форос монастырь на горе
Форосская церковь в Крыму
Форосская церковь возведена под перевалом Байдарские ворота недалеко от Фороса, на вершине Красной скалы, прямо над пропастью. Храм считается символом южного Крыма. Здесь вы узнаете факты и легенды об этой достопримечательности Крыма.
Возвели храм Воскресения Христова в 1892 году на Красной скале (Кизил-Кая) — живописном утесе над поселком Форос. Форосская церковь в Крыму построена на высоте 412 метров, с утеса открывается живописный вид на горы и море. Чуть выше церкви находится перевал Байдарские ворота со знаменитой аркой.
В 1924-м храм закрыли. Росписи закрасили краской. В 1927 году из храма вывезли всю ценную утварь. Кресты, сбросили, колокола переплавили. Все богатство храма пропало без следа. В 1934-м Форосская церковь (Крым) была куплена санаторием «Форос» за 18 000 рублей. Здесь была организована столовая.
В 1941-м в стенах церкви прятались пограничники местной заставы, потому стены сильно пострадали от пуль и снарядов. В церковь приходили молиться. Тогда же там появилась актуальная фраза «партизаны, бейте фашистов». Немцы вывезли из церкви стенные панели и даже подоконники, выполненные из каррарского мрамора. Форосская церковь стала использоваться как конюшня. От этого сильно пострадал пол.
После победы храм отреставрировали и открыли внутри Форосской церкви ресторан. В 1960 году здесь должен был состояться обед Хрущева и иранского шаха. Но последний отказался обедать в церкви, сказав, что это кощунство. Хрущев приказал снести ресторан. Теперь церковь использовалась в качестве склада.
В 1969 году в церкви произошел пожар и в огне погибли все иконы и фрески, остававшиеся внутри. Затем здание долгое время пустовало, и лишь в 1980 году приняли решение передать его заводу «Южмаш» для строительства пансионата. Но местные жители добились его отмены.
Реставрация церкви началась в 1987 году. Длились работы более 10 лет. Параллельно внутри проходили службы. В 1990-м Форосская церковь (Крым) была передана Московскому патриархату.
В 1997 году произошло очередное печальное для церкви событие — священника убили, а храм разграбили.
В 2004-м очередную реставрацию инициировал Леонид Кучма. В честь этого на входе висит памятная табличка.
Интересные факты про Форосскую церковь Воскресения Христова на горе Кизил-Кая:
Причина строительства заключалась в чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда, когда царь Александр III несколько часов лично удерживал потолок вагона, чтобы спасти близких. Произошло это в 1888 году.
После этого события чайный магнат Александр Кузнецов (владелец имения в Форосе) построил на скале церковь, которую Романовы часто посещали. Считается, что возведением храма он хотел сохранить за собой право на торговлю чаем, считавшуюся монополией царя.
Стоимость ее возведения составила 50 000 золотых рублей. Возведением занимался академик архитектуры Николай Чагин. Строительство велось вплоть до 4 октября 1892-го, когда храм был освещен. Ему дали название церковь Воскресения Христова, но преимущественно ее знают как Форосскую. При ней работала школа грамоты.
Можно приехать со стороны Байдарского перевала через Орлиное, где проходит дорога через Байдарскую долину. Это кратчайший маршрут из Симферополя. Сверху отлично видна Форосская церковь, фото ее отсюда будут самыми красочными. Почти рядом с храмом расположен перевал Шайтан-Мердвен.
Пешком к церкви можно прийти со стороны Шайтан-Мердвен по кромке Ай-Петринской яйлы, любуясь видами на ЮБК. Или по Байдарской яйле мимо Ильяс-Кая и горы Форос.
Форосская церковь.
Всякий раз, когда проезжаешь по знаменитой трассе Ялта-Севастополь, всегда невольно поднимаешь голову и направляешь свой взгляд вверх, любуясь очертаниями уникальной церкви, кажущейся такой воздушной и неземной. Своим расположением на отвесной Красной скале, на высоте 412 метров над уровнем моря. Форосская церковь как будто даёт возможность побывать в верхнем мире. Посмотреть на нашу землю с высоты птичьего полёта.
Одним словом побывав там однажды каждый раз как магнитом любого человека туда тянет снова и снова. Тем более очень приятно осознавать, что своим внешним и внутренним убранством она на мой взгляд является одной из главных достопримечательностей всего Южного берега Крыма. Весьма небольшая по своим размерам, она каждого посетителя завораживает своими точеными очертаниями и внутренним убранством. Любоваться её можно со всех сторон включая площадки как возле самой церкви, так и на подъезде к ней. Маленькая словно игрушечная она со всех сторон окружена редким лесом, серыми скалами и лазурным морем.
Сам храм Воскресения Христова как будто бы парит в пространстве над местечком Форос на высоте более 400 метров над уровнем моря. Виды просто завораживают и восхищают каждого посетителя.
В крымских землях заказчиком строительства выступил местный очень богатый землевладелец А. Г. Кузнецов, также имеющий обширный чайные плантации на острове Цейлон. Именно на своей продукции он в дальнейшем использовал изображение церкви в Форосе в качестве своего торгового знака для чая высшего сорта.
Здесь присутствуют многочисленные купола выполненые в стиле русского деревянного храмового зодчества. По своему силуэту эта церковь напоминает московские храмы постройки конца восемнадцатого века.
Внутренней росписью интерьера занимались известные художники-иконописцы К. Маковский и А. Корзухин. Исполнение мозаичных композиций было доверено очень знаменитому итальянскому мастеру из Винченсы – Антонио Сальвиатти, мастеру которому удалось выполнить важнейшее из его мозаичных произведений в венецианском соборе святого Марка.
Очень печально, но до наших дней ни мозаика, ни фрески этих великих мастеров не сохранились.
Освящение храма было произведено 4 октября 1892 года, эту церемонию проводил епископ Таврический Мартиниан (в миру Михаил Семёнович Муратовский). Через шесть лет, на десятую годовщину «чудесного спасения» царя Александра Третьего, на церковной службе присутствовали новый российский император Николай Второй со своей супругой и всей многочисленной свитой.
С приходом советской власти для Форосской церкви как для многих церквей, наступили тяжелые времена. Всё золотое убранство было вывезено, позолоченные кресты были сброшены и разбиты, колокола были переплавлены. Росписи в нем закрасили масляной краской, колокола и кресты отправили на переплавку, а настоятель был сослан на поселение в Сибирь. Ценные иконы бесследно исчезли.
Годы ВОВ также не прошли даром. В те времена в этом храме располагалась база пограничников, и под обстрелами церковь очень серьезно пострадала. Немецкие войска оккупировали церковь в 1942-м, в ходе оккупации они вывезли все стенные панели и подоконники из мрамора, устроили в храме конюшню.
В послевоенные годы в здании церкви был открыт ресторан, однако он просуществовал лишь до 60-х годов. Именно благодаря поступку церквиненавистника Н.С. Хрущева о церкви заговорили. Помог факт приглашения туда путешествовавшего по Крыму шаха Ирана, который наотрез отказался входить в храм, назвав такое его использование кощунством.
До 1969 года церковь использовали как склад, однако здесь произошел пожар и от нее остались лишь стены.
И лишь только в конце восьмидесятых годов прошлого столетия храм Воскресения Христова был передан в ведение Православной церкви.
Здесь были произведены очень масштабные и кропотливые реставрационные работы. После окончания всех работ было произведено повторное освещение храма в 1990 году.
Если будете там то помните, что сама церковь потрясающе смотрится, если встать у Байдарских ворот, находящихся выше Красной скалы. Это именно те ворота, через которые проходило так называемое старое шоссе, ведущее прямо к Севастополю.
До Форосской церкови можно добраться на автомобиле свернув с Южнобережного шоссе в сторону Байдарского перевала проехав всего 4 км. Расстояние до Форосской церкви от центра Севастополя — 50 км, от Ялты — 40 км, от набережной Фороса — 6 км.
Будучи там, обязательно побывайте в этом красивейшем месте! Удачи!
Храм Воскресения Христова (Форос)
Мiръ Россия Республика Крым Храм Воскресения Христова (Форос)
Храм Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Содержание
История [ править ]
Форосская церковь была возведена на средства Александра Григорьевича Кузнецова (1855 — 1895) — известного чаепромышленника, купца первой гильдии. С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь.
Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдём иную версию появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.
К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлёк лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь видна со всех сторон. Трудно было бы выбрать более живописное место для этой небольшой, но удивительно красивой церкви: красная скала, отделившаяся от основного массива гор, окружена густым зелёным лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше — бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом.
Церковь построена в византийском храмовом стиле, с системой внутренних опор — столбов и с применением многочисленных куполов (разной величины, всего их девять) по типу русских деревянных храмов. Своим силуэтом церковь напоминает московские церкви конца XVIII столетия. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича — плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождество Христово» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом.
В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.
Храм строился 4 года. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом в честь Воскресения Христова. А через 6 лет, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти, церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Феодоровной.
После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, ещё несколько лет совершались службы. Но очередь дошла и до неё. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был размещен склад.
Шли годы. В посёлках Форос, Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте, привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни. В зале, где несколько лет назад прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.
Однако после войны здесь вновь открыли ресторан, где кормили гостей вкусными блюдами и поили крымским вином. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне, её стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал, и, наконец, был закрыт и оставлен на полное разрушение.
Но, несмотря на многолетнее атеистическое воспитание, в сознании русского человека живо стремление к нравственному осмыслению своей жизни, стремлению к вере. А символом веры является Дом Божий — церковь. Может быть, поэтому в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Спасли храм неравнодушие и забота о будущем людей, по настоянию которых церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. Однако они этим не ограничились и потребовали отреставрировать Форосский храм, вернуть ему былое величие. Понадобилось 7 лет активных действий. Наконец, в 1987 году государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию. Жители посёлков Форос, Орлиное, Мухалатка, на общем сходе решили, что храм надо вернуть верующим. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем был поставлен молодой иеромонах Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев).
В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золочёные кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрёл медные колокола, установленные на звоннице. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.
Реставрация церкви произведена в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде. Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» созданы художником Александром Сергеевичем Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также пять живописных полотен «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение Христово» в алтаре церкви созданы художником Анной Ивановной Петровой в 2004 году, оба мастера принадлежат также к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Описание [ править ]
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.
Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Крым, городской округ Ялта, Старое Севастопольское шоссе (4 километра вверх от п. Форос и Южнобережного шоссе, 2 километра вниз от перевала Байдарские ворота)
Проезд: на машине, от Ялты — добраться по трассе до перекрёстка: налево Форос, направо пер. Байдарские Ворота; свернуть направо и подниматься почти до самого перевала.
Крымский блог
Неизвестные страницы истории Крыма
История Форосской церкви
Одним из самых известных крымских храмов, пожалуй, является храм Воскресения Христова, или, как его чаще называют, Форосская церковь. Она словно парит над землей, и у каждого, кто видит ее, невольно рождается вопрос: кто и почему построил церковь в таком необычном месте, на скале, на краю почти вертикального обрыва?
С появлением храма связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь (по другой версии — возлюбленная) хозяина форосского имения купца Александра Кузнецова однажды каталась в горах. Вдруг лошади, испугавшись чего-то, обезумели и понесли ее экипаж прямо в пропасть. Сдержать их было невозможно, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони вдруг резко остановились, словно перед ними поднялась невидимая стена. И тогда купец в честь чудесного спасения дочери решил построить на этом месте храм. Эта красивая история, однако, не имеет под собой реальных оснований. Хотя храм действительно был построен в память о чудесном спасении, но не купеческой дочери, а императорской семьи.
17 октября 1888 года у станции Борки в 50 км от Харькова сошел с рельсов царский поезд, следовавший в Санкт-Петербург из Крыма, где августейшее семейство отдыхало в Ливадии. Крушение произошло в два часа дня, когда поезд, спустившись с уклона, шел по ровной насыпи со скоростью почти 70 км/ч. Во всем составе, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только 5 (остались целыми и два паровоза). Остальные вагоны смяло и разбросало вдоль железнодорожного полотна, 21 человек погиб, более 40 были ранены. Царская семья во время крушения находилась в вагоне-столовой. И именно этот вагон пострадал чуть ли не сильнее всего: его сбросило на левую сторону насыпи, стены были сплюснуты и придавлены упавшей крышей. Но царская семья осталась цела. По одной из версий, император Александр III, отличавшийся недюжинной силой, удерживал обвалившуюся крышу вагона до тех пор, пока императрица с детьми и придворные не выбрались наружу. Но вряд ли это могло быть так, все-таки крыша вагона весила не одну тонну. А вот что истинная правда, так это то, что император и императрица оставались на месте катастрофы до самого вечера и не покинули его до тех пор, пока не была оказана помощь всем пострадавшим. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил холодный дождь), сам распоряжался извлечением людей из-под обломков разбитых вагонов, а императрица с медицинским персоналом обходила раненых, помогая им.
В честь чудесного спасения царской семьи по всей России прошли благодарственные молебны и начали возводиться церкви. В пределах одного только Севастопольского благочиния это событие было отмечено строительством двух храмов: храма Св. Пантелеймона в Инкермане и храма Воскресения Христова над Форосом.
Форосскую церковь заложили в начали строить в и закончили в году — финансировавший строительство владелец форосского имения Кузнецов был богатым человеком и не пожалел денег на возведение храма. Место для строительства на вершине Красной скалы было предложено инженером Блажновым, который считал эту точку центром пейзажа, открывающегося со стороны поселка. Проект был составлен академиком Николаем Чагиным, расписывали храм известные художники Маковский, Корзухин и Сверчков, мозаика была выполнена итальянскими мастерами.
В приход храма входили имения Форос, Тесели, Мшатка и село Байдары (нынешнее Орлиное). Добираться в храм было достаточно тяжело, тем не менее у паствы он пользовался популярностью.
Благодаря своему необычному местоположению церковь была нанесена как ориентир на мореходные карты. А вскоре Кузнецов, который был крупнейшим чаепромышленником в России, стал использовать изображение Форосской церкви еще и в качестве фирменного знака на жестяных коробочках со своим чаем.
В 1927 году из храма были изъяты церковные ценности (сосуды для богослужений, золотые подсвечники, драгоценные ризы с икон и сами иконы работы известных мастеров), в его закрыли, а с 1934 года церковь стала собственностью санатория «Форос». Там был устроен ресторан-закусочная для туристов — на месте алтаря сделали буфетную стойку, в молитвенном зале поставили 10 столов, в церковных подвалах разместилась кухня. В меню были шашлыки, пиво, крымские вина.
После войны к храму было пристроено еще одно общепитовское помещение, и ресторан заработал вновь. Говорят, что его любил посещать Хрущев, но один из таких визитов едва не закончился большим скандалом. Никита Сергеевич, сопровождая в поездке по Крыму шаха Ирана, пригласил гостя отобедать в ресторане — там уже были накрыты столы и все ждали высокопоставленных клиентов. Но шах, посмотрев на храм, категорически отказался от приглашения, сочтя это кощунством. Мероприятие было сорвано. Расстроенный Хрущев после этого распорядился снести ресторан, и его приказ был выполнен, но, к счастью, снесли только более поздние пристройки, а сам храм не тронули. Снести обветшавший и полуразрушенный храм решили уже в начале чтобы не отвлекал проезжавших мимо шоферов. Но жители Фороса встали на защиту своей церкви и добились объявления ее памятником архитектуры XIX века, чем спасли от полного разрушения.