где премудрость обретается и где место разума
Глава 28
Продолжение речи Иова. 1–11. Проявление человеческой мудрости в добывании драгоценных металлов и камней. 12–28. Истинная мудрость человеку не доступна.
Закончив предшествующую речь описанием гибели грешника, Иов переходит к разъяснению ее причин. Нечестивый гибнет потому, что его благосостояние не прочно в своей основе. Оно создается на почве богатства, обладания золотом и серебром, а эти последние земного происхождения, тленны и неустойчивы. Та мудрость, которая способна обеспечить существование человека и заключается в страхе Божием, недоступна для грешника, так как она известна только Богу и открывается тем, кто внимает Его учению, следовательно, не грешникам. Ввиду подобных соображений Иов и переходит к описанию добывания драгоценных металлов, как проявлению человеческой мудрости.
«У серебра есть источная жила» – евр. «моца», – место, из которого что-либо выходит естественным путем ( Иов 38.27 ; 3Цар 10.28 ), и «у золота место, где его плавят» – евр. «йазоку» – очищают от примесей ( 1Пар 28.18 ; Пс 11.7 ; Мал 3.3 ).
Металлы сокрыты в земле, но человек умеет находить их. Для этого он проникает в недра земли, вносит необходимое при добывании металлов освещения туда, где прежде царила тьма.
Шахты или колодцы вырываются вдали от обитаемых мест, и рабочие, спускаясь и них при помощи веревок или других приспособлений, неизбежно должны висеть в воздухе.
Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки.
Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: «хищная птица» ) и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы.
При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7–8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, «в скалах просекает каналы» (евр. «jeorim») – галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду.
Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. «хокма»), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.
Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли («земля живых» ср. Пс 26.13 ; Ис 38.11 ), подземные воды (евр. «тегом», ср. Быт 49.25 ) и омывающий землю океан.
Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14–15 ), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. «дегор» ст. 15, ср. 3Цар 6:20, 10:21 ), за ониксы (евр. «тогам» – берилл, смарагд), за кристаллы (евр. «зекукит», – стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы – евр. «габиш» упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. «рамот», ср. Иез 27.16 ), за кристаллы (синодальное – «жемчуг») и красный коралл (евр. «пениним», русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. «тедат», – Исх 28.17 ; Иез. 28.13 ), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому «питедат», название «pita»).
Если человек не в состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13–14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14–19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?
Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).
Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему ( Вар. 3.31–32 ) и всеведущему Богу.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Премудрость
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. Притч. 1,20
Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек. Сир.1,1
Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем её, не покидай её; ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Сир.6,28–29
Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею. Прем.7,8
Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Сир.25,13
Путы её будут тебе крепкою защитою, и цепи её – славным одеянием; ибо на ней украшение золотое, и узы её – гиацинтовые нити. Сир.6,30–31
Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь её на себя как венец радости. Сын мой! если ты пожелаешь её, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен. Сир.6,32–33
Если с любовью будешь слушать её, то поймешь её, и если приклонишь ухо твоё, то будешь мудр. Сир.6,34
Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Сир.6,35
Премудрость же спасла от бед служащих ей. Прем.10,9
С раннего утра ищущий её не утомится, ибо найдёт её сидящею у дверей своих. Прем.6,14
Если богатство есть вожделённое приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая всё делает? Прем.8,5
..ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения. Прем.7,14
Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу, и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения, и открою познание её, и не миную истины. Прем.6,22–24
Множество мудрых – спасение миру, и царь разумный – благосостояние народа. Прем.6,26
Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твоё сердце, и желание премудрости дастся тебе. Сир.6,37–38
Прежде века от начала Он произвёл меня, и я не скончаюсь вовеки. Сир.24.10
Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. Сир.25,1–2
Чего не собрал ты в юности,– как же можешь приобрести в старости твоей? Сир.25,5
Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще мёда и обладание мною приятнее медового сота. Сир.24,21–22
Первый человек не достиг полного познания её( ред.-премудрости ); не исследует её также и последний; ибо мысли её полнее моря, и намерения её глубже великой бездны. Сир.24,30–31
Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается. Сир.6,23
..но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых. Иов.28,12
И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью. Прем.9,18–19
Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими её, и обретается ищущими её;она даже упреждает желающих познать её. Прем.6,12
Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века. Сир.1,4
Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие её – вечные заповеди. Сир.1,5
Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство её? Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своём, Господь. Сир.1,6–7
Начало премудрости – бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Сир.1,15
Полнота премудрости – бояться Господа; она напояет их от плодов своих: весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их – произведениями своими. Сир.1,16–17
Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий её любит жизнь, и ищущие её с раннего утра исполнятся радости: обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его. Сир.4,12–14
.. служащие ей служат Святому, и любящих её любит Господь. Сир.4,15
Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его. Сир.4,22
Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Прем.7,21
Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь всё проходит и проникает. Прем. 7,24
..ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Прем.7,28
Она возвышает своё благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил её. Прем.8,3
Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая всё делает? Прем.8,5
Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. Прем.9,6
Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных её, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. Прем.6,15–16
Начало её есть искреннейшее желание учения,а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов её, а наблюдение законов – залог бессмертия,а бессмертие приближает к Богу;поэтому желание премудрости возводит к царству. Прем.6,17–20
С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим. Прем.9,9
Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты всё расположил мерою, числом и весом. Прем.11,21
Не даётся она за золото и не приобретается она за вес серебра. Иов.28,15
Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Иов.28,20
..ибо премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев. Прем.10,21
Бог знает путь её, и Он ведает место её. Иов. 28,23
Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10,10
Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днём была им покровом, а ночью – звёздным светом. Прем.10,17
Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 1Кор.2,7
И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум. Иов.28,28
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на Иов 28:12
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Иов 28:12 / Иов 28:12
Григорий Двоеслов (
Ст. 12−14 Но где премудрость обретается? …она не обретается на земле живых. Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня
Она не обретается на земле живых. Что иное обозначается в этом месте землей, как не человеческая душа? О ней говорит псалмопевец: Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной (Пс. 62:2). Но такую мудрость нельзя найти на земле живых, поскольку человек, все еще кормящийся наслаждениями этой жизни, отдаляется от восприятия вечной премудрости. Ибо, если бы он был достаточно мудр, удален от внутренних радостей, он стал бы оплакивать слепоту своего изгнания, в котором оказался. Так, Соломон говорит: во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1:18). Ведь чем больше человек узнаёт, что он потерял, тем больше начинает скорбеть о приговоре своей беспечности, который теперь ему открылся. А теперь он понимает, как он пал, как от радостей рая пришел к горестям нынешней жизни, как вместо сообщества ангелов оказался среди забот и потребностей. Он понимает, среди каких опасностей пребывает тот, кто прежде пренебрег своим положением безопасности. И вот, он оплакивает свое изгнание, которое, будучи осужденным, обречен терпеть; он воздыхает по славе небесной, которой мог бы наслаждаться без всякой опасности, если бы не захотел согрешить…
Бездна говорит: не во мне она. Что как не сердца людей он здесь называет бездной? Это они и текучими становятся от падения, и мрачными от мглы двусмысленности. А премудрость не обретается в такой бездне. Нечестивый ум, стремясь мудрствовать плотски, показывает свою глупость в [делах] духовных. Вот, по свидетельству Павла: Мудрость века сего — безумие пред Богом (1 Кор. 3:19). Потому чем более человек безумен внутри, тем больше ему удается казаться мудрым снаружи…
И море говорит: не у меня. Что названо именем моря, если не горечь беспокойства мирских умов, которые, враждебно нападая друг на друга, сталкиваются, подобно встречным волнам? Жизнь мирских людей верно названа морем, потому что, сотрясаемая бурей порывов и страстей, она отдаляется от покоя и крепости внутренней Премудрости. А об обратном хорошо сказано пророком: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2).
Источник: Нравственные беседы
Лопухин А.П. (1852−1904)
Но где премудрость обретается? и где место разума
Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. «хокма»), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.
ПРЕМУДРОСТЬ в Библии
Симфония: Синодальный перевод:
Слово «ПРЕМУДРОСТЬ» встречается в Библии 26 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.
ПРЕМУДРОСТЬ
2Пар 1:10 то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?
2Пар 1:12 премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя.
Иов 12:13 У Него премудрость и сила; Его совет и разум.
Иов 12:16 У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.
Иов 15:8 Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?
Иов 28:12 Но где премудрость обретается? и где место разума?
Иов 28:20 Откуда же исходит премудрость? и где место разума?
Иов 28:28 и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум.
Пс 36:30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
Пс 48:4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание.
Притч 1:20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
Притч 8:1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Притч 8:12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Притч 9:1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
Ис 28:29 И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!
Мф 13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
Мк 6:2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
1Кор 1:24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
1Кор 2:7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
Еф 3:10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
Откр 5:12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
Откр 7:12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
Книга Иова, глава 28 Иов, гл 28
Так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь. Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем. Камни ее — место сапфира, и в ней песчинки золота. Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна; не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы; в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его; останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет. Но где премудрость обретается? и где место разума?
Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: «не во мне она»; и море говорит: «не у меня». Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она.
Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум».