главный храм вооруженных сил главная икона
Иконы и реликвии
Главная икона храма «Спас Нерукотворный»
Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя.
Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
Икона «Господь Вседержитель»
Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время.
Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
Икона «Тихвинская икона Божией Матери»
Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года.
Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»
Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним.
Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
Икона «Чудо Георгия о змие»
Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию.
Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
Икона «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне»
Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом.
Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода»
Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями.
Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.
Икона Главного храма Вооруженных Сил России «Спас Нерукотворный» доставлена в Севастополь
Севастополь, 30 апреля 2019 г.
Икона Главного храма Вооруженных Сил России «Спас Нерукотворный» прибыла в Севастополь – базу Черноморского флота, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций МО Российской Федерации.
Тем самым город русской славы стал первым пунктом в объединениях и соединениях Южного военного округа, в который доставлена святыня.
«Сегодня мы торжественно передаем Главную икону Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации «Спас Нерукотворный» командованию Южного военного округа и духовенству Крыма», – сказал начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил генерал-полковник Андрей Картаполов на торжественной церемонии передачи иконы во Владимирском кафедральном соборе в Севастополе.
Он объяснил, почему Главной иконой Главного храма Вооруженных Сил стал святой лик Спасителя. «Спас Нерукотворный » изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители – защитника и спасителя», – пояснил замминистра.
Он напомнил, что икону провезут по воинским частям и храмам по всей стране. «В течение года ее провезут по многим соединениям и воинским частям Российской армии, по храмам Русской Православной Церкви, чтобы святыне могли поклониться не только тысячи военнослужащих, но и православные верующие в разных уголках нашей Родины. По воздуху, по воде, по земле святыня преодолеет более 57 тысяч километров. Побывает в более чем 120 городах, более 150 храмах, более 300 соединениях и воинских частях», – подчеркнул Андрей Картаполов.
Он отметил, что свой путь икона начинает в городе-герое Севастополе, «на земле Херсонеса», где принял крещение князь Владимир, а закончит его в Москве в Главном храме Вооруженных Сил в 75-ю годовщину Великой Победы.
Икона «Спас Нерукотворный» представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию чудесным образом отпечатавшееся на куске материи.
Лик окружают образы Пречистой Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории российского государства, а также образы архангела Михаила и святых покровителей родов войск: Федора Ушакова, княгини Ольги, Николая Чудотворца, Александра Невского, Андрея Первозванного, святой великомученицы Варвары, пророка Илии и князя Владимира.
В Севастополе икону выставят в кафедральном соборе Святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом до 2 мая. Далее принесение иконы продолжится в воинские части Черноморского флота. До 28 мая ее переправят в Ростовскую область. Увидеть святой лик в Краснодарском крае и Адыгее военнослужащие и местные жители смогут с 29 мая по 23 июня, а последующие два дня – в Абхазии. С 26 по 30 июня икона будет выставлена в храмах Ставрополья, а с 31 июня по 16 июля – в церквях Северной Осетии, Чечне, Дагестане и Южной Осетии.
С 17 по 18 июля ее представят в Астраханской области, с 19 июля по 1 августа – в Волгоградской области. Со 2 августа икона будет находиться в Армении, после чего 6 по 13 августа вновь прибудет в Ростов и Новочеркасск, откуда уже отправится в части Центрального военного округа.
Иконы и реликвии
Главная икона храма «Спас Нерукотворный»
Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя.
Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
ИКОНА «ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»
Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время.
Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
ИКОНА «ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года.
Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
ИКОНА «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА»
Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним.
Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
ИКОНА «ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ»
Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию.
Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
ИКОНА «ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КАЛОЯНЕ»
Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом.
Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
ИКОНА «АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ, ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА»
Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями.
Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.
Главная икона Вооруженных сил России «Спас Нерукотворный»
Главная икона Вооруженных сил России «Спас Нерукотворный» прибыла на Приморскую землю. Во Владивостоке она пребудет до 19 декабря, а потом отправится дальше по стране. Планируется, что в течение года по воздуху, по воде и по земле святыня преодолеет более 57 тысяч километров, посетит 120 городов и 150 храмов, более 300 соединений и воинских частей. А завершит она свой путь 9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, в главном храме Вооруженных сил России, который строится в парке «Патриот».
Почему главной иконой, окормляющей теперь российское воинство, стал именно образ Спаса Нерукотворного, определено исторически.
Икона с образом Спаса Нерукотворного всегда была самой почитаемой среди верующих христиан. Это древнейшее из канонических изображений Христа, которое, как считается, появилось на Руси уже в IX веке. Образ Спаса Нерукотворного с давних времён является покровителем русского воинства. До Петра I в русской армии специальную геральдическую символику и воинские знамёна заменяли именно иконы. Русские войска сражались под стягом Спаса Нерукотворного. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Образ этот вышивали и золотом на воинских стягах, помещали над вратами крепостей. В этом образе народ всегда видел своего защитника и спасителя.
Окормление – понятие многозначное. И лик Спаса Нерукотворного отныне призван не только выполнять пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве, но и направлять паству по верной дороге, избегая опасностей. Ведь главный кормчий в таком многотрудном деле – сам Иисус Христос.
Созданная ныне главная икона отечественных Вооружённых Сил «Спас Нерукотворный» представляет собой каноническое изображение Святого Лика Иисуса Христа, по преданию, чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное самим Христом слуге царя Авгаря V.
Лик запечатлён на иконе по всем канонам и традициям русской иконописи XIV–XV веков. Важно отметить, что это не список с той или иной иконы, а образ, специально созданный для воздвигаемого военного храма главным художником Сретенских мастерских в Москве Михаилом Леонтьевым. Он пишет иконы уже более 30 лет. Но по его признанию, на этот раз пришлось особенно сложно. Ведь образ Спаса Нерукотворного связан с самой личностью Господа. Он словно бы говорит с каждым, кто приходит к нему. И надо было постараться стать ему особенно близким, чтобы икона стала родной для души каждого, кто к ней придёт.
Доска, на которой написан образ, не простая, а самым прямым образом связана с ратной летописью нашей страны. Она собрана из лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна Невы недалеко от Домика императора Петра I в Санкт-Петербурге. Лафет был изготовлен из лиственницы, после извлечения из воды уже хорошо просох, и, как говорят художники, доску «не поведёт». Иконное «полотно» сборное и аккуратно скреплено металлическими частями лафета и деревянными частями знаменитой трёхлинейки – модернизированной винтовки Мосина, на прикладе которой можно увидеть год выпуска – 1944-й.
Образ помещён в позолоченный складень размерами в раскрытом виде 300 на 250 на 70 см, в сложенном виде – 300 на 136 на 70 см и массой около 100 кг. Сама икона без складня имеет размеры около 98 на 84 на 10 см.
Створки складня имеют серебряные вставки и вкрапления полудрагоценных камней. В навершии помещён образ архангела Михаила – предводителя воинства небесного, внизу – мощевик, который обычно размещается в таком киоте для иконы.
Слева и справа – Владимирская, Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, образы которых в разное время отечественной истории помогали выстоять в борьбе с врагами.
Фрагменты иконы
Кроме этого, изображены фигуры и других почитаемых у нас святых, в том числе покровителей видов и родов Вооружённых Сил: Николая Чудотворца, Андрея Первозванного, пророка Илии, святой великомученицы Варвары, Александра Невского, Фёдора Ушакова, князя Владимира, княгини Ольги.
Можно сказать, что в целом икона «Спас Нерукотворный» вместе с киотом, в котором она размещена, представляет собой словно бы храм в миниатюре.
Икона создана на личные средства Президента России В.В. Путина. Освящение иконы совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пасхальном богослужении 28 апреля 2019 года в храме Христа Спасителя.
После этого святыня начала свой путь по стране.
Повсюду ее встречают многочисленные военнослужащие и православные верующие. Главная икона Вооруженных сил РФ ранее была принесена в Севастополь, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Владикавказ и Астрахань.
«Спас Нерукотворный» на Мамаевом кургане
Сейчас она находится во Владивостоке.
Торжественная церемония встречи Главной иконы Вооруженных Сил России «Спас нерукотворный»
в Покровском кафедральном соборе г. Владивостока 27 ноября 2019 года
Винтовка Мосина и купол 19,45 метра: символы главного храма Вооруженных сил России
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
В память о победах русского народа
Главный храм Вооруженных сил России был возведен на территории парка «Патриот» всего за полтора года. Строительство началось осенью 2018 года на народные пожертвования, которые, по данным сайта Московского патриархата, сделали 1 217 юридических лиц и более 94 тысяч граждан. Место расположения – Одинцовский район Московской области – было выбрано неслучайно. Именно здесь проходили ожесточенные бои за Москву в ноябре 1941 года.
При строительстве храма в архитектурные решения было заложено много символических моментов, связанных с подвигами русского народа в Великой Отечественной войне и других войнах, которые пережила наша страна. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра в честь года окончания Великой Отечественной войны (1945 год). Высота звонницы – 75 метров, что символизирует 75-летие Победы в 2020 году.
Память о 1 418 днях, которые длилась война, заложена в высоте малого купола (ровно 14,18 метра). Также на территории комплекса создана галерея «Дорога памяти» длиною 1 418 шагов. С помощью технологии микрофотографии галерея будет оформлена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны.
Глава художественного совета по строительству храма, председатель Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин рассказал Москве 24, что за полтора года такой храм практически невозможно было построить. Только над одними мозаиками трудилось около 300 человек. «Строители настолько влюбились в храм в процессе строительства, что старались сделать все идеально и довести до совершенства даже мельчайшие детали», – рассказал протоиерей Леонид Калинин.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Главная икона храма
Главный храм Вооруженных сил РФ восходит к традиции стиля, который зародился в России в период Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому в архитектуру строения вложены древнерусские орнаменты. На воротах при входе в храм изображены первые русские святые Борис и Глеб. На обратной стороне ворот изображен космос в виде галактики с 12 свитками, которые принес каждый из апостолов.
Нижний храм посвящен равноапостольному великому князю Владимиру, крестителю Руси. Там расположена уникальная купель, украшенная керамикой и мозаичными крестами. Интерьеры нижнего храма уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
При входе в основной храм можно увидеть образ Спаса Нерукотворного в окружении ангельских воинов. Это копия образа, который был написан с главной иконы вооруженных сил, подаренной президентом России Владимиром Путиным, когда храм еще только начинал строиться. «Главная икона храма была провезена по многим воинским частям страны, побывала на военных лодках и кораблях. Перед ней молились военнослужащие всех наших родов и видов войск. Святыня уже намолена. Она вернулась в этот храм, и уже при ней совершалось освящение собора», – рассказал протоиерей Леонид Калинин.
Основой конструкции главной иконы «Спас Нерукотворный» стали доски пушечного лафета времен Петра I, которые были подняты со дна Невы, а также приклад винтовки Мосина с пометкой «1944 год» (винтовка активно использовалась в Великой Отечественной войне). Эти свидетельства можно увидеть, обойдя икону с другой стороны.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Купол храма выполнен в виде шлема князя Александра Невского с изображением на нем Архангела Михаила – предводителя небесного воинства. Внутри 16-метрового купола находится мозаичный образ Спаса Нерукотворного – это самое большое в мире изображение лика Христа. Образ копирует древнюю новгородскую икону – воинскую хоругвь XII века (сама икона находится в Третьяковской галерее). На Руси этот образ был не просто иконой, а воинским знаменем, с которым шли в бой.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Символ походного алтаря
Автором концепции и главным архитектором главного храма Вооруженных сил России стал Дмитрий Смирнов. Всего в разработке и реализации мозаики, витражей, керамики, скульптуры и живописи участвовало порядка 30 человек. Изначально было предложено два варианта исполнения храма: тот, который мы видим, и второй – с белокаменным цоколем.
По словам протоиерея Леонида Калинина, была выбрана именно эта версия, потому что в темно-зеленом исполнении храм похож на походный храм времен войны 1812 года. «Даже иконостас и нижний цоколь связаны с памятью походного алтаря. Походный алтарь может быть зеленым, потому что из ткани сделан, а белокаменным быть не может. Если бы сделали белокаменным, утратилось бы ощущение особенности этого храма, что это именно воинский храм», – подчеркнул протоиерей.
Еще одной уникальной чертой храма являются витражные остекления с орденами Российской империи. Они заключены в стеклопакет и бронированное стекло, которое защищает от влаги, дождя и других внешних воздействий. Это крупнейшая в нашей стране работа по витражам из стекла и паяного свинца общей площадью 1 350 квадратных метров.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
По всему фасаду храма расположены хоругви с изображением святых, в честь которых установлены алтари. Сходится это все к восточному фасаду, к центральной апсиде, на которой расположена икона-складень Воскресения Христова. Она выполнена с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень будет открываться с особой церемонией перед воскресной службой.
Протоиерей Леонид Калинин сообщил, что после снятия всех эпидемиологических ограничений в верхнем храме смогут одновременно молиться до 10 тысяч человек. На территории комплекса уже предусмотрено большое количество мест для парковки, сейчас прорабатывается железнодорожная доступность. За день территорию комплекса сможет посещать порядка 100 тысяч человек. Богослужения в соборе будут проходить ежедневно в 9 и 17 часов.
«Думаю, сюда будут приходить не только на богослужения, но и паломники, туристы и просто наши граждане разных национальностей и вероисповеданий, храм открыт для всех. Этот храм для людей», – заключил протоиерей Леонид Калинин.
Как выглядит главный храм Вооруженных сил России