филиппо ирапский монастырь кадуйский район
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский мужской монастырь, пос. Зеленый Берег Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь была основана преподобным Филиппом Ирапским при впадении ручья Малый Ирап в реку Андога, в сосновом Красном Бору князей Шелешпанских. Преставился преподобный Филипп в 1537 году.
К началу 1538 года монастырь полностью запустел. Но в архивах удалось найти древнейший документ обители 1541 года, в котором сообщается, что в Филиппо-Ирапской пустыни проживало несколько монахов во главе с настоятелем. У них имелся свой храм, часовня над мощами, как значится в документе «преподобного Филиппа Ирапского чудотворца». То есть через три года после ухода инока Германа Филиппо-Ирапская пустынь превратилась в монастырь.
Известно, что царь Иван Грозный пожаловал обители рыбные ловли на реках Колпи, Суде и Андоге
Во времена Смуты, между 1611 и 1618 годами, литовцы разграбили и сожгли обитель. В огне пожара погибли почти все деревянные постройки, книги, а также житие Филиппа, составленное его учеником иноком Германом. Новое Житие было написано в 1660-е годы, по свежей еще памяти уцелевших преданий, повелением благочестивого царя Алексея Михайловича. В запустении монастырь пребывал около 50 лет.
В 1668 году в монастыре вновь поселяются монахи, активно взявшиеся за его благоустройство.
В XVII веке обитель была известна далеко за пределами Белоозера. Мощи преподобного почивали под спудом в каменном храме Святой Троицы, возведенном на месте деревянной церкви в 1699 году. В 1828 году в этом храме на месте погребения преподобного был устроен придел во имя Филиппа Ирапского.
С 1911 по 1917 год Филиппо-Ирапской пустынью управлял игумен Леонид (Молчанов), в 1918 году расстрелянный в Сольвычегодске по приговору безбожной власти и ныне прославленный в лике святых преподобномучеников для общецерковного почитания.
Перед Октябрьским переворотом в обители подвизались 20 насельников во главе с настоятелем – иеромонахом Алипием. В 1927 году обитель была закрыта. В 1920–1930 годы были разобраны иконостасы, разграблено убранство храмов, сломаны главы и купола церквей, вывезены колокола. В зданиях бывшего монастыря был размещен Андогский психоневрологический интернат, а населенный пункт стал называться Зеленый Берег.
В 1996 году монастырь был возвращен Вологодской епархии. В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи преподобного Филиппа Ирапского.
27 ноября 2000 года – в день памяти святого Филиппа Ирапского – в череповецком Воскресенском соборе была совершена Божественная литургия, а после молебна многолюдным крестным ходом мощи преподобного были перенесены в восстановленную на Советском (Воскресенском) проспекте часовню его имени, где почивают и поныне.
С мая 2016 года в пустыни ведутся активные восстановительные работы. Отремонтированы трапезная, келейные корпуса, идут работы по замене кровли. Воздвигнута и освящена часовня, реставрируется храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С августа 2016 года в домовом храме, который устроен в помещении бывших летних покоев настоятеля, совершаются регулярные богослужения. В 2019 году в день предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Филиппо-Ирапском мужском монастыре по благословению епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана был освящен домовой храм в честь преподобномученика Леонида (Молчанова), игумена Ирапского.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходило 7 марта 2018 года, был открыт, по ходатайству епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана, Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский мужской монастырь поселка Зеленый Берег Кадуйского района Вологодской области. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Иов (Чернышев).
Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь
Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь была основана преподобным Филиппом Ирапским при впадении ручья Малый Ирап в реку Андога, в сосновом Красном Бору князей Шелешпанских. Преставился преподобный Филипп в 1537 году. В конце 17 века на месте пустыни возник монастырь. При обители есть гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Сама история Филиппо-Ирапской пустыни представляет единое большое чудо, которое сотворил преподобный Филипп Ирапский. Обитель располагалась в глухом удаленном месте, вдали от крупных городов, жизнь здесь была очень трудная, поэтому периодически монастырь приходил в запустение, но каждый раз (в самый критический момент, когда, казалось и память о нем могла исчезнуть) молитвами преподобного Филиппа восстанавливался в еще более благолепном виде.
При жизни святого великие труды пустынножительства согласился разделить с ним только инок Герман из Спасо-Каменного монастыря, но и он через 40 дней после преставления преподобного (1537 г.) ушел из обители и вернулся в Спасо-Каменный монастырь, где составил житие святого и попросил иноков написать икону угодника – древнейший его образ, который в XVII веке находился в Москве. С него была написана чудотворная икона, ныне находящаяся в Череповецком музее (см. чудо четвертое).
То есть к началу 1538 года монастырь полностью запустел. Но, что показательно, в архивах удалось найти древнейший документ обители 1541 года, в котором сообщается, что в Филиппо-Ирапской пустыни проживало несколько монахов во главе с настоятелем. У них имелся свой храм, часовня над мощами, как значится в документе «преподобного Филиппа Ирапского чудотворца». То есть через три года после ухода инока Германа Филиппо-Ирапская пустынь превратилась в процветающий монастырь. Что же заставило монахов поселиться в этом пустынном месте? Ответ очевиден, они были привлечены в монастырь многочисленными чудесами, проистекавшими от раки святого, и стремлением ревновать чудотворцу в его подвигах. Нужно сказать, что случаи, когда иноки начинали именоваться преподобными и чудотворцами через несколько лет после преставления, как было в данном случае, являются исключительно редкими, если не уникальными.
Филиппо-Ирапская пустынь была хорошо известна русским самодержцам. Известно, что Иван Грозный пожаловал ей рыбные ловли на реках Колпи, Суде и Андоге. Но наступили трудные времена. Между 1611 и 1618 годами в обитель пришел отряд поляков, который разорил монастырь и, по-видимому, перебил братию. Предание говорит: когда завоеватели, подстрекаемые любопытством, пожелали убедиться, действительно ли погребен преподобный на указанном месте, и пытались разрушить пол церкви над его мощами, то внезапно были опалены огнем, изошедшим от гроба преподобного. Испугавшись, они бежали, оставив храм не разоренным. В запустении монастырь пребывал около 50 лет. И недалек был момент, когда место это могло придти в окончательное запустение и забвение. Но неожиданно в 1660-х годах начинает совершаться множество чудес по молитвам преподобному. И в 1668 году в монастыре вновь поселяются монахи, активно взявшиеся за его благоустройство.
Менее чем через 100 лет (в 1764 году) императрица Екатерина II издала указ о секуляризации монастырских земельных владений, следствием которого стало упразднение более 90% обителей Череповецкого края, в том числе Череповецкого Воскресенского монастыря и Филиппо-Ирапской пустыни. В годы безвременья постройки пустыни пришли в ветхость и запустение, даже раку преподобного пришлось перенести в село Никольское. И опять, когда, казалось бы, история древнего монастыря прекратилась навсегда, произошла случайность. Сгорела дотла Воронинская пустынь под Череповцом и ее братию, оставшуюся без крова, перевели в Ирапскую пустынь. То есть обитель была восстановлена в самое неблагоприятное для монашествующих время – в эпоху Екатерины II, что является событием неординарным.
Характерно, что пустынь, находившаяся в пустынном удаленном от крупных селений месте, после своего возобновления была отнесена к заштатным монастырям, то есть существовавшим исключительно за свой счет. Настоятелями ее по штату могли быть только простые иеромонахи (даже не игумены). Несмотря на это, управляли пустынью почти исключительно люди выдающиеся и высокодуховные, некоторые из них состоя в сане архимандрита. Из дошедших до нас источников известно, что строитель пустыни иеромонах Мартирий был царским сыном. Архимандрит Вениамин (Поздняков) состоял благочинным всех ставропигиальных (то есть самых крупных, находившихся в ведении Синода) монастырей. Кроме того, он являлся духовным отцом леушинской игумении Таисии и помог будущей знаменитой настоятельнице вступить на иноческий путь. Предпоследний настоятель пустыни священномученик Леонид (Молчанов) был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Последний игумен Алипий, расстрелянный в 1937 году, являлся почитаемым старцем, за молитвенным советом к которому приезжали из самых удаленных уголков.
В 1927 году в период гонений на веру Филиппо-Ирапская пустынь была закрыта, ее постройки последовательно занимались Домом отдыха, Домом инвалидов и престарелых, психоневрологическим интернатом, что не лучшим образом сказалось на архитектурном ансамбле. Да и могло ли быть иначе, если Казанская церковь была переоборудована под котельную, а ее колокольня приспособлена по водонапорную башню, в Троицкой церкви (ценнейшем памятнике архитектуры) устроили столовую, в ней установили котлы, в которых готовили обеды.
В 1995 году после закрытия психоневрологического интерната монастырский комплекс передают Воскресенскому собору города Череповца. Настоятель собора протоиерей Георгий Трубицын активно взялся за реставрационные работы, к которым был привлечен петербургский архитектор Варакин. Троицкий собор был почти восстановлен, готовилось его освящение, но внезапно случился пожар, уничтоживший все сделанное. Поэтому реставрационные работы пришлось прекратить.
В 2000 году были обретены мощи преподобного и перенесены в Череповец. После этого монастырские постройки стали разрушаться особенно заметно. В результате, единственному в Череповецкой епархии сохранившемуся монастырскому ансамблю грозило постепенное уничтожение, причем этот процесс казался неотвратим. Тем не менее, как это уже бывало не раз, в самый критический момент, пустынь вновь стала возрождаться.
Современное состояние [ править ]
На данный момент в обители 1 иеромонах, 2 инока и 2 послушника.
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского запись закреплена
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского запись закреплена
Телеканал «СПАС»
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского запись закреплена
Иеромонах Василий (Росляков)
УЧАСТНИКИ ВЕЧНОЙ ПАСХИ.
ПАМЯТИ УБИЕННЫХ НА ПАСХУ 18.04.93г
ОПТИНСКИХ БРАТИЙ.
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского запись закреплена
Армянин-халкидонит | ՀԱՅ ՔԱՂԿԵԴՈՆԱԿԱՆ
«ЕСЛИ ПОНАДОБИТСЯ ПОМОЩЬ, БУДУ РАД ОКАЗАТЬ ЕЕ»
«После убийства у инока Ферапонта в кармане нашли письмо со словами: «Если понадобится помощь, буду рад оказать ее». Кому было адресовано это письмо — неизвестно. Но годы спустя представляется, что письмо адресовано всем нам, ибо многие люди получают сегодня помощь по молитвам новомученика Ферапонта Оптинского»
Нина Павлова, из книги «Пасха Красная»
Монастырь Прп-Филиппа-Ирапского запись закреплена
Русская Православная Церковь
НОВОСТИ | Отошел ко Господу архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр
10 июня 2021 года, в праздник Вознесения Господня, на 69-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.
Архиепископ Александр (в миру — Александр Геннадьевич Ищеин) родился 13 июня 1952 г. в Ярославле в семье рабочего.
По окончании в 1969 г. средней школы поступил в Ленинградский химико-фармацевтический институт. Служил в рядах Вооруженных сил.
В 1975 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, 19 декабря 1975 г. — в сан иеромонаха и направлен на служение в Ставропольскую епархию. Заочно окончил Московскую духовную семинарию.
В течение четырех лет был настоятелем Успенского храма г. Моздока, благочинным православных церквей Северной Осетии. Содействовал возвращению Церкви и восстановлению Вознесенского собора в г. Алагире, церкви во Владикавказе, Никольского собора и храма Нерукотворного Образа Спасителя в станице Павлодольской.
В 1988 г. возведен в сан архимандрита. В том же году в составе официальной делегации духовенства Ставропольской епархии во главе с архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Завгородним) посетил г. Баку и принял участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси.
С 1992 г. нес пастырское послушание на православных приходах Азербайджана. В разное время был настоятелем храмов блгв. вел. кн. Александра Невского г. Гянджи, храма святых Жен-мироносиц г. Баку, храма Архангела Михаила г. Баку.
С 1995 г. — настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы г. Баку, благочинный православных церквей Азербайджана.
Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Бакинским и Прикаспийским.
Наречен 13 января, хиротонисан 14 января 1999 г. Богослужения в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Солнечногорский Сергий, Валентин (Мищук), Истринский Арсений, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.
Священный Синод от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) постановил иметь титул «Бакинский и Азербайджанский».
18 июля 2012 г. за Литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.
Был награжден церковными и правительственными наградами.
Филиппо ирапский монастырь кадуйский район
Вторая церковь во имя Казанской Божьей Матери, каменная, построенная в 1755 г., находится на площади, среди монастыря.В ней достойна внимания икона преподобного Филиппа, изображённого со своим учителем Корнилием Комельским, молящимся пред Святой Троицей. Она написана в 1723 году архимандритом Череповецкого Воскресенского монастыря, Иоанном Никифоровым. В настоящее время икона эта находится в иконостасе против правого клироса. За левым клиросом находится икона преподобного Филиппа во весь рост. Ранее она была возложена на раку угодника.С западной стороны церкви примыкает каменная колокольня, построенная в 1870 году. На ней 8 колоколов. Один из них очень древний с надписью: «Белозерского у. Андогской волости, Живоначальной Троицы Филипповой пустыни Ирапского монастыря, лил Вологжанин Фёдор Карпов 1725 г. марта 10 дня, при строителе старце Ионе и казначее Ионе». Самый большой колокол, весом 148 пудов 30 фунтов, пожертвован Череповецким купцом из железной Уломы П.Ф. Андриановым. Второй – полиелейный в 40 пудов, пожертвован Череповецким купцом Симоновым. За алтарём Казанской церкви находится монастырское кладбище.
В мае 2016 года по благословению епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана в обитель для проведения восстановительных работ приехал иеромонах Геронтий (Чудневич). При нем началось и продолжается активное восстановление построек обители. Первым делом произвели благоустройство келейных корпусов и трапезной, чтобы можно было обеспечить условия существования трудникам. К августу часовня, располагавшаяся в одной из угловых башен монастыря (бывших летних покоях настоятеля), была переоборудована под домовой храм и в нем стали совершаться регулярные богослужения (каждое воскресение в 8 утра служится Литургия).
2 августа 2016 года распоряжением № 9 епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана на основании решения епархиального совета была образована религиозная организация «Архиерейское подворье Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни п. Зеленый Берег Кадуйского района Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» и утвержден ее Устав. В тот же день ее настоятелем назначен иеромонах Феодосий (Белов).
Начались реставрационные работы в Казанском храме, наиболее хорошо сохранившемся в годы гонений на веру (Троицкий собор разрушен очень сильно). Проект реставрации был подготовлен преподавателями и учащимися Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина при Российской академии художеств при участии Ивана Зайцева.
27 ноября 2016 года (в день памяти Филиппа Ирапского) впервые за почти 90 летЛитургия была отслужена в Казанском храме.
В 2017 году в монастыре состоялись первые иноческие постриги. 21 мая 2017 года в стенах древней обители был торжественно отмечен 500-летний юбилей со дня основания. В тот же день епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан совершил освящение новой часовни в честь Пресвятой Троицы, возведенной близ места, где преподобному Филиппу явился ангел и сказал «Здесь Господь уготовал тебе место». К настоящему времени восстановительные работы идут быстрыми темпами. Отремонтирована трапезная, келейные корпуса, ведутся работы по замене кровли, возведена и освящена часовня, осуществляются работы по реставрации храма Казанской Иконы Божией Матери, облагорожена территория обители.
Пустынь регулярно посещают паломники. Только в 2017 году в ней побывало 10 организованных паломнических групп, прибывших из разных городов, включая Москву. Общее же число богомольцев, посетивших монастырь в 2017 году превысило 1300 человек.
7 марта 2018 года утвержден Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский мужской монастырь поселка Зеленый Берег Кадуйского района Вологодской области. Игуменом этого монастыря избран иеромонах Иов (Чернышев).
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЛЕОНИД (МОЛЧАНОВ)
Преподобномученик Леонид (в миру Молчанов Лев Петрович) родился в 1872 г. в деревне Захарово Старорусского уезда Новгородской губернии в семье крестьянина. С детских лет читал и пел на клиросе в сельском храме. Окончил земскую школу и продолжал трудиться при храме. В 22 года был призван в армию, где прослужил восемь лет. Выйдя в запас, решил уйти в монастырь.
11 марта 1901 г. поступил в Перекомский монастырь, находившийся на берегу озера Ильмень. Будучи послушником, был призван в армию для участия русско-японской войне. Затем вернулся в обитель, получив Георгиевский крест за боевые заслуги.
18 марта 1906 г. переведен в Новгородский Юрьев монастырь. В 1907 г. пострижен в монашество с именем Леонид и рукоположен во иеродиакона. По собственному прошению был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. 28 июля 1908 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1911 г. иеромонах Леонид был назначен исполняющим обязанности настоятеля Филиппо-Ирапской пустыни, в 1914 г. утвержден в должности настоятеля, в 1915 г. возведен в сан игумена.
8 ноября 1917 г. назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря Вологодской епархии. В октябре 1918 г. в ответ на требования новой богоборческой власти о передачи им имущества обители заявил: «…Я признаю над собой начальство духовное: Патриарха и епископов православных, а вам не подчиняюсь, богоотступникам, врагам Христа моего, и декрета вашего не признаю». После этого игумен Леонид был вызван на допрос в ЧК., во время которого скрывал своей неприязни к безбожной власти и ее действиям по отношению к Православной Церкви:
29 октября 1918 года он был приговорен к расстрелу. Расстрелян 13 ноября 1918 года в Сольвычегодске.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских 27 декабря 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
6 апреля 2019 года в Свято-Троицком Филиппо-Ирапском мужском монастыре состоялось освящение домового храма в честь преподобномученика Леонида (Молчанова).
Тропарь, глас 1:
Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Леониде приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.
Кондак, глас 3:
Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Леониде,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века
6 апреля 2019 года, в день предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Филиппо-Ирапском мужском монастыре по благословению Преосвященнейшего епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана был освящен домовой храм в честь преподобномученика Леонида (Молчанова), игумена Ирапского.
Чин малого освящения храма и Божественную литургию совершил настоятель обители игумен Иов в сослужении благочинного Кадуйского района иеромонаха Агафангела и эконома обители иеромонаха Геронтия. С братией обители за богослужением молились прихожане и паломники из Череповца, Кадуя и Никольского. Богослужебные песнопения исполнил хор подворья Филиппо-Ирапского монастыря при храме свв. Иоакима и Анны под руководством Ирины Николаевой.
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Наша обитель восстанавливается исключительно добровольной помощью всех неравнодушных людей, которые любят и берегут наследие Русского Севера. Участие любого человека значимо и ценно для нас.
Впереди ещё большой объём работ. Надеемся на ваше содействие. Христос да помянёт вашу любовь!
Показать полностью.
Реквизиты монастыря:
Расчетный счет 40703810900140000428 Банк ПАО «БАНК СГБ» Г. ВОЛОГДА
Корреспондентский счет 30101810800000000786 БИК 041909786
ИНН 3510009817 КПП 351001001 ОКПО 04492498
ОГРН 1167700064388 ОКОГУ ОКАТО 19226824011
ОКВЭД 94.91 Деятельность религиозных организаций
ОКФС ОКТМО19626424196
Также пожертвования можно перевести на банковскую карту, привязанную к номеру +79151104813 (Сбербанк)
Имена жертвователей поминаются за богослужением.
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Череповецкая епархия
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь молитвенно отметил день празднования Казанской иконы Божией Матери
4 ноября, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Казанская» и в свой престольный праздник, в Казанском храме Свято-Троицкого Филиппо-Ирапского монастыря состоялась Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель обители игумен Иов (Чернышев). Отцу Иову сослужил иерей Дионисий Петров. За богослужением молились и чтили Божию Матерь братия и прихожане монастыря.
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
С престольным праздником нашей обители!
Копия Казанского образа Божией Матери, происходящего из Филиппо-Ирапского монастыря. Икона создана трепетной рукой Людмилы Алексеевны Толоконцевой.
Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Синодальный отдел по монастырям и монашеству
«МОНАСТЫРЬ В ИНТЕРНЕТЕ»
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь запись закреплена
Череповецкая епархия
27 октября 2021 года исполняется 142 года со дня рождения схиархимандрита Симеона (Чернова), служившего настоятелем храма святых Богоотец Иоакима и Анны с.Носовское Череповецкого района в 50-х гг. XX века.
27 октября 1879 года в селе Никольское Усть-Кубенского района Вологодской области родился Сильвестр Васильевич Чернов, будущий схиархимандрит Симеон.
Показать полностью.
Воспитывался Сильвестр боголюбивой матерью, поэтому с детства стремился жить в благочестии и чистоте. В двадцать три года он совершил паломничество в Саров на торжества в честь обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
Избрав для себя монашеский путь, юноша в 1906 году стал послушником в Успенской Семигородней пустыни Кадниковского уезда Вологодской губернии. Здесь у Сильвестра обнаружились музыкальный слух и хороший голос, и ему поручили клиросное послушание.
Спустя три года, в 1909 году, здесь же, в Успенской Семигородней пустыни, послушник Сильвестр был пострижен в монашество с наречением имени Симеон.
Через год в той же пустыни Симеона рукоположили во иеродиакона и определили проходить послушание ризничного. В 1913 году иеродиакон Симеон был рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем обители.
По словам отца Симеона, в то время Семигородняя пустынь была большим и богатым монастырем, который посещали видные духовные и светские лица. Любил молиться в этой обители вологодский губернатор А.Н. Хвостов.
После Октябрьской революции отцу Симеону было вверено временное управление пустынью. Окончательно он был утвержден в должности настоятеля в 1919 году, когда ему исполнилось 40 лет.
«За усердную и полезную службу» иеромонах Симеон был возведен в 1922 году в сан игумена.
В том же году он был арестован в пустыни, приговорен Вологодским народным судом к 2-м годам лишения свободы за то, что отказался отдать монастырь под коммуну. Вскоре отец Симеон был амнистирован и вернулся в свою обитель, в которой прослужил настоятелем до закрытия монастыря в 1924 году.
После закрытия обители игумен Симеон стал настоятелем церкви святого апостола Иоанна Богослова в селе Богослово Усть-Кубинского района Вологодской области. Когда власти закрыли церковь апостола Иоанна Богослова, отец Симеон остался жить в селе Богослово, занимался сельским хозяйством. Он тайно продолжал совершать богослужения.
В 1934 году отец Симеон организовал церковную общину.
В июле 1937 года стало известно, что отец Симеон будет арестован. Его предупреждали об этом из сельсовета и делали все возможное, чтобы он вовремя скрылся. Все остальные священники Усть-Кубинского района к тому времени уже были арестованы НКВД. Но отец Симеон не стал скрываться. Впоследствии он говорил: «Я должен был нести свой крест».
Игумен Симеон был арестован 10 ноября 1937 года в селе Богослово. Когда после ареста отца Симеона везли в вологодскую тюрьму, сопровождавший милиционер убеждал его бежать и даже, потеряв терпение, ударил кнутом. Но игумен Симеон не подчинился, он хотел стать Христовым мучеником.
С 12 августа 1937 года по октябрь 1937 года он находился в заключении в тюрьме г. Вологды. Следствием ему было предъявлено обвинение: «контрреволюционная агитация, создатель и руководитель контрреволюционной группировки церковников».
10 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Северной области по ст.58–10 УК РСФСР отец Симеон был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря.
С октября 1937 года по 1945 год игумен Симеон отбывал наказание в Северо-Печерских исправительно-трудовых лагерях Республики Коми. Заключенные в северных лагерях на Печоре жили в ледяных бараках, зимою для питья растапливали снег. Отец Симеон несколько раз попадал в карцер — яму со льдом. Для других чаще всего пребывание в карцере заканчивалось смертельным исходом, но игумен Симеон, хранимый Господом, остался жив, однако на всю жизнь отморозил ноги. Став инвалидом, отец Симеон показался негодным для работы, и его освободили досрочно в 1945 году.
По возвращении из лагеря отец Симеон был принят епископом Иустином, который дал ему место ночного сторожа и истопника в кафедральном соборе г. Вологды, а затем привлек к служению.
Стараниями отца Симеона были открыты Свято-Афанасиевский храм в с.Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области и Успенская Чернецкая церковь Грязовецкого района Вологодской области. Отец Симеон служил настоятелем Успенского храма до 1952 года.
Будучи настоятелем Успенского храма, отец Симеон стал известным среди верующих, которые видели в нем опытного духовного руководителя. К нему, молитвенному и прозорливому батюшке, притекали сотни православных. Своими трудами и авторитетом отец Симеон привел приход к процветанию.
Также в 50-х годах XX века он ответственно нес нелегкое бремя епархиального духовника.
В 1952 году игумен Симеон был переведен в церковь святых Богоотец Иоакима и Анны с.Носовское Череповецкого района, настоятелем которой служил до 1958 года. Причиной перевода стало требование уполномоченного по делам религий, который был недоволен высокой посещаемостью Успенской церкви.
В 1956 году отец Симеон был возведен в сан архимандрита, а через год вышел за штат по старости.
С 1958 года по 1960 год отец Симеон проживал при Свято-Афанасиевской церкви. Незадолго до своей блаженной кончины он принял постриг в великую схиму.
Схиархимандрит Симеон был одним из тех великих тружеников, кому выпало возрождать Вологодскую епархию после практически полного ее разорения в конце тридцатых годов XX века.
Скончался отец Симеон 13 января 1960 года в селе Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области. Он был погребен за алтарем Свято-Афанасьевского храма деревни Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области.
Реабилитирован 11 декабря 1958 года по 1937 году репрессий.