гипноз 2020 объяснение концовки
Европейская сказка, советская жуть: почему «Гипноз» Валерия Тодоровского не станет «Донни Дарко»
В российский прокат 15 октября выходит новый фильм Валерия Тодоровского с исчерпывающим названием «Гипноз». Андрей Гореликов рассказывает, как в картине намечаются, но не встречаются европейская литературная и советская кинематографическая традиции — и почему картина вряд ли загипнотизирует зрителя.
Зимняя сказка в панельной Москве. Тихой ночью Миша (Сергей Гиро) поднимается с кровати, не одеваясь, открывает дверь квартиры, спускается по лестнице и выходит на улицу, где его догоняет мать. Лунатизм пугает родителей, но сильнее — самого 16-летнего подростка. Ему жутко оказаться «ненормальным», не владеть собой. Когда психологи и таблетки не помогают, мама определяет его к светилу психотерапии, гипнологу Волкову (Максим Суханов).
На первом же сеансе выяснилось, что Миша негипнабелен. Что само по себе занимает профессора: обычно как раз лунатики хорошо поддаются внушению. Юноша становится постоянным посетителем сеансов Волкова как вольнослушатель и — лелеет надежду Миша — как первый ученик чародея. Гипнолог — видимо в рамках художественного допущения — работает с разными клиентами одновременно. Люди в трансе агукают как дети, пожирают крыс, визжат от ужаса и делают другие смешные вещи. Радикальная терапия, уверен Волков, помогает скорректировать личность, убрать неприятные воспоминания и нежелательные склонности — короче, перекроить человека ближе к идеалу.
Во время бесед Миши и профессора в кресле постоянно спит симпатичная девушка Полина (Полина Галкина), страдающая от панических атак. Постепенно Миша начинает провожать ее до дома. Но история юной влюбленности с прогулками по заснеженным парковым аллеям драматически обрывается. В отличие от юноши, Полина, как в песне поется, опять теряет контроль. Герой начинает подозревать профессора в страшных манипуляциях и сомневается в своей цельности. Может быть, с первых минут фильма Миша продолжает лунатическое путешествие? Может быть, жизнь — только сон, увиденный во сне?
Бывший ученик бросает вызов профессору. После чего, излечившись от недуга и потеряв любовь, он проспит два дня, символически воскресая на третий. История наследует традициям мистического романтизма XVIII-XIX веков. Заблудившийся путник, темный маг, предлагающий герою прекрасную девушку, а заодно власть над волей, умами, мирами. Фигура гипнотизера или «месмериста» оттуда, из литературы и театра эпохи, когда наука в глазах масс сливалась с оккультизмом. И Тодоровский в первой части фильма более-менее удачно погружает в атмосферу этой волнительной дремы сегодняшнюю Москву с ее обитателями.
В XX веке Томас Манн превратил миф в мрачную политическую аллегорию в новелле «Марио и волшебник». Социально-политический подтекст определенно есть и у фильма Тодоровского. Это, конечно, не история псковских подростков-самоубийц, стрелявших в полицейских, которую снимает Александр Хант. Хотя парня, который перед прыжком с балкона говорит свое «Я обвиняю» на телефонную камеру, режиссер явно подсмотрел где-то в соцсетях. Главное же — тема внушения, манипуляции и пропаганды. Ее обсуждают студенты-психологи на семинаре Волкова. Кто главный источник доверия для объекта? Ответы: «телевизор», «врачи», «священник». Лучший студент (на самом деле еще школьник) Миша встает с правильным ответом:
«Человек сам себе лучший обманщик».
Тема наследует еще одной традиции, сугубо местной. В постоттепельные годы советскую интеллигенцию лихорадило от увлечения магией, замаскированным под разного рода «научные» изыскания. Телепатия, телекинез, астрология, прошлые жизни. Гипноз понимался как волшебство: с его помощью в тогдашнем культовом документальном фильме «Семь шагов за горизонт» (1968) Феликса Соболева людям помогают за секунду выучить иностранный язык или начать рисовать, как Пикассо. Миша показывает фильм брату с планшета. Кстати, эпизод гипноза — также якобы документального — открывает «Зеркало» (1974) Тарковского. Метафора (неудачной) попытки овладеть самим собой во времена распада.
Миша сам похож на киноперсонажа из прошлого, из бесчисленных школьных фильмов эры застоя. Сергей Гиро, 16-летний дебютант из Красноярска, играет не всегда уверенно, но очень обаятельно. Изнеженный вид, стержень внутри, вежливое себе на уме, независимость, переходящая в наглость. Это уже не «взъерошенные» (оттепельный штамп), а без напоминаний причесанные подростки, анатолий-алексинские мальчики. Как и, например, экранный сын Олега Табакова в «Розыгрыше» (1977), Миша злится на безалаберных родителей с их поколенческой инфантильностью («И шкафы научитесь закрывать за собой!»).
У более архаичного месмериста Волкова с Мишей нашла коса на камень. Тот мог бы стать неплохим наследником колдуна, не сделай, по законам жанра, в один момент «правильный выбор». К финалу бы хоть полунамеком совместить европейскую сказку и советскую жуть. Да, ученый маг хрущевско-брежневских времен к перестройке деградировал до опереточного чертика Кашпировского. Только в следующие десятилетия он незаметно размножился и еще прочнее обосновался на телеэкранах. Гипнотизирует пассами рук в лоснящемся пиджаке, из рукава которого вот-вот выпрыгнет крапленая карта.
Гипнокрыса: выдуманный обзор фильма «Гипноз» Валерия Тодоровского
В кино вышел фильм Валерия Тодоровского «Гипноз»: транс и дела подсознания — одни из самых киногеничных вещей на свете, поскольку кинематограф — это и есть, по сути, иллюзия. Поэтому рекомендуем не пропустить новинку, в которой автор «Страны глухих» вновь поработал с актером Максимом Сухановым. Максим Сухагузов — подробнее о смыслах картины.
Промозглой зимой, когда всегда идет снег, в Москве не может уснуть человек. Или не может проснуться, смотря как взглянуть. 16-летний подросток Миша из Марьино (Сергей Гиро) лунатит по ночам — и кличка у него соответствующая зимней спячке, Медведь. Изможденные родители записывают его к топовому гипнологу Виктору Петровичу Волкову (Максим Суханов), который руководит лабораторией при кафедре клинической психологии. Однако чересчур сознательный Миша оказывается совершенно не гипнабельным, зато интересным малым, поэтому прописывается в кабинете Волкова если не пациентом, то кем‑то средним между учеником, оппонентом и юным отражением самого Волкова.
В какой‑то момент у всех, в том числе у родителей, возникает вопрос, зачем мальчик ходит к взрослому мужчине — особенно когда тот начинает принимать его бесплатно. Но самого Мишу в кабинете больше интересует молодая пациентка по имени Полина (Полина Галкина) в пограничном состоянии между жизнью и смертью, явью и вымыслом. Однажды Виктор Петрович задает Мише ключевой вопрос, после которого действительно трудно заснуть: а с чего он взял, что все это время Волков ни разу его не гипнотизировал? Ведь в гипнозе можно внушить все что угодно: в том числе, что никакого гипноза и не было.
Тут начинается самое интересное, но поскольку фильм состоит из повторяющихся сцен пробуждения или погружения в сон/гипноз, то легко можно отшутиться: если фильм вам не понравится, значит, вы просто проспали весь сеанс, а если понравится — то вы увидели какое‑то свое кино, которое вам же и внушили. «Гипноз» действительно легко проморгать: его приглушенно показали и оставили без внимания в конкурсе ММКФ, который сам по себе представляет спиралевидную воронку фестивального движения, куда бесследно затягивает многие фильмы и имена. Затем в сомнамбулическом состоянии фильм вышел в кинотеатральное окно, которое в период пандемии из‑за падения зрительской посещаемости сжалось до предсмертного тоннеля со светом в конце.
Если, допустим, выражаться музыкальными терминами героев хита Валерия Тодоровского «Стиляги», то «Гипноз» — преднамеренно слабая доля в его фильмографии между условно громкими проектами «Большой» и «Одесса». Из последнего сюда перекочевала и некоторая автобиографичность заявки (Тодоровский действительно в детстве ходил к гипнологу), и мальчик, который играл Валерку (Степан Середа), и линия дружбы взрослого с подростком, но здесь тема нимфофилии фактически вынесена за скобки и заменена на условный поиск отцовской фигуры. Некоторая воздушность и снежность картины подчеркивается еще и летящей музыкой Анны Друбич (еще одна наследница от «Одессы»), но это все напускное — с первых кадров подкоркой чуешь, что «Гипноз», конечно, очень умная картина. Поскольку мы имеем дело с темой гипноза и психологии, то пора уже заглянуть в эту самую подкорку фильма. Там обнаружится, что на самом деле это кино про социальную модель передачи власти и насилия от человека к человеку. И совпадение ли, что инициалы персонажа Суханова, Волкова Виктора Петровича, складываются в символичное ВВП?
Что, похоже, точно неслучайно, так это то, что Волков в какой‑то момент начинает зачитывать колыбельную на языке Гете (немецкий аналог «Придет серенький волчок и укусит за бочок»), отчего в глазах зрителя сразу приобретает нотки не то Мефистофеля, не то профессора Фауста. Его отношения с Мишей в этом смысле абсолютно фаустовские, не зря девушка называет парня «учеником волшебника», но сама побаивается этого «волшебства», поскольку гипноз — это подчинение воли человека. Для нее как хронической жертвы, пережившей травматический опыт в детстве, наличие любой силы уже само по себе вызывает страх, панические атаки, а также потаенное влечение. Миша бросается ей на помощь, не подозревая, что уже включен в этот круговорот жертвы, спасителя и преследователя. В психологии такие повязанные ролевые модели называются треугольником Карпмана, а в религии аналог таких созависимых отношений, если угодно, можно разглядеть в христианском догмате о Пресвятой Троице, где Бог Отец — преследователь, Бог Сын — жертва, Бог Дух Святой — спаситель. Они неразрывно связаны, но самое интересное, что взаимозаменяемы.
Изначально Волков для Миши, фигурально выражаясь, предстает в роли Бога Отца, которого он подсознательно ищет во время лунатизма, поскольку настоящие родители, по его собственному признанию, сами еще те дети, то есть кидалты. Герой Суханова в самом начале демонстрирует свое божественное умение громогласным голосом создавать в гипнозе и сушу, и море, и тварей земных (крысы), и женщину «из ребра» (Полина). Но лунатик Миша не понаслышке знает, что день сменяется ночью, а человеческий разум не зря считается бикамерным, поэтому если весь мир — гипноз, то важно лишь различать, под какими чарами ты находишься: божественными или дьявольскими.
Мы ничего не знаем о прошлом и реальной подоплеке героя Суханова, но его контакт с мальчиком тоже можно рассматривать как вид терапии для самого гипнотизера. Ведь это способ поговорить со своей детской версией так же, как на его сеансах взрослые дяди и тети общаются со своим внутренним ребенком. В итоге детская версия выуживает из него не самую приятную подноготную, что выводит Волкова на экспрессивный монолог в финале, в котором он по сути признается в своих бумерских страхах перед новым слишком этичным поколением, которое не живет с мыслями о редактуре. Он же как раз воспитывался в той самой фаустовской парадигме, что мир несовершенен, а демиургу всегда требуется редактор.
В фильме Валерия Тодоровского 2002 года «Любовник» самоубийство женщины уже объединяло и сталкивало двух кардинально разных мужчин. Теперь Тодоровский скооперировался с молодой сценаристкой Любовью Мульменко («Еще один год», «Верность»), коллизия немного сдвинулась с поправкой на юность (плюс щепотка обсценной лексики с гениальным панчем «Мишенька! *********!»), но фильм по-прежнему гармонично смотрится в фильмографии режиссера, для которого всегда было важно, что герои постигали мир через трагическую любовь. Также символично, что в «Гипнозе» Тодоровский впервые воссоединяется со звездой своего девяностнического хита «Страна глухих» Максимом Сухановым, а герой Сергея Гиро выглядит прямым отпрыском персонажей из его юношеского кино «Любовь» 1991 года. Преемственность у Тодоровского очевидна: собственно, из «Любви» перекочевало это снежное настроение; возможно, инфантильные родители Миши — это своего рода инверсия того, как выглядела бы экранная пара Миронова и Петровой, если бы они остались вместе.
В несколько повисшем и приоткрытом финале Миша все-таки примиряется со своей реальностью и, кажется, напоследок проходится под снегом со своей гипнотической любовью, но по согревающим лучам, бьющим из окна в конце, как в развязке «Любви», можно догадаться, что снежный морок уже развеялся. В конечном счете каждый волен сам выбирать финал и убежденность в своей реальности: есть ли коронавирус или нет, умрут ли кинотеатры или нет, существует крыса или нет. Кстати, эпизод с воображаемой крысой — чистейшая воплощенная киногеничность, потому что кино — как известно, это и есть такая же иллюзия. Самогипноз есть наша идентичность. Каждый сам себе редактор. Вот и в этом тексте, так уж получается, что автор сам себя редактирует, отчего, возможно, в рецензии присутствует множество вольностей и торчит надуманность. Однако, напоминаем, что каждый ангажирован собой и, возможно, весь фильм, который мы здесь себе напридумывали, приснился на киносеансе под гипнозом. Крысы нет.
Смысл фильма «Гипноз» (2020) режиссера Валерия Тодоровского
Российский фильм “Гипноз” появился на экранах зрителей в 2020 году. Режиссер Валерий Тодоровский описал в этой киноленте очень интересную историю, которая по жанру похожа на психологический триллер. Кино получило специальный приз от газеты “Коммерсант”, приняв участие в Международном московском кинофестивале.
Сюжет произведения следующий: Юный парень Миша страдает лунатизмом и идет лечить это расстройство к психотерапевту Волкову. В конечном итоге парень настолько попадает по гипнотическое влияние специалиста, что перестает понимать, где выдумка, а где настоящее. Но один случай заставляет Мишу провести собственное расследование: при непонятных и весьма таинственных обстоятельствах умирает одна из пациенток психотерапевта. Парень решает разузнать, что стало причиной смерти. Его дела плохи: он не совсем различает, где сон, а где явь. Что же делать, когда в сложившейся ситуации главным подозреваемым считается сам Миша?
Смысл этого кинопроизведения крайне глубокий: авторы задумали показать зрителям, что внушить в голову человеку можно что угодно. В реальной жизни необязательно иметь навыки психотерапевта — некоторые люди могут внушить любую необходимую им информацию без особых усилий. Психотерапевт внушил Мише, что у него была первая любовь, и это правда повлияло на парня.
В нашем современном обществе некоторые люди также слепо верят тому, что им рассказывают. Сейчас крайне тяжело оставаться собой и не поддаваться влиянию каких-либо общественных мнений, информации, приходящей к нам из СМИ, но люди, которые могут устоять перед потоком информации, очень сильны. Они способны фильтровать информацию, не принимая ее на свой счет. Хотя наполнить голову человека ненужными данными крайне легко — необходимо систематически повторять одно и то же. Это и случилось с психотерапевтом и Мишей — постоянное навязывание мыслей и вызывает ту веру, что все именно так и происходит.
Точно так же как легко наполнить, легко и удалить информацию. Мы позволяем обманывать себя, руководить своим подсознанием, но этого не должно быть. Да, это крайне сложно — держать оборону, но вся наша жизнь похожа на фантастику, и это очень важно принять.
Родители Миши сами по себе инфантильны — они решили зачать ребенка, не перейдя в стадию взросления. Скорее всего, это навязанное обществом мнение, и эти люди не смогли отфильтровать его. Они не успели нагуляться, повзрослеть, но детьми уже обзавелись. Это хороший пример того, как общество может руководить нашим подсознанием, делать выбор за нас, просто регулярно влияя, давя на человека, ломая его психологически.
Главный вопрос, который звучит на протяжении всего фильма: “кто является главным источником обмана?” Ответ: сам человек. Мы обманываемся до тех пор, пока позволяем это с собой делать. Например, девушка будет верить парню, его словам, хотя они на самом деле пусты. Все потому, что она очарована и не принимает всерьез всего, что происходит с их отношениями на самом деле. Ее как будто пленила пелена, не позволяющая увидеть реальность без прикрас. Точно так же случается и со всеми остальными людьми — они дают кому-то себя обманывать, потому что какие-то детали не дают принимать реальность, что-то заставляет человека не видеть реального положения вещей.
Иногда самообман позволяет создать себе картину идеальной реальности. Это идет на пользу человеку, ведь даже существует поговорка “верь, и это обязательно станет правдой”. Чудесным образом умение человека верить в свой прекрасный мир, которого на самом деле еще нет, создает тот самый прекрасный мир в настоящей реальности. Возможно, это правильный настрой и правильные мысли, но в таком случае этот самообман, позволение обмануть самого себя и дает реальные шансы на улучшение своего уровня жизни.
Психология каждого отдельного человека особенна, и об этом важно знать. Каждый по-своему воспринимает информацию, которая так или иначе влияет на мозг и восприятие внешнего мира и людей. И каждый человек должен сам осознанно делать выбор: поддаваться этому не всегда положительному влиянию или нет. Это также касается не только информации извне, но и тех мыслей, которые возникают в голове самого человека. Каждый из нас в праве самостоятельно контролировать свою жизнь и свой выбор.
«Гипноз» не подействовал: что не так с новой картиной Тодоровского
На фоне многих других картин весьма слабого конкурса минувшего ММКФ «Гипноз» смотрелся с технической точки зрения очень даже неплохо: красивая романтично-депрессивная заснеженная Москва, отличные актерские работы, минималистичная отстраненная работа финского оператора Жан-Ноэля Мустонена. Правда, приз в итоге достался другому российскому фильму — «Блокадному дневнику» Андрея Зайцева, гораздо более приземленному с точки зрения нарратива, но эффектному и пронзительному. Там тоже зима и уныние (только в блокадном Ленинграде) и тоже человек, не пойми куда бредущий по этому безрадостному пространству, будто сомнамбула в кошмарном сне. И, в отличие от картины Тодоровского, к фильму было куда меньше вопросов — кристально чистая структура сюжета искупала все. С «Гипнозом» же получилась странная история. Нельзя сказать, что это кино совсем не удавшееся, но одно точно: загипнотизировать и впечатлить искушенных критиков ему точно не удалось.
Валерий Тодоровский на 42-м Московском кинофестивале. Фото: пресс-служба ММКФ
Наши дни. 16-летний подросток Миша по прозвищу Медведь по ночам выходит на улицу и босиком шастает по снегу, не пробуждаясь от глубокого сна. Родители, хипстероватого вида парочка молодых красивых людей, явно заимевших своего старшего ребенка «по залету», водят мальчика к психологу, но все без толку. Над ним потешаются одноклассники в школе, даже младший брат дразнит Мишу, пародируя его ночные походы по Москве. Решившись на отчаянную меру, мама с папой отводят сына к Волкову — знаменитому врачу, известному своими методиками по «настройке» людей посредством гипноза. Быстро выясняется, что Миша гипнозу не поддается, это становится вызовом для мозгоправа, который во что бы то ни стало хочет разобраться, что же не так с ним или его пациентом. Для мальчика Волков быстро становится кем-то вроде отца вместо не особенно ответственных родителей. Но когда выясняется, что одна из пациенток гипнолога, в которую парень успел влюбиться, пропадает без следа, Миша решает разобраться, не попал ли он под влияние властной фигуры врача.
Для Тодоровского сюжет про мальчика, посещающего сеансы гипноза, стал не менее личным, чем его предыдущая картина — ностальгическая «Одесса». В юности Валерий так же ходил к известному медиуму Владимиру Райкову, которого зритель из старшего поколения может помнить по участию в документалке «Семь шагов за горизонт». Тогда на будущего режиссера техники знаменитого врача не подействовали, но впечатление, судя по всему, он произвел, поэтому некоторые методики перекочевали в фильм. Откровенно говоря, выглядят они как знаменитые сеансы доктора Кашпировского (которого, кстати, Райков нещадно критиковал). Можно было бы предположить, что из всего этого Тодоровский раскрутит сюжет о влиянии харизмы красноречивых шарлатанов на неокрепшие детские умы. Но во второй половине фильма (примерно с момента пропажи девушки) неспешная драма перетекает в триллер о том, что «совы не то, чем кажутся». С этого момента фильм сворачивает куда-то не туда и начинает теряться в собственных координатах.
Волков кажется действительно очень интересным персонажем: эдакий затаившийся в тени собственных амбиций манипулятор с неизвестными целями, интерес которого продиктован то ли научными изысканиями, то ли личным эго в отношении не поддающегося воздействию пациента. Играющий его Максим Суханов, один из самых талантливых и разноплановых актеров в нашем кино, внушает одновременно уважение и угрозу. Вслед за «Одессой», которую можно рассматривать не только как историческую ретродраму, но и аллюзию на наше время, «Гипноз» будто делает аккуратные уколы в сторону актуальных проблем России (современной и не очень). Один из пациентов почти что боготворит Волкова, с восторгом рассказывая, как тот крутит и вертит им, как марионеткой.
Максим Суханов в роли врача
Миша на его фоне выглядит тем самым доверчивым дурачком, который поздно осознает, что попал под влияние могущественного ферзя на шахматной доске, правил поведения на которой он не знает. Играющий его Сергей Гиро (неуловимо напоминающий Антона Шагина из «Стиляг») тут явно на своем месте: его природное обаяние, от насупленного лица до редких моментов неловкой подростковой агрессии, выдают в нем дебютанта, но это и хорошо, ведь его герой и сам только начинает дорогу своего самоопределения. И все бы коту масленица (хотя соответствующую прозвищу Миши медвежью неспешность фильма неплохо было бы слегка пришпорить), но в какой-то момент флюгер меняет направление и начинается нечто, похожее на творчество Дэвида Линча и Альфреда Хичкока одновременно. От первого — легкий сюр, который вдруг заволакивает ранее более-менее прозрачную сюжетную конструкцию. От второго — попытки нагнать саспенса, ощущения, что тебя обманывают и вот-вот вскроется страшная правда, которую Тодоровский и ко неловко скрывают.
Увы, не вскроется. Ну, то есть тайны у фильма кое-какие, конечно, есть, но, намеренно или нет, он их размывает в своей драматургии, которая в какой-то момент превращается в студенистый холодец, в котором каркас истории вязнет вместе со зрителем. Из отлаженной московской рефлексии фильм перерастает в странный жанровый эксперимент — в том плане что Тодоровский, конечно, с жанром обращается более чем умело (от мюзикловых хаеров «Стиляг» до пышных пачек «Большого»), но на территорию хладных сомнамбулических триллеров вроде классического «Кабинета доктора Калигари» еще не заходил ни разу. А это, скажем прямо, не самая легкая стезя. Сколько хороших режиссеров погорели на этом, пытаясь впечатлить набрасыванием загадок и намеков, чтобы потом уйти в туман, оставив зрителя с мыслью: либо с ним что-то не так, либо с фильмом. В отличие от, например, «Врага» Дени Вильнева, который «Гипноз» напоминает своей, простите, мудреностью, у Тодоровского слишком много вопросов, на которые он сам едва ли сможет дать внятный ответ.
И, что важнее, увязая в своей жанровой трясине, фильм не вызывает интереса «разгадывать» его, выяснять, действительно ли Миша попал под влияние Волкова, или это сон Миши, а Волков — нереализованная потребность в старшем товарище. Или это сон Тодоровского по мотивам его детства, который он пытается облечь в лекала зрительского кино. А у снов, как известно, нет систематизированной логики, есть лишь набор ассоциаций. Вот в такой набор ассоциаций «Гипноз» и превращается. Ты бы и рад забыться и с наслаждением поддаться манипуляциям режиссера, но. Либо ты, как Миша-Медведь, не поддаешься гипнозу, либо все-таки творцу медведь на камеру наступил.
Прочь из моей головы. Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Гипноз» (ММКФ-2020)
Психологический триллер «Гипноз» был показан в конкурсной программе 42-го ММКФ 6 октября 2020 года. Режиссёр: Валерий Тодоровский. В ролях: Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова.
Подросток Миша (Сергей Гиро) болен ночным снохождением. Парнишка не по годам рассудителен, и недуг абсолютно не мешает ему жить. Однако лунатизмом Миши всерьез озабочены родители, ведь мальчик нередко, не помня себя, уходит на улицу, где в таком состоянии с ним может случиться все что угодно. После безрезультатных походов по психотерапевтам они собираются прибегнуть к более радикальному средству.
Так Миша попадает к уверенному в себе и властному гипнологу Виктору Петровичу Волкову (Максим Суханов). Несмотря на то, что пациент оказывается абсолютно негипнабельным, врач испытывает к нему искреннюю симпатию. Постепенно между ними завязывается нечто вроде дружбы. Однако в какой-то момент пропадает без вести еще одна пациентка Виктора Петровича — Полина. Начиная разбираться в этом запутанном деле, Миша вычисляет главного подозреваемого в возможном убийстве — самого себя.
В «Гипнозе» очень важную, но отнюдь не решающую роль играет автобиографический аспект. В детстве Валерий Тодоровский, подобно своему герою, посещал сеансы светила гипнологии — Владимира Райкова. Так же, как и на экране, в голову внушаемого доктор так и не пробрался, но сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что режиссер не забыл об этом странном знакомстве и десятилетия спустя.
Вероятно, автобиографизм фильма повлиял на его специфику. Если бы такой благодатный материал попал в руки какому-нибудь именитому голливудскому кинематографисту, мы бы наверняка получили на выходе нечто вроде многослойного и по-настоящему непредсказуемого «Транса». Тодоровский же отдает предпочтение классическому неторопливому повествованию и откровенно чурается эффектных твистов. Всему в «Гипнозе» обнаруживается своя первопричина, от которой не застрахован никто из нас.
Неспешное развитие действа помогает не только всестороннему раскрытию характеров, но и вплотную подводит зрителя к проблеме ранних браков. Нам четко дают понять, что главные беды Миши происходят от психологической незрелости и инфантильности его родителей. В то же время, Тодоровский избегает шаблонных ходов в раскрытии этой темы. Несмотря на то, что мама и папа (которых Миша называет исключительно по именам) явно поженились по залету, они сумели сохранить трепетные отношения, при этом стараясь не давить на своих детей.
Ну а опыт — дело наживное и, в конце концов, пытливый сын, если надо, сможет подкорректировать поведение родителей. В этой безоговорочной вере Валерия Тодоровского в огромный потенциал современной молодежи и состоит основной созидательный посыл «Гипноза».
Денис Ступников, InterMedia
Новости партнеров
Первый канал покажет «Вертинского»
Премьерный телепоказ сериала «Вертинский» стартует на Первом канале 29 ноября 2021 года. Это биография самого известного русского шансонье ХХ века. История артиста, покинувшего Россию 1919 года и вернувшегося в СССР 1943-го, в разгар Второй мировой войны. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Харбине, Шанхае и Москве.
Идея сериала возникла у генерального директора Первого канала Константина Эрнста в 2013 году. Он предложил Авдотье Смирновой ( «Кококо», «История одного назначения») стать режиссером. После этого началась ее работа вместе с Анной Пармас («Давай разведемся!») и историком Джоном Шемякиным над сценарием. Консультировал проект историк эмиграции Иван Толстой. Знаковые моменты биографии Вертинского авторы сериала почерпнули не только из мемуарных книг: Авдотья Смирнова и Анна Пармас получили доступ в семейный архив Александра Николаевича Вертинского. Сценарий был одобрен дочерьми Александра Вертинского — Марианной и Анастасией. В качестве продюсеров-инвесторов выступили Первый канал, бизнесмены Роман Абрамович и Сергей Адоньев. Премьера «Вертинского» состоялась в сентябре в онлайн-кинотеатре Kion.