формы для отливки икон

Технология литья икон в XVIII-XIX веках

На этой странице размещена информация о технологии литья икон и киотных крестов в XVIII-XIX веках. Изделия других периодов, а также нательные кресты указанного периода изготовления могли отливаться как по описанной технологии, так и с использованием иных технологий литья.

Задачка

формы для отливки икон. Смотреть фото формы для отливки икон. Смотреть картинку формы для отливки икон. Картинка про формы для отливки икон. Фото формы для отливки икон формы для отливки икон. Смотреть фото формы для отливки икон. Смотреть картинку формы для отливки икон. Картинка про формы для отливки икон. Фото формы для отливки икон
Иконка с дефектом «двойное изображение» с форума «Христианство в искусстве»Иконка с аналогичным дефектом из коллекции Соловецкого музея

Однажды на форуме сайта «Христианство в искусстве» был задан вопрос, как могло получиться двойное изображение на литой иконке. Если Вы в состоянии уверенно объяснить появление подобного дефекта, тогда читать дальнейший текст Вам, скорее всего, не имеет смысла. Тем же, кто не может дать уверенный ответ на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с технологией литья икон в XVIII-XIX веках. Кстати, на форуме ответ на заданный вопрос так и не был получен.

Первоисточники

Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В «Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное» есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.

Технология литья в землю

Определения

Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается.
Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.
Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).
Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%.
Формовка производится в опоках. Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом
Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».

Упрощенное описание процесса изготовления формы

формы для отливки икон. Смотреть фото формы для отливки икон. Смотреть картинку формы для отливки икон. Картинка про формы для отливки икон. Фото формы для отливки икон а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается ниж­няя опока 4 рабочей плоскостью вниз.

б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.

в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.

г) Излишек формовочной смеси срезается.

д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.

е) На нижнюю опоку 4 устанавли­вается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.

ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опо­ки. Выполняются наколы для вентиляции формы.

з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.

и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)

к) Модели извлекаются из формы.

«Неверные» термины

Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).

Во всех современных справочниках по литью технология литья в землю рассматривается как наиболее простая технология, с помощью которой можно получить только грубые отливки. Про то, что наши предки литьем в землю могли получать изделия с ювелирным качеством отливки, все забыли.

На нашем предприятии, как и в производстве наших основных конкурентов, при литье икон используется технология литья по восковым выплавляемым моделям. Но нельзя исключить, что где-то нашелся умелец, который воссоздал технологию литья старых мастеров. И тогда его отливки ничем не будут отличаться от отливок прежних веков.

Проверьте себя

Теперь, когда Вы познакомились с технологией изготовления форм для литья икон в XVIII-XIX веках, вспомните вопрос, заданный в начале этой страницы. Возможно, Вы уже сумеете дать на него правильный ответ.

Когда формовщик перевернул заформованную нижнюю опоку, он увидел, что одна из моделей сместилась, и отливку делать нельзя (например, сместившаяся модель перекрыла литейный канал или зазор между моделями стал настолько мал, что появился риск прорыва формы в этом месте при заливке металла). Вместо того, чтобы заново переформовать нижнюю опоку, формовщик вынул сместившуюся модель, вдавил ее в «правильном» месте и продолжил формовку. Но первый, «неправильный» отпечаток при этом полностью не исчез. В результате в форме, а затем и в отливке, сформировалось «двойное» изображение.

И этот очевидный брак вместо того, чтобы быть отправленным в плавильную печь, попал в продажу. Видимо, вопреки распространенному мифу о высочайшей ответственности мастеров прошлых веков, некоторые из них не были непогрешимыми работниками, и им тоже были свойственны слабости. Есть тому и другие подтверждения. Но это уже совсем другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *