где слон на георгиевском соборе в юрьев польском
Слон на Георгиевском соборе
На фото — один из рельефов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области. На сегодняшний день это единственное известное изображение слона в древнерусском храме. Георгиевский собор, построенный в 1230–1234 годах, известен не только тем, что это один из последних крупных белокаменных храмов домонгольского периода, но и тем, что на его стенах сохранились уникальные рельефы. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, животных (птиц, львов, волков), грифонов и растительные орнаменты.
Рельеф со слоном находится на северной стене храма над второй левой капителью с изображением трех женских масок (одна анфас по центру, две по сторонам в профиль). Миниатюрный рельеф расположен высоко, поэтому его сложно отыскать невооруженным взглядом. Он лучше виден, если немного отойти от собора, так как при взгляде снизу его загораживает одна из масок.
Ну что, сможете найти слона? Чтобы увеличить фото, кликните на него. Фото с сайта flickr.com
Несмотря на то что на Руси слоны не водились, древний мастер довольно точно передал животное, изобразив хобот и бивни (сравните с другими древними изображениями слонов в этом каталоге). Правда, уши у слона слишком длинные и похожи скорее на заячьи, ноги тонковаты и заканчиваются крупными когтями. Но не будем ругать мастера: всё-таки первый живой слон был привезен на русскую землю только в XVI веке (см. Слон Ивана Грозного).
Рельеф со слоном над капителью с изображением масок. Фото с сайта photobook33.ru
Благодаря колоритной внешности слон часто упоминается в мифологических сюжетах. Например, слон и другие экзотические звери встречаются в «Венском Генезисе» — иллюминированной рукописи Книги Бытия, вероятно созданной в Сирии в первой половине VI века.
Животные выходят из Ноева ковчега. Миниатюра «Венского Генезиса», Сирия, VI век. Изображение с сайта biblia.okis.ru
Также рисунок слона с когтями можно увидеть в «Христианской топографии» (VI век), которая была известна на Руси начиная с домонгольского периода. Возможно, рельефное изображение слона — это собирательный образ, который видел древнерусский мастер в рукописях.
Слон с когтями. Миниатюра «Христианской топографии», издание XVI века. Изображение с сайта biblia.okis.ru
На выставке Дарвиновского музея «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» (она продлится до 14 февраля 2021 года), где представлена точная копия рельефа со слоном, специалисты рассказали, что наличие длинных когтей у слона имеет биологическое объяснение. Если животное не стачивает их о грубые поверхности, а также их никто специально не подрезает, то они могут отрасти до такого размера. Поэтому, например, при содержании слонов в неволе рекомендуется наличие твердых прочных поверхностей (бетона), которые помогут ограничить разрастание их когтей (или, скорее, ногтей).
Копия рельефа с изображением слона в Дарвиновском музее на выставке «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси». Как и другие слепки на выставке, эту копию можно потрогать. Фото © Эрики Ефремовой
Тем не менее ученые до сих пор не знают, что побудило древнего скульптора поместить на собор рельеф с изображением слона. Более того, если мы приглядимся к рельефу, станет понятно, что слон явно не на своем месте и, возможно, раньше был частью некой композиции (обратите внимание на обрамляющий слона валик, ему явно не хватает продолжения слева). И действительно, мы знаем, что в XV веке храм внезапно обрушился. В 1471 году его восстановил из старого камня Василий Дмитриевич Ермолин по приказу Ивана III. Но в процессе воссоздания облик собора оказался изменен, он стал ниже примерно в два раза, часть рельефов погибла, изначальный порядок расположения сохранившихся рельефов был утрачен. У мастера не было точного плана и зарисовок белокаменной резьбы, поэтому сюжеты перепутались и образовался своеобразный «ребус» из рельефов. Попытки восстановить первоначальный замысел резьбы, прочесть ее как каменную книгу не прекращаются и по сей день.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким.
Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.
Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.
А вот и слон, над колонной спрятался зверь для Руси невиданный. Его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.
Правда, история завершилась трагически. В 1570 году разразилась эпидемия чумы, в коей обвинили экзота. И недолго думая сначала отправили в ссылку. А затем и вовсе приговорили к смертной казни.
Но шахи продолжали слать слонов, прощупывая почву для торговых и военных союзов. В начале семнадцатого века несколько слонов прибыли к Михаилу Федоровичу. А в 1713 году личного слона получил и Петр I. Его чучело до сих пор можно увидеть в Кунсткамере.
Вот как описывал слона современник Петра I:
Золотое кольцо. Юрьев-Польский и слон
Юрьев-Польский и слон, которого трудно найти, легко потерять и невозможно забыть!
Первое, что мы увидели в Юрьев-Польском – Михайло-Архангельский монастырь 17го века:
Как и в небольшом городе, тут царит какое-то запустение, обветшание, уныние. Всему вокруг требуется реконструкция и обновление, а общее первое впечатление от Юрьев-Польского осталось гнетущее.
Огромное количество памятников находится в плачевном состоянии. Городок небольшой и несколько депрессивный. Но всё-таки я очень советую его к посещению.
Главная достопримечательность и “изюминка” города – “церковь со слоном”. Под церковью со слоном подразумевают Георгиевский собор в Юрьев-Польском. И он действительно необычный!
Построенный в начале 13го века, храм “вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху”, и наверняка напоминал владимирские храмы.
Но в 15м веке Георгиевский собор рухнул. Именно с этого началось самое, на мой взгляд, интересное. Его решили восстановить, и невероятной удачей стало, что зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, как почти всегда и делали. Он собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы, но у него не было зарисовок храма и его плана. Поэтому большинство камней он поставил так, как ему казалось правильным, перепутав сюжеты.
Теперь этот храм содержит не только уникальные камни с резьбой 13го чека, но и “ребус” от строителей века 15го. Ну а самое удивительное – изображение, в числе прочих невиданных зверей, таких как грифоны, слона. Наверное он был так же нереален для средневековых строителей. Сейчас существует вот такой квест для тех, кто добрался Юрьев-Польский: игра “найди слона”. Нужно загадать желание, а затем среди резных камней найти изображение того самого слона.
Честно говоря, мы бы не справились без подсказок в интернете! Так что если подсказка нужна и вам, то слон находится над аркой входа в храм, слева. Вот и он, немного подсвечу его на фото:
И ради этого однозначно стоит посетить Юрьев-Польский! Ну где ещё можно увидеть церковь со слоном? Разве что в Таиланде.
Ну а наше путешествие по Золотому кольцу близится к завершению. Но впереди ещё несколько остановок!
Поехать в древний Юрьев-Польский и найти слона с заячьими ушами
Артем Киселев
Юрьев-Польский, древний город со странным для русского уха названием, никакого отношения к Речи Посполитой не имеет, разве что в Смутное время ХVII века поляки его сожгли. Он — младший брат Москвы, появился на свет в 1152 году, через пять лет после ее рождения. Отец-основатель Первопрестольной Юрий Долгорукий повелел заложить крепость для защиты северо-западных границ Владимиро-Суздальского княжества. И нарек городок в свою честь — Юрьев. А дабы избежать путаницы, поскольку местечек со схожими названиями в то время было несколько, добавили — Польский. Что означает: полевой, лежащий среди полей. Крепость-то подняли в обширной безлесной зоне, на Владимирском ополье.
Город обнесли земляным валом шириной в основании 12 метров и высотой до семи (он хорошо сохранился по сию пору), деревянной стеной, а позже в центре укрепления построили восхитительный Георгиевский собор. По словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Ни одно из ремесел не ценилось, пожалуй, на Руси столь высоко, как резьба по камню.
Белокаменными плитами с ажурным узорочьем в стародавние времена украшали и православные храмы. До наших дней дошло лишь несколько церквей с каменной резьбой.
Несомненно, главной жемчужиной среди них является собор в Юрьеве-Польском. Это — последняя белокаменная постройка на Руси перед монголо-татарским нашествием. С тех пор даже частично повторить резной узор, покрывавший храм, не удавалось никому.
Художники прошлого не только тщательно вырезали на камне библейские сюжеты, святых и ангелов. Они изукрасили стены собора фантастическими гирляндами, рельефными изображениями людей, редких растений, мифических зверей и птиц. Тут львы и грифоны, кентавры и сирины, злые и добрые драконы, гуси со сплетенными шеями.
Самый знаменитый барельеф — слоник с заячьими ушами. Резчик XIII века вряд ли знал, как выглядит слон, поэтому он и получил заячьи уши.
Говорят, у того, кто самостоятельно сможет найти слонозайца среди прочих изображений, сбудется любое желание. Прочим, кто не справится с этим заданием, в утешение остается приобрести копию слоника в сувенирной лавке в виде магнитика и загадывать желания каждый раз, подходя к холодильнику.
Еще в Юрьеве-Польском — великолепный кремль, интересные музеи. В экспозиции Знаменской трапезной церкви можно увидеть карету, на которой в имение князей Голицыных в селе Сима близ Юрьева-Польского привезли раненного осколком ядра генерала Багратиона. Здесь его и похоронили.
Три десятилетия спустя прах героя был перевезен на Бородинское поле. На месте же первого захоронения стоит обелиск, а в княжеском доме размещается единственный в России народный музей Багратиона.
С шатровой колокольни Михайло-Архангельского монастыря открывается потрясающий вид на город, старинные белоснежные торговые ряды и растворяющиеся в знойной дымке пейзажи ополья, от которых перехватывает дыхание.
В хитросплетении узких улочек Юрьева-Польского снимали первую серию «Золотого теленка» с Сергеем Юрским в роли великого комбинатора — это тот самый городок Арбатов из романа Ильфа и Петрова.
В 2008-м Юрьев-Польский сыграл себя самого: в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» он олицетворяет собой подлинную Россию, растворяя в себе людей, пытающихся понять ее суть. Это, конечно, метафоры авторского кино. Но ведь действительно: именно в таких провинциальных несуетных городках с многовековой историей, хранящих полузабытое бесценное культурное наследие, и обитает душа России.
Как добраться
С Ярославского вокзала ежедневно уходят два ночных поезда (на Иваново и Кинешму), время в пути чуть больше четырех часов. Однако расписание и отправления, и прибытия неудобное.
Можно доехать на электричке до Владимира либо Александрова. Оттуда в Юрьев-Польский ходят автобусы.
Самый короткий путь по Щелковскому шоссе (176 км) через Черноголовку и Кольчугино. Трасса незагруженная. Однако по дороге нет интересных достопримечательностей. Занимательнее путешествие, если стартовать по Ярославскому шоссе, а дальше по трассе Р-75 через Александров и Кольчугино (207 км). Правда, качество дороги в районе Кольчугина оставляет желать лучшего.
Самое ухоженное шоссе — Горьковское, через Петушки, Лакинск, Обращиху. Но выезд из Москвы тяжелый, вдоль трассы много деревень, где придется сбрасывать скорость, да и путь самый протяженный — 231 км.
Есть несколько прямых автобусных рейсов из Москвы от Щелковского автовокзала. От него же в первой половине дня отправляются две маршрутки. Дорога займет около четырех часов.
Вкусно и недорого поесть. Обслужат не быстро, но и ждать особо не заставят: от «Золотого теленка» до «Золотого кольца»
■ Кафе «Золотой теленок»
Лучшее место для обеда после прогулки. Находится в центре.
Кормят вкусно. Заказ придется подождать, но оно того стоит — стряпают специально для вас, а не разогревают загодя приготовленные блюда. За 300 руб лей можно наесться до отвала.
Ул. Краснооктябрьская, 30
В этом недавно открывшемся кафе быстрое и ненавязчивое обслуживание. Советую заказать запеченные баклажаны в горшочке. Правда, национальные костюмы официантов совсем не соответствуют названию заведения. Обед обойдется примерно в 350 рублей.
Если вы остановились в гостинице завода «Промсвязь», то будет удобно питаться в этом кафе, расположенном в соседнем здании. Еда без особых изысков, но кухня хорошая, а обслуживающий персонал предельно вежлив. Средний счет — 250 рублей.
■ Кафе «Золотое кольцо»
Рассчитано на непритязательных посетителей, которым нужно быстро перекусить перед осмотром городских достопримечательностей. Два небольших зала с деревянными скамьями без спинок и простое меню. Зато самые низкие цены в городе.
Недорого и комфортно поселиться. Вид из окна на монастырь и Wi-Fi гарантированы: от «Промсвязи» до апартаментов
■ Гостиница завода «Промсвязь»
Ул. Заводская, 1а
Недавно отремонтированная гостиница завода «Промсвязь».
Уютные и хорошо обставленные двухместные номера со всеми удобствами. Находится недалеко от железнодорожной и автобусной станций. Стандартный номер стоит 1800 рублей.
■ Гостиница «Покровская»
Ул. Владимирская, 22а
Новая гостиница в центре города. Номера просторные, с полным набором необходимых аксессуаров. Минус: третий этаж без лифта и в номерах — мансардные окна. За стандартный номер с завтраком нужно будет заплатить 1800 рублей в сутки.
■ Гостиница «Юрьевская»
Советская пл., 1
Наверное, лучший вариант размещения. Из окон гостиницы открывается чудесный вид на Юрьевский кремль. Номера современные, ухоженные, со всеми удобствами. Бесплатный Wi-Fi. Стандартный двухместный номер обойдется в 2000 рублей.
■ Апартаменты в частном доме
Ул. 1 Мая, 5
Если вы любите старину, останавливайтесь в частном доме начала прошлого века. Окна выходят на Георгиевский и Троицкий соборы. В апартаментах — двуспальные кровати. За возможность прикоснуться к истории попросят 2000 рублей.
Где слон на георгиевском соборе в юрьев польском
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
My way
|
April 10th, 2012
Георгиевский собор является красившим храмом всего Золотого Кольца. Белокаменная резьба красуется здесь почти на каждом камне. Лики людей и дивные животные вырезаны в камне, об одном из них я расскажу чуть подробнее.
2.Тут и там стоят по дороге заброшенные храмы и церкви.
А вокруг тишина. Морозный воздух, хруст снега под ногами и зимняя красота.
3.
Просыпаются деревни.
6.
Солнце поднимается все выше и выше.
7.
Село Елизарово. Дороги тут почти не чистят и не посыпают.
8.
Вот добрался я до Георгиевского собора. Красота его впечатляет. Этот собор должны увидеть хоть раз все, кому нравиться архитектура.
К сожалению первоначальная композиция собора утрачена. В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен. Конечно же Ермолин не смог воссоздать всю композицию в том виде в коком она было до обрушения, тем не менее в пределах возможного воссоздал то, чем мы можем любоваться сейчас. Весть смысл, который был заложен в резные фигурки так же утрачен, сейчас все перепутано, некоторые камни утрачены, и то что мы видим сейчас больше похож на один огромный ребус с картинками. Но и этим стоит полюбоваться.
На одном из камней вырезан образ некого загадочного животного. Животное похоже на слона с большими ушами. заячьими. По одной из легенд, мастер не видел никогда слона, даже не мог представить, как он выглядит. Вот и описали ему, что выглядит слон как мамонт только с большими ушами, а большие уши на Руси имел только заяц. Так и получился у художника слон с заячьими ушами. Где он находится говорить не буду, попробуйте, найдите его сами и загадайте желание, если найдете.
Рядом с Георгиевским собором расположен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.
Тихие улочки города.
21.
А дальше я отправился смотреть еще на одно архитектурное «чудо», русскую Пизанскую башню, но об этом в следующий раз.