главная цель обучения и воспитания в условиях этой образовательной парадигмы дать человеку
Традиционалистическая, рационалистическая, гуманистическая парадигмы в образовании
термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.
1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).
Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания способов обучения в готовом виде. В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно-развивающая модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.
Бихевиористская рационалистическая парадигма образования предполагает, прежде всего, обеспечение усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления молодого поколения к конкретным условиям существующего общества. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, на язык “измеряемых единиц поведения” (Р. Мейджер). Главный термин этой парадигмы: “Школа – это фабрика, для которой учащийся представляет собой “сырье”. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный “поведенческий репертуар”, соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.
Недостатком как традиционалистской, так и рационалистической модели обучения является их слабая гуманистическая направленность. В соответствии с ними обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования отсутствует творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.
Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.
Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).
Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России:
Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания способов обучения в готовом виде. В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит:
2. Гуманистическая, личностно-развивающая парадигмальная модель, центрирующиеся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним. Личностно-ориентированная (гуманистическая или субъект-субъектная) парадигма.
Сущность гуманистической парадигмы заключается в последовательном отношении учителя (преподавателя) к ученику (студенту) как личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в тоже время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие данной парадигмы от традиционной заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные).
3. Парадигмальный сдвиг в теории воспитания
· Изменились социально-экономические условия, а способы организации воспитания остались прежними;
· Недостаточно разработано теоретических положений и проведено исследований по преодолению проблем в воспитании и социализации школьников.
· Традиционно российская семья считалась главным приоритетом – воспитания и обучения детей, а теперь «перекос»: или совсем устранилась от воспитания детей или воспитание соотносят к «денежному эквиваленту», не заботясь о личностных качествах ребенка, как Человека;
· Образовательные учреждения стремятся к организации воспитания как «театральному шоу». Большинство детей, побывав на таком увеселительном празднике, по-прежнему остаются наедине со своим проблемами;
· Все современные теории воспитания отмечают необходимость организации педагогической диагностики по проблемам воспитания и социализации учащихся, но до сих пор это не стало профессиональной потребностью классных руководителей;
· По прежнему классные руководители относятся к своей деятельности – как «обязаловке», нет ни мотивации, ни осознания ответственности за детей которые, учатся в прикрепленном классе на это есть причины связанные с новым финансированием.
· И еще один парадокс в воспитании в том, что его теперь превращают в «социально-воспитательные услуги»,а услуги сегодня нужны, но они теперь измеряются в денежном эквиваленте, завтра за ненадобностью отменят, вероятно, те, которые провозглашают такие положения, забывают, что воспитание категория вечная!
1. Больше стало обращение в воспитании к Человеку;
2. Акцентирование на развитии «самости» личности ребенка;
3. Шире внедряется социально-педагогическое сопровождения, помощь, поддержка;
4. Формированию личной и национальной идентичности и культуре межнациональных отношений;
5. Духовно-нравственному воспитанию (патриотизм, гражданственность, ценности и др);
6. Возрастание роли понимающих методов: наблюдения, инцидента, ситуационного анализа и др.
7. Обращение к историческим корням, национальной культуре;
8. Влияние языковых практик и молодежных субкультур на воспитание и социализацию;
9. Выход на идею полисубъектности в воспитании и социализации;
10. Использование новых методологических подходов в воспитании (событийного, интегративного, синергетического и др.).
Весь категориальный аппарат педагогики можно разделить на четыре группы:
ДОМ./ ЗАД. (все понятия отработать в словарях: философском, педагогическом, психологическом )
ДОМ./ ЗАД. (все понятия отработать в словарях: философском, педагогическом, психологическом )
Осмысление общенаучных понятий применительно к педагогической науке приводит к обогащению ее собственной терминологии такими сочетаниями: педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, образовательный (педагогический) процесс, педагогическое взаимодействие. Дадим им краткую характеристику. Система определяется как целостный комплекс элементов, связанных таким образом, что с изменением одного изменяются другие.
Деятельность, рассматривая с философских позиций, выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание, которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Педагогическое взаимодействие— сущностная характеристика педагогического процесса, представляющая собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогика тесты
Просмотр содержимого документа
«Педагогика тесты»
1. Предметом педагогики как науки является…
А) целенаправленно организуемый педагогический процесс
2. Предметом психологической науки является
3. В буквальном смысле термин «педагогика» переводится …
4. В буквальном смысле термин «психология» переводится …
5. Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются
В) психическими свойствами
6. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется …
Г) психическими состояниями
7. Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются …
Г) психическими образованиями
8. Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются …
А) психическими процессами
9. К психическим процессам относятся …
В) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
10. К психическим свойствам относятся …
А) темперамент, характер, способности, направленность
11. К психическим состояниям относятся …
Б) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
12. К психическим образованиям относятся …
Г) знания, умения, навыки
13. Целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на прочное овладение системой знаний, умений и навыков, называется …
14. Целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у человека определенных качеств, взглядов и убеждений называется …
15. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней …
16. Основной задачей психологической науки является …
А) изучение законов психической деятельности
17. Основной задачей педагогической науки является:
Б) изучение закономерностей воспитания и обучения
18. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания …
19. Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является …
А) стремление к самоактуализации
20. Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
Г) развитие познавательных процессов
21. Педагогика становится самостоятельной областью научного знания …
22. Основоположником отечественной педагогической науки является …
23. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» – сущность педагогики …
24. Главная цель обучения и воспитания гуманистической парадигмы образования …
В) способствовать развитию способностей человека
25. Главная цель обучения и воспитания в условиях этой образовательной парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания …
26. С позиции субъекта выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …
Г) психологию личности, социальную психологию, возрастную психологию, специальную психологию
27. С позиции содержания выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …
А) педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, психологию спорта.
28. Изучением психологических закономерностей обучения и воспитания занимается …
Б) педагогическая психология
29. Изучением психологических особенностей деятельности человека в различных профессиональных сферах занимается …
Г) психология труда
30. Изучением разнообразных отклонений в развитии психики занимается …
В) специальная психология
31. Психические явления в процессе взаимоотношения людей в больших и малых группах изучает …
Б) социальная психология
32. К отраслям педагогики как науки относятся
Б) общая педагогика, история педагогики, дидактика
33. Спецификой применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимается следующая отрасль педагогики …
34. Исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий занимается …
Б) сравнительная педагогика
35. Коррекционная педагогика возникла на основе связи педагогики с …
36. К эмпирическим (практическим) методам психолого-педагогического исследования относятся …
В) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент
37. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это …
38. Самая высокая потребность в иерархии потребностей по пирамиде А.Маслоу …
Г) потребность в самореализации
40. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями ___чувств …
41. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу …
42. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется
43. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта …
44. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом …
45. В качестве видов воображения можно выделить …
Б) мечты, сновидения, фантазия
46. Образование как педагогический процесс представляет собой …
Г) специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение задач развития личности
47. Одной из глобальных тенденций развития образования является …
Г) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
48. Основными функциями педагогического процесса выступают …
А) образовательная, воспитательная, развивающая
49. Объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки процесса обучения определяются как
Б) средства обучения
50. Координация и согласованность действий всех участников воспитательного процесса, служб, социальных институтов – это сущность принципа
А) единства воспитательных воздействий
51. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по…
В) особенностям главенства в семье
53. Межличностная функция общения заключается в …
Г) в организации и поддержании взаимоотношений между индивидами на уровне определенных эмоциональных контактов
54. Формирование образа другого человека, понимание его личностных черт, это …
Б) перцептивная сторона общения
55. Неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства называется …
56. Наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству называется:
57. Педагогическим коллективом школы совместно с родительским активом 7–9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья – семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».
Семья относится к _______ социализации личности. А) микрофакторам
58. Одной из глобальных тенденций развития современного образования. Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях. К основным целям непрерывного образования могут быть отнесены адаптация гражданина к меняющимся условиям его профессиональной деятельности и удовлетворение его индивидуальных потребностей. Одним из основателей теории непрерывного образования является чешский педагог Я. А. Коменский, который в XVII веке разработал систему образования, основанную на принципе природосообразности. В настоящее время цели и задачи непрерывного образования реализуются в разных формах организации обучения. Особая роль в реализации идеи непрерывного образования отводится высшим учебным заведениям, которым в рамках Болонского процесса рекомендуется интегрировать идеологию непрерывного образования в генеральные стратегии и план развития. Важную роль в реализации концепции непрерывного образования на современном этапе играет технология …А) дистанционного обучения
1. Предметом педагогики как науки является…
А) целенаправленно организуемый педагогический процесс
2. Предметом психологической науки является
3. В буквальном смысле термин «педагогика» переводится …
4. В буквальном смысле термин «психология» переводится …
5. Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются
В) психическими свойствами
6. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется …
Г) психическими состояниями
7. Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются …
Г) психическими образованиями
8. Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются …
А) психическими процессами
9. К психическим процессам относятся …
В) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
10. К психическим свойствам относятся …
А) темперамент, характер, способности, направленность
11. К психическим состояниям относятся …
Б) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
12. К психическим образованиям относятся …
Г) знания, умения, навыки
13. Целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на прочное овладение системой знаний, умений и навыков, называется …
14. Целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у человека определенных качеств, взглядов и убеждений называется …
15. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней …
16. Основной задачей психологической науки является …
А) изучение законов психической деятельности
17. Основной задачей педагогической науки является:
Б) изучение закономерностей воспитания и обучения
18. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания …
19. Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является …
А) стремление к самоактуализации
20. Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
Г) развитие познавательных процессов
21. Педагогика становится самостоятельной областью научного знания …
22. Основоположником отечественной педагогической науки является …
23. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» – сущность педагогики …
24. Главная цель обучения и воспитания гуманистической парадигмы образования …
В) способствовать развитию способностей человека
25. Главная цель обучения и воспитания в условиях этой образовательной парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания …
26. С позиции субъекта выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …
Г) психологию личности, социальную психологию, возрастную психологию, специальную психологию
27. С позиции содержания выполняемой деятельности различают следующие направления психологии …
А) педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, психологию спорта.
28. Изучением психологических закономерностей обучения и воспитания занимается …
Б) педагогическая психология
29. Изучением психологических особенностей деятельности человека в различных профессиональных сферах занимается …
Г) психология труда
30. Изучением разнообразных отклонений в развитии психики занимается …
В) специальная психология
31. Психические явления в процессе взаимоотношения людей в больших и малых группах изучает …
Б) социальная психология
32. К отраслям педагогики как науки относятся
Б) общая педагогика, история педагогики, дидактика
33. Спецификой применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимается следующая отрасль педагогики …
34. Исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий занимается …
Б) сравнительная педагогика
35. Коррекционная педагогика возникла на основе связи педагогики с …
36. К эмпирическим (практическим) методам психолого-педагогического исследования относятся …
В) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент
37. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это …
38. Самая высокая потребность в иерархии потребностей по пирамиде А.Маслоу …
Г) потребность в самореализации
40. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями ___чувств …
41. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу …
42. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется
43. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта …
44. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом …
45. В качестве видов воображения можно выделить …
Б) мечты, сновидения, фантазия
46. Образование как педагогический процесс представляет собой …
Г) специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение задач развития личности
47. Одной из глобальных тенденций развития образования является …
Г) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
48. Основными функциями педагогического процесса выступают …
А) образовательная, воспитательная, развивающая
49. Объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки процесса обучения определяются как
Б) средства обучения
50. Координация и согласованность действий всех участников воспитательного процесса, служб, социальных институтов – это сущность принципа
А) единства воспитательных воздействий
51. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по…
В) особенностям главенства в семье
53. Межличностная функция общения заключается в …
Г) в организации и поддержании взаимоотношений между индивидами на уровне определенных эмоциональных контактов
54. Формирование образа другого человека, понимание его личностных черт, это …
Б) перцептивная сторона общения
55. Неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства называется …
56. Наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству называется:
57. Педагогическим коллективом школы совместно с родительским активом 7–9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья – семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».
Семья относится к _______ социализации личности. А) микрофакторам
58. Одной из глобальных тенденций развития современного образования. Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях. К основным целям непрерывного образования могут быть отнесены адаптация гражданина к меняющимся условиям его профессиональной деятельности и удовлетворение его индивидуальных потребностей. Одним из основателей теории непрерывного образования является чешский педагог Я. А. Коменский, который в XVII веке разработал систему образования, основанную на принципе природосообразности. В настоящее время цели и задачи непрерывного образования реализуются в разных формах организации обучения. Особая роль в реализации идеи непрерывного образования отводится высшим учебным заведениям, которым в рамках Болонского процесса рекомендуется интегрировать идеологию непрерывного образования в генеральные стратегии и план развития. Важную роль в реализации концепции непрерывного образования на современном этапе играет технология …А) дистанционного обучения