форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.

Напомним, что грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много).

Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята).

И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Арушанова).

Если в младшем возрасте в большей мере решаются задачи, связанные с пониманием и использованием в речи грамматических средств, то в старшем – задачи оценочного характера. Вместе с тем на каждом занятии можно решать различные задачи в зависимости от уровня речевого развития детей.

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.

Источник

Тесты по Теории и методике развития речи

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЗ 4. Тема: «Формирование грамматического строя речи».

1. Содержание формирования грамматического строя речи детей

2.Морфологический строй речи дошкольников включает

3.Соответствие слова и его грамматической формы

7.Пути формирования грамматически правильной речи

создания благоприятной языковой среды

8. Пути формирования грамматически правильной речи

практика речевого общения

-исправление грамматических ошибок

9.Форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

11. Игра на правильное употребление предлогов с пространственным значением

-«Угадай, кого не стало?»

12. Игра на усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных

14. Игра – драматизация для закрепления в речи детей форм глаголов

-«Угадай, что в мешочке?»

-«Угадай, чего не стало?»

15. Ошибка в употреблении детьми существительного во множественном числе в родительном падеже

16. Вопросы к детям средней группы по усвоению категории среднего рода

17.Несклоняемые имена существительные

18. Ошибка в употреблении детьми сравнительной степени прилагательных

19. Ошибки детей при образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных

20. Игра для детей среднего возраста на употребление повелительного наклонения глаголов

— «Подарки куклы Кати»

21. Упражнения на подбор глаголов для детей старшего дошкольного возраста

-«Кто что умеет делать»

-«Кто больше назовёт действий»

-«Где что можно делать»

23. Соответствие цели и содержания упражнения

1. Составление ответов на вопросы 1.Откуда вышел мальчик?

2.Подбор однородных определений 2. Какая сегодня погода?

24. Построение предложения с глаголом сослагательного наклонения

25.Последовательность усвоения детьми предложений

1. Слова – предложения 4.Четырёхсловные

2.Двухсловные 5. С однородными членами

3.Трёхсловные 6. Сложные

27. Способы словообразования существительных, обозначающих детёнышей животных

28. Соответствие названия игры и цели

1. «Кто пришёл?» 1. Уменьшительные наименования дитёнышей»

2. «Кто у кого?» 2. Названия в именительном падеже

3. «Кто что делает?» 3. Образование звукоподражательных глаголов

29. Игра драматизация на образование названий посуды при помощи суффиксов

30. Методы обучения способам словообразования в младшем и среднем дошкольном возрасте

32. Животные, у детёнышей которых нет специального названия

33. Методы обучения способам словообразования старшего дошкольного возраста

34.Игра на образование названий профессий

-«Угадай, чего не стало?»

35. Вопросы на образование притяжательных прилагательных

38. Соответствие между названием упражнения и содержанием заданий

1. «Знаешь ли ты профессии?» 1.Чинит часы часовщик

2. «И я тоже» 2.Он лётчик – я тоже лётчица

39.Слова, образованные на основе существительного и глагола

41.Упражнения для составления сложных предложений

— «Один начинает – другой продолжает»

42.Вопрос на использование глагольной формы

-Какого цвета игрушка? -Что можно делать с мячом?

43.Соответствие слова и части речи

2.Холодно 2. Наречие

44. Соответствие слова и части речи

2. Сверкающая 2. Причастие

3. Жёлтые 3. Прилагательное

45. Последовательность освоения детьми грамматических форм

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Курс повышения квалификации

Охрана труда

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Номер материала: ДБ-893231

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Опыт работы «Формирование грамматического строя речи у детей второй младшей группы посредством разных видов деятельности»

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте Потапова Вероника
Опыт работы «Формирование грамматического строя речи у детей второй младшей группы посредством разных видов деятельности»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моей презентации: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников второй младшей группы через разные виды деятельности».

«Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка»

Константин Дмитриевич Ушинский.

Актуальность данной темы заключается в том, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку – первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе. Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей грамотной речи. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра, как ведущий вид деятельности дидактическая игра.

В связи с актуальностью этой темы мы определили цель и задачи нашей работы, которая соответствует образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель: Формирование грамматического строя у детей второй младшей группы через разные виды деятельности.

-совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

-употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около);

-помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;

-форму множественного числа существительных в родительном падеже;

— относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям, получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.

Я раскладывала колеса, а дети определяли и правильно называли, где их нашли (на стуле, на столе, под столом, в корзине).

Преобразовывали: «одно колесо» во «много колес».

Называли правильно детенышей животных (корова – теленок, собака- щенок, и т. д.

Игра основная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Игры занимают основное место в жизни детей, поэтому через игру обучение происходит, наравне с занятием. В первую очередь это дидактические игры. Вот такую «веселую гусеницу» нам изготовила мама Насти Федоровой – Елена Владимировна. Мы с детьми угощаем гусеничку – фруктовым соком; вкусным вареньем; сладкой конфетой. С помощью этой игры у детей формируются навыки относительных прилагательных в мужском, женском и среднем роде.В центр цветка вставляется карточка с изображениями: стакан сока, банка с вареньем или конфетой,на столе разложены карточки на которых изображены: ягоды, фрукты, овощи, дети выбрав карточку называют каким соком, вареньем или конфетой будут угощать гусеницу (апельсиновый сок, вишневое варенье, лимонная конфета и т. п.

Следующая дидактическая игра называется: «Какой игрушки нет».

С помощью этой игры мы учимся употреблять существительные в родительном падеже. Детки закрывают глазки, я убираю одну игрушку, потом они внимательно смотрят какой игрушки нет и называют ее правильно (нет самолета, нет пирамидки и т. д.).

Еще одна игра «Мои первые предложения».Цель этой игры: научиться составлять простые нераспространенные предложения, и помогать детям, получать из них распространенные предложения путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Каждый игрок выбирает себе большую картину. Я показываю детям маленькие карточки по одной. Тот, кому подходит, берет ее себе, составляя предложение.

Девочка кормит птиц. Девочка кормит птиц, и белочку и т. д.

Переходим к настольно – печатным играм.

Это игра лото «Чей малыш?». Через эту игру мы учимся употреблять уменьшительно- ласкательные суффиксы при образовании существительных в единственном числе. Котенок – мама кошка, Тигренок – папа тигр.

Переходим к конструированию любимой игре детей. При строительстве гаража мы учимся употреблять существительные с предлогами (в, за, около).

Например: машина заехала в гараж, машина стоит за гаражом, около гаража.

При строительстве моста учились употреблять существительные с предлогами (под, на).Например: машина едет по мосту, под мостом.

Сюжетно-ролевые игры дети любят не меньше. В игре «Магазин» учимся употреблять существительные в форме единственного и множественного числа в родительном падеже.Например: одна груша – много груш, один огурец – много огурцов и т. п.

В игре «Семья»сюжет: «Мама готовит обед». Дети учатся употреблять существительные в родительном и творительном падеже.Например: мама будет готовить обед из овощей, из капусты; суп с картошкой, с морковью.

Во время беседы о весне дети, отвечая на мои вопросы, учатся правильно строить словосочетания и предложения.Например: как светит солнце? Солнце светит ярко. Какая погода сегодня? Погода сегодня солнечная.

Так же рассматривали иллюстрации домашних животных и их детенышей. Правильно их назвали.

По картине «Игры детей» учимся подбирать предлоги к существительным.Например: мяч в руке у мальчика; кубики лежат в кузове машины.

При рассматривании картинок из серии «Пришла весна»— учились опять же составлять словосочетания и предложения: бегут ручьи, На площадке тает снеговик, и т. п.

Взаимодействие с семьей неотьемлимая часть любой нашей деятельности. Вот и в этот раз мы пригласили родителей на совместный вечер грамматических игр «Давайте говорить правильно». Дети с удовольствием показывали и рассказывали, в какие игры они играли, а моей задачей было показать и рассказать как просто и доступно можно играть в такие игры дома.

Игра, которую нам изготовила Елена Федорова, была ранее продемонстрирована, многофункциональна, и позволяет нам решать задачи не только в речевой, но и в других областях.

Проведя такую работу по проекту, мы решили посмотреть, изменилась ли речь детей с начала года.

Вы можете увидеть, что в начале года у нас было много пробелов по этой теме, и поэтому низкий уровень составил 32%, во время проекта мы старались обратить внимание на все аспекты грамматического строя речи поэтому пошла положительная динамика, и результат на конец проекта составил 17 %, повысились результаты по среднему и высокому уровню.

Список используемой литературы:

-Программа «От рождения до школы» Н. В. Веракса;

— «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» В. В. Гербова;

— А. М. Бородич «Методика развития речи детей»;

— Е. И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»;

— А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

— «Занимательная грамматика «- из серии «Я хочу учиться», А. В. Грачева;

— Международный образовательный портал МААМ. RU http:/// www/vaam/ru /;

— Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа».

Спасибо за внимание.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрастеДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру «Дом, в котором ничего нет»! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрастеДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрастеОпыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрастеРодительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Источник

Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Картинка про форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте. Фото форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте Кошелько Зинаида
Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Кошелько Зинаида Ивановна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 3 г. Славянск-на-Кубани

Содержание:

1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов, которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.

2. Часть занятия по методике развития речи.

Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно: упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).

Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием, например упражнения на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.

Так, детям предлагается ответить на вопросы: Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко? Как можно сказать про домишко?

Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?

Река глубокая, а море еще. (глубже).

Озеро большое, а море еще… (больше).

Река маленькая, а ручей еще… (меньше).

При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей.

Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.

Существенную роль и здесь играет правильный выбор речевого материала. Например, отбирая игрушки и предметы для занятия, нужно учитывать, чтобы при изменении по падежам существительных разных родов были разные типы окончаний (платье – платья – платьев; окно – окна – окон; стол – столы – столов; шуба – шубы – шуб). С этой же целью воспитатель выделяет голосом окончания существительных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных в разных падежах.

К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

–Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван. И т. д.

В современных методических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказу обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

• ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи;

• снять (что) – пальто, но раздеть (кого) – куклу;

• надеть (что) – шапку, но одеть (кого) – мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже.

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

1. Что за зверь?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.

Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т. п. (старшая группа). Конверт для картинок.

Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.

Посмотрите, что за звери?

Я глазам своим не верю:

Чьи рога? Чья голова?

Что тут так? А что не так?

Звери разные у нас,

Разберемся мы сейчас.

Воспитатель перевертывает картинки, предлагает взят: каждому по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной) головой.

2. У кого сколько?

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Игровой материал: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в конвертах). 2. Фишки. 3. Добавляются несколько карточек с 5 предметами: воздушные шарики, цветы, кольца и др. ; зеленые фишки; прямоугольные кусочки картона для II варианта.

Ход игры: Игра начинается с подготовительных упражнений. Каждый ребенок получает наборы карточек с одним и двумя предметами, раскладывает их в 2 столбика и четко называет, что у него изображено: сначала 1 предмет, потом 2 предмета. Воспитатель спрашивает, одинаково ли произносятся слова, обозначающие количество и названия предметов (окончания слов меняются: был один флажок — стало два флажка, и предлагает: «Я буду называть какой-нибудь один предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета. Один графин. (два графина); одна телега. (две телеги); одно сито. (два сита) и т. д. Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» Дети называют 5 предметов, изображенных на карточках (5 шаров, 5 ваз, и с помощью воспитателя замечают, что слово, обозначающее количество 5 не изменяется, а изменяются окончания слов, обозначающих предметы. Данные упражнения могут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка. Во время игры воспитатель оставляет каждому играющему по три карточки с одним, двумя, пятью предметами и по три зеленых фишки. Важно, чтобы в целом у детей на карточках были изображены предметы, обозначаемые существительными разного рода. Затем объясняется игровое задание: «Я буду называть число, и если это число подходит к вашим предметам на карточке, то кладите на нее фишку». Воспитатель называет вразбивку числа: один, два, две, одно, одна и пять. После выполнения задания каждый ребенок поочередно называет, что или кто нарисован и сколько у него на карточках предметов, согласовывая числительное с существительным. Воспитатель может поинтересоваться, почему все дети одновременно положили фишку на свои карточки с 5 предметами. Если ребенок, после того как он назвал свои предметы на 3-х карточках, заметил ошибку, он сам снимает с карточки зеленую фишку. Выигравшими считаются те, у кого все карточки закрыты фишками.

3. Чьи эти вещи?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).

Ход игры: Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т. п.).

4. Упражнение «Лесник»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.

Игровой материал: Сюжетная картинка.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты. (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек. (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.

5.«Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около елки?»

Цель: закрепить понимание предлогов на, под, рядом, около; активизировать словарь по теме.

Игровой материал: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Что находится рядом с елкой, около нее. Предлоги необходимо выделять голосом.

6.«Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т. д.

7.«Где бабочка?»

Цель: формировать понимание предлогов.

Игровой материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

8.«1, 2,5»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.

Игровой материал: предметные картинки, картинки с цифрами 1,3,5.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с цифрой и предметную картинку. Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой, указанной на карточке.

9.«Сплетем веночек»

Цель: формировать умение согласовывать существительное с числительным

Игровой материал: Настоящие одуванчики.

Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.

10.«Покатаем в машине игрушки»

Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.

11. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

12. Игра «Что растет в лесу».

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

13. Игра «У кого похожая картинка?»

Наглядный материал: предметные картинки.

14. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и, поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

15. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

16. Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

17. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

18.«Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Речевой материал: Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков, И щенков без … (тапочек, И синичек без … (рукавичек).

19. Упражнение «Заготовки на зиму»

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

20. Упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на фланелеграф вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Игры по словообразованию. «Назови ласково». Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Содержание.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Программное содержание: 1.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи «Предлог «на» (средняя группа) Цель: закреплять умение детей выделять предлог «на» в сочетаниях слов и предложениях; составлять предложения с предлогом «на» по наглядной.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы «Транспорт» Тема: Транспорт Цели: Коррекционно-образовательная: • учить образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-развивающие: • развивать логическое.

Консультация для родителей по формированию лексико-грамматической стороны речи по теме «Лето» Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый.

Народный фольклор как средство формирования грамматической стороны речи младших дошкольников Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются.

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Этапы работы над звуком I Этап. Подготовительный 1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания. 2. Игры на развитие речевого слуха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *