глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

Черепно-мозговые травмы: применение современных ноотропных препаратов в острый период и при лечении посттравматической энцефалопатии

Опубликовано в журнале:
«Русский врач» »» № 11 2005г.

Е.С. Чикина, В.В.Левин,
ОAО «Отечественные лекарства»

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к наиболее распространенным видам травматической патологии, ежегодно она регистрируется у 2—4 человек на 1000 жителей. Среди получивших травму преобладают дети и лица молодого возраста. Социально-экономическое значение ЧМТ велико: по данным МЗ РФ, в 2003 г. на каждых 200 работающих приходился 1 случай выдачи больничного листа в среднем на 9,6 дня [3]. Однако наиболее важны в социальном и экономическом отношении последствия ЧМТ, поскольку они могут приобретать хронический характер, ухудшая качество жизни пациента, снижая его трудоспособность и нередко приводя к стойкой инвалидизации. В 2000 г. около 70 тыс. взрослых (или 4,7 на 10 тыс. населения) и 17,6 тыс. детей (6,2 на 10 тыс. населения) были признаны инвалидами вследствие травм всех локализаций [4], при этом в общей структуре травматизма на долю нарушения функций ЦНС приходится до 30—40%, а в структуре причин инвалидности — 25—30% [7].

В зависимости от повреждения апоневроза, предотвращающего проникновение инфекции в полость черепа, выделяют закрытые и открытые ЧМТ, а закрытые ЧМТ, в свою очередь, подразделяют на сотрясение мозга, ушиб мозга различной степени тяжести, диффузное аксональное повреждение, сдавление головного мозга.

Прогноз при сотрясении и ушибе мозга легкой степени обычно благоприятный (при условии соблюдения пострадавшим рекомендованного режима и лечения). При ушибе мозга средней степени часто удается добиться полного восстановления трудовой и социальной активности. У ряда больных развиваются астенизация, головные боли, вегетососудистая дисфункция, нарушения статики, координации и другая неврологическая симптоматика.

При ушибе мозга тяжелой степени прогноз нередко неблагоприятный. Смертность достигает 15—30%. Среди выживших значительна инвалидизация, ведущими причинами которой являются психические расстройства, эпилептические припадки, грубые двигательные и речевые нарушения. Однако при адекватной тактике лечения, если отсутствуют отягчающие обстоятельства и осложнения, спустя 3—6 нед наблюдается регресс внутричерепной гипертензии, менингеальных симптомов, а также очаговой неврологической симптоматики [6].

При сдавлении мозга, как правило, требуется срочное хирургическое лечение; прогноз так же, как и при диффузном аксональном повреждении головного мозга, зависит от характера и степени повреждения жизненно важных структур мозга.

Таким образом, при ЧМТ весьма важно правильно лечить пациентов как в острый период, так и для коррекции последствий травмы. Одно из ведущих мест в лечении занимает медикаментозная терапия, направленная на предотвращение гипоксии мозга, улучшение обменных процессов, восстановление активной умственной деятельности, нормализацию эмоциональных и вегетативных проявлений.

Среди новых эффективных фармакологических ноотропных препаратов особое место занимает фенотропил, оказывающий выраженное ноотропное, антигипоксическое, психостимулирующее, антидепрессивное, вегетостабилизирующее, анксиолитическое, антиастеническое и противосудорожное действие [1]. Применение фенотропила у пациентов с ЧМТ изучалось в нескольких клинических исследованиях (табл. 1).

Таблица 1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФЕНОТРОПИЛА У БОЛЬНЫХ С ЧМТ

П.П.Калинский и соавт. [5] провели сравнительное изучение динамики астенических и вегетативных изменений у больных в остром периоде сотрясения головного мозга. Одна группа больных получала фенотропил в дозе 100 мг/сут (23 человека), другая — стандартную ноотропную терапию (20 человек). Курс лечения длился 1 мес, еженедельно состояние больных оценивалось с помощью ряда клинических шкал. 18 (78%) человек из основной группы уже после 1-х суток лечения фенотропилом в дозе 100 мг/сут субъективно отметили положительный эффект лечения. Они указали на «появившиеся ощущения прилива сил», уменьшение дневной сонливости и общей слабости. К 7-му дню терапии фенотропилом все пациенты отметили уменьшение астении, утомления, одновременно появилось чувство бодрости, активности, исчезла дневная сонливость, улучшился фон настроения. Незначительная головная боль сохранялась только у 8 (35%) человек. К этому же периоду у 11 (55%) человек 2-й группы, получавших стандартное лечение, сохранялись жалобы астенического характера и умеренные вегетативные проявления. К 14-му дню терапии только у 4 (17%) человек, принимавших фенотропил, сохранялись эпизодические жалобы астенического характера. К этому же периоду астенические проявления в контрольной группе оставались у 7 (35%) человек (рис. 1).

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

По результатам исследования авторами был сделан вывод, что фенотропил более эффективен, чем стандартная ноотропная терапия, при лечении астенического синдрома и вегетативных дисфункций в остром периоде легкой ЧМТ.

Самым частым последствием ЧМТ является хроническая посттравматическая энцефалопатия, которая нередко представляет собой динамический процесс с наклонностью к прогредиентному течению. К ведущим клиническим синдромам посттравматической энцефалопатии относят: 1) синдром неврологического дефицита; 2) синдром психических дисфункций (психоорганический); 3) синдром вегетативной дизрегуляции (вегетативно-дистонический); 4) астенический (астеноневротический) синдром; 5) синдром ликвородинамических нарушений; 6) эпилептический синдром. Хроническая посттравматическая энцефалопатия характеризуется главным образом астенизацией, диффузной головной болью («тяжелая голова»), головокружением, снижением памяти, расстройством сна, очаговой неврологической микросимптоматикой. При этом характерны трудности в сосредоточении внимания и выполнении интеллектуальных задач, эмоциональная лабильность, полиморфные проявления вегетативной дистонии, ипохондрия. После ЧМТ возможны посттравматическая деменция, развитие которой зависит от характера ЧМТ и возраста пациентов (чаще встречается у пожилых), а также депрессия [7]. По результатам экспериментальных исследований, у больных с посттравматическими депрессиями в отдаленном периоде локальный повреждающий фактор утрачивает свое определяющее значение и главную роль в патогенезе энцефалопатии начинают играть нозонеспецифические общемозговые реакции, одним из проявлений которых и является депрессия. При этом подтвердилась общность клинических, нейропсихологических и морфологических (лимбическая система) изменений при органических (вследствие закрытых среднелегких ЧМТ) и эндогенных депрессиях [2].

Вместе с тем известно, что ЧМТ способствует как более быстрому развитию алкогольной зависимости, так и большей злокачественности ее течения, что еще больше усугубляет клиническую картину посттравматической энцефалопатии. В связи с этим лечение больных с последствиями ЧМТ должно быть комплексным, влияющим на все ведущие синдромы посттравматической энцефалопатии.

Эффективность фенотропила при лечении последствий ЧМТ также изучалась в ряде исследований.

Так, М.М. Одинак и соавт. [8] изучали эффективность фенотропила при лечении последствий ЧМТ. Было обследовано 48 человек в возрасте от 19 до 50 лет с давностью ЧМТ от 1 до 10 лет. Ведущими клиническими синдромами были астенический, психоорганический, судорожный, ликвородинамические нарушения. Пациенты составили 2 группы по 24 человека; 1-я группа получала пирацетам по 400 мг 2 раза в день, 2-я группа — фенотропил по 50 и 100 мг дважды в день. Лечение продолжалось 30 дней. Эффективность лечения оценивалась на основании динамики микроочаговых симптомов, по субъективным ощущениям, по данным нейрокартирования и транскраниальной ультразвуковой допплерографии. По окончании курса лечения исследователи отметили более выраженный эффект фенотропила, особенно в дозе 100 мг: улучшение наступало уже на 3—4-й день и наиболее выраженным было у пациентов с астеническим синдромом. По субъективной оценке (рис. 2) также отмечен лучший эффект фенотропила. У пациентов с судорожным синдромом на фоне его приема не было зафиксировано ни одного эпилептического приступа, и данные нейрокартирования свидетельствуют о положительной динамике.

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

С.Ю.Филиппова и соавт. [11] также изучали эффективность фенотропила у больных с отдаленными последствиями ЧМТ в виде астенодепрессивных, невротических, ипохондрических, поведенческих расстройств, суицидальных тенденций. Возраст больных составил от 37 до 43 лет, давность ЧМТ — от 7 до 10 лет. Пациенты были подразделены на 2 группы: основную (16 человек), в которой больные получали фенотропил в дозе 100 мг/сут в течение 30 дней, и контрольную (10 человек), которая получала пирацетам в суточной дозе 800 мг, транквилизаторы и общеукрепляющие средства (витамины). Проводилась оценка уровня депрессии и тревоги по ряду специализированных шкал, изучались память и интеллект. Отдельно оценивались сенестопатические, психопатоподобные и эмоционально-волевые нарушения у пациентов основной и контрольной групп по 5-балльной шкале (рис. 3), в которой минимальному баллу соответствует максимальная выраженность нарушений. На фоне лечения пациенты обеих групп отметили улучшение памяти и внимания, однако динамика улучшения способностей к запоминанию была более выражена в основной группе. У пациентов обеих групп нормализовался сон, уменьшились метеолабильные проявления и эмоционально-волевые нарушения. Вместе с тем у лиц, получавших фенотропил, полностью регрессировала тревога, повысился фон настроения, исчезли суицидальные мысли, появилась критичность к своему состоянию.

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

А.Ю. Савченко и соавт. [9] изучали эффективность фенотропила у 33 пациентов от 40 до 60 лет с последствиями ЧМТ в виде ушиба головного мозга средней или тяжелой степени в области лобной или теменной долей. Давность травмы составила от 1 до 3 лет. Оценка неврологической симптоматики проводилась по оригинальной шкале, разработанной в Омской клинике неврологии и нейрохирургии [10], использовались шкалы MMSE [13], EuroQol [12], Госпитальная шкала тревоги и депрессии [14].

На фоне курсового лечения отмечались достоверные (p

Литература:

Источник

Медицинская клиника в центре Архангельска

Медицинский центр «Гиппократ» открылся в 2010 году. Но все мы — врачи и медсестры, составившие его коллектив, практикуем очень давно.

В жизни бывает масса случаев, когда обстоятельства не дают воспользоваться медицинскими услугами в рамках жесткого расписания муниципальных клиник, когда нужно срочно получить результаты анализов или хочется проконсультироваться у стороннего врача, услышать еще одно мнение по поводу своего состояния, целесообразности назначенного лечения.

Частная платная клиника открывает большие возможности, и мы постепенно развиваемся, пополняя наши кабинеты все новой современной медицинской техникой. Спектр услуг на сегодня уже достаточно большой, есть редкие для Архангельска аппараты, практикуются технологии на основе препаратов, с которыми не работает пока ни одна клиника города. Действует собственная лаборатория, позволяющая проводить экспресс-анализы с выдачей результатов через

Каждый специалист стремится в полной мере помочь своему пациенту восстановить здоровье, и каждый придерживается мнения, что самый эффективный способ сделать это — использовать комплексный подход.

А наличие государственной лицензии на оказание медицинских услуг подтверждает, что у нас есть все необходимые условия и техническое оснащение для использования медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, а медицинский персонал обладает необходимой квалификацией.

Центр «Гиппократ» находится в центральной части Архангельска по адресу пр. Советских Космонавтов, 180, первый этаж (недалеко — перекресток с улицей Шубина, рядом выставочный зал областного Союза художников и областной военкомат). Напротив медицинского центра — автобусная остановка маршрута №62, в ста метрах на пр. Обводный канал останавливаются автобусы №5, №65 (у «Дружбы»). Есть место для парковки автомобилей.

Источник

Сколько раз в день принимать Глицин

Глицин – метаболическое средство, обладающее широким спектром действия.

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

Оно успокаивает, улучшает настроение и умственную активность, запускает процессы торможения ЦНС. Необходимое количество аминокислоты в организме помогает нормализовать давление, способствует выработке лецитина и расщеплению глюкозы, улучшению обмена веществ. Это, в свою очередь, служит профилактикой ишемического инсульта, появления атеросклеротических бляшек, помогает предупредить сахарный диабет.

Для достижения оптимального эффекта необходимо учитывать особенности курса и знать, сколько раз в день можно принимать Глицин. Эта информация представлена на официальном сайте препарата и в каждой инструкции, вложенной в коробочку с таблетками. Внимательно изучите ее перед использованием средства.

Особенности приема

Какие факторы определяют, сколько Глицина можно принимать в день?

Дозировка и особенности приема препарата

Однозначного ответа, сколько таблеток Глицина можно принимать в день, нет. Курс и дозировка зависят от индивидуальных потребностей и учета вышеперечисленных факторов. Однако существуют разработанные рекомендации, указанные в инструкции, которых необходимо придерживаться.

При нарушениях сна (частых пробуждениях, трудностях с засыпанием и пр.) назначают по ½­–1 таблетке за 20 минут до того, как лечь в постель, или сразу перед сном.

Для улучшения концентрации и памяти, при умственных нагрузках, стрессах, влекущих за собой психоэмоциональное напряжение, назначается курс на 2–4 недели с дозировкой препарата 2–3 раза в сутки по 1 табл. Аналогично средство дают детям и подросткам для коррекции социальной девиации и задержек умственного развития.

При риске ишемического инсульта взрослые могут одновременно принять Глицин в количестве 10 таблеток подъязычно, а при подозрении на уже наступивший инсульт – растолченных и немного разбавленных водой.

При наличии поражений ЦНС разного характера, которым сопутствуют перепады настроения, излишняя возбудимость, бессонница и пр., курс составляет 1–2 недели. Таблетки принимают по 1 шт. 2–3 раза ежедневно. Повторный курс осуществляется через месяц, если имеется необходимость.

В наркологии препарат используется как средство, помогающее уменьшить стресс и улучшить умственную работоспособность. При энцефалопатии и ПНС назначается курс на 2–4 недели с приемом 1 табл. 2–3 раза в сутки. Прием препарата повторяется 4–6 раз в год.

Указанная информация о том, сколько таблеток Глицина можно принимать в день, рассчитана на детей старше 3 лет, подростков, взрослых людей. Для младенцев и детей младше 3 лет дозировка снижается. При поражениях ЦНС, чрезмерной возбудимости, расстройствах сна предписывается давать по ¼–½ табл. 2–3 раза в день. Длительность курса – 1–2 недели, затем таблетки дают по ½ шт. ежедневно в течение 7–10 суток.

Когда стоит повышать дозу Глицина

Принимать препарат следует согласно инструкции, то есть не более 3 таблеток (300 мг) в сутки. Использование одномоментно большой дозы препарата (10 таблеток или 1000 мг) обусловлено ишемическим инсультом или близкими к нему ситуациями.

Если же задачей приема Глицина является улучшение работоспособности и настроения, защита от перегрузок ЦНС, профилактика различных заболеваний и поддержание нужного уровня аминокислоты в организме, в повышении дозировки нет необходимости.

Помните, что для достижения терапевтического эффекта важно, как принимать Глицин, а не сколько раз в день. Глицин применяется подъязычно или трансбуккально. Именно такой прием препарата обеспечит нужное действие. Если же просто принимать таблетки внутрь, вреда не будет, но и положительного эффекта тоже.

Источник

Сотрясение мозга у детей

Не смотря на принятые меры безопасности, травмы головного мозга, к сожалению, случаются достаточно часто. Сегодня обсудим сотрясение головного мозга. Моему сыну было несколько лет, когда он бегал, прыгал на прогулке и упал вниз головой. Как и у всех родителей, в первую очередь, появляется испуг, чувство вины, затем осознание, что же делать дальше. На что обращать внимание, за какими симптомами следить, надо ли ехать в больницу, необходимо ли обследование и наблюдение в стационаре, какое восстановление необходимо. Постараемся ответить на эти вопросы.

Для коллег: сотрясение головного мозга относится к так называемой легкой травме головного мозга (легкой черепно-мозговой травме) (Mild Traumatic Brain Injury). Это остро развившееся нарушение функции мозга, являющееся следствием тупого удара с внезапным ускорением, торможением или ротацией головы, при котором пациент при поступлении в стационар находится в ясном сознании или уровень бодрствования снижен до умеренного оглушения, при этом может отмечаться кратковременная потеря сознания (до 30 минут) и/или амнезия (до 24 часов), и/или преходящие неврологические симптомы (очаговая симптоматика или судороги), при этом оценка по Шкале Комы Глазго (ШКГ)13-15 баллов.

Симптомы сотрясения

Проверяйте симптомы сразу после травмы и в течение нескольких (2-3х дней).

Все симптомы сотрясения мозга можно разделить на 5 подтипов (Lumba-Brown et al. Neurosurgery 2020):

Также нарушение сна является частым состоянием, связанным с сотрясением головного мозга.

Общие признаки и симптомы сотрясения мозга могут включать:

У детей, перенесших травму головы, симптомы могут развиваться в разное время. Некоторые из симптомов могут проявиться через несколько минут или часов после первоначальной травмы, в то время как другие могут проявиться через несколько дней или недель.

Нужно ли обращаться за медицинской помощью?

Вам следует обратиться к врачу (педиатру/неврологу), если у вашего ребенка есть какие-либо из вышеперечисленных симптомов легкой травмы головы, и вы беспокоитесь о них. В противном случае продолжайте наблюдать за вашим ребенком дома на предмет любых настораживающих признаков и симптомов, описанных ниже.

Угрожающие симптомы, требующие неотложной помощи и осмотра врача ближайшей больницы:

Наблюдение за ребенком после сотрясения головного мозга

Необходимо наблюдать за состоянием ребенка в динамике, особенно в первые часы (12-24ч) после сотрясения. Главное понять, нет ли ухудшения симптомов: нарастания головной боли, усиления возбуждения и других изменений психического статуса, нет ли брадикардии (урежения частоты сердечных сокращений), нерегулярного дыхания. Если травма произошла ночью, когда ребенок сонный, надо наблюдать дольше, до утра точно, связана ли его сонливость с временем суток или с последствием травмы.

Необходимо ли дополнительное обследование?

Нейровизуализация (исследования КТ и МРТ) рутинно не рекомендуются при сотрясении головного мозга. Для определения необходимости нейровизуализации в мире используются алгоритмы PECARN и CHALICE. Ниже (больше для врачей) представлены данные алгоритмы, на основании которых мы принимаем решение. Для родителей полезно понимать, что является опасным механизмом травмы в разном возрасте.

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

** Опасные механизмы травмы:

Механизмы травмы с низкой опасностью:

Остальные механизмы травмы считаются умеренно опасными. (openneuro.ru)

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Смотреть картинку глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Картинка про глицин при сотрясении головного мозга у ребенка. Фото глицин при сотрясении головного мозга у ребенка

Чем я могу помочь своему ребенку для восстановления после сотрясения головного мозга?

Большинство детей выздоравливает за 1 месяц. У 30% детей симптомы сохраняются более 1 месяца. Этим детям могут быть полезны дополнительные методы лечения.

Возращение к спорту и физической активности

6 шагов возврата к физической активности и спорту после сотрясения

Родителям и тренерам спортсмена важно следить за симптомами сотрясения мозга ежедневно. Спортсмену следует переходить к следующему этапу только в том случае, если на текущем этапе у него нет новых симптомов. Если симптомы у спортсмена возвращаются или у него появляются новые симптомы, это признак того, что нагрузка слишком велика. Нужен отдых и осмотр врача. После отдыха и отсутствия симптомов сотрясения спортсмен может начать с предыдущего шага.

Шаг 1. Возврат к обычным занятиям

Возвращение спортсмена к обычным занятиям предполагает поэтапный процесс. Он начинается с нескольких дней отдыха (2-3 дня), затем следует легкая активность (например, короткие прогулки) и умеренная активность (например, езда на велотренажере), которые не ухудшают симптомы.

Шаг 2. Легкие аэробные упражнения

Начните с легких аэробных упражнений только для увеличения частоты сердечных сокращений спортсмена. Это означает от 5 до 10 минут занятий на велотренажере, ходьбы или легкой пробежки.

Шаг 3. Умеренная активность

Продолжайте заниматься физической активностью, чтобы увеличить частоту сердечных сокращений спортсмена. Сюда входят бег трусцой средней интенсивности, короткий бег, велотренажер средней интенсивности, тяжелая атлетика средней интенсивности (меньше времени и / или меньше веса по сравнению с обычным распорядком).

Шаг 4. Тяжелая бесконтактная активность

Добавьте тяжелую бесконтактную физическую активность, такую ​​как спринт / бег, высокоинтенсивный велотренажер, регулярные занятия тяжелой атлетикой, неконтактные спортивные упражнения (в трех плоскостях движения).

Шаг 5. Полная контактная активность

Молодой спортсмен может вернуться к тренировкам и полному контакту (если это уместно для данного вида спорта) в контролируемой тренировке.

Шаг 6. Соревнования

Молодой спортсмен может вернуться к соревнованиям.

Источник

Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180–200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180–200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15–25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6–15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

Основные проявления посткоммоционного синдрома:

Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

Клинические проявления последствий ЧМТ

Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5–6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3–4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5–8 баллов — у 65% обследованных.

Двигательные нарушения

Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

Когнитивные нарушения

Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

Речевые расстройства

Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

Трудности при обучении в школе

Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10–15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

В 70–80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3–4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4–6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15–45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (табл. 2). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

Уменьшение числа приемов препарата до 1–2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

Литература

Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
В. Е. Попов,
кандидат медицинских наук
М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

РГМУ, Москва
Морозовская детская клиническая больница, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *