фрески софийского собора в вологде
Софийский собор в Вологде
Софийский собор является старейшим каменным сооружением в Вологде. Построен он был в 1568 году, в эпоху правления Ивана Грозного. Спустя два века, рядом с ним был воздвигнут Воскресенский храм, но Софийский собор при этом не утратил своего значения и по-прежнему считается главным храмом Вологды.
Сегодня Софийский собор сохраняет свое значение, являясь не только религиозным объектом, но и местом массового посещения туристов, которым интересен как внешний облик собора, так и его внутреннее убранство.
Известность собору во многом принесли его древние фрески на стенах и сводах потолка. Они изображают сцены из Библии и жития Святых. Все они датируются XVII столетием и имеют бесспорную историческую и культурную ценность.
Софийский собор расположен в самом центре Вологды, что дает возможность включить его в прогулку по городу всем туристам и гостям города.
История
Строительство собора началось на территории Вологодского кремля практически на самой береговой линии. В те времена Иван Грозный планировал сделать кремль в Вологде своей резиденцией, что сказалось и на строительстве собора. За образец был взят московский Успенский собор. В общей сложности строительство растянулось на 20 лет. В начале XVII века во время очередной войны с Польшей здание собора получило серьезные повреждения, но было достаточно быстро приведено в порядок.
В советский период богослужения в храме прекратились, но, в отличие от многих других церквей, Софийский собор не был разрушен, а передан краеведческому музею.
Статус исторического памятника древний храм получил уже в 1935 году. За прошедшие годы собор пережил две масштабные реконструкции, которые позволяют поддерживать его первозданную красоту. Последняя реставрация завершилась в 2007 году. Собор имеет статус памятника Всероссийского наследия.
Софийский собор и колокольня
Софийский собор имеет прямоугольную форму в основании. Он кирпичный, шестистолпный с пятью куполами. Внутри храм разделен на три нефа. Изначальная алтарная преграда в наши дни скрыта иконостасом (созданным в середине XVIII века). Возле него располагалось царское место для богослужений.
К храму относится колокольня высотой 78,5 м, на верхнем ярусе которой находится смотровая площадка. Изначально колокольня была деревянной, но в середине XVII века ее воссоздали из камня. По сей день она считается самым высоким зданием в Вологде. На колокольню есть возможность подняться, преодолев 300 деревянных ступеней.
На башне находятся куранты, созданные в Москве в 1871 году. По сей день они являются главными часами в городе.
С колокольни Софийского собора открывается панорамный вид на исторический центр Вологды, ее считают обязательной к посещению все гости города.
Фрески
Софийский собор был первой в Вологде церковью, украшенной фресками. Все они сохранились по настоящее время благодаря усилиям реставраторов. С их же помощью были установлены имена живописцев, подаривших России своды храма с фресками. Историки насчитали 16 имен, среди которых, Дмитрий Плеханов, Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов и другие мастера XVII столетия.
Система росписи Софийского собора не отличается от ему подобных строений. Основная тематика фресок — сюжеты, связанные с именем Иисуса Христа. Эта традиция пришла еще из Византии. Но есть и отдельные росписи, посвященные праздникам, отдельным персонажам в истории, в основном — князьям или видным деятелям.
Западная стена собора полностью посвящена Страшному суду. Эта фреска признана самой масштабной в России. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны сюжетами на евангельские темы. На столбах изображены мученики и князья.
Большинство фресок многофигурно, на них изображено по несколько фигур святых или князей. Богоматерь и Христос выделяются среди них только нимбами, что подчеркивает их божественную сущность, но в то же время — равенство с другими фигурами.
В изображениях природы прослеживается русская флора и фауна, что придает храму уют, несмотря на размеры фресок и самого помещения.
Отдельная достопримечательность собора — его иконостас, созданный в стиле барокко. Это третий по счету иконостас, создан он был в середине XVIII века. Он имеет пять рядов, на которых размещены иконы с ликами святых. Большинство икон собора имеют древнюю историю. Есть среди них и ровесницы фресок.
Как добраться до Софийского собора в Вологде
Софийский собор расположен в самом центре Вологды, поэтому добраться до него будет несложно. Сделать это можно несколькими способами.
Почти у самого Кремля (где и находится собор) останавливаются автобусы № 8, 16, 22, 32, 42, 400, 403, 405. Остановка называется «Центр» или «Старый рынок». От нее до цели — не более 5 минут пешком. До этой же остановки доезжают маршрутные такси № 4, 7, 11, 27, 29.
От ЖД вокзала Вологды и автовокзала (расположенного рядом) до Софийского собора курсирует троллейбус № 4, автобусы № 28, 403, 405 и 414. Ближайшая остановка — «Проспект Победы» — расположена рядом с Кремлем. От нее до собора — примерно 5–7 минут пешком.
Дойти до Софийского собора можно и пешком из центральных районов города. Вологда не имеет высотных зданий, поэтому колокольня собора видна почти отовсюду и служит хорошим ориентиром. К тому же, путь пролегает по историческим районам с деревянными постройками прошлых веков, поэтому прогулка будет приятной и познавательной.
Доехать до Софийского собора Вологды можно также на автомобиле или воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси и другими. Поездка по городу обойдется недорого.
Вологодский Софийский собор на панорамах Google Maps:
Видео-обзор Софийского собора в Вологде:
Фрески XVII века на фасаде Софийского собора изучат в Вологде
Сейчас художник Светлана Шпаковская вручную копирует каждый фрагмент росписей. Работы идут уже почти неделю. По итогам монументалисту предстоит написать научно-исследовательскую работу.
Маркером она скрупулёзно снимает кальку с фрески. На пленке старается максимально повторить толщину и пластику линий, которые изображали мастера 17 века. Художница Светлана Шпаковская начала работу у портала Софийского собора ещё на прошлой неделе. Специалисту важно не только скопировать изображение, но и найти частички сохранившегося колорита. Среди таких цветов — малахитовый зеленый, красная и желтая охры, азурит.
Художник Светлана Шпаковская маркером скрупулёзно снимает кальку с фрески
Светлана Шпаковская, специалист по церковно-исторической живописи: «Здесь изображена икона Неопалимая Купина. Икона со сложным сюжетом».
Реконструкция уникальной живописи станет частью диссертации художницы. Сейчас вологжанка работает в московской реставрационной организации, но параллельно учиться в академии художеств имени Репина. Здесь на лесах высотой 3 метра ей приходится проводить ежедневно почти по 12 часов. Но, как признается монументалист, к таким условиям она уже давно привыкла.
«Я обнаружила, что здесь был бутон. И живопись подновили»
Светлана Шпаковская: «Я обнаружила, что здесь был бутон. И живопись подновили. Поскольку вся живопись подвержена природному влиянию, важно эти частички сохранить»
Раньше здесь было крыльцо, но во второй половине прошлого века его демонтировали и со временем ценные изображения на фресках из-за ветра и дождей стали стираться. Поэтому также важно зафиксировать все утраченные фрагменты и сколы. Завершить работы девушка планирует в течение недели.
Ценные изображения на фресках из-за ветра и дождей стали стираться
Светлана Шпаковская — специалист по церковно-исторической живописи: предстоит ещё уточнять колорит. Самая большая часть работ будет в мастерской, где я буду рисунок перерисовывать в уменьшенный формат. То есть это будет карта живописи.
Юлия Евсеева генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника: реставратор сама заинтересована это тем более ценно. на выходе мы будем иметь исследовательскую работу.
Наработки Светланы Шпаковской лягут в основу дальнейших работ по реставрации росписей Софийского собора. Как раз сейчас специалисты составляют проектно-сметную документацию. Когда стартуют масштабные работы, об этом музейщики расскажут позже.
Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде (видео)
Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде — древнейшее архитектурное каменное сооружение города, православная святыня, памятник архитектуры российского значения. 28 августа в праздник Успения Божьей Матери тысячи вологодцев и гостей города собираются на торжественную Литургию во время престольного праздника Софийского собора.
История постройки
Шел 1566 год, время разгула опричников. Царь Иван Грозный повелевает построить город и возвести в нем храм. Царь планировал создать кремль в центре будущей опричной столицы. Грандиозное строительство начали в 1568 году, используя для его стен камень, из которого строили сторожевые башни и военные укрепления.
Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде
К возведению православной святыни были привлечены лучшие мастера и зодчие, создавшие великолепный Софийский храм, простоявший более 400 лет без капитального ремонта, образцом для строительства его Кремлевский собор Успения Богородицы.
К 1570 году черновое строительство было завершено, Иван грозный сам следил за его ходом, однако, после 1571 году внезапно покинул город, внутренняя отделка так и не была начата. По недостоверным слухам, якобы при последнем посещении царя ему на голову со свода упал камешек, разгневанный Иван Грозный уехал из Вологды.
Работы были продолжены только при царствовании Федора Иоанновича, сына Грозного в 1587 году. При завершении отделки южного придела, епископом Вологодским Антонием был проведен чин его освящения в честь Усекновения головы Иоанна Крестителя, покровителя царя Ивана Грозного.
Исторические данные молчат о продолжении строительства вплоть до 1612 года, когда банды Лжедмитрия Второго, а затем поляки с литовцами, вторглись в Вологду, разграбили город и осквернили Софийский храм, устроив там пожар.
В том же году после освобождения в храмовых постройках был произведен ремонт и повторное освящение церкви. Царем Михаилом Федоровичем в 1639 году собору Софии было подарено паникадило из меди, затем докупили еще 3 церковные люстры.
Епископ Гавриил в 1686 году благословил иконописцев из Ярославля на роспись храмовых стен. Работой руководил Дмитрий Григорьев, под его руководством появились окна четверика и в нижних апсидах.
Пожары 1698, 1724 года нанесли существенный ущерб святыне, но к 1744 ремонтные работы были завершены, центральный храм был украшен новым пятиярусным иконостасом. Богослужения в Софийском храме Вологды велись ежедневно.
Интерьер Софийского собора
В 1776 году было завершено строительство теплого храма Воскресения Господня.
Пребывая с царскими визитами в Вологде, православная древняя святыня была удостоена посещением:
Капитальный ремонт, начатый в 1848 году, длился 3 года, после него появились новые притворы из камня, были увеличены окна и окрашена в зеленый цвет крыша, а к 1860 году храм Премудрость Божьей обнесли каменной оградой.
Время закрытия и возрождения
После революции древнейший храм закрыли в 1923 году, его передали под помещение краеведческого музея, а в 1935 году причислили уникальное строение к памятникам архитектуры.
После хрущевской компании гонений на Церковь наступила эра потепления, в 1966 году было принято решение о восстановительных работах внутри и снаружи храмовых построек.
Архитектура и убранство сооружения
Внешний вид
Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.
Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.
Внутрь ведут три входа:
Внутреннее оформление
Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя. Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда. Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.
Главное, ради чего стоит посетить это место — это фрески 17 века и иконостас из 5 ярусов.
Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.
Роспись фресок
Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.
Работа выполнялась поэтапно:
В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:
На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.
Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:
Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.
По тематике значительная часть сюжетов посвящена Христу и Богородице.
Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.
Композиция Софийского собора, посвященная Страшному суду, является крупнейшей фреской на эту тему в стране.
Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.
Иконостас собора
Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.
В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:
После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.
В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.
«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.
Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.
Иконы отделены друг от друга:
В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.
Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):
Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».
Святыни храма
Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:
Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).
Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.
Икона Софии предназначена:
Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.
Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.
Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.
Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.
Современное время
В начале третьего тысячелетия Софийский собор Успения Божьей Матери в Вологде реставрировали. Он принадлежит Вологодскому государственному музею-заповеднику, посетить его можно только в летнее время, хотя по большим православным праздникам здесь проводятся торжественные Литургии, одна из них была совершена в начале лета 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым.
Вологодский Софийский собор
Вид вологодских соборов. Гравюра А. Скино по рисунку А. Ушакова. 1853 год
История строительства Софийского собора связана с именем царя Ивана Грозного. Вологда привлекла его внимание как крупнейший торговый центр Русского Севера и царь решил превратить город в одну из своих опричных резиденций. После открытия англичанином Ричардом Ченслером пути в Россию через северные моря Вологда превратилась в важнейший торговый, перевалочный и складской пункт на торговом пути с европейскими странами. Кроме того, установление Иваном IV политических связей с Англией и предоставление им английским купцами права на свободную торговлю с Московским государством тоже повлияло на усиление значения Вологды. Она стала исходной точкой связи центра Русского государства со странами Северной Европы, здесь постоянно звучала разноязыкая речь иноземных купцов и дипломатов.
В 1566 году по указу Ивана Грозного в Вологде началось активное строительство каменной крепости, площадь которой вдвое превышала Московский Кремль и составляла 46 гектаров. В 1568 году в кремле вблизи будущей северной стены, которая должна была пройти вдоль реки Вологды, торжественно заложили каменный соборный храм. Со строительством собора началось формирование нового административного и религиозного центра города, до этого находившегося северо-западнее – на Ленивой площадке (в настоящее время – район памятника 800-летия Вологды). С большой долей вероятности можно считать, что и местоположение храма, и его общие формы были определены самим царем.
Летописец, составленный Иваном Слободским в 1716 году, сообщает: «Лета 7076 [1568 год]. Великий государь царь Иван Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы поставить внутри города у Архиерейского дому». Уточнение летописца о том, что собор строят «у Архиерейского дому», примечательно. Видимо, эта часть фразы описывает современные летописцу реалии XVIII века, когда ансамбль Архиерейского дома уже существовал. Дело в том, что формально на период строительства каменного собора Вологда не была архиерейским городом, но в действительности глава огромной Пермской и Вологодской епархии, простиравшейся до Северного Ледовитого океана на севере и до Уральских гор на востоке, едва ли не чаще пребывал в Вологде, чем в удаленной столице епархии – городке Усть-Вымь. Еще владыка Филофей (управлял епархией в 1471–1501 годах) заложил деревянную Вознесенскую церковь «в своем монастыре на Вологде в слободке», который и стал вологодской резиденцией епископов (некогда располагался на Ленивом торгу, возле современного памятника 800-летия Вологды). А при Макарии (управлял в 1571–1575 годах) епископская кафедра была окончательно перенесена в Вологду. И хотя это действие исторически было предопределено, пребывание государя в Вологде и масштабные планы по преобразованию города, вполне очевидно, ускорили принятие решения. Строительство грандиозного Софийского собора ярко свидетельствует об этом. Московский Собор 1589 года утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду и положил «быть в Вологде архиепископии, и архиепископу оныя считаться первым между российскими архиепископами».
Строительство собора продолжалось два года и было почти закончено, но весной 1571 года Иван Грозный неожиданно навсегда утратил интерес к городу, прекратив здесь всякие работы, и будто бы даже приказал разрушить храм. Записанная в Летописце Ивана Слободского легенда объясняет это странное царское повеление так: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу, и того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать». Правда, далее добавляется, будто бы царь «чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь была не освящена». Что в действительности стало причиной изменения царских планов – неизвестно, но еще 17 лет собор пустовал, оставаясь неосвященным. Только в царствование сына Ивана Грозного – Фёдора Иоанновича – храм частично и небогато украсили, и 1 октября 1587 года святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, в диаконнике собора был освящен первый придельный престол в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.
Считается, что композиционным прототипом вологодского собора является главный храм Московской Руси – Успенский собор Московского Кремля. Софийский собор Вологды отличается подчеркнуто суровой простотой, ставшей в ХVI веке характерной особенностью северной школы зодчества. Огромный шестистолпный храм увенчан пятью главами, изначально имевшими шлемовидное покрытие. Гладкие выбеленные стены и главы собора практически лишены декора. Членение фасадов предельно лаконично – они разделены лопатками на вертикальные прясла, завершающиеся полукруглыми выступами-закомарами, повторяющими очертания находящихся за ними сводов. Размеры храма монументальны: его длина 38,5 метра, ширина 25,6 метра, а высота до вершины креста – 59 метров. Можно представить себе впечатление, которое производило видимое с любой окраины города крупное выбеленное здание собора, безраздельно доминировавшее над низенькими деревянными домишками и кремлевскими стенами.
Своеобразна ориентация собора, отличная от общепринятой для православных храмов: алтарь обращен не на восток, а почти на север, к реке. Необычную ориентацию храма принято объяснять топографическими особенностями места его строительства и включенностью храма в композицию окружавшего его грандиозного кремля.
Хотя возвели вологодский собор всего за два сезона (строили его с 1568 по 1570 год), но так тщательно и умело, что все сложенные из кирпича части (стены, своды, барабаны) действительно оказались, как говорилось в летописи, «крепки на расселины». Части эти хоть и страдали от пожаров, неоднократно ремонтировались, но ни разу за 400 лет не возникала необходимость их перекладки.
В сентябре 1612 года во время разорительного нашествия на Вологду поляков и литовцев храм разграбили, в общегородском пожаре обгорел его деревянный верх – кровля и маковицы. После этого собор в течение года восстанавливали на средства, собранные со всех приходов епархии, а затем украшали на протяжении всего XVII века.
Одно из наиболее ранних описаний Софийского собора относится к 1627–1628 годам. Оно сделано князем Иваном Мещерским и подьячим Фёдором Строговым и содержится в писцовой книге Вологды. Пятиглавый собор, покрытый белым железом, имел в это время три освященных престола: главный – во имя Софии Премудрости Божией и придельные – во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Феодора Стратилата.
Главный престол был впервые освящен вскоре после 1587 года (кем и когда – точно не установлено), а вторично – архиепископом Сильвестром в декабре 1613 года после ремонта, последовавшего за польско-литовским разорением. Известно, что в пятиярусном иконостасе с расписными тяблами было десять местных образов в серебряных ризах с золочеными венцами, а верх его венчался резными золочеными фигурами серафимов и херувимов.
Интерьер собора освещался свечами, помещавшимися в медные паникадила – два больших по 40 подсвечников, и два меньших – в 26 и 24 подсвечника. Одно паникадило было подарено для собора царем Михаилом Фёдоровичем в 1639 году, а три – куплены в 1685 году.
В 1698 году во время большого городского пожара кровля и главы собора сгорели, огонь попортил кресты. Всё было быстро восстановлено, однако закомары покрыли уже не железом, как ранее, а деревянной кровлей. Завершение барабанов приобрело современный вид: главы значительно увеличили, изготовили новые кованые кресты. Новые мощные главы сроднились с монументальной архитектурой храма, не внося диссонанса в его величавый облик. Эти изменения получили и неожиданные последствия: центральная глава в 1720 году «за великим отягощением осела на другие» и «причинила им немалые повреждения».
В 40-х годах XVIII века при очередном ремонте сложное позакомарное покрытие было заменено простой четырехскатной кровлей («епанчой»), что исказило пропорции собора, зрительно сделало его силуэт приземистым.
В 1765 году в соборе поверх уже деформировавшегося кирпичного пола насыпали слой песка и настлали пол из чугунных плит. По чьей инициативе и на чьи средства он был сделан, мы узнаем из надписей на двух чугунных плитах, украшенных орнаментом и вделанных в стены собора по обе стороны южных дверей. На одной отлито начало записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием Преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на другой – продолжение: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нем 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Федора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменен на деревянный. Несколько плиток пола сохранились на своих местах до наших дней: они расположены на солее, под иконостасом.
В середине XIX века ко всем трем соборным входам были пристроены закрытые каменные притворы под двускатными кровлями в русско-византийском стиле.
Рядом с собором стоит высокая каменная колокольня. Первоначально существовала шатровая деревянная колокольня. Первая запись о колокольне сохранила такие скудные подробности: «1622, майя 17, наняты плотники Данил Павлов сын Глухой да Федот Олферьев, да Богдашка, шесть их человек плотников колокольницу рубити о осьми стенах, ряжено по найму 30 рублев». В 1642 году после пожара ее переделывали. В 1653 году архиепископ Маркелл решил вместо деревянной возвести каменную колокольню и в челобитной на имя царя попросил разрешения использовать заготовленный для строительства крепости камень: «На Вологде, государь, твоего государево прежнево городовово запасу в остатках есть, серово камни и белово. А изстари, государь, соборная церковь каменная, строение ваше, государей, царское богомолие; а колокольня, государь, деревянная ветха, и бревна из стен идут вон». После получения разрешения в 1654–1659 годах были проведены работы по возведению новой колокольни. Как и старая деревянная, она получила шатровое покрытие. В таком виде колокольня просуществовала более 200 лет. По оценке искусствоведов, это здание являлось «прекрасным образцом звонницы русского стиля». Но в 1869–1870 годах по инициативе епископа Павла (Доброхотова) колокольня, как «не соответствующая достоинству прочих зданий», была перестроена. Колокольня подверглась радикальной перестройке по проекту вологодского губернского архитектора А.И. Иваницкого: ее верхняя часть была разобрана, а нижняя надстроена так, что площадка с колоколами оказалась поднята на вдвое большую высоту. Колокольню увенчала крупная позолоченная глава на удлиненном барабане со щелевидными окнами, который опирается на арочное основание. Значительно «выросшая» (до высоты 73 м) колокольня была оформлена в модном тогда неоготическом стиле. Несмотря на стилевое несходство с Софийским собором, силуэт колокольни хорошо дополнил ансамбль построек Архиерейского дома.
В 1923 году сооружения Архиерейского дома, в которых разместился Вологодский объединенный музей, и Софийский собор были включены в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения.
18 марта 1924 года храм был закрыт и передан музею, который разместил в нем экспозицию, посвященную истории религии и атеизма. Она содержала портреты известных атеистов всех времен и народов, репрессированных церковью ученых, в том числе Джордано Бруно и Галилео Галилея, репродукции с гравюр, отражающих ужасы средневековой инквизиции. Но главным в ней был подвешенный к центральному куполу маятник Фуко, наглядно демонстрирующий вращение Земли вокруг своей оси. Он должен был олицетворять торжество науки над религиозными догмами. Однако размещение в храме такой экспозиции было меньшим из зол, грозивших собору в то сложное время. Не исключено, что именно принадлежность краеведческому музею спасла уникальный памятник от разрушения, которому подверглись многие вологодские церкви. В соборе велись традиционные для памятника архитектуры экскурсии.
В 1959 году была начата архитектурная реставрация собора под руководством архитектора-реставратора B.C. Баниге. В ходе работ было восстановлено позакомарное покрытие кровли, южный и северный порталы освобождены от пристроек, окнам возвращены щелевидные формы. Здание приобрело первоначальный облик, строгий и величественный в своей простоте.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года (и затем Указом Президента России от 20 февраля 1995 года) собор в составе ансамбля Вологодского кремля объявлен памятником архитектуры республиканского (федерального) значения.
В 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, в Софийском соборе после долгого перерыва была снова проведена служба. В августе 1992 года впервые в истории Вологды и епархии в соборе состоялось Патриаршее богослужение.
В 1999–2007 годах в соборе проводились комплексные реставрационные работы, которые предварялись и сопровождались различными исследованиями, в том числе археологическими и климатическими. Средства на это выделялись из федерального и областного бюджетов, а также из резервного фонда Президента РФ. В ходе работ отреставрированы кровля, фасады (восстановлены участки разрушенной лицевой кладки), устроен теплый пол, частично отреставрирован иконостас.
В июне 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Вологодскую и Великоустюжскую епархию. 17 июня, в день Празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, в обновленном Софийском соборе им была совершена Божественная литургия. В соборе согласно договору между музеем-заповедником и епархией велись службы в летние двунадесятые праздники.
15 октября 2014 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом подписан Указ № У-01/170 о присвоении храму статуса кафедрального собора. В теплое время года, начиная с весны 2015 года, в соборе по воскресным и праздничным дням совершаются Божественные литургии и накануне вечером – всенощные службы. Собор в летнее время открыт для посетителей, в нем проводятся экскурсии и концерты хоровой музыки.
Календарь истории собора
1568–1571 гг. – строительство собора во имя Успения Божией Матери (в дальнейшем Софии Премудрости Божией) при царе Иване IV Грозном (1513–1584).
1585–1587 гг. – правление архиепископа Вологодского Антония.
1587 г., 1 октября – освящение придела во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
1603–1609 гг. – правление архиепископа Иоасафа II.
1612 г., 22 сентября – польско-литовское разорение Вологды, разграбление и пожар Софийского собора.
1612–1613 гг. – сбор денег на восстановление собора.
1613 г., декабрь – повторное освящение главного Софийского престола собора.
1607–1613 гг. – правление архиепископа Сильвестра.
1613–1626 гг. – правление архиепископа Нектария.
1614 г., июнь – повторное освящение Предтеченского придела.
1615–1616 гг. – починка деревянной крыши, покрытие глав белым железом.
1621–1622 гг. – сооружение пятиярусного иконостаса, написание для него икон пермскими иконописцами, сооружение объемного резного амвона, ремонт Предтеченского придела.
1620–1625 гг. – правление архиепископа Корнилия.
1624 г. – покрытие крыши и глав белым железом.
До 1628 г. – устройство и освящение придела во имя Феодора Стратилата.
1628 г. – устройство в соборе слюдяных окончин.
1634 г. – обновление (олифление) иконостаса.
1635 г. – пристройка западной деревянной паперти.
1636 г. – повреждение глав и крестов собора при большом пожаре в Вологде.
1639 г. – дарение царем Михаилом Фёдоровичем медного паникадила весом 28 пудов 30 фунтов для собора.
1645 г. – сооружение над главным престолом собора деревянной резной сени с четырьмя точеными столбцами и шатровым верхом.
1647 г. – устроена деревянная ограда вокруг собора.
1648 г. – сделаны новые слюдяные окончины с проволочными решетками.
1658 г. – покрытие крыши собора белым железом.
1664 – 1685 гг. – правление архиепископа Симона.
1668 г. – ремонт центральной главы собора.
1671 г. – разборка малых глав по их «ветхости».
1672–1674 гг. – ремонт малых глав с покрытием их «чешуею».
1684–1707 гг. – правление архиепископа Гавриила.
1685 г. – покупка через Архангельск трех медных паникадил «заморской работы».
1686 г. – устроен новый деревянный «косящатый» пол.
1688 г. – ремонт и побелка стен снаружи.
1688 г. – установка на главах новых крестов, кованных мастером кузнецом Ульяном Омельяновым по образцу крестов московской церкви Николы Явленного.
1686–1688 гг. – роспись внутренних стен, сводов и столпов собора бригадой ярославских живописцев (32 чел.) под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова.
1688–1695 гг. – изготовление нового иконостаса братьями Власом и Артюшкой Федоровыми по образцу сделанного ими иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (впоследствии – Троице-Сергиевой лавры).
1698 г. – пожар в Вологде: главы собора обгорели, кресты оплавились.
1699 г. – исправление крыши и глав собора.
1700 г. – обивка большой главы белым железом.
1701 г. – упразднен придел Феодора Стратилата.
1724 г., март – встреча в соборе епископом Вологодским и Белозерским Павлом императора Петра I с супругой Екатериной Алексеевной.
1724 г., 21 декабря – пожар внутри собора: обгорела и рухнула северная часть иконостаса 1688–1695 годов (вскоре восстановлена), сгорела кровля собора.
1729 г. – ремонт кровли: замена позакомарного покрытия на четырехскатное, переделка глав на «луковицы» чуть меньшего размера.
1736–1745 гг. – правление епископа Вологодского и Белозерского Амвросия (Юшкевича).
1737–1744 гг. – мастером Арсением Борщевским построен новый иконостас с заново написанными иконами; сделаны иконостасные киоты к столбам.
1736–1738 гг. – живописцем Максимом «Калининым сыном» Искрицким (около 1702 – около 1756 гг.) написаны 54 иконы для нового иконостаса собора.
1738 г. – вологодскими живописцами написано 10 недостающих икон (считая и написанные на дверях) местного ряда иконостаса.
1740–1753 гг. – правление епископа Пимена (Савелова).
1744 г. – собор покрыт белым железом; сделана опись собора, в том числе описание каменной соборной ограды.
1745–1761 гг. – правление архиепископа Серапиона (Лятушевича).
1761–1774 гг. – правление архиепископа Иосифа II (Золотого).
1763–1765 гг. – обновление Софийского собора: вновь окрашены и вызолочены иконостасы; настлан пол из чугунных плит; починены и побелены фасады, отремонтированы главы и кресты.
1766 г. – иконы в иконостасе поновлены (переписаны) под руководством священника Успенского собора Великого Устюга Емельяна Петровича Шушниных.
1775–1796 гг. – правление епископа Иринея (Братановича).
1796–1802 гг. – правление епископа Арсения (Тодорского).
1798 г. – покрытие глав белым железом.
1819–1820 гг. – поновление икон в иконостасе иконописцем с. Тейково Владимирской губернии Василием Алексеевичем Медведевым.
1824 г., 16 октября – встреча в соборе епископом Вологодским и Устюжским Онисифором императора Александра I, участвовавшего в молебне и осмотревшего собор.
1825 г. – поновление икон местного ряда.
1844–1852 гг. – правление епископа Евлампия (Пятницкого).
1848–1851 гг. – капитальное обновление собора: стены снаружи выбелены, крыши починены и окрашены медянкой, в окна вставлены новые рамы со стеклами, построены закрытые каменные притворы у всех трех входов; отремонтировано помещение алтаря, упразднен престол Усекновения главы Иоанна Предтечи.
1849–1850 гг. – иконостас перекрашен в темно-зеленый цвет и заново вызолочен калязинским купцом Гавриилом Ивановичем Шишкиным, а штатным иконописцем Ярославского apxиepeйскогo дома Александром Михайловичем Колчиным переписаны стенопись собора и (повторно) иконы иконостаса.
1858 г., 15 июня – на Божественной литургии в соборе, совершенной епископом Вологодским и Устюжским Христофором, присутствует император Александр II, познакомившийся с достопримечательностями и древностями собора.
1863 г. – выход посвященной собору фундаментальной книги: Суворов Н.И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863. Эта книга вологодского историка-краеведа до сих пор не утратила научного значения.
1869–1873 гг. – правление епископа Палладия (Раева).
1870 г. – текущий ремонт собора.
1880-е гг. – текущий ремонт собора.
1883–1894 гг. – правление епископа Израиля (Никулицкого).
1890-е гг. – разрабатывается неосуществленный проект устройства парового отопления собора.
1923 г. – действующий Софийский собор и сооружения Архиерейского двора, в которых расположился Вологодский объединенный государственный музей, включены в Титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений (Главнауки) Народного Комиссариата просвещения.
1923 г., 14 августа – Постановлением Вологодского губисполкома договор на использование собора с общиной верующих патриаршего направления расторгнут, собор передан в пользование общине обновленцев.
1924 г., 18 марта – расторжение постановлением Вологодского губисполкома договора на использование Софийского собора общиной обновленцев вследствие неуплаты налогов, передача собора Вологодскому объединенному государственному музею.
1924–1960-е гг. – утраты в интерьере собора (утрачены пристенные киоты, паникадила, надгробия архиереев и пр.).
1929 г. – разобран пол из чугунных плит и песчаная подсыпка под него, устроен деревянный.
1929 г., март – в составе антирелигиозной выставки в соборе устроен маятник Фуко, подвешенный к связям на высоте около 18 м – одно из первых в СССР устройств такого рода.
1941 г., осень – 1942 г., лето – собор занят ветеринарным складом №282 Народного комиссариата обороны.
1959–1970-е гг. – архитектурная реставрация собора по проекту и под руководством архитектора-реставратора Владимира Сергеевича Баниге (1905–1973): разобраны каменные пристройки XIX века (ограда вокруг собора, северный, южный и западный притворы), восстановлено позакомарное покрытие, главы покрыты оцинкованным железом, на главах поставлены отреставрированные кресты.
1960 г., 30 августа – Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» собору присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения.
1962–1972 гг. – реставрация стенописи и живописи иконостаса (с 1968 г.) собора бригадой Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (А.А. Рыбаков, И.П. Ярославцев, Н.И. Федышин, Н.В. Федотова, Т.П. Рыбакова, В.К. Седов и другие) под руководством реставратора Николая Васильевича Перцева (1902–1981).
1970–1971 гг. – выполнены работы по консервации позолоты и восстановлению первоначальной лазурной окраски иконостаса.
1979–1980 гг. – одновременно с проведением ремонтно-реставрационных работ в интерьере собора Вологодской археологической экспедицией под руководством Н.В. Гуслистова выполнены охранные исследования восьми разрушившихся кирпичных склепов погребений архиереев. Исследованы все семь погребений вдоль южной стены и погребение святителя Антония у северной стены. Останки погребенных оставлены в склепах.
1989 г., 17 июня – после полувекового перерыва совершен первый общегородской крестный ход, возродивший древнюю традицию крестного шествия в память сретения образа преподобного Димитрия Прилуцкого. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) возглавил крестный ход от кафедрального Богородицерождественского собора к Софийскому, где обратился к прихожанам с архипастырским словом.
1992 г., 17 июня, в День празднества всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Софийском соборе.
1995 г., 20 февраля – Указом Президента РФ №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» собору в составе ансамбля Вологодского кремля присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.
1997 г. – заключен договор о совместном использовании собора Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской православной церкви.
1998 г., 9 сентября – обретение в соборе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощей святителя Антония Вологодского.
1998 г., 26 сентября – торжественный перенос мощей святителя Антония Вологодского в городскую церковь Николы во Владычной слободе.
1999–2007 гг. – реставрация собора и нормализация его микроклимата на основе исследований специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации. Выполнены реставрация стен и кровли, археологические исследования, проведен дренаж, устроены подогреваемый пол и вентилируемое подполье, системы естественной вентиляции; восстановлены своды кирпичных склепов, в интерьере устроены деревянные надгробия над погребениями архиереев.
2007 г., 17 июня – в день Празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским первое в истории собора и епархии Патриаршее Богослужение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарху сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. После окончания Божественной литургии на южной паперти Софийского собора Патриарх в сослужении духовенства совершил торжественный молебен всем святым, в Земле Вологодской просиявшим.
2014 г., 8 июня – в день Святой Троицы епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий, назначенный на кафедру решением Священного Синода от 30 мая 2014 года, и архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан совместно совершили Божественную литургию в Софийском соборе. Это было прощальное богослужение владыки Максимилиана, прослужившего в Вологде 21 год.
2014–2015 гг. – реализация творческим коллективом под руководством генерального директора музея-заповедника А.В. Суворова проекта-победителя Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2013–2014» «Создание интерактивного мультимедийного Интернет-ресурса «Вологодский Софийский собор»».
2014 г., 15 октября – Указ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-01/170 о присвоении Софийскому Успенскому собору Вологодского кремля статуса кафедрального собора г. Вологды.
2015 г., 17 февраля – заключение договора о совместной деятельности между Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской Православной Церкви, предусматривающего проведение в Софийском соборе в теплое время года (с мая по ноябрь, с учетом необходимости обеспечения сохранности собора) богослужений по воскресным и праздничным дням и накануне вечером – всенощных служб.
2015 г., февраль – запуск сайта «Вологодский Софийский собор» с 3D-моделью собора и виртуальным туром по нему, текстовой и изобразительной информацией.