гласы в православном богослужении
Литургика (церковная практика)
Осмогласие
Существует четыре основных (атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.
4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.
Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).
В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта «Азбука веры»).
Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому.
Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).
ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.
Егда — когда.
Животе Безсмертный — Бессмертная Жизнь (* звательный падеж — обращение).
ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.
Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Небесная — все небесное, небо.
3емная — все земное, земля.
Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей.
Велию — великую.
ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.
Воскресения проповедь — весть о воскресении.
Уведевша — узнав.
Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы).
Испровержеся — попрана.
Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.
ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.
Стрегущии — стерегущие, стражи.
Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.
Гласы в православном богослужении
В ходе Богослужения не раз объявляется так называемый глас, происходит это примерно таким образом: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя», – или: «Прокимен, глас шестый…» О том, что такое глас, и пойдет речь в этой заметке.
В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В Богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены различные напевы. Когда имеется в виду конкретное песнопение, например прокимен, то его глас указывает, что этот прокимен следует петь напевом, установленным для прокимнов данного гласа. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
В настоящее время на практике поется далеко не все, что положено петь, пение часто заменяется чтением, от этого и самые напевы забываются.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин . Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных . В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В Римо-Католической Церкви порядок несколько иной: косвенный глас идет сразу за основным, и у 4-го гласа имеется не один, а два косвенных гласа, итого получается 9.
Современные напевы существенно отличаются от древних, и в косвенных гласах теперь сложно найти схожие элементы с основным. Но в древности, когда было очень заметно, что один глас косвенный к другому, песнописцы это учитывали, что заметно в службах праздников. Например, на Пасху поются стихиры воскресные и канон 1-го гласа, а тропарь и стихиры Пасхи 5-го. На Воздвижение Креста Господня стихиры на «Господи воззвах…» 6-го гласа, стихира на Слава и ныне – 2-го. И таких примеров достаточно много. Однако в тех службах, которые были составлены много позже, такого уже не наблюдается.
Кроме служб праздников существуют службы воскресных дней, в которых воспоминается и славится Воскресение Христово. Эти службы каждую неделю обновляют в нас пасхальную радость. Воскресных служб 8 – каждая на свой глас, они следуют одна за одной и повторяются через 8 седмиц.
К сожалению, сокращение служб и замена пения чтением умаляет благолепие Богослужения, хотя изменить данную ситуацию не представляется возможным: слишком много времени отделяет нашу действительность от подвижнического духа древних монастырей, под влиянием которых и складывался наш Устав.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что такое глас в православии?
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Не единожды, приходя в Церковь, можно услышать слово «глас», которое является главной составляющей всех богослужений. Но на самом деле в нём скрыт более глубокий смысл, определяющий состояние человека, его выражение и стремление к Богу в слове, музыке, мысли и её выражении с помощью мелодии. О том, что такое глас в православии, далее в статье.
Православное песнопение — гласы
Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.
Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:
И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.
И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.
Восьминедельный гласовый цикл
Восемь гласов символизируют количество недель, образуя таким образом восьминедельный гласовый цикл. Согласно некоторым свидетельствам,такую систему гласов ввёл преподобный Иоанн Дамаскин.
Всего гласов – 8, из них:
Вместе образуют осмогласие – систему гласов, общепринятую для всей православной Церкви.
В христианстве каждый глас имеет характерную для него тональность, лад и мелодические обороты — попевки.
Существует следующее разделение:
Каждый из произвольных завершает и углубляет содержание соответствующего основного.
Большинство песнопений, которые исполняются на богослужениях на одной неделе, строго подчинено одному из восьми гласов.
Их смена есть поочерёдной и происходит в вечер каждой субботы. Каждый глас, соответственно,исполняется на богослужении всю седмицу включительно воскресной всенощной. Восемь недель образуют гласовый цикл, который повторяется на протяжении года несколько раз.
Счёт гласов начинается, как правило, со второй седмицы после Пасхи. Далее – циклы повторяются. И на каждый день седмицы каждого гласа присутствуют части богослужений, которые можно изменять.
Гласы – достаточно сложные произведения. Они по-своему уникальны и своеобразны. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, как выучить гласы церковных песнопений.
Как выучить гласы
Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:
Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.
О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.
Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».
Глас 8
Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
ХРАМОВОЕ ПЕНИЕ или Церковные распевы в православном богослужении
Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах
Церковное пение было принесено на Русь вместе с христианством из Византии в X веке. Известно, что задолго до Крещения Руси в Киеве существовали небольшие христианские общины, где проходили богослужения, опирающиеся на византийские обряды. Любовь к красивому византийскому действу у русских сохранилась на века. Русские всегда любили торжественные долгие службы с красивым пением. Церковное пение призвано было разбудить мысль и зажечь сердце огнем веры. Византийские мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, по соответствию с церковным Уставом отвечали всем требованиям, предъявляемым церковному пению. Именно они стали праосновой для всего православного музыкального искусства.
Распев — это система древнерусского пения, форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин «Древние распевы» прилагается обычно к византийскому, русскому, григорианскому (cantus planus) церковному пению, а также к другим национальным типам христианской литургической музыки.
Распев почти всегда монодичен, т. е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи.
Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков. Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век.
Распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение.
Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми, способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ПЕНИЕ
Воскресный прокимен «Буди, Господи, милость Твоя на нас» из репертуара константинопольского Собора Святой Софии. Глас 1. По рукописи Patmos 221:
Корни византийской церковной музыки прослеживаются от ранних веков Восточной Римской империи, основанной в 330 г. святым императором Константином Великим. Также она имеет историческую связь с музыкальной культурой древней Греции. Так, есть основания полагать, что разнообразные звукоряды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отражается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древнегреческой музыке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе современной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».
Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими центрами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались новые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мелодий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный).
В VIII веке в Палестине была изобретена система осмогласия: песнопения стали группироваться по музыкальному содержанию, образовывая восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в устной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на основе византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музыки Византийской империи.
Византийское церковное пение имела длинную историю развития и поныне используется за богослужением в Греческой Православной Церкви, а также некоторых других Поместных Церквях.
Осмогла́сие (церковносл., восьмигласие) – система 8 гласов, служившая для певческого оформления богослужения. Принцип осьмогласия является музыкальной основой богослужения.
Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
Глас 1 (Т.н. глас Богоявления) — первый глас важен, величествен и наиболее торжествен. Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение:
— Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
— Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
— Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
— Догматик «Всемирную славу»;
— Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
— Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
— Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».
Глас 2 (Глас Исхода, напоминающий о смирении) — исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания:
— Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
— Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
— Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы»;
— Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
— Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».
Глас 3 (Глас Небесной радости) — глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг:
— Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
— Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
— Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».
Глас 4 (Глас Всепразднственный) — двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати. Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем:
— Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
— Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
— Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
— Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
— Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
— Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».
Глас 5 (Глас Поклонения) — успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах. Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности:
— Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
— Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
— Господи, научи мя оправданием Твоим»);
— Догматик «В Чермнем мори».
Глас 6 (Глас Покаяния) — рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь. Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста:
— Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
— Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
— Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
— Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
— Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» (6-я песнь «Житейское море»).
Глас 7 (Глас Преображения) — глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении. Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти:
— Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
— Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
— Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».
Глас 8 (Глас Вечности) — выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души. Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы:
— Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
— Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
— «Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
— Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
— Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).
Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.
Трисвятое (византийский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
Господи, воззвах (глас 1) (византийский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов). Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг.
Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям церковного Устава, но во многом объясняет, дополняет и развивает его. Музыкальный талант русского народа искусно соединяет мелодию знаменного распева с текстом. Мелодические строки этого распева обычно совпадают с текстовыми, и мелодия всегда подчиняется тексту. В текстах исторически повествовательных (например, в стихирах, ирмосах) мелодия приближается к речитативу; в песнопениях покаянного характера (таких, как «На реках Вавилонских») мелодия движется на низких нотах; там, где выражается величие и восторг души (например, в стихирах Пасхи), мелодия стремится вверх и требует ускоренного движения. Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив – он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста, что очень важно для канонов церковной музыки.
До сих пор по знаменным нотам поют в старообрядческой Церкви.
Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записывалась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе византийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти подтвержденный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пения на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совершались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира греческого происхождения.
Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год).© Т. Ф. Владышевская
Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской традиции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк других стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песнопений.
До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались анонимными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое толкование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть священника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варлаамово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последовательности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелодических оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о постепенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.
Начиная с конца XVII века — начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением. Единогласное знаменное пение считалось принадлежностью «раскольников» (старообрядцев).
Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности; среди авторов обработок П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, Н. А. Римский-Корсаков и др.
До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы.
Свете Тихий (знаменный распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
С нами Бог (глас 8) (знаменный распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
РАЗНОВИДНОСТИ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА
Кондака́рный распев
Самые известные письменные источники, содержащие песнопения, записанные кондакарным распевом — Типографский Устав, Благовещенский кондакарь, Троицкий кондакарь.
Столпово́й распев
ПУТЕВОЙ РАСПЕВ
Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.
Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной продолжительностью композиции и большим количеством музыкальных украшений.
«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год).© Т. Ф. Владышевская
Херувимская песнь (путевой распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
Деме́ственный распев
Демественное пение — неосмогласное славянское пение.
Название, вероятно, происходит от позднегреческого δομέστικος — деместик, буквально — руководитель хора и его солист в Византийской империи.
Демественное пение означает домашнее пение, исполняемое вне храма. Обычай сопровождать домашние занятия священными песнопениями возник в Греции в V веке; затем он перешел к славянам, которые передали его христианам русской церкви. По другим источникам, демественное пение занесено к нам греческими певцами при Ярославе, в первой половине XI века.
Демественное пение — пение мелодическое, то есть одноголосное. Певец, исполнявший такое пение, назывался демественником (деместиком или доместиком).
Демественное пение, не подчиняясь уставным требованиям пения знаменного, характеризуется особой виртуозностью, торжественностью и заметной близостью к русской народной песне, почему не считалось собственно богослужебным, а скорее домашним.
Демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.
Употреблялось демественное пение в торжественных случаях, например, при архиерейских службах, свадьбах (в частности, при бракосочетании царя Михаила Фёдоровича), за царским столом, в великие праздники и т.п.
Демественное пение до сих пор сохраняется в живом употреблении у старообрядцев.
«Отче Наш» демественного распева (Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, рук. А.Н. Емельянов)
ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ
Греческий распев был принесен на Русь греческим певцом иеродиаконом Мелетием, поэтому также носит название «мелетиева перевода». Распев этот широко распространился в России в XVI веке. Он не представляет собой подлинного греческого пения, а лишь является производным от него, упрощенным русскими певцами и приспособленным к славянскому тексту песнопений и общему характеру русского церковного пения. Характерными особенностями греческого распева являются живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и художественность; с внешней стороны – свобода мелодического движения, легкость темпа, мягкость и плавность голосоведения (например, ирмосы Пасхи, непорочны Великой Субботы, «Благослови, душе моя, Господа»).
Мелодика Греческого распева по плавности и ритмическим группам напоминает знаменную; также в ней четко прослеживается ладовое наклонение, чаще всего мажорное. Мелодика распева подчинена размеру. В пении часто употребляется короткий форшлаг (словно скачок мелодии), его можно назвать типичным для греческого пения приемом украшения мелодии. Вследствие того, что распев усваивался русскими певцами не с оригинальных греческих певческих книг, а с голоса Мелетия, он закрепился на Руси в значительно упрощенном виде, сообразно привычкам, вкусам и знаниям русских певцов, а поэтому является, по существу, более русским, чем греческим.
Блажен муж (греческий распев). Исполнение: Мужской хор «Достойно есть», рук. Евгений Дремов, Питсбург, 1998
КИЕВСКИЙ РАСПЕВ
Большинством исследователей киевский распев рассматривается как национальный украинский вариант знаменного распева.
Распев этот имеет задушевный, лирический характер, он впитал в себя все национальные и климатические особенности юго-запада. Как и вся западная музыка, он ласкает слух и нежит душу своими «живописными» мелодиями, то вселяя безмерную радость, то усыпляя земным сном. Связь с музыкой Запада проявилась также в типичных используемых приемах распева: в его ритмичности, в частом повторении отдельных слов богослужебного текста. Повторение слов – самый существенный недостаток этого распева, так как оно дало повод композиторам позднейших времен свободно обращаться с богослужебным текстом вообще. Увлекаясь музыкальной игрой, композиторы изменяли текст так, что от него не оставалось почти ничего для назидания. А, как известно, всякая перестановка слов, не предусмотренная Уставом, должна рассматриваться как искажение текста, особенно в тех случаях, когда это делается только в угоду музыке.
В целом, эмоциональная привлекательность киевского распева, исполнительское мастерство певцов-украинцев и активная «просветительская» деятельность в области церковного пения способствовали возвышению Киевского распева на Руси и сделали его господствующим в Русской Православной Церкви по сей день.
Чертог Твой (киевский распев). Исполнение: Хор храма Димитрия Солунского на Благуше (Москва), рег. Григорий Жежель, 2006
БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ
Болгарский распев так же является переработанным распевом византийской музыки и не удерживает всех ее элементов. Он стал известен в Москве в середине XVII века. Точное болгарское происхождение этого распева не установлено, так как за многовековой период турецкого ига национальное церковное пение было вытеснено греческим, а национальные певческие книги уничтожены.
По типу мелодики Болгарский распев имеет связи с Киевским: для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в нескольких строках произведения, отсутствие вариационного развития мотивов. Мелодика большинства произведений Болгарского распева напевна, выразительна, что присуще славянской народной песне, она легко усваивается певцами.
В церковно-певческой культуре этот распев просуществовал сравнительно недолго и к концу XVII века был вытеснен другими местными распевами. Так что в современной музыкальной практике им поются лишь единичные песнопения («Дева днесь», «Благообразный Иосиф», «Тебе одеющагося»).
Благообразный Иосиф (болгарский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
ТРОЕСТРОЧИЕ
Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в богослужении Русской церкви распространяется своеобразный многоголосный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным : он состоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновременно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.)
Для троестрочия характерно особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккордов, а, словно переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно сравнить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.
«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов.© «Сирин»
«Достойно есть. » (троестрочие). Исполнение: Хор Издательского отдела Московского Патриархата, рег. С. Кривобоков
ПАРТЕСНОЕ (многоголосный) ПЕНИЕ
Партесное пение (от лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции (пение по партиям). Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48.
Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музыкальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев.
Родина партесного пения — католическая Италия. Из Италии пение распространилось сначала в Польшу, из Польши в Москву.
Партесное пение получило распространение сначала в униатском богослужении — после Брестской унии в XVI — первой половине XVIII века, и в русском православном, вытеснив древнее знаменное пение.
В Московском царстве партесное пение начало распространятся после присоединения Украины в 1654 году и было введено в богослужебное употребление патриархом Никоном, когда он был еще митрополитом в Великом Новгороде, именно там он заменил древнее знаменное пение на «латинский» (т.е. западноевропейский, католический) «парте́с» (т.е. многоголосие). Нововведение очень понравилось царю Алексею Михайловичу, который способствовал Никону введению партеса в московских храмах. Большим любителем партеса был и Петр I. В украинских храмах Киевской митрополии многоголосие вытеснило традиционный одноголосный распев уже в конце XVI — начале XVII веков.
Постепенно в России сформировалась самостоятельная школа партесного пения.
Противниками введения партесного пения в практику русской церкви были ревнители православной традиции, в том числе, видные церковные иерархи. Патриарх Гермоген говорил воеводе Салтыкову: «. вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей; и не могу более слышать пения латинского в Москве». Запрещал его использовать и патриарх Иосиф митрополиту Никону. Против него выступили также старообрядцы и греческое духовенство.
Партесное пение зародилось в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стало распространяться и в России.
Во второй половине XVIII в. на смену небольшому одночастному партесному концерту пришёл многочастный хоровой концерт, ориентированный на стилистику позднего барокко и раннего классицизма.
Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. Причем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образцу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских композиторов XVII века.
Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.
В настоящее время партесное пение в России стало основным в церковном богослужении.
«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов.© «Сирин»
Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт)Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек.© Ансамбль Rose
Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII–XIX веках
Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расцветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.
В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, например, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святейшего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).
Дмитрий Бортнянский. «Херувимская»Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль).© Троице-Сергиева лавра
В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) традиционных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, созданные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ивановичем Бахметевым).
Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален последний директор Синодального училища, готовившего певчих Синодального хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предшественников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изменяя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармонизации.
Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й)Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. © ВГТРК «Культура»
Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсервировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензурирования всех духовно-музыкальных сочинений.
Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свободную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литургию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной певческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).
Певческие стили в современной Русской церкви
Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церковной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как правило, гармонизации песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знаменного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением авторских композиций.
В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распространяются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутствуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослужении старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песнопений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоянию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем исполняемый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).
Ирина Старикова,
Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Научно-исследовательского центра церковной музыки Московской консерватории