философия как учение о мире
Лекция 1. Философия как учение о мире в целом
План:
1. Что изучает философия
2. Основной вопрос философии.
1. Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человечества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или интуицией, которые нас часто подводят.
Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять своё собственное место и предназначение и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь. Духовная культура человека покоится на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия. Невозможно общество, где нет философов, людей, которые ищут причины существования мира и человека, пытаются понять – куда идет человечество, есть ли прогресс в истории, что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и времени.
Философия пытается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения через понятия, систему категорий, и тогда она уподобляется любой конкретной науке. Но философия совершенно особая область знания, т.к. большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира.
Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда. Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?
На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха их решает по-своему.
В той мере, в какой философия пытается быть наукой, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории. В той мере, в какой философия является искусством, она является носителем тайны.
Точно также и для философии – чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем человеческого.
Вопросы для повторения:
Философия. Семинар №1. Философия как учение о мире и человеке.
Философия как мировоззрение и научное знание.
Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
Специфика философского знания и его функции.
Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
Бытие – философская категория, выявляющая абсолютные, вечные и неизменные свойства вещей. Бытие бывает реальным и идеальным. Реальное бытие со времен Средних веков называется экзистенция (от лат. existentia – существование). Идеальное бытие – эссенция (от лат. essential – сущность). Реальное бытие носит пространственно-временной характер, оно индивидуально. Реальное бытие представляет собой фактическую действительность вещей, событий, действий и т. д. То есть факт – он не может повторяться. Идеальное бытие лишено временного, действительного и опытного характера. Ему не свойственно быть фактом. Идеальным бытие обладают ценности, математические и логические понятия, умозрительные объекты (идеи).
Вера – основополагающее понятие философской науки, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к духовной и нравственной стороне жизни. Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическим и логическим основаниям.
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.
Знание в узком смысле – признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.
Метод – это подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, особенности, частности предмета изучения.
Методология – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях философии, но и сам всеобщий метод. Как система всеобщих принципов познания (в этом случае понятие «всеобщая методология» тождественно понятию «всеобщий метод»).
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. В истории человечества выделяется 3 основные формы мировоззрения:
Миф – создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе чего-либо). Это понятие впервые было использовано античным философом Аристотелем, который считал, что субъект – это идеальная форма или Бог (только идеальная философия лежит в основе всего). В XVII веке французский философ Рене Декарт назвал субъектом индивида, обладающего сознанием. Субъективное сознание не зависит от объективного мира и других субъектов.
Объект (от лат. objectum – предмет или вещь). В таком неизменном виде оно остается и по сей день. Объекты бывают умозрительные и предметные. Умозрительные объекты – это идея, образ, мысль. Предметный объект всегда представляется в виде определенного предмета.
Наука – исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Существует множество определений науки, раскрывающих содержание этого термина:
Формы человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества;
Система понятий о явлениях и законах действительности;
Система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;
Определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе исторического развития и направлен на познание законов действительности в интересах практики;
Итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике;
Система знаний, в которой мировоззренческие, философские, основания и выводы являются неотъемлемым обязательным элементом.
Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
1) Способность правильно, т.е. логически мыслить
2) Учение о тождестве и его отрицании, учение о последовательности и методах познания. В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем понятиям. Основные свойства понятий выражаются в логических аксиомах. Сначала рассматривается учение о понятии, затем суждении, и, наконец – умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе.
3) наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Контрольная работа по «Основам философии»
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:12, контрольная работа
Описание работы
Работа содержит 1 файл
основы философии.docx
Контрольная работа по «Основам философии»
студентки группы В-46, заочного отделения
3)Какие качества необходимо иметь, чтобы быть хорошим специалистом? Достаточно ли только профессионального образования?
Философия возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира — Греции, Индии и Китае. Это VII—VI вв. до н. э. Древние мудрецы размышляли и вели нескончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, пришли и куда идем и т. п.
Размышляя над характером таких вопросов, можно заметить несколько важных их особенностей. Первая заключается в том, что все эти вопросы имеют предельно общее, универсальное содержание, ибо в них речь идет не о каких-то отдельных вещах или явлениях, а о мире в целом или о сущности человека как такового, о его взаимоотношении с окружающей действительностью. При самом вопрошании такого рода приходится пользоваться особым типом понятий, которые принято называть категориями. Они образуют в своей совокупности специфический категориальный язык (космос, природа, причина, судьба, закон, возможность, свобода, разум и т. п.).
Мировоззрение — это система взглядов, установок, убеждений, определяющих понимание мира в целом, места в нем человека, и вытекающие из этой системы ценностные ориентации людей, стратегии их поведения и деятельности.
Субъектом (носителем) мировоззрения может быть отдельный индивид, социальная группа, общество на данном этапе и даже цивилизация. Дело в том, что в выработке стратегии поведения и в осознании своих коренных интересов нуждается не только та или иная личность, но и отдельные группы людей, объединенных общими интересами, социальные слои, классы, этносы и т. п.
Для того чтобы понять «дух эпохи», необходимо найти ключевой, системообразующий элемент культуры, предопределяющий способ видения человеком реальности, тот или иной тип нацеленности на мир и на самого себя. Таким элементом является мировоззрение как некий неразложимый, интегральный комплекс представлений о мире и человеке. Комплекс этот образует мировоззренческие координаты бытия людей. Их составляющими являются:
«образ себя» как исходной данности (осознание субъектом мировоззрения своих жизненных потребностей, интересов и первичных ценностей);
глобальная модель всего сущего («картина мира»);
модель «социума» и сущностный «образ» человека;
жизненная стратегия (целевые установки субъекта, идеалы и нормы жизнедеятельности, программа действий и выбор средств достижения целей).
Мировоззренческие координаты «выстраиваются» на основе трех «строительных материалов»: знаний (представления о мире, обществе и человеке), ценностей (осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму своих целей и интересов), стратегии деятельности (жизненные планы, программа деятельности и т. п.). В формировании мировоззренческих знаний решающая роль принадлежит разуму, для формирования же ценностей требуется не только интеллектуальная работа, но и «труд души», активность нашей эмоциональной сферы. При выработке стратегии деятельности человек подключает еще и свою волю.
Аналогичная ситуация имеет место и в отношении вопроса о природе человека. Возьмем, например, воспитательно-образовательную деятельность, которая возникла в древнейшие времена и необходимость в которой будет существовать до тех пор, пока длится человеческая история. На чем основываются конкретные приемы, формы и методы воспитания подрастающего поколения? Очевидно, на наших предельно общих представлениях о сущности человека. Если мы убеждены, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду», что в своей действительности «она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс), если мы исходим из того, что социально-экономические отношения и социо-культурные факторы полностью предопределяют формирование личности, то отсюда вытекает вполне определенная стратегия воспитательного и образовательного процесса. Сущность ребенка предстает в этом случае как мягкий, податливый материал, из которого можно лепить все, что угодно, в соответствии со вкусом и разумением воспитателя.
Центральный вопрос мировоззрения — это вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях. Человек находится в трех сущностных отношениях к миру — практическом, духовно-практическом, теоретическом. Соответственно, мы встречаем три основные формы освоения мира человеком — материально- преобразовательная, ценностно-экзистенциальная (художественно-эстетическое, моральное, религиозное, философское освоение мира) и информационно-познавательная. В этом смысле мировоззрение есть духовно-практический способ освоения мира, но одновременно оно включает в себя и рефлексию (размышление) над практическим и теоретическим отношением к миру.
Любое развитое мировоззрение дает ответ на следующие фундаментальные вопросы:
что является доминирующим, исходным — человек или мир, индивид или общество?
каково место и предназначение человека в мире?
каковы возможности (практические, ценностные, познавательные) человеческого существа в его отношении к миру?
Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения единства и целостности мира, беспредельно изменяющегося в пространстве и времени.
Понятие о единстве и целостности мира появилось в условиях глубокого духовного кризиса: вера в прежних богов Олимпа потерпела крах, мифология как определяющий ориентир деятельности исчерпала себя. Появилась необходимость в новых «опорных точках» жизнедеятельности, познания и понимания окружающего мира. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали взаимоисключающие альтернативы философских построений, опираясь на предшествующий духовный опыт – мифологию, религиозные воззрения, искусство. В результате зарождается радикально новый подход к явлениям природы и общества. Был поставлен вопрос о всеобщей и постоянной основе изменений в мире, которая и была названа бытием. Первое определение бытия сформулировал Парменид в поэме «О природе»: «Бытие есть, а небытия нет».
Бытие (производное от «быть», «есть», «иметься», «наличествовать») как философская категория имеет собственное, специфическое содержание. Оно отвлекается (абстрагируется) от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Сущее, т.е. то, что существует, содержит необозримое множество разнородных предметов: горная гряда, пирамида Хеопса, камень на дороге, зло, физический вакуум, компьютер, 7-я симфония, звездные миры, идея, теория относительности, микрочастица и так до бесконечности. Бытие абсолютно равнодушно к несовместимости, разнокачественности этих предметов и видит в них лишь одно: все они обладают существованием. В силу этого, бытие не просто констатирует существование отдельных предметов, но выявляет основу их существования – бытия сущего. Но сущее в своем бытийствовании содержит и небытие. Любая вещь в мире возникает, развивается и исчезает, т.е. переходит в свое иное – небытие: она никогда более не повториться в уникальном сочетании своих единичных и общих признаках, свойств, качеств. Небытие как и бытие обладает всеобщность и универсальностью.
Всеобщность как особый аспект рассмотрения мира не отделима от многообразия сущего, хотя и абстрагируется от него (или, как говорят философы, «снимает» это многообразие), противостоит ему и тем самым удерживает себя как бытие. Но полное отсутствие какого-либо предметного значения лишает бытие всякого содержания, отождествляет его с ничто, т.е. с небытием. Г.Гегель отмечает, что единство бытия и ничто порождает процесс становления (развития), который делает возможным конкретизацию понятия бытия, наполняет его новым, более богатым содержанием. Для сравнения: буддисты утверждают, что Бог есть ничто, т.е. его всемогущество не соизмеримо ни с каким содержательным значением сущего. Отсюда вывод — человек становится Богом посредством самоуничтожения.
Противоречивое тождество/ различие бытия и небытия составляет наиболее фундаментальную философскую концепцию, которая лежит в основе познания, понимания и переживания мира.
Подобный концептуальный подход фиксирует убежденность человека в том, что мир существует и постоянно изменяется не только здесь и сейчас (факт, неоспоримо подтверждаемый эмпирическим, повседневным опытом), но повсюду и всегда (результат деятельности разума).
Вопрос о формах бытия имеет важное теоретическое значение: для понимания целостности мира необходимо более или менее определенно представлять составляющие его части.
При самом общем рассмотрении бытие подразделяется на мир природы и мира человека. Связи между ними характеризуются бесконечным многообразием и различаются по степени общности. В силу того, что бытие выражает абсолютную полноту, анализ его форм предполагает выявление (эксплицирование) всеобщих связей.
Бытие человека нераздельно с природой. Как биологическое существо он подчинен естественным законам, но все же главенствующая роль в его бытии принадлежит социальному, общественному фактору, значимость которого отмечал еще Аристотель. Именно социальные условия и отношения, в конечном счете, делают человека таким, каков он есть. Человеческое бытие заключает в себя как бытие индивида, так и бытие социальных общностей (групп, классов, наций, государств, человечества и т.д.). Социальная детерминированность проявляется в целенаправленной деятельности людей. В своих целях общество, в известном смысле, противостоит природе, демонстрирует свою исторически изменяющуюся автономность и обособленность. Это обстоятельство глубоко раскрыл И.Кант, развивая тезис о самоценности человеческой свободы (в том числе и от природной необходимости) как обязательного условия развития личности.
Итак, философия наиболее общее учение, по отношению к философии все остальные науки являются частными. Предметом философии является всеобщее. Объектом – бытие. Познание объекта и пре;дмета философии приводит челове;ка к формированию её системы и функций. Система включает и облегчает исследование всего многообразия философского знания. Реализуя свои функции, философия проявляет специфику и сущность философского знания.
2)Эссе на тему «Проблемы современной массовой культуры».
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свое возникновение, специфику и тенденции развития.
Массовая культура (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.
Массовая культура, поп-культура, масскультура – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.
Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Традиционная культура представлена сказками, предани ями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего, образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В современном обществе представления о народной культуре испытывают существенное влияние работы ученых-исследователей XIX века, которые в рамках парадигм романтизма и позитивизма занимались сбором и публикацией образцов традиционной культуры. При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия – честь, доблесть,верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами – культура феодальной элиты.
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
Философия как учение о мире
Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.
По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.
Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкивание и соединение различных атомов порождает многообразие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой пустое пространство.
Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.
В средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).
С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начинается быстрое развитие естественных наук (механика, математика, физика). Бытие стало рассматриваться как физическая реальность. Считалось, что бытие — это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. Она воспринималась как сложный механизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, сложная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и всесилия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.
Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеалистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой является человек.
В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысления им философских проблем естествознания. В своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, исследовал процесс происхождения человека в ходе труда.
Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслителей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не только Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира материального и духовного, земного и божественного.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место. Оно охватывает собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключения. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существует. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в философии является предельно широким, так как охватывает собой все виды реальности, уже известные и еще пока неизвестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.
Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмыслению бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эволюции. Естественные науки являются надежными союзниками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя четыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие общества, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.
Рассмотрим особенности бытия различных форм.
Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы».
О бытии первой природы можно прежде всего утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе — ей безразлично. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Особенность бытия «первой природы» — диалектика преходящего и непреходящего бытия.
Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимосвязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергетический, экологический и т. д. При сравнении первой и второй природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.
Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неисчерпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.
Бытие общества представляет собой устойчивую систему социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных общественных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.
Данная форма бытия проявила в последнее время следующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.
Технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.
Глобализация заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, осуществляющихся поверх государственных границ).
Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.
Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.
Индивидуализированное духовное бытие — это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя, прежде всего сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание — одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания; человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Сознание дает идеальный образ объективного мира, может воспроизводить время, в котором человек не жил, «рисовать» будущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Погибнет ли индивидуализированное духовное после смерти тела? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.
Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа — объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от индивидуального бытия человека. Платон приводил такой интересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.
В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и потом стала вести и относительно самостоятельное существование. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди породили бессмертную идею.
А существует ли идеал красоты, справедливости, истины? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного и научного творчества.
На примере плодотворных идей можно видеть, что они действительно свободны и широко «шествуют» в мире человеческой жизни. Но «шествуют» они не сами по себе, а вместе с развитием конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся общезначимыми принципами поведения. Ценные идеи отбираются, накапливаются, образуя в совокупности духовное богатство человеческой цивилизации и культуры.
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека — тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Любое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния первой природы (вспомним: атом — Демокрита, воду — Фалеса, воздух — Анаксимена. Нельзя уничтожить ни единого атома. «На землю дождем выпадем»).
Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребностей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жилище и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле слова. Но человек должен удовлетворять и духовные потребности. У человека есть то, что материализм называет психикой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.
МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название философский монизм (от греч. monos — один, единственный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к пониманию природы субстанции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей.
Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассуждения, какой бы темы они ни касались, в философском контексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает вопрос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, далекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении сознания в истории философии решается по-разному и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время, для атеиста эта задача будет иметь принципиально иное решение.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента — огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии — «семена» всевозможных веществ — так же качественно разнообразны, как и вещества природы.
Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и беспредельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию — «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому материалисту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных. изменениях, производимых в нас этими веществами». Если у Анаксимандра трактовка материи была лишена чувственной конкретности первовеще- ства, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с принципиально новым подходом — понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.
МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ
Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.
В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).
Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя как таковая вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тождественна природе. Понятие же материи — только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще — не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.
Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами — будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.
Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.
Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.
Основные свойства материи
Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания человека.
Кроме этого свойства, материя обладает фундаментальными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отражения. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкретных проявлениях изучается естествознанием, которое открыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохранения массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.
Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какому-то первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпаемости материи. Самые «элементарные» частицы элементарны только условно. Они тоже являются сложными структурными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементарных частиц — только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении.
Всей материи присуще также свойство отражения. Отражение есть способность любой материальной системы фиксировать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фиксирует следы прошедшего по нему человека, камень приобретает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наиболее ранней формой отражения является отражение в неорганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.
Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь перераспределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в избирательности, в сохраняемости и т. д.
Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплетено в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в неживой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.
Как бы примитивно ни было отражение в неживой природе в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя при
обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались многие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.
СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Из биологических и социальных систем материи нам известны только те, которые представлены на Земле. Хотя не исключено, что в других планетных системах бесконечной Вселенной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.
Все три указанные формы материи можно классифицировать и по структурным признакам. Это прежде всего вещество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элементарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся электромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в пользу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают конечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.
По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волновых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица существует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в форме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физическую реальность. Современной физике известны электромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля передают взаимодействия между частицами вещества. В изучении полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.
Было установлено, что частицы подчиняются специфическим закономерностям и прежде всего соотношению неопределенностей. Невозможно измерить координату и импульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясняется двойственной природой микрообъектов.
Таким образом, наряду с материальной точкой и ее движением изучается нового рода физическая реальность, а именно — поле. Исходя из механических представлений, сначала пытались рассмотреть поле как некоторое механическое состояние (движения или напряжения) гипотетической среды (эфира), заполняющей пространство. Но, несмотря на настойчивые попытки, такая механическая трактовка не увенчалась успехом, и потому постепенно привыкли рассматривать «электромагнитное поле» как последний, не сводимый ни к чему другому структурный элемент физической реальности. Это изменение понятия реальности является наиболее глубоким и плодотворным из всех тех, которые испытала физика после Ньютона.
Поля порождаются наличием частиц.
Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических расчетах им можно пренебречь.
Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.
Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно находится.
Поле имеет квантовую природу.
Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.
Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.
Философию принято называть учением о всеобщем — о предельных основаниях мироздания. Предельно общим понятием, которое вбирает в себя все сущее, является «бытие». Бытие проявляет себя и постигает себя благодаря своему внутреннему раздвоению на две взаимодействующие стороны — материю и душу человека. Материя и душа в рамках универсального бытия — это нерасторжимое единство, но в то же время они являются специфическими образованиями и могут стать самостоятельными объектами философского анализа.