фото крещения руси 28 июля 2021
350 тысяч верующих прошли крестным ходом по улицам Киева
Киев, 28 июля 2021 г.
Всеукраинский крестный ход по случаю 1033-летия Крещения Руси и дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира состоялся в Киеве 27 июля 2021 года. По приблизительным данным, в молитвенном шествии приняли участие 350 тысяч человек, сообщает Патриархия.ru.
Крестный ход начался в 13.30 после благодарственного молебна на Владимирской горке возле памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру, Крестителю Руси. Торжественное молитвенное шествие прошло с мощами святого князя Владимира и чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, которые были доставлены в Киев из разных регионов Украины.
Участники крестного хода несли кресты, хоругви, иконы, а также таблички с названиями епархий и плакаты в поддержку канонической Украинской Православной Церкви.
В начале величественной колонны шли сестры милосердия, монашествующие, священнослужители и архиереи во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. За Предстоятелем Украинской Православной Церкви следовали представители официальных делегаций Антиохийской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, многочисленные представители приходов из всех 53 епархий Украинской Православной Церкви, группы паломников из Грузии, Польши и Черногории, киевляне и гости украинской столицы.
Во время шествия верующие пели молитвы и тропарь Пасхи, приветствовуя участников и свидетелей масштабного шествия словами «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
На улице Грушевского Блаженнейший митрополит Онуфрий, духовенство и миряне остановились у поклонного креста и вознесли молитвы о упокоении душ погибших в центре Киева в февраля 2014 года. Архиереи возложили цветы.
Ввиду огромного количества участников, крестное шествие по маршруту протяженностью 3,5 километра продолжалось несколько часов. Около 14.30, когда святыни под праздничный перезвон внесли в Киево-Печерскую лавру, десятки тысяч верующих еще ожидали на Владимирской горке возможности присоединиться к общему шествию.
После прибытия духовенства в Лавру на площади перед Успенским собором началось всенощное бдение.
По окончании молитвенного шествия состоялся брифинг для представителей СМИ. В этом году в крестном ходе приняли участие 350 тысяч православных верующих — такую цифру во время брифинга озвучил Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Утром 28 июля в Киево-Печерской лавре состоится Божественная литургия. Ряд украинских СМИ будут осуществлять прямую трансляцию богослужения.
Празднование Дня Крещения Руси
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси
28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.
«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?
Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.
И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.
А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?
Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.
Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.
Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?
Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.
Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.
Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».
Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся
То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.
А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?
Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.
Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.
Почему православие, а не католицизм и не другая вера?
Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.
Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.
А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.
Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.
Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.
Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс
Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.
Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?
К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.
Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.
В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения
И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.
Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?
Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.
А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?
Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.
Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?
В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.
Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.
Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.
В честь Дня Крещения Руси крестные ходы прошли в России, Белоруссии и на Украине
Праздничные службы в храмах и особый колокольный перезвон. Православные христиане отмечают День Крещения Руси. Церковь чтит Святого равноапостольного князя Владимира, который принес древним славянам единую веру. И спустя больше тысячи лет об этом помнят миллионы верующих в России, Белоруссии и на Украине.
Праздничный перезвон ровно в полдень начинается на колокольне Храма Христа Спасителя и его подхватывают все православные храмы России, Украины и Белоруссии. Эта традиция появилась почти девять лет назад по инициативе патриарха Московского и вся Руси Кирилла. В своем праздничном обращении предстоятель Русской православной церкви подчеркнул духовное единство наших народов.
«Молитвами Святого равноапостольного Великого князя Владимира, да хранит Господь землю Русскую, да сохраняет в единстве весь наш исторический народ, ныне живущий в разных государствах, но вышедший из одной киевской купели Крещения», — сказал патриарх.
Сотни верующих участвовали в Крестном ходе в Херсонесе, где, по преданию, князь Владимир принял крещение. В их числе и участники мотоклуба «Ночные волки». Божественная литургия в главном храме города — Свято-Владимирском соборе.
«Для нас это светлый, хороший праздник, радостный, с настроением хорошим. Помыслы тоже у нас хорошие. Просить, чтобы мир был на земле, чтобы этот коронавирус уже ушел, здоровья всем своим близким просим», — говорит Антонина Евсеева.
Устраивать ли сегодня массовые мероприятия, в каждой епархии решали самостоятельно, в соответствии с короновирусной обстановкой в регионе. Где можно — старались после службы организовать и Крестный ход. Праздник ведь особенный.
«Это самый главный праздник в жизни Руси, потому что на вере православной, на наших традициях, которым уже 1033 года, и произошло строительство государства Российского. Наши предки говорили: «Ты настолько русский, насколько ты православный», потому что понятие «русский» произошло от православия», — отмечает Вячеслав Гиревой.
В нижегородском селе Сартаково сегодня престольный праздник. Крещение Руси — еще и День памяти князя Владимира. От небольшого деревянного Владимирского храма — Крестный ход к святому источнику.
«Слезы на глазах, душа поет и радуется. Мурашки по спине бегут, аж от самого затылка до пят», — делится Фатинья Жесткова.
С особым чувством звучит молитва и в строящемся Владимирском храме в московском районе Тушино. Здесь будет духовно-культурный центр имени Святого князя — Крестителя Руси. Строители трудятся даже в выходные и праздники.
В Белоруссии, у Лавришевского мужского монастыря, особая — Крещальная Божественная литургия. Под песнопения монастырского хора таинство крещения проходит прямо в реке Неман. Как воспоминание о том, как в Днепре более тысячи лет назад крестились киевляне. И здесь тоже говорят о духовном единстве православных народов.
«Это единство очень глубоко в наших сердцах и в нашей крови, и неоднократно наше единство было испытано на прочность; и есть вера в то, как мы раньше преодолели искушение, и современные проблемы будут преодолены», — отмечает председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви Игорь Васько.
Сегодня утром во всех украинских канонических православных храмах служили божественные литургии. Накануне в Киеве состоялся масштабный Крестный ход. В нем участвовали более 300 тысяч человек. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравления не только белорусскому президенту Александру Лукашенко, но и украинскому главе государства.
Сегодня Владимир Зеленский в соцсетях обратился к верующим по случаю «Дня Крещения Киевской Руси — Украины» — именно так, по его словам, следует называть сегодняшний праздник. Хотя никакой Украины во времена князя Владимира, разумеется, не существовало. Эксперты увидели в этом обращении о косвенный ответ на статью Владимира Путина о единстве русского и украинского народов.
«Киевская Русь — это мать нашей истории — 24 области Украины и полуостров Крым — ее родные дети. И они по праву ее наследники. А двоюродным племянникам и очень дальним родственникам не нужно посягать на ее наследство и пытаться доказать свою причастность к истории тысячи лет и тысячи событий, находясь от мест, где они происходили, за тысячи километров», — заявил Владимир Зеленский.
Похоже, статью российского лидера украинский президент все же прочитал, но за две недели, прошедших с ее выхода, так и не нашел, что возразить по существу. Вместо исторических выводов и научных фактов — демагогия и популизм.
Между тем, по данным соцопросов, более 40% украинцев заявили, что согласны с тезисом Владимира Путина о том, что русские и украинцы — единый народ. Причем на востоке и юге страны цифры еще выше — 65% и 56% соответственно.
«Ударили и по нашему духовному единству. Как и во времена Великого Княжества Литовского, затеяли новое церковное размежевание. Не скрывая, что преследуют политические цели, светские власти грубо вмешались в церковную жизнь и довели дело до раскола, до захвата храмов, избиения священников и монахов. Даже широкая автономия Украинской православной церкви при сохранении духовного единства с Московским патриархатом их категорически не устраивает. Этот зримый, многовековой символ нашего родства им надо во что бы то ни стало разрушить».
Один из таких многовековых символов — и образ Святого князя Владимира. Крестителя Руси.
28 июля 988. День крещения Руси. История празднование этой даты в России и СССР
28 июля в России будет отмечается День крещения Руси. Во избежание путаницы стоит отметить, что эта дата чисто символическая, установленная в современная время, в 2010 году, депутатами Госдумы и приуроченная ко дню памяти крестителя Руси Владимира Святославича.
На самом деле же точной даты крещения Руси нет и быть не может. Христианизация России — достаточно длительный и болезненный процесс: принятие новой религии сопровождалось сопротивлением народных масс, как это обычно и бывает. Восстания волхвов происходили и спустя 50 лет после крещения, а отдельные волхвы упоминаются в летописях спустя несколько столетий.
Кроме того, до сих пор точно не известен точный год крещения Руси. Общепринятой датой считается 988 год, но есть и другие мнения. Например, считают, что Крещение произошло на год раньше. Также называются 990 и 991 годы. Но общепринятая в в истории точка зрения относит крещение к 988 году.
Крещение Руси впервые праздновалось на государственном уровне в Российской Империи, в 1888 году. Это празднование стало одним из крупнейших общественных событий правления Императора Александра III.
Мысль о праздновании 900-летия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, представившему Св. Синоду свой проект празднества еще в 1886 году.
Но Синод принял соответствующее постановление лишь в феврале 1888-го, во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. Обер-прокурор Св. Синода Константин Победоносцев выступил с заявлением о том, что 900-летие Крещения Руси является настолько выдающимся юбилеем, что его следует признать событием не только для православной Руси, но и для всего православного мира.
Празднование Крещения Руси в Киеве в 1888 году
Помимо Киева, центрами празднования 900-летия Крещения Руси стали также Петербург и Москва. Размах праздников вполне соответствовал статусу двух столиц. Москва, по мнению “Московских ведомостей”, была “после Киева первым русским городом, стяжавшим себе вечную славу насаждением и укреплением православия в России. Ввиду этого участие Москвы в праздновании девятисотлетнего существования православия в России имело такое же первостепенное значение, как и участие Киева”. В Санкт-Петербурге 900-летие Крещения России праздновалось с “подобающим величием” при участи Государя и членов Царствующего Дома.
900-летие должно было предвосхищать предстоящее празднование 1000-летия Крещения Руси. Киевский митрополит Платон сказал в те дни: “давно бы следовало праздновать, и если не молились Богу за сто лет после крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией”.
Празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 году стало важной вехой в истории позднеперестроечной демократизации. Все же на государственном уровне в СССР прежде не праздновали религиозных праздников.
Первоначально масштабные торжества планировала устроить РПЦз. Православная церковь за границей считала именно себя наследником дореволюционного православия и находилась в весьма напряженных отношениях с московским Патриархатом.
Подготовка празднования началась в РПЦЗ за целых 11 лет до даты, когда была образована специальная комиссия по подготовке события. В 30-е годы РПЦз проводила торжества по поводу 950-летия крещения, так что опыт уже был.
Разумеется, в СССР не могли равнодушно пройти мимо этих приготовлений, тем более что церковь играла важную роль в послевоенной советской внешней политике, став дополнительным дипломатическим рычагом, а представлявший священническую дипломатию ОВЦС (отдел внешних церковных сношений) стал кузницей кадров для руководства РПЦ.
Поэтому еще при Брежневе в 1980 году было принято решение о масштабных празднованиях тысячелетия крещения Руси, что само по себе было достаточно необычно, ведь СССР всегда позиционировал себя в качестве атеистического государства.
Брежнев, будущий патриарх Алексий ll ( в центре) и дествующий в то время патриарх Пимен
Более того, Брежнев перед смертью распорядился передать церкви комплекс бывшего Даниловского монастыря, что само по себе стало сенсацией.
Пока шла подготовка, политическая ситуация в стране изменилась.
Начались Перестройка и Гласность, стало разрешено вслух говорить о перегибах и ошибках прошлого, вторая половина 80-х годов стала, пожалуй, самым необычным периодом в советской истории церкви.
Имидж православия России достиг пика, истории о гонениях большевиков на веру были в тренде, даже некоторые диссиденты сознательно принимали православие и становились верующими христианами из солидарности к некогда гонимым, но выстоявшим.
Весной 1988 года, незадолго до торжеств, Горбачев лично встретился с Патриархом и произнес речь, в которой назвал дату крещения важнейшей вехой в российской истории. Вскоре после этого из Оружейной палаты церкви был передан ряд конфискованных в советское время ценностей.
Горбачев и Патриарх Пимен
Группу видных митрополитов наградили орденами Красного знамени (звучит забавно, но правда). Среди награжденных были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и будущий «раскольник» и создатель УПЦ Киевского патриархата Филарет, в те времена еще считавшийся одним из вероятных кандидатов на престол патриарха РПЦ.
Празднование тысячелетия крещения состоялось в июне 1988 года. В Москву съехались иерархи всех православных церквей, масштабные торжества проходили в Москве, Киеве и других городах и широко транслировались по советскому телевидению. Аккурат к празднику состоялась очередная передача церкви конфискованного имущества, в частности, возвращены мощи, хранившиеся в музеях, и несколько монастырских комплексов.
Торжества оказались важными и для Горбачева, которому было важно продемонстрировать всем свои твердые намерения проводить в жизнь новую политику. После масштабных торжеств действительно изменилась церковная политика, началось массовое открытие храмов, были облегчены правила создания религиозных организаций, официальные СМИ начали освещать вопросы религии, священнослужители пошли в политику.
Столь масштабные торжества затмили более скромное празднование в РПЦз. Горбачев умело использовал момент, чтобы всем понравиться и заставить верить в скорые перемены. Церковь вышла из полуподполья и стала мейнстримом.