физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся их место в учебном процессе
Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе
Лекция № 9
Вопросы лекции
1. Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе.
2. Виды задач и способы их решения.
3. Обучение решению задач. Алгоритмические приёмы в процессе решения физических задач
Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе
Решение задача выступает и как цель, и как метод обучения. Анализ истории преподавания физики свидетельствует о тенденции усиления внимания к решению задач, образовательное, политехническое и воспитательное значение которых трудно переоценить.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая, в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Физические задачи используются для:
· выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
· сообщения новых сведений;
· формирования практических умений и навыков;
· проверки глубины и прочности знаний;
· закрепления, обобщения и повторения материала;
· реализации принципа политехнизма;
· развития творческих способностей учащихся и пр.
Решение задач служит простым, удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков школьников, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение ранее изученного материала, расширение и углубление знаний, осуществлять действительную связь преподавания физики с обучением математике, химии, черчению и другими учебными предметам.
Каково место физических задач в учебном процессе? Их решение входит составной частью в большинство уроков по физике, а также в различного рода внеклассные и внешкольные занятия.
Для углубления и закрепления уже сформированных понятий, выработки умений и навыков планируют и проводят уроки решения задач. Таких уроков много при изучении механики, электродинамики, колебаний и волн, геометрической оптики. Особенно важны они в 7 классе, поскольку систематический курс механики не может быть эффективно усвоен без решения значительного количества вычислительных задач. Учителю необходимо позаботиться о постепенном нарастании трудностей и привитии учащимся любви к математическим расчётам. Наиболее сложные, комбинированные задачи следует относить в обобщающие разделы: «Применение законов движения Ньютона», «Работа и энергия».
В педагогической практике сложились такие три основные организационные формы решения задач:
· учитель анализирует и записывает на доске типовую или более сложную задачу, вопросами и репликами побуждая учащихся к коллективной работе;
· анализ и обсуждение задачи проводятся под руководством учителя, один из учеников записывает решения на доске.
· учитель выдаёт задания, а учащиеся самостоятельно их выполняют, при этом педагог учитывает успехи каждого, консультирует учащихся.
Для проверки глубины усвоения материала, прочности выработанных навыков в применении знаний проводят контрольные работы, являющиеся специфическим видом самостоятельных работ учащихся.
Решением задач занимаются и во внеклассной работе с особо интересующимися физикой учениками. Распространённый вид внеклассных мероприятий – подготовка и проведение олимпиад по физике.
Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав
Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе
Курс «Методика обучения физике»
Лекция № 9
Вопросы лекции
1. Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе.
2. Виды задач и способы их решения.
3. Обучение решению задач. Алгоритмические приёмы в процессе решения физических задач
Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе
Решение задача выступает и как цель, и как метод обучения. Анализ истории преподавания физики свидетельствует о тенденции усиления внимания к решению задач, образовательное, политехническое и воспитательное значение которых трудно переоценить.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая, в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Физические задачи используются для:
· выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
· сообщения новых сведений;
· формирования практических умений и навыков;
· проверки глубины и прочности знаний;
· закрепления, обобщения и повторения материала;
· реализации принципа политехнизма;
· развития творческих способностей учащихся и пр.
Решение задач служит простым, удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков школьников, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение ранее изученного материала, расширение и углубление знаний, осуществлять действительную связь преподавания физики с обучением математике, химии, черчению и другими учебными предметам.
Каково место физических задач в учебном процессе? Их решение входит составной частью в большинство уроков по физике, а также в различного рода внеклассные и внешкольные занятия.
Для углубления и закрепления уже сформированных понятий, выработки умений и навыков планируют и проводят уроки решения задач. Таких уроков много при изучении механики, электродинамики, колебаний и волн, геометрической оптики. Особенно важны они в 7 классе, поскольку систематический курс механики не может быть эффективно усвоен без решения значительного количества вычислительных задач. Учителю необходимо позаботиться о постепенном нарастании трудностей и привитии учащимся любви к математическим расчётам. Наиболее сложные, комбинированные задачи следует относить в обобщающие разделы: «Применение законов движения Ньютона», «Работа и энергия».
В педагогической практике сложились такие три основные организационные формы решения задач:
· учитель анализирует и записывает на доске типовую или более сложную задачу, вопросами и репликами побуждая учащихся к коллективной работе;
· анализ и обсуждение задачи проводятся под руководством учителя, один из учеников записывает решения на доске.
· учитель выдаёт задания, а учащиеся самостоятельно их выполняют, при этом педагог учитывает успехи каждого, консультирует учащихся.
Для проверки глубины усвоения материала, прочности выработанных навыков в применении знаний проводят контрольные работы, являющиеся специфическим видом самостоятельных работ учащихся.
Решением задач занимаются и во внеклассной работе с особо интересующимися физикой учениками. Распространённый вид внеклассных мероприятий – подготовка и проведение олимпиад по физике.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Отчет по теме самообразования по теме: «Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе «
Отчет по теме самообразования
Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе
Цели и задачи самообразования:
1) основная воспитательная цель – передать свою увлеченность и знания ученикам
1. развитие познавательного интереса к физике через решения задач;
2. развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике;
3. развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).
Основные идеи в работе:
1)Личностный подход к ученику;
2)Обучение и воспитание в деятельности;
3)Учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
4)Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
5)Сотрудничество педагога и учащихся;
6)Теория развития познавательного интереса.
Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования по теме: «Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе » »
«Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе »
Вейман Наталья Николаевна
Закончила в 1986 году КазГу – физический факультет.
По специальности – физик.
Квалификационная категория – 12 разряд 2 категория.
Стаж работы : 21 год.
2006 год – «Научно-методические основы организации профильного обучения в 12-летней школе»;
2006 год – «Формирование учителя новой формации – учителя исследователя»;
2006 год – «Современные информационные технологии в учебном процессе»;
2007 год – «Детский труд и эксплуатация детей. Проблемы и правовые вопросы»;
2007 год – «Разработка программ прикладных курсов по физике»;
2008 год – «Практическое применение интерактивного оборудования в учебных классов»;
2011 год – «Образовательные и практические проекты по энергоэффективности в школе»;
2011 год – «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики».
Работа над темой начала в 2005 году. Предполагается закончить работу над темой в 2010 году. Тема самообразования : Физические задачи, как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе. Цели и задачи самообразования: 1) основная воспитательная цель – передать свою увлеченность и знания ученикам Задачи: 1. развитие познавательного интереса к физике через решения задач; 2. развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике; 3. развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).
Основные идеи в работе:
1) Физическая задача – это небольшая проблема, которая решается с помощью умозаключений, математических действий и эксперимента.
Решение задач выступает как цель, и как метод обучения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
1. Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации;
2. Сообщения новых сведений;
3. Формирования практических умений и навыков;
4. Проверки глубины и прочности знаний;
5. Закрепления, обобщения, повторения;
6. Развития творческих способностей.
Место физических задач в учебном процессе:
ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
Виды задач и способы их решения:
Физические задачи отличаются друг от друга по содержанию и дидактическим целям.
Их можно классифицировать по:
3. Творческие задачи
Этапы решения задач
Примеры задач : 1) простые задачи (или тренировочные) с конкретным содержанием
2. Простая задача с абстрактным содержанием.
3. Сложные задачи (или комбинированные) с использованием формул из разных разделов
4. Решение задач по схеме:
5. Графические задачи
Результаты качества знаний по решению задач
Простые задачи с конкретным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
Простые задачи с абстрактным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
Сложные задачи (с применением нескольких формул) по разным разделам
Причины низкого качества решения задач 1) не поняли условие задачи; 2) неправильная краткая запись условия; 3) неправильно найдена формула; 4) неверная запись формул; 5) неверное обозначение физических величин; 6) перевод физических величин; 7) математические ошибки при вычислении.
Результаты качества знаний по годам
Iii физика, математика, информатика
Задачи как средство обучения и воспитания учащихся
на занятиях по физике
Физической задачей в учебной практике, как правило, считается небольшая проблема, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Как правило, на занятиях по физике любой вопрос, появляющийся при изучении учебного материала, является для учащихся задачей. Активное мышление, направленное на достижение цели, всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся.
Ценность задач определяется той физической информацией, которую они содержат. Поэтому желательно как можно чаще использовать задачи, в которых описываются фундаментальные классические опыты и открытия, лежащие в основе современной физики, а также задачи, показывающие методы исследования, используемые в физике.
С помощью экспериментальных задач можно дать учащимся понятие об основном физическом методе изучения природных явлений – эксперименте; в его основе лежат измерения и математические исследования функциональной зависимости между физическими величинами.
Решение задач – важное средство политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Задачи содержат важные сведения о многих отраслях современного производства, массовых профессиях, поисках и находках рационализаторов и изобретателей.
Наряду с задачами производственного и естественнонаучного содержания большое значение для связи обучения с жизнью имеют задачи о физических явлениях в быту. Они помогают видеть физику окружающего мира, воспитывают у учащихся наблюдательность и умение замечать физическую сторону явления.
Если упомянуть политехническое обучение, то задачи в этом аспекте важны как средство формирования практических умений и навыков. В процессе решения задач учащиеся приобретают умения и навыки применять свои знания для анализа различных физических явлений в природе, технике и в быту; выполнять чертежи, рисунки, графики; производить расчёты; пользоваться справочной литературой; употреблять при решении экспериментальных задач приборы и инструменты и т. д. Особенно полезны в этом отношении задачи, для решения которых используется трудовой и жизненный опыт учащихся, наблюдения, выполняемые ими во время экскурсий, при работе в школьных мастерских, на производственной практике.
Решение задач имеет и большое воспитательное значение. С помощью задач можно ознакомить учащихся с возникновением новых прогрессивных идей, обратить их внимание на достижения современной науки и техники. Интересны в этом отношении задачи с данными о полётах новых космических кораблей, о гигантских электростанциях, о новых технических изобретениях и т. д.
Решение задач – нелёгкий труд, требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике. Решение задач – чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением своих учеников и эффективностью своей учебно – воспитательной работы.
Методика решения задачи зависит от многих условий: от её содержания, подготовки учащихся, поставленных перед ними целей и т. д. Тем не менее, существует ряд общих для большинства задач положений, которые следует иметь в виду при их решении.
Главное условие успешного решения задач – знание учащимися физических закономерностей, правильное понимание физических величин, а также способов и единиц их измерения. К обязательным условиям относится и математическая подготовка учеников. На первый план выступает обучение как некоторым общим, так и специальным приёмам решения задач определённых типов.
Идеальным было бы создание для них алгоритмов решения, то есть точных предписаний, предусматривающих выполнение элементарных операций, безошибочно приводящих к искомому результату. Однако многие задачи нерационально решать, а иногда и просто нельзя решить алгоритмическим путём.
В одних случаях для решения задачи вообще не имеется алгоритма, в других он оказывается очень сложным и громоздким и предлагает перебор громадного числа возможных вариантов. Для большинства физических задач можно указать лишь некоторые общие способы и правила подхода к решению, которые в методической литературе иногда преувеличенно называют алгоритмами, хотя скорее это «памятки» или «предписания» алгоритмического типа.
Систематическое применение общих правил и предписаний при решении типовых задач формирует у школьников навыки умственной работы, освобождает силы для выполнения более сложной творческой деятельности. Задачи нужно решать в определённой системе в соответствии с логикой изучаемого материала при максимальном внимании к общим фундаментальным закономерностям и фактам. Без этого каждая задача будет восприниматься как нечто новое и перенос умений решения одних задач на решение других будет затруднён. Однако усвоение готовых и общих положений ещё недостаточно для успешного решения всего многообразия физических задач.
Решение задачи – это активный познавательный процесс, большую роль в котором играют наблюдения физических явлений и эксперимент. Наблюдения и эксперимент позволяют создать соответствующие образы и представления, уточнить условия задачи, получить недостающие данные, установить зависимость между величинами и т. д. Той же цели служат рисунки, чертежи и графики. Решение задачи как мыслительный процесс – это процесс анализа и синтеза.
Формулировка задачи имеет большое значение. Она должна быть ясной и лаконичной. Основные и существенные данные её должны выступать на первый план.
Анализ условия задачи позволяет представить общую картину описанного в ней явления, при этом устанавливается, какие данные или обстоятельства важны и какие несущественны для рассматриваемой ситуации. Для того, чтобы познать явление, установить ту или иную физическую закономерность, нередко необходимо его упростить, абстрагироваться от реальных условий, где явление никогда не существует в «чистом» виде. Одни упрощения оговариваются в условии задачи с самого начала, другие приходится делать по мере её решения. Таким образом, условие задачи уточняется, задача получает иную формулировку.
Анализируя задачу, необходимо определить, какие правила, формулы или закономерности следует применить в данной конкретной ситуации. А это составляет главную трудность для учащихся. При анализе задачи должно выделяться и то общее, что относит её к тому или иному типу, и то особенное, что составляет её характерную черту. Успешное усвоение общих правил и предписаний возможно только в процессе активной деятельности учащихся, особенно при решении проблемных и творческих задач.
Большое значение для формирования у учащихся навыков решения задач имеют единые требования к технике оформления записей, усвоение приёмов рациональных вычислений и т. д. Большинство задач нужно стараться решать в общем виде, а уже затем производить численные расчёты. Это экономит время, так как промежуточные числовые вычисления могут оказаться лишними, а также облегчают проверку решения и его анализ.
(БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск);
научный руководитель – к.т.н., доц. Н.Н. Лопаткин
Вузовские программы по электротехнике обязательно включают в себя циклы лабораторных работ, в которых, как правило, проводится исследование каких-либо устройств. Обычно такие работы проводятся на физических макетах. Их необходимость неоспорима. Однако реальные установки имеют не только свои плюсы, но и минусы, ограничения. Они недостаточно универсальны, их количество в лаборатории ограничено. Кроме того, работа на этих установках может быть небезопасна для учащихся, а при исследовании невозможно дать каждому индивидуальное задание. В последнее время исследования все чаще проводятся на виртуальных установках с применением виртуальных моделей электрических схем. Это позволяет избежать ряда недостатков, присущих исследованию реальных установок.
Преимущества такого моделирования следующие. Во-первых, далеко не всегда можно повторить измерение в одних и тех же условиях (изменилась температура окружающей среды, нагрелись узлы устройства и т.д.), что, естественно, не позволяет говорить об объективности данных. Во-вторых, многие операции просто невозможно провести повторно. В-третьих, реальное воплощение системы, используемой при проведении операции, как правило, является весьма дорогостоящим и трудоемким делом, а если речь идет о сравнении проектных или конструкторских решений, то затраты средств и времени возрастают пропорционально числу сравниваемых вариантов.
Таким образом, разработка компьютерных моделей является успешной альтернативой физическому макетированию.
Основные технические параметры выпрямительных схем
Амплитуды высших гармоник выпрямленного напряжения
Модель программы PSPICE
При проведении лабораторных работ можно к одной и той же схеме давать различные задания, вплоть до измерения всех параметров определённых узлов (на входе и выходе). То есть можно сравнивать результаты и делать выводы.
Были разработаны лабораторные работы по многопульсным выпрямителям, которые можно будет применять для обучения в курсе электрорадиотехники. Планируется их апробация на занятиях студентов ФМФ.
Размадзе Ш.М. Преобразовательные схемы и системы. – М.: Высш. шк., 1967.
Гайсина С.Р., Мартынова Н.А.
научный руководитель – к.т.н., доц., В.Б. Шлейников
Система работы по методической теме «Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и во внеурочной деятельности»
Система работы по методической теме
«Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и во внеурочной деятельности»
учителя физики и астрономии МОУ СОШ №4 г.Всеволожска Чмутовой Л.В.
Решение задач по физике – это сложный творческий процесс, который требует определенных усилий.
В процессе решения задачи учащийся изучает теоретический материал, развивает физическое мышление, приобретает знания и опыт. Фактически это научная работа, которая включает изучение исходных данных, их анализ и понимание физического смысла изучаемой проблемы. Это требует времени и может происходить или очень быстро, или наоборот долго, от нескольких часов до нескольких дней.
При решении задач по физике необходимо помнить следующие правила:
Ø Научиться решать задачи можно только в том случае, если постоянно их решаешь самостоятельно;
Ø При решении задач необходимо знать формулы и уметь их преобразовывать;
Ø Решение задач по физике – это приближение к истине, решений может быть несколько;
Ø Если задача не получается необходимо оставить её на некоторое время, переключить внимание, решение придёт неожиданно;
Ø Решайте задачи по своим возможностям, научно доказано, что только от 2 до 6 человек из ста, рождаются гениями;
Ø Успешное решение задач по физике возможно только в том случае, если учащиеся обладают определенными знаниями по математике, иногда даже преобразовав формулу, ученик не может произвести расчёт т.к не умеет привести число к стандартному виду, округлить, произвести действия со степенями.
Способность к творчеству должна формироваться у ученика в процессе его взросления и развития и главную роль в этом формировании должен играть учитель. Систематическое решение задач на уроках физики – это один из способов формирования универсальных учебных действий у школьников, т.е. применения метапредметности.
Решая физические задачи учащиеся осваивают понятия и термины, учатся работать с формулами, учатся прогнозировать, строить схемы, таблицы, применять при расчетах знания из математики, т.е приобретают универсальный способ работы и осваивают метапредметную технологию. Поэтому и стало необходимостью для меня, как учителя физики уже вот белее 26 лет, для того, чтобы научить ребят научить решать задачи или приблизиться к этой проблеме заняться всерьёз этой темой. Работа над темой началась в 2018 году. Предполагается закончить работу в 2023 году.
Тема самообразования: «Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и во внеурочной деятельности».
Основная цель самообразования:
1) основная воспитательная цель – передать свою увлечённость и знания ученикам.
1.развитие познавательного интереса к физике через решения задач;
2.развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике;
3.развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).
Основные идеи в работе:
1) Личностный подход к ученику;
2) Обучение и воспитание в деятельности;
3) Учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
4) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
5) Сотрудничество педагога и учащихся;
6) Теория развития познавательного интереса.
¤ Что следует понимать под учебной задачей?
¤ Цель использования физических задач
¤ Каково место физических задач в учебном процессе?
¤ Формы решения задач.
¤ Виды задач и способы их решения.
¤ Этапы решения задач
Физическая задача – это небольшая проблема, которая решается с помощью умозаключений, математических действий и эксперимента. Решение задач выступает как цель, и как метод обучения.
Физические задачи используются для:
v Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации;
v Сообщения новых сведений;
v Формирования практических умений и навыков;
v Проверки глубины и прочности знаний;
v Закрепления, обобщения, повторения;
v Развития творческих способностей.
Место физических задач в учебном процессе:
1) В комбинированном уроке решение задач применяется дважды:
– в начале урока (при опросе);
– в конце урока (для закрепления) решают всем классом.
2)Урок решения задач (комбинирование задачи по трудности)
3)Урок повторения (комбинирование задачи, объединяющие материал нескольких тем)
Формы решения задач:
1) учитель анализирует и записывает на доске задачу, вопросами побуждая учащихся к коллективной работе;
2) ученик записывает решение на доске, но анализ и обсуждение ведётся коллективно, под руководством учителя;
3) учитель даёт задание, а учащиеся самостоятельно выполняют, при этом учитель консультирует учащихся.
Виды задач и способы их решения:
Физические задачи отличаются друг от друга по содержанию и дидактическим целям. Их можно классифицировать по:
• по способу выражения условия;
с абстрактным содержанием;
с конкретным содержанием – это:
– задачи с политехническим содержанием;
– задачи с историческим содержанием.
Простые задачи
Сложные задачи
Творческие задачи
По способу выражения условия физические задачи классифицируются на:
текстовые
экспериментальные
графические
задачи – рисунки
По методу решения на:
качественные
вычислительные
графические
экспериментальные
Способы решения вычислительных задач:
Этапы решения задач
n краткая запись, рисунок, чертёж, график;
n анализ содержания задачи, восстановление в памяти основных понятий, законы;
n составление плана решения (физ. const , табличные данные);
n перевод физ величин в единицы СИ;
n запись соответствующих формул;
n вычисление искомой величины;
n анализ полученного ответа;
n рассмотрение других возможных способов решения задачи.
Простые задачи (или тренировочные) с конкретным содержанием:
Простая задача с абстрактным содержанием.
Сложные задачи (или комбинированные) с использованием формул из разных разделов:
Решение задач по схеме:
Результаты качества знаний по решению задач:
Простые задачи с конкретным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
Простые задачи с абстрактным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
Сложные задачи (с применением нескольких формул) по разным разделам
Причины низкого качества решения задач:
Ø не поняли условие задачи;
Ø неправильная краткая запись условия;
Ø неправильно найдена формула;
Ø неверная запись формул;
Ø неверное обозначение физических величин;
Ø перевод физических величин;
Ø математические ошибки при вычислении.
Решая физические задачи учащиеся осваивают понятия и термины, учатся работать с формулами, учатся прогнозировать, строить схемы, таблицы, применять при расчётах знания из математики. Главной целью своей работы я считаю развитие творчески мыслящей, самостоятельно принимающей решение в любой ситуации личности. Поэтому на своих уроках я использую технологию развивающего обучения.
Считаю, что учебная деятельность учащихся должна быть приближена к научному процессу: гипотеза – эксперимент – теория.
После создания учителем проблемной ситуации на уроке ученики предлагают различные способы её решения, выдвигают спорные гипотезы. Работая в группах, школьники проводят исследовательскую работу, проверяют справедливость предложенных гипотез, самостоятельно, входе диспута приходят к общему выводу. С радостью и удивлением ученики обнаруживают, что они сами “ открыли” физический закон или вывели формулу, найдя подтверждение своим результатам в учебнике.
Но мой опыт работы убедительно показал, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе не только уроков-исследований, но ещё и творческих задач.
В течение нескольких лет я занимаюсь подбором такого типа задач, в которых представлены исследовательские задания, требующие принципиально творческого решения. К сожалению, большинство задач в учебниках и сборниках являются тренировочными, и учащиеся недостаточно практикуются в решении такого типа задач.
Что следует понимать под творческой задачей? Это задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения задачи. В творческой задаче прежде всего необходимо найти принцип решения, в задаче же тренировочного характера принцип решения по существу уже содержится в её условии.
Творческие задачи всегда сложнее в том отношении, что они требуют от ученика большей самостоятельности мышления. По содержанию их можно разделить на следующие виды:
1)Экспериментально-исследовательские, которые являются основным видом творческих задач, используемых на уроках, и широко применяются как при изучении нового, так и при закреплении пройденного материала. Приведу примеры задач такого типа: “ Вам даны пробирка, порошок нашатыря, спиртовка и лупа. Необходимо получить кристаллы из паров. Зарисуйте результаты в тетради и объясните наблюдаемое явление.” (10-й класс). “ Известно, что между молекулами в твердых телах существуют силы притяжения. Проверьте на опыте, одинаковы или различны эти силы у двух разных веществ, например у меди и стали.(7-й класс)”
2)Домашние творческие задания я задаю на срок от трех дней до шести дней, а иногда и более. Приведу пример: “ Вам необходимо проградуировать сосуд, но никакой мерной посуды (мензурки ) в Вашем распоряжении нет. (7-й класс ).”
3) Конструкторские задачи – это задания типа “ Сконструируйте прибор, при помощи которого можно показать, что теплота хорошо распространяется в жидкости путем конвекции. ( 8-й класс )”. “Изготовить динамометр, в котором вместо спиральной пружины использовалась бы упругая пластина Определить предел ее измерения. (7-й класс)”.
4) Задачи практического содержания – это задания, в которых требуется отыскать физический способ решения задачи. Например, “ Придумайте способ определения мощности лампочки, пользуясь только амперметром и реостатом.”
5) Задачи на проектирование физических опытов. На уроке, выдвинув проблему, учитель может предложить учащимся спроектировать опыты, необходимые для исследования этой проблемы. Например, поставив вопрос “ Нельзя ли получить выигрыш в работе, пользуясь подвижным блоком?”, предложить ученикам подумать над идеей опыта, с помощью которого это можно было бы установить.
Работая над творческими заданиями, ученики могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя, которые оказываются им на ходу. Но помощь не должна носить характер подсказки, полностью устраняющей творческую работу.
Завершающая часть работы над заданием – коллективное обсуждение итогов его выполнения или самоанализ результатов. Для этого отбирают самые оригинальные, интересные работы, в которых использованы различные идеи решения или различная методика выполнения. Обсуждают также работы, содержащие поучительные ошибки. В результате обсуждения выявляют лучшее из лучших.
Для того чтобы активность учащихся была более высокой, целесообразно, чтобы с отобранными для обсуждения решениями учащихся знакомили сами авторы решения. Различные виды творческих задач в своей совокупности позволяют широко варьировать содержание творческих заданий и степень их сложности. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся и уровень их подготовки.