формы управления процессом обучения

Методы, стили и формы управления педагогическими системами

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

Где темен стиль, там царствует заблуждение.

Любая деятельность, в том числе и управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов. Методы управления — это способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с субъект-объектами управления для достижения намеченных целей управления.

В педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Методы управления нацелены на управляемый объект — саму систему или ее подсистему, методы руководства — на конкретных исполнителей, осуществляющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности.

В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления.

В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:

по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);

по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;

по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;

по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, воле-

С.232

вой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

Выделяются три группы методов внутришкольного управления в такой последовательности: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические.

Социально-психологические методы — это методы управле­ния социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.

Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.

Организационно-распорядительные методы — это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих за­дач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

В этой группе методов находятся создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в организационной структуре.

Одним из видов распорядительных форм и методов управления являются административные формы и методы. Это мето­ды властной мотивации, основанные на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу и имеющие обязательный характер. Административные формы и методы воздействия необходимы для защиты интересов общества, коллектива, человека; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется их взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками своих обязанностей.

Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления образовательным учреждением (ОУ), определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ОУ, отработанной процедуры принятия и реализации

С.233

решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед ОУ, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

Стиль руководства выражается в том, как руководитель действует, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.

Существует несколько концепций стиля руководства.

Основателем одной из концепций является профессор Мичиганского университета Д. Макгрегор (1909 — 1964). Он разработал теорию, состоящую из двух частей:

теории «Л», описывающей руководство с опорой на методы принуждения и поощрения;

теории «У», в которой основное внимание уделяется созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности. В рамках этой теории выделяются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти, преувеличением роли административно-правовых методов в управлении, единоличным решением большинства вопросов деятельности коллектива, сознательным ограничением контактов, сохранением дистанции с подчиненными. Руководитель, которому присущ авторитарный стиль управления, стремится концентрировать власть в своих руках. Он рассматривает работников только как подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной заботы, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу.

Демократический стиль управления есть оптимальное для конкретных условий сочетание централизма и децентрализации, требовательности сверху и снизу, при котором субъекты деятельности одновременно являются субъектами управления в пределах их возможностей. Руководитель, которому присущ демократический стиль управления, принимает решения также сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, привлекая их к руководству деятельностью коллектива, поручая им те или иные участки и делегируя необходимые для этого полномочия.

Либеральный стиль управления характеризуется безвластием, устранением руководителя от исполнения управленческих функ­ций, отсутствием властных требований к подчиненным. Либе-

С.234

ральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать ответственность другим; учитывать их мнения при принятии решений, а часто и идти у них на поводу; предоставлять исполнителям свободу, граничащую с невниманием и попустительством.

Согласно современным взглядам на деятельность руководителя ни один из стилей управления не является самым эффективным во всех случаях. Эффективно гибкое, ситуационное руководство. В зависимости от решаемых коллективом задач и условий деятельности наиболее эффективным может оказаться любой из трех стилей руководства.

Так, авторитарный стиль эффективен при низком уровне развития коллектива, а также когда существует критическая ситуация, требуются быстрое принятие и реализация решения. Демократический стиль управления эффективен в сложившихся, зрелых коллективах. В таких педагогических коллективах люди способны реализовать себя как субъектов деятельности ОУ. Либе­ральный стиль оптимален в коллективах, также находящихся на высоком уровне развития и способных к самоуправлению. В таких коллективах создана творческая атмосфера и исполнители могут самостоятельно ставить задачи и определять способы их решения.

Таким образом, руководитель должен уметь выбирать стиль, наиболее соответствующий состоянию коллектива, решаемым задачам и условиям деятельности.

Условия функционирования образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления.

Форма управления выступает способом существования и выражения его содержания, т.е. способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совме­стной деятельности в управленческом процессе. Фактически она определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия.

Характерной особенностью методов педагогического управления является выбор целесообразных форм совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, педагогов и обучающихся. К ним относятся методы организации совместной деятельности и общения, регулирование отношений, регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности воспитанников.

Методы реализуются в следующих формах: коллективные творческие дела, воспитывающие ситуации, самоуправление, воспитательные традиции, общественное мнение. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления.

В образовательном учреждении как педагогической системе сотрудничество в коллективе складывается на основе коллегиаль

коллегиальных форм управления. Главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. При проведении эксперимента создается совет экспериментальной площадки. Немалое значение в решении задач придается педагогическому совету.

На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы, проектные группы, кружки и группы качества, дни диагностики, регулирования и коррекции, группы оперативной помощи и поддержки как детей, так и членов коллектива, консультационные службы помощи и доверия.

Целостная система форм управления образовательным учреждением позволяет участникам процесса управления проводить в жизнь необходимые решения, добиваться определенных результатов.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под менеджментом и педагогическим менеджментом?

2. В чем заключается специфика педагогического менеджмента?

3. Назовите основные подходы к управлению социальными системами.

4. Что является объектами и субъектами управления педагогическими системами?

5. Какие явления в сфере управления образованием обусловили необходимость ее коренных преобразований?

6. В чем состоит особенность современного этапа развития управления образованием в Российской Федерации?

7. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

8. Раскройте признаки общественного управления образованием.

9. Охарактеризуйте понятия «диверсификация» и «разгосударствление» образования.

10. Что означает понятие демократизации организационно-педагогической структуры современной школы?

11. Какие применяются подходы к выделению функций управления? Назовите основные функции управления педагогическими системами и их особенности.

12. Какие функции управления образовательного учреждения можно отнести к специфическим?

13. В чем заключается регулирование в образовательном процессе?

13. Какими аргументами определяется значение целеполагания как самостоятельной функции управления?

14. Охарактеризуйте принципы управления современными педагогическими системами.

Источник

Формы и методы управления образовательными системами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие образовательных систем

Экономическая ситуации в мире характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к постиндустриальному. В такой модели основной упор делается на информацию и знание. Рынком руководит тот, кто обладает достаточным объемом уникальной информации. Среди факторов производства наиболее ценным становится человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний и профессионализма трудовых ресурсов. Подготовка кадров, подбор персонала, управление человеческим ресурсом становятся ведущими задачами, стоящими перед предпринимателем.

Обеспечение внутренних экономических потребностей кадрами и работниками осуществляется системой образования. Она представляет собой совокупность процессов и инноваций в образовательной сфере, способную удовлетворить общественные потребности в знаниях. Современная система образования имеет следующие характеристики:

Объектами образовательной системы страны являются учреждения и организации, где реализуется процесс обучения. Число объектов регулируется государственными органами управления в зависимости от текущих потребностей общества. Структура образовательной системы поддерживается за счет стандартов и регламентации рабочих процессов.

Большинство объектов образования относятся к открытой системе. В них происходит обмен кадрами, учениками. Финансируются такие объекты за счет различных уровней бюджета. Существуют закрытые образовательные системы, формируемые под влиянием территориальных или социально-культурных факторов. Обычно к ним относят учреждения в исторических городских центрах, в небольших населенных пунктах, а также элитные образовательные организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы управления системами образования

В образовательной сфере происходит деление на методы управления и руководства. Первые организуют работу всей образовательной системы в целом, либо занимаются организацией деятельности ее отдельных подсистем. Методы руководства подразумевают регулирование отношений между людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Основными методами управления в системе образования считаются методы организации социально-психологической среды. Они направлены на оптимизацию массовых процессов с использованием большого массива информации. Воздействие оказывается на коллективы, группы, так же выделяют внутригрупповое управление, занимающееся индивидуально-личностным воздействием.

Экономические методы управления реализуются через систему поощрений и штрафов. Они направлены на стимулирование процессов за счет мотивации работников.

Прямое централизованное воздействие на систему образования осуществляемое при помощи регламентов, инструкций, планов и распоряжений, что относится к распорядительным методам управления. Обычно они применяются для поддержания стабильности связей.

Административные методы управления основываются на властной мотивации, субординации, носят безоговорочный характер. Применяются для защиты интересов личности, коллектива или группы людей. С их помощью реализуются отношения руководитель-подчиненный с соблюдением прав обеих сторон.

Специфическим методов управления систем образования является педагогический метод. Он широко используется руководителями образовательных учреждений. Так же педагогический метод способствует развитию и формированию личности руководителя. Через непосредственное воздействие на работу педагогического коллектива, например, путем денежной мотивации, директор учебного заведения получает возможность оказывать воздействие на учащихся. Педагогическое управление со стороны преподавательского состава должно быть направлено на выработку определенных социальных и психологических черт у учащихся, а также стимулировать их к независимости мнения, самосознанию, сотрудничеству и самовыражению.

Формы управления системами образования

Особенности функционирования образовательного учреждения требуют различных форм управления системой образования. К формам управления относят организацию взаимодействия между субъектами и объектами, помощь в осуществлении межличностного общения. То есть, форма управления определяет организационные рамки, в которых происходит взаимодействие.

Основная форма управления в образовательной системе сводится к совместной деятельности педагогов и учеников. К ней относят:

Совместная деятельность может реализовываться через творчество, самоуправление, разбор текущих ситуаций в сфере воспитания, организацию ученических коллективов, кружков, секций, внедрение традиций или выяснение общественного мнения.

Система образования представляет собой сложную иерархичную структуру, спецификой которой является взаимодействие взрослых и детей. Она требует особого подхода к организации обучающих процессов, формированию структуры, реализации управленческой функций, форм и методов. В образовательных учреждениях управление осуществляется на основе коллегиальных форм управления. Так как необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между учениками и преподавателями, для чего на базе учреждения формируется педагогический совет. При этом важно сохранять условия целостности в целях поддержания функционирования всей структуры, а также для внедрения принятых решений в практическую жизнь.

Источник

Формы и методы управления педагогическими системами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Нформы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обученияЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Формы и методы управления педагогическими системами

Выполнила: Вырвич Елена Николаевна

Слушатель курса: «Практический менеджмент в управлении образованием»

Руководитель курса кандидат психологических наук, доцент

Шелепанова Надежда Владимировна

Цель данного реферата: определение влияния выбора форм и методов управления на развитие школы, как комплексной социально-педагогической системы. К числу основных задач относятся:

познакомиться с методами педагогического менеджмента;

рассмотреть содержание и структуру педагогической системы, как объекта управления;

раскрыть содержание форм и методов управления школой, как компонентом социально-педагогической системы.

Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов. Для развития образования необходимо задействовать множество факторов, но только управление их системой может привести к положительному результату.

Современные условия развития общества, перемены в системе образования, появление новых подходов в воспитании и обучении держат курс на повышение качества учебно-воспитательной работы, что для администратора в образовании означает способность оценить это качество [4, с. 163]. Для разрешения противоречий, сложившихся в традиционном образовании, необходимы новые подходы к управлению педагогической системой. Они должны учитывать возможности и природные способности членов педагогического и ученического коллективов, ориентироваться на удовлетворение их потребностей и интересов, обеспечивать условия для их жизненного самоопределения и самореализации.

Каждая отдельно взятая педагогическая система (детский сад, общеобразовательная школа, техникум и т.п.) является сложной и реальной потому, что она в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов, отделений и т.п. Вместе с тем сама эта система является частью или подсистемой более крупной системы высшего уровня: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое или высшее образование.

Исследование структуры педагогической системы позволяет сделать вывод о том, что она достаточно сложна, разветвлена и каждый ее компонент связан со всеми другими, а все другие связаны с ним. Управление педагогической системой сегодня требует не команд, а научного управления.

Глава 1. Методы управления в педагогическом менеджменте

объекту управления (федеральные, региональные);

субъекту управления (административные, хозяйственные);

целям (стратегические, тактические, оперативные);

механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

В педагогическом менеджменте рассматривают четыре группы методов управления (схема 1):

Методы педагогического менеджмента

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

формы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обученияформы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обученияформы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обученияформы управления процессом обучения. Смотреть фото формы управления процессом обучения. Смотреть картинку формы управления процессом обучения. Картинка про формы управления процессом обучения. Фото формы управления процессом обучения

Методы экономического стимулирования реализуются путем претворения в жизнь важного принципа — от каждого по способностям, каждому по труду, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так называемый педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звания, качество и т. д.

Организационно-распорядительские, или административные методы, реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т. п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции.

Психолого-педагогические методы реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т. д. С помощью этих методов:

осуществляется планирование социального развития коллектива;

устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе;

повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения;

воспитывается групповое самосознание и чувство коллективной ответственности;

изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности.

Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

Методы общественного воздействия реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, путем развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся.

В целом успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента руководителями учреждений предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

морально-психологический климат в системе субъект-субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении);

временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность в первую очередь.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Глава 2. Внутришкольный менеджмент

2.1. Школа, как социально-педагогическая система и объект управления

Школа – сложный организм, представленный системой «администрация – учитель – ученик», где неотъемлемым элементом является человек. Человек активно участвует в формировании этой системы, влияет на характер связей и отношений, их функционирование и развитие.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Следовательно, управление школой – есть управление социальной системой. Что же является объектом управления в школе? Объект управления – система совместной деятельности людей, а управление – это деятельность, направленная на достижение результата. Существенную роль в решении этой задачи решает выбор форм и методов управления.

Современная ситуация показывает, что управление педагогическим процессом в целом, и школой в частности, остается в большей степени авторитарно ориентированным, что является гибельным для творческого самопроявления личности как педагога, так и учащегося. Это не соответствует новым условиям и изменившимся требованиям общественной жизни. Рыночные приоритеты задают ранее не востребованные ориентиры развития социальных качеств личности: расчет на собственные силы, инициативу, предприимчивость, расширение индивидуальной свободы и ответственности, значимость личного успеха.

Одна из основных задач, стоящих перед коллективом школы – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

2.2. Управление функционированием и развитием школы, как педагогической системой

Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления ею и перевода в режим развития. Для этого необходимо четко определить:

реальный вид и цель школы;

информационное обеспечение: выявить интересы, возможности учеников, запросы их родителей;

оценить кадровые, материально-технические, психологические условия, для удовлетворения выявляемых потребностей;

определить (выбрать, разработать) свой вариант учебного плана;

выбрать систему обучения: индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую для школ различных ступеней и групп учащихся;

определить режим организации учебно-воспитательной работы (5—6-дневная неделя, первая и вторая половина дня);

определить приоритетные условия: кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические — для достижения в школе поставленных целей.

Основные функции методов управления — это реализация содержания управления школой, поиск путей совершенствования этой деятельности; стимулирование деятельности по управлению: организация координации, регулирования согласованной деятельности.

Управление школой, как образовательной системой — это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие школы и основных ее частей. Коджаспирова Г.М. выделяет следующие методы управления образовательной системой [2, с. 192]:

методы стимулирующего воздействия;

В современных условиях все школы уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как планирование. И это не случайно, так как главным назначением управления является обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Метод управления — это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.

Основные функции методов управления — это реализация содержания управления школой, поиск путей совершенствования этой деятельности; стимулирование деятельности по управлению: организация координации, регулирования согласованной деятельности. Привычные для образовательной школы методы управления обогатились новыми методами за счет появления в школах психологических служб, психоло-физиологических лабораторий. Например, анализы заменяются исследованиями, используются системы диагностики: тесты, карты, опросники, анкеты; используются методы участвующего наблюдения и собеседования.

2.3. Формы управления внутришкольными педагогическими системами

Механизм управления современной общеобразовательной школой изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы отношений школы и всех участников педагогического процесса. Структура этих отношений такова:

школа – внешняя среда;

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, методами и формами управления.

В число важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.

Содержанием деятельности педагогического совета, определяемым Уставом школы, является:

обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям Государственных стандартов;

внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;

обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качества учебно-воспитательной работы;

организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;

проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей; внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации; ходатайство перед органами управления образованием о присвоении категорий, званий, разрядов;

рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру; представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;

определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами;

организация опытно-экспериментальной работы; создание в структуре школы методических служб, центров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т. д. На заседании педсоветов выносятся для рассмотрения принципиальные вопросы жизни и деятельности школы.

содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;

содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;

содействие совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории.

В школах также используется такая организационная форма, как совещание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успеваемость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, система работы по развитию творческой активности учащихся и др.).

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания (оперативки) являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий, встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективность использования организационных форм управления школой, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью, взаимной заинтересованностью, пониманием необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в управлении педагогическими системами важны:

система организации планирования управленческой деятельностью;

способы реализации содержания этих программ;

выбор методов и форм управленческой деятельности.

Управление, направленное на улучшение, совершенствование и развитие образовательной системы, требует инновационного управления, то есть такого, которое меняет подходы к функциям управления, целям и предмету управления, методам и формам его реализации. Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности, как это было показано ранее, зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учащимися, каковы возможные пути их оптимального сочетания. Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.

Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею требует адекватного, а именно системного подхода. Проблема формирования организационной структуры управления требует, прежде всего, осмысления развития школы как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации, нуждается в системном видении объекта управления, понимании его особенностей.

Специфику целей и задач, методов и форм управления современной школой составляет демократизация ее организационно-педагогической структуры:

дифференцированные режимы труда и отдыха учащихся;

вариативная система организационных форм учебно-воспитательной деятельности;

система соуправления и ученического самоуправления;

Делая вывод, можно сказать: рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств учебно-воспитательной работы. Важнейшим системообразующим фактором является правильный выбор форм и методов управления в соответствии с требованием высокой оперативности решения данных вопросов. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов. Таким образом, цель реферата достигнута.

«Управление, труд руководителя — это творческий процесс, порой искусство всей системы действий» (Ф. Генов).

4. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). – М., 2010. – 163-170 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *