этика — этика, и … Русский орфографический словарь
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
Этика — Этика ♦ Éthique Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… … Философский словарь Спонвиля
ЭТИКА — ЭТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность… … Толковый словарь Ушакова
ЭТИКА — [лат. ethica Словарь иностранных слов русского языка
этика — и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭТИКА — (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1 ) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия
Этика — ученіе о нравахъ ( нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
этика — мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЭТИКА — (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… … Современная энциклопедия
Название: Этика как философское учение о морали Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат Добавлен 11:59:26 25 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 973 Комментариев: 20 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
В наше время проблема человека превратилась в общую проблему для всех наук. В этом ряду этика занимает особое место. Какими бы ни были отношения между людьми, производственными, политическими, семейно-бытовыми, они в то же время являются нравственными (в том смысле, что их можно оценить с позиции морали). Попытаться понять природу человеческих отношений, к чему стремится каждый из нас, и как это сочетается с интересами других людей и призвана этика. Этика не преследует цель «научения» морали, преподавания правил поведения на все случаи жизни. Этика должна помочь человеку разобраться в многообразии проявлений морали, понять, что лежит в основе таких извечных моральных ценностей, как добро, справедливость, счастье и смысл жизни, пробудить потребность в сознательном продумывании, взвешивании и оценке своих и чужих поступков.
Опираясь только на свой жизненный опыт, на уровне обыденного сознания – очень трудно разобраться во всех сложностях и противоречиях нравственных отношений. Необходимы теоретические знания по этике, ее элементарные научные основы. Кроме того, человеку с высшим образованием, будущему квалифицированному специалисту этические знания необходимы для успешного выполнения своих профессиональных задач. Если эти вопросы хотя бы в какой-то мере будут решены для каждого человека отдельно, то есть надежда, что нравственное освоение действительности будет продолжаться, и развитие духовной культуры не остановиться.
1.Понятие этики и морали
Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос — жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный(ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.
В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н.э.) термин moralitas(мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.
В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой.
Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравственность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. — И. К.), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».
Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.
2.Этика – наука о морали
Следует отметить, что мораль изучает не только этика, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается единственным объектом исследования, придавая ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?
В истории этики эволюция объекта исследования прослеживается следующим образом. Античная этика характеризуется как учение о добродетелях, добродетельной (совершенной) личности. Здесь добродетель идентифицируется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же героем мифов) и связывается, прежде всего, с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, щедрость и т. д.
Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены традиции античной и средневековой культуры, — добродетелью человеколюбия. К. Салютати (1331—1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и АвлаГеллия толкование humanitas как образованности, наставления в благородных искусствах и отношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салютати, — это та добродетель, «которую также имеется обыкновение называть благожелательностью». Глава Флорентийской академии М.Фичино (1433—1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, полагал он, людям становится присуще стремление к единству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он человек. И наоборот, если человек жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения себе подобных, то он человек только по названию.
3.Функции, задачи и структура этики
Существует три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика делится на: эмпирически-историческую (описательную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.
Какова (в общих чертах) модель нормативной э тики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится? Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рационализация, в чем бы она ни выражалась, не имее т здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности. Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую нормативность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродете ли, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, одн ако само отне се ние каких-либо челове че ских качеств к «добродете лям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классификации; само слово «добродетель» являе тся оценочным).
Нормативная этика выполняе т опре деленные функции: а) прокламирование некоторых «жи зненных» («моральных») ценносте й и защита (обоснование ) их; б) рационально-понятий ное оформле ние и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; в) формирование нравственных убе ждений, пе ревод внешне го (социального) императива во внутренний (личностный) импульс.
4.Происхождение и развитие морали
Происхождение морали как этико-философская проблема. Основные подходы к вопросу о генеалогии морали. Логика генеалогического исследования.
Эволюционистские теории происхождения морали. Социобиология: основные идеи и концепции, объясняющие происхождение морали, альтруизма и «помогающего поведения».
Социально-договорные теории происхождения морали (права).
Формирование первичных нравственных форм в процессе разложения первобытной общины, социальной дифференциации и обособления индивидов. Отражение процесса становления морали в языке и в древней литературе.
Формирование императивно-ценностного содержания морали. Талион, золотое правило, заповедь любви: их ценностное и нормативное своеобразие.
5.Философские проблемы этики
Нормативная регуляция поведения и ее структура. Сравнительно-структурный анализ морали, права, обычая как форм нормативной регуляции поведения. Антитеза должного и сущего, ее отражение в моральном сознании. Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и по отношению к самому себе. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований. Универсализируемость моральных суждений и решений. Абсолютное и относительное в морали.
Совесть. Совесть и стыд. Различные представления о природе совести. Негативная и позитивная трактовки совести. «Чистая совесть». «Свобода совести».
Понятие ценности. Объективные и субъективные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные ценности. Ценность и оценка. Содержательно-предметное разнообразие ценностей.
Добро и зло. Историческая дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о добре и зле. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра и зла в истории мысли. Добро и долг. Идея непреодолимой связности добра и зла в истории философии.
Справедливость. Уравнивающая (ретрибутивная) и распределительная (дистрибутивная) справедливость. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Принципы универсализируемости и равенства в установлении оснований справедливости. Исторические формы справедливости как равенства. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания, в частности, уголовного.
Свобода. Проблема негативной и позитивной свободы. Свобода воли (хотения) и своеволие. Формальная (отрицательная) и материальная (положительная) свобода. Свобода как гражданская автономия. Свобода духа. Проблема «сублимации свободы». Ответственность. Естественная и контакторная ответственность. «Этика ответственности» и «этика убежденности».
Заключение
Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в этической морали.
Мораль понимается как форма общественного сознания и выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.
Этика – это философия морали. Предмет этики – это общечеловеческие ценности (милосердие, сострадание, любовь, счастье, мудрость и др. ). Термин «Этика» (греч. – этос, «нрав, обычай) впервые употребил Аристотель, он понимал этику как «практическую метафизику (философию)». Все величайшие философы были моралистами. Они не просто декларировали основные этические понятия, они сформулировали законы нравственности: Конфуций «Не делай другим того, чего не желаешь себе» («золотое правило нравственности», И. Кант вывел «категорический императив»: «Пусть максима твоей воли имеет силу всеобщего законодательства», Л. Толстой сформулировал «этику ненасилия», современный философ М. Шелер выдвинул принципы «этики ценностей».
Что такое мораль? Мораль (нравственность) – это принятые в обществе нормы поведения. Мораль (нравственность) (лат. Moralis) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков, проводя границу между добром и злом, милосердием и жестокостью и т. д. Нет морали индивида, есть понимание морали индивидом.
При рождении человек не получает «нравственности», нравственные качества не врожденные, есть лишь нравственный потенциал, «нравственный закон внутри нас» (И. Кант), который можно воспитать или нет.
В этике выделяют два крупных направления: 1) этика неразрывна связана с религией (идеализм) 2) этика носит самостоятельный автономный характер
Особенности морального сознания:
Мораль заключает в себе все общечеловеческие ценности
«Моральные суждения» можно обосновать в рамках определенной нормативной системы (религии, культуры)
Моральный закон всегда выше формального юридического права.
Мораль зародилась как отношение общества и личности. Мораль регулятор межличностных отношений и поведения человека в социуме. Важная черта нравственного отношение – это сочетание личного и коллективного интереса.
С появлением религиозного сознания у морали появились новые ориентиры – это чувство религиозной общности, совести, сострадания.
С развитием экономики и промышленности в приоритетах стали такие моральные качества как честность, бережливость, трудолюбие, долг, справедливость.
В ХХ веке появляются концепции морального сознания. Мораль отходит от принуждения, утверждается ценность Личности, уважение человеческого достоинства. Главным принципом стал гуманизм, человеколюбие.
Гуманизм – неотъемлемое нравственное качество Личности. Сам термин «гуманизм» был введен в научно – просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. «Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей Гуманизм – это любовь и уважение к личности через милосердие и сострадание!
Сейчас мы живет в эпоху пересмотра базовых нравственных ценностей. Вот почему некоторые понятия деформированы.
Особая проблема этики – это вопрос о прогрессе нравственного сознания. Ж. Ж. Руссо утверждал в 18 веке, что человечество морально регрессирует, а «золотой век» человечества уже был.
Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: 1. охватывает всё большие сферы человеческой жизни; 2. декларируется принцип гуманизма как основной; 3. Нравственные ценности приобретают общенациональные черты (всеобщность законов морали).
А можно ли научиться Быть нравственным? Еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек – это моральный человек. Важно захотеть быть Человеком, т. е. быть нравственным, ибо человечность и есть главная основа морали. Важен нравственный мотив действий человека.
Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный.
Рациональный уровень морального сознания включает в себя знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности.
Исходя из этого, формируются функции морали:
1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.
2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.
3. Ориентирующая функция. Мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция – «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.
4. Воспитательная функция морали определяется участием в созидании человека как личности.
5. Познавательная функция может рассматриваться с позиции ценностных ориентаций, т. е. важно не само знание моральных принципов, а их значимость для индивида.
6. Гуманизирующая – формирующая лучшие человеческие качества, формирующая Личность в целом.
Центральным моментом нравственной деятельности является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок включает два компонента: мотив и оценку (самооценку). Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует. Мотивация указывает на предпочтение индивидом тех или иных ценностей. Мотивы и результаты поступка могут не совпадать или не соответствовать друг другу (например, «хотели как лучше, а получилось как всегда»). Один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки (например, любовь к женщине может вызвать стремление к самосовершенствованию, чтобы завоевать ее сердце, а может обернуться желанием уничтожить соперников). Вместе с тем, одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами (за самоотверженным трудом может стоять любовь к своему делу, а может и стремление к материальному вознаграждению). Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Она играет большую роль в нравственной регуляции поведения, т. к. все мы жаждем одобрения, – как путем совершения хороших поступков, так и недопущения плохих. Основанием для оценки выступают моральные принципы, нормы, идеалы, моральные качества.
Основные моральные качества делят на группы:
– идейно – политические качества (гражданственность, патриотизм, героизм, мужество и др. );
– качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение личности к общественному благу как высшей цели (солидарность, чувство долга, справедливость и др. );
– гуманистические качества, т. е. качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение к личности как к высшей ценности (любовь, уважение, милосердие, достоинство и др. );
– морально – прагматические качества (чувство хозяина и др ).
Личность созидается в моральном поступке, т. е. важно не просто знать моральные принципы, но и поступать согласно им.
И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и воспитания, гуманизация образования в целом.
Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование целостной Личности.
По мнению И.В. Даля в русский язык слово «мораль» пришло из французского и слово «moralite» первоначально означало «назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека»’. В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета2. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».
1 Словарь русского языка. В 4 тома. Т.2. М. 1986. С. 298, 513.
1.3.4. Познавательная, или гносеологическая функция Мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Считается, что нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической литературе и, прежде всего, в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 1.3.5. Мировоззренческая функция Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична. 1.4. Исторические типы моральных систем В истории этики выделяются следующие типы моральных систем: архаическая нравственность, религиозная (языческая, христианская, мусульманская, протестантская) мораль; сословная (рыцарская, мещанская, лакейская, дворянская, купеческая, олигархическая, элитарная) мораль; классовая (рабская, рабовладельческая, крестьянская, пролетарская, буржуазная) мораль. Рассмотрим некоторые из них.
1 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 32.
‘ Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М, 1990. С. 68-69. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. СПб. 2001. С.105.
1 См.: Домострой. М., 1990.
‘ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.40-41 2 Там же. С.26-27.
Волченко Л.Б.Мещанство // Этика: Учебник / под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М, 1999. С. 277. 2 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 96. См.: Дробницкий ОТ. Мораль. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.. С. 3
1 Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.