фасад рождества саграда фамилия фото
Саграда Фамилия — чудо из чудес
О знаменитейшем творении архитектора Антонио Гауди соборе Святого Семейства — Саграда Фамилия — написано столько, в том числе и на этом сайте, что не сразу решилась опубликовать свои впечатления.
Перед поездкой я немало провела времени на сайте, получила здесь много советов, особенно от замечательной девушки Саши из Лос-Анджелеса, которая помогла мне спланировать всю поездку по дням и часам.
Впервые я путешествовала по чужой стране, не зная никакого языка. кроме русского. Тем не менее я успела увидеть почти все намеченное! И все это благодаря бесценной помощи Саши. Своим рассказом о впечатлениях я хотела бы выразить ей признательность.
Приехав в Испанию по пакетному туру, в первый же день отправилась к заветной цели — Саграда Фамилия.
Первоначально расположенный в 7 км от города, сейчас собор тесно окружен домами. Так что получить снимки собора от основания до вершины — это непростая задача даже для фотографов-профи, а для меня оказалось делом непосильным. Близко от него он не влезает в объектив даже на широком угле. А отойдешь — его заслоняют постройки и деревья. Особенность этого собора еще и в том, что он постоянно, уже более 100 лет, находится в стадии строительства. Башенные краны и строительные леса неотвратимо присутствуют почти в любом ракурсе.
Билет с датой и временем посещения был куплен заранее он-лайн. И тут оказия случилась: в последний момент туроператор поменял место моей дислокации с Салоу на Ла Пинеду, от которой добираться в Барселону дальше и дольше. Ранее я штудировала по картам маршрут из Салоу и все было расчитано по времени, а теперь дорога оказалась длинее. Я не успевала и волновалась, ведь опаздывать нельзя более 15 минут! После билет не действителен.
Я опоздала на целый час. Изнывая от дурных предчувствий и внутренне готовясь встать в очередь за новым билетом, я все же упрямо пошла к турникету у входа. Молоденькая девушка-контролер взглянула на протянутую мной бумажку, распечатанную на домашнем принтере, вскинула брови и задумалась. Она явно обратила внимание на время. Потом, посмотрев на мою несчастную физиономию, изображавшую покорность судьбе, она подмигнула и кивнула головой: проходи!
Фасад Рождества имеет несколько входов и все они украшены воротами с рельефным цветочным узором.
Саграда Фамилия: Фасад Рождества Христова
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ»…
Нижний уровень: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА»,
«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ», «ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ».
Средний: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ» и «БЛАГОВЕЩЕНИЕ».
Верхний: «ВЕНЧАНИЕ СВЯТОЙ ДЕВЫ».
Левый портал — «НАДЕЖДА»…
Нижний уровень- «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ»,
«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ».
Средний «ОБУЧЕНИЕ ИИСУСА МАСТЕРСТВУ».
Верхний уровень: «ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ И ИОСИФА».
Правый портал — «ВЕРА»…
Верхний уровень: «СЕМЬЯ ИИСУСА».
Средний уровень: «ИИСУС И ФАРИСЕИ»,
Нижний: «ВСТРЕЧА ЕЛИЗАВЕТЫ С БОГОМАТЕРЬЮ»,
«ИИСУС, РАБОТАЮЩИЙ В ПЛОТНИЦКОЙ МАСТЕРСКОЙ».
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Центральная сцена: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА».
Собор посвящен СВЯТОМУ СЕМЕЙСТВУ, в котором св. Иосифу — приемному отцу Иисуса — принадлежит особая роль. История сего вопроса такова…
С началом крестовых походов почитание св. Иосифа становится повсеместным, после многовековой безвестности достигая в конце XIV – начале XV вв. невиданных масштабов. Став одним из примеров воплощения рыцарских качеств, св. Иосиф даже после завершения крестовых походов сохраняет образ защитника слабого, несмотря на тяготы и невзгоды жертвенно выполняющего свое призвание.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Центральная сцена: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА».
Главные лица: ИИСУС, МАРИЯ, ИОСИФ.
С окончанием военных кампаний образ св. Иосифа как защитника Божией Матери и Бого-младенца трансформируется в сознании верующих людей – на первый план выходят взаимоотношения внутри Св. Семейства. Св. Иосиф предстает как покровитель брака, как образец отцовского служения, заботы и любви, а в более всеобъемлющей трактовке — как идеал целомудренного и благочестивого предстояния Пресвятой Деве Марии и Самому Спасителю. По этой причине молитвенному покрову св. Иосифа вверяются монашеские ордена, деревни, города и государства.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Центральная сцена: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА».
Сюжет «Мадонна с Младенцем» в видении Гауди..
19 марта в Испании наступает День Святого Хосе или Святого Иосифа, который происходил из рода Давида, был плотником в Назарете. Когда Мария, просватанная за него, рассказала ему о том, что непорочно зачала сына Божьего до свадьбы, Иосиф был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью своей невесты. Он сильно любил ее, потому намеревался расстаться с ней без огласки, тайно, чтобы Мария уехала туда, где ее никто не знал, и избежала, таким образом, страшной участи быть казненной соотечественниками. Ведь, по закону тех времен, женщину, уличенную в неверности своему избраннику, и уж, подавно, в беременности не от мужа, следовало забросать камнями.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Центральная сцена: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА».
Св. Иосиф — носитель всех мужских добродетелей.
По Библии Иосифу 80 лет. Он так же стар и в остальных скульптурных группах собора. Здесь ему лет 50 — 60. Что это — некая идеализация образа, что желательна в его центральной композиции? Возможно и так, но при этом Гауди включает в группу еще два персонажа — коня и быка…
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО ПРЕДСТАВЛЕНО
В РЕАЛЬНОСТИ СВОИХ ВЫСОКИХ КАЧЕСТВ.
Мне такая скульптурная группа кажется неожиданной и вызывающей полное доверие при входе в храм, посвященный Святому Семейству. Святому в простоте своей…
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Нижний уровень: Ангел слева при входе в Храм.
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.
Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Нижний уровень: «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (слева).
Три волхва или три царя: Гаспар, Мельхиор и Валтасар.
Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Нижний уровень: «ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ» (справа).
Во второй главе Евангелия от Луки описаны эпизоды Рождества Христова, известные как «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов»:
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
В православной традиции считается, что пастухам, работавшим неподалёку от Вифлеема, явил благую весть архангел Гавриил, как и при Благовещении Деве Марии.
Почему же именно пастухи стали первыми людьми, узревшими Христа? Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Понятно, что эти пастухи, связанные с храмом, знакомы были с идеей Мессии пламенно ожидали его. Пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на себя родившийся Мессия.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ».
По оси композиции — «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА».
Приводя сведения о «ПОКЛОНЕНИИ ПАСТУХОВ», я преднамеренно выпустила следующий фрагмент текста… «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Этому явлению Гауди посвятил основную часть главного портала. Ангелы помладше поют Богу славу (иногда отвлекаясь от дела). Ангелы постарше музицируют на различных инструментах…
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ» (центр).
Поющие ангелы похожи на обыкновенных мальчишек, для которых игры — неотъемлемая часть жизни. И все это происходит в присутствии Рождественской звезды со шлейфом, на фоне четок и медальонов со знаками Зодиака (?) и, главное, на фоне голубого витража… Витраж — как Небо, расписанное Божественной рукой Солярными знаками и Кругами с Квадратами.
ВСЕ СВЕДЕНО ВОЕДИНО:
И ДЕТСКИЕ ИГРЫ, И ГАРМОНИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ….
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ» (слева).
Пойте, Ангелы — многочисленное воинство небесное —
и славьте Бога, и взывайте к Всевышнему,
что ЗЕМЛЕ ДАРУЕТ МИР,
А ЧЕЛОВЕКАМ БЛАГОВОЛЕНИЕ.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ» (справа).
Пойте, Ангелы — многочисленное воинство небесное…
Пусть на ЗЕМЛЕ БУДЕТ ЦАРИТЬ МИР,
если… ЧЕЛОВЕКИ ОБРЕТУТ БЛАГОВОЛЕНИЕ.
Песней Ангелов исходит портал МИЛОСЕРДИЯ.
Важнейшая христианская добродетель требует…
«Возлюбить Бога всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв»
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ».
Фрагмент «Рождественской» или «Вифлеемской звезды»
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Средний уровень: «БЛАГОВЕЩЕНИЕ» (точно над Звездой).
То — «возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии
о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Верхний уровень: «ВЕНЧАНИЕ СВЯТОЙ ДЕВЫ».
В католицизме «Коронование Девы Марии» или «Венчание Святой Девы» происходит после «Успения Богоматери» и Ее телесного «Вознесения на Небо». Здесь последовательность событий опущена: «Венчание на Царствование» идет сразу после «Благовещения» Что обещано было — тут же сбылось.
Иконография сюжета «Коронования Девы Марии» различна: корону на голову Богоматери одевают либо Христос, либо Бог-Отец, либо Бог-Отец и Иисус Христос совместно коронуют Деву Марию, при этом сверху в виде парящего голубя изображается Святой Дух. И здесь толкование свободно от церковных догматов…
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ».
Верхний уровень: «ВЕНЧАНИЕ СВЯТОЙ ДЕВЫ».
Когда венчание на царство происходит от всех лиц Святой Троицы: Бог-Отец венчает Деву Марию как свою дочь, Иисус Христос венчает её как свою мать, а Святой Дух — как свою невесту.
Здесь коронует Деву Марию Иисус Христос. Кто те двое, что принимают участие в Высшем Мироустроительном процессе? Похоже, слева — Святой Иосиф, тоже вознесенный на Небо. Справа — Иоанн Предтеча, не расстающийся со своим другом и по смерти.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Между левым и центральным порталами — композиция:
«ТРУБЯЩИЕ АНГЕЛЫ ВОЗВЕЩАЮТ РОЖДЕНИЕ ХРИСТА».
Говорят, что в роли трубадуров, Гауди изобразил своих коллег — архитекторов, помогающих ему строить Собор. Как бы то ни было, но и эти действующие лица ни в чем не демонстрируют свой достаточно высокий сан. Они просто деловиты…
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» (справа).
Вифлеемское избиение младенцев.. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.»
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» (справа). САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ».
Фрагмент — воин, вершащий злодеяние. САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ».
Фрагмент — младенец убиенный. САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ».
Фрагмент — младенец убиенный. САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» (слева).
«Бегство в Египет», предпринятое Св. Семейством, чтобы не допустить убийства Младенца Иисуса. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.»
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Нижний уровень: «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ».
Фрагмент — Богоматерь с младенцем Иисусом. САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Средний уровень: «ИОСИФ ОБУЧАЕТ ИИСУСА РЕМЕСЛУ».
Слева и справа стоят родители Марии — Анна и Иаков.
Уже в раннем возрасте Иосиф начал учить Иисуса различным видам заработка, объясняя преимущества земледелия перед ремеслами и торговлей. К тому времени, когда Иисус впервые отправился со своим отцом на Галилейское море, чтобы познакомиться с рыболовным промыслом, он почти уже решил стать рыбаком.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Верхний уровень: «ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ И ИОСИФА».
В трехлетнем возрасте Марию, во исполнение обета, ввели в храм и посвятили на служение Господу. Когда исполнилось Пречистой деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ее во храме, первосвященники объявили ей, чтобы она оставила храм и, переселясь в дом свой, подобно другим девам ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала Ему обет сохранить навсегда свое Девство.
Священники… положили испросить разрешения … у Бога. Предстал первосвященнику Ангел Господень и сказал: «Захария! собери неженатых мужей из колена Иудина, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Левый портал — «НАДЕЖДЫ».
Верхний уровень: «ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ И ИОСИФА».
Фрагмент: ВЕЧНО ЦВЕТУЩИЕ РОЗЫ…
Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: «Господи Боже! яви мужа достойного обручиться с Девою!» внес жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, … — родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделу Иосифу — расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «прими к себе в соблюдение Деву». Иосиф изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним.
Отношения Иисуса с фарисеями изображены в Евангелиях неоднозначным образом. С одной стороны, Иисус говорит о необходимости соблюдать всё, чему учат фарисеи, критикуя их за то, что они сами не соблюдают то, чему учат. При этом Иисус предупреждает своих учеников: «берегитесь закваски фарисейской» или лицемерия.
Другим разногласием Иисуса с некоторыми из фарисеев было отношение к богатству. Среди фарисеев, как и среди других иудеев, было распространено представление, что богатство является свидетельством благосклонности Бога к человеку, в то время как Иисус учил: «Не можете служить Богу и маммоне».
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Правый портал — «ВЕРА». Нижний уровень:
«ВСТРЕЧА ЕЛИЗАВЕТЫ С БОГОМАТЕРЬЮ» (слева).
Елизавета станет матерью Иоанна Крестителя.
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин»). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, она сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.
САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Правый портал — «ВЕРА». Нижний уровень:
«ВСТРЕЧА ЕЛИЗАВЕТЫ С БОГОМАТЕРЬЮ».
Консоль, что поддерживает фигуры. САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Правый портал — «ВЕРА».
Нижний уровень: «ИОСИФ И МАРИЯ ИЩУТ СЫНА» САГРАДА ФАМИЛИЯ. Фасад «РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».
Правый портал — «ВЕРА». Нижний уровень:
«ИИСУС, РАБОТАЮЩИЙ В ПЛОТНИЦКОЙ МАСТЕРСКОЙ».
Иосиф оказывал влияние и на физическое развитие Иисуса. Благодаря его заботе Иисус вырос крепким, здоровым мужчиной. Кроме того, Иосиф обучал сына своему ремеслу. Иисуса знали как плотника, а не только как сына плотника.
«Лучше узнав ремесло отца, Иисус впоследствии стал склоняться к профессии плотника, а еще позднее сочетание нескольких факторов позволило ему сделать окончательный выбор и стать религиозным учителем нового типа.»
Leave a Reply Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Саграда Фамилия в Барселоне: во что Гауди превратил храм?
Храм Саграда Фамилия в Барселоне (или Искупительный храм Святого Семейства) британский писатель Джордж Оруэлл назвал «одним из самых отвратительных зданий в мире». Журнал Time — «чувственным, духовным, причудливым, обильным». Архитектура здания не оставляет никого равнодушным.
Конструктивные и архитектурные детали — главное достоинство здания. Но в первую очередь декоративные украшения и скульптурные элементы привлекают внимание. В них архитектор Гауди заложил символический смысл. Итак, расскажем о мистерии замысла, его воплощении в камне, философии и символизме плана и декора. В статье фото, описание, история, информация для посетителей.
Каков образ веры в архитектуре Саграды Фамилии?
В студенческие годы и в начале карьеры Антонио Гауди подвергал сомнению любые догматы (религиозные в том числе), обретая собственный взгляд. К 40 годам ироничного скептицизма в отношении веры не осталось.
«Мастер архитектурных мистификаций» строит надёжное здание, символизирующее прочность и силу веры. В то же время, кажущаяся хрупкость и нестабильность, подчёркивает бренность бытия и скоротечность земной жизни.
Вальтер Гропиус, родоначальник направлений функционализма и рационализма, описал стены здания как «чудо технического совершенства».
Гипсовая модель храма, созданная Гауди, имеет двенадцать башен, символизирующих апостолов. Они обозначены белыми кружками на схеме.
Четыре 120-метровые (евангелисты Л, М, И, Мф) окружают самую высокую центральную (Иисуса, Х). Они украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда (символ Святого Причастия).
По ночам свет прожекторов от башен-евангелистов должен освещать 170-метровую в центре, увенчанную излучающим свет крестом.
Так, по замыслу Гауди, будет проявляться образ Христа — «Я есьмъ Свет Миру». В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Пока в реальности это увидеть невозможно.
Высота базилики Саграда Фамилия — 170 метров — ограничена почтительностью к творениям Бога: она не должна быть больше самой высокой горы в Каталонии, Монжуик.
Башню с колокольней в честь Девы Марии (М) мастер планировал расположить над апсидой (часовней).
Эскиз Гауди завершённой церкви Святого Семейства. Акварель
Во что Гауди превратил строительство храма?
Храм Святого Семейства был вдохновлен в 19 веке испанцем по имени Хосеп Бокабелла. Бокабелла основал «Орден приверженцев святого Иосифа», который проводил кампанию по возведению в Барселоне новой церкви, посвященной Святому Семейству.
В конце концов, ассоциация собрала достаточно денег, чтобы купить участок земли за 7 км от Барселоны и нанять архитектора по имени Франциско де Паула дель Вильяр-и-Лоцано. Первоначальный план предполагал неоготическую базилику в форме латинского креста.
Через год после начала строительства в 1883 году, приняв руководство проектом, Гауди поменял направление. Готика, барокко, модерн и другие европейские движения трансформировались в неподражаемый авторский стиль.
Он применил свои новые архитектурные решения, которые были опробованы на крипте церкви колонии Гюэль, но сохранил план постройки. Побудило его к этому большое анонимное пожертвование.
Строительная площадка архитектора была образцом христианской общины.
Слава объекта была такова, что строительство посещали монархи, учёные и философы.
Фасад Рождества Саграды Фамилия: описание символизма в декоре
В 1892 году были завершены основные работы фасада Рождества, первого из трёх запланированных. Он разделён воротами, символизирующими христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь (или Милосердие). Так Гауди говорит — только, обретя эти достоинства, можно войти в церковь Святого Семейства.
Саграда Фамилия в Барселоне 2012 г. Фасад Рождества Две колонны, разделяющие входы, посвящены Иосифу и Марии. Черепахи в основании символизируют девиз «Поспешай медленно», что полностью соответствует ситуации со строительством храма. Над каждыми воротами находятся скульптурные группы, изображающие сюжеты из Евангелия.
Портал Надежды
Левый портал именуется вратами Надежды и говорит о том, что верующие должны хранить надежду даже в несчастии и горе. Здесь представлены сцены
Навершие входа символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас».
Портал Веры
Правый портал символизирует первый шаг к спасению — Вере. Содержит скульптурные сюжеты
Символом Святой Троицы предстаёт лампа с одним плафоном и тремя фитилями. Евхаристию (прищащение вином и хлебом) Гауди изобразил гроздьями винограда и колосьями пшеницы. К вратам прикрепил Сердце Иисуса с вонзенными шипами среди цветов и пчёл, символизирующих жизнь. И на самом верху — глаз на ладони как
олицетворение всеведения Господа.
Портал Любви
Центральный портал — врата Милосердия или Любви, по мнению Гауди, означают «мечту и радость жизни». Это изображение входа в пещеру, где родился Христос. Кстати, один из славянских образов слова «любовь» — «ЛЮди БОга Ведают».
Под рождественской звездой помещены скульптурные картины «Рождение Иисуса» и «Поклонение волхвов». Над ними — фигуры трубящих ангелов, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы как Царицы Небесной.
Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево, символ вечной жизни, в окружении птиц. Под ним находится анаграмма (тайнопись священных текстов) Иисуса — JHS; крест с буквами альфа и омега по краям обозначает начало и конец всего сущего.
Здесь же, немного выше, есть еще один редко упоминаемый символ Вечности Природы — яйцо, покрытое золотой и красной глазурью, с анаграммой Иисуса. Пеликан над ним олицетворяет Искупительную жертву Христа и Воскрешение. В раннехристианском мифе рассказывают, что птица клювом разрывает себе грудь, чтобы накормить своих птенцов.
Гауди воплощал свою идею изображения Евангелия в камне. Он создавал не просто дом для молитв, а поле боя для чувств: фасад мистическим образом воздействует на сознание людей.
Саграда Фамилия: описание фасада Страстей
В отличие от богато украшенного Рождественского фасада, фасад страстей прост и строг. Архитектор предназначил его для изображения грехов человека. Строительство началось в 1954 году по чертежам и инструкциям, оставленным Гауди для будущих зодчих.
Гауди хотел, чтобы этот фасад вселял страх в зрителя. Чтобы дополнительно показать суровость и жестокость жертвы Христа, он предполагал использовать игру света и теней — эффект кьяроскуро.
Фасад Страстей поддерживается шестью большими наклонными колоннами, напоминающими стволы секвойи. Вверху находится пирамидальный фронтон, состоящий из восемнадцати колонн, который завершается большим крестом с терновым венцом. Как и Фасад Рождества, имеет три портала, каждый из которых представляет богословские добродетели, хотя и в совершенно ином свете.
Фасад Славы
Самым большим и наиболее ярким из фасадов запланирован фасад Славы. Его строительство началось в 2002 году. Он станет основным фасадом и обеспечит доступ к центральному нефу.
Интерьер храма: Саграда Фамилия внутри
Конструктивная система храма так же несёт смысловую форму. Удивительная фантазия мастера создала гиперболические своды, похожие на цветы подсолнуха, поддерживаемые разветвляющимися стеблями-колоннами. По гениальному замыслу солнечный свет через разноцветные витражи должен заливать все пространство нефов.
Помимо разветвления (для поддержания нагрузки), колонны постоянно меняют поверхности. Простейшим примером является квадратное основание, превращающееся в восьмиугольник по мере подъема колонны, затем шестнадцатеричная форма и, в конечном итоге, в круг.
Прекрасно понимая влияние звука и зрения на психику, Гауди сделал конструкцию башен способных петь славу Господу. Голос ветра, проходящего через отверстия, должен сливаться со звоном трубчатых колоколов. Разработка их формы потребовала много времени.
Целью было добиться сочетания издаваемого ими звона со звуком пяти органов и голосами тысяч певчих.
Хоры должны размещаться на обеих сторонах продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»). Завершают шпили башен стилизованные изображения символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.
Гауди «работает в диалоге с Богом…», — таково было мнение архитектора и реставратора Доменечи, современника зодчего.
Обман или уважение зрителя?
Интересен способ создания фигур. Прежде, чем скульптору разрешалось приступить к работе, гипсовая модель помещалась на предназначенное ей место. Если Гауди был удовлетворён, фигуру фотографировали в лаборатории, а готовое фото прикрепляли так, чтобы видеть искажения формы, появляющиеся из-за поднятия на высоту.
Затем с уже «искажённых» фото делали трёхмерную модель и окончательный гипсовый вариант вновь поднимали на фасад. После одобрения фигуру передавали скульптору.
Саграда Фамилия и последние годы работы архитектора Антонио Гауди
Когда архитектор брался за разработанный проект храма, он называл вполне конкретные сроки строительства: 18 лет. Но, вдохновлённый Богом, он менял первоначальные идеи по ходу строительства.
Чем более проявлялся силуэт здания, тем больше распространялась слава о необыкновенном замысле каталонца. К нему приезжали молодые мастера со всех концов Испании и, даже из-за океана, чтобы принять участие в грандиозном строительстве.
Уход из жизни родных и друзей Гауди, ухудшающееся здоровье привели к тому, что он принимает решение посвятить себя только работе над Искупительным Храмом Святого Семейства. Кроме прямых обязанностей, ему часто приходилось выступать в роли сборщика пожертвований на строительство, темпы которого нельзя назвать быстрыми.
Фото Саграды Фамилии: венчают башни символы епископов: посох, митра, крест и кольцо
Закончив фасад Рождества, часть внутренней стены и часовню, команда продолжала бесконечно совершенствовать замыслы и макеты центрального нефа и перехода, а также чертежи противоположного фасада Страстей Христовых. Медленно поднимались четыре башни-колокольни.
Первая, законченная в 1918 году, — это увеличенная во много раз копия маленькой морской ракушки с побережья Каталонии. Покрытая мозаикой из битого стекла, с кирпичной кладкой в виде пчелиных сот, с асимметричными окнами, башня оказалась единственной законченной при жизни мастера.
Что случилось с храмом после смерти Гауди?
Ученик и помощник Гауди Доменек Сурганьес продолжил руководство проектом. До 1938 года под его началом были завершены колокольни, ворота Веры и центральное кипарисовое дерево на фасаде Рождества.
В июле 1936 года во время гражданской войны в Испании революционеры сожгли склеп и Временные школы Саграды Фамилии, уничтожив мастерскую. В результате были утрачены рисунки, оригинальные фотографии, чертежи. Частично были уничтожены и гипсовые модели.
Тем не менее, несмотря на эти акты вандализма, строительство церкви никогда не останавливалось. Это называют чудом и говорят, что Гауди продолжает руководить проектом: ведь его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он и после смерти мог продолжать дело жизни.
Многие из поврежденных моделей были исправлены благодаря работе архитектора Франческа де Паулы Кинтаны. Это позволило их использовать для продолжения работ в соответствии с первоначальными планами.
Если Вы решили посетить храм
Посетители могут получить доступ
Вход в любую башню требует бронирования и предварительной покупки билета. Доступ возможен только на лифте. Спуск по очень узкой винтовой лестнице длиной более 300 ступеней.
Винтовая лестница в храме Саграда Фамилия.
Существуют предупреждение для людей с некоторыми заболеваниями. По отзывам посетителей, кроме физической нагрузки, существует опасность поскользнуться, а также появления головокружения.
Билеты в Саграда Фамилия
Купить билеты можно на официальном сайте базилики Саграда Фамилия с аудио-гидом на русском языке или с эксурсоводом.
Цены в диапазоне от 17 до 32 евро и зависят от выбранного пакета.
Есть другие сайты, где предлагают билеты в Саграда Фамилию купить онлайн. Читайте о них отзывы в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.
Часы работы базилики Саграда Фамилия
С апреля по сентябрь, летний период доступ возможен с 9:00 до 20:00.
В октябре и марте — с 9:00 до 19:00.
В зимние месяцы, с ноября по февраль базилика открыта с 9:00 до 18:00.
На Рождество, Новый Год и день Трёх королей (6 января) время работы уточняйте на сайте базилики.
Вход в крипту свободный.
Адрес базилики Святого Семейства
Carrer de Mallorca, 401
08013 Barcelona, Spain
Автобусы №№ 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51. Остановка — Sagrada Familia.
Метро: сереневая линия L2 и синяя линия L5.
Саграда Фамилия в Барселоне привлекает около 2.5 миллионов посетителей ежегодно.
А вот компьютерная графика базилики Саграда Фамилия в Барселоне. Так она будет выглядеть к 2026 году, когда планируют закончить строительство.
Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях или добавьте в закладки, чтобы не потерять.
Оценивайте, выбрав нужное число звёзд ниже.
Делитесь впечатлениями, если Вам удалось видеть это необычное сооружение в Барселоне. Интересно знать Ваше мнение, согласны Вы с Оруэллом или Time.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях