где находится скит сретенского монастыря
Скит Сретенского монастыря. Усадьба Красное.
Скит Сретенского монастыря. Усадьба Красное. запись закреплена
✞ Преподобный Серафим Саровский
07_Стихи посвященные преподобному Серафиму Саровскому.
Преподобный Серафим Саровский.
Скит Сретенского монастыря. Усадьба Красное. запись закреплена
Сретенская духовная академия
АРХИЕПИСКОП АМВРОСИЙ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В СКИТУ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
28 сентября архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в Свято-Серафимовском скиту Сретенского монастыря. Скит находится в Рязанской области, на месте усадьбы графа Ермолова Красное.
Литургия прошла в храме Казанской иконы Божией Матери. В этом храме молятся студенты Сретенской семинарии в течение первого года обучения.
Показать полностью.
После Литургии архиепископ Амвросий совершил заупокойную литию на братском кладбище.
Накануне ректор Сретенской семинарии первый раз в учебном году встретился с первокурсниками. Первая встреча завершилась общей молитвой и причастием Святых Христовых Таин.
Заканчивая визит, наместник Сретенской обители осмотрел территорию скита.
Справка:
Архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: иеромонах Никодим (Бикенев), иерей Владимир Щетинин, иеромонах Севастиан (Астафуров), иеромонах Афанасий (Дерюгин), диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Серафим (Чернышук), иеродиакон Савва (Салюк).
За богослужением пел хор первого курса Сретенской семинарии под управлением Георгия Суркова.
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
Свято-Серафимовский скит (Красная Горка)
Подворье Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом расположено в бывшей усадьбе Красное в 35 километрах от города Михайлова Рязанской области.
Содержание
История [ править ]
История села Красное
Село Красное по письменным источникам известно с XVII века. Согласно писцовым книгам 1629 года, село значилось за «Ондреем Дмитриевым, сыном Есипова». Здесь была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В писцовых книгах перечисляются «поп Гарасим, поп Понкратей Тимофеев да брат ево дьячек Васка Иванов» и в церкви «образы и ризы, и книги, и колокола». По записям 1676 года, в приходе церкви Николая Чудотворца в селе Красном состояли два двора боярских и 45 крестьянских.
В середине XVIII века владельцем усадьбы Красное был унтер-лейтенант флота Федор Иванович Головин. В 1772 году усадьбу унаследовал его племянник Иван Сергеевич Головин, а после него владельцем стал полковник Федор Иванович Боборыкин. Он занимался винными поставками в казну, и Красное стало частью его хозяйственного комплекса с винокуренным заводом.
По «Описанию дач Михайловского уезда», в середине XVIII века в двух местных прудах водилось множество карасей, употребляемых для господского стола, а крестьяне довольствовались пескарями и гольцами из местных речек: Козловки и Барановки, Громки, Студенки и Прони. Согласно писцовым книгам, питьевая вода была в речках «людям здорова», а в прудах «способнее для скота». Из зверья здесь жили волки, лисы и белки, вокруг летало множество птиц: соловьи, дрозды, скворцы, щеглы, чижи. Обитали здесь птицы и побольше размером: вороны, сороки, галки. Из посеянного хлеба хороший урожай давали рожь, овес и греча. В более поздней приходной книге 1843 года упоминается о таком источнике господского дохода, как продажа редиса «из ранжереи», «из парников огурцов» и «из саду разных фруктов».
Строитель усадьбы Ермолов
Следующим хозяином усадьбы стал Александр Петрович Ермолов (1754–1835), сын небогатого помещика поручика Петра Леонтьевича Ермолова. Путешествуя по Волге в 1767 году, Екатерина II Великая остановилась на отдых в усадьбе Петра Леонтьевича в селе Черновском. Его 13-летний сын Александр понравился императрице своей смекалкой и расторопностью, и Екатерина II решила отблагодарить хозяина усадьбы за гостеприимство, устроив судьбу мальчика. Она тут же назначила Александра капралом Конной гвардии и взяла его с собой в Петербург. Через 18 лет уже взрослый офицер Александр Петрович Ермолов снова попался на глаза Екатерине II во время одного из военных парадов и на короткое время (немногим больше года) стал близок к императрице, пользуясь ее особым расположением.
По воспоминаниям современников, Ермолов был умен, скромен, вежлив, не падок на подарки и интриги. В искреннем желании делать добро и противодействовать своим влиянием злу он всегда помогал тем, кто обращался к нему со справедливыми просьбами, и докладывал императрице, только разобравшись в вопросе. Александр Петрович покровительствовал поэту Державину, заслужил похвалы от многих, но нажил себе еще больше сильных врагов. Стремление Ермолова к справедливости нередко сталкивало его со светлейшим князем Григорием Александровичем Потемкиным, фаворитом и ближайшим другом императрицы.
После одного из конфликтов Ермолова с Потемкиным императрица поначалу рассердилась на своего фаворита, но затем сам Ермолов впал в немилость. Тем не менее Екатерина II оценила его заслуги перед двором: отставку Александр Петрович получил в чине генерал-поручика. Императрица также предоставила ему пятилетний отпуск, 4000 крепостных крестьян и богатое жалование. Александр Петрович уехал из столицы, а в 1790 году женился на богатой княжне Елизавете Михайловне Голицыной (1768–1833), дочери князя М.М. Голицына.
В 1793 году Ермолов выкупил за 85 тысяч рублей для своей семьи усадьбу Красное у сыновей Боборыкина. В покупку входили земли и пашни, лес и сенные покосы, пруды и мельница на речке Проне, старый господский дом с мебелью, 47 крестьянских дворов, «526 душ» крестьян и дворовых людей.
Ермолов затеял обширную перестройку усадьбы. Постепенно в Красном был возведен усадебный комплекс, в который вошли: пейзажный английский парк с каскадом из четырех прудов и плотинами, господский дом, строгая каменная церковь в классическом стиле в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и две круглые в плане постройки – конный двор с небольшим манежем и скотный двор.
Английский парк – строгое и прекрасное украшение усадьбы – отличался разнообразием насаждений. По задумке устроителей пейзажная планировка должна была воссоздать естественную красоту природы: без вмешательства садовников деревья разрастались в тенистые аллеи, а естественные пруды заменяли фонтаны.
В планировке усадьбы был мастерски использован рельеф местности: здания возводили на разных уровнях. Центром усадьбы стал господский дом с мезонином, выстроенный на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. Стрельчатые окна второго этажа вносили элемент русской псевдоготики в подражание готическому стилю западноевропейских замков. Псевдоготический декор добавлял зданиям особую нарядность, легкость и изящество. Внутри господского дома все было сделано с пышной роскошью, свойственной золотому «екатерининскому веку».
Самым оригинальным сооружением усадьбы стал круглый скотный двор, стоявший на небольшом искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками. Стены двора были прорезаны стрельчатыми окнами и украшены сверху аркатурой, как и башни. Перед большими и мощными башнями с зубчатым завершением были поставлены две малые башни, которые когда-то были тоже зубчатыми.
Вся усадьба имела очень праздничный вид благодаря игре белых деталей на красном фоне: для строительства использовался белый известняк в сочетании с красным кирпичом. Сходство усадьбы с баженовскими постройками в подмосковном Царицыне побудило краеведов высказать гипотезу об участии в проектировании самого Василия Ивановича Баженова, известного русского архитектора, представителя классицизма, зачинателя русской псевдоготики.
Владелец усадьбы Александр Петрович Ермолов умер в Вене 24 марта 1835 года. После смерти тело генерала было привезено в Россию и захоронено в усадьбе к северу от Казанского храма.
В 1842 году Федор Александрович Ермолов, один из сыновей Александра Петровича, продал усадьбу полковнику Николаю Николаевичу Реткину, рязанскому губернскому предводителю дворянства. В 1860 году избы крестьян села Красное были перенесены новым хозяином к северо-западу от усадьбы. Поначалу крестьяне отказались перебираться на новое место, тогда полковник вызвал из Рязани роту солдат, которые принудили крестьян к переселению. Ныне села, давшего название усадьбе, не существует.
В 1883 году вдова Реткина, Прасковья Николаевна, продала усадьбу ее последнему владельцу Якову Григорьевичу Жилинскому, генералу от кавалерии. Он был родом из города Михайлова, в 1914 году занимал пост варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа. В 1917 году он подарил усадьбу своей дочери Марии, по мужу Астафьевой, коллежской советнице, фрейлине Императорского двора. После революции Жилинский пытался выехать за границу, но был арестован в Крыму и расстрелян в 1918 году.
В этом же году усадьбу разграбили. В 1920-е годы здесь заседал сельсовет, затем размещался детский туберкулезный санаторий, позже районная туберкулезная больница. Во время Великой Отечественной войны в господском доме был организован госпиталь для раненых. В конце 1980-х годов в связи с резким сокращением финансирования районная больница переместилась в Михайлов. Архитектурный комплекс снова подвергся разграблению, а от великолепного фруктового сада осталось только несколько одичавших яблонь, слив и вишен.
Когда заброшенную усадьбу передали Сретенскому монастырю, господский дом находился в полуразрушенном состоянии, а круглый (скотный) двор представлял собой руины. Не обрати внимание братия Сретенского монастыря на эту усадьбу – и прекрасный памятник архитектуры и культуры ждала бы неминуемая и безвозвратная гибель.
Был подготовлен проект по воссозданию исторического вида этой прекрасной усадьбы: полное восстановление усадебных построек, дорожно-тропиночной сети, газонов, цветников, сохранение старых и восстановление утраченной системы ландшафтов, а также утраченных деревьев (липы и клены возрастом до 220 лет, старинные дубы). Над проектом и его выполнением трудились высокопрофессиональные инженеры, геодезисты, ландшафтные архитекторы.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в усадьбе Красное на месте старинной деревянной церкви святителя Николая Чудотворца при новом владельце генерал-поручике Александре Петровиче Ермолове, который купил усадьбу в 1793 году. Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца была разобрана и перенесена на место, отведенное для сельского кладбища, а новая каменная, построенная в классическом стиле, являла собой редкий для провинции тип усадебного храма с двумя колокольнями.
Существует предположение, что императрица Екатерина, возвращаясь из Крымского путешествия, инкогнито свернула в Красное, пробыла там один-два дня и через некоторое время догнала свой вояж уже близ Москвы. Факт пребывания царицы в Красном документами не подтвержден. Тем не менее специально выбитая медаль-жетон и приготовленный к этому высокому визиту символический молоток для закладки храма – свидетельство того, что местные предания вполне могут быть справедливыми.
Также на фронтоне храма была сделана надпись: «Отъ щедротъ великiя Екатѣрины», которая являлась своеобразной данью памяти императрице, возвысившей Ермолова и даровавшей ему чины и деньги, на которые и была куплена усадьба. Неслучайно в иконостасе рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы находилась икона Небесной покровительницы Екатерины II – святой великомученицы Екатерины.
Основной объем храма был, видимо, выстроен в 1801–1807 годах, поскольку в ведомостях о церквях Михайловского уезда за 1807–1808 годы церковь уже упоминается как возведенная, но еще не освященная. В июне 1809 года церковный староста села Красное Поликарп Терентьев обратился в Рязанскую духовную консисторию с прошением об освящении вновь построенного храма, причем сообщил, что «каменная церковь ныне уже строением окончена и как церковными сосудами серебряными, священноцерковнослужительскими облачениями, так и книгами всего церковного круга снабжена и освящению состоит в готовности».
Освящение храма состоялось 19 августа 1809 года. Хоть церковь и была усадебной, сюда приходили помолиться жители окрестных сел и деревень. Особенно многолюдно бывало в июле, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
После революции 1917 года усадьба, подобно всей стране, подверглась разорению. В первую очередь пострадал Казанский храм, но службы в нем продолжались. Пожилые прихожане рассказывают, что последнее богослужение было совершено на Святки 1941 года. Затем храм был закрыт и разорен: всё, что только могло приглянуться и имело хотя бы минимальную ценность, унесли.
Роскошный иконостас Казанского храма был разграблен, фундамент алтаря разобран на «строительные нужды», ради «сооружения» свинарников, хлевов, сараев и котелен. Надгробные плиты из фамильного склепа Ермоловых и с могил священников, захороненных рядом с храмом, были украдены. Храмовые иконы использовались безбожниками в качестве гнета при солении овощей. Лишь некоторые святыни верующие успели спрятать и тем самым спасти.
Cовременное состояние [ править ]
С 1996 года по инициативе Сретенского монастыря началась реставрация усадьбы Красное. С Божией помощью была обретена местная святыня ‒ образ, на котором архангел Михаил – Небесный покровитель города Михайлова – держит в руках Казанскую икону Божией Матери. Это единственный образ, сохранившийся из старого иконостаса. С момента обретения икона хранилась в Сретенском монастыре, в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а после окончательного восстановления усадебного храма святыня вернулась на свое прежнее место.
21 июля 2006 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Казанской иконы Божией Матери освятил великим чином архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) (митрополит Минский и Заславский).
Комплекс подворья Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом включает в себя монашеские кельи, домовую церковь во имя преподобного Серафима Саровского, а также огороды, сад, пасеку, скотный двор и пруд. Вблизи находится церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 2011 году в скиту был открыт филиал Сретенской духовной семинарии, где учатся студенты-первокурсники. Здесь, за 200 километров от Москвы, вне суеты мегаполиса, будущие священнослужители получают базовые семинарские знания, упражняются в послушании и учатся жить в богослужебном ритме. Первокурсники ухаживают за усадьбой, поют в храме, проводят уроки и миссионерские беседы в подшефных детском доме и колледже для инвалидов. Залы отреставрированного господского дома сегодня принимают гостей из епархий ближнего и дальнего зарубежья. Сюда для встреч с семинаристами приглашаются известные современные философы, теологи, ученые, искусствоведы.
В скиту в миниатюре представлено все то, что есть в семинарии в Москве: это и библиотека, и компьютерный класс, и спортплощадка. Кельи и другие помещения ничуть не уступают по удобству тем, что находятся в столице.
Заниматься спортом в скиту можно в любое время года. Летом – на открытой спортивной площадке (или на поле, где можно поиграть в футбол или волейбол). В зимнее время – в тренажерном зале.
Условия жизни и учебы в скиту ничем не отличаются от современных стандартов светских вузов, а в чем-то даже и превосходят их. Все выпускники вспоминают учебу в скиту как «лучший год, проведенный в семинарии».
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Рязанская область, Михайловский район, посёлок санатория Красное
Проезд: Подворье Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом расположено в бывшей усадьбе Красное в 35 километрах от г. Михайлов Рязанской области.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Казанский храм – редкий тип храма с двумя колокольнями – был построен в начале XIX века. Закрытый и разоренный в веке XX-м, храм восстановлен братией нашего монастыря.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в усадьбе Красное на месте старинной деревянной церкви святителя Николая Чудотворца при новом владельце генерал-поручике Александре Петровиче Ермолове, который купил усадьбу в 1793 году. Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца была разобрана и перенесена на место, отведенное для сельского кладбища, а новая каменная, построенная в классическом стиле, являла собой редкий для провинции тип усадебного храма с двумя колокольнями.
Существует предположение, что императрица Екатерина, возвращаясь из Крымского путешествия, инкогнито свернула в Красное, пробыла там один-два дня и через некоторое время догнала свой вояж уже близ Москвы. Факт пребывания царицы в Красном документами не подтвержден. Тем не менее специально выбитая медаль-жетон и приготовленный к этому высокому визиту символический молоток для закладки храма – свидетельство того, что местные предания вполне могут быть справедливыми.
Также на фронтоне храма была сделана надпись: «Отъ щедротъ великiя Екатѣрины», которая являлась своеобразной данью памяти императрице, возвысившей Ермолова и даровавшей ему чины и деньги, на которые и была куплена усадьба. Неслучайно в иконостасе рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы находилась икона Небесной покровительницы Екатерины II – святой великомученицы Екатерины.
Основной объем храма был, видимо, выстроен в 1801–1807 годах, поскольку в ведомостях о церквях Михайловского уезда за 1807–1808 годы церковь уже упоминается как возведенная, но еще не освященная. В июне 1809 года церковный староста села Красное Поликарп Терентьев обратился в Рязанскую духовную консисторию с прошением об освящении вновь построенного храма, причем сообщил, что «каменная церковь ныне уже строением окончена и как церковными сосудами серебряными, священноцерковнослужительскими облачениями, так и книгами всего церковного круга снабжена и освящению состоит в готовности».
Хоть церковь и была усадебной, сюда приходили помолиться жители окрестных сел и деревень
Ошибка в тексте, битая ссылка?
Редакция рекомендует | |
Популярные материалы: | |
Монашеский скит московского Сретенского монастыря. (сельхозкооператив «Воскресение»)
Рязанская область. Более трех лет назад здесь, на месте разрушенных построек времен императрицы Екатерины, был выстроен монашеский скит московского Сретенского монастыря
Рязанская область. Более трех лет назад здесь, на месте разрушенных построек времен императрицы Екатерины, был выстроен монашеский скит московского Сретенского монастыря. В хозяйстве есть все необходимое, в том числе большая пасека, обеспечивающая братию медом круглый год. В общем, дела в монастырском хозяйстве потихоньку пошли в гору.
А рядом, всего в двух километрах, находится колхоз «Восход», который впору переименовывать в «Закат». Металлолом сельхозтехники на его территории напоминает старикам о полях сражений Великой Отечественной войны. В марте 2001 года колхоз посетил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). И вместо бывшего «Восхода» был учрежден сельхозкооператив «Воскресение»: закуплены техника, корма для молочной фермы, люди, годами не видевшие живых денег, начали получать заработную плату.
Агашева Валентина Николаевна (бригадир):
Шнякина Людмила Ивановна (доярка):
Жилина Надежда Михайловна, исполнительный директор «Воскресения»:
— Я крещеный человек, крестился не просто ради приличия, а просто в душе с малолетства в организме заложено. не знаю, как сказать. много людей стали в церковь ходить.
Такие слова дорогого стоят. Очень радостно видеть в слободских мальчишках и девчонках такую духовную мудрость. И они еще большее говорили: а кто, кроме нас, будет обрабатывать землю, кто, кроме нас, будет поднимать хозяйство, кто, кроме нас, будет помогать нашим родителям? И в то время когда ищут национальную идею в институтах, в парламентах и прочее, то вот эти ребятишки нашли свою сверхзадачу. Они не лезут куда-то высоко, они почувствовали потребность в познании Бога и потребность того, чтобы устроить справедливую и радостную жизнь на их земле. И поняли, что, кроме них, с помощью Бо-жией никто этого не сделает.
В общем, в сельхозкооперативе «Воскресение» монахи и крестьяне сумели найти общий язык. Да и что удивляться, ведь само слово крестьянин идет от христианского имени. Беседа главного редактора А.Н. Крутова с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
— Отец Тихон, Вы решили поднять разваленное хозяйство, спрашивается: зачем? Вам разве своих забот и хлопот не хватает?
— Честно говоря, хватает. Но Вы знаете, это наши соседи, точнее, это наша паства. Скит находится в Рязанской области. Более трех лет мы восстанавливали там свой собственный скит в честь преподобного Серафима Саровского. И вот год назад стали ходить люди из соседнего колхоза и просто просить: возьмите нас к себе. Станьте нашим председателем. Сначала это было просто смешно, мы отсмеивались и всерьез даже не воспринимали. А потом, когда съездили к ним и увидели весь ужас, который творится у них на рязанской земле, ужас, другого слова и не подберешь.
— Да не только в Рязанской области, а по всей русской земле.
— Какая же зарплата была?
— Развалилось все полностью.
— Развал полный и абсолютный. Ничего более страшного, честно говоря, мы не видели. Я скажу вам честно, мы сомневались: брать или не брать.
Давайте вместе что-то делать. Пропадем же. В марте мы провели знаменитое собрание колхозников и решили с Божией помощью взяться за это дело.
— Отец Тихон, вы сказали, было знаменитое мартовское собрание, чем же оно было знаменито?
— Иначе не будете членами колхоза.
— А что такое горбачевские?
— Вспомнили, что когда-то крестились.
— Как я понимаю, батюшка, люди нуждаются в малом, чтобы пришел кто-то и помог им увидеть небо, почувствовать, что о них кто-то заботится, о них думает, и дела пойдут.
— Всего лишь. Не больше. О людях надо только позаботиться.
— Отец Тихон, мы будем с Вашего разрешения следить за тем, как работает колхоз «Воскресение», будем рассказывать нашим читателям, я думаю, им будет интересно узнать, как московский Сретенский монастырь занимается возрождением сельского хозяйства на рязанской земле.
— Извините, добавлю. Не только наш один монастырь. Саввино-Сторожевский звенигородский монастырь, наместником которого является отец Феоктист, вот уже много лет поднимает довольно значительное хозяйство здесь же, в Рязанской области. Так что это обычное для монастырей занятие.
— Ну и слава Богу. Спасибо, отец Тихон. Бог вам в помощь.