главное в инновационном обучении это
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
Инновационное обучение — обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе готовности кактивному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе [50; 56; 64; 68] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Обучение — 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Инновационная игра — (ИНИ) особый метод развития организаций, используемый в ходе процессного (а также проектного, экспертного и обучающего) консультирования. В отличие от имитационных, деловых игр относится, наряду с организационно деятельностной игрой (ОДИ), к… … Википедия
Дудченко, Вячеслав Сергеевич — Вячеслав Сергеевич Дудченко … Википедия
Швырев, Владимир Сергеевич — (р. 14.01.1934) спец. по теории познания, методол. науки, проблемам природы филос. знания; д р филос. наук, проф. Окончил филос. ф т МГУ (1956), асп. ИФ АН СССР (1962). С 1962 по 1964 мл. н. с. ИФ, в 1964 1969 ст. н. с. филос. ф та МГУ. С 1969… … Большая биографическая энциклопедия
Лицей научно-инженерного профиля — МОУ Лицей научно инженерного профиля Директор Ольга Владимировна Домашина Тип Городской лицей Учеников около 300 учащихся Адрес Московская область, Коро … Википедия
Ляудис, Валентина Яковлевна — (1932 2000) Российский психолог. Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1955), доктор психологических наук (1979), профессор (с 1984) кафедры педагогической психологии и педагогики МГУ. Более 10 лет… … Кто есть кто в российской психологии
ЛЯУДИС — Валентина Яковлевна (р. 1932) российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д р психологических наук… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РИМСКИЙ КЛУБ — международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста и общественного деятеля А. Печчеи, являвшегося ее… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Инновационные методы обучения в педагогике
Сегодня в современных школах, ссузах и вузах все чаще прибегают к инновационным методам обучения, успешно заменяющим традиционные. Главным плюсом новых способов является их ориентированность на развитие творческого мышления у обучаемых. Об актуальных педагогических подходах и их видах читайте в нашей статье.
Инновационные методы обучения — понятие и значение
Слово «инновация» образовано от латинского «innovation» и означает нововведение и изменение. Определение означает создание, внедрение и распространение новых тенденций в той или иной сфере. К особенностям данного явления следует отнести следующие аспекты:
Инновационными школами признаются лишь те, в которых разработаны и внедрены комплексные программы инновации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В процессе школьного обучения дети учатся работать с информацией и оперативно ее обрабатывать. Так осуществляется переход на деятельностный процесс обучения, заменяя прежний — объяснительно-иллюстративный. Новый подход заключается в том, что ученики здесь выступают субъектом учебного процесса.
Методом обучения является система действий педагога и учащегося, способствующая изучению и усвоению образовательной информации. Метод характеризуют: цель обучения, способ усвоения информации, характер сотрудничества между субъектами, т.е. между преподавателем и обучаемым.
Первичная цель инновационных методик заключается в подготовке человека к постоянным изменениям, происходящим в современном мире. Инновационная деятельность способна качественно изменить личность, что невозможно при традиционном подходе к обучению. Дети и подростки учатся разбираться в информации и ориентироваться в ней, за счет чего формируется творческий подход к решению задач. В этом и состоит основное назначение инновационной деятельности.
Новые пути развития школьного и вузовского образования
Следует выделить такие методы, применяющиеся в современном обучение, как:
В активных методах предусмотрена позиция учащихся к преподавателю. На занятиях школьники пользуются индивидуальными учебниками, тетрадями и компьютерами.
Активные методы направлены на раскрытие творческого потенциала ученика и его коммуникативных способностей, формированию собственного мнения и умению его обосновать. Впервые данные способы стали применяться в 60-х — 70х гг. 20 столетия. Методика базируется на концепциях Занкова Л.В., Давыдова В.В. и Леонтьева А.Н. В основе лежит принцип «предметного содержания деятельности», где познание служит деятельностью по освоению окружающего мира. Человек, взаимодействуя с внешним предметным миром, получает практический опыт познания и находит способы влияния на него.
Что касается интерактивных методов, то благодаря им полученные знания усваиваются посредством взаимодействия учащихся друг с другом. Методы причисляются к коллективным формам обучения, в процессе которых ученики работают совместно в группе и несут индивидуальную ответственность. Такими методами выступают:
Роль преподавателя в интерактивных методах обучения существенно изменена. Теперь он выступает координатором процесса, а не ключевой фигурой. Его задачей является подготовка интерактивных заданий и тем для обсуждения, консультирование и контроль за выполнением учебного плана. В ходе процесса преподаватель и ученики вступают во взаимодействие и коммуникацию, занимаются обсуждением вопросов, отстаивают личную точку зрения и приходят к компромиссам.
Инновационные методы в процессе обучения в школе развивают в детях интерес и любопытство, помогают исследовать и систематизировать материал, способствуют формированию и выражению собственного мнения в ходе дискуссий. Перечисленные качества являются необходимыми в современном динамичном мире. Традиционные методы сегодня являются устаревшими и проигрывают перед инновационными, в чем заключается их существенный минус.
Виды инновационных методов обучения
Рассмотрим подробно классификацию инновационных методов обучения и их основные подгруппы.
Метод эвристической беседы (от греч. heuristiko — отыскиваю, открываю) восходит к древнегреческому учению, разработанного Сократом. Тогда этот способ заключал в себе наводящие вопросы, побуждающие обучаемого самостоятельно найти ответ.
Современная вариация данного метода сохранила античную тенденцию — учащиеся дают ответы на искусно сформулированные вопросы, благодаря чему активируется мыслительная деятельность мозга.
Таким образом, эвристическая беседа выступает коллективной беседой, посредством которой нужно найти ответ на проблему. Педагогика причисляет данный способ к методам проблемного обучения, т.к. в процессе обсуждения и поиска решений ребята обмениваются мнениями, гипотезами, идеями и догадками.
Метод «круглого стола» педагогика заимствовала из сферы политологии и науки. Он призван улучшить изучение и усвоение проблем теоретического характера через их рассмотрение в научных разрезах.
Тренинг — метод, зародившийся относительно недавно. Обучение посредством тренинга формирует компетентность и активность индивида в общении с другими людьми.
Брейнсторминг («мозговой штурм»). Метод заключается в поиске творческих идей, которые ранее не применялись. Учащиеся делятся на две группы — генераторов идей и критиков. В первую входят обладатели творческого мышления, которым присуще богатое воображение и фантазия. Группа критиков состоит из аналитиков и ребят, склонных к решению конкретных задач.
Генераторам дается творческое задание, например, объяснить какое-либо явление или придумать способ разрешения заданной проблемы. За отведенные занятия они придумывают и высказывают всевозможные идеи: как реальные, так фантастические.
Эксперты-критики должны зафиксировать все предложения, затем сделать полный анализ выдвинутых идей.
Креативное обучение. В основе метода лежат подходы:
Дебаты. Такая технология вырабатывает стимул у обучающихся повторять изученный материал, прибегать к чтению дополнительной литературы и искать новые способы решать задачи. Темой дебатов выступает научная или морально-нравственная проблема, по которой нет однозначной точки зрения и для разрешения которой возможны противоположные подходы. Группа учащихся делится на две команды, одна из которых исследует проблему с положительной стороны, другая — с отрицательной.
Игровое имитационное моделирование. Здесь представлены разного рода игры:
Во процессе деловых игр проявляется продуктивная и преобразовательная деятельность. Метод деловой игры применяется в колледжах на старших курсах.
Такой способ обучения является важным условием для получения необходимых навыков профессиональной подготовки. Разнообразие методов образовательного процесса способствует повышенной заинтересованности в обучении, помогает развить творческие навыки, решает целый комплекс педагогических и воспитательных задач.
Все указанные методы, как правило, почти всегда реализуются в смешанном виде. Изначально активные подходы внедряли в школьное образование, т.к. они еще не были адаптированы под вузовскую систему.
Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения
В XXI веке основной задачей образования служит воспитание личности, способной выжить и преуспеть в конкурентном мире. Это обуславливает внедрение инновационных методов в процесс обучения.
Организацией обучения является формирование учебных ситуаций, в которых предусмотрено взаимодействие между учителем и обучаемыми.
Высокая результативность применения методов зависит от соблюдения следующих принципов:
Результатом осуществления инновационных методов выступают:
Современные способы характеризуются как процесс творческого созидания и подразумевают в той или иной степени свободу мышления и действий субъекта обучения.
Инновационные методы обучения в предмете «технология»
Разделы: Технология
Главное в инновационном обучении – это развитие личности на основе образования и самообразования. Инновационное образование включает в себя личностный подход, творческое начало, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологии.
На первый взгляд для простого обывателя предмет технология и инновационные технологии понятия не совместимые. Казалось бы, что может быть общего между деревообработкой и компьютером. Действительно, открыв учебник по технологии, ничего подобного мы там не обнаружим. Но это далеко не так.
На мой взгляд, компьютер дает возможность любому учителю подготовиться к уроку, начиная с планирования и конспектов уроков и заканчивая различным демонстрационным материалом, при этом использую как готовые мультимедиа библиотеки, так и свои и своих учеников. Я считаю, что современное преподавание уже невозможно без применения информационных технологий, так как это привлекает учащихся в большей степени, чем обычный урок, помогает высвободить время для практики, делает урок ярким, наглядным, необычным. Поэтому с целью совершенствования методики преподавания мне пришлось познакомиться с прогрессивными формами и методами обучения для создания уроков.
С целью расширения кругозора учащихся и повышения интереса к предмету технология занимаюсь разработкой методического материала, позволяющего использовать на своих уроках современные компьютерные технологии с использованием программ: PowerPoint, Компас 3D LT, Publisher, Excel, Adobe Photoshop и другие. Зная о большой тяге детей к компьютерной технике, стараюсь направить ее в нужное русло: учу детей составлять презентации и технологические карты, оформлять чертежи, кроссворды, работать с различными электронными справочниками и энциклопедиями.
Теоретическую часть, я провожу с использование мультимедийного оборудования, где для повышения интереса к изучаемым темам демонстрируются наглядные пособия, презентации, а учащиеся параллельно закрепляют практические навыки работы с компьютером. Домашние компьютер рекомендую использовать ученикам в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). По итогам изучения каждой темы провожу тестирование учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке, проверке знаний правил техники безопасности. Тесты, создаются учениками в программе Super Test. Использование этой программы в школьной практике не требует лицензии, что является ее неоспоримым плюсом. Результаты тестирования оцениваются программой и фиксируются в ее дневнике, что дает возможность учителю в любое время просмотреть результат теста. Эта оценка является объективной и не зависит от “мнения и настроения” учителя.
Так, например, в 5 классе, при изучении темы “графическое изображение детали и изделия” использую материалы, мультимедийного приложения к методическому пособию “Уроки технологии 5-6 классы” издательства “Планета”. Яркие презентации позволяют учащимся, наглядно увидеть процесс построения графического изображения детали или изделия. Таким образом, снимаются многие непонятные для учеников вопросы. Причем, данный материал можно увидеть не только в классе, но и просмотреть дома для закрепления материала.
При освоение методов выполнения технологических операции удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов операции.
Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к сладам, найти свою ошибку и попробовать все сначала.
Инновационные методы обучения в предмете технологии позволяют обеспечить полноценное усвоение ребенком учебного материала, усиливает ориентацию обучающегося на практическое применение знаний и умений.
Кроме выше перечисленного появился шанс показать учащимся технологические процессы производств.
То же можно сказать и об организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволило оптимизировать проектную деятельность учащихся.
Я отметил, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных технологических процессов. Ученик, который до этого смотрел на рисунок в учебнике или на плакате и не понимал суть технологических процессов, теперь увидел реальный процесс изготовления изделия. Это очень важно в изучение предмета технологии.
Инновационные методы обучения в предмете технология – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и создания условий для самоопределения личности в процессе обучения, позволяющие нашим ученикам самоутвердиться.
А самоутверждение – это путь к правильному выбору профессии.
Главное в инновационном обучении это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.
Статья:
Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования. |
Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.
Причины внедрения инноваций в школе:
Инновационная деятельность школы
Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:
Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.
Инновационные формы обучения
Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.
Проблемно-поисковое обучение.
Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.
Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставится вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.
Модульное обучение.
В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).
Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.
Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.
Портфолио как технология инновационной школы.
Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.
В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.
Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.
Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.
Инновационные методы обучения
Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.
Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ (Доклад)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:
— упражнения, носящие творческий характер;
— образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
— уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
— занятия, направленные на творческое развитие
– уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
— использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
— решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
технология проблемного обучения
технология дифференцированного обучения
технология учебно-исследовательской деятельности на уроке
Воспитательные инновационные технологии:
технология групповой деятельности
технология КТД (коллективные творческие дела).
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
— соответствие концепции гуманизации образования;
— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
— использование личностно-ориентированного обучения;
— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
— соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
— формирование личностных качеств учащихся;
— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
— развитие различных типов мышления;
— формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
— оптимизация учебно-воспитательного процесса;
— создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
— выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
— включение учащихся в креативную деятельность;
— тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развитее критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению;
Основными принципами инновационного обучения являются:
— креативность (ориентация на творчество) ;
— усвоение знаний в системе;
— нетрадиционные формы уроков;
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
— нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.
ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:
— упражнения, носящие творческий характер;
— образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
— уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
— занятия, направленные на творческое развитие
– уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
— использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
— решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Воспитательные инновационные технологии:
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
— соответствие концепции гуманизации образования;
— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
— использование личностно-ориентированного обучения;
— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
— соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
— формирование личностных качеств учащихся;
— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
— развитие различных типов мышления;
— формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
— оптимизация учебно-воспитательного процесса;
— создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
— выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
— включение учащихся в креативную деятельность;
— тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развитее критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению;
Основными принципами инновационного обучения являются:
— креативность (ориентация на творчество) ;
— усвоение знаний в системе;
— нетрадиционные формы уроков;
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
— нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.