где находится этот храм в скале россия
Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Воронежской области есть удивительный монастырь в меловых скалах, главная святыня которого называется Сицилийской иконой Богородицы. Как здесь появилась обитель и почему у иконы такое необычное название? Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Дивногорье.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь
Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится недалеко от села Селявное Воронежской области, рядом со слиянием рек Тихая Сосна и Дон. Главная особенность монастыря — пещерные храмы, которые вырублены прямо в меловых скалах. Остальные здания монастыря — обычные наземные постройки.
Малые Дивы
Название Дивногорье происходит от слова Дивы — меловые столбы-останцы, скалы, оставшиеся после разрушения окружавшей их мягкой породы. Сохранилось чуть меньше 10 див высотой от 7 до 20 метров. Они составляют два комплекса – Большие и Малые Дивы. В Больших Дивах, там, где музей-заповедник, останцев больше. А монастырь — в Малых.
Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
Официальная летопись монастыря начинается с 1653 года, когда в эти земли переселились черкасские казаки и монахи, бежавшие от преследования католиков и униатов. Именно они построили монастырь в этих меловых столпах — Малых Дивах. Вырубили первые кельи и этот пещерный храм. При советской власти обитель закрыли, на ее месте обустроили санаторий. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагались госпитали. А в послевоенный период здесь снова был санаторий. В 1997 году монастырь передали Русской Православной Церкви и в нем возобновилась монашеская жизнь.
Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери
Главная святыня монастыря. Ее принесли с Сицилии греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф, легендарные основатели обители. Во время эпидемии холеры в XIX веке Сицилийская икона прославилась множеством исцелений, поэтому в народе ее стали называть «Исцелийская». На иконе Богородица изображена сидящей на троне. В правой руке — белая лилия, левой рукой Она поддерживает Младенца Христа, Который сидит на Ее коленях. В левой руке Спасителя лилия, правой рукой Он благословляет. Вокруг Богородицы изображено восемь ангелов. Над Ее головой — Святой Дух в виде голубя. Празднование иконы — 18 февраля. Список иконы доступен для поклонения, он находится в Успенском храме монастыря.
Пещерный храм в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери в Больших Дивах
Церковь находится в меловом столпе Большие Дивы, в двух километрах от Дивногорского монастыря, и входит в комплекс природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье. Именно этот храм вырубили в меловой скале иноки Ксенофонт и Иоасаф.
Дорога
Большую часть пути из Москвы в Свято-Успенский Дивногорский монастырь можно проделать по железной дороге. Примерное время пути — девять часов. От Казанского вокзала на поезде до станции Лиски. И от вокзала в Лисках электричкой до станции «Дивногорская». От станции до монастыря совсем близко, но все равно лучше надеть удобную обувь, чтобы спокойно подняться по меловой горе к пещерным храмам обители.
Лиски — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, который находится в Воронежской области. Протяженность дороги — 4189,1 км. На ней расположено 311 железнодорожных станций. Юго-Восточная железная дорога проходит по территории 11 областей России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской и Пензенской. Основные узловые станции дороги: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол и Белгород.
Кавказ: где находится древнейший храм России?
Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», — так описывал аланов один автор еще в XII веке.
Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами.
ТРИ ЗЕЛЕНЧУКСКИХ ХРАМА
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).
СЕВЕРНЫЙ ХРАМ
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
СРЕДНИЙ ХРАМ
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
ЮЖНЫЙ ХРАМ
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
РУИНЫ ЧАСОВЕН
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.
АРХЫЗСКИЙ ЛИК СПАСИТЕЛЯ
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
СЕНТИНСКИЙ (ТЕБЕРДИНСКИЙ) ХРАМ
Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).
Кавказ: где находится древнейший храм России?
Фоторепортаж Юлии Маковейчук
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
Три Зеленчукских храма
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).
Северный храм
Северный Зеленчукский храм
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
Средний храм
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
Южный храм
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
Руины часовен
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.
Шоанинский храм
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.
Архызский лик Спасителя
Архызский лик Спасителя
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
Сентинский (Тебердинский) храм
Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).
Возвращение молитвы
Архиепископ
Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».
Текст и фото Юлии Маковейчук
Качи-Кальон
В 10 км к юго-востоку от Бахчисарая, между селами Баштановка и Предущельное, находится необычный пещерный город Качи-Кальон. Он раскинулся в долине реки Качи, в скалах Внутренней горной гряды. Это одна из самых загадочных и привлекательных достопримечательностей Крыма, которая внесена в список исторических памятников федерального значения. По форме скала похожа на нос корабля, при взгляде на нее создается впечатление, что этот «корабль» плывет по реке.
Качи-Кальон в переводе означает «крестовый корабль». Согласно одной из версий, такое наименование пещерному городу дали за форму скалы и грандиозный нерукотворный крест, образованный скальными трещинами на ее поверхности. Достопримечательность привлекает ценителей природных красот и любителей истории, поскольку здесь можно посетить древние храмы, спрятанные в скале, а также насладиться живописными видами, которые открываются с горного плато.
Где находится Качи-Кальон
Пещерный монастырь Качи-Кальон находится у подножия плато Фыцки, на территории Бахчисарайского заповедника. Он состоит из пяти гротов, но посетить можно только четыре из них, последний сильно разрушен в результате обвала. На территории пещерного города находятся церковь Святой Софии, старинное кладбище, следы оборонительных построек, а также части гончарной мастерской и тарпанов — виноделен.
Рядом с монастырем Качи-Кальон в ущелье Таш-Аир, на вершине горы, находится еще одна популярная достопримечательность Крыма — Скит Анастасии Узорешительницы, известный как Бисерный храм. Он привлекает необычным убранством из многочисленных разноцветных бус и бисера, выполненными монахами. Этот материал выбрали как альтернативу краскам, которые плохо держатся на известняковых стенах.
Экскурсия
Пещеры монастыря Качи-Кальон высечены в стенах известнякового массива и глыбах, лежащих у подножия. На его территории находится пять естественных гротов, каждый из них привлекает своей историей и достопримечательностями.
Винодавильни
Жители пещерного города занимались выращиванием и переработкой винограда. Об этом свидетельствуют давильни для винограда — тарапаны, которые хорошо сохранились. Они расположены в первом гроте, где можно увидеть яму для выжимки винограда, а также производственные помещения, где хранили вино. Ранее большая их часть была соединена со вторым гротом деревянными лестницами и помостами, о чем свидетельствуют следы на камнях и отверстия под опоры.
Храм Святой Софии
В первом гроте расположен храм Святой Софии — одна из главных святынь Качи-Кальон. Церковь была высечена в скале ориентировочно в VIII–IX вв. и представляет собой овальное помещение. Его длина составляет 5,3 м, высота — 2,15 м, ширина — 2,4 м.
Источник Святой Анастасии
В четвертом гроте находится родник, из которого брали воду обитатели пещерного города. К сожалению, сегодня он практически иссяк. Вода просачивалась сквозь трещину в скале и скапливалась в круглой купели. Источник был назван в честь Святой Анастасии Узорешительницы и считается целебным.
Развлечения
Посетители пещерного города Качи-Кальон могут не только отправиться на экскурсию, знакомясь с историей и любуясь живописными видами, но и получить незабываемые эмоции от экстремальных видов отдыха. Здесь каждый найдет развлечение себе по вкусу.
Конный клуб
Для любителей конных прогулок в селе Предущельное работает КСК «Качи-Кальон», где проводятся всероссийские соревнования по конному спорту. Гости клуба могут тренироваться круглый год, также для них организовываются конные прогулки по окрестностям пещерного города Качи-Кальон, экскурсии в черешневый сад и на лавандовое поле. Любители экстремального отдыха могут переправиться вброд через реку в горы под руководством опытного инструктора и поплавать в озере.
Прыжки
Качи-Кальон — популярное место среди любителей роуп-джампинга. Между скалами натянуты альпинистские веревки для прыжков. Посетителям предоставляется специальное снаряжение, за их безопасностью следят инструкторы.
История Качи-Кальона
Доподлинно неизвестно, что в древности представлял собой Качи-Кальон — большое село, комплекс поселений или целый город. Поселение возникло в VI веке, а оборонительная стена вокруг него была возведена примерно в X в. Считается, что в XIII—XIV вв. здесь располагался монастырь. Первые упоминания о нем содержатся в грамотах русских правителей, которые датированы XVI—XVII вв.
В 1778 г. христиане были выселены из Крыма и монастырь забросили. В 1851 г. пещерный город принадлежал помещику Хвицкому, который завещал его Бахчисарайскому Успенскому скиту. В начале ХХ в. на его территории основали Свято-Анастасиевскую киновию, которую ликвидировали в первые годы после революции. При Советском Союзе пещеры использовали в качестве каменоломен.
Маршрут
Маршрут по Качи-Кальон сложный, но безопасный. Подъем начинается по протоптанной тропе, которая, если идти прямо, приводит на площадку под первым гротом. Ко второму гроту нужно подняться еще выше по этой же тропке. Оттуда есть два пути: сверху идет тропа, ведущая к третьему гроту, а если пойти по дорожке, расположенной ниже, можно выйти к четвертому.
Верхняя тропа также выведет к церковно-кладбищенскому комплексу с несколькими усыпальницами. Нижняя дорога ведет к обзорной площадке на мысе, где начинается территория монастыря Святой Анастасии. За селом Баштановка есть туристическая стоянка, где можно заночевать. Также остановиться можно в селе у местных жителей.
Как добраться
Добраться до пещерного города Качи-Кальон не составит труда. Туда легко доехать автобусом, машиной и на такси. Из села Баштановка можно дойти до достопримечательности пешком. Путь займет примерно час.
На автобусе
В 430 метрах к юго-востоку от Качи-Кальон находится остановка «Баштановка», куда прибывают автобусы с автовокзала Симферополя, а также маршрутное такси № 127, следующее от автостанции Бахчисарая.
Маршрут пешком от остановки Баштановка до пещерного города Качи-Кальон
На машине
Если добираться из Бахчисарая до Качи-Кальон на машине, нужно направиться по ул. Кооперативная в сторону ул. Строительная. Далее продолжите движение по трассе С0-10226 до села Предущельное. Оттуда следуйте до достопримечательности.
На такси
Также подъехать к достопримечательности можно на такси. Заказать его легко с помощью специальных мобильных приложений Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Везет, Gett. Среди местных служб популярными являются «Али-баба», «Везунчик», «Арсен» и др.
Качи-Кальон на панораме Гугл-карт