главным критерием выбора методов обучения является
Критерии выбора методов обучения
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
На практике учитель сначала определяет, какие цели он будет достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем – какими методами он будет это осуществлять и какие приемы потребуются для реализации этих методов.
Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода.
Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.
Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены:
Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием.
Если учитель на уроке ставит задачу, связанную с формированием у учащихся знаний о явлениях в природе и обществе, то наиболее предпочтительными могут быть словесные методы обучения, методы самостоятельной работы, репродуктивные методы и т.д.
Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.
И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:
Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции:
Критерии выбора методов обучения
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
На практике учитель сначала определяет, какие цели он буД еТ достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем -« какими методами он будет это осуществлять и какие приемы по’
требуются для реализации этих методов. Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода. Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.
Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к предмету и т.д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.
Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием. Если учитель на уроке ставит задачу, связанную с формированием у учащихся знаний о явлениях в природе и обществе, то наиболее предпочтительными могут быть словесные методы обучения, методы самостоятельной работы, репродуктивные методы и т.д.
Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.
И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:
1. В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).
2. Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект).
3. Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).
4. В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).
5. Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).
6. Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребност-но-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).
Ю. К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.
1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).
2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.
3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.
5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.
8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные.
10. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.
Функции методов обучения и критерии их выбора
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения. Под методом обучения понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения. Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
Многие преподаватели технических вузов недооценивают значение методов обучения, полагая, что для обучения студентов вполне достаточно знания предметной области науки. Между тем преподавателю технического вуза нужно хорошо знать современные методы обучения, их особенности и условия эффективного применения. Чем лучше владеет преподаватель содержанием своей научной дисциплины, чем он лучше знает своих студентов, чем он глубже представляет себе общие закономерности процесса обучения и воспитания, тем успешнее и целенаправленнее он может выбирать наиболее подходящие методы, добиваясь с их помощью высокой эффективности педагогического воздействия.
Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени [5]. Выбор, как правило, определяется следующим:
целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин;
целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения;
характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.);
характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.);
организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.);
видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;
физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Выбор метода обучения зависит и от особенностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога. Поскольку универсального оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый преподаватель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.
Критерии отбора методов и средств обучения
Дата публикации: 19.08.2019 2019-08-19
Статья просмотрена: 1302 раза
Библиографическое описание:
Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62026/ (дата обращения: 24.11.2021).
В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.
Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.
Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.
Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.
Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»
Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.
Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.
Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Средства обучения выполняют определенные функции:
а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;
б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;
в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.
Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.
Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:
Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:
1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.
К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)
Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.
2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.
3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:
− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);
− аудиальные (радио, музыкальный центр);
− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).
4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:
− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);
− объемные (геометрические фигуры);
− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);
− графические (схемы, чертежи, таблицы);
− символические (глобус, географические карты);
− звуковые (магнитофонная запись);
− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.
Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.
То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.
Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.
Доклад на тему: «Выбор оптимальных методов и приемов на уроках»
Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе
Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.
И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.
К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.
Оптимизация является одним из принципов НОТ.
К числу основных способов деятельности учителя относятся:
— конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;
— выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;
— сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;
— создание необходимых условий для обучения;
— оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;
— ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.
Общие способы оптимизации обучения
1.Комплексное планирование задач;
2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;
3. Выделение главного, существенного;
4. Дифференцированный подход к учащимся ;
5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;
Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:
Проектирование задач обучения.
— изучение и оценка условий для обучения ;
— изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;
— выделение главных задач ;
— дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.
Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:
— сужение числа вариантов для выбора к двум ;
— принятие решения о выборе типа урока
Осуществление избранного варианта обучения:
— применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;
— организация деятельности учащихся ;
— формирование навыков рациональной организации учебного труда ;
— принятие задач обучения ;
— осознание мотивов учения ;
— проявление активности и самостоятельности ;
— самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.
Анализ результатов обучения:
— сравнение полученных результатов;
— сравнение затрат времени, усилий;
— вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;
— выявление причин возможных отклонений;
— разработка дополнительных задач.
Классификация методов обучения.
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )
Существуют следующие методы:
— репродуктивные методы (запоминание информации )
— проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )
— методы самостоятельной работы;
— методы стимулирования и мотивации обучения;
— методы формирования интереса к учению;
— методы развития долга и ответственности в учении;
— методы контроля и самоконтроля.
Критерии оптимального выбора методов обучения.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:
1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;
5. Определить тематику каждого занятия, урока;
6. Конкретизировать задачи данного урока;
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;
10. Определить темп урока;
11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.
Основные закономерности учебного процесса
1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.
2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.
3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.
4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.
5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.
8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.
9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.
Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:
1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов
2. Системный подход к выбору методов обучения.
3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.
4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.
6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин