главным системообразующим фактором в процессе обучения выступает
Главным системообразующим фактором в процессе обучения выступает
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Раздел 2.
Педагогика, как теория обучения и воспитания.
1.Автором знаменитого высказывания-«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»-является:
в) Сократ;
Это высказывание, приписываемое Сократу, стало эпиграфом к
прошедшему в ФИРО межрегиональному семинару. В Институте собрались
педагоги и люди творческих профессий, способные «зажечь» сердца наших
2.Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;
б) процесс воспитания;
в) образовательный процесс;
г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.
3. Дидактика-это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процессов преподавания;
б) самостоятельная наука о закономерностях процессов учения;
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организованных форм;
г)раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Теория практической деятельности обучения. Объект изучения дидактики – обучение как особый вид деятельности. Важным представляется отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения ( деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: 1.Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации 2.Разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.[3]
4.Движущими силами процесса обучения являются:
а) противоречие, возникающее в ходе обучения;
б) образовательная активность обучаемых;
в) профессионализм педагогов;
г) профессионализм педагогов.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.[4]
5.Основныe функции обучения являются:
а) образование, развитие, воспитание;
б) обучающая, формирующая контрольная;
в) коммуникативная, трудовая, информационная;
г) развивающая, формирующая, организующая.
Исходя из общей цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.[5]
6.В процессе обучения учащиеся выступают как:
а) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности;
б) объект педагогической деятельности;
в) предмет обучения;
г) субъект собственной педагогической деятельности.
Проблема познания мира встает перед человеком тогда, когда он сталкивается с необходимостью получить информацию о неизвестном и направляет свои усилия на то, чтобы эту неизвестность устранить. С этого начинается специально научное исследование.
Вместе с тем здесь начинаются и собственно философские проблемы., побуждающие выяснить, как не-знание превращается в знание, как из не-знания вырастает знание.[6]
7.Нормативные требования к организации и осуществления образовательного процесса называют:
а) принцип обучения;
б) закономерности обучения;
в) правила обучения;
г) педагогическими законами.
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.[7]
8.Цели обучения определяются:
а) потребностями и возможностями общества;
б) мастерством педагога;
в) индивидуальными особенностями обучения;
г) средствами обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.[8]
9.Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называют:
а) целеполаганием;
10.Восприятие и познание в процессе педагогического общения составляют функцию:
б) перцептивную;
Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:
1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;
3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;
4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;
5) точно понять смысл сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.[10]
11.Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим:
а) принципам;
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие: принцип целенаправленности, с научности, с связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, с сознательности и активности, с наглядности обучения, с доступности, с интегративного подхода, с воспитывающего и развивающего обучения, с принцип прочности.[11]
12. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
Главным системообразующим фактором в процессе обучения выступает
61. Всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организованна, является средством метода:
• Упражнения
62. Выберите наиболее правильное с вашей точки зрения определение коллектива:
• Это группа лиц, имеющих общую цель, объединенных в общей деятельности, находящихся во взаимозависимости, обладающих органами самоуправления
63. Выводы в педагогическом исследовании основываются:
• На педагогическом эксперименте
64. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:
• Наблюдения
65. Выделены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический в соответствии:
• С функциями
66. Выделите основные функции организатора по внеклассной работе:
• Диагностическая, организаторская, координирующая
67. Выделите основные функции педагогического процесса:
• Обучение, воспитание, развитие
68. Выделите особенности воспитательного процесса:
• Целенаправленность, многофакторность, уважение к личности
69. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса
• меркантильность педагога
70. Высший орган школьного педагогического коллектива:
• Педагогический совет
71. Высшим руководящим органом школы является:
• Педагогический Совет
72. Главная причина какого метода — контрольно-коррекционная:
• Обучающий контроль
73. Главной движущей силой воспитания являются:
• противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями
74. Главные действующие лица в учебном процессе:
• Учитель и ученик
75. Главным системообразующим фактором в процессе обучения выступает:
• Педагогическая технология
Системообразующий фактор педагогического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогический процесс – это целенаправленный процесс, организованный педагогом с целью передачи учащимся знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, а также воспитания личностных качеств и характеристик.
Сущность системообразующего фактора педагогического процесса
Основным системообразующим фактором, который является началом полноценного и качественного функционирования педагогической системы, выступает цель совместной деятельности педагога и учащегося, направленной на создание необходимых условий полноценного и гармоничного развития всех сущностных сил личности ребенка.
Большое значение в воспитании отводится образовательным учреждениям, цель которых заключается в формировании базовой культуры личности.
Базовая культура личности включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, нравственный, эстетический, трудовой, экологический, правовой и т.д.
Общая цель педагогического процесса состоит из нескольких частных целей, сформулированных для каждого отдельного направления педагогической работы.
Одним из основных признаков эффективности педагогического процесса является профессионализм педагогических работников, организующих педагогический процесс с целью получения конкретных результатов.
Результаты педагогической работы, выступают еще одним системообразущим фактором, определяются как совокупность наиболее реальных и устойчивых критериев, обеспечивающих определенный уровень воспитанности каждого отдельного учащегося (воспитанника) и всего коллектива в целом.
Таким образом, совокупность поставленной цели и полученный результат представляют собой системообразующий фактор педагогического процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогического процесса
Такие системообразующие факторы как социально-педагогические и временные условия, определяют специфику взаимодействия функциональных и структурных компонентов педагогического процесса.
Социально-педагогические условия полноценного функционирования педагогического процесса понимаются как устойчивые обстоятельства, определяющие его состояние и развитие. Данные обстоятельства выступают системообразующими факторами педагогического процесса, включающими в себя две группы условий: общие и специфические:
Одним из основных показателей эффективности организуемого педагогического процесса является моральная и психологическая атмосфера в коллективе учащихся и педагогов, а также уровень педагогизации родителей учащихся (воспитанников).
Временные условия, как системообразующий фактор педагогического процесса, определяются целесообразностью той деятельности, которая осуществляется на каждой из ступеней обучения. Переход от одной ступени обучения к другой способствует накоплению и фиксации новых личностных характеристик учащегося и его индивидуально-личностного развития.
Структурные компоненты педагогического процесса
Решающую роль в любом педагогическом процессе принадлежит такому системообразующему фактору как управление.
Управление педагогическим процессом может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Как показывает практика, коллективное управление является наиболее эффективным, так как коллектив педагогов для достижения целей использует не только расширение функций, но и их обоснованную координацию и дифференциацию.
В настоящее время система управления педагогическим процессом представлена следующими уровнями:
В данной иерархической системе взаимодействия нижестоящий уровень является одновременно и субъектом, и объектом управления. Основное место занимает ученический коллектив, отражающий единство и многообразие видов педагогической деятельности, в которых участвуют учащиеся (воспитанники).
Таким образом, указанные системообразующие факторы педагогического процесса, представленные социально-педагогическими и временными условиями, а также структурными компонентами, подчеркивают его сложную внутреннюю организацию, обеспечивая своевременную корректировку каждого компонента в зависимости от поставленных образовательных целей.
Все указанные системообразующие факторы не существуют сами по себе, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и используются педагогом (воспитателем) комплексно при организации педагогического процесса. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.
Тест по общей педагогике
Тест по общей педагогике
Инструкция для студентов:
Тест содержит 26 заданий, из них 16 заданий – часть А, 5 заданий –часть В, 5 заданий – часть С.
На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если остается время, вернитесь к пропущенным заданиям.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный.
Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов.
А 1. Что определило возникновение педагогической профессии?
объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
забота родителей о счастье детей;
биологический закон сохранения рода;
прогресс науки и техники.
А 2. В какую группу включены основные категории педагогики?
А 3 Из перечисленных определений педагогики как науки укажите главное:
Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения;
Это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;
Это наука о проблемах образования и обучения людей;
Это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых
А 4. Какая отрасль педагогической науки изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
А 5. Укажите главный принцип гуманистической педагогики.
стремится изменить воспитанника;
исходит из приоритетности знаний педагога;
принимает воспитанника таким, каким он есть;
не требует от учителя переориентации внутренних установок
А 6. Какой метод педагогического исследования направлен на целенаправленное восприятие какого – либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
А 7. При каком методе педагогического исследования в ходе массового сбора материала респонденты дают письменные ответы на вопросы.
А 8. Что изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика?
Теорию образования и технологию обучения.
Теорию обучения, образования и воспитания.
А 9 Среди перечисленных функций обучения исключите лишнюю.
А 10. В чем заключается сущность процесса обучения?
а) передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни;
б) это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное овладение системой знаний, умений и навыков;
в) обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками;
г) это процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков.
А 11. Что является системообразующим фактором педагогического процесса?
А 12. Что такое принципы обучения?
Руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса;
способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых;
источники получения знаний, формирования умений;
организационные формы обучения.
А 13. Какие используются виды контроля на различных этапах обучения?
Воспитывающий, обучающий, развивающий;
Устный, письменный опрос, практический, машинный контроль, самоконтроль;
Предварительный, текущий, тематический, итоговый;
Проективный, преобразовательный, рефлексивный, корректировочный.
А 14. Что следует понимать под методом обучения?
путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним;
исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса;
логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности;
Способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения.
А 15. В какой группе методов воспитания перечислены методы стимулирования?
рассказ, объяснение, беседа, личный пример;
поощрение, наказание, соревнование;
упражнение, поощрение, приучение, поручение;
беседа, принуждение, контроль
А 16. Воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа (выберите из перечисленного правильную очередность этапов):
Утверждение, становление, распад или обновление, полное развитие;
Становление, утверждение, полное развитие, распад или обновление;
Полное развитие, утверждение, становление, распад или обновление.
Задания части В могут быть 3-х типов:
задания, содержащие несколько верных ответов;
задания на установление соответствия;
задания, в которых ответ должен быть в виде слова.
В 1. К какому понятию относится определение.
«Процесс количественных и качественных измерений в организме, психике, интеллектуальной сфере, обусловленной влиянием внешних и внутренних факторов».
В 2. какие факторы влияют на развитие личности.
В 3. Допишите недостающий компонент структуры педагогического процесса.
В 4. Назовите основные признаки государственного управления образовательными системами В Российской Федерации.
В стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании».
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России – Федеральным собранием.
Для проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием, которые решают вопросы разработки государственных стандартов, государственной аккредитации образовательных учреждений, финансирование образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства РФ в области образования.
В 5. Из приведенных альтернатив выберите ту, которая характеризует развитие коллектива на 2 стадии (период стабилизации структуры коллектива):
воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга, не проявляют интереса к поведению членов коллектива;
большинство членов коллектива поддерживают требования воспитателя;
меньшинство подчиняет своему влиянию большинство;
все вопросы жизни коллектива решаются на общем собрании.
Ответы к заданиям части С формулируете в свободной краткой форме и записываете в бланк ответов.
С 1. Допишите понятие. Урок – это..
С 2. В чем отличие образования от социализации.
С 3. Назовите типы образовательных учреждений.
С 4. Перечислите формы взаимодействия семьи и школы.
С 5. Какими показателями и критериями характеризуется воспитательной системы.
1. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по расписанию, и с единой для всех программой.
2 . Образование – это процесс и результат усвоения определенной системой знаний; специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Социализация – освоение социальных ролей, норм поведения в обществе.
3. дошкольные; общеобразовательные (начального, основного, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего, высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей оставшихся без попечения родителей.
4. Взаимодействие включает три блока:
— повышение психолого-педагогических знаний (лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, тематические консультации, классные мероприятия, творческие группы);
— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками);
— участие родителей в управлении школой (совет школы, классные советы, классные родительские комитеты, комитет общественного контроля).
5.Критерии количества(факта) – что можно увидеть, проверить ( программы, выделенные структурные подразделения и тд), для этого используют методы наблюдения, беседы, анализ воспитательных мероприятий.