фрески храма святой софии

Мозаики и фрески Софии Киевской

Из множества сохранившихся в мире древних мозаик именно мозаики Софии Киевской являются подлинным памятником монументальной живописи XI века, так как они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, а лишь очищались от пыли, копоти, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииСофийские мозаики являются одними из прекраснейших по своим краскам. В них своеобразно сочетается архаизм форм с необычайной красотой то ярких сияющих красок, то приглушенных благородных полутонов, полученных благодаря обилию разнообразнейших оттенков одного цвета.

Археологические находки подтверждают существование мастерской по производству смальт в непосредственной близости от собора в момент его строительства.

Набирая по сырой известковой штукатурке мозаичное изображение из отдельных кубиков смальты, мастера мозаики придавали им различный наклон внешней поверхности.

Лучи света, падая на мозаичное изображение, отражаются под разными углами, и возникает эффект динамики, подвижности среды рисунка. Мозаики как бы искрятся и хорошо воспринимаются с любого места в соборе. Особую выразительность мозаичным изображениям Софии Киевской придает золотой фон, с которым хорошо гармонируют различные оттенки синего, фиолетового, красного и многих других цветов смальты.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииВ зените центрального купола в медальоне диаметром 4.1 м полностью сохранилось погрудное монументальное мозаичное изображение Пантократора, мастерски выполненное с учетом восприятия его зрителями с большого расстояния (до 30 м).

Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

Основу этой системы составляет восприятие пространства храма как «земного неба», в котором присутствует Бог. Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом византийского богослужения (греч. «литургия»). Во время церковной службы внимание верующего сосредоточено на двух основных частях храма: пространстве под куполом, где находится амвон (место, откуда священник возглашает текст Священного писания или проповеди), и на алтаре, расположенном в восточном полукружии храма (апсиде). Всё пространство храма мысленно делится на две зоны — «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Само богослужение символически уподобляется небесной службе, совершаемой Христом и его ангелами.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииВ «небесной» зоне царит изображение Христа, ибо он, как говорится в Священном писании, «Царь царствующих и Господь господствующих». Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе Софии Киевской. Мощная полуфигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с небес. Медальон с изображением Христа окружают архангелы — небесное воинство (из четырёх мозаичных фигур ныне сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позднее маслом).

От четырех изображений архангелов в куполе сохранилась лишь одна мозаичная фигура, относящаяся к XI веку, да и то не полностью. Недостающие части, а также три фигуры архангелов дописаны масляными красками в конце XIX века.фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция «Деисус», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция «Благовещение» в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииПо церковным канонам (правилам) в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь. Её образ символизирует Церковь земную. Это заступница всех людей перед грозным ликом Господним. Одиноко стоящая фигура Богоматери Оранты (от лат. orans — «молящаяся»), с поднятыми в молитвенном обращении к Спасителю руками, помещена в апсиде Софии Киевской. Монументальность фигуры, высота которой достигает пяти метров, и огромная внутренняя сила образа побудили современников назвать киевскую Оранту Нерушимой Стеной.

По византийской системе росписи рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса Христа в виде отдельных последовательно идущих сцен занимает большую часть стен храма. В нижней части стен и столбов располагаются многочисленные изображения святых воинов и Отцев Церкви, мучеников и праведников. Они находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молитвы к Богу. Для внимательного зрителя все сцены и композиции ансамбля складываются в стройный рассказ о событиях Священной истории в ярких, красочных образах.

Фрески древней Киевской эпохи отличаются строгостью следования принципам византийской системы росписи и торжественной монументальностью.

Под изображением Оранты хорошо сохранилась многофигурная мозаичная композиция XI века «Евхаристия». Под ней сохранилась верхняя часть фигур «Святителей», недостающие части которых также дорисованы в поздний период. Портреты Святителей выполонены с индивидуальным подходом и раскрывают исключительное колористическое дарование художника, передавшего характеры образов.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софиифрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии «Евхарстия» идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софиифрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софиифрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииВ Софии Киевской, как ни в одной другой средневековой постройке, мозаика сочетается крайне свободно с фреской. В основном, граница между ними проходит по линии шиферного карниза. Это мы наблюдаем и в виме, и на подкупольных столбах. Но как показали последние реставрационные обследования, фрески располагались выше этой черты на западных склонах северной и южной подпружных арок, где под мозаическими медальонами с изображением севастийских мучеников находятся выполненные в фресковой технике фигуры двух мучеников, а также на всей западной подпружной арке.

Здесь медальоны с полуфигурами севастийских мучеников были набраны не в смальте, а написаны al fresco. Нам неизвестно, почему работа мозаичистов была внезапно прервана и им даже не дали возможности завершить мозаическую декорацию. Вероятно, причиной этого было нетерпеливое желание Ярослава увидеть как можно скорее законченной роспись храма. фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе — к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок — охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. — «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииНо это не так. Священник Иоанн Лукьянов, посетивший Киев в 1701 г., сообщает о росписях св. Софии: «а старое было стенное письмо, а митрополит не хай все замазав известью» (Я. И. Смирнов. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца XVIII века. — «Труды XIII Археологического съезда в Екатеринославе. 1905», II. М., 1908, стр. 450. Ср. П. Г. Лебединцев. О св. Софии Киевской. — «Труды III Археологического съезда в России», I. Киев, 1878, стр. 76.)

Этим «радивым» меценатом был не кто иной, как Варлаам Ясинский (конец XVII — начало XVIII в.).

В дальнейшем старая роспись Софии Киевской стала дополняться новыми фресками, призванными «обогатить» иконографическую систему и придать храму большее «благолепие»: так в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском были написаны пять вселенских соборов, в 1724 г.

При митрополите Варлааме Ванатовиче к ним присоединили изображения шестого и седьмого вселенских соборов, с 1765 по 1773 г. при митрополите Арсении Могилянском производились работы на хорах, где среди других сюжетов был написан и «Страшный суд», в 1763–1764 гг. придел во имя святителя Николая в северной части верхних галерей был украшен целым рядом портретов русских князей и др.

Так первоначальное ядро росписей стало обрастать новыми фресками, постепенно нарушавшими стройность иконографической системы XI в. Параллельно производились чинки, освежения и подписывания старых фресок. Но все это не нанесло им и сотой доли того вреда, который был им причинен при Николае I, когда они подверглись вопиющей по своей безграмотности «реставрации».фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. — «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581.)

фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софииВ том же 1893 г. художнику Соболеву было поручено написать в центральном корабле три сцены — «Рождество Христово», «Сретение» и «Воскресение» (К. В. Шероцкий. Киев. Путеводитель. Киев, 1917, стр. 55.) По-видимому, это было сделано ради «обогащения» иконографической системы, которая, в силу утраты многих ее звеньев, казалось духовенству слишком бедной. Эти три евангельских эпизода явились последним дополнением к старому фресковому ансамблю, в немалой степени исказившим его первоначальный характер. В таком виде роспись Софии Киевской дошла до наших дней, когда начался новый цикл реставрационных работ, в основу которых были положены уже вполне современные научные методы.

Раскрытие фресок началось в 1928 г. с южной башни, где работал Д. И. Киплик. В 1934–1938 гг. оно было продолжено П. И. Юкиным, А. И. Барановым, И. В. Овчинниковым и Е. А. Домбровской в центральном корабле, в трансепте, в боковых приделах и в северной башне.

В 1948–1949 гг. работы велись в крещальне и в северной и южной галереях (Е. А. Домбровская, братья В. Е. и П. Е. Брягины). Но все это были разрозненные попытки, носившие скорее характер пробных расчисток. Лишь после того, как была организована в 1952 г. Комиссия по реставрации древних мозаик и фресок Софии Киевской, реставрационные работы приняли упорядоченный и целеустремленный характер.

В Софии Киевской членам комиссии и реставраторам пришлось столкнуться с более сложными явлениями, которые требовали особого индивидуального подхода. В целом ряде фресок, в своих основных частях сохранившихся относительно хорошо, имелось много таких мест, на которых под прописями маслом ничего не уцелело от старой живописи. Такие прописи маслом, вернее последний их тончайший слой, решено было не трогать. Аналогичное решение было вынесено и в применении к новым греческим надписям: последние удаляли лишь в тех случаях, когда под ними вскрывались остатки старых надписей. фрески храма святой софии. Смотреть фото фрески храма святой софии. Смотреть картинку фрески храма святой софии. Картинка про фрески храма святой софии. Фото фрески храма святой софии

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений — царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Смотрите другие фото фресок Софии Киевской здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ФРЕСКИ Софийского Собора Киева

И в северной, и в южной башнях общее расположение росписей, их композиционное строение и движение фигур в каждой сцене предусматривают осмотр фресок снизу вверх, по мере подъема на второй этаж.

СЕВЕРНАЯ БАШНЯ Софийского собора

При поздних перестройках Софийского собора древние винтовые лестницы башни были закрыты новыми ступенями, которые не совпадали с первоначальными. При архитектурно-археологических исследованиях лестнице возвращены первоначальные формы, своеобразие которых заключается в сочетании крутых ступенек с пологим пандусом*. Своды башни Софийского собора поднимаются ступенчато.

Фресковые росписи башни «Борьба ряженых»:

фреска «Охота на медведя»:

В нижнем регистре башни на стене была расположена большая композиция, состоящая из нескольких сцен. Она рассказывала о торжественной встрече княгини Ольги в Константинополе. От этой композиции уцелели отдельные фрагменты.

Чуть дальше нарисована собака, которая бежит за оленем.

«Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного». Левая часть композиции:

«Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного». Фрагмент правой части композиции:

Выше на своде изображены в медальонах дикий осел-онагр и белый кречет. На верхней площадке экспонируется интересный строительный зондаж, в котором видно заполнение пазухи свода* пустыми керамическими кувшинами-голосниками.

ЮЖНАЯ БАШНЯ Софийского собора

Интерьер. Южная башня:

Древние формы лестницы испорчены чугунными лестницами XIX века.

фреска «Охота на вепря»:

фреска «Разъяренный зверь нападает на всадника»:

фреска «Охота на белку». Фрагмент:

фреска «Человек, несущий кабанью голову»:

«Ипподром». Фрагмент. Княгиня Ольга и император Константин Багрянородный в ложе:

«Ипподром». Реконструкция А. Радченко:

Далее на стене сохранилась сцена «Охота всадников на дикого коня-тарпана».

Орган в сцене «Скоморохи». Реконструкция С. Высоцкого и И. Тоцкой:

Фресковые росписи башен Софийского собора является чрезвычайно ценным историческим источником. На них представлены портреты исторических деятелей средневековой Руси и Византии, они дают интересные разносторонние сведения о придворном быте, о животном мире, охотничием промыселе, о музыкальной культуре Древней Руси. Эти фрески выполнены с большим знанием рисунка, цвета, законов композиции, что свидетельствует о высоком уровне мастерства художников, которые их создавали. По своему содержанию и художественной ценности росписи башен Софии Киевской являются уникальными памятниками мирового искусства.

Источник

ФРЕСКИ Софийского Собора

Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке)

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Трансепт. Северная сторона. Схема размещения фресок:

Трансепт. Южная сторона. Схема размещения фресок:

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие во ад»). Трансепт. Северная сторона:

фреска «Сошествие Христа в ад». Пророки. Фрагмент

Фреска «Сошествие Святого Духа». Фрагмент. Трансепт. Южная сторона:

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф:

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого:

Фреска «Апостол Павел». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска «Апостол Петр». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска Сцена из «Жития Петра». Голова мальчика. Фрагмент. Алтарь Петра и Павла:

Фреска «Воин». Центральный неф. Юго-западный подкупольный столб:

В Георгиевском боковом алтаре привлекают внимание два нарисованы мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фресковой фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.

Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Святой». Георгиевский предел, алтарь:

Фреска «Святая Варвара». Фрагмент. Центральный неф. Северо-западный крестообразный столб:

Фреска «Пророк». Фреска XI ст. Георгиевский алтарь:

Фреска «Святой Николай». Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска «Святая». Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Святая Надежда». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Явление архангела Валааму». Фрагмент. Боковий алтарь Михаила:

Фреска «Неизвестный святой». Южная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Фока». Южная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Филипола». Южная внешняя галерея (западная часть):

Фреска «Святая Евдокия». Западная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Федор Стратилат». Фрагмент. Северная внутренняя галерея:

Фреска «Неизвестный святой». Боковий алтарь Георгия:

К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок Софийского собора не сохранилась. Фресковые изображения были выполнены на голубом фоне. В росписях преобладали темно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили описанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой. Привлекают внимание фигуры апостола Павла (алтарь Петра и Павла), Варвары (западный трансепт), Фоки (южная внутренняя галерея), Федора (северная внутренняя галерея) и многие другие.

Фреска «Крещение». Фрагмент. Апсида крещальни:

Фреска «Сорок Севастийских мучеников». Фрагменты. Крещальня:

Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.

Фреска «Император Константин». Фреска XI века. Михайловский придел:

Фреска «Император Юстиниан». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

Фреска «Вручение Марии кокцина и пурпура». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

фреска «Единоборство архангела Михаила с Иаковом». Фреска XI века. Михайловский придел, алтарь:

Фреска «Фигура князя» (?). Фреска XI века. Георгиевский придел:

фреска Святой Георгий Фрагмент:

фреска Благовещение. Архангел Гавриил. Фрагмент:

фреска Целование Марии и Елисаветы. Фрагмент:

фреска Уверение Фомы Христос и Апостолы. Фрагмент:

фреска Святители. Левая часть:

фреска неизвестный святитель:

фреска Святой Панкратий Фрагмент:

фреска Григорий Богослов:

фреска неизвестный Святой:

фреска Святой Ермилос:

фреска Святой Виктор:

фреска Святой Мелитон:

фреска Иоанн Предтеча:

фреска неизвестный Святой:

фреска Грифон. Фрагмент:

Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись «Георгий», выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевской особенно красочным и богатым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *