галатская икона божией матери в третьяковской галерее
Галатская икона Божией Матери
Галатская икона Божией Матери
(празднование 17 июля)
Ей молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.
ИСТОРИЯ
Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до ХVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате.
В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот.
Изображение Божией Матери на Галатской иконе относится к иконографическому типу поясной «Одигитрии». Божественный Младенец, одетый в длинный хитон и с благословляющей десницей, изображен сидящим на левой руке Пречистой Девы, мафорий на Которой украшен золотым орнаментом. Особенностью иконы является изображение царских регалий: скипетра у Богоматери и державы у Богомладенца; на главах Их – царские венцы.
Молитва общая
Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Пресвятой Богородице:
«Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь Богородице, глас 4 :
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.
Галатская икона Божией матери
Икона Божией Матери «Галатская» является чудотворной. К ней обращаются с молитвами те, кому нужна поддержка в сложной жизненной ситуации. Она широко известна в православном мире и находится во многих церквях и храмах России.
Свое название эта икона получила от местности. Она находилась в одном из районов Константинополя, местечке Галата. Там в честь чудотворной иконы выстроили монастырь, однако он просуществовал не долго.
История иконы Божией Матери
К сожалению, до наших дней не дошли описания чудес, творимых иконой, однако православный мир почитает «Галатскую» икону Божией Матери за ее чудотворное влияние. В некоторых источниках упоминается, что с помощью молитв перед образом жители Владимирской области избежали страшного поветрия холеры, унесшего жизни множества людей.
Что изображено на иконе
На иконе изображена Пречистая Дева, на левой руке которой находится Божественный Младенец. Он изображен в классическом одеянии — хитоне, с поднятой в благословляющем жесте рукой. Особенностью являются регалии, принадлежащие Богоматери и Младенцу: скипетр и держава. На головах обоих царские венцы.
В чем помогает икона
Перед образом Божией Матери молятся путешественники. Они возносят молитвы чудодейственному образу в надежде на легкий путь. Икона является покровительницей моряков и мореплавателей, уберегающей от разбушевавшийся стихии. Возносят православные христиане молитвы, направленные на исцеление тела и духа, просят защиты и покровительства от врагов и недоброжелателей. Военные молятся Галатской иконе о прекращении войн.
Значение иконы Божией Матери «Галатская»
Каждая икона с изображением Богоматери является прекрасным оберегом для дома. Галатская икона — не исключение. Ее нахождение на домашнем иконостасе помогает семье жить в любви и здравии, не опасаться происков врагов. Эту икону принято дарить военным, морякам, путешественникам и служащим в государственных органах. Считается, что икона оберегает жизнь каждого, кто обращается к Богоматери с искренними молитвами.
Где находится икона Божией Матери
Точная копия иконы можно увидеть в Москве, в Государственной Третьяковской Галерее. Также список с иконы есть во Владимирских церквях и храмах. Поклониться лику Богоматери можно и в стенах Донского монастыря, куда ежегодно отправляются в паломничество множество православных христиан.
Молитва перед иконой
«Богородица наша, Царица Небесная! Сын Твой, в безгрешии зачатый, призрел каждого на грешной Земле. Молю Тебя, Мати всего рода человеческого, не отринь молитв моих, от самого сердца идущих. Избави раба грешного (имя) от негатива, меня окружающего, да не позволь недоброжелателям моим волей и неволей доставить мне трудности и лишения. Наставь меня на путь истинный и безгрешный. Избави, Богоматерь всевидящая и скорбящая за каждого, от лиха и беды в дороге и дома. Аминь».
Дата празднования иконы — 4 июля. В этот день множество христиан посещают церкви и приходы, чтобы помолиться за себя и своих близких, открыть душу перед Господом и утвердиться в своей вере.
Молимся вместе
Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.
Икона Богородицы Галатская 17 июля.
Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до ХVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате.
В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Список был выполнен мастерами Оружейной палаты в XVII веке. После закрытия храма в 20-х годах XX века Галатская икона Божией Матери сначала была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря, а затем (в 1935 году) – в Государственную Третьяковскую галерею.
Изображение Божией Матери на Галатской иконе относится к иконографическому типу поясной «Одигитрии». Божественный Младенец, одетый в длинный хитон и с благословляющей десницей, изображен сидящим на левой руке Пречистой Девы, мафорий на Которой украшен золотым орнаментом. Особенностью иконы является изображение царских регалий: скипетра у Богоматери и державы у Богомладенца; на главах Их – царские венцы.
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.
17 июля. Галатская икона Божией Матери
Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до ХVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате.
В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Список был выполнен мастерами Оружейной палаты в XVII веке. После закрытия храма в 20-х годах XX века Галатская икона Божией Матери сначала была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря, а затем (в 1935 году) – в Государственную Третьяковскую галерею.
Изображение Божией Матери на Галатской иконе относится к иконографическому типу поясной «Одигитрии». Божественный Младенец, одетый в длинный хитон и с благословляющей десницей, изображен сидящим на левой руке Пречистой Девы, мафорий на Которой украшен золотым орнаментом. Особенностью иконы является изображение царских регалий: скипетра у Богоматери и державы у Богомладенца; на главах Их – царские венцы.