гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении

Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении

В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Определение содержания работы в рамках этих занятий и ее планирование составляют серьезную проблему для учителей-дефектологов. Об этом свидетельствуют результаты изучения представлений о данной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, анализ существующей практики.

Важнейшим отправным моментом в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. В пособии предпринята попытка научно-теоретического обоснования специфичного содержания и индивидуально ориентированного планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с трудностями в обучении. Представлена технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.

Рассмотрены также вопросы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности, проанализированы существующие подходы к постановке задач коррекционных занятий, предложен алгоритм их формулирования.

Кроме того, даются рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в неделю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.

Пособие адресуется учителям-дефектологам, студентам и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.

Источник

Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении

б) расстройство развития учебных навыков (F 81.9) (ЗПР конституционального происхождения);

в) смешанные специфические расстройства психического развития (F 83) (ЗПР церебрально-органического происхождения);

г) другие общие расстройства развития (F 84.8) (ЗПР соматогенного происхождения);

д) детский аутизм по типу общего нарушения развития (F84.0).

Как видно, большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, у которых эти трудности обусловлены задержкой психического развития.

Особенности развития детей с задержкой психического развития представлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер [7; 26]. Эта незрелость психики наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности детей в начале школьного обучения следующими особенностями [7; 11; 15; 16; 19; 26; 30; 34; 36-39 и др.]:

§ несформированностъ учебной мотивации, преобладание игровых интересов. Поэтому учащиеся продуктивны в игре и непродуктивны (вялы, бездеятельны) в ситуации, где нужно подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания; учебную ситуацию они воспринимают как ситуацию общения с учителем и сверстниками;

§ слабость познавательной активности, отсутствие инициативности, что закономерно приводит к снижению интеллектуальной продуктивности;

§ несформированностъ произвольности (не способны произвольно управлять своим поведением и деятельностью). Поэтому:

— им трудно подчиняться требованиям дисциплины, они неусидчивы, поведение определяется непосредственным побуждением;

— часто не справляются с заданиями из-за неумения следовать инструкции (при правильном ее понимании): не выполняют задание до конца, не работают по плану (правильно совершая отдельные операции, дети не могут их выстроить в заданном порядке), не могут проконтролировать свою работу (при этом они верно оценивают свои ошибки). Таким образом, нарушения отмечаются в звене контроля (слабость контроля, повышенная импульсивность) и программирования деятельности;

Источник

Планирование коррекционнои работы с учащимися с трудностями в обучении

Методическое пособие для учителей-дефектологов

Рекомендовано редащионно-издательским советом

Государственного учреждения образования

«Академия последипломного образования»

Минск «Зорны верасень» 2008

УДК 376.1-056.313:373.121.414 ББК74.3 Г 52

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой олигофренопедагогики БГПУ им.Максима Танка И.В.Зыгманова;

зам. директора по учебно-методической работе Минского городского ЦКРОиР А.А.Рипич

В пособии рассматриваются вопросы планирования коррекционных занятий в рамках коррекционного компонента учебного плана специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, приводится технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.

Обоснован способ формулирования тем и задач коррекционных занятий. Предложены рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в педелю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.

Предназначается для учителей-дефектологов, студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.

УДК 376.1-056.313:373.121.414 ББК 74.3

© Оформление. ЧУП «Зорны верасень», 2008

Введение

В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальных общеобразовательных школах, так и в учреждениях образования общего типа (в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания).

В каком бы учреждении ни получали образование школьники данной категории, процесс их обучения осуществляется в соответствии с Учебным планом специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [5]. В этом учебном плане выделяется три компонента (части):

перечень обязательных для изучения учебных предметов;

факультативные занятия [5].

В качестве коррекционных занятий определены занятия по развитию познавательной деятельности (I-Х классы). Эти занятия проводит учитель-дефектолог. Введение в учебный план коррекционных занятий подчеркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешного учения детей данной категории.

В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Определение содержания работы в рамках этих занятий и ее планирование составляют серьезную проблему для учителей-дефектологов. Об этом свидетельствуют результаты изучения представлений о данной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, анализ существующей практики.

Важнейшим отправным моментом в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. В пособии предпринята попытка научно-теоретического обоснования специфичного содержания и индивидуально ориентированного планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с трудностями в обучении. Представлена технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.

Рассмотрены также вопросы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности, проанализированы существующие подходы к постановке задач коррекционных занятий, предложен алгоритм их формулирования.

Кроме того, даются рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в неделю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.

Пособие адресуется учителям-дефектологам, студентам и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.

Источник

Заключение

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога на занятиях коррекционного компонента направлена на устранение причин (тех или иных нарушений психического развития), из-за которых ребенок испытывает затруднения в учебной деятельности.

Специфика направленности и содержания деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий определяет особый подход к планированию работы, который можно отразить в следующих положениях.

§ Планирование коррекционной работы осуществляется на диагностической основе.

Поскольку группа детей с трудностями в обучении весьма неоднородна по специфическим проявлениям особенностей развития, то универсальных планов коррекционной работы с такими детьми существовать не может. Этим опять же обусловлена необходимость проведения диагностической работы для определения плана коррекционной помощи учащимся каждого конкретного класса (группы).

Именно результаты проведенного тщательного психолого-педагогического обследования учащихся позволяют определить основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы.

§ Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и отсутствием жесткой регламентированности ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Поэтому основная часть планов коррекционной работы представлена комплексом задач, определяющих обобщенные умения в проблемных областях развития, над формированием которых необходимо работать с учащимися.

Источник

Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении

Выводы. Особый подход к планированию коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в процессе коррекционных занятий находит отражение в особых по содержанию, временной перспективе и форме планах коррекционной работы.

В планах коррекционной работы учителя-дефектолога отражаются проблемы в развитии детей, из-за которых они испытывают трудности в учении, и над устранением которых необходимо работать.

Планы коррекционной работы составляются на основе анализа данных психолого-педагогического изучения учащихся данного класса (начальной и текущей диагностики).

Таблица 2. Технологические характеристики этапов процесса планирования коррекционной работы в течение учебного года и их технологические характеристики

ЭтапЦельСредства достижения целиПродукт (результат)Сроки реализации
1. Диагностический (начальная диагностика)Выявить причины трудностей детей в учении.
(При работе с первоклассниками – выявить проблемные зоны в развитии, из-за которых у детей могут возникнуть трудности в учении)
Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях (коррекционные занятия на данном этапе являются диагностическими)
Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке
Беседы
Сведения о симптомах учебных затруднений и причинах трудностей детей в учении, зафиксированные в диагностических картахСентябрь
(2-4 недели)
2.АналитическийОпределить направления и задачи коррекционной работы с учащимисяАнализ результатов психолого-педагогического изучения учащихся, диагностических карт
Знания об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций
Перспективный план коррекционной работы3-4 недели сентября
3.Стратенический (прогностический)Выделить комплекс задач, над которым учителем-дефектологом планирует работать в течение 1-й четвертиАнализ перспективного плана коррекционной работы
Анализ школьной программы конкретного класса в целом и учебного материала 1-й четверти в частности
План коррекционной работы на 1-ю четверть3-4 недели сентября
4. Диагностический (текущая диагностика)Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областяхСпециальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти
Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи:
— бесед с учителем;
— наблюдений за деятельностью детей на уроках;
— анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)
Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картахПоследние 2 недели 1-й четверти
5. Аналитическо-стратегическийВыделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 2-й четвертиАнализ диагностических данных
Анализ перспективного плана коррекционной работы
Анализ учебного материала 2-й четверти
План коррекционной работы на 2-ю четвертьОсенние каникулы
6. Диагностический (текущая диагностика)Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областяхСпециальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти
Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи:
— бесед с учителем;
— наблюдений за деятельностью детей на уроках;
— анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)
Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картахПоследние 2 недели 2-й четверти
7. Аналитическо-стратегическийВыделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 3-й четвертиАнализ диагностических данных
Анализ перспективного плана коррекционной работы
Анализ учебного материала 3-й четверти
План коррекционной работы на 3-ю четвертьЗимние каникулы
8. Диагностический (текущая диагностика)Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областяхСпециальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти
Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи:
— бесед с учителем;
— наблюдений за деятельностью детей на уроках;
— анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)
Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картахПоследние 2 недели 3-й четверти
9. Аналитическо-стратегическийВыделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 4-й четвертиАнализ диагностических данных
Анализ перспективного плана коррекционной работы
Анализ учебного материала 4-й четверти
План коррекционной работы на 4-ю четвертьВесенние каникулы
10. Диагностический (текущая диагностика)Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях
Оценить динамику развития учащихся
Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти
Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)
Беседы с учителем
Анализ степени выполнения перспективного плана коррекционной работы
Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах
Оценка динамики развития учащихся
Последние 2 недели 4-й четверти

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *