гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении
Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении
В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Определение содержания работы в рамках этих занятий и ее планирование составляют серьезную проблему для учителей-дефектологов. Об этом свидетельствуют результаты изучения представлений о данной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, анализ существующей практики.
Важнейшим отправным моментом в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. В пособии предпринята попытка научно-теоретического обоснования специфичного содержания и индивидуально ориентированного планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с трудностями в обучении. Представлена технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.
Рассмотрены также вопросы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности, проанализированы существующие подходы к постановке задач коррекционных занятий, предложен алгоритм их формулирования.
Кроме того, даются рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в неделю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.
Пособие адресуется учителям-дефектологам, студентам и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.
Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении
б) расстройство развития учебных навыков (F 81.9) (ЗПР конституционального происхождения);
в) смешанные специфические расстройства психического развития (F 83) (ЗПР церебрально-органического происхождения);
г) другие общие расстройства развития (F 84.8) (ЗПР соматогенного происхождения);
д) детский аутизм по типу общего нарушения развития (F84.0).
Как видно, большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, у которых эти трудности обусловлены задержкой психического развития.
Особенности развития детей с задержкой психического развития представлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер [7; 26]. Эта незрелость психики наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности детей в начале школьного обучения следующими особенностями [7; 11; 15; 16; 19; 26; 30; 34; 36-39 и др.]:
§ несформированностъ учебной мотивации, преобладание игровых интересов. Поэтому учащиеся продуктивны в игре и непродуктивны (вялы, бездеятельны) в ситуации, где нужно подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания; учебную ситуацию они воспринимают как ситуацию общения с учителем и сверстниками;
§ слабость познавательной активности, отсутствие инициативности, что закономерно приводит к снижению интеллектуальной продуктивности;
§ несформированностъ произвольности (не способны произвольно управлять своим поведением и деятельностью). Поэтому:
— им трудно подчиняться требованиям дисциплины, они неусидчивы, поведение определяется непосредственным побуждением;
— часто не справляются с заданиями из-за неумения следовать инструкции (при правильном ее понимании): не выполняют задание до конца, не работают по плану (правильно совершая отдельные операции, дети не могут их выстроить в заданном порядке), не могут проконтролировать свою работу (при этом они верно оценивают свои ошибки). Таким образом, нарушения отмечаются в звене контроля (слабость контроля, повышенная импульсивность) и программирования деятельности;
Планирование коррекционнои работы с учащимися с трудностями в обучении
Методическое пособие для учителей-дефектологов
Рекомендовано редащионно-издательским советом
Государственного учреждения образования
«Академия последипломного образования»
Минск «Зорны верасень» 2008
УДК 376.1-056.313:373.121.414 ББК74.3 Г 52
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой олигофренопедагогики БГПУ им.Максима Танка И.В.Зыгманова;
зам. директора по учебно-методической работе Минского городского ЦКРОиР А.А.Рипич
В пособии рассматриваются вопросы планирования коррекционных занятий в рамках коррекционного компонента учебного плана специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, приводится технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.
Обоснован способ формулирования тем и задач коррекционных занятий. Предложены рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в педелю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.
Предназначается для учителей-дефектологов, студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.
УДК 376.1-056.313:373.121.414 ББК 74.3
© Оформление. ЧУП «Зорны верасень», 2008
Введение
В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальных общеобразовательных школах, так и в учреждениях образования общего типа (в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания).
В каком бы учреждении ни получали образование школьники данной категории, процесс их обучения осуществляется в соответствии с Учебным планом специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [5]. В этом учебном плане выделяется три компонента (части):
перечень обязательных для изучения учебных предметов;
факультативные занятия [5].
В качестве коррекционных занятий определены занятия по развитию познавательной деятельности (I-Х классы). Эти занятия проводит учитель-дефектолог. Введение в учебный план коррекционных занятий подчеркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешного учения детей данной категории.
В данном пособии речь пойдет о занятиях по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Определение содержания работы в рамках этих занятий и ее планирование составляют серьезную проблему для учителей-дефектологов. Об этом свидетельствуют результаты изучения представлений о данной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, анализ существующей практики.
Важнейшим отправным моментом в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. В пособии предпринята попытка научно-теоретического обоснования специфичного содержания и индивидуально ориентированного планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с трудностями в обучении. Представлена технология планирования и образцы ведения соответствующей документации.
Рассмотрены также вопросы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности, проанализированы существующие подходы к постановке задач коррекционных занятий, предложен алгоритм их формулирования.
Кроме того, даются рекомендации по некоторым актуальным организационным вопросам коррекционной работы: определение количества занятий в неделю с учащимися одного класса и количества учащихся на одном занятии, составление расписания коррекционных занятий, заполнение журнала.
Пособие адресуется учителям-дефектологам, студентам и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов специального образования.
Заключение
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога на занятиях коррекционного компонента направлена на устранение причин (тех или иных нарушений психического развития), из-за которых ребенок испытывает затруднения в учебной деятельности.
Специфика направленности и содержания деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий определяет особый подход к планированию работы, который можно отразить в следующих положениях.
§ Планирование коррекционной работы осуществляется на диагностической основе.
Поскольку группа детей с трудностями в обучении весьма неоднородна по специфическим проявлениям особенностей развития, то универсальных планов коррекционной работы с такими детьми существовать не может. Этим опять же обусловлена необходимость проведения диагностической работы для определения плана коррекционной помощи учащимся каждого конкретного класса (группы).
Именно результаты проведенного тщательного психолого-педагогического обследования учащихся позволяют определить основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы.
§ Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и отсутствием жесткой регламентированности ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.
Поэтому основная часть планов коррекционной работы представлена комплексом задач, определяющих обобщенные умения в проблемных областях развития, над формированием которых необходимо работать с учащимися.
Гладкая планирование коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении
Выводы. Особый подход к планированию коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в процессе коррекционных занятий находит отражение в особых по содержанию, временной перспективе и форме планах коррекционной работы.
В планах коррекционной работы учителя-дефектолога отражаются проблемы в развитии детей, из-за которых они испытывают трудности в учении, и над устранением которых необходимо работать.
Планы коррекционной работы составляются на основе анализа данных психолого-педагогического изучения учащихся данного класса (начальной и текущей диагностики).
Таблица 2. Технологические характеристики этапов процесса планирования коррекционной работы в течение учебного года и их технологические характеристики
Этап | Цель | Средства достижения цели | Продукт (результат) | Сроки реализации |
1. Диагностический (начальная диагностика) | Выявить причины трудностей детей в учении. (При работе с первоклассниками – выявить проблемные зоны в развитии, из-за которых у детей могут возникнуть трудности в учении) | Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях (коррекционные занятия на данном этапе являются диагностическими) Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке Беседы | Сведения о симптомах учебных затруднений и причинах трудностей детей в учении, зафиксированные в диагностических картах | Сентябрь (2-4 недели) |
2.Аналитический | Определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися | Анализ результатов психолого-педагогического изучения учащихся, диагностических карт Знания об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций | Перспективный план коррекционной работы | 3-4 недели сентября |
3.Стратенический (прогностический) | Выделить комплекс задач, над которым учителем-дефектологом планирует работать в течение 1-й четверти | Анализ перспективного плана коррекционной работы Анализ школьной программы конкретного класса в целом и учебного материала 1-й четверти в частности | План коррекционной работы на 1-ю четверть | 3-4 недели сентября |
4. Диагностический (текущая диагностика) | Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях | Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: — бесед с учителем; — наблюдений за деятельностью детей на уроках; — анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) | Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах | Последние 2 недели 1-й четверти |
5. Аналитическо-стратегический | Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 2-й четверти | Анализ диагностических данных Анализ перспективного плана коррекционной работы Анализ учебного материала 2-й четверти | План коррекционной работы на 2-ю четверть | Осенние каникулы |
6. Диагностический (текущая диагностика) | Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях | Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: — бесед с учителем; — наблюдений за деятельностью детей на уроках; — анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) | Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах | Последние 2 недели 2-й четверти |
7. Аналитическо-стратегический | Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 3-й четверти | Анализ диагностических данных Анализ перспективного плана коррекционной работы Анализ учебного материала 3-й четверти | План коррекционной работы на 3-ю четверть | Зимние каникулы |
8. Диагностический (текущая диагностика) | Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях | Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: — бесед с учителем; — наблюдений за деятельностью детей на уроках; — анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) | Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах | Последние 2 недели 3-й четверти |
9. Аналитическо-стратегический | Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 4-й четверти | Анализ диагностических данных Анализ перспективного плана коррекционной работы Анализ учебного материала 4-й четверти | План коррекционной работы на 4-ю четверть | Весенние каникулы |
10. Диагностический (текущая диагностика) | Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях Оценить динамику развития учащихся | Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) Беседы с учителем Анализ степени выполнения перспективного плана коррекционной работы | Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах Оценка динамики развития учащихся | Последние 2 недели 4-й четверти |