фрески спасо преображенского собора углич
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Углич является известным туристическим городом. Посетителей влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности наших мест. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел Кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остается место для важных открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Один из таких объектов – Спасо-Преображенский собор.
Главный храм Углича имеет почти тысячелетнюю историю. Многократно перестраивался, становился свидетелем важных событий. Существующее здание было возведено в 1700-1706 годах. Первостепенное значение в облике храма занимает величественной золоченый иконостас в стиле барокко с пышной и причудливой резьбой. Что мы знаем о соборном иконостасе – довольно поздний, установленный взамен первоначального в 1853 году. Можно описывать его облик, художественные особенности, но этим и исчерпывается наша скудная информация. В действительности его история намного сложнее и богаче.
Как известно, первоначальный иконостас Спасо-Преображенского собора был изготовлен в начале XVIII века, ко времени освящения храма. Иконы для него были выполнены артелью известного патриаршего изографа Федора Никитича Рожнова. По сведениям заведующего музеем А.К. Гусева, обследовавшего собор в 1920-х годах, три иконы являлись авторской работой мастера: храмовая «Преображение», «Воскресение» и «Неопалимая Купина». Образы Богоматери Ильинской и Спаса Вседержителя по сторонам царских врат принадлежат кисти черниговских мастеров.
За время длительного существования иконостас неоднократно ремонтировался, поновлялся. В 1810-1811 годах артелью живописца Т.А. Медведева не только выполнены новые храмовые росписи, но и был перезолочен иконостас, вновь наложена резьба. Но время брало свое и спустя несколько десятилетий потребовались более радикальные работы. Поскольку Преображенский собор являлся главным храмом города, о его надлежащем состоянии заботились не только отдельные благотворители, но и городское общество.
30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семеновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать, и как замечается ветхость в нижнем ярусе иконостаса, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же».
Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены еще 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков.
Также уточнялось: «Леса для разобрания и вновь для постановки иконостаса, гвозди, крюки, ерши, скобы, петли и винты, если бы старые оказались где негодными к употреблению, употребить на счет церковный, а мне, Стрелкову, вязку иконостаса, переклейку и установку его вновь сделать самую твердую».
Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьезному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия. Как оказывается, иконостас сохранил изначальную композицию. В него следовало поместить все прежние иконы, что также указывает на соответствие форм.
Осуществивший работы мастер Михаил Семенович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерья – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец, Семен Иванович, в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино…
Михаил Семенович активно работал на протяжении 1840-1860-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Феодоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сел Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других.
Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрестке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора.
В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретен собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским, Суриным. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года.
В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен еще один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом и весь прочий иконостас перезолотить таким же образом, как представлена мною проба на гладь и резьбу, не отступая ни на самую малость от представленной пробы».
При выполнении заказа предъявлялись высокие требования к качеству. Так, в случае отступления от данной пробы, мастер обязался все снова перезолотить своим кочтом. «И ни одной штуки ни внизу, ни в верхних ярусах не ставить и не укреплять на местах без предварительной слички с пробою. Левкас сделать самый прочный и выдержанный, употребляя клей не хрупкой, но более вяжущий. И к самой позолоте не приступать без свидетельства церковнаго старосты и других знающих людей, им приглашенных. Золото употреблять на позолоту также с свидетельства и выбора церковнаго старосты и других прикомандированных… При означенной работе самому мне подрядчику постоянно находиться и за всем иметь надзор, а равно и за порядком работников при золочении в соборе».
Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящен.
Д.П. Истомин тоже немало потрудился в Угличском крае. В 1850-1860-х годах он выполнял позолотные работы во Всехсвятской и Николопетуховской церквах, храмах сел Заозерье, Оносово, Кабаново, Дивная Гора, Архангельское Мышкинского уезда.
Все сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семенович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В свое время это были известные значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями.
Такова история одной из главных достопримечательностей нашего города и одного из важнейших объектов туристического осмотра.
Спасо-Преображенский собор – главный храм Углича
Древняя церковь занимает особое место среди соборов и храмов Углича. Она стоит на территории кремля и имеет статус кафедрального собора местной епархии. Туристы приезжают в Спасо-Преображенский собор, чтобы полюбоваться красивой архитектурой и увидеть живописные фрески, которые выполнили местные художники в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения и барокко.
Содержание:
История храма
Первую церковь на берегу Волги построили во второй половине XV века одновременно с княжеским дворцом. Это случилось, когда угличскими землями правил удельный князь Андрей Васильевич Большой, прозванный Горяем. Хотя храм был сделан из дерева, он простоял больше 220 лет.
Вид Спасо-Преображенского собора с противоположной стороны Волги
В 1710-е годы крепостные мастера князя Голицына под руководством зодчего Григория Федорова возвели новый каменный собор. О первых росписях ничего не известно, но сохранились сведения, что в 1813 году стены храма были расписаны заново бригадой мастеров под руководством крепостного изографа Тимофея Медведева.
В XIX веке здание капитально перестроили. Южный портик, паперть и Похвальский придел были оформлены в классическом стиле.
Вид Спасо-Преображенского собора со смотровой площадки у отеля «Волжская Ривьера»
В 1929 году старинную церковь закрыли и передали угличскому музею. С 1990-х годов здесь стали проводить богослужения. Сейчас церковные службы в соборе проводят регулярно – по воскресеньям и в праздничные дни.
Архитектурные особенности
Вид Спасо-Преображенского собора от отеля «Волжская Ривьера»
Небольшой пятиглавый храм – настоящая находка местных мастеров и заметное украшение «Золотого кольца» России. Старинный собор выполнен в лучших традициях ярославского зодчества XVII века и «нарышкинского» барокко, отличается монументальностью и простой форм. Лаконичный кубический объем завершает декоративное пятиглавие. Фасады отделаны пышным белокаменным порталом, тонкими полуколонками, балясинами и наличниками с фигурными сандриками.
Центральный купол не имеет опорных колонн, поэтому интерьер собора необычен. Просторный зал размерами 14 на 14 м имеет высоту 17 м. Кажется, что легкое перекрытие без промежуточных опор парит в воздухе.
Вид Спасо-Преображенского собора со стороны церкви Царевича Димитрия на крови
К южному фасаду выведен портик, пристроенный выходом к городу и оформленный в стиле классицизма. С юга собора стоит колокольня высотой 37 м, построенная в 1730 году. Первый часовой механизм на ней был поставлен в XIX веке, в 1980-е годы его заменили на новый. На колокольню ведет крутая лестница, а сверху открывается чудесный вид на город.
Внутри храма привлекает внимание огромный шестиярусный иконостас 1860 года. Здесь хранятся иконы XVII-XIX веков, которые были созданы местными изографами. Более старые иконы расположены на нижних ярусах иконостаса.
Вход в Спасо-Преображенский собор
Росписи
Главная достопримечательность Спасо-Преображенского собора – росписи начала XIX века, которые выполнены в академической манере. Композиции на ровных стенах расположены в четыре яруса и посвящены самым известным притчам из Евангелия. Каждая из 59 сцен имеет раму и напоминает на отдельную картину.
Фрески выполнены клеевыми красками. Художники обладали высоким уровнем мастерства, поэтому росписи выглядят ярко и экспрессивно. Главный сюжет «Преображение» копирует картину Рафаэля, оригинал которой хранится в Ватикане.
Роспись в Спасо-Преображенском соборе
Полезная информация для туристов
Спасо-Преображенский собор – действующий православный храм и музей. Внутри можно увидеть коллекцию древнерусской живописи. Разовый билет для взрослых стоит 70 рублей: а для студентов – 65 рублей. Единый билет на осмотр всего кремля и собора – для взрослых 450 рублей, для студентов – 400 рублей, а для школьников – 350 рублей (2021).
Как добраться
Купола Спасо-Преображенского собора
Храм стоит на территории кремля в пяти минутах ходьбы от автобусного вокзала Углича. Туристы, которые приехали на поезде, добираются до собора на такси или городских автобусах.
Росписи Т.А. Медведева в Спасо-Преображенском соборе
Во многих городах есть наиболее значимые главные достопримечательности, которыми принято гордиться, которые непременно в первую очередь посещаются туристами. В Угличе среди многочисленных архитектурных и исторических памятников выделяется Кремль – территория древней крепости, где расположены такие знаковые для нашего города здания, как Палата дворца удельных князей, церковь Царевича Димитрия и Спасо-Преображенский собор.
Не только древней историей примечательны эти здания. Церковь Царевича Димитрия и Преображенский собор – одни из немногих храмов Углича, где уцелело внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, которая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив открытий.
Входя в Спасо-Преображенский собор, мы видим росписи, выполненные в 1810-1811 гг. замечательным живописцем Тимофеем Алексеевичем Медведевым, расписавшим десятки храмов многих городов и сел, чьи известность и признание в конце жизни достигли Петербурга. Истории создания росписей в угличском соборе и хотелось бы коснуться в этой статье, тем более что она рассматривалась лишь выдержками и отрывочными эпизодами.
Спасо-Преображенский собор был построен в 1700-1706 гг. Очевидно, вскоре он был расписан. О первых росписях неизвестно немного – сообщается, что это было «стенное писание в клеймах», что оно было поновлено осенью 1791 г. Но позднее росписи приходят в негодность. По словам одного из документов «в оной Соборной Церкви от долговременности стенное письмо обезобразилось совершенною ветхостью».
Известный благотворитель угличский купец 1-й гильдии Дмитрий Васильев Кожевников, видя плачевное состояние росписей главного городского храма, движимый усердием, в 1806 г. жертвует 1000 рублей «на зделание вместо обветшавшаго новаго стеннаго письма греческаго, которое по самой справедливости для благовидности храма усовершенствовать необходимо».
Пожертвование было сделано, договоренность достигнута, но дело так и не двигалось с места. Весной 1809 г. Д.В. Кожевников решает пожертвовать еще 2000 рублей, но при этом ставит следующие условия: 1) «ежели сего году в начале сей весны приступлено будет к написанию со окончанием в два года всего в соборной холодной церкви стеннаго писма лучшим греческим написанием» и 2) если найдутся другие усердствующие граждане, которые по подписке соберут оставшиеся 2000 рублей.
После данного письменного объявления городской голова Афанасий Михайлов Бовыкин 12 апреля 1809 г. обращается к горожанам с уведомлением и призывом сделать пожертвования: «Господа Купцы, равно посадские и всех состояниев жители, Православные Христиане, имеющие ко Святой Соборной Церкви сыновнее усердие… общественной Святый Храм украшением не остановить, которой во все грядущие времена способствовавших оному не оставит приличным воспоминанием».
Далее следуют подписи некоторых горожан: «Усердствую Тихон Ожегов 15 рублев. Жертвую Иван Трегубов 25 рублев. Усердствую подать Иван Дмитрев Скорняков 10 рублев…»
Протоиерей собора Николай Федоров уведомил о ранее сделанных пожертвованиях – в 1801 г. по приказанию покойного угличского купца Федора Григорьева Кочурихина было дано 300 рублей для починки в соборе стенного письма. Купец Иван Степанов Гнидин дал еще 60 рублей.
Были пожертвования и от дворян – городничего и нескольких офицеров – по 5 рублей. Но сумма оставалась недостаточной, и городской голова А.М. Бовыкин в октябре 1809 г. вновь обращается к обществу купцов и посадских и к почтеннейшему Господ Благородных обществу с призывом «возобновить и привесть в приличное достояние» соборный храм.
В результате всех этих мер в наличии оказалась собранная от доброхотных дателей сумма 3700 рублей. Желая восполнить недостаток средств, протоиерей с братией и староста решили выдать из соборной суммы 1300 рублей, которые, очевидно, составляли почти все наличные деньги храма. На это 10 ноября 1809 г. было получено разрешение Ярославской Духовной Консистории, а 22 декабря – от Угличского Духовного Правления.
«…в Угличской Соборной Преображения Господня Церкве написать вновь стенное писмо самым лучшим художеством греческаго искусства по изданному от меня плану с таким расположением:
Во-первых, обив в той Соборной Церкве старое стенописание, зделать мне подготовку из собственнаго моего материала…
Во-вторых, изготовя на свой кочт самыя лучшия и прочныя краски с превосходством, а, по крайней мере, не хуже, каковыя употребляемы были на стенописание в угличской Успенской церкве, так же золото червонное перваго номеру шеснатцати тетратное и прочия принадлежности, какия потребны быть имеют к стенописанию и развода краски на воде, начать мне самому оное стенописание с своими лучшими художниками, имеющими у себя указные пашпорты сего 1810-го года, в течение Маия месеца и окончить оное чрез течение двух лет, то есть сего тысяща восемьсот десятаго и будущаго тысяща восемьсот перваго надесять годов и в продолжении оной работы быть мне Медведеву навсегда неотлучно».
Далее говорилось о содержании росписей, количестве клейм, денежных выплатах и ответственности за качество работы, которая и была завершена в срок – 18 октября 1811 г., о чем сообщается в храмоздательной летописи на откосе южного окна.
Как известно, значительная часть биографии Тимофея Алексеевича Медведева была связана с Угличем: здесь он женился вторым браком, здесь длительное время проживала его семья, рождались дети. Первой известной его работой в Угличе являются росписи в церкви Петра и Павла, выполненные примерно в 1802-1803 гг., далее последовали Успенская церковь и Преображенский собор. Также известно о написании икон в 1812 и 1813 гг. для церквей Царевича Димитрия «на поле» и Филипповской.
Параллельно с этими работами и далее выполняются многочисленные заказы в Ярославле, Ростове, посаде Большие Соли, Мышкине и многих других местах. Завершением творческой биографии стали работы в петербургских храмах Смольного монастыря и лейб-гвардии Измайловского полка, в которых он и трудился до кончины в 1835 г.
Немногое из творческого наследия Тимофея Медведева, его братьев Епифана и Василия сохранилось до нашего времени. Жестокие вихри, трагическое лихолетье ХХ века уничтожили и храмы, и великолепные росписи – в лучшем случае остались лишь упоминания и старинные фотографии. В настоящее время наиболее известными и хорошо сохранившимися работами Тимофея Медведева, очевидно, являются росписи Спасо-Преображенского собора Углича и Успенского собора Мышкина (1829-1832 гг.). Прославленный мастер внес свой весомый вклад в культурное достояние двух городов.
(Газета «Угличанин». № 45 от 16 ноября 2016 г.)
О чем молчат фрески Углича
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Среди огромного количества храмов, украшающих город, выделяется храм царевича Димитрия «на крови», который стоит на высоком берегу Волги на территории Угличского кремля, ставшего ныне государственным музеем.
Храм этот был построен в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых, в память о гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего из рода Рюриковичей.
О чем же говорят эти фрески? Внимательно, шаг за шагом, сцена за сценой рассматриваем мы росписи, в подробностях описывающие те давние события.
В жаркий субботний полдень 15 мая 1591 года нянька царевича Василиса Волохова уговаривает Марию Нагую отпустить сына погулять во дворе. Получив разрешение, она вместе с царевичем спускается с крыльца.
Но его помощники Никита Качалов, племянник старшего думного дьяка Михаила Битюговского и сын его Данило, прятавшиеся под лестницей, довершают дело дело — они убивают царевича. Это видит звонарь соборной колокольни Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он бежит на колокольню и звонит в колокол — над городом звучит набат.
Угличане, поднятые набатом, сбегаются на территорию царицыного двора и видят: на земле истекает кровью царевич, рядом в слезах убивается его кормилица Арина Тучкова.
Потрясенные увиденным угличане устроили жестокую расправу над виновниками злодейского убийства. Без суда и следствия забиты были камнями государевы люди, присланные Годуновым, их тела сброшены в кремлевский ров.
В Москву на царский двор отправляются гонцы с печальной вестью: «на Угличе не стало царевича». Через четыре дня в Угличе появляется государственная комиссия, которую возглавлял боярин Василий Шуйский, будущий русский царь. В течение двух недель было допрошено около 150 человек, и после того, как завершено было следствие, в Москву был сделан доклад: «Царевич погиб Божьим Промыслом».
Тобольский воевода удивился такому арестанту и записал в своей книге: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол был без креста, и его повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. Лишь только по указанию императора Александра Третьего 21 мая 1892 года на пароходе московской фирмы «Самолет» колокол вернулся в родной город.
Царевич Димитрий был погребен в Спасо-Преображенском соборе города Углича, расположенном здесь же, на территории княжеского дворца. Мария Нагая за недосмотр за ребенком была пострижена в монахини угличского Богоявленского монастыря с именем Марфа.
А история царевича на этом не заканчивается. В 1598 году умирает бездетный царь Федор Иоаннович, и земский собор избирает царем Бориса Годунова. Но триумф нового царя продлился недолго. В 1604 году в Польше объявляется самозванец, утверждавший, что в Угличе был убит не царевич, а кто-то совсем другой. Армия этого самозванца с триумфом проходит по всей России и подступает к Москве. Вызванная из северного монастыря Мария Нагая признает в самозванце своего чудом спасшегося ребенка. По рассказам иностранных гостей, «мать с сыном, взявшись за руки, вместе вступают в Москву».
Недолго царствовал самозванец на московском троне. В народе зрело недовольство новым царем, гнушавшимся русских обычаев. В апреле 1606 года Лжедмитрий был убит. Новым русским царем становится Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад подписал акт о несчастном случае с царевичем Димитрием. В Углич вновь прибывает правительственная комиссия, которую возглавляет митрополит Филарет и которая должна достоверно доказать, что пятнадцать лет назад был убит именно царевич и что тело его покоится там, где и было захоронено — в Спасо-Преображенском соборе, в родовой усыпальнице угличских князей.
28 мая 1606 года тело царевича выносят из Спасо-Преображенского собора и на руках, на специально сделанных для этого носилах, несут в Москву. Огромные толпы людей двинулись вслед за царевичем. Это был большой крестный ход. На окраине города в течение суток прощались угличане с телом царевича.
Перед Москвой процессию встречает Василий Шуйский, Мария Нагая, в очередной раз признавшая в убиенном отроке своего сына. Царевич Димитрий был торжественно захоронен в Архангельском соборе Московского кремля. 3 июня 1606 года царевича Димитрия причислили к лику святых.