главный батюшка в храме
Иерей и протоиерей — в чем различие?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Иерей и протоиерей — в чем различие?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Давайте немного выясним, что такое священный сан. Сан — то есть благодать, которая пребывает на человеке после рукоположения — позволяет ему совершать определенные действия. И тут есть четыре уровня: мирянин, диакон, священник (иерей), епископ.
Мирянин может помогать в алтаре, но он ограничен в своих действиях, например, он не может прикасаться к престолу. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях).
После рукоположения человек становится священнослужителем, и тут есть три уровня. На момент рукоположения человек определяется, будет ли он в браке (белое духовенство) или он монах (черное духовенство).
Диакон — это помощник священника и епископа. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях, как и мирянин, обычный человек) — но он имеет право прикасаться к престолу и участвовать в совершении литургии действенно, например, он произносит определенные молитвенные прошения, совершает установленные действия в алтаре и так далее. Иеродиакон — это монах в диаконском сане.
Священник — это человек, который может совершать все Таинства, кроме рукоположения священников и диаконов. Иначе священник называется иерей. Иеромонахом называют монаха в сане священника (иерея).
Высшая ступень — это епископ. Епископом сейчас может быть только монах. Епископ может совершать все Таинства и рукополагать священников. Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е). Иначе епископ называется архиерей.
Все остальное — это знаки отличия, награды за особые заслуги или за опыт служения в священном сане. В частности, протоиерей (с греческого — «первый иерей», «первый священник», по смыслу — первенствующий среди священников) — это сан, в который может быть возведен священник (иерей) за свои заслуги. Он никак не влияет на то, какие Таинства он сможет совершать. Это, если можно так сказать, больше административное различие. И протоиерей в этом смысле выше иерея, а в плане возможностей служения они равны.
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.