формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста
Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.
Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Важными задачами являются:
-освоение клавиатуры «слепым методом»,
-формирование умения упрощать нотный текст,
-формирование навыка чтение с листа по вертикали,
-формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,
-формирование навыка игры в ансамбле,
-формирование навыка восприятия группировки длительностей,
-формирование навыка игры без остановок.
В настоящее время перед педагогами ставятся все новые и новые требования как в отношении усовершенствования содержания обучения, так и активизации методов развития учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.
Вместе с тем все с большей остротой ставиться вопрос об улучшении эстетического воспитания учащихся. Значительное место в эстетическом развитии учащихся принадлежит обучению игре на инструменте и приобретению умений самостоятельно разбираться в музыкальном материале.
Художественное развитие, расширение общего кругозора и воспитание музыкального вкуса учащихся в большой мере зависит от возможности широко знакомиться с музыкальной литературой. Чтобы получить эту возможность, необходимо овладеть навыками прочтения незнакомого материала, то есть
необходимым для профессионала умением.
Иногда мы взираем на это равнодушно,а иногда говорим: не дано ему это от природы!» А в основном ограничиваемся констатацией неприятного факта.
В чем же причина создавшегося положения? Во-первых, почти не разработана методика постепенного и систематического обучения чтению с листа; во-вторых, в последнее время по разным причинам начал пропадать интерес к самостоятельному домашнему музицированию. В профессиональных музыкальных школах чтением с листа занимаются в основном на начальной ступени обучения. В дальнейшем ограничиваются лишь констатацией важности этого фактора.
Практический опыт отдельных педагогов показывает, что всех можно научить вполне прилично читать нотный текст. Одной из первых в нашей стране к созданию такой методики обратилась Ф. Д. Брянская, старший преподаватель и заведующая педагогической практикой кафедры истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Римского Корсаково. Многолетняя экспериментальная работа с детьми, обучающимися фортепианной игре, утвердила Брянскую в мысли, что основы навыка чтения с листа должны быть заложены на первом же этапе обучения юных музыкантов.
В своей работе я рассмотрю методику формирования и развития чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
«Формирование интереса и потребности чтения (восприятия) книг у старших дошкольников» (Из опыта работы) Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М.
Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий) Одним из эффективных средств решения задач образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования, является.
Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи на этапе изучения букв При усвоении буквенных обозначений у дошкольников с нарушениями речи отмечаются: 1) более длительный период формирования связи между звуком.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Лаборатория зеленого листа». Цель: расширить знания детей.
Конспект занятия (НОД) — закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом» Цель: Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б’» Коорекционно-образовательные задачи: • Совершенствование умений в характеристике.
Конспекты занятий по подготовке руки к письму для детей с 5 лет с использованием листа в клетку Волшебные клеточки Конспекты заданий, игр и упражнений для подготовки руки к письму. Тема: «Знакомство с тетрадным листом» Цель. Подготовка руки к письму.
Первые детские творческие работы, первые слёзы радости, первые слова восхищения и благодарности «Выпрямляющая сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения,.
Проект «Превращение листа» Проект «Превращение листа» Разработала Батаева Татьяна Александровна,воспитатель высшей квалификационной категории, М Б Д О У 58, г. Ростов.
Самые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 лет С чего начинать рисовать и когда рисовать? Этот вопрос интересует многих родителей, так же многие проходят мимо, боясь, что ребенок лишний.
Методическая разработка «Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Медвенская детская школа искусств»
Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста.
Выполнила: Преподаватель фортепианного отделения Евдокимова Лариса Федоровна
пгт Медвенка 201 4
Детям охват текста по горизонтали дается более легко (аналогия со словесным текстом). Поэтому целесообразно разделить проблему чтения на два относительно самостоятельных вопроса:
1. восприятие по горизонтали;
2. восприятие по вертикали.
Для быстрого охвата вертикали следующие виды тренировки:
1) Обучающемуся предлагается пьеса аккордового склада («Хорал» Шумана)
Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь.
2) Текст, уложенный в виде гармонической фигурации играется сомкнутыми аккордами.
Обучающийся записывает фортепианную пьесу на трех или четырех нотных станах и исполняет по партитуре. Предпосылкой восприятия горизонтали является быстрое определение синтаксического строения текста. Чтобы более четко обозначить границы синтаксического членения можно использовать вспомогательные знаки в виде цезуры, занятой, фразировочных лиг и т.д.
Зрительный контроль за движениями рук и пальцев при чтении с листа осуществляется периферическим зрением. Предлагать для чтения с листа нужно те пьесы, которые находятся внизу листа (последние две строчки)
Типичная аппликатура основных фортепианных технических форм: гамм, аккордов, двойных нот, октав должны войти в плоть и кровь обучающегося. Она должна быть усвоена настолько прочно и глубоко, что играя пальцы играющего, инстинктивно заняли бы нужную позицию. Используются упражнения на отработку аппликатуры без инструмента, на инструменте. заучивание фактурных и аппликатурных моделей гамм, арпеджио, аккордов и др. Выполнению очередного задания обязательно должно предшествовать возможно более отчетливое мысленное представление будущего действия. Возможность предугадать ближайшее продолжение текста зависит от двух факторов: 1) Чем элементарней формальная структура текста, чем более четко он организован, тем легче предугадать его продолжение.
2) Связан с «начитанностью» музыканта, т.е. с музыкальным исполнительским опытом. На основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и обобщает типичные связи и отношения этих элементов:
а) различные ладовые структуры;
б) темы мелодического движения (скачкообразное, по звукам аккорда, поступенное и т.д.);
в) наиболее часто встречающиеся обороты;
г) принципы объединения тонов в аккорды и связь аккордов между собой;
д) формы организации музыкальной ткани (или типы фактуры: полифония, гомофония и т.д.);
е)принципы синтаксического членения и схемы построения произведений: простая одночастная, двухчастная, трехчастная, тема с вариациями, рондо, фуга и т.д.
Накопление опыта должно протекать по строго продуманной системе, чтобы развить у исполнителя способность заранее представлять возможное предложение текста. Необходимо помочь ему последовательно освоить закономерности музыки, охватывающие различные стилевые направления. Владение стилем имеет решающее значение при чтении с листа. В рамках стиля получают индивидуальное, конкретное преломление лад, ритм, фактура, форма, жанр. Поэтому предугадывание определено в конечном счете умением ориентироваться в данном стиле.
Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться двусторонней задаче:
1) Обеспечить достаточную начитанность музыканта в разных стилях фортепианной музыки.
2) Развить динамичное мышление, т.е. воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. Эти два фактора и определяют искусство чтения с листа.
Домашняя работа ученика должна включать:
-технические упражнения на освоение игровых и аппликатурных моделей, предложенных преподавателем на уроке;
-произведения для ежедневного чтения с листа и транспонирования;
-специальные задания для развития навыков прочтения нот по графическим контурам, ориентировке на клавиатуре инструмента без помощи зрения, ритмослогового прочтения ритмических формул, функционального и гармоническом анализа произведения и т.д.
2. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано. Т.Ю. Камаева,
4.И.Рябов, С. Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 класс 1998г.
Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста
Елена Борго запись закреплена
Школа музыки Марины Худых
Привет! Мы собрали книги о том, как обучить ребенка игре на фортепиано и заинтересовать музыкой. #помощь_ученику
• Музыкальные Картинки, Л. Хереско
Цель книги в том, чтобы помочь родителям, которые умеют играть на фортепиано, в домашнем воспитании детей музыке. Её автор всю жизнь посвятила музыкальному воспитанию детей. Одна из идей книги в том, что детям трудно сразу же воспринимать нотную грамоту. Прежде этого, нужно развить слуховые навыки и навыки движения под музыку.
• Азбука игры на фортепиано, Джон С. Майлз
Замечательно иллюстрированная и увлекательная книга для обучения ребенка игре на фортепиано. В начале знакомство с нотами, затем маленькие пьески для одной руки, а после для двух. Интересные факты о музыке: когда появилось первое пианино, какой величины был самый большой рояль. В конце книги есть список пьес в две и в четыре руки.
• Азбука ритмов, Л. Пилипенко
Незатейливые тексты, близкие маленьким детям по образному содержанию для развития у ребенка: чувства метра, чувства формы, чувства ритма, координации движений, эмоциональности, артистизма, творческого подхода к освоению материала. «»Азбука также послужит наглядным пособием для запоминания ритмических формул.
• Забавное сольфеджио, Л. Абелян
Книга предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В песнях, стихах и играх излагаются свойства музыкального звука и значение мелодии: интервалы, понятие ритма, метра и длительностей, лады и квинтовый круг минорных и мажорных гамм. Вся теория сопровождается картинками, иногда сказками.
• Малыш за роялем, И. Лещинская
Сборник фортепианных пьес для детей 6-7 лет, которые начали обучаться игре на фортепиано. Книга рассчитана примерно на один год обучения. В пособии много нот: песен разных народов, детских песен, произведений русских и зарубежных композиторов. Есть и ансамбли для 4 рук. Эту книгу стоит использовать уже после обучения ребенка минимальной музыкальной грамоте.
• Упражнения-трансформеры, Г. Емельянов
Сборник пьес для фортепиано начальной ступени обучения. Автор книги попытался создать произведения, которые не так скучно как гаммы: их можно менять, играть в разной последовательности, они разнообразны и веселы. Пособие предназначено для использования уже после получения минимальной теоретической и практической базы ребенком.
• Чтение с листа, Т. Камаева
Книга посвящена особому навыку — чтению с листа. Для этого необходим навык считывать одновременно несколько слоев нотного текста: нотного, ритмического, динамического, агогического и пр. В этом беспомощны даже многие из тех, кто заканчивает музыкальную школу. Причина в том, что в музыкальных школах этому уделяют недостаточно внимания.
• Формирование и развитие навыка игры с листа, Ф. Брянская
Автор книги пишет, что умению читать музыку — то есть петь или играть с листа — надо систематически обучать с детских лет. Неумение самостоятельно разбирать ноты, читать произведения с листа сужает кругозор музыкантов. Причины этому две: отсутствие систематических занятий и спад интереса к домашнему музицированию. Эта книга написана для того, чтобы попытаться исправить это.
• Первые шаги маленького пианиста, И. Королькова
Сборник простых фортепианных пьес для детей дошкольного возраста. Материал выстроен по принципу постепенного усложнения для того чтоб ребенок постепенно развивал свои музыкальные навыки. В конце сборника есть нотная строка для обучения нотной грамоте, где каждая нота имеет свою картинку для создания ассоциации.
Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Преподавателя высшей категории МКОУ ДОД Кумылженской ДМШ № 1
Ивановой Марины Олеговны.
Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.
Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Важными задачами являются:
— приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.),
— освоение клавиатуры «слепым методом»,
— формирование умения упрощать нотный текст,
— формирование навыка чтение с листа по вертикали,
— формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,
— формирование навыка игры в ансамбле,
-формирование навыка восприятия группировки длительностей,
—формирование навыка игры без остановок.
Освоение техники чтения с листа.
Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места ссылкам на «прирожденную» способность учащихся.
Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.
Упражнения на развитие двигательной реакции.
Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции.
Первое задание- выработка навыка в исполнении и умении бегло прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бус»- звуков, идущих последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем можно вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий («Снеговиков»).
Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно применять «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь.
На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.
Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в симметричном зеркальном движении.
Освоение навыка позиционных смен.
Навык позиционных смен осваивается также при помощи игры гамм, арпеджио, вырабатывается при игре этюдов. Умение бегло прочитать элементы движения мелодии вверх и вниз. Например «Этюд №1» Черни.
Навык позиционных смен осваивается также на материале этюдов. Смена позиций происходит, благодаря секвенционному движению. Например «Этюд» Черни №5:
Важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового сигнала опознания интервала или аккорда по графическому рисунку. Начиная играть «Бусы»- учащийся запоминает графическое изображение движения мелодии вверх, или вниз, расположение нот.
Освоение аппликатурной техники.
Зная свойство начертания нот (на линейке и между линеек)- можно запомнить графическое изображение интервалов. Ведь каждый из них может быть начертан строго определенным образом. Интервалы, включающие четное число ступеней (2,4,6,8,10) состоят из нот разного начертания, одна из них находится на линейке, другая – нет.
Интервалы, включающие четное количество ступеней:
Интервалы, включающие нечетное число ступеней (1,3,5,7,9) состоят из однотипных нот (обе перечеркнуты или не перечеркнуты линейкой).
Интервалы, включающие нечетное число ступеней:
Это свойство сохраняется в любом случае, вне зависимости от того в каком ключе записаны ноты. Что же касается тоновой величины интервала, то при чтении нот она просто не должна интересовать: она неизменно будет правильной, если читающий хорошо знает тональность.
Можно также аппликатурную реакцию на интервалы и аккорды отрабатывать при помощи карточек. Нужно предложить ученику выбрать верхнюю или нижнюю ноту в интервале и по ней следить за движением:
Развитие навыка упрощения нотного текста.
2)Исполнение в партии левой руки только сильной доли.
3)В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы). Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки, образующие первый аккорд (например: «Сурок» Л.Бетховена.)
Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.
Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по горизонтали и вертикали. Охват текста по вертикали дается легче в связи с привычкой читать словесный текст. Наиболее сложным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали. Для приобретения этого навыка ученику предлагается:
пьеса аккордового склада (Р.Шуман «Северная песня»):
Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь;
текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами – при этом вырабатывается умение определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие развернутой вертикали (например «Пьеса» Ю.Литовко):
3) записать пьесу гомофонного, полифонического, или аккордового склада на трех, или четырех нотных станах, а затем исполнить ее по партитуре.
Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.
Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать тональность.
Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени. Полезны также и упражнения, которые призваны решить две задачи. Кроме ладового ощущения, они приучают стереотипным последованиям звуков, наиболее часто встречающихся в произведениях (чаще в аккомпанементе). Такие функциональные последования как :
Для того, чтобы ученик учился видеть нотный текст заранее, проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно снова применить прием постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил.
Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.
Ансамблевая форма музицирования.
Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.
Формирование навыка восприятия группировки длительностей.
Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же правилам.
Принцип от простого к сложному:
Формирование навыка игры без остановок.
Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.
Брянская Ф. «Навык чтения с листа, его структура и принципы развития».
Смирнова Т. «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано».
Баренбойм Л. «Путь музицирования».
Рябов И.М. Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».