гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца

Гипоксия новорожденного

Автор: Созинова А.В., акушер-гинеколог, ведет непрерывную практику с 2001 года.

Гипоксия новорожденных не считается отдельным заболеванием, а относится лишь к патологическим состояниям, то есть является проявлением какой-либо врожденной/приобретенной патологии или неблагоприятного течения беременности и родов.

Гипоксия обязательно сопровождает респираторный дистресс-синдром, который часто развивается у недоношенных детей. Причем, чем меньше срок гестации, тем тяжелее проявляется данный синдром.

Итак, гипоксией новорожденного называется кислородное голодание головного мозга, что приводит к его дисфункции, а также другим системным нарушениям. Гипоксия головного мозга представляет огромную опасность для новорожденного и может привести к его инвалидизации и даже гибели.

Причины

Факторы, которые провоцируют развитие гипоксии новорожденного, весьма многочисленны. Условно их можно разделить на 4 большие группы:

Антенатальные причины (действующие во время беременности)

Также в этот список входят:

Кроме того, виной гипоксии могут быть:

Интранатальные причины (осложненное течение родов)

В данную группу входят:

Также в данную группу входят:

Патология со стороны пуповины

Плодовые причины (со стороны плода).

К данным причинам относятся:

Асфиксия новорожденного

Асфиксия, переходящая впоследствии в гипоксию новорожденного развивается в результате закупорки дыхательных путей (заглатывание ребенком околоплодных вод и мекония, закупорка слизью, тугое обвитие пуповины, длительное и проблематичное рождение головки и другие).

Признаки гипоксии. Шкала Апгар

Оценка состояния ребенка проводится сразу после рождения, на первой минуте и спустя 5 минут. С этой целью используют шкалу, разработанную Виржинией Апгар, учитывая и суммируя следующие показатели, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов:

По полученной сумме баллов определяется отсутствие или наличие гипоксии и ее степень:

Гипоксия легкой степени определяется практически у всех новорожденных на первой минуте жизни и исчезает в течение 5 минут самостоятельно.

Среднетяжелая гипоксия новорожденного требует определенного лечения, состояние ребенка приходит в норму через несколько дней. При тяжелой гипоксии или асфиксии проводятся немедленные реанимационные мероприятия, назначается комплексное лечение и наблюдение за ребенком в дальнейшем.

Клиника гипоксии новорожденного, как правило, ярковыражена и диагноз устанавливается сразу после появления ребенка на свет. К признакам данного состояния относятся тахикардия, с постепенной заменой на брадикардию (менее 100 ударов в минуту), нарушение ритма сокращений сердца, аускультация шумов в сердце, бледность кожи и синюшность носогубного треугольника и конечностей.

Отмечается нерегулярное дыхание или его отсутствие, двигательная активность снижена или отсутствует (ребенок вялый или не шевелится), присутствие в околоплодных водах мекония (зеленые воды). Увеличиваются показатели свертываемости крови, что ведет к тромбообразованию в сосудах и кровоизлиянию в ткани.

В дальнейшем, если гипоксия была пропущена на первых минутах жизни ребенка, присоединяются следующие признаки:

Гипоксическая энцефалопатия

Гипоксия новорожденного ведет к развитию гипоксической энцефалопатии (поражение головного мозга), которая подразделяется на степени тяжести:

легкая – сонливость или возбуждение новорожденного, исчезающие через 5-7 суток;

среднетяжелая – кроме сонливости и/или возбуждения наблюдается плач без причины, судороги, неприятие ношения на руках, быстрое замерзание;

тяжелая – сильная сонливость и заторможенность, развитие психомоторного возбуждения или коматозного состояния с непрекращающимися судорогами.

Лечебная тактика гипоксии

При возникновении гипоксии плода в потужном периоде или во время схваток (урежение сердцебиения) принимают решение о скорейшем завершении родов: проведение кесарева сечения или наложение акушерских щипцов (в случае родостимуляции окситоцином введение препарата прекращают). После рождения ребенка приступают к немедленному оказанию медицинской помощи:

Реабилитация после выписки

Дальнейшее лечение после выписки из роддома (удовлетворительное состояние ребенка) проводится участковым неонатологом, который назначает массаж, лечебную гимнастику, режим кормления и объясняет женщине правила ухода за ребенком, испытавшим гипоксию после рождения.

Из лекарственных препаратов назначаются средства, улучшающие кровообращение и питание головного мозга (винпоцетин, пирацетам, церебролизин), препараты, снижающие внутричерепное давление (диакарб, аспаркам, калийсодержащие средства), противосудорожные лекарства по показаниям.

Ребенок находится на диспансерном учете у педиатра и регулярно должен осматриваться неврологом.

Последствия и прогноз

Гипоксия легкой и средней степени тяжести при своевременном и качественном лечении не приводит к серьезным последствиям, но тяжелая гипоксия опасна развитием следующих состояний:

К редким последствиям тяжелой гипоксии новорожденного относятся инвалидизация ребенка или летальный исход.

Прогноз зависит от степени гипоксии. При легкой и среднетяжелой гипоксии и адекватной терапии прогноз благоприятный, при тяжелой гипоксии мозга прогноз сомнительный.

Важно! Все материалы носят справочный характер и ни в коей мере не являются альтернативой очной консультации специалиста.

Этот сайт использует cookie-файлы для идентификации посетителей сайта: Google analytics, Yandex metrika, Google Adsense. Если для вас это неприемлемо, пожалуйста, откройте эту страницу в анонимном режиме.

Источник

Гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца

Ранняя реабилитация новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию

Ежегодно в мире рождается около 4 млн. новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию, которая является основной причиной неонатальной смертности. У части выживших детей развивается гипоксически-ишемическая энцефалопатия, проявляющаяся моторными, сенсорными, когнитивными и поведенческими дисфункциями. Нарушение плацентарного кровотока и гипоксия вызывают у плода нейрональное повреждение, имеющее непредсказуемые последствия в ближайшем и отдаленных периодах жизни. Воздействие гипоксии на развивающийся головной мозг опасно во всех периодах беременности, начиная с ранних сроков.

Специалистами ФГАО УВО БФУ им. И. Канта и ФГБНУ ФНКЦ РР были проанализированы зарубежные научные публикации, посвященные использованию технологий ранней реабилитации новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Последствия перинатальной асфиксии связаны с процессом реоксигенации структур головного мозга. При этом происходит образование активных форм кислорода, возникает чрезмерная активация глутаматных рецепторов при дефиците митохондрий. Гипоксия индуцирует избыточный синтез белков, включая фактор-1а, что приводит к увеличению потребления аденозинтрифосфата (АТФ), усугубляется энергетический дисбаланс, нарушается АТФ-зависимый транспорт, включая обратный захват глутамата астроглией. Реоксигенация приводит к ядерной транслокации субъединицы p65 NF-kB, повышенной продукции провоспалительных цитокинов IL1 в и TNF-a. Кора головного мозга использует различные энергетические ресурсы для восстановления баланса АТФ в периоде реперфузии.

Временная гипоксия, ограничение транспорта глюкозы и трофических факторов к плоду вызывают нарушения морфогенеза, приводят к изменению дифференцировки, функционирования или гибели нейронов. Частью уязвимых клеток являются олигодендроциты, отвечающие за миелинизацию центральной нервной системы и образование белого вещества. Из-за дефицита или неполноценности олигодендроцитов могут развиваться лейкодистро-фические заболевания.

Морфологическими признаками гипоксии являются повреждение нейрональных клеток и реактивные глиальные изменения. Наблюдается высокая иммунореактивность аквапорина-4 в клетках астроглии, гиппокампе. У пациентов с судорогами увеличивается активация микроглии, в глиальных клетках повышается экспрессия глутаматных рецепторов, IL1P и комплемента 1q. Полученные результаты подтверждают сложный каскад клеточных и молекулярных изменений, происходящих в гиппо-кампе новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию. Эти изменения могут способствовать развитию судорог, приводящих к вторичному повреждению головного мозга.

Недоношенные дети подвержены большему риску смертности и заболеваемости, чем доношенные новорожденные. Незрелость органов и отсутствие функционального контроля могут нарушать физиологические защитные реакции на гипоксию. Однако, несмотря на незрелость, недоношенный плод реагирует на асфиксию аналогично доношенному новорожденному. У недоношенных детей осложнения возникают чаще, и недоношенность сама по себе увеличивает риск энцефалопатии.

Факторами, увеличивающими неблагоприятные ближайшие и отдаленные исходы, являются низкая оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й мин, аномальная электроэнцефалограмма и судороги у новорожденных, тяжесть и характер повреждений структур головного мозга, определяемые с помощью нейровизуализации.

Ранние признаки повреждения центральной нервной системы выявляются на первом году жизни и проявляются изменениями мышечного тонуса и силы, аномальными сухожильными рефлексами, задержкой нервно-психического развития. Умеренная и тяжелая гипоксия способствует формированию широкого спектра нарушений развития нервной системы и когнитивных функций, аутизма. Судороги и эпилепсия являются наиболее частыми последствиями гипоксически-ишемической энцефалопатии. Их появление обусловлено наличием патологической электрической активности головного мозга, которые могут появляться в неонатальном периоде. В дальнейшем доминирующими симптомами являются двигательные нарушения, грубая задержка речевого развития, тугоухость, снижение зрения.

Прогнозирование ближайших и отдаленных последствий перинатальной асфиксии обеспечивает основу для решения фундаментальной проблемы, связанной с пластичностью центральной нервной системы, а терапевтические стратегии, применяемые для лечения детей, направлены на уменьшение повреждения головного мозга и стимулирование эндогенных нейрорепаративных механизмов.

Первый этап реабилитации новорожденных — отделение реанимации и интенсивной терапии

В настоящее время дополнительными потенциальными факторами риска, негативно влияющими на постнатальное развитие недоношенного ребенка, признаются окружающая среда в целом и ОИТН, что подразумевает чрезмерную световую и звуковую стимуляцию, боль, которые влияют на развитие головного мозга.

Американская академия педиатрии определила руководящие принципы, согласно которым в ОИТН родовспомогательных учреждений высокого уровня должны работать неонатолог и физиотерапевт, т. к. именно в таких отделениях концентрируются новорожденные любого гестационного возраста, которым показаны сложные медицинские или хирургические вмешательства.

Основами реабилитации новорожденных в ОИТН являются четыре главных раздела: развитие ребенка независимо от гестационного возраста, участие семьи в процессе лечения, обеспечение нервно-психического развития и сенсорная интеграция. Ключевой момент в этой работе — индивидуальный подход к каждому новорожденному. Сначала происходит оценка автономных и двигательных функций, состояния сознания, способности к взаимодействию с окружающей средой, способности к саморегуляции. Эту работу проводит профессиональный специалист, который поощряет саморегуляцию ребенка и участие семьи в ежедневной работе с ребенком.

Многочисленные научные исследования, посвященные недоношенным новорожденным, способствовали разработке Программы индивидуального ухода и оценки развития новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии родильных домов, перинатальных центров высокого уровня. Программа направлена на улучшение постнатального развития недоношенных детей в ОИТН, развитие и поддержку их физиологических, неврологических, поведенческих навыков. Главное условие — нормальные показатели метаболизма, стабильная центральная и периферическая гемодинамика. Все время за ребенком проводится тщательное клиническое, мониторное наблюдение. При появлении минимальных признаков усталости ребенка действие Программы временно прекращается.

Развивающий уход — неотъемлемый компонент, учитывающий на раннем этапе особенности постнатального развития недоношенного ребенка. Подход NIDCAP — это индивидуальная комплексная программа по уходу и оценке развития новорожденных, направленная на постнатальную адаптацию, поддержку нервно-поведенческого развития ребенка, а также содействие ранним отношениям родителей и детей. Участие матерей является обязательным в Программе. Это позволяет им сосредоточиться на своем недоношенном ребенке, узнать особенности его развития, способствовать постнатальной адаптации. Родительское воспитание является неотъемлемой частью в раннем уходе за новорожденным. Для матерей предлагаются три темы: выбор участия, общение с окружающими людьми, погружение в роль матери. Конечной целью Программы для матерей являются преодоление страха, управление ситуацией, социальная адаптация и обретение уверенности, что можно преодолеть настоящую проблему, в которой находится ее семья. Для изучения опыта матерей используется экзистенциально-феноменологический метод. Матери, участвовавшие в NIDCAP, удовлетворены результатами, которые достиг их ребенок.

Внедрение NIDCAP в ОИТН уменьшило развитие ятрогенных осложнений у недоношенных и повысило нейроповеденческие реакции ребенка. Этот подход, основанный на теории и фактах, предполагает обучение медицинского персонала и родителей, а полученные знания должны привести к глобальным изменениям в ОИТН. Оценка места и самооценка слушателей инициируют процесс изменения подхода к ребенку в клинической практике. Тренинг состоит из уроков с инструктором NIDCAP, во время которых происходит наблюдение за нейроповедением ребенка. Клинический отчет интерпретирует значение наблюдаемого поведения в контексте окружающей среды отделения интенсивной терапии, медицинского состояния ребенка и семейных проблем, чтобы наилучшим образом сформулировать задачи дальнейшего развития, на основании которых разрабатываются индивидуальные предложения по уходу.

Массаж также является методом ранней реабилитации новорожденных. Его назначение возможно после стабилизации ребенка. Массаж обеспечивает тактильно-кинестетическую стимуляцию и повышает парасимпатическую активность. Во время массажа у недоношенных новорожденных изменяется амплитуда электроэнцефалограмм, на которых преобладают 6-волны. Их частота значительно увеличивается во время массажа и возвращается к исходному уровню после лечения. Массаж способствует созреванию головного мозга у недоношенных детей с гестационным возрастом 30-33 нед., что подтверждается параметрами электроэнцефалографии.

Массаж является семейно-ориентированным методом, позволяющим не только оказать благоприятное влияние на развитие новорожденного в ОИТН, но и установить эмоциональный контакт матери и ребенка. Для этого матери активно вовлекаются в процесс ухода за своим ребенком, они осваивают практику массажа на манекенах, а затем активно включаются в процесс лечения своих детей. Массаж, который ежедневно проводят недоношенным новорожденным их матери, может способствовать созданию и поддержке эмоциональной связи между ними. Для младенцев, которые испытывают болезненные процедуры, подвергаются воздействию стрессовой среды ОИТН и разлучены со своими родителями, массаж рассматривается как метод снижения неблагоприятного воздействия.

Методы физиотерапии для новорожденных

Физиотерапия применяется для реабилитации новорожденных и маленьких детей. Физиотерапевтические вмешательства в ОИТН являются дополнением к основной терапии, способствующим формированию спокойной поведенческой реакции и двигательной функции, решению вопросов позиционирования и ухода за младенцем. Виды и сроки физиотерапии определяются на основании анализа состоянии ребенка, периода болезни.

Позиционирование, или смена положения тела, ребенка является одним из первых методов физиотерапевтического вмешательства. Основная цель заключается в улучшении контроля положения тела, головы и ориентации ее по средней линии. Вмешательство подбирается индивидуально, исходя из уровня развития каждого ребенка и толерантности к движению. К методике активно привлекаются родители, которые проходят специальный курс обучения. Важным элементом этого вмешательства является улучшение взаимодействия между родителями и детьми. Родителей учат ждать ответ младенца и изменять поддержку в соответствии с его реакцией, чтобы обеспечить активное участие детей во время вмешательства. Если у младенца появились признаки усталости или беспокойства, вмешательство приостанавливают, чтобы успокоить его, или сеанс прекращают. Включение позиционирования в общий план лечения имеет лучшие ближайшие исходы (двигательная активность), чем стандартное лечение. С медицинской точки зрения и точки зрения родителей, внедрение этого типа вмешательства в ОИТН целесообразно для недоношенных новорожденных начиная с 34-й нед. гестации.

Проведение физиотерапии возможно у недоношенных детей, находящихся на искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Основными задачами респираторной физиотерапии являются нормализация оксигенационной функции легких, улучшение реологии мокроты, что способствует снижению отрицательных эффектов и осложнений ИВЛ, сокращению сроков госпитализации. Адаптированными методами для недоношенных пациентов, находящихся на ИВЛ, являются позиционирование, положение ребенка на животе и метод медленного увеличения скорости выдоха. Позиционирование и прон-позиция могут применяться с первых часов проведения ИВЛ. Эффективность методов высокая. Метод медленного увеличения скорости выдоха показан пациентам с кислородной зависимостью и повышенной секрецией мокроты. Стандартную процедуру выполняет один и тот же физиотерапевт. Производится медленное небольшое давление на грудь ребенка одной рукой в цефалокаудальной и переднезадней плоскостях, начиная с конца плато вдоха и заканчивая в конце выдоха. Другая рука физиотерапевта помещается на нижние ребра без приложения силы, таким образом, избегают контакт с брюшной полостью ребенка, а подвижность нижних ребер ограничена, что позволяет улучшить экскурсию диафрагмы и предотвратить повышение внутрибрюшного давления. В результате маневра происходит удлинение выдоха.

Гидрокинезитерапия может также применяться для лечения недоношенных новорожденных в ОИТН. В исследовании Ш. Tobinaga и соавт. показано, что сразу после гидрокинезитерапии происходит статистически значимое снижение уровня кортизола в слюне, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, увеличивается насыщение гемоглобина кислородом. Полученные результаты соответствуют показателям здоровых доношенных новорожденных. Этот метод может быть включен в комплексное лечение недоношенных новорожденных. Методика технически проста в применении и имеет низкую стоимость.

Качественный уход и реабилитация должны быть непрерывными в течение многих месяцев жизни ребенка. При этом нужна преемственность между медицинскими учреждениями, которые сопровождают развитие новорожденного. Конечная цель работы — снижение инвалидности детей, перенесших перинатальную гипоксию и рожденных преждевременно.

Источник

Гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца

Гипоксия у новорожденных и детей старшего возраста

гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца. Смотреть фото гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца. Смотреть картинку гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца. Картинка про гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца. Фото гипоксия головного мозга у ребенка 2 месяца

Гипоксия (или кислородное голодание) — довольно частая патология, которая встречается у детей всех возрастов и особенно у новорожденных.

У новорожденных, гипоксия зачастую спровоцирована заболеваниями матери, которые влияют на внутриутробное развитие ребенка и затрудняющих процесс родов. В их число входят проблемы с кровеносной системой, сердечная недостаточность, неправильный образ жизни – курение, алкоголь, прием запрещенных при беременности препаратов, – и многое другое. Если к гипоксии ребенка, возникшей от заболеваний матери, присоединяется еще и патологические роды, то степень гипоксии может увеличиваться во много раз.

В данной статье мы будем рассматривать начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга.

Повреждение шейного отдела позвоночника, перинатальная энцефалопатия, асфиксия и другие диагнозы могут быть выставлены ребенку сразу после родов, которые и будут являться распространенными причинами развития гипоксии головного мозга. Родители чаще всего приходят к детскому неврологу или другому узкому специалисту, когда нервная система ребенка получает повышенную нагрузку – диагноз ставится непосредственно перед школой или в первом классе. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. Самыми частыми жалобами родителей является:

Несмотря на то, что очень часто гипоксию головного мозга в результате сосудистых нарушений диагностируется очень часто у школьников, ее первые симптомы можно заметить на первом году жизни ребенка. Такие дети буквально с первых дней отличаются повышенной возбудимостью, у них присутствуют нарушения сна и аппетита, повышенный тонус мышц, угнетение безусловных рефлексов.

Основной и самой частой причиной появления гипоксии у детей является родовая травма. Стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение являются пусковым механизмом для ослабления той или иной функции детского организма, в результате чего появляются симптомы характерные для сосудистых нарушений. Во время движения по родовым путям шейный отдел ребенка испытывает огромные нагрузки, что может вызвать смещение шейных позвонков и привести к нарушению кровоснабжения головного мозга.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа. Все это напрямую отражается на оболочках головного мозга и на кровообращении и снабжении его кислородом.

Нервная система вместе с мышечной, костной, системой кровообращения и другими системами является частью единого целого организма и нарушения или изменения функции и структуры в одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому сосудистые нарушения головного мзга – это всегда комплекс нарушений и симптомов, характеризующийся индивидуальностью для каждого ребенка. И если некоторые из этих проявлений есть у вашего ребенка, желательно не откладывать визит к специалистам.

Лечение ребенка с гипоксией всегда должно быть комплексным: главное в процессе лечения сосудистых нарушений – благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша, наблюдение у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. В лечении гипоксии хорошо зарекомендовала себя остеопатия, так как остеопат в ходе коррекции рассматривает организм ребенка в качестве целостной системы.

Ошибочно считать, что остеопат вылечит от всех болезней и навсегда избавит вашего ребенка от всех адаптационных симптомов сосудистых нарушений головного мозга, сделает его хорошим учеником и успешным человеком в жизни. Остеопатия лишь вносит некоторые изменения, воздействуя на сосудистую и нервную систему, систему кровообращения ребенка и другие системы. Так как самая частая причина гипоксии – травматическое повреждение, спровоцировавшее нарушение кровообращение головного мозга, остеопат должен найти основной источник проблемы и восстановить эти процессы при помощи мягких техник. Остеопатическая коррекция оказывается особенно эффективной в тех случаях, когда причина нарушения кроется в смещении позвонков, блоке швов свода и основания черепной коробки или травмах шейного отдела позвоночного столба. Ведь именно от правильного расположения мозговых оболочек, костей черепа и позвонков и возможности свободных микродвижений, зависит кровоснабжение головного мозга.
Во время лечения положительная динамика наблюдается не сразу. Остеопат может работать как с крупными органами, костями и мышцами, так и с очень тонкими материями и не столько излечивает их, сколько направляет организм ребенка к самостоятельной адаптации и исправлению врожденных и приобретенных нарушений.

Желательно, чтобы остеопатическое лечение сочеталось с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. Например, при нарушении кровообращения речевых участков головного мозга, ребенок может неправильно произносить слова или буквы. При остеопатическом лечении, восстановление кровоснабжения данных участков, улучшит состояние поврежденных нейронных связей, а речевой аппарат ребенка будет иметь больше возможностей приспособиться к новым условиям организма. Этот момент будет самым плодотворным, если с ребенком заниматься, прививая ему правильное произношение. В результате регулярных занятий он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. Те же самые процессы мы можем наблюдать и при нарушениях в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата большое множество мягких мануальных техник, с помощью которых можно устранить первопричину и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам, т.к. запустится процесс самовосстановления.

Остеопатические сеансы для детей с сосудистыми нарушениями головного мозга назначаются обычно раз в неделю и длятся не более 30-60 мин. Длительность терапевтического курса подбирается в каждом случае индивидуально. Как правило, уже после четырех-пяти сеансов удается нормализовать состояние пациента и создать условия, необходимые для правильного развития его организма. Поэтому, если для родителей важно не упустить чтобы легкая гипоксия головного мозга их ребенка перешли в более тяжелые формы, желательно при наличии любых отклонениях, показаться специалисту.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛЕФОНУ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *