функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания

C) образование, воспитание, педагогический процесс, педагогическая деятельность

d) задачи педагогики, функции педагогики, методы педагогического исследования

2. Дидактика изучает…

a) основы профессиональной подготовки

b) теорию воспитания

c) управление образовательными системами

D) теорию обучения

3. Социальная педагогика возникла на основе связи педагогики с…

B) социологией

4. Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности называется…

b) теорией обучения

D) методологией

5. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека есть…

D) развитие

6. Прогностическая функция педагогики состоит в …

a) диагностировании и развитии задатков ученика

B) обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

c) теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

d) усовершенствовании педагогической практики

7. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

A) дидактикой

b) управлением образовательными системами

c) теорией воспитания

d) педагогической технологией

8. Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется…

a) коррекционной педагогикой

b) специальной педагогикой

c) социальной педагогикой

D) педагогикой третьего возраста

9. Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

D) производственной

10. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

a) педагогической технологией

B) теорией воспитания

c) теорией управления

d) социальной педагогикой

11. Важнейшим фактором развития педагогики высшей школы является фактор…

A) преемственности со школьным образованием

b) личной автономии студента

c) научного потенциала

d) трудового воспитания

12. Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается ____________ педагогика.

C) социальная

13. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ______________ педагогикой.

D) социальной

14. Основоположником научной педагогики в России является…

C) К.Д.Ушинский

15. Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется…

B) практической

16. Объектом педагогики является(ются)…

a) индивид и его психика

b) знания, заимствованные из других наук о человеке

c) система школьного образования

D) все педагогические процессы и явления

17. В структуру педагогической науки НЕ входит…

C) психология

d) теория воспитания

18. Термин «Педагогика» в переводе с греческого означает…

D) детовождение

19. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

a) забота родителей о счастье детей

b) прогресс науки и техники

C) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

d) биологический закон сохранения рода

20. Предметом педагогики как науки является…

a) методы организации педагогического процесса

b) совокупность правил воспитания и обучения детей

c) противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса

D) целенаправленно организуемый педагогический процесс

21. В структуру педагогической науки НЕ входит…

c) семейная педагогика

D) философская антропология

22. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

a) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

b) внедрение результатов педагогических исследований в практику

c) научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

D) изучение биологических факторов развития личности

23. Специфика педагогики как науки заключается в том, что она…

a) cвязана с науками, изучающими человека

b) является наукой о воспитании

C) устанавливает законы и принципы эффективного обучения и воспитания

d) имеет дело с подрастающим поколением

24. Современная педагогическая наука представляет собой совокупность педагогических…

Источник

Педагогика как наука

Основными категориями педагогики являются…

Социальная педагогика возникла на основе связи педагогики с…

Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности называется…

Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека есть…

Прогностическая функция педагогики состоит в …

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

Важнейшим фактором развития педагогики высшей школы является фактор…

Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается ____________ педагогика.

Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ______________ педагогикой.

Основоположником научной педагогики в России является…

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется…

Объектом педагогики является(ются)…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

Термин «Педагогика» в переводе с греческого означает…

Возникновение педагогики как науки определил(а)…

Предметом педагогики как науки является…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

К функциям педагогики как науки НЕ относят…

Специфика педагогики как науки заключается в том, что она…

Современная педагогическая наука представляет собой совокупность педагогических…

Преобразовательная функция педагогики заключается в том, что она…

Развитие педагогической науки определяется…

В структуру педагогических наук НЕ входит…

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется

функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания

функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания

функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания

46. Целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у человека определенных качеств, взглядов и убеждений называется:

47. На уровне отдельного учебного занятия цели образования формулируется как:

а) гармонично и всесторонне развитая личность

б) конкретные знания, умения и личностные качества, необходимые для формирования компетенций

в) модель выпускника по определенному направлению подготовки

г) компетенции, необходимые для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

48. Собственно семинар может проводиться в двух формах – (выберите 2 варианта)

а) развернутой беседы по заранее известному плану

б) выполнения лабораторной работы

в) изложения нового учебного материала

г) небольших докладов студентов

д) проведение научных исследований

Установите соответствие принципов обучения и правил по их реализации

1) НаучностьА) обеспечивать ведущую роль теории в обучении
2) Систематичность и последовательностьБ) использовать язык науки, которая преподается
3) Прочность знанийВ) показывать пути использования знаний на практике
4) Доступность и посильностьГ) добиваться преемственности в усвоении студентами знаний и формирование умений и навыков
5) Наглядность
6) Связь теории с практикой

50. Установите последовательность этапов развития личности как субъекта профессиональной деятельности:

функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Смотреть картинку функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Картинка про функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания. Фото функция педагогики направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания

1. профессиональная квалификация

2. функциональная грамотность

3. профессиональное мастерство

4. профессиональная компетентность

51. Дополните предложение:

Предметом изучения педагогики как науки является __________.

52. Многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификация; многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием характерно для:

Источник

План становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности 149346

вернуться в начало

скачать
Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

Важнейшим фактором развития педагогики высшей школы является фактор…

Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается ____________ педагогика.

Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ______________ педагогикой.

Основоположником научной педагогики в России является…

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется…

Объектом педагогики является(ются)…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

Термин «Педагогика» в переводе с греческого означает…

Возникновение педагогики как науки определил(а)…

Предметом педагогики как науки является…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

К функциям педагогики как науки НЕ относят…

Специфика педагогики как науки заключается в том, что она…

Современная педагогическая наука представляет собой совокупность педагогических…

Преобразовательная функция педагогики заключается в том, что она…

Развитие педагогической науки определяется…

В структуру педагогических наук НЕ входит…

Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его …

Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим(ой)…

Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип __________ педагогического процесса.

Использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации принципа…

Компонентами педагогического процесса являются …

Движущими силами педагогического процесса являются его…

Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

Технологический компонент педагогического процесса составляет(ют)…

Использование классно-урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип…

Основной структурной единицей педагогического процесса является…

Педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника составляют сущность педагогического(ой)…

Взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип…

К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

Педагогический процесс в педагогике изучается в качестве…

Основными функциями педагогического процесса выступают…

Структуру педагогического процесса составляют компоненты…

Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

К основным принципам организации и функционирования педагогического процесса НЕ относится принцип…

Компонентами педагогического процесса являются…

Целостность педагогического процесса заключается в том, что…

Основной этап педагогического процесса составляет…

Закономерность динамики педагогического процесса заключается в том, что…

Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются…

Профессиональная деятельность и личность педагога

Видом педагогической деятельности, направленной на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся, является…

Важнейшим критерием эффективности воспитательной деятельности является…

Установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, родителями, коллегами и администрацией составляет цель __________ деятельности педагога.

Способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения педагогических задач и творчески реализовывать их в практике называется педагогической …

Профессиональные знания и общая эрудиция составляют основу __________ компонента педагогической культуры учителя.

Совокупность общей культуры и профессиональных знаний и умений по всем направлениям педагогической деятельности составляет педагогическую…

Профессиональная работоспособность педагога относится к ________ составляющей его профессиональной готовности.

Основой профессиональной направленности личности педагога является…

Любовь к Родине, уважение национальных традиций и истории своей страны, социальная активность составляют основу _________ педагога.

Темперамент и характер педагога относятся к его…

Основной характеристикой профессиональной познавательной направленности педагога является…

Приобретение педагогом знаний и умений, в том числе и на основе анализа собственного опыта, определяется его _________ способностями.

Понимание педагогом эмоционального состояния учащегося, проявление сопереживания и сочувствия называется…

Совокупность действий педагога, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение профессиональных задач, называется педагогическим …

Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…

Целенаправленное межличностное взаимодействие педагога и воспитанников, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе – это…

В структуру профессиональных педагогических способностей НЕ входят…

Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…

Экспрессивные способности педагога проявляются в…

Побуждения, связанные с реализацией педагогической деятельности – это…

Характеристики культуры личности преподавателя – это…

Наиболее важным компонентом культуры деятельности преподавателя из предложенных является умение …

Профессиональная деформация преподавателя проявляется в том, что…

Сущность профессиональной деформации преподавателя заключается …

Уровень профессионального мастерства преподавателя НЕ определяется…

^ Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.

Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…

Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…

Гиперопека в семейном воспитании приводит…

Функция первичной социализации ребенка в семье реализуется через…

Психологическая деформация семьи связана с …

Структурная деформация семьи связана с …

Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

Условия проживания семьи, оборудованность жилища относятся к __________ параметрам семьи.

Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества относятся к __________ параметрам семьи.

Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется …

Обеспечение семьей физического и эмоционального развития человека является основной функцией семейного воспитания в…

Семейное воспитание является ___________ фактором формирования психологического пола ребенка.

Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к ___________ функции семьи.

Реальная направленность воспитательной деятельности родителей называется…

Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания выступает…

К принципам семейного воспитания НЕ относится…

Стиль взаимоотношений между родителями и детьми, для которого характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, называется…

Тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…

Основными направлениями работы педагога с родителями НЕ является…

Результатом реализации основных семейных функций является…

Типу демократического семейного воспитания соответствует по А.С. Макаренко авторитет…

Ошибочная основа воспитания детей в семье – это…

Источник

Реферат на тему «Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дополнительная профессиональная программа

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по дисциплине:

«Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики»

Кваша Светлана Игоревна

Объект, предмет, задачи и функции педагогики………………………….

Методы педагогического исследования………………………………….

Традиционные методы педагогики……………………………………….

Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивалась вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование – целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.

Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определённой системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определённых профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришёл к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдагогос») означает «детовождение» (пейда – ребёнок, гогос – вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимающихся обучением и воспитанием детей. От этого слова получила своё название и наука, впервые вычлененная из системы философии в начале XVII в., – педагогика.

К основным категориям педагогической науки относятся воспитание, обучение и развитие:

Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения.

Обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Развитие – объективный процесс внутренне последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Педагогика исследует сущность и закономерности воспитания, принципы, формы, технологии и методы обучения, технологии, тенденции и перспективы развития личности.

Педагогика – это крупная отрасль науки, в которой заняты тысячи учёных. Однако очевиден и другой факт. Педагогика – это практическая деятельность, в которой в той или иной роли (обучающий или обучающийся) занят каждый четвёртый житель нашей страны.

Педагогика – это часть культуры народа, непреходящая ценность. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Таким образом, педагогика – сложнейший конгломерат науки, практики, искусства и специфической культуры.

Цели работы: познакомиться с предметом педагогики, рассмотреть её с научной точки зрения, дать определение.

Актуальность данной работы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим людям.

1 Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология).

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить).

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта.

Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие практику образования.

Технологическая функция также реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяющих содержание и характер образования: учебные планы, программы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).

2 Методы педагогического исследования

Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов являются критериями качества исследования.

Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде «актуальность» обозначает область расхождения между спросом на научно-практические знания и теми предложениями, которые может предоставить педагогическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема исследования, а ее решение определяется как цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагогический процесс, область педагогической действительности). Предмет исследования – это часть объекта, наиболее значимые характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический и прогностический. На этих этапах используется система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Оно может быть включенным (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращенным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует.

Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надёжность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического материала могут выступать психофизиологические методы и методики. Например, фиксация протекания физиологических процессов: давление крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных ситуациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воздействий.

3 Традиционные методы педагогики

Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть: длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно применять этот метод.

Беседы – традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный метод для получения необходимых разъяснений и уточнений.

Разновидность беседы, её новая модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в определённой последовательности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *