фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Подлинный Феофан Грек – только в Новгороде

Великий Новгород обладает ценнейшим историческим и художественным сокровищем.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Феофановы лики

Мы заглянем на Торговую сторону Великого Новгорода, где на Ильиной улице рядом со Знаменским собором расположена церковь Спаса Преображения. Один красивейших в городе храмов был возведён 642 года назад.

Первая Новгородская летопись содержит запись о возведении храма: «В лето 6882 (1374 г. от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен на средства жителей Ильиной улицы на месте сгоревшей деревянной церкви, в котором долгое время хранилась чудодейственная икона Божией Матери «Знамение», спасшая по преданию Новгород от суздальцев в 1169 году (сейчас эту икону можно увидеть в Софийском соборе). По своей архитектуре церковь относится к распространенному в XIV веке типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Изначально церковь имела трехлопастное завершение фасадов и посводное покрытие, переделанное впоследствии на восьмискатное.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице известна во всём мире не только своей интересной архитектурой и богатым наружным декором, но и фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгородеросписями внутренних сводов и стен. В 1378 году, спустя четыре года после окончания строительства, по заказу новгородского боярина Василия Даниловича Машкова её расписал выдающийся византийский художник Феофан Грек. Известно это благодаря новгородской летописи, в которой была скопирована несохранившаяся надпись внутри церкви. По этому тексту можно достоверно определить и дату росписи, и автора.

Родился в Византии. Работал в Константинополе, Халкидоне, генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия). На Русь прибыл вместе с митрополитом Киприаном. В 1370 году Феофан Грек поселился в Новгороде и в 1378 году начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Поработав и в других русских городах, в начале 1390-х годов живописец переехал в Москву. Здесь, по предположению исследователей, он возглавил великокняжескую иконописную мастерскую, расписал несколько храмов и икон.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгородеПочему же мы сегодня так ценим фрески Феофана Грека? Дело в том, что этот художник на основе известного в то время экспрессивного направления византийской живописи XIV века, уже получившего распространение в более ранних новгородских храмах, создал свою собственную, необычную манеру письма. Его фрески отличает от других свобода и непринуждённость композиции и рисунка.

Феофан Грек, прекрасно владея античными навыками рисунка, любил изображать фигуры статичные, больших размеров, но очень выразительные по виду и жестам. Даже при монументальности образов, он не старался их подробно прорабатывать, делая быстрый, иногда даже эскизный, но яркий по выразительности рисунок.

Почти монохромный колорит и контрастное высветление бликов на лице и одежде – уникальный творческий приём художника. Поверх коричневых, красноватых и желтых тонов он накладывал белильные мазки, придавая движение всему изображению. Как считают искусствоведы, это сделано для усиления экспрессии образов. В этом можно увидеть мистическое начало, что, очевидно, навеяно исихастскими (мистическими) идеями Григория Паламы, которые Феофан усвоил, еще живя в Византии. Фрески буквально светятся изнутри «нетварным», божественным светом.

Пантократор

К сожалению, время и пожары повлияли на целостность фрескового ансамбля фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгородецеркви Спаса Преображения. Но и дошедшие до нас фрагменты, которые можно увидеть, дают понять, какое мощное воздействие оказывал храм на каждого, кто туда входил.

Большинство фигур изображено в полный рост. Архангелы, Праотцы, Столпники, Преподобные, Богоматерь и Троица… Посетив храм, вы самостоятельно сможете увидеть эти фрески. Мне же хочется остановиться на одной фреске, но, пожалуй, основной. Именно этот лик мы сразу представляем, когда речь заходит о Феофане Греке.

Новгородские реставраторы возвратят в церковь неизвестные ранее фрески Феофана Грека.

Уже больше года в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника вручную собирают фрагменты никем не виденных доселе фресок великого живописца. Они были обнаружены во время снятия полов в алтарной части церкви Спаса Преображения. Скорее всего, после окончания работ по восстановлению изображений, фрески вернутся на стены храма.

«Божественный свет»

О шедеврах Феофана Грека можно рассказывать много и долго. Наиболее полное представление о творческой манере художника дают фрески в Троицком приделе храма. Но лучше вам самим заглянуть в церковь Спаса Преображения на Ильине улице и составить своё собственное мнение о легендарном живописце и его работах. Будь вы человеком верующим, или не совсем верующим, вы в любом случае почувствуете «божественный свет», который спустя века продолжают излучать творения великого живописца.

Источник

Новгородские фрески

Великий Новгород – один из немногих городов России, в которых можно увидеть фрески XII – XIV века, в том числе – знаменитые росписи Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице. В последние годы сделать это стало намного проще: музейный бизнес активно развивается. В Кремле всем любопытствующим раздают памятки, в которых указано дни и время, когда можно попасть в тот или иной храм. (Все они – филиалы Новгородского музея-заповедника), да и число таких музеефицированных объектов выросло. Кроме того, если двадцать лет назад посмотреть того же Грека можно было только в сухую погоду, то сейчас церковь если и закрывают, то в очень сильный ливень.

Судя по тому, что увидела я, сотрудники музея сделали всё, чтобы облегчить любителям старины свидание с древностями. Большинство фресок искусно подсвечено, а смотрители нередко подсказывают, откуда лучше виден тот или иной фрагмент. Однако даже тем, кто интересуется искусством, нужно приложить немало усилий, чтобы оценить красоту того, что предстало их взору.

Понятно, что 7-9 веков существования в приграничном городе могут не то что попортить слой краски на штукатурке – стереть в пыль камень. Церкви разрушались и горели, старые фрески много раз поновлялись, замазывались побелкой, а то и просто сбивались (так в 20-30-е годы XIX века погибли росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря). Отдельная тема – утраты во время Великой Отечественной войны, когда город полтора года находился на линии фронта. Тогда были практически полностью разрушены церкви Спаса на Ковалеве и Спаса на Нередице. (В последней до войны сохранялось 98 % росписей XII века, после войны уцелело 15 %.) Пострадали многие другие храмы.

То, что дошло до нас, меньше всего походит на эффектные картины, выставленные на всеобщее обозрение. Читая в путеводителе о «фрагментах фресок» надо понимать, что чаще всего речь идет о нескольких темных пятнах высоко под куполом, на которых трудно что-либо разобрать.

Лучше многих сохранилась фреска конца XII века «Константин и Елена» на Мартириевой паперти Софийского собора.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Супружеская пара первых византийских императоров-христиан выглядит удивительно живо! Еще несколько фрагментов фресок сохранилось на барабане главного купола. В основном же собор расписан в конце XIX века, и эти образы по сравнению с XII веком выглядят как-то стерильно.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Попав в церковь Спаса на Ильине, я в первые мгновения ошеломленно озирала беленые стены. Первое, что увидела – образ Спаса Вседержителя в куполе.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

И это оказался едва ли не единственный фрагмент росписи, созерцание которого если и требовало усилий, то только чисто физических… Опустив глаза, заметила несколько святых в алтарной части (иконостаса в церкви нет). Благодаря подсветке, их тоже неплохо видно.

А вот окружающих Спасителя херувимов, архангелов и пророков можно более-менее разглядеть только с маленького балкончика на хорах.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Туда ведет узкая крутая лестница, вход на которую не сразу и заметишь (его заботливо указывают смотрители).

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Именно там сохранилась бОльшая часть фресок Феофана. Прежде всего, в крошечном приделе Святой Троицы, где находятся знаменитые росписи «Троица» и «Столпники».

Здесь неназойливо подсвеченные фрески можно разглядеть во всех деталях. Правда, сохранились они далеко не полностью.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

В другой части хоров, в приделе свв. Козьмы и Дамиана видна еще одна выразительная фигура святого.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

А на столпе, поддерживающем свод, с хоров можно рассмотреть части композиции «Благовещенье».

И это – почти всё, если не считать фрески Богоматерь Одигитрия над западным входом в храм, написанной явно другим мастером.

Как и росписи Феофана Грека, ее относят к концу XIV века. (Правда, исследователи полагают, что часть фресок еще скрыта под побелкой). К слову, ощутить энергию мазка мастера мне лучше всего удалось, глядя не на стены, а на небольшую витрину с кусками осыпавшейся штукатурки…

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Невольно возникает вопрос: надо ли ради этого ехать в Новгород, сворачивать шею, стараясь что-то разглядеть, если в Интернете (например, здесь) можно легко найти качественную оцифровку основных фресок? Для меня ответ однозначен: надо. Убеждена: энергия, которую художник вкладывает в свое произведение, остается не только в мазках и красках, которые более или менее точно передает фотокопия, но и в самом материале – в стенах, штукатурке, красочном слое… Поэтому в полной мере ощутить ее можно, только видя оригинал.

Возможно, именно это чувство подлинности объясняет силу впечатления, которое произвел на меня скромный орнамент на стене церкви Андрея Стратилата в новгородском кремле.

Сама история этого неказистого храма примечательна. В XII веке здесь был построен большой Борисоглебский собор. В начале XV века он рухнул и вскоре был отстроен заново. Тогда и появился придел Андрея Стратилата. Почти через две сотни лет, в Смутное время, был разрушен и этот храм. В середине XVII века развалины разобрали, а уцелевший придел превратили в отдельную церковь. Еще через двести лет ей приделали (иначе не скажешь!) звонницу. Внутри храма сохранились росписи, которые датируются XV-XVI веками. Среди них – и тот самый орнамент, в котором ясно виден каждый мазок мастера…

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Не менее сильное впечатление, чем фрески Феофана Грека, произвела на меня выставка «Возрожденные из руин», которая размещена в церкви Георгия на торгу. На ней выставлены фрески 1380 года из церкви Спаса на Ковалеве. Об истории этого храма и спасении фресок я слышала очень давно. Есть хорошее видео на эту тему, https://www.youtube.com/watch?time_continue=213&v=bojVq3dE1s8. так что повторяться не буду. Просто покажу то, что понравилось мне больше всего.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

То, что я увидела, вызвала у меня одно желание – вернуться в Новгород. Хотя бы для того, чтобы досмотреть то, что не успела увидеть в этот раз. В этом городе еще немало церквей, в которых сохранились древние росписи.

Источник

Фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

«Сто миллионов за Феофана Грека»

Кто спасет новгородские фрески

Александр Филиппов

Фрески в церкви Спаса на Ильине (улице Ильина) в Великом Новгороде — единственные бесспорно принадлежащие кисти Феофана Грека. Недавние публикации в интернете о возможной гибели росписей взволновали общественность. Что угрожает уникальным произведениям средневекового искусства и какие научные открытия с ними связаны — разбирался корреспондент РИА Новости.

Как погибали фрески

Когда-то все стены храма Спаса на Ильине были покрыты росписями Феофана Грека. Легендарный византийский и русский иконописец работал в Великом Новгороде в 70-е годы XIV века. До нас дошла лишь десятая часть его наследия. Фрески не раз были на грани уничтожения. Особенно сильно пострадали во время пожара 1696 года. От огня пигменты потеряли цвет — и росписи, которые, по мнению современных исследователей, были очень яркими, насыщенными, поблекли.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

«В XVII веке делали ремонт и штукатурку с бесценными фресками сбивали зубилом. Так поступали во всех храмах Новгорода — город был бедненький», — объясняет заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова.

Дело в том, что если у епархии не хватало денег на «поновление» росписей, то потемневшие от времени фрески просто скалывали, а стены покрывали свежей штукатуркой.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Эти фрески считались утраченными вплоть до 1970-х годов. Однако советский историк и археолог Михаил Каргер, приступив к раскопкам в алтаре Спаса на Ильине, обнаружил под толстым слоем песка (который насыпали в XVII веке, чтобы выровнять пол) древний пол XIV века. Оказалось, что в качестве подсыпки использовали кусочки фресок, сбитых со стен. Эти фрагменты стенной росписи хранятся сегодня в центре реставрации Новгородского музея.

Яркие, «как комиксы»?

Цветовая гамма фресок Феофана Грека непривычна для современного зрителя. Преобладают черный, белый и оттенки красного.

Советские ученые объясняли эту особенность неким монашеским стремлением отречься от «многоцветья мира». Но современные исследователи с ними не согласны. И предлагают всем заглянуть в алтарь храма Спаса на Ильине.

Вместе с реставратором Новгородского музея Татьяной Ромашкевич мы рассматриваем небольшой участок алтарной фрески. На ярком небесно-голубом и изумрудно-зеленом фоне — подножие, подставка для ног, выписанная землисто-коричневыми и серебристо-серыми оттенками. На подножие опирается стопа Иисуса Христа — желтая и оранжевая охра. Ее окутывают струящиеся синие и лиловые драпировки. Трон Спасителя — оранжево-желтый. Разные изображения разделяет линия красной киновари.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

«Это единственное место, где письмо Феофана Грека сохранилось в первозданном виде, — говорит Татьяна Ромашкевич, участница реставрации 1970-х годов. — То, что вы видите вверху, — цвет после пожара XVII века. А фрагмент ступни Иисуса Христа был заложен кирпичной кладкой и не пострадал».

Некоторые ученые считают, что роспись Христа на троне не принадлежит Феофану. Но доктор искусствоведения, сотрудник московского Института искусствознания, автор книги «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяна Царевская сравнивает этот фрагмент с «Ветхозаветной Троицей» в Троицкой каморе. «Их писал один мастер. Видите, как похожи стопы?» — отмечает эксперт.

«Не могу сказать, что Феофан писал откровенно яркими красками. Но палитра у него была более разнообразная, чем то, что мы видим сейчас», — все же уточняет Царевская.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

А вот эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова твердо уверена: «Фрески во всем храме были такие же яркие, как стопа Христа на троне и убрусы (полотенца) в алтаре храма Спаса на Ильине». После Феофана Грека росписи в виде полотенец появились во многих храмах средневековой Руси. И не было в них никакой монохромности. Разве что там, где тоже случались пожары.

Заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова показывает на планшете кусочки фресок Феофана из раскопок 1970-х.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

«Вот этот фрагмент уникальный, потому что цветной. Он лежал ниже уровня пола XVII века и не выцвел. А этот сохранил киноварь — цвет шикарный! У Феофана Грека росписи были не монохромные, а цветные», — подчеркивает она.

«Караул» или нет?

Опубликованная в конце ноября на новгородском сайте «Ваши новости» статья «Великий Новгород готовится потерять фрески Феофана Грека» вызвала большой резонанс. Мы связались с ее автором — Еленой Михайловой. «Новгородцам пора поставить вопрос перед государством о создании программы спасения новгородских памятников», — заявила она РИА Новости.

По словам Татьяны Ромашкевич, «в аварийном состоянии находится 20 процентов фресок», а трещины в алтаре возникают из-за того, что «снаружи на стены давит метровый слой земли».

«Это не аварийное, а подвижное состояние», — уточняет эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова. «Подвижность» фрески — это когда участки штукатурки отходят от стены, но не отваливаются от нее.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде

Однако Татьяна Царевская утверждает, что еще в 1990-е годы эксперты признавали: есть опасные высыпания. «Там отдельные участки в аварийном состоянии, хотя большая часть росписей в порядке… Живопись считается аварийной, когда начинает осыпаться», — объясняет она.

«Никакого «караула» там нет», — настаивает заведующая отделом пресс-службы Новгородского музея Ирина Петрова.

«Я болезненно воспринимаю гонения на тех, кто якобы не так следит за этими фресками», — вздыхает Банникова, 25 лет проработавшая в музее заместителем директора по реставрации. По ее словам, в 1990-е денег у музея не было и реставраторы часто работали «за бартер»: когда летом приезжали в Новгород с семьями, сотрудники бесплатно проводили для них экскурсии.

Источник

Фрески Феофана Грека в Новгороде

Фильмы из гигапикселей и переписка интеллектуалов начала XV века об искусстве

«В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.» [В.Н.Лазарев] [1] Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.

фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Кадр фильма из архива сайта Культура.рф.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:

» Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.

Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом. Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.

2.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Лик Христа. Феофан Грек. 1378 г. Деталь фрески «Пантократор». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Скуфья купола – Христос Пантократор погрудно, в медальоне. Вокруг медальона надпись: Г[оспод]и из небеси на землю призри оуслышати въздыханья окованых и разрешити с[ы]ны оумершьвеных: да проповедаеть имя Г[оспод]не в Сионе (Пс. СI-20-22).

В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью, а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иессеев» и «Апокалипсис».

3.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).

Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.

4.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Центральный ангел. Деталь фрески «Троица» в камере на хорах. Восточная стена придела Св. Троицы. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source.

Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.

5.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.

Сколько бы с ним кто ни беседовал — много ли, или мало, — не мог не подивиться его разуму, его притчам и его искусному изложению. Когда я увидел, что он меня любит и мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: «Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой этой церкви, святой Софии в Царьграде, которую воздвиг великий царь Юстиниан, в своем старании уподобившись премудрому Соломону. Некоторые говорили, что достоинство и величина ее подобны Московскому Кремлю, — таковы ее окружность и основание, когда обходишь вокруг. Если странник войдет в нее и пожелает ходить без проводника, то заблудится и не сможет выйти, сколь бы мудрым ни казался он, из-за множества столпов и околостолпий, спусков и подъемов, проходов и переходов, и различных палат и церквей, лестниц и хранилищ, гробниц, многоразличных преград и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, и столпов каменных. Упомянутого Юстиниана напиши мне сидящего на коне и держащего в правой своей руке медное яблоко, которое, как говорят, такой величины и размера, что в него можно влить два с половиной ведра воды. И это все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я положил это в начале книги и, вспоминая твое творение и на такой храм взирая, мнил бы себя в Царьграде стоящим».

6.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Столпник Симеон старший. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр, южная стена: Симеон Столпник; Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.

Он же, мудрец, мудро и ответил мне. «Невозможно, — молвил он, — ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я малую часть ее напишу тебе, и это не часть, а сотая доля, от множества малость; но и по этому малому изображению, нами написанному, остальное ты представишь и уразумеешь». Сказав это, он смело взял кисть и лист и быстро написал изображение храма, наподобие церкви, находящейся в Царьграде, и дал его мне.

7.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Столпник Алипий. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. Source.

От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. »

Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.

Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).

Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой [2]

Каменная церковь Спаса Преображения на Ильине «поставлена» в 1374 г. (НПЛ. С. 372) на месте деревянной, 1103 г., где хранилась главная святыня и покровительница города – икона «Богоматерь Знамение», благодаря чудесному заступничеству которой, согласно «Сказанию о чуде от иконы «Знамение»», новгородцы победили суздальскую рать. В тот же год церковь освятили: «…и святиша ю архиепископь новгородчкый Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ святыя Софея» (НIЛ).

В 1378 г. церковь была расписана: «В лето 6886 [1378] подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова» (НIIIЛ. С. 243). Это известие является вольной копией ктиторской надписи, имевшейся некогда в храме и затем погибшей. (М.К. Каргер, стр. 565-568).

Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.

Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фильм 1. Автор: Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.

Фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Фильм 2. Автор: Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.

Автор росписи – выдающийся константинопольский живописец Феофан Грек, по свидетельству современника расписавший более сорока каменных церквей, а после росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, работавший в Москве. Из его многообразного творческого наследия, включавшего, помимо росписей храмов, иконы и иллюстрации рукописей, единственное бесспорное произведение – роспись церкви Спаса на Ильине. Однако, судя по характеру сохранившейся стенописи, а также принимая во внимание традиционные методы росписи храмов, Феофан был главой художественной артели, в которую могли входить и местные, новгородские живописцы. [3]

Кадры из фильма «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде»:

13.
фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Смотреть картинку фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Картинка про фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде. Фото фрески феофана грека в церкви спаса на ильине в новгороде
Праотец Ной. В оконных простенках барабана купола представлены попарно фигуры праведников (праотцев): Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мельхиседек, Ильч, Иоанн Предтеча.

Идейная обстановка. Ко времени появления Феофана Грека в Новгороде там распространилась ересь стригольников, которые отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде», то есть продажей церковных должностей.

Нашло ли это отражение в живописи Феофана?

О цвете. Великий реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958-2015), который исследовал вопрос о первоначальном колорите фресок Спаса Преображения на Ильине, пришел к выводам, что сдержанность и контрастность присутствовали изначально, но монохромность усилил пожар. [4]

Церковь горела трижды: в 1388 г. (НIIIЛ, под 6896 г.) – следы этого пожара остались в уровне первоначального пола. Но изменений структуры древней штукатурки не произошло. Следующий пожар – в уровне второго пола жертвенника и алтаря (1541 г.?). Третий раз церковь горела в 1696 г.

Сюжет программы Новгородского областного телевидения показывает общий вид памятника архитектуры и монументального искусства:

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжет программы «Из варяг в греки». Новгородское областное телевидение. Новгородский Музей, youtube-канал

Ссылки на видеоматериалы:
Серия видео о шедеврах живописи на английском, в том числе Botticelli. The Birth of Venus; Holbein. The Ambassadors; Van Gogh. The Starry Night: Videos History of Arts
Все фильмы этой серии: YouTube: Canal Educatif à la Demande (CED)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *