где находится монастырь каневский
Коневец
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Все хорошо знают остров Валаам, где находится знаменитый Валаамскмй монастырь. Однако это не единственный духовный центр на Ладожском озере. Возле его западного побережья, неподалеку от Приозерска, расположен остров Коневец. Он известен своим Коневским мужским монастырем.
Обитаемый остров
Административно Коневец относится к территории Приозерского района. Он расположен всего в 6,5 км от берега. Корабль преодолевает это расстояние примерно за 45 минут. Ближайшей точкой на материке является бухта Владимировка, которую раньше называли Чертовой. По воде от Коневца до Приозерска около 40 км, до Петербурга – 170 км. Длина острова составляет 8 км, а ширина – 4 км.
Остров очень низкий – в среднем он возвышается над водой всего на 3 м! Рельеф преимущественно ровный, и лишь Святая гора имеет высоту 34 м. Именно в этом месте произошло легендарное явление Богоматери старцу Иоакиму. Раньше у подножия горы был источник. Сейчас можно увидеть лишь остатки монастырского сада и парка.
На Коневец заходят круизные теплоходы
Ладога – озеро суровое, холодное. Оно во многом определяет особенности местного климата. Погода нестабильная, часто пасмурная. Летом температура может подняться до +30 градусов, а зимой грянуть лютые морозы. Весна приходит на Коневец в апреле, но это еще холодный период. Даже в июне могут случиться заморозки. В начале лета средняя температура воздуха колеблется возле отметки +12 градусов.
Теплее всего в июле, когда воздух прогревается до +17 градусов. В августе чуть прохладней. Купаться можно только в конце июля – начале августа. В сентябре приходит «бабье лето», а уже в конце месяца возможны заморозки. Самые холодные месяцы – январь и февраль. Ледяной ветер на острове может внезапно подуть в любое время года.
Памятник Арсению Коневскому
Наследие Арсения Коневского
В XVI веке Коневец неоднократно переходил от русских к шведам. Окончательно он отошел к России только после Северной войны, которая завершилась в 1721 году победой русской армии. О важности острова свидетельствует визит Александра II вместе с семьей в 1858 году. Об этом напоминает памятная стела. После отделения Финляндии Коневец оказался под ее юрисдикцией. Лишь после завершения Второй Мировой войны его окончательно удалось вернуть в состав СССР. На нем создали базу ВМФ, где испытывали ракеты и торпеды. Полигон действует и поныне.
Однако известность этому месту принес Рождество-Богородичный монастырь, основанный Арсением Коневским из Великого Новгорода. Еще в юности он совершил паломничество на Афон, где ему было предсказано основание обители на Севере. Это и случилось в 1393 году. Монастырь действительно появился на северных землях в Ладожском озере. Его главной святыней стала икона Пpесвятой Богородицы, которую специально доставили из Афона. Не так давно обители исполнилось 600 лет!
В древности, когда остров неоднократно переходил к Швеции, монахи покидали обитель, а потом снова возвращались. Расцвет монастыря пришелся на XIX век. Сюда зачастили влиятельные и знаменитые люди. Помимо императора здесь побывали поэт Федор Тютчев, а также писатели Александр Дюма и Николай Лесков. Именно в этот период возвели новый храм Рождества Богородицы с колокольней. Его выстроили ближе к пристани, а на старом месте появились Коневский и Казанский скиты.
В начале XIX века на острове образовался целый монастырский городок. На пристани паломников встречала часовня Св.Николая. Поскольку связь с «большой землей» была ненадежная, в одной из башен стены устроили зернохранилище, в другой – продуктовое хранилище и квасоварню. Местная библиотека насчитывала около 8 тыс. томов! Действовал монастырский музей. В те времена Коневец был не менее посещаем паломниками, нежели Валаам.
Конь-камень с часовней
Второй по значимости достопримечательностью после Коневского монастыря считается огромный Конь-камень. Гранитный валун высотой 4 м имеет размеры 6х9 метров и весит порядка 750 тонн! Контуры напоминают лошадиную голову – отсюда и пошло его название. По легенде, он служил святилищем карелам, которые в древности населяли остров и регулярно приносили на это место в жертву коня.
Языческий атрибут перестал быть таковым, когда Арсений Коневский промолился возле него всю ночь, а потом еще окропил камень святой водой. Утверждают, что именно с тех пор отсюда исчезли все змеи. Учитывая, что остров окружен водой, это можно отнести к разряду чудес.
Прямо на камне тогда устроили крохотную деревянную часовенку. Первоначальная постройка не сохранилась. Существующую часовню имени чудотворца Арсения Коневского возвели в 1895 году. На самой верхушке валуна она смотрится крайне необычно! Кстати, именно Конь-камень и послужил основанием для названия острова.
Помимо рукотворных, на острове имеются природные достопримечательности. Очень живописна песчаная коса, уходящая далеко в воду. С высоты птичьего полета она напоминает длинный хвост какого-то неведомого существа. Коса усыпана цветной галькой. Если смочить камешки водой, они начинают переливаться словно самоцветы. Живописны песчаные берега острова, отороченные ровными рядами сосен. Ладога тщательно «вентилирует» Коневец, поэтому здесь кристально чистый воздух.
По всей береговой линии проложены тропы. Есть тропа, ведущая к Змеиной горе, одной из самых высоких точек острова. Восточное побережье заросло камышом. На севере расположена военная часть, доступ туда закрыт. Вечерами на Коневце можно полюбоваться живописными багряными закатами. Посещение острова дает мощный заряд энергии.
Как добраться
Из Петербурга до острова удобнее всего добираться на машине по Приозерскому шоссе. На 106 км находится указатель, по которому следует свернуть направо. В поселке Плодовое на перекрестке нужно повернуть налево и ехать до поселка Заостровье. За ним, на Т-образном перекрестке, поверните направо, на грунтовку. Через 4 км будет указатель «Бухта Владимирская». Отсюда до причала около одного километра.
Можно также с Финляндского вокзала доехать на электричке до станций Сосново, Отрадное или Громово. Отсюда в бухту ходят рейсовые автобусы. Свои услуги предлагают частники. Таксисты обычно стоят возле остановки. От Отрадного до Владимирской бухты около 15 минут езды.
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.
Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614—1617, заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».
Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. 28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков, в сочинениях 1873 года, описывает свои впечатления от посещения монастыря.
Как следствие высокой популярности, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800—1809. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применён для трёхэтажной колокольни (1810—1812), достигающей высоты 35 метров. Два скита — Коневский и Казанский, были созданы на месте древнего расположения монастыря.
XX век
После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.
Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита)[1] и библиотеку. Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Коневская псалтырь, датированная XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку. Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.
В советский период монастырь занимали военные.
В 1990 году он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году. Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.
Пребывание на острове Коневец возможно только с разрешения Паломнической службы Коневского монастыря либо по личному благословению настоятеля монастыря либо его доверенного лица. Также Паломническая служба организует приём на острове паломников.
До острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке — налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке — направо (грунтовая дорога), через 4 км — развилка, поворот по указателю — «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м).
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Пройдя через монастырские ворота, мы оказываемся прямо перед собором Рождества Пресвятой Богородицы.
Это одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место, подальше от берега Ладоги, было принято после наводнения на месте, где первоначально был возведен монастырь. После этого собор неоднократно разорялся и отстраивался заново. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.
Первый деревянный собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорён и сожжён дотла.
Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского севера, где началось каменное строительство.
В 1610 году шведы вторично завладевают островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1760 году строительская должность в Коневском монастыре была поручена иеромонаху Игнатию, а сам монастырь, по его просьбе, признан независимым от Деревяницкого. В 1762 году о. Игнатий получает от архиепископа Дмитрия разрешение воздвигнуть новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы на средства благотворителей. В 1766 году, уже при игумене Тарасии, переведенным из Валаамского монастыря, было окончено строительство одноглавого каменного собора с деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), иконы Владимирской Божией матери (северный) и трех святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Уже к концу XVIII века собор находился в обветшавшем состоянии. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей. В 1799 году в своем сообщении митрополиту Гавриилу он говорит о желании перестроить обветшавший собор, однако, постройка было отложена на год «за неимением плана».
Строительство было начато в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. В качестве основы проекта собора был взят уже имевшейся тогда в епархии проект некоторого храма, автором которого был столичный архитектор Степан Гаврилович Иванов. О. Сильвестр искусно переработал этот проект для строительства на Коневце, чем впоследствии «снискал себе похвалу от знакомых архитекторов».
В архитектурном плане собор следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой двухъярусный восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах (четыре боковые деревянные главы декоративны, с нарисованными окнами). Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразных карнизов над ними, пилястр навеяны архитектурным стилем барокко, ещё недавно господствовавшим в зодчестве Петербурга. А треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами («сухариками») — черты набравшего силу классицизма.
За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку.
Начатое строительство продолжает иеромонах Дамаскин (переведен с Валаама), ставший настоятелем после о. Варфоломея в 1801 году. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достраивает второй этаж и завершает отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена во имя Сретения Господня.
Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.
Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. А в день памяти преподобного Арсения, 12 июня, верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Радостный и торжественный вид имело его убранство. Иконостас был выполнен в классическом стиле, выкрашен белой краской и декорирован золоченой резьбой. Резьба украшала царские врата и оклады икон двух ярусов. На горнем месте алтаря в серебряных облаках с золотыми лучами на крыльях двух золотых херувимов помещен был увеличенный список чудотворной Коневской иконы. В 1830 году стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками.
Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).
В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а вход на второй этаж стал закрытым.
Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красив и величественен; снаружи многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — пишет один из авторов историко-статистического описания монастыря.
В настоящее время нижний храм отреставрирован, и в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому сейчас ожидает своего восстановления. От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. Службы в нем проходят один раз в год, 21 сентября — на престольный праздник обители, в Рождество Пресвятой Богородицы.
В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.
Коневский монастырь: путь длиною в шесть веков
В этом году Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь отмечает свое 628-летие
Старинная обитель на острове Коневец в Ладожском озере пережила времена расцвета и упадка и была почти стерта с лица земли. Сейчас силами благотворителей она полностью восстановлена и все так же ждет паломников со всей страны, присоединиться к которым теперь могут и туристы, ведь здесь есть все и для комфортного пребывания, и для созерцания прекрасного, и для ответов на самые сложные личные вопросы.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть
«Разница огромна», – так незамысловато, зато как нельзя верно приезжающие на Коневец сравнивают нынешний монастырский комплекс на острове в Ладожском озере с тем, что было на этом месте несколько лет назад. «Когда я приехал сюда впервые, то увидел весьма плачевную картину, – вспоминает Дмитрий. – Сейчас, конечно, совсем другая история». «Восхитительный пейзаж, удобные дорожки и прекрасный причал: комфортно добираться даже с маленьким ребенком», – добавляет Полина.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть
Шестьсот с лишним лет истории
Действительно, один из самых известных на Русском Севере Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь десять лет назад и сейчас – это небо и земля. По воспоминаниям тех, кто бывал здесь, например, в далеких уже 2010 или 2011 годах, святая обитель буквально представляла собой руины. Наверное, это не удивительно, ведь ее история насчитывает шесть с лишним столетий.
Монастырь основал уроженец Великого Новгорода святой Арсений Коневский в 1393 году. Спустя почти тридцать лет монах заложил главную церковь – Собор Рождества Богородицы – с основной святыней – чудотворной Коневской иконой Божией Матери, которую Арсений привез с Афона. Дважды обитель оказывалась на территории другого государства: в XVII веке – в Швеции, в XX веке – в Финляндии.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть
«Во время Зимней [Советско-финской] войны 1939–1940 гг., когда советские войска захватили Карельский перешеек, монахи ушли на материк, забрав с собой все ценности, в том числе икону Божией Матери, и организовали свой монастырь. Время шло, они старились и умирали. Когда их осталось совсем мало, всего 6 человек, они объединились с монахами Валаамского монастыря. Сейчас этот монастырь называется Новый-Валаам, он точно такой же православный, как и наш, мы дружим, ездим друг к другу в гости. А оригинал Коневской иконы Божией Матери находится там», – рассказывает иеродиакон Диодор.
Зато XIX век можно считать золотым временем монастыря, ведь его слава распространилась на всю имперскую столицу, и из Петербурга сюда стали наведываться видные гости, среди которых были французский писатель Александр Дюма, русский лирик Федор Тютчев и даже император Александр II с семьей.
В советское время остров занимали военные. А после он и вовсе пришел в запустение.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть
Наши дни
Возрождаться монашеская жизнь на Коневце стала в 1990 году, когда монастырь вернули в лоно Русской православной церкви. Год спустя дом Божий обрел мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году. А восстанавливаться из руин Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь, чей духовный стержень креп на протяжении веков, начал после визита на остров в 2016 году Владимира Путина.
Масштабные реставрация и благоустройство длились пять лет. Все работы провела компания «Роснефть» в рамках своей благотворительной деятельности. Задача стояла непростая: представить не новодел, а полностью воссозданный исторический комплекс. Поэтому при восстановлении, например, утраченных колоколов реставраторы советовались со звонарями Московского Кремля и храма Христа Спасителя. В верхнем храме собора Рождества Пресвятой Богородицы лучшие иконописцы со всей страны явили миру росписи. В 2019-м Коневец посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Отец Диодор. Фото: Екатерина Казьмина
Так, на острове построена пристань с уникальным причалом, чему рады прибывшие на круизном лайнере Дмитрий и Полина, гостиница для паломников, местный музей, восстановлены ферма, главная усадьба и, конечно, собор.
Музей. Фото: Екатерина Казьмина
И все это благолепие – для всех: и сюда приезжающих, и здесь проживающих. К слову, будни последних теперь не такие тягостные, как когда-то были у предков. Отец Диодор вспоминает, как несколько лет назад братии, чтобы растопить печь и приготовить пищу, каждый день приходилось колоть дрова. Сейчас благодаря проложенному по дну Ладожского озера высоковольтному кабелю на острове есть электричество.
Важны и нужны все: и паломники, и туристы
У паломничества на Коневец есть собственная история. Еще сам преподобный Арсений завещал братии приветливо встречать богомольцев. А вот для большинства туристов эта точка на карте может оказаться приятной неожиданностью. Ведь даже в современном Петербурге, будем честны, тех, кто знает об острове, найдется немного. Как бы то ни было, двери здесь открыты для всех.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть Фото: Кадр из видео
«Безусловно, паломники и туристы различаются между собой, скажем так, по духу. Паломники – это верующие люди, которые посещают святые места, чтобы помолиться и потрудиться. Туристы – люди больше светские, которые путешествуют по разным местам. Но и т, и другие быть должны. Может случиться так, что туриста здесь накроет благодатью, Господь сердца его коснется, и он станет паломником или даже присоединится к братьям. И те, и других мы примечаем. Конечно, монастыри сейчас несут больше просветительскую миссию. Здесь есть возможность поговорить, если вдруг возникают какие-то вопросы», – рассказал архимандрит, наместник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Александр.
Если раньше путешествие с острова на материк, например в Петербург, могло занять неделю, а иногда даже месяц, то сейчас перемещение куда быстрее и комфортнее. А добраться до Коневца можно несколькими способами: пару часов на собственном автомобиле или туристическом автобусе до бухты «Владимировская» в Приозерском районе Ленинградской области, а далее около получаса на водном транспорте, который также предоставила компания «Роснефть»; на круизном лайнере, в чей маршрут входит посещение монастыря; при помощи паломнической службы.
Если одного дня, чтобы погулять по острову, мало, можно остановиться в многофункциональном комплексе, который находится прямо на территории бухты «Владимировская». Здесь для удобства расположения и большая гостиница, и маленькие гостевые домики. В туристическую инфраструктуру, созданную «Роснефтью» в рамках благотворительного проекта, также входят плавучая и автомобильная заправки и ресторан с обширным меню и весьма демократичными ценами.
Фото: Пресс-служба ПАО НК Роснефть Фото: Кадр из видео
Коневский монастырь в цифрах
В 2021 году остров Коневец войдет в 64 ежегодных туристических морских маршрута. А как только окончательно откроются границы, комплекс смогут посещать еще и иностранные туристы, например, из Финляндии или Германии. Ну а о популярности места среди паломников красноречиво говорят цифры: в 2019 году в монастыре побывали 15 с лишним тысяч человек. Не подвел даже «пандемийный» 2020-й – с июля по ноябрь святые места повидали почти 14 тысяч верующих.