фрегат святой апостол павел
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
Истории парусного флота России. Часть вторая
Пакеботы «Святой Петр» и «Святой Павел»
В небольшом русском поселении Охотске весной 1735 года было необычно многолюдно. В тайге не умолкал звон пил и стук топоров, к берегу бухты подъезжали подводы с лесом и материалами для постройки судов. Среди матросов и плотников можно было увидеть темноволосого коренастого человека, отдававшего приказания. Это был руководитель организованной русским правительством Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции командор Витус Беринг.
Беринг находился на флагманском корабле экспедиции «Св. Петр». «Св. Павлом» командовал его соратник известный мореплаватель А. И. Чириков.
Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг в честь пакетботов назвал Петропавловской, а 4 июня 1741 года направилась на юго-восток искать берега Американского материка. Дойдя до 46 градуса северной широты и не обнаружив земли, оба судна повернули на северо-восток. 20 июня в густом тумане мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.
Пытаясь найти «Землю Гамы» (так в те времена в России называли Америку), Беринг проследовал на юг и 16 июля достиг наконец берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Св. Ильи. 26 июля со «Св. Петра» увидели остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен еще один остров, названный Берингом Туманным (ныне остров Чирикова), В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки.
Суровые условия плавания, неполноценность и однообразие пищи, недостаток воды вызвали на судне заболевания цингой. Поэтому 30 августа Беринг, из-за болезни слегший в постель, решил подойти к островам, чтобы укрыться от шторма и пополнить запасы воды. На берегу был захоронен умерший моряк, в честь которого открытая экспедицией гряда стала именоваться островами Шумагина.
Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Св. Иоанна (Ахта), Св. Маркиана (Кыска), Св. Стефана (Булдырь). Однако со второй половины сентября «Св. Петр» не выходил из полосы жестоких осенних штормов, запасы продовольствия в воды подходили к концу, цинга косила матросов одного за другим.
Заметив 4 ноября остров, Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросилось на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.
Проведя тяжелую зиму на острове, названном членами экспедиции островом Беринга, и похоронив умершего 8 декабря 1741 года своего командора, оставшиеся в живых члены экипажа построили из остатков разбитого штормом пакетбота небольшое суденышко и 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку.
В то время как «Св. Петр» завершал свое трудное плавание, «Св. Павел» проследовал далее на восток, а затем на северо-восток и утром 15 июля 1741 года открыл землю, признанную Чириковым «подлинною Америкою». Следуя вдоль берега в поисках удобной якорной стоянки, «Св. Павел» через два дня у берегов острова (ныне остров Якоби) обнаружил залив, для осмотра которого к берегу была направлена шлюпка с десятью вооруженными матросами во главе со штурманом корабля. Однако на пакетбот моряки не вернулись. Шесть дней спустя на их поиски была отправлена вторая шлюпка, которую постигла та же участь.
Оставшись без шлюпок, «Св. Павел» был вынужден возвращаться на Камчатку и, открыв на обратном пути острова Кадьяк, Умнак, Агатту и Атту, 10 октября прибыл в Петропавловскую бухту.
Летом следующего года Чириков, предполагая, что все открытые им ранее острова являются продолжением Американского континента, повторил на «Св. Павле» плавание к островам Алеутской гряды. Однако, обследовав остров Атту и убедившись, что это не выступ земли, а остров, лег на обратный курс и вскоре снова возвратился к берегам полуострова Камчатка.
Открытия Витуса Беринга, Алексея Чирикова и их товарищей в первой половине XVIII века по праву считаются одними из самых значительных не только в России, но и во всем мире.
Бриг «Меркурий»
Это произошло 14 мая 1829 года, в дни русско-турецкой войны. Небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий», неся дозорную службу, находился в районе Босфора. Утром русские корабли неожиданно встретились с шедшей навстречу турецкой эскадрой, в составе которой было восемнадцать судов, в том числе шесть линейных кораблей и два фрегата. Увидя подавляющее превосходство сил противника, русский отряд решил не принимать боя.
Подняв все паруса, «Штандарт» и «Орфей» быстро ушли от погони турецких судов. «Меркурий», скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре был настигнут неприятельскими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей», на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.
Тем временем неприятельские линейные корабли уже приблизились на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходство в артиллерии, враг предвкушал легкую добычу. Ведь на крошечном русском суденышке было всего лишь восемнадцать орудий! «Селимие», пытаясь дать бортовой залп по рангоуту брига, стал выходить с правого борта, но умелым маневром Казарский оставил противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее другой турецкий корабль все же сумел занять огневую позицию с левого борта, и «Меркурий» попал под перекрестный огонь.
Пользуясь парусами и веслами, экипаж «Меркурия» мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, подставляя им все время корму. При этом русские моряки сами вели меткий ответный огонь из всех орудий и ружей.
Славные традиции брига «Меркурий» бережно хранят моряки нынешнего поколения. На широких просторах морей и океанов гордо несут Флаг Страны Советов морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память Меркурия» Краснознаменного Черноморского флота.
Заложен 28 января 1819 года в Севастополе, спущен на воду 7 мая 1820 года. Длина 29,5 м, ширина 9,4 м, осадка 2,95 м. Вооружение: 18 орудий.
Линейный корабль «Азов»
18 июля 1696 года русской армией после упорной осады была взята турецкая крепость Азов. Особую роль при этом сыграл молодой русский флот, корабли которого блокировали крепость с моря и лишили турок возможности производить подвоз подкреплений. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям и свободу торговли.
Через 130 лет в честь этой победы был назван 74-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду с эллинга Архангельского адмиралтейства. В том же году «Азов» перешел с Белого в Балтийское море, а год спустя, возглавив эскадру в составе 4 линейных кораблей и 4 фрегатов, под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга М. П. Лазарева покинул Кронштадт. Кораблям российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, оказывавшими помощь восставшему против турецкого ига греческому народу.
1 октября 1827 года русский отряд встретил англо-французскую эскадру. С прибытием русских объединенные силы союзников стали насчитывать 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 малых судов, на вооружении которых было 1300 орудий. Как по количеству больших кораблей, так и по числу пушек русский отряд оказался наиболее сильным.
Турецко-египетский флот, в составе которого было 3 линейных корабля, 23 фрегата, 42 корвета, 15 бригов и 8 брандеров (2300 орудий), под командованием Мухаррем-бея в это время стоял на удобной для боя позиции в Наваринской бухте. На ультимативное требование, подписанное командиром русского отряда контр-адмиралом Л. П. Гейденом и флагманами эскадр союзников, прекратить военные действия против Греции турки не ответили, и союзные корабли 8 октября направились к Наварину.
К заходу солнца сражение было закончено. Неприятельский флот был почти полностью уничтожен. Противник потерял более 60 кораблей, до 7 тысяч человек и был вынужден прекратить действия против греческого народа.
В настоящее время славные боевые традиции «Азова» продолжает один из новейших больших противолодочных кораблей Краснознаменного Черноморского флота, на мачте которого гордо реет гвардейский Военно-морской флаг Советской державы.
Длина 54,65 м, ширина 14,63 м, осадка 6,55 м. Вооружение: 74 орудия.
Фрегат «Паллада»
Под командованием первого своего командира капитан-лейтенанта П. С. Нахимова, ставшего впоследствии одним из выдающихся русских флотоводцев, а затем других офицеров этот корабль на протяжении почти двух десятилетий достойно нес ратную службу и неоднократно совершал дальние плавания.
В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. Для составления летописи плавания и ведения протоколов переговоров с японцами на борту «Паллады» находился служащий департамента внешней торговли известный русский писатель И. А. Гончаров. В 1858 году свои впечатления об этом плавании он описал в знаменитом путевом очерке «Фрегат Паллада».
Бури и штормы сопровождали корабль во время всего похода. Уже на первом этапе плавания в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат продолжил поход. Вместе с ним шла небольшая шхуна «Восток», купленная в Англии для нужд экспедиции.
12 апреля 1853 года «Паллада» покинула гостеприимные берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил «Палладу» в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.
Пока шли длительные переговоры с японцами, офицеры «Паллады» под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К. Н. Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева (ныне Самсанбон).
В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести «Палладу» в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать это не удалось, и «Паллада» направилась для зимовки в Императорскую (ныне Советскую) гавань.
Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» для буксировки «Паллады» в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.
Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко приказал уничтожить корабль, и 17 января 1856 года у поста Константиновский «Паллада» была затоплена экипажем.
Благодарные потомки и сейчас помнят знаменитый корабль. На берегу бухты Постовая, возле того места, где затоплен фрегат, 23 октября 1956 года в честь его подвигов и походов был установлен памятник; в музеях экспонируются поднятые водолазами детали и снаряжение «Паллады».
Длина 52,7 м, ширина 13,3 м, осадка 4,3 м. Вооружение: 44 орудия.
Святой Павел (корабль, 1693)
«Святой Павел» (полное название «Святой апостол Павел», также известен как «Апостол Павел») — русское торговое судно, заложено Петром I в 1693 году в Соломбале. Спущено на воду 20 мая 1694 года. [1] Одно из шести трехпалубных торговых судов, построенных на государевой верфи в период с 1694 по 1701 годы. [2]
«Святой Павел» имел на вооружении 24 пушки. Они были отлиты на заводе в Олонце лично Петром I. Также Петр собственноручно выточил такелажные блоки судна.
«Святой Павел» получил «проездную грамоту» на право заграничной торговли и ходил под трехцветным флагом. [3]
Примечания
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Святой Павел (корабль, 1693)» в других словарях:
Святой Павел (корабль) — Название «Святой Павел», в честь апостола Павла, носили несколько русских кораблей: Святой Павел (корабль, 1693) торговый корабль, построен в Соломбале Святой Павел (фрегат) 30 пушечный фрегат, построен в Архангельске в 1710, переведен на… … Википедия
Морские операции русского флота в Северной войне — Статья посвящена истории боевых действий на море в период Великой Северной войны Великая Северная война … Википедия
Морские операции Русского флота в Северной войне — Статья посвящена истории боевых действий на море в период Великой Северной войны Великая Северная война Морской бой при острове Эзель (современный Сааремаа) Конфли … Википедия
Балтийский флот во время Северной войны — Великая Северная война Морской бой при острове Эзель (современный Сааремаа) … Википедия
Архангельский морской порт — торговый, крупный порт СССР в устье р. Сев. Двины, в 50 км от Двинского залива Белого моря. Важный пункт каботажных связей с районами Советского Севера. Продолжительность навигации 6 7 мес. Имеет большое значение в экспорте лесоматериалов … Большая советская энциклопедия
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия
Флаг России — Государственный флаг Российской Федерации Россия … Википедия
Переяславская флотилия — Флотилия была создана на Плещеевом оз. близ Переславля Залесского для овладения молодым царем Петром Алексеевичем и его сподвижниками искусством судостроения и судовождения. Сведения о судах Переславской флотилии чрезвычайно скудны. В некоторых… … Военная энциклопедия
ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… … Православная энциклопедия
ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская … Православная энциклопедия
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
27 июля 1741 года капитан-командор Чириков на «Святом Павле» первым достиг северо-западного побережья Америки. Но радость открытия была омрачена. 15 россиян (группа Дементьева) отправились на берег – и бесследно пропали.
Пройдя 400 километров на северо-запад вдоль побережья Аляски, Чириков высадил для разведки на один из островов для поиска пресной воды и переговоров с туземцами 11 человек, которые не вернулись. Отправленные через неделю на их поиски еще четверо матросов также пропали.
До сих пор, никто не может ответить на этот вопрос куда же пропали моряки со «Святого Павла»?. Есть 3 версии:
1. Обе шлюпки разбились о камни – в районе бухты Сёрдж их, оказывается, хватает. Таким образом, люди просто утонули в холодной воде.
Потеря 15 членов команды, двух лодок, проблемы с питьевой водой и продовольствием вынудили Чирикова возвратиться на Камчатку. По дороге обратно был открыт еще целый ряд островов. Встреча с туземцами на другом острове оказалась вполне дружественной. 10 октября 1741 года «Святой Павел» вернулся в Петропавловскую гавань. По пути домой от цинги скончались шесть человек, в том числе астроном Делиль де ла Кройер. Из 75 человек экипажа на Камчатку возвратились 51.
«Святой Петр», на котором находился сам Беринг, подошел к побережью Северной Америки 17 июля и стал двигаться на запад вдоль побережья Аляски. Офицеры наносили на карту очертания берегов, активно работали ученые, изучая флору и фауну. Были встречи и с алеутами. Плавание также было тяжелым: цинга, непрекращающиеся штормы, нехватка пресной воды, продовольствия. Повернув и следуя вдоль цепи Алеутских островов к Камчатке, корабль потерпел аварию у острова, названном позднее в честь Беринга, где его экипажу пришлось провести зимовку. Командор, которому было за 60 лет (очень приличный возраст по тем временам), скончался там 8 декабря 1741 года. Он наверняка знал, что это плавание будет последним. Из остатков «Святого Петра» экипажу удалось соорудить небольшое судно, на котором 46 оставшихся в живых на веслах и парусах, совершенно изможденные, смогли 26 августа 1742 года достичь Петропавловской гавани. На Камчатке все были уверены, что они погибли.
Однако «бизнес» у русских не особенно пошел. Баснословные поначалу доходы быстро снижались, так как шли прежде всего на местные нужды. Русские не грабили, не убивали даже в виде мести местных жителей, не эксплуатировали их в своих интересах, искренне старались мирно, на собственном примере приобщить к более высокой культуре и религии, видя в индейцах таких же людей, как и они сами, уважая их человеческое достоинство. Все это негативно отражалось на прибылях, но стало прочным фундаментом появившегося с годами искреннего уважения и привязанности местного населения к русским, стимулом принятия православия.
Увы, Аляска и ее острова были слишком далеко от основного массива русских земель, а стремительно расширяющие свою территорию США находились поблизости. Сейчас не многие отдают себе отчет в том, что в то время, когда русские осваивали Калифорнию и Аляску, на азиатском берегу Тихого океана у России было всего два порта: Петропавловск-на-Камчатке и Охотск. Обширная территория вместе с Владивостоком стала российской только в 1860 году, а железнодорожный вокзал появился там лишь в 1893 году.
Развивать одновременно новый огромный малонаселенный российский регион и Аляску было невозможно: на все финансовых и человеческих ресурсов просто не хватало. К тому же эти огромные территории нужно было еще и защищать. Без мощного флота и соответствующей ремонтной базы оборонять Аляску было невозможно. Поэтому в Санкт-Петербурге не стали ждать, когда США отберут Аляску у России, как они это проделали несколько позже с испанскими владениями в Карибском море и Тихом океане, прежде всего Кубой и Филиппинами.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский в 1853 году представил императору Николаю I записку, в которой говорилось, что России необходимо отказаться от владений в Северной Америке, поскольку страна не имеет военных и экономических средств, чтобы защитить их. Он предложил продать Аляску США, поддержавшим Россию в Крымской войне, чтобы при американской поддержке и в пику Британии сосредоточиться на освоении Дальнего Востока.
В 1857 году при Александре II в Санкт-Петербурге вернулись к этой идее. Председатель Государственного совета и управляющий Морским министерством великий князь Константин Николаевич в письме на имя министра иностранных дел Александра Горчакова указал на «стесненное положение государственных финансов» и низкую доходность американских территорий. Он также предупредил, что однажды ныне дружественные США, «стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их». Как генерал-адмирал, руководитель Российского Императорского флота, корабли которого даже в начале ХХ века рассчитывали в этом обширном регионе только на доки Японии, Константин Николаевич лучше многих патриотов видел существующую проблему.
Зачем пришлось «подмазать» американских сенаторов
Император Александр II внял этим доводам и распорядился договориться с Вашингтоном о продаже Аляски. Для этого пришлось даже «подмазать» американских сенаторов, не понимавших, зачем Аляска нужна США. Сумма сделки составила 7 миллионов 200 тысяч долларов золотом (свыше 11 миллионов рублей). По тем временам это была огромная сумма. Россия передавала США весь полуостров Аляска, Александровский и Кадьякский архипелаги, острова Алеутской гряды, несколько островов в Беринговом море общей площадью в 1 миллион 519 тысяч квадратных километров.
США также передавалось имущество ликвидируемой Российско-американской компании, за исключением церквей. Земля отходила к американцам вместе с русским и коренным населением, но все желающие получали право в течение трех лет перебраться в Россию. Большая часть вырученных за Аляску средств была потрачена на развернувшееся в России железнодорожное строительство.
Сегодня на Аляске лелеют и чтут свое русское прошлое. Несмотря на то, что туземцы убили первых встретившихся им русских моряков и потом периодически прибегали к резне немногочисленных русских поселенцев, этот регион оказался единственным в США, коренные жители которого не испытали геноцида. Им не мстили и дали возможность подняться. Поэтому на Аляске до сих пор с признательностью и уважением относятся к России и русским. Такого больше в США нигде нет.
Корабли XVIII века
80-пушечный линейный корабль «Святой Павел»
«Святой Павел» саме популярное название среди кораблей Российского флота.
Корабль заложили в ноябре 1791 г. в Николаеве под началом мастера С.И.Афанасьева. В августе 1794 г. его спустили на воду и на следующий год после оснащения перевели в Севастополь.
Понятие «80-пушечный» только указывает на ранг корабля. Реальное число орудий обычно бывало больше.
Имя кораблю дал император Павел I в 1797 году. «Святой Павел» сразу стал флагманом эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова. В первый год службы проводились практические плавания и обучение экипажа.
Война с Францией в союзе с турецким флотом 1798-1800 гг.
В ноябре 1798 после бомбардировки и высадки десанта корабли взяли крепость на о-ве Св. Мавра.
Затем «Св. Павел» присоединился к отряду, блокирующему крепость Корфу. После двухмесячной блокады, осады и штурма крепость была взята в феврале 1799г. До июля корабль стоял в Корфу, затем вместе с эскадрой вышел в Мессину на соединение с английским флотом.
В октябре «Св. Павел» пришел в Неаполь ч.б. принять партию десанта для высадки на о-в Мальта.
В декабре эскадра получила повеление Павла I о возвращении в Россию. Однако «Св. Павлу» был необходим срочный ремонт, из-за которого он остался на Корфу и только в октябре вернулся в Севастополь.
В 2000 почта Украины выпустила марку в сцепке с маркой в честь корабля «Святой Николай», посвящённые 200-летию этих событий.
В июле 1801 г. корабль на три года встал на капитальный ремонт в Николаеве.
В ноябре 1804 г. «Святой Павел» повёз на Корфу партию войск. Сильным штормом сломало две мачты, фор-стеньгу и руль, до протечек расшатало конструкции корпуса и чудом не разбило о камни. Турецкие гребные суда привели «Св. Павла» в Буюк-дере для ремонта, и только в мае 1805 года он вернулся в Севастополь.
Больше корабль в море не выходил, служил в качестве брандвахты и плавучей батареи. Разобрали «Святого Павла» в 1810 году.
Модель корабля «Святой Павел»
фотографии, чертежи, схемы
Модель «Святого Павла» работы макетной студии Михаила Гурженко. Масштаб: 1:125
Здесь авторы не стремились точно воспроизвести окраску корабля. Работая в Русском дворцовом стиле, они старались передать его облик путём подбора древесины ценных пород.
Комплект чертежей корабля, разработанных в Центральном клубе ДОСААФ СССР А.С. Целовальниковым.
Общий вид с парусным вооружением. Конструкция и теоретический чертёж корпуса.
«Святой Павел» 1794 года постройки был первым кораблём в российском флоте, приближавшемся по конструкции к большим линейным кораблям XIX века.
У него уже не было выраженного возвышения на полубаке и третьего уровня надстройки в кормовой оконечности.
Галереи на корме и регели гальюна тоже не имели традиционного до того богатого барочного декора. Увеличилось и количество шлюпок.
1 – княвдигед; 2 – бушприт; 3 – гальюн и решетка; 4 – крамбол; 5 – таранная переборка и проход на гальюн; 6 – надгедсы; 7 – фок-мачта; 8 – шпиль; 9 – рустерные решетки; 10 – 18-весельные барказы; 11 – грот-мачта; 12 – русленя; 13 – бизань-мачта; 14 – шлюпки на боканцах; 15 – боканцы; 16 – штурвал; 17 – штульцы; 18 – компас.