.24-25). В христианской жизни никогда не может быть места для подобного возмездия. Наоборот, «если враг твой голоден, накорми его, если жаждет — напои его».

Новая этика, провозглашенная Христом, призывает к качественно новой любви (Мф.5.43-48). Ветхий Завет говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19.18). Иисус — «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44).

Для обозначения понятия любви в Новом Завете употребляется, в основном, два слова: «philia» — братская любовь, любовь среди добрых друзей, и «agape» — как божественная любовь, желающая блага каждому человеку, все равно — добрый он или злой, друг он или враг. Мы не можем, конечно, всегда питать чувство любви враждебно настроенным к нам людям, но любить их, как творение Божие, не воздавая им злом за зло — вот то, к чему неизменно призывает нас Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Именно в этом новозаветная этика достигает своего наивысшего выражения. Об этом же пишет и Ап.Павел: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол.3.17). Христос предупреждает также от показной добродетели и показной религиозности (Мф.6).

Его Новый Завет предъявляет качественно новые этические требования к человеку — мы должны относиться к Богу и ближнему не так, как требует ветхозаветный закон, а как к этому побуждает божественная любовь — огонь, излившийся в сердца наши Духом Святым. Завет Христа — это качественно новый завет, с новой заповедью любви — «агапе» в центре. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас (любить ближнего не как самого себя), так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34). Исполнение этой заповеди стало отличительным признаком новозаветной эры, начавшейся со смертью и воскресением Христа.

ДАР СВЯТОГО ДУХА — СИЛА И БЛАГОСЛОВЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

«Покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян.2.38).

Конечно, покаяние и последующее водное крещение совершается не без действия Духа Святого на сердце и на совесть человека, но дар Святого Духа есть следствие как покаяния, так и крещения по вере. Дар Святого Духа означает также обличение особой силой свыше для служения в Царствии Божием, как это мы видим на примере Иисуса Христа. Вообще без Святого Духа невозможно ни духовное совершенствование, ни освящение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить жизнь учеников Христа до дня Пятидесятницы и после. До Пятидесятницы они спорили между собой о том, кто из них больше; ученики Иаков и Иоанн намеревались огнем истребить самарян за то, что они не хотели их принять; все ученики оставили Иисуса в Гефсимании; в первосвященническом дворе Петр отрекся от своего Учителя и Господа, после смерти Христа ученики, из опасения от иудеев, собрались за закрытыми дверями и т.д. После сошествия Духа Святого нет ни одного случая явного отступления учеников от истины, за исключением Петра, который подвергался нареканию за лицемерие (Гал. 2.11-14).

Дар Святого Духа является небесным даром в противоположность духу одержимости. Тот, кто находится во власти злого духа, поступает и говорит так, как принуждает его к этому злой дух. Точно так же и человек, получивший дар Святого Духа, становится послушным рабом и служителем Божиим. Поэтому каждый верующий должен спросить себя, получил ли он Духа Святого как дар, или он в своей благочестивой жизни находится только под действием Святого Духа. Для этой самопроверки даны нам следующие слова Ап.Павла: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8.9), Можно так же сказать и наоборот: тот, кто всецело отдал себя в собственность Иисуса, — имеет Дух Христов. Но до тех пор, пока наша духовная жизнь протекает лишь в сфере помыслов, добрых чувств и намерений, Святой Дух не может всецело управлять нами. Дух Святой может наложить Свою печать лишь в том случае, когда мы от души, добровольно и с радостью будем исполнять волю Божию. Божественный огонь нисходит только на святую жертву. О том, что может совершить дар Святого Духа с немощным человеком, свидетельствует нам Ап. Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И еще: «Но все cue преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8.37).

Бог пребывает в неприступном свете, но Его любовь, через действие Святого Духа становится вполне доступной и понятной в пределах нашего житейского опыта (Рим.5.5). О действии Святого Духа больше всего свидетельствуют нам две книги Нового Завета: Евангелие от Иоанна и Деяния Святых Апостолов. Евангелие от Иоанна свидетельствует нам о действии Святого Духа на отдельных людей, а Деяния Апостолов — на первоапостольскую Церковь в целом. Как свидетельствует эта книга, ни одно решение в первоапостольской церкви не принималось без указания Духа Святого. В деянии Апостолов о действии Святого Духа в первоапостольской церкви упоминается не менее шестидесяти раз.

Можно сказать, что Святой Дух предстает в Новом Завете как второе «Я» Иисуса: «Утешитель же. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14.26). Святой Дух и сегодня открывает верующим новые истины, которых ранее ученики не могли вместить (Ин. 16.12-14). Сегодня через Святого Духа мы слышим не только то, что говорил Иисус ученикам, будучи на земле, но и то, что Он хочет сказать нам сегодня. Таким образом, каждое поколение постигает истину Божию в той форме, какая ему доступна. Дух Божий наставляет на всякую истину (Ин.16.13). Эти слова Ап. Иоанна наводят нас на размышление о том, что Его наставление не ограничивается лишь богословием, но Он наставляет на любую истину в жизнедеятельности человека.

Нередко задается вопрос, существует ли подлинный прогресс в истории человечества. Конечно наличие технического и научного прогресса не вызывает никакого сомнения. Но как обстоит дело в нравственном мире людей? Вряд ли мы можем обнаружить здесь такие же следы прогресса, как в науке и технике.

Как Израиль был избранным народом, так и Церковь избрана Богом, и ее духовно-моральный уровень намного выше ветхозаветного. Причина здесь в одном — Церковь пользуется обильными благословениями Ходатая Нового Завета. Если в Ветхом Завете израильтянин обращался к Богу, как к Владыке, то христианин в Новом Завете обращается к Богу, как к своему Отцу, дорогому и близкому. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын, е если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа» (Гал.4.6-7).

О любви Божией к человеку Христос сказал в Своей Нагорной проповеди: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Бог Нового Завета может делать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Многие религии мира характеризуют Бога как высшее Существо, требующее от человека той или иной жертвы, о чем например, говорит Ветхий Завет.

Бог же Нового Завета открывается нам, как Бог любви и прощенья. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин.4.9). Ныне во всем мире на всех языках и наречиях возвещается Евангельская весть о любви Божией: «Бог есть любовь» (1Ин. 4.8,16). Единственно, чего ждет Бог от человека Нового Завета, — это взаимной любви. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4.19),

Евангелие открывает нам Бога как Отца, ищущего блудного сына. Это совершенно новое откровение, данное Богом. Призывы Бога к покаянию звучали в Ветхом Завете, но только Иисус учит о Боге, Который Сам ищет грешника и возвращает его в отчий дом. Отныне согрешающий согрешает уже не против Закона, а против любви Божией, против Самого Бога. Новый Завет, как завет любви и прощенья, осуществляется Богом на протяжении многих веков. В послании к Ефесянам Апостол Павел говорит верующим о нарастающей силе благодати Божией: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2.7). В течение многих веков Бог изменяет в своей основе ветхую природу нашу, чтобы мы «соделались причастниками Божеского естества».

НОВЫЙ ЗАВЕТ УТВЕРЖДЕН НА ЛУЧШИХ ОБЕТОВАНИЯХ

Далее, Ветхий Завет был заключен не. столько с каждым отдельным представителем Израиля, сколько со всем народом в целом, причем печать Завета была лишь на одной части народа — на мужской половине. Каждый же верующий Нового Завета имеет большое утешение в том, что посредством крещения и запечатления Святым Духом он вступает в личный завет с Богом. Если крещение, в известном смысле, является печатью Нового Завета и относится ко всем народам, то этим самым партикуляризм (стремление к обособленности) Ветхого Завета был окончательно побежден. Жаль, что христиане сравнительно мало свидетельствуют о крещении как печати Нового Завета. Но мы должны больше уделять внимания тому чудесному факту, что Сам Господь Бог заключил с нами Завет. Если брак, заключенный на основе Евангелия, приносит так много счастья и благословения, то насколько же больше благословения мы имеем, вступив в Завет с Богом. Это сознание дает нам много утешения в борьбе с различного рода искушениями мира сего.

Но существует и ложная надежда на Завет. «Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» (Пс.49.16-17). Ложная надежда на Завет не спасла иудеев от Вавилонского плена.

Но злоупотребление Заветом ни в коем случае не исключает его благословения. Не будем и мы забывать об этом. Мы поставлены намного выше предыдущих поколений. Здесь вновь раскрываются новые горизонты для размышления. Нам, как детям Нового Завета, дано несравненно больше, чем иудеям, поэтому с нас и больше спросится. «От всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12.48).

Некоторые верующие полагают, что Церковь унаследовала благословение иудеев, которых они лишились из-за своего непослушания и идолопоклонства. Но Священное Писание утверждает, что ветхозаветные обетования, данные потомкам Авраама, полностью исполнятся, когда они примут Его, как Мессию и когда Он будет царствовать на земле в течение 1000 лет.

Все верующие во Христа являются детьми Авраама (Гал.3.7) и будут участниками Нового Завета. Но это не значит, что христианская Церковь заменяет Израиль в плане Божием. Бог спасает тех людей, евреев и язычников, кто на основании личной веры следует за Ним.

Ветхий Завет (Иер.31.32) — Завет закона был заключен с иудеями на Синае, он был написан на каменных скрижалях. В Новом Завете заповеди Божий написаны на «платяных скрижалях сердца» (2Кор.3.3) и Сам Бог дает желание и силу исполнять их (Фил.2.13). По учению Нового Завета, все верующие (иудеи и язычники) знают Бога потому что они получили у Него прощение грехов (Иер.31.34). Получив прощение грехов, грешник духовно рожден свыше, как член Божией семьи.

Ветхий Завет был освящен кровию жертвенных животных. Новый Завет освящен Кровию Христа, которая дает полное прощение и уничтожение греха: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9.26).

ОТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА К НОВОМУ

Каждую из двух основных частей Библии — Ветхий и Новый Заветы — Церковь признает одинаково богодухновенной. Ап. Павел, обращаясь к Тимофею, пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3.16).

Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Как сказал один из теологов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом — раскрывается». Но только благодаря Новому Завету человечество обладает всей полнотой откровения Божия. Поэтому естественно и необходимо пользоваться Ветхим Заветом для толкования Нового и в той же мере и даже более естественно и необходимо рассматривать Ветхий Завет только в свете Нового. Паскаль, например, говорит так: «Оба Завета взирают на Него (на Христа), Ветхий — как на свое упование, Новый — как на образец, и оба — как на свое кульминационное средоточие».

Верно и то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете (Мф.5.17; Лк.24.27; 2Кор.3.14-16). Мы не можем правильно понять также и этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом Завете. Мы причиним непоправимый ущерб Ветхому Завету, если будем отрицать его божественное происхождение. Но еще больший ущерб мы причиним Новому Завету, если поставим его на один уровень с Ветхим.

О превосходстве Нового Завета вообще сказано немало, и не только в послании к Евреям. Так, Апостол Павел, пишет верующим в Ефесе: «То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф.3.4-5). Эта истина подтверждается и другими местами Нового Завета.

Главное же содержание Библии — Ветхого и Нового Завета — это повесть о том, что делает Бог для спасения Своего народа, начиная с освобождения Израиля от египетского рабства и кончая явлением в мир Сына Божия. Как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о Боге Авраама, Исаака, Иакова, «дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» — (Гал.3.14). Откровение всех проблем, связанных со спасением всех людей и каждого человека в отдельности, дано нам в двух Заветах, как об этом сказано в прологе Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1.1-3). Другими словами, только чрез Иисуса Христа людям дана возможность войти в непосредственное присутствие Божие. Вместе со Христом Сам Бог приобщился к человечеству, в обычный ход земной истории вошла сама вечность. В Иисусе Бог открыл людям Себя во всей полноте Своей любви — «агате». Авторы Нового Завета были всегда уверены в том, что могущество любви Божией в будущем одержит окончательную победу.

Когда Иисус призвал Своих двенадцать учеников (это число исполнено символического значения), когда Он, как власть имеющий, провозгласил Свое новое учение в Нагорной проповеди (Мф.5-7) — весь народ дивился учению Его. Но путь к созданию нового Израиля был положен только после того, когда Спаситель в последний вечер Своей земной жизни установил Новый Завет в Своей крови. К тому времени старый Израиль по плоти явно восстал против Бога и отверг Иисуса. «И сказал Пилат Иудеям: се. Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19.14-15).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *