формирование действий как внешнеречевых а также выполнение действий в уме признаки теории
Сообщение. «Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина»
Цель: описать основные характеристики теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
1. Дать определение интериоризации.
2. Условие формирования действий.
3. Этапы формирования умственных действий.
Теория (концепция) поэтапного формирования умственных действий была разработана П. Я. Гальпериным (1902- 1988) в 50-х гг. прошлого столетия; вместе с тем он работал над ней до последних дней своей жизни. Данная концепция представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях многоплановых изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий, понятий. Широкую известность данная концепция получила благодаря описанию этапов преобразования осваиваемых действий, их переноса во внутренний план.
П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая – исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией», позднее он назовёт её «штурманской картой».
Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) — это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).
Выделяют три типа ООД и три типа обучения.
1-й тип обучения характеризуется неполным составом ООД, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб.
2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту 1) в готовом виде, 2) в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае.
3-й тип обучения – ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.
Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).
П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий :
1) формирование мотивационной основы действия;
2) предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
3) формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций;
4) отработка действия во внешнем плане как внешнеречевого;
5) проговаривание действия «про себя», во внутренней речи;
6) превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».
На первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, намеченного для усвоения. Мотивационной основе действия в концепции придается важное значение; мотивы действия определяют как содержательные, так и динамические аспекты его усвоения.
На пятом этапе (формирование действия во внешней речи «про себя») происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план, проговаривание действия целиком «про себя». Речь внешняя начинает превращаться во внутреннюю речь. Становящееся действие остается внешним лишь в незначительном количестве ключевых моментов, по которым осуществляется как внешний, так и внутренний контроль.
Вывод: Первоначальная схема образования умственных действий превратилась в развитую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений.
Использование метода формирования умственных действий позволяет «выравнивать» успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач.
Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Теория умственных действий Гальперина
За последние столетия в психологии появилось много теорий о том, как формируются умственные действия человека, мотивация и его навыки. Но сложность их объяснения заключается в том, что практически невозможно наблюдать все эти процессы научно, можно лишь видеть, что они существуют и развиваются при определенных условиях. Это как с интуицией и подсознанием: они реально существуют, но на данный момент наука неспособна определить, какие отделы мозга за них отвечают и как функционируют.
История
В 1952 году советский психолог Петр Яковлевич Гальперин создал теорию, представив ее как гипотезу формирования умственных действий. Он не скрывал, что она недоступна для прямого внешнего наблюдения, однако объективно существует. Теория раскрывает условия, закономерности и механизмы формирования элементов психической деятельности.
Гальперин одним из первых предположил, что мышление ребенка развивается при помощи непосредственной манипуляции с предметами. Он считал, что любое внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, перемещаясь по ряду последовательных этапов. По его мнению высшие интеллектуальные действия не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же действия. Те, в свою очередь, также опираются на предшествующие.
Система Гальперина включает четыре системы:
Этапы формирования умственных действий
Гальперин выделял шесть этапов формирования умственного действия.
Когда мы обучаемся, то каждый раз проходим через все эти этапы. Даже если вы профессионал, этих этапов не избежать. Однако вы получаете одно существенное преимущество: эти этапы происходят в вашей психике гораздо быстрее, чем когда были новичком.
Повторение — мать учения. Любой профессионал доводит свои действия до автоматизма, то же самое происходит и в его психике. Ей также свойственна автоматизация.
Система свойств человеческого действия
Гальперин исследовал свою теорию несколько лет и в итоге возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Одного изучения феномена интериоризации было мало. Поэтому он создал систему свойств человеческих действий.
По Гальперину все свойства действия делятся на две группы:
Первичные параметры действия
Они характеризуют любое человеческое действие:
Вторичные параметры действия
Они представляют собой результат интеграции первичных свойств:
Как мы видим, скорость обучения и гениальность находятся непосредственно в нашей психике. Именно ее развитие отличает развитого человека от неразвитого. Кто-то способен за неделю сносно выучиться игре на гитаре, другому человеку потребуется полгода. У первого человека развитые умственные действия, но не от рождения, а были заложены в детстве. Психику и свои когнитивные способности можно развивать, она поддается точно такой же тренировке как и наши мышцы.
Ответы к тесту: Эффективная система обучения
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Для урока изучения нового учебного материала характерны такие этапы, как…
Выберите правильный ответ:
[неверно] формирование навыков
[неверно] обобщение и систематизация знаний
[ верно ] восприятие и осознание нового материала
[ верно ] проверка ранее усвоенных знаний
[неверно] формирование учебных умений
Тестовый вопрос: Образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности называется…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] моделью
Тестовый вопрос: По главной дидактической цели выделяются уроки…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] изучение материала
[ верно ] формирование и совершенствования умений и навыков
[ верно ] обобщения и систематизации
[неверно] самостоятельной работы
Тестовый вопрос: Форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого предмета, называется…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] методическим объединением
[неверно] исследовательским коллективом
[неверно] педагогическим консилиумом
[неверно] педагогическим советом
Тестовый вопрос: Примерами модульных изменений являются…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] реконструирование преподавания предметов естественно-научного цикла в среднем звене
[ верно ] внедрение в начальной школе системы развивающего обучения Л,В.Занкова
[неверно] создание адаптивной модели школы
[неверно] изменение статуса школы
[ верно ] внедрение преподавания основ экономики в старшем звене
Тестовый вопрос: Формирование действий как внешне речевых, а также выполнение действий в уме – признаки теории…
Выберите правильный ответ:
[неверно] содержательных обобщений
[неверно] проблемного обучения
[ верно ] поэтапного формирования умственных действий
[неверно] оптимизации учебного процесса
Тестовый вопрос: Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] ситуационный
[неверно] познавательная игра
Тестовый вопрос: Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] педагогической деятельностью
Тестовый вопрос: К функциям обучения в дидактике относят…
Выберите правильный ответ:
[неверно] информационную. воспитательную, формирующую
[неверно] корректирующую, коммуникативную, объяснительную
[неверно] методическую, корректирующую, информационную
[ верно ] образовательную, развивающую, воспитательную
Тестовый вопрос: К достоинствам дистанционного обучения относится…
Выберите правильный ответ:
[неверно] взаимодействие в образовательном процессе
[ верно ] учет индивидуальных способностей, потребностей учащихся
[неверно] постоянный контроль
[неверно] репродуктивный характер усвоения знаний
Тестовый вопрос: Оценкой в процессе обучения называется …
Выберите правильный ответ:
[неверно] проверка знаний учащихся
[неверно] балльная система, определяющая уровень успеваемости учащихся
[ верно ] качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся
[неверно] количественный показатель оценки знаний учащихся
Тестовый вопрос: Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называются _____ обучения
Выберите правильный ответ:
[ верно ] средствами
Тестовый вопрос: Установление главных целей и задач обучения на его определенных этапах называется …
Выберите правильный ответ:
[ верно ] целеполаганием
Тестовый вопрос: Педагогическими инновациями являются изменения в …
Выберите правильный ответ:
[ верно ] содержании образования
[неверно] сроках обучения
[неверно] оборудовании учебных заведений
[ верно ] отношениях «учитель-ученик»
[ верно ] методах обучения
Тестовый вопрос: По уровню образования выделяются образовательные учреждения.
Выберите правильный ответ:
[неверно] общеобразовательные, профессиональные
[неверно] конфессиональные, светские
[ верно ] начальные, средние, высшие
[неверно] мужские, женские
Тестовый вопрос: Учебная программа содержит…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] указание на межпредметные связи
[ верно ] пояснительную записку
[неверно] распределение по годам обучения
[ верно ] тематическое содержание
[неверно] продолжительность каникул
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Тестовые задания к лекции 4
1. Формирование действий как внешне речевых, а также выполнение действий в уме – признаки теории…
1. содержательных обобщений
2. проблемного обучения
3. поэтапного формирования умственных действий
2. Установите правильную последовательность этапов проблемного обучения
1. доказательство гипотез
2. формулировка проблемы
3. создание проблемной ситуации
4. проверка решения
5. формулировка решения
6. выдвижение гипотез
3. Расположите методы проблемного обучения по степени возрастания познавательной самостоятельности учащегося
1. исследовательский метод.
2. проблемное изложение.
3. частично-поисковый метод.
4. Соотнесите общую идею дидактической системы с ее автором
1. развитие теоретического мышления 2. развитие творческого мышления 3. общее развитие младшего школьника | 1. Занков Л.В. 5. В структуру учебной деятельности НЕ входит … 1. развитие мотивов учения 2. овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков 3. формирование нравственных качеств и убеждений 4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами 6. Л.С.Выготский утверждал 1. Обучение следует за развитием 2. Обучение идет впереди развития 3. Обучение и развитие не связаны 7. Установите правильную последовательность компонентов учебной деятельности учащегося 3. учебные действия 4. оценка и самооценка 5. контроль и самоконтроль 8. К недостаткам проблемного обучения можно отнести … 1. большие затраты времени 2. слабую мотивацию и интерес к обучению 3. отсутствие прочных знаний 4. отсутствие взаимодействия в процессе обучения 9. Проблемное обучение раскрывается через … 1. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система 2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития» 3. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации 4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности 10. Теорию проблемного обучения в отечественной науке разрабатывал (а): Тест с ответами образовательная средаВопрос № 1 Нормативные требования к организации и проведению образовательного процесса – это… Вопрос № 2 Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является… Вопрос № 3 Формы организации обучения классифицируются по основаниям Вопрос № 4 Для урока изучения нового учебного материала характерны такие этапы, как… Вопрос № 5 Образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности называется… Вопрос № 6 По главной дидактической цели выделяются уроки… Вопрос № 7 Форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого предмета, называется… опрос № 8 Примерами модульных изменений являются… Вопрос № 9 Формирование действий как внешне речевых, а также выполнение действий в уме – признаки теории… Вопрос № 10 Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как… Вопрос № 11 Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется… Вопрос № 12 К функциям обучения в дидактике относят… Вопрос № 13 К достоинствам дистанционного обучения относится… Вопрос №14 Оценкой в процессе обучения называется … Вопрос № 15 Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называются _____ обучения Вопрос №16 Установление главных целей и задач обучения на его определенных этапах называется … Вопрос № 17 Педагогическими инновациями являются изменения в … Вопрос №18 По уровню образования выделяются образовательные учреждения… Вопрос №19 Учебная программа содержит… Вопрос №20 Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является… Вопрос № 21 Формирование действий как внешнеречевых, а также выполнение действий в уме – признаки теории… Вопрос №22 К педагогическим инновациям не относятся изменения.. Вопрос № 23 В основе проектной технологии лежит идея … Вопрос №24 К особенностям классно-урочной формы организации обучения относятся… Вопрос № 25 Принцип наглядности в дидактике означает… Вопрос №26 Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей, заинтересованных в науке», называется… Вопрос № 27 Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется… Вопрос № 28 Сократ предложил метод обучения, основанный на… Вопрос № 29 Инновации являются результатом… Вопрос № 30 Целями обучения являются…
|