формы для отливки икон
Технология литья икон в XVIII-XIX веках
На этой странице размещена информация о технологии литья икон и киотных крестов в XVIII-XIX веках. Изделия других периодов, а также нательные кресты указанного периода изготовления могли отливаться как по описанной технологии, так и с использованием иных технологий литья.
Задачка
| |
Иконка с дефектом «двойное изображение» с форума «Христианство в искусстве» | Иконка с аналогичным дефектом из коллекции Соловецкого музея |
Однажды на форуме сайта «Христианство в искусстве» был задан вопрос, как могло получиться двойное изображение на литой иконке. Если Вы в состоянии уверенно объяснить появление подобного дефекта, тогда читать дальнейший текст Вам, скорее всего, не имеет смысла. Тем же, кто не может дать уверенный ответ на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с технологией литья икон в XVIII-XIX веках. Кстати, на форуме ответ на заданный вопрос так и не был получен.
Первоисточники
Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В «Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное» есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.
Технология литья в землю
Определения
Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается.
Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.
Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).
Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%.
Формовка производится в опоках. Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом
Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».
Упрощенное описание процесса изготовления формы
а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается нижняя опока 4 рабочей плоскостью вниз.
б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.
в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.
г) Излишек формовочной смеси срезается.
д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.
е) На нижнюю опоку 4 устанавливается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.
ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опоки. Выполняются наколы для вентиляции формы.
з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.
и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)
к) Модели извлекаются из формы.
«Неверные» термины
Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).
Во всех современных справочниках по литью технология литья в землю рассматривается как наиболее простая технология, с помощью которой можно получить только грубые отливки. Про то, что наши предки литьем в землю могли получать изделия с ювелирным качеством отливки, все забыли.
На нашем предприятии, как и в производстве наших основных конкурентов, при литье икон используется технология литья по восковым выплавляемым моделям. Но нельзя исключить, что где-то нашелся умелец, который воссоздал технологию литья старых мастеров. И тогда его отливки ничем не будут отличаться от отливок прежних веков.
Проверьте себя
Теперь, когда Вы познакомились с технологией изготовления форм для литья икон в XVIII-XIX веках, вспомните вопрос, заданный в начале этой страницы. Возможно, Вы уже сумеете дать на него правильный ответ.
Когда формовщик перевернул заформованную нижнюю опоку, он увидел, что одна из моделей сместилась, и отливку делать нельзя (например, сместившаяся модель перекрыла литейный канал или зазор между моделями стал настолько мал, что появился риск прорыва формы в этом месте при заливке металла). Вместо того, чтобы заново переформовать нижнюю опоку, формовщик вынул сместившуюся модель, вдавил ее в «правильном» месте и продолжил формовку. Но первый, «неправильный» отпечаток при этом полностью не исчез. В результате в форме, а затем и в отливке, сформировалось «двойное» изображение.
И этот очевидный брак вместо того, чтобы быть отправленным в плавильную печь, попал в продажу. Видимо, вопреки распространенному мифу о высочайшей ответственности мастеров прошлых веков, некоторые из них не были непогрешимыми работниками, и им тоже были свойственны слабости. Есть тому и другие подтверждения. Но это уже совсем другая история.