финансовые стратегии модернизации экономики мировая практика
Миркин.ру
Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика
Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика. Под ред. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2014, 496 с.
Авторский коллектив:
Миркин Я.М. – введение; Миркин Я.М., Добашина И.В. – гл.1, Финансовый форсаж; Кудинова М.М. – гл.2, Япония; Левченко А.В. – гл.3, Южная Корея; Бахтараева К.Б. – гл.4. Сингапур; Жукова Т.В. – гл.5, Китай; Бунатян А.Г. – гл.6, Малайзия; Миркин Я.М., Добашина И.В. – гл.7, Программа «финансового форсажа» для России.
Оглавление
Предисловие
Список сокращений
1. Финансовый форсаж
1.1. Догоняющая модернизация и страны, которые через нее прошли
Суть модернизации
Страны, в которых произошло «экономическое чудо»
1.2. Состояние финансовых систем во время «экономического чуда». Финансовый форсаж как стратегия
1.3. Финансовая политика догоняющей модернизации
Что такое финансовый форсаж
Дирижизм
Финансовое развитие и экономика
Центральный банк «развития»
«Репрессивная» финансовая система: от создания к прекращению
Финансовая политика стимулирования экономического роста
Инструменты политики финансового развития
Уроки для России
2. Япония
Список сокращений
2.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
2.2. Инвестиционная политика
Нориа накопления и ее поддержание
прямые иностранные инвестиции
2.3. Бюджетная политика
2.4. Денежно-кредитная и процентная политика
Денежная политика, уровень монетизации экономики
Кредитная политика
Процентная политика
2.5. Валютная политика
2.6. Политика в области счета капитала
Прямые инвестиции
Портфельные инвестиции
2.7. Развитие финансового рынка
Банковская система
Библиография
3. Южная Корея
Список сокращений
3.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
3.2. Этапы модернизации
3.3. Инвестиционная политика
Норма накопления
Периодизация инвестиционной политики
Иностранные инвестиции
3.4. Налоговая нагрузка, налоговый режим
3.5. Денежно-кредитная и процентная политика
Денежно-кредитная политика
Процентная политика
3.6. Валютная политика
3.7. Развитие финансового рынка
Система регулирования финансового рынка
Участники финансового рынка, участие в них государства
Библиография
4. Сингапур
Список сокращений
4.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
4.2. Инвестиционная политика
Норма накопления, ее поддержание
Прямые иностранные инвестиции, собственность нерезидентов
Портфельные иностранные инвестиции, собственность нерезидентов
4.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
4.4. Денежно-кредитная политика
4.5. Процент, процентная политика
4.6. Валютный курс, валютный режим, валютная политика
4.7. Режим счета капитала, политика счета капитала
4.8. Развитие финансового рынка
Банки, участие в них государства
Небанковские финансовые институты, участие в них государства
Библиография
5. Китай
Список сокращений
5.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
5.2. Инвестиционная политика, норма сбережений и накопления
5.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
5.4. Денежно-кредитная политика
5.5. Валютный курс, валютная политика
5.6. Счет капитала и его либерализация
5.7. Развитие финансового рынка, портфельные инвесторы, ограничения по счету капитала
Банки, участие в них государства
Небанковские финансовые институты, участие в них государства. Портфельные инвесторы. Ограниченияпо счету капитала
Портфельные инвесторы, ограничения по счету капитала Renminbi Qualified Foreign Institutional Investors (RQFII)
Библиография
6. Малайзия
Список сокращений
6.1. Цели и этапы модернизации
6.2. Инвестиционная политика
Режим счета капитала, политика счета капитала
Прямые иностранные инвестиции, собственностьнерезидентов
Портфельные иностранные инвестиции
Норма накопления
6.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
6.4. Денежно-кредитная, процентная политика
6.5. Банки и небанковские финансовые институты
6.6. валютный курс, валютный режим, валютная политика
6.7. Развитие финансового рынка
6.8. Программа действий и обобщение малазийского опыта
Библиография
7. Программа «финансового форсажа» для России
Миркин.ру
Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика
Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика. Под ред. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2014, 496 с.
Авторский коллектив:
Миркин Я.М. – введение; Миркин Я.М., Добашина И.В. – гл.1, Финансовый форсаж; Кудинова М.М. – гл.2, Япония; Левченко А.В. – гл.3, Южная Корея; Бахтараева К.Б. – гл.4. Сингапур; Жукова Т.В. – гл.5, Китай; Бунатян А.Г. – гл.6, Малайзия; Миркин Я.М., Добашина И.В. – гл.7, Программа «финансового форсажа» для России.
Оглавление
Предисловие
Список сокращений
1. Финансовый форсаж
1.1. Догоняющая модернизация и страны, которые через нее прошли
Суть модернизации
Страны, в которых произошло «экономическое чудо»
1.2. Состояние финансовых систем во время «экономического чуда». Финансовый форсаж как стратегия
1.3. Финансовая политика догоняющей модернизации
Что такое финансовый форсаж
Дирижизм
Финансовое развитие и экономика
Центральный банк «развития»
«Репрессивная» финансовая система: от создания к прекращению
Финансовая политика стимулирования экономического роста
Инструменты политики финансового развития
Уроки для России
2. Япония
Список сокращений
2.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
2.2. Инвестиционная политика
Нориа накопления и ее поддержание
прямые иностранные инвестиции
2.3. Бюджетная политика
2.4. Денежно-кредитная и процентная политика
Денежная политика, уровень монетизации экономики
Кредитная политика
Процентная политика
2.5. Валютная политика
2.6. Политика в области счета капитала
Прямые инвестиции
Портфельные инвестиции
2.7. Развитие финансового рынка
Банковская система
Библиография
3. Южная Корея
Список сокращений
3.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
3.2. Этапы модернизации
3.3. Инвестиционная политика
Норма накопления
Периодизация инвестиционной политики
Иностранные инвестиции
3.4. Налоговая нагрузка, налоговый режим
3.5. Денежно-кредитная и процентная политика
Денежно-кредитная политика
Процентная политика
3.6. Валютная политика
3.7. Развитие финансового рынка
Система регулирования финансового рынка
Участники финансового рынка, участие в них государства
Библиография
4. Сингапур
Список сокращений
4.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
4.2. Инвестиционная политика
Норма накопления, ее поддержание
Прямые иностранные инвестиции, собственность нерезидентов
Портфельные иностранные инвестиции, собственность нерезидентов
4.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
4.4. Денежно-кредитная политика
4.5. Процент, процентная политика
4.6. Валютный курс, валютный режим, валютная политика
4.7. Режим счета капитала, политика счета капитала
4.8. Развитие финансового рынка
Банки, участие в них государства
Небанковские финансовые институты, участие в них государства
Библиография
5. Китай
Список сокращений
5.1. Цели и этапы финансовых стратегий модернизации
5.2. Инвестиционная политика, норма сбережений и накопления
5.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
5.4. Денежно-кредитная политика
5.5. Валютный курс, валютная политика
5.6. Счет капитала и его либерализация
5.7. Развитие финансового рынка, портфельные инвесторы, ограничения по счету капитала
Банки, участие в них государства
Небанковские финансовые институты, участие в них государства. Портфельные инвесторы. Ограниченияпо счету капитала
Портфельные инвесторы, ограничения по счету капитала Renminbi Qualified Foreign Institutional Investors (RQFII)
Библиография
6. Малайзия
Список сокращений
6.1. Цели и этапы модернизации
6.2. Инвестиционная политика
Режим счета капитала, политика счета капитала
Прямые иностранные инвестиции, собственностьнерезидентов
Портфельные иностранные инвестиции
Норма накопления
6.3. Налоговая нагрузка, налоговый режим, стимулирующий сверхбыстрый рост
6.4. Денежно-кредитная, процентная политика
6.5. Банки и небанковские финансовые институты
6.6. валютный курс, валютный режим, валютная политика
6.7. Развитие финансового рынка
6.8. Программа действий и обобщение малазийского опыта
Библиография
7. Программа «финансового форсажа» для России
Четыре шага к политике финансового развития
Как происходил процесс «экономического чуда» в развитых азиатских странах? Можно ли в России повторить подобный опыт сверхбыстрого роста?
Авторский коллектив под редакцией Якова Миркина, «Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика» — М.: Магистр, 2014
Книга отвечает на вопрос о том, как должна быть настроена финансовая система развивающейся экономики, чтобы она смогла перейти в режим догоняющей модернизации, сверхбыстрого экономического роста, который может продолжаться одно-два десятилетия. Показаны финансовые закономерности экономического успеха и возможности их применения в России.
Для сотрудников экономического блока правительства, научных работников, специалистов.
Финансовая политика догоняющей модернизации
Что такое финансовый форсаж
Экономическое чудо означает, что и финансовая система должна находиться на форсаже, в режиме специальной настройки, стимулирующей сверхбыстрый рост. Это состояние нестабильных финансов, качественно иное, чем в крупных, зрелых, с низкой волатильностью финансовых системах развитых экономик, эволюционирующих с темпами роста в 1-3%.
Составляющие финансового форсажа:
а) дирижизм / финансовый дирижизм;
б) финансовое развитие (финансиализация, преодоление накопленных деформаций в финансах);
в) центральный банк «развития»;
г) «репрессированная» финансовая система, переходящая затем в «либеральную»;
д) финансовая политика стимулирования экономического роста.
Дирижизм
Модернизация экономики обычно осуществляется в догоняющем режиме, предполагая вместо органических изменений расширенное вмешательство государства (дирижизм, интервенционизм), изменяющее траекторию развития экономики (административными и рыночными методами).
Степень вмешательства государства наиболее высока:
а) в административных (командных, плановых) экономиках,
б) в смешанных и переходных экономиках, особенно если модернизация накладывается на процесс трансформации от плана к рынку,
в) на старте форсажа беднейших рыночных экономик, находящихся «на фронтьере»;
г) в оккупированных экономиках, в ходе их послевоенного восстановления.
Наиболее мягкие формы дирижизм будет принимать при переходе в форсаж:
а) малых экономик, «поглощаемых» более крупными развитыми, с приходом масштабных иностранных инвестиций (Восточная Европа после «бархатных революций»),
б) крупных развивающихся экономик, среднего уровня финансового развития, с деформированными полурыночными финансами (случай России).
Во всех известных после Второй мировой войны случаях «экономического чуда» догоняющая модернизация осуществлялась в условиях авторитаризма, жестких ограничений прав и свобод. Это не является универсальным правилом. Нужно учитывать, что «экономическое чудо» после ВМВ совершалось либо в беднейших странах, либо в оккупированных государствах, разоренных войной (под наблюдением оккупационных властей – Германия, Япония, либо в административной экономике, в которой начиналось движение к рынку – Китай).
Все случаи «экономического чуда» после Второй мировой войны происходили при партнерстве, поддержке и даже за счет США (Япония — рост на заказах в связи с войной в Корее) и других развитых стран.
Во всех случаях власти действовали как «государство развития» — государство, ориентированное на развитие, с максимальной концентрацией ресурсов и административных рычагов, применяемых к бизнесу, на цели быстрого роста (developmental state).
В рамках «экономического дирижизма» широко использовались индикативные и прямые планы (Япония, Корея, Китай, Малайзия, Сингапур), концепции «планируемой рыночной экономики» (Япония), «плановой товарной экономики» (Китай), промышленные политики (Япония, Корея, Китай).
На начальных стадиях модернизации в чуждую, отсталую и замедленную экономическую среду делались вкрапления точек сверхбыстрого роста — специальных («свободных», «открытых», «экспортных», «инвестиционных» и т.п.) экономических зон (Корея, Китай, Малайзия). Процветал торговый протекционизм (таможенные тарифы и особенно нетарифные барьеры).
По мере продвижения к новой индустриальной экономике авторитаризм смягчался, начиналась либерализация:
а) экономическая (диверсификация собственности, ослабление огосударствленности, снижение роли государства как производителя и контрактора, открытие рынков, усиление рыночных сил вместо прямого директивного управления);
б) финансовая.
Детальный анализ финансового дирижизма — всех финансовых рычагов и механизмов, нацеленных на стимулирование роста, приведен ниже. Кое-что (в части налогов, процента) использовалось и в российской практике. Но в ней никогда, ни в какой момент времени 1990-2010-х годов не существовало такой «яростной», сверхконцентрированной комбинации стимулов, которые бы подстегивали экономику к росту и, прежде всего, росту за счет догоняющей модернизации.
Финансовое развитие и экономика
Финансовое развитие, финансовая глубина экономики или финансовое углубление, финансиализация — синонимы. Это пронизанность экономики финансовыми отношениями, ее насыщенность деньгами, финансовыми инструментами и финансовыми институтами, величина финансов в сравнении с реальным сектором. Это секьюритизация — все большая насыщенность ценными бумагами, деривативами, структурированными продуктами. Это диверсификация собственности, создающая базу для массовых инвестиций. Индикаторы финансовой глубины — денежная масса / ВВП, финансовые активы / ВВП, капитализация рынка акций / ВВП, кредиты / ВВП, деривативы по нарицательной стоимости / ВВП и т.д.
Чем больше финансовая глубина, тем более развитой является экономика. Тем лучше способность финансировать инновации, устойчивый рост, «экономическое чудо». Тем выше оценена. Тем ниже низкий ссудный процент. Эта закономерность показана еще в 1980-е годы Всемирным банком и подтверждена большим объемом исследований (Смотрите книги: Яков Миркин «Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития», Яков Миркин «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски»).
Финансиализация — нарастающий процесс. В 1990-е годы глобальные финансовые активы составляли более 260% мирового ВВП, в конце 2000-х годов — 310-380%. (Расчет по данным: McKinsey Global Institute, Mapping Global Capital Markets 2011, August 2011).
Технологические революции всегда сопровождаются резким ростом финансовой глубины, финансовыми инновациями, все более глубоким насыщением экономики деньгами, новыми финансовыми институтами и инструментами. Это доказала практика 300-400 лет. Финансовые бумы исправно доставляли деньги тем, кто совершал революции в производстве. Все большая часть материального мира становилась ликвидной, товарной, превращаясь в обращающиеся права на нее – ценные бумаги и деривативы.
Связь финансовой глубины и зрелости экономики позволяет предположить, что одной из стратегий догоняющей модернизации, одной из самостоятельных политик государства, переводящих экономику в режим форсажа, может стать ее финансовое развитие.
На старте — низкая финансовая глубина. Обычно финансовая система на старте модернизации находится на периферии глобальных финансов, формирует крайне незначительную долю мировых финансовых активов, меньшую, чем доля страны в мировом ВВП.
Незначительна доля накопления в ВВП. Низка насыщенность экономики деньгами (10-20% ВВП), долговыми активами и другими финансовыми инструментами. Индикаторы «Денежная масса / BBП», «Внутренний кредит / ВВП», «Капитализация рынка акций / ВВП» меньше, чем в развитых и новых индустриальных экономиках.
Финансовая система разбалансирована. Дефицитны финансовые ресурсы. Ограничен внутренний платежеспособный спрос. Модернизационные проекты сталкиваются с острым дефицитом «длинных денег». Велика доля неформальных и офшорных (если открыт счет капитала) финансов. Высокие риски внутри страны подталкивают к вывозу капитала. Финансовый бизнес ориентирован на короткие временные горизонты.
Широко распространены долларизация /евроизация финансов (если иностранная валюта допущена во внутренний оборот). Валютный курс искусственен. В денежной массе высока доля наличных денег и суррогатов денег. Низка операционная способность к перераспределению финансовых ресурсов на цели модернизации, к покрытию сверхвысоких рисков, связанных с ней (венчур, высокотехнологичные отрасли). Завышена цена денег. Излишне велика процентная маржа финансовых посредников. Чрезмерна зависимость от инвестиций нерезидентов (если они допущены на внутренний рынок). Финансовые активы и рынки спекулятивны («спекулятивная модель» финансовой системы) либо почти незаметны (рынки «на фронтьере»). Низка капитализация банков и других финансовых институтов. Высоки инфляция и волатильность валютного курса (если он искусственно не закреплен).
Финансы, прежде всего счет капиталов и валютный режим, пронизаны административными ограничениями, являются во многом нерыночными. Государство — мажоритарный собственник крупнейших финансовых институтов.
Завышена роль государственных финансов в экономике. Излишен налоговый пресс. Бюджет настроен, как правило, на дефицитность, часто зависим от финансовой помощи из развитых стран.
Высоки риски финансовых кризисов, связанные с финансовыми инфекциями из-за рубежа, местными мыльными пузырями, неэквивалентным обменом («ножницами» цен в экспорте — импорте).
Политика финансового развития
Цели политики финансового развития для форсажа развивающихся экономик:
Для этого решаются следующие задачи (на горизонтах до 20-30 лет).
1. Финансовое углубление, преодоление крупных дисбалансов финансов
а) рост монетизации, снижение цены денег, повышение насыщенности долговыми активами;
б) снижение «естественного» уровня инфляции, встроенного в экономику;
в) уменьшение волатильности финансовых рынков и рост их капитализации;
г) ослабление долларизации / евроизации, преодоление разрыва между реальным и номинальным эффективным курсом национальной валюты (если он существует);
д) рост нормы накопления;
е) преодоление «голландской болезни» в государственных финансах (в сырьевых экспортных экономиках), сокращение налогового пресса и регулятивных издержек;
ж) ослабление иных финансовых дисбалансов.
2. Рост долгосрочных инвестиций в реальный сектор, в модернизацию, в обеспечение устойчивого экономического роста
3. Диверсификация собственности как базы финансовой системы, подвижка к массовой модели инвестирования (формирование среднего класса)
4. Рост конкурентоспособности национальных финансов в сравнении с другими формирующимися рынками, предупреждение ухода торговой активности, эмитентов и инвесторов за рубеж
А) ослабление стимулов к кэрри трейд (Сделки carry trade — использование разницы в доходности финансовых активов в стране, где они совершаются, и за рубежом) к манипулированию рынками из-за рубежа;
Б) создание механизмов, противодействующих «мыльным пузырям» (возникающим за счет «горячих денег» нерезидентов); предупреждающих финансовые инфекции из-за рубежа, неожиданные торможения в приходе иностранных капиталов, паническое бегство капиталов.
а) снижение транзакционных издержек;
б) консолидация ликвидности, рынков и их инфраструктуры, преодоление их фрагментарности, создание национальных, системно значимых институтов (биржа, центральный депозитарий, клирингово-расчетный центр, рейтинговое агентство и т.п.); наряду с этим запуск альтернативных рынков и инфраструктуры (обеспечение рыночной, конкурентной среды);
в) усиление информационной прозрачности, честности ценообразования, защиты инвесторов (до уровня новых индустриальных стран).
а) политика счета капиталов, валютная, налоговая, бюджетная, ценовая политика, противодействующие системным рискам;
б) внедрение макропруденциального надзора, системы совместных действий финансовых регуляторов в чрезвычайных ситуациях.
а) преодоление излишних концентраций собственности, ликвидности, активов, разгосударствление, деофшоризация;
б) ослабление олигополии, защита конкурентной рыночной среды;
в) рост капитализации финансовых институтов;
г) внедрение механизмов регулирования рисков, предупреждающих перегревы рынков, подавляющих излишнюю волатильность и аппетиты к сверхвысоким рискам для получения краткосрочных прибылей.
Финансовые стратегии модернизации в мировой экономике
Финансовый «форсаж» как стратегия «экономического чуда». «Финансиализация», пронизанность финансовыми отношениями, преобладание финансовых сделок. Настройка ключевых денежных параметров, механизмов, инструментов на стимулирование роста и модернизации.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.05.2018 |
Размер файла | 44,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Финансовые стратегии модернизации в мировой экономике
к. э. н., доцент, Экономический факультет МГУ
Основное содержание исследования
Мировая практика финансовых стратегий модернизации экономики предполагает:
сочетание универсальных коммерческих банков с независимыми инвестиционными банками; развитие смешанной? модели венчурной? индустрии, основанной на взаимодействии государственных и частных институтов венчурного финансирования (европейский и азиатский опыт);
развитие «разноскоростной» модели регулирования (разные объемы и жесткость регулирования различных институтов и сегментов финансового рынка в зависимости от природы их рисков и функции?, выполняемых в макроэкономике);
реструктуризацию финансовых институтов (рост капитализации, усиление систем регулирования рисков и конфликтов интересов, особенно в небанковских институтах», создание «китайских стен», снижение уровня государственности и концентрации (олигополии); создание полноценной? системы пруденциального надзора за небанковскими финансовыми институтами); перенос центра тяжести с государственного надзора за соблюдением формальных требовании? законодательства (внутренний учет, раскрытие информации, правила совершения сделок и т.п.) на пруденциальныи? надзор; усиление защиты прав кредиторов по долговым инструментам; исключение обширного массива неопределенностей? в налоговом законодательстве в части финансового рынка; урегулирование оборота складских свидетельств, новых видов финансовых продуктов (этические финансы, религиозные финансы, гендерные финансы, «зеленые» финансы и т.п.).
формирование полноценной системы статистики финансового рынка, адекватной по уровню денежно-кредитной статистике, активность государства в развитии финансового рынка. Переход от модели регулирования, основанной? на жестких предписаниях, к модели, в центре которой принципы, соглашения, стандарты, прецеденты, с переносом основного объема работы по формированию стандартов и правил в саморегулируемые организации. Преодоление фрагментарности системы регулирования.
формирование полноценной системы макро-надзора за всеми видами финансовых институтов, в том числе системно значимыми и холдинговыми (коллегии регуляторов), за крупными торговыми позициями; создание механизмов урегулирования системного риска. Создание специализированных судов (применением законодательства об акционерных обществах, финансовом рынке, защите прав инвесторов).
крупные изменения в политической системе, социальной структуре, составе собственности;
конкуренция стран за выживание, за ресурсы, за сферы влияния;
послевоенное восстановление экономики на новой технологической основе.
«Догоняющая» модернизация экономики обычно предполагает изменение траектории развития с помощью расширенного вмешательства государства. Наиболее высока она в административных, затем в смешанных и переходных экономиках, особенно если накладывается на процесс трансформации от плана к рынку. Согласно исследованиям, финансовая система стран в период «экономического чуда» выводится в «форсаж», работает в специальном режиме «подстегивания» экономики для получения быстрого краткосрочного эффекта за счет сверхустановленных параметров. Поэтому, получение быстрого эффекта в одной сфере приводит к увеличению нагрузки на другие.
в финансовом дирижизме, в низкой налоговой нагрузке и сокращении потребления государства;
в кратном росте монетизации, в экстремальном увеличении нормы накопления;
в насыщенности экономики долговыми активами, в нормализации процента;
в подавлении инфляции, в заниженном валютном курсе.
Все примеры стран, прошедших успешную модернизацию, связаны с опережающим нарастанием финансовой «глубины» экономики. Это уровень ее насыщенности деньгами и финансовыми инструментами, рост внутреннего денежного спроса в опережение предложения. В рамках ускоренной модернизации резко увеличивается норма накопления. От начальных значений в 10-15%, норма накопления достигает 30-45% в периоды сверхбыстрого роста. Далее, когда экономика переходит в менее динамичное состояние, норма накопления опять снижается. Так, в США всю вторую половину XX века норма накопления колеблется вокруг 20%.
«Догоняющая» модернизация экономики предполагает активное вмешательство государства (дирижизм, интервенционизм), изменяет траекторию развития экономики (административными и рыночными методами). Причем дирижизм наиболее высок в административных экономиках, смешанных и переходных. Для осуществления «экономического дирижизма» широко используются индикативные и прямые планы. На начальных стадиях модернизации в замедленную экономическую среду вводятся точки роста специальных («свободных») экономических зон. В результате на смену торговому протекционизму приходит либерализация. В случае если финансовая система разбалансирована, необходимо принимать политику финансового развития, инвестировать средства в модернизацию экономики, сформировать средний класс, способствовать росту конкурентоспособности национальных финансов, реструктурировать финансовый сектор и усилить его устойчивость.
Например, в Малайзии первая волна «экономического чуда» произошла в 70-х гг., когда был принят закон о свободной торговле, произошло дерегулирование внутренних процентных ставок, а среднегодовые темпы роста ВВП составили 8%. Вторая волна «экономического чуда» началась в 80-х г. с политики приватизации, притока портфельных инвестиций, когда генераторами роста были бытовая электроника и текстиль. В конце 90-х г. произошел перегрев экономики и кризис, что потребовало диверсификации экономики, поддержания внутреннего спроса, сохранения для предприятий доступа к финансированию, создания собственной кадровой базы и др. Эти проактивные меры смягчили эффект замедления экономического роста в наиболее подверженных кризису отраслях. Активная государственная политика была направлена на улучшение инфраструктуры, гарантирование банковских вкладов, рост затраты на обучение, создание новых рабочих мест.
Либерализация движения финансового капитала в это время в Малайзии осуществлялась последовательно с приоритетом привлечения долгосрочных прямых инвестиций и жестким ограничением потоков краткосрочного спекулятивного капитала. Пакет антикризисных мер включал запрет на вывод средств и кредитование нерезидентов в национальной валюте.
Стратегия финансового «форсажа» способствует встраиванию местного рынка капиталов и денежного рынка в мировую финансовую систему. Это происходит через привлечение в страну прямых и портфельных инвестиций. Для прямых инвестиций характерны следующие черты:
большая степень риска,
более длительный срок капиталовложений,
инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
Основными формами прямых иностранных инвестиций (ПИИ) являются открытие за рубежом следующих предприятий:
Государство также стимулирует ПИИ:
1. Предоставление государственных гарантий (отсутствие дискриминации по сравнению с местными инвесторами).
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в оффшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций.
4. Урегулирование инвестиционных споров.
5. Исключение двойного налогообложения.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Портфельные иностранные инвестиции ставят целью получение прибыли за счет процентов или дивидендов, при этом инвестор не ставит своей задачей управление предприятием или проектом, в которые вкладываются денежные средства. В азиатских странах открытие рынка для портфельных инвестиций произошло в начале 90-х годов под давлением МВФ и Всемирного банка, что активно подняло их позиции на притоке краткосрочных дешевых денег вплоть до «перегрева» экономики и кризиса конца 90-х г.
Поэтому пакет антикризисных мер включал жесткие ограничения в сфере портфельных инвестиции?, в частности:
годовой? запрет на вывод средств от торговли ценными бумагами с депозитов у брокеров, открытых в ринггитах,
получение разрешения на конвертацию средств на депозитах в ринггитах в валюту на зарубежных счетах,
получение разрешения на любые инвестиции за рубеж для резидентов.
Начиная с 2001 года, последовательно отменялись ограничения по счету капитала для постепенного восстановления фондового и валютного рынков после трудных времен. В результате чистый приток портфельных инвестиции? оказался в 2000-е гг. еще выше, чем в 90-е гг. С 2004 г. начались резкие перепады объемов в ответ на изменения конъюнктуры мирового финансового рынка. А в результате мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. пошел чистый отток портфельных инвестиции?.
Таким образом, портфельные инвестиции использовались азиатскими странами для поддержания темпов экономического роста, но никак не для запуска «экономического чуда». Эти предприятия к моменту допуска портфельных инвестиции? уже развивались в течение 15-20 лет, став основой? реального сектора.
Стратегия финансового «форсажа» предполагает послабление в налоговой системе. Так, в настоящее время, уровень налогов в азиатских странах составляет около 1/6 ВВП, что является довольно низким показателем. Началось это в конце 60-х гг., когда был принят закон о стимулировании инвестиций, который предоставлял налоговые каникулы в зависимости от первоначальных капиталовложений. Дивиденды, в свою очередь, перестали быть налогооблагаемые, тогда как за создание новых рабочих мест и развитие предприятий в малоразвитых районах давались налоговые послабления. Закон о свободной торговле, гласил, что компании, находящиеся в свободной зоне освобождались от пошлин, акцизов, налогов на товары и на услуги. «Пионерный» статус компаний означал освобождение от налога на прибыль на пять лет (для высокотехнологичных компаний и компаний). Для компаний, специализирующихся на НИОКР вводилась льгота в размере 100% на капиталовложения, совершенные в течение 10 лет.
Новая финансовая стратегия связана с развитием финансовой инфраструктуры и контролем за уровнем инфляции. Сначала в 60-70-е гг. страны Юго-Восточной Азии применяли традиционную политику в области учетной ставки ЦБ с ее понижением в посткризисные периоды для стимулирования роста. Затем, в 90-е гг. произошло резкое повышение учетной ставки ЦБ для отбора лишней ликвидности при «разогреве» экономики и попытке остановить бегство капитала во время финансовых кризисов. Чтобы регулировать ликвидность банковского сектора, осуществляли параллельно изменения норм обязательных резервов. Эта норма сначала последовательно повышалась, но из-за нефтяного кризиса в 70-е гг. возникла обратная ситуация. Ее снижение стимулировало рост ликвидности и ускорение экономики. Она падала вплоть до следующего перегрева в начале 1990х гг.
В конце 90-х гг. финансовая стратегия в странах Юго-Восточной Азии по борьбе с кризисом осуществлялась по рекомендациям МВФ. Их основная суть: плавающий курс национальной валюты, отсутствие ограничений насчет капитала; повышение учетных ставок для борьбы с инфляцией и укрепления доверия инвесторов; минимальная государственная помощь банкам и проблемным компаниям; снятие ограничений на право нерезидентов владеть собственностью; приватизация государственной собственности; сокращение или отмена государственных субсидий.
Однако очень быстро эти страны отказались от внешнего влияния и ввели собственный пакет антикризисных мер, который включал в себя фиксированный официальный обменный курс; жесткие меры регулирования/ограничения вывоза национальной валюты за рубеж; ограничение права нерезидентов оперировать с государственными ценными бумагами; снижение учетной ставки и ставки корпоративного налога; массовый выкуп и реструктуризация проблемных долгов банков и предприятий специально созданными государственными агентствами.
Сумма международных обязательств азиатских стран в кризис не превысила накопленные золотовалютные резервы. Это позволило не принимать пакет стабилизационных мер МВФ в обмен на кредиты, а справляться своими силами. В первое десятилетие XXI в. международные резервы существенно увеличились, прежде всего, за счет большого притока портфельных инвестиций. Эта «подушка безопасности» позволила в период кризиса 2008 г. дополнительно субсидировать пострадавшие государственные предприятия, а ЦБ поддерживать стабильную ликвидность коммерческих банков. В этот период происходили постепенные реформы банковской системы.
В итоге классические банки, которые принимали депозиты и выдавали кредиты, преобразовались в комплексные структуры, обслуживающие инвестиционные капиталы и встроенные в мировые финансовые системы. Так, в Законе о банках и финансовых организациях были законодательно классифицированы: финансовые посредники: лизинговые, факторинговые компании, учетные палаты, строительные кооперативы, венчурные фонды, финансовые институты развития, пенсионные фонды и страховые компании, включая оффшорные страховые компании, инвестиционные (торговые) банки.
Поэтому в конце 90-х в процессе посткризисной перестройки финансового сектора не было ликвидировано ни одного банка, а произошли следующие изменения: слияние и поглощение финансовых институтов, скупка необслуживаемых долгов, снижение нормы резервирования, изменение стандартов банковской деятельности. С 80-х гг. особенностью банковской системы азиатских стран стала растущая роль исламских финансов, которая не предполагает формального взимания ссудного процента, а переориентирует банкира на совместное с клиентом участие в инвестиционных проектах. В настоящее время исламские банки обеспечивают до 60% всего объема кредитования.
финансовый форсаж стратегия модернизация экономика
С начала 80-х гг. стал быстро развиваться финансовый рынок, как рынок акции?, так и рынок частных облигации?. После кризиса 90-х гг. стремительное развитие национального рынка облигации? способствовало увеличению объема портфельных инвестиций. Начался запуск рынка деривативов, первый? сегмент торговли фьючерсами и опционами (ограничение допуска нерезидентов к торговле производными инструментами), пошла переориентация банков на привлечение заемных средств с помощью облигационных займов, была введена прозрачная процедура корпоративных облигационных выпусков. После 2008г. был реализован посткризисный пакет стимулирующих мер по либерализации финансового рынка:
отмена обязательного участия резидентов в капитале дочерних структур крупных инвестиционных банков;
повышение квоты участия нерезидентов в капитале для схем коллективного инвестирования;
Активизировалось создание экономики частного сектора как основного драйвера роста с помощью следующих мер:
модернизация регулирования частного сектора;
либерализация сферы услуг;
снятие барьеров для входа на рынки;
принятие нового законодательства о конкуренции;
стимулирование инновационного роста;
создание поддерживающей инновации инфраструктуры (экосистемы);
создание инновационных возможностей;
поддержка частного финансирования инновационных проектов;
Произошла рационализация роли правительства в бизнесе через увеличение долей частного сектора в государственно-частных партнерствах; создание соответствующего правительственного фонда поддержки; достижение баланса между частным сектором и государственными корпорациями.
Развитие малого и среднего бизнеса рассматривалось как фактор роста и инновации? через:
снижение доли издержек регулирования;
поддержку развития предпринимательской культуры;
дальнейшее ускорение и процедур создания и регистрации;
облегчение доступа к финансированию.
Важным моментом стало участие в глобальной конкуренции, а именно: привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиции?; привлечение иностранных квалифицированных кадров.
Этим странам присуща «двойственность» сложившейся экономической и финансовой системы. С одной стороны, существует субсидируемый правительством ряд импортозамещающих компании?, неконкурентоспособных на мировом рынке и укомплектованных почти исключительно национальными кадрами. С другой? стороны, работает множество высокоразвитых производств и сервисных центров транснациональных корпорации?, экспортирующих свою продукцию и услуги на международные рынки через свободные экономические зоны.
Опыт азиатских стран, совершивших «экономическое чудо», позволяет использовать стратегию финансового «форсажа» и для России. Для достижения цели необходима смена парадигмы финансовой политики, её переориентация на укрепление внутреннего денежного спроса, снижение зависимости от внешних источников капитала, прекращение немонетарной инфляции, предупреждение излишнего расширения участия государства в собственности, снижение налоговой нагрузки на экономику, противодействие системным рискам. Для этого в центр должны быть поставлены финансовая политика стимулирования экономического роста, финансовое развитие российской экономики (её монетизация, «финансиализация» до уровня новых индустриальных экономик, преодоление накопленных деформации? и разбалансированности финансовой системы). Цели такой финансовой политики подразделяются на:
качественные (рост долгосрочных инвестиции? в реальный сектор, в модернизацию, в обеспечение устойчивого экономического роста);
количественные (переход по уровню зрелости в кластер финансовых рынков новых индустриальных экономик).
В инвестиционной политике необходимым является: снижение фискальной нагрузки (увеличение финансовых ресурсов в распоряжении бизнеса для целей развития, моратории? на увеличение ставок налогов, «ударное» расширение налоговых стимулов, связанных с модернизацией и длинными инвестициями). Необходимым также является удержание высокой доли бюджетных расходов на экономику, сокращение удельного веса общегосударственных расходов в структуре затрат, осуществляемых государством. Увеличение государственных инвестиции? в основной капитал в экономике, образовании и науке, в том числе за счет вложении? внебюджетных фондов в публичные облигации реального сектора. Возможно сокращение субсидирования процента за счет бюджета (по мере нормализации уровня процента в экономике). А также реализация крупных национальных проектов с участием Центрального банка.
Новая стратегия требует проведения последовательной и осторожной денежно-кредитной политики, направленной? на сбалансированный рост финансовой глубины экономики, что предполагает:
переход к «мультитаргетированию», основанному на одновременном таргетировании денежной массы (органичный рост монетизации), инфляции (ее снижение при условии активного противодействия государства немонетарной? инфляции), процента (снижение ставки рефинансирования, других ставок процента Банка России), широкого коридора колебании? курса рубля (сокращение разрыва между реальным и номинальным эффективным курсом);
внедрение рубля в международный? оборот, достижение к 2025 г. статуса региональной резервной валюты при условии роста доли России в мировом ВВП и глобальных финансовых активах до 4-6%.
стабилизация счета капитала, ограничивающим потоки «горячих денег» (обязательное резервирование средств, обложение налогом средств, выводимых в короткие сроки, лимитирование позиции? по краткосрочным внешним долгам для операции? на финансовом рынке и т.п.);
переход к активной модели антимонопольного и ценового регулирования: ограничение роста цен естественных монополии?, глубокое снижение регулятивных издержек как части монопольно высоких цен, временное расширение круга административных цен (с понижением лимитных цен), переход к госзаказу по низким лимитным ценам, внедрение в госзаказ и ценовое регулирование программы международных ценовых сопоставлении?, рост операционной способности органов антимонопольного регулирования.
Все это возможно сделать, только если Банк России станет центральным банком развития, сочетающим финансовый дирижизм, направленный на урегулирование деформации? в макрофинансах и на создание финансовых условии? для «экономического чуда», с развитием российского финансового сектора как действительно рыночной среды.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предпосылки сверхускоренного экономического развития по типу «экономического чуда» в некоторых странах мира и социально-экономические проблемы «экономического чуда». Основные пути внедрения механизма «экономического чуда» в экономику Российской Федерации.
дипломная работа [905,0 K], добавлен 17.06.2017
Место производных финансовых инструментов в современной мировой экономике. Тенденции развития мирового финансового рынка. Сущность и виды производных финансовых инструментов. Мировые показатели объемов и структуры рынков производных инструментов.
реферат [27,1 K], добавлен 23.09.2010
Особенности национального менталитета Китая, взаимосвязь его исторического и экономического развития. Характеристика основных факторов экономического роста, стратегия развития страны в мировой экономике. Современные внешнеэкономические отношения Китая.
реферат [17,5 K], добавлен 11.04.2012
Экономика во время финансового кризиса. Мировой финансовый кризис 2008 года. Начало экономического спада в Европе. Совместные действия финансовых и политических властей. Последствия экономического кризиса в России. Действия руководства и денежных властей.
курсовая работа [554,2 K], добавлен 19.12.2009
Сущность, функции и структура мирового финансового рынка. Валютный рынок, его объекты и участники. Политика международных заимствований. Рынок производных финансовых инструментов. Международный рынок титулов собственности. Финансовые деривативы.
реферат [27,5 K], добавлен 07.05.2009