фреска со сталиным в храме
Вооруженный иконостас: как РПЦ удивила Россию Путиным и Сталиным
Главный храм вооруженных сил слишком явно отличается от прочего церковного новостроя. Все уже привыкли, что новые православные храмы — это в лучшем случае стилизации под Византию, псковско-новгородскую архитектуру, московское узорочье и т.п., а в худшем — и такого много понастроено — вполне постмодернистское цитирование различных стилей без всякого понимания предназначения храма, организации храмового пространства и его символики. На самостоятельные архитектурные и дизайнерские решения архитекторы за редким исключением не способны, да и заказчики этого не требуют. Главное, чтобы было «традиционно», богато и пафосно.
Храм вооруженных сил — это тоже очень пафосно и очень богато. Однако в смелости заказчикам и архитекторам не откажешь. Они постарались нагрузить храм различными смыслами, как явными, так и тайными. Однако тайные смыслы относятся не к тайнам богопознания и богообщения, а к формальным датам и календарным значениям. Без дополнительных пояснений этот квест вряд ли смогут разгадать даже ведущие специалисты по литургическому богословию.
Почему диаметр барабана главного купола 19 метров 45 сантиметров? Правильный ответ: в честь окончания Великой Отечественной войны в 1945 года.
Почему высота малых куполов 14 метров 18 сантиметров? Правильный ответ: 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов.
Почему в иконостасе храма 48 икон? Правильный ответ: по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войн.
Почему площадь мозаики в интерьере главного храма составляет 2644 квадратных метров? Правильный ответ: это число полных кавалеров Ордена Славы.
Другими словами, архитекторы всеми силами стремятся показать, что храм строится для утверждения и пропаганды вполне земных — идеологических — ценностей: прославления воинского героизма и памяти об истории военных побед. Эта довольно коварная подмена смыслов прослеживается и в других элементах архитектурного проекта и убранства храма.
Тема победы, если разобраться с ее богословским содержанием, оказывается интерпретирована в чуждом евангельской проповеди духе. Мозаики в галерее храма показывают, как Божия Матерь покровительствовала русским, советским и российским солдатам в разных битвах на всем протяжении истории. Сама победа понимается однозначно — как уничтожение и посрамление противника плюс торжество народного духа, ведомого государственной властью. Ступени храма сделаны из траков от немецких танков. «Мы считаем, что поднимаясь по ступеням этого храма, мы идем по оружию поверженного врага», — с гордостью сказал министр обороны Сергей Шойгу.
Другими словами, «поверженный враг» и сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, не дает кому-то покоя. Снова и снова министру нужно не только самому убеждаться в том, что враг повержен, но и учить молодежь топтать ногами поверженного врага. Уже на пороге храма возникает особый победный настрой, который внутри храма должен только усиливаться. И вместе с тем организация храмового пространства подавляет вошедшего грандиозным парадом сакральных образов.
«Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе… Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный», — рассказывает главный художник храма Василий Нестеренко. И продолжает: «На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной».
Накладка вышла с отображением руководящей роли партии и правительства. Не только резкая критика, но и возмущение — причем прежде всего самих православных, — вызвало изображение Сталина на одной из мозаик в притворе храма.
Однако с точки зрения заказчика и даже представителей Московской патриархии этот образ выглядит вполне логично. «По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ», — уверенно говорит протоиерей Леонид Калинин.
Образ Сталина крайне необходим в той идеологической конструкции, которая положена в основание проекта храма. Без государства побед не бывает. Конечно, в войне побеждает народ, но народ без вождей ни с чем не справится. И поэтому образ вождя — один из ключевых образов.
Как именно его изобразить? Подозреваю, с этим у художников были большие проблемы. В результате они побоялись включать в композицию фигуру Сталина и изобразили его на транспаранте где-то на среднем плане парада победителей. Трудно сказать, кто утвердил это решение и почему заказчики и кураторы от РПЦ решили, что это удачный ход. Дело в том, что транспарант с изображением портрета вождя на красной ткани — это прямое заимствование церковной хоругви. А на хоругвях располагаются иконы святых. Таким образом, получается, что РПЦ не только поддерживает, но признает законными те парарелигизные практики, которые использовали большевики. И более того, готовы благословить такие изображения в храме.
Да, я тоже могу представить себе изображение Сталина в православном храме, но в радикально ином контексте, который никак не предполагает положительных коннотаций. По традиции на западной стене храма может располагаться фреска Страшного Суда, на которой изображается посмертная участь праведников и грешников. В нижней части изображаются разные муки, которым подвергаются грешники. В одном из котлов с кипящей смолой вполне мог бы находится Иосиф Сталин.
В РПЦ объяснили портреты Путина и Сталина на мозаике главного храма армии
На стенах строящегося главного храма Вооруженных сил России появятся мозаичные изображения Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. По словам председателя художественного совета по строительству храма протоиерея Леонида Калинина, с Путиным и Шойгу их появление на мозаике не согласовывалось.
Изображение на стенах храмов исторических событий и исторических личностей является традицией, заявил РБК настоятель главного храма Вооруженных сил России епископ Клинский Стефан.
«Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены. Что касается Сталина, то его, скорее всего, срисовывали с исторической фотографии. Этот храм возводится в честь Победы, и не изобразить Парад Победы нельзя. Там будет еще ряд мозаичных картин с партизанами, с участниками Великой Отечественной войны, с участниками битвы 1812 года и теми лицами, которые прошли через ряд войн, связанных с историей нашего государства», — сказал Стефан.
РБК направил официальный запрос в Минобороны.
Председатель художественного совета по строительству храма протоиерей Леонид Калинин рассказал РБК, как в стенах сооружения появились мозаики с Путиным, Шойгу и Сталиным.
«Это не фейк, эта сравнительно небольшая композиция в общем огромном объеме действительно находится внутри храма. И она отражает историческое событие, причем делалось это без согласования с этими лицами, а именно на основании исторических данных, по решению художественного совета», — рассказал Калинин.
«Исторически, начиная с 12-го века, а кое-где и раньше, например в Софии Константинопольской, бывали изображения лиц непрославленных в лике святых, которые играли роль в истории или в создании храма. Например, в Софии Константинопольской было изображение императора Михаила, царицы Евдокии, которые были жертвователями реконструкции храма в этот исторический период. Изображения также присутствуют и на иконах. Например, на иконе «Страшный суд» изображают разных персонажей, даже из царей и владык, и весьма портретно», — объяснил священнослужитель.
По словам Калинина, композиция «Бескровное присоединение Крыма в 2014 году» занимает очень незначительное положение в храме. Там изображены лица, которые непосредственно принимали решение о присоединении Крыма. «Композиция «Парад Победы» также изображалась по фотографии. На ней в кадре на заднем плане изображен верховный главнокомандующий Советской Армии в 1941–1945 годах Иосиф Виссарионович Сталин. Он изображен там один, хотя на исторической фотографии было еще много других членов политбюро и высшего военного совета. Художественный совет считает эти изображения абсолютно уместными, отражающими историческую правду, откуда нельзя непроизвольно вырвать страницы», — пояснил свою точку зрения Калинин.
«Мы пошли другим путем, чтобы сохранить и историческую правду, и тот баланс, который позволит изобразить в храме исторических лиц, таких как Суворов, Кутузов и другие военачальники, которые принимали участие в баталиях и сражениях за защиту Отечества, поскольку храм этот не обычный, а воинский», — резюмировал председатель худсовета.
Как сообщили РБК в пресс-службе благотворительного фонда «Воскресение», который занимается сбором денег на строительство храма, его стены украсят художественные панно, посвященные Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, обороне Брестской крепости, сражению за Смоленск, битве за Москву, обороне Ленинграда, обороне Заполярья, битве под Ржевом, сражению под Харьковом, сражению на Курской дуге, Сталинградской битве, битве за Кубань, битве за Кавказ, битве за Днепр, освобождению Украины и Крыма, освобождению Белоруссии и Прибалтики, штурму Кенигсберга, освобождению стран Восточной Европы, битве за Берлин и другим победам.
«Среди панно, посвященных новейшей истории, — художественные мозаики о героизме военнослужащих при выполнении интернационального долга, миротворческих задач и борьбе с международным терроризмом в Юго-Восточной Азии, странах Африки, Центральной Америки, Средней Азии, Закавказья и Сирии.
Одно из мозаичных панно посвящено возвращению Крыма в состав Российской Федерации», — сообщили в фонде.
О начале строительства Главного храма Вооруженных сил России Минобороны объявило в сентябре 2018 года. По высоте он должен стать третьим православным храмом мира, уступая храму Христа Спасителя (103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м). Его открытие запланировано на 9 мая 2020 года — к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не знакомы с планами внутреннего убранства храма Вооруженных сил. «Я, к сожалению, не знаю, какие изображения на стенах храма, поэтому я не знаю, насколько эта информация соответствует действительности», — сказал он и посоветовал уточнить информацию о мозаиках в Минобороны и фонде, занимающемся строительством храма.
Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России
I. Либералам, антисоветчикам и необелогвардейцам-монархистам удалось изгнать Сталина из Главного храма Вооруженных сил России
Уже несколько недель продолжается полемика вокруг фрески на стене Главного храма Вооруженных сил России. На этой фреске, посвященной Великой Отечественной войне и, в частности, легендарному Параду Победы 1945 года, изображено пронесенное по Красной площади советскими воинами – героями-освободителями знамя с изображением Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Благоукрашение Главного воинского храма наших Вооружённых Сил не обошлось без провокаций: к сожалению либералам, антисоветчикам и необелогвардейцам удалось изгнать фреску (не икону!) Сталина из Главного храма Вооруженных сил России, а также мозаику, посвященную историческому воссоединению Крыма с Россией, с надписью «Крым наш!».
Воинствующие антисоветчики и церковные либералы-необелогвардейы из окружения Патриарха подключили к этому процессу недавно воссоединившуюся с Русской Православной Церковью Архиепископию православных церквей Русской традиции в Западной Европе в лице управляющего Архиепископией митрополита Дубнинского Иоанна, который составил соответствующее письмо с целью давления и на Патриарха Кирилла и на Министерство обороны России, которые в итоге согласились убрать с фрески изображение Сталина.
Как верно отмечено в редакционной заметке «Русской народной линии»,
«всё это издержки воссоединения с Русской Православной Церковью ранее отколовшихся от неё частей – РПЦЗ и Архиепископии православных церквей Русской традиции в Западной Европе. Известно, что члены этих небольших по численности церковных структур являются в большинстве своём яростными антисоветчиками и антисталинистами по своим политическим взглядам (некоторые из них – потомки власовцев). Они так были воспитаны. К сожалению, в результате этого воссоединения, проходившего под бравурные речи о единстве Церкви, мы вынуждены были пойти на серьёзные идеологические уступки. В частности, воссоединение с РПЦЗ стало возможным за счёт уничижения с нашей стороны подвига Патриарха Сергия (Страгородского). Нас вынудили осудить т.н. “сергианство”, т.е. сотрудничество Русской Церкви с советской властью. При этом РПЦЗ не осудила ни сотрудничество с нацистами, в котором были замешаны некоторые клирики и даже архиереи РПЦЗ, ни сотрудничество со спецслужбами зарубежных стран, а некоторые известные миряне РПЦЗ были сотрудниками западных спецслужб, в каковом качестве они работали против своего Отечества. Получилось, что предосудительным было только сотрудничество с советскими властями и КГБ, а вот сотрудничество с ЦРУ и властями западных стран даже и как бы похвальным. И по большому счёту, ради не особенно важного для русского церковного тела внешнего единства с отколовшимися когда-то кусками Русской Церкви нам теперь приходится переписывать отечественную историю, в том числе и церковную. Печальный итог всей этой истории. Который ещё может аукнуться Русской Православной Церкви проблемами».
Вскоре подключилась и более мощная зарубежно-церковная артиллерия. 12 мая состоялось телефонное совещание Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Все представили Синода РПЦЗ с большим воодушевлением выступили против наличия на стене главного храма Вооруженных сил России мозаики с изображением советского вождя И.В. Сталина.
Такое наглое вмешательство зарубежных церковных деятелей, не имеющих никакого отношения к многострадальной, героической и порой трагической истории нашей Родины и проведших всю свою деятельность вдали от России и русского народа в благополучной эмиграции, вызывает возмущение и непонимание. И эти люди еще осмеливаются нам указывать на наши «ошибки» и поправлять нашу великую и героическую Историю!
Напомним несколько нелицеприятных фактов из церковно-общественной жизни Зарубежной Церкви, пребывающей уже много десятилетий в промасоненной демократии США и под негласным присмотром ЦРУ.
II. Синод РПЦЗ оправдал предательство генерала А.Власова: генерал Власов не предатель, а «символ сопротивления безбожному большевизму»
Несомненно, синодалам из РПЦЗ было бы милее на стене Главного храма Вооруженных сил России видеть не «кровавого диктатора Сталина, уничтожившего несколько миллиардов своих соотечественников», а, например, генерала Андрея Власова.
Напомним, что на заседаниях в сентябре 2009 года Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей коснулся полемики вокруг вышедшей книги протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века».
Одновременно Синод РПЦЗ направил протоиерею Георгию Митрофанову открытое письмо, в котором выразил ему «глубокую признательность» за книгу. В Синоде полагают, что она способствует «освобождению от искаженных представлений, навязанных долгими десятилетиями владычества богоборцев».
Архиерейский Синод РПЦЗ считает, что «генерал А.А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России»: «Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды», – указывается в письме архиереев РПЦЗ протоиерею Георгию Митрофанову.
«Нас огорчила бросающаяся в глаза ожесточенность спора, немирный и беспокойный дух, который явили некоторые из противников названной книги», – говорится в сообщении Синода РПЦЗ.
«Возможно ли было в условиях, в которых пришлось действовать генералу А.А. Власову и “власовцам”, поступать иначе? Мы надеемся, что в будущем русские историки отнесутся к тогдашним событиям с большей справедливостью и беспристрастностью, чем это происходит в наши дни», – отмечают в письме РПЦЗ.
«Тем не менее, на вопрос: “Был ли генерал А.А.Власов и его сподвижники – предателями России?”, мы отвечаем – нет, нимало. Всё, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривались “власовцами” исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, “власовцы” готовы были, при необходимости противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины», – считает Синод РПЦЗ.
«Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды», – указывается в письме, которое подписали первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францискский и Западно-Американский Кирилл, епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Манхэттенский Иероним, епископ Мэйфильдский Георгий, епископ Кливлендский Петр.
Напомним, советский генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов считается главным предателем в истории Великой Отечественной войны.
III. Антироссийские послания первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия (Грибановского) 1938, 1942 и 1948 гг.
Благодарственный Адрес митрополита Анастасия А. Гитлеру от 12 июня 1938 г.
Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер! Когда мы взираем на наш Берлинский соборный храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде всего, к Вам, как к действительному его создателю.
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу.
Кроме молитв, возносимых постоянно за главу государства, у нас в конце каждой Божественной Литургии произносится еще и следующая молитва: «Господи, освяти любящих благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою. » Сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что и Вы включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.
Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в нашей Церкви свое освящение и увековечение.
Национальные ценности составляют честь и славу каждого народа и посему находят место и в Вечном Божием Царстве. Мы никогда не забываем слов Священного Писания о том, что цари земные принесут в Небесный Божий Град славу и честь свою и славу своих народов (Откр. 21, 24,26). Таким образом, создание сего храма является укреплением нашей веры в Вашу историческую миссию.
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей,
Митрополит Анастасий.
«Церковная жизнь». 1938, № 5/6, стр. 96.
Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1942 года
«. Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела. «Христос Воскресе!». »
“Церковная жизнь”. 1942. №4.
Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1948 года
. Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле: они обладают такою разрушительною силою, что в один миг могут обратить большие пространства в сплошную пустыню. Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: “Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней” (Иерем. 12, 4).
Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его, и вместе с ним все пороки, преступления и страсти, какими они оскверняют землю.
А вот еще одна «молитва»:
“Спасение всех”, о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, – исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»
(Из Воззвания к пастве архиепископа РПЦЗ Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.)
В Великой Отечественной войне победил СССР! Победил вопреки подобным «молитвам» и благодаря героическому подвигу советского народа и Красной Армии под руководством Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. И пора наконец понять, что втягивание Церкви в оголтелый антисоветизм – современную форму русофобии – работает на врагов России (пятую колонну внутри страны и наших геополитических противников за рубежом) и на разрушение российской государственности, а тем самым и на ослабление позиций и авторитета Русской Церкви в обществе, даже если некоторые представители нашей Церкви этого пока не хотят осознать.
Храм в «Патриоте» украсят мозаикой с Путиным, Сталиным и надписью «Крым наш»
Стены главного храма Вооружённых сил России в парке «Патриот» украсят мозаикой с изображениями Владимира ПУТИНА, Сергея ШОЙГУ, Иосифа СТАЛИНА и надписью «Крым наш».
Мозаика с Путиным, Шойгу и Матвиенко, фото: «МБХ Медиа»
На другой мозаике, с Парадом Победы 1945 года, находится портрет Иосифа СТАЛИНА. Ещё на одном панно над несколькими женщинами видна надпись «Крым наш».
Мозаика с Иосифом Сталиным, фото: «МБХ медиа»
Мозаика «Крым наш», фото: «МБХ медиа»
Член Патриаршего совета по культуре, протоиерей Леонид КАЛИНИН сообщил радиостанции «Говорит Москва», что в военном храме появится фреска со Сталиным. Также здесь разместят полотно, посвящённое присоединению Крыма:
В композиции «Бескровное присоединение Крыма» изображены те лица, которые непосредственно принимали решение о присоединении Крыма, а композиция «Парад Победы» создавалась аутентично по исторической фотографии. На ней в кадре на заднем плане фотографический портрет Иосифа Сталина, который был верховным главнокомандующим советской армии в 1941-1945 гг.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий ПЕСКОВ заявил РИА «Новости», что не осведомлён о планах запечатлеть изображение главы государства на стенах храма. Он посоветовал обратиться в Минобороны.
Витражи с серпом и молотом
Пользователи социальных сетей обратили внимание, что на витражах военного храма в Кубинке появилось изображение ордена Великой Отечественной войны с серпом и молотом на фоне красной звезды.
Витражи с серпом и молотом в главном военном храме в парке «Патриот»
В октябре 2019 года Министерство обороны, курирующее строительство, на своём официальном сайте разместило информацию об изготовлении для храма витражей с изображением 40 советских и российских военных наград общей площадью около 1,5 тыс м².
По данным военного ведомства, при создатели витражей совместили множество художественных техник: «гидроабразивная резка стекла, позволяющая сделать сложнейшие ажурные элементы, роспись витражными красками под спекание, фьюзинговое спекание стекла, и всё это собирается в технике «тиффани».
Главный военный храм в «Патриоте»
Министр обороны РФ Сергей ШОЙГУ анонсировал строительство главного храма Вооружённых сил в сентябре 2018 года. Возвести религиозное сооружение планируют к 9 мая 2020 года, к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Его высота вместе с крестом составит 95м, храм станет третьим по высоте православным храмом мира. Он сможет вместить до 6 тыс человек.
Инициаторы масштабного проекта неоднократно заявляли, что военный храм будут строить на «исключительно добровольные» пожертвования. Об этом неоднократно говорили представители созданного для сбора денег благотворительного фонда «Воскресение».
В феврале 2020 года издание Znak.com сообщило, что строительство храма обошлось в 6 млрд руб. При этом власти Москвы и Подмосковья направили на масштабную стройку почти 3 млрд руб. из бюджетов. Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЁВ выделил фонду «Воскресение» грант в 950 млн руб. на «уставную деятельность, способствующую развитию туристского ресурса» региона. Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН выделил фонду грант в размере 2 млрд руб.
По состоянию на 24 апреля на сайте фонда «Воскресение» указано, что на счета переведено более 3 млрд руб. (3 062 121 084,41 руб.).
В марте Сергей Шойгу объяснил выбор парка «Патриот» для строительства главного военного храма тем, что с этого места в 1941 году советские войска начали движение на Запад.