географическая исследовательская практика 9 класс

§ 10. Географическая исследовательская практика

Анализируем проблему

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Работа с материалом параграфа — это фактически ваша географическая исследовательская практика. Она поможет вам научиться работать с различными источниками информации, познать радость исследовательской деятельности, проявить творческий подход, смекалку, энтузиазм, принять участие в решении реальных географических проблем. Вы будете заниматься ею в форме учебных проектов, подготовки рефератов, дискуссий, докладов и презентаций.

Особенность географической исследовательской практики в том, что это ваш личный труд, ваш личный результат, ваш личный успех. Работу вы будете выполнять самостоятельно или в группе с товарищами, что не исключает, конечно, консультаций с преподавателями, родителями, специалистами. Каждый из вас обладает какими-либо способностями. География в этом отношении открывает большие возможности для тех, кто склонен к логическому мышлению, кто обладает чувством прекрасного, стремится найти ответы на поставленные вопросы.

В работе с информацией, как вы уже знаете, важно уметь правильно читать, т. е. работать с текстом. Познакомьтесь со схемой — это ваш помощник:

географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть фото географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть картинку географическая исследовательская практика 9 класс. Картинка про географическая исследовательская практика 9 класс. Фото географическая исследовательская практика 9 класс

Первой географической практикой для вас будет попытка анализа проблемы на основе составления тезисов (тезисы — положения, утверждения, выводы), выписок основных суждений ученых.

Вспомните, как важно правильно организовать работу. Приступая к изучению проблемы, необходимо:

1) определить для себя конечные цели и задачи;
2) выделить время и попытаться как можно глубже осмыслить проблему;
3) подобрать источники информации, которые могут быть вам полезны;
4) обработать информацию в соответствии с поставленной задачей. Это означает, что на основе изучения разных материалов и собственных мыслей вы оформляете итоговый материал.

Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»

Внимание! Ваш маршрутный лист исследователя: составление тезисов и решение.

1. Подберите 2—3 текста по заявленной проблеме. Используйте, кроме учебника, тематические картотеки библиотек и поисковые системы Интернета.

2. Составьте тезисы выбранных вами научных статей с указанием автора, названия статьи, названия источника (журнал, сайт и т. д.).

Внимание! Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если тезисы излагаются вами, тогда они формулируются свободно. В качестве помощника используйте таблицу — в ней указаны глаголы, которые могут вам пригодиться.

географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть фото географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть картинку географическая исследовательская практика 9 класс. Картинка про географическая исследовательская практика 9 класс. Фото географическая исследовательская практика 9 класс

3. Выясните, что объединяет авторов указанных статей по решению исследуемой проблемы.

4. Отметьте, как авторы предлагают решить проблему.

5. Проведите перекрестную дискуссию по заявленной проблеме.

Внимание! Перекрестная дискуссия — это разговор с самим собой, который помогает увидеть проблему с двух сторон и, следовательно, избежать одностороннего суждения.

С этой целью попытайтесь выступить в двух амплуа: сторонника и противника. В качестве помощника используйте форму таблицы:

географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть фото географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть картинку географическая исследовательская практика 9 класс. Картинка про географическая исследовательская практика 9 класс. Фото географическая исследовательская практика 9 класс

6. Заполните таблицу и приложите к подготовленным тезисам.

Источник

Рабочая программа по географии в 9 классе

географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть фото географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть картинку географическая исследовательская практика 9 класс. Картинка про географическая исследовательская практика 9 класс. Фото географическая исследовательская практика 9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». При составлении программы использованы следующие методические материалы: Николина В.В. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина – М.: Просещение, 2015. Примерные программы основного общего образования по географии (базовый уровень) для 5-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2014г,Москва, Просвещение).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М. Просвещение, 2012.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

1.Называть и показывать:

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

периоды формирования хозяйства России;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузоперевозки и пассажиропотоки.

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.

Практическая работа №1. Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.

Практическая работа № 2. Обозначение на контурной карте элементов районирования России.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Практическая работа №3 . Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Тематический контроль №1 « Регионы России».

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Практическая работа №4. Составление сравнительной характеристики экономических районов центральной России.

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Практическая работа №5. Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания)

Тематический контроль №2 по темам « Центральная Россия», «Северо-Запад».

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Практическая работа №6. Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера.

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Практическая работа №7. Нанесение на контурную карту размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России.

Тематический контроль №3 по темам « Европейский Север», «Европейский Юг».

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическая работа №8. Составление характеристики одной из ведущих отраслей промышленности Поволжья.

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа №9. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

Тематический контроль №4 по темам « Поволжье», «Урал».

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Практическая работа №10. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Тематический контроль №5. Западная и Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Практическая работа №11. Анализ внешнеэкономических связей России.

Обобщение и повторение по теме «Сфера влияния России».

Источник

Рабочая программа по географии (9 класс)

географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть фото географическая исследовательская практика 9 класс. Смотреть картинку географическая исследовательская практика 9 класс. Картинка про географическая исследовательская практика 9 класс. Фото географическая исследовательская практика 9 класс

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

Приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».

Приказом Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.»

Приказом Минобрнауки России № 38 от 26.01.2016 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»

Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ № 4

Методическим письмом Департамента образования Ярославской области, ГОУ ЯО ИРО «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области», 2016/2017 уч. год

Календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год

Учебным планом МОУ СШ № 4 на 2016-2017 учебный год

Алексеев А.И. и др. География. Россия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Географический атлас (с комплектом контурных карт). 8-9 кл. – М.: Роскартография, 200 9 – 20 1 3.

Николина В.В. Мой тренажер. – М.: Просвещение, 2009.

Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.

География в цифрах. 6-10 кл.: справочное пособие / авт.-сост. О. А. Климанова. –

География Ярославской области: Учебное пособие для учащихся основной общеобразовательной школы. Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008.

Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

Плисецкий Е. Л. Социально-экономическая география России: Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках) для учащихся общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей. – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 2004.

Элькин Г. Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.

Элькин Г.Н. География. Тесты. 8-9 классы. – СПб.: «Паритет», 2005.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях ; географических особенностях природы, населения и хозяйства России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; о географических особенностях своей области.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.

ЭГП, история заселения Ярославской области. Административное деление. Природно-ресурсный потенциал Ярославской области. Промышленность и сельское хозяйство области. Транспорт. Социальная инфраструктура. Внешнеэкономические связи. Экологические проблемы области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *