глубинная психология характеристика подхода к практике интернет консультирования
Дистанционное психологическое консультирование. Титульный лист (2). Программа профессиональной переподготовки Психологпрактик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи (1160) Дисциплина Дистанционное психологическое консультирование
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи (1160)
Дисциплина: Дистанционное психологическое консультирование
слушатель Татаурова Екатерина Валерьевна
Пряник Алёна Валерьевна
Задание 1. Заполните таблицу «Подходы к практике интернет-консультирования в основных направлениях современной психологии».
Направление психологии | Характеристика подхода к практике интернет-консультирования | |||
Глубинная психология | Это психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, транзактный анализ. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность. -анализ символов повседневности -анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента -анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения -анализ содержания переноса клиента. | |||
Бихевиоральное направление | Это социальное научение, тренинг социальной компетентности, самообучение, когнитивная терапия, рационально-эмоциональная терапия Окружающая среда воздествует на личность человека. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения Основные составляющие бихевиоральной психологии: 1.Поощряется активность клента 2.Определяется проблема клиента через операционализицию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблюдаемые действия) 3.Понимания контекста проблемы через функциональный анализ(причинно-следственные связи) 4.Установление социально важных целей для клиента(конкретный план действий) А) тренировка настойчивости В) моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение в сочетании с ведением записей Г) поддержка у клиента нужного поведения-предотвращение рецидивов, что дает контроль за собственным поведением. | |||
Гуманистическое направление | Гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрама Задача клиента и психолога состоит в том, что бы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного точного эмпатического не судящего слушания. Основное понятие, с которым работают психологи данного направления-мироощущение конкретного клиента Психолог должн уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» быть конгруэнтным и безоценочным. 2.Помочь Манипулятору осознать чувства, которые он испытывает, но пытается скрыть от себя и от других. Манипулятор испытывает трудности с осознаванием и выражением чувств и эмоций, потому что, как правило, право на выражение чувств, особенно негативных, находятся у него под запретом. Помочь снять этот запрет помогает своевременное отражение, обозначение чувств, которые проявляет Манипулятор во время сессии, а также разрешение на их проявление. Сначала в терапии, во время сессии. Потом он сможет разрешить себе испытывать и выражать чувства и в жизни, не прибегая к различным уловкам. 4. Важно помочь такому клиенту осознать, каков ЕГО личный вклад в сложившуюся ситуацию, что ОН сделал (или не сделал) для того, чтобы это случилось. 6. Манипулятор часто жалуется и требует поддержки от окружающих, в том числе и от Терапевта. Важно помочь клиенту увидеть свои сильные стороны, помочь найти внутренний ресурс для решения его проблем. С 01.10.2021 по 31.10.2021г. Примерный контент-план в Социальные сети для психологаПродающие посты по психологииПродаем через рассказ о себе, своей практике, пациентах. В вашей нише это работает лучше всего. Примеры продающих сторис для психологаПознавательные, информационные постыЧем больше подробной информации получат подписчики о вашей работе психологом, о том, почему вы сильны как специалист, тем лучше. Не стесняйтесь себя хвалить. Еще хорошо работает обсуждение «жизненных» тем. Развлекательные посты для контент-планаРазвлекать через информирование очень удобно. Аудитория отдыхает и получает пользу. Глубинное направление в консультированииЛекция №2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ на тему: «Теория и техника психологического консультирования»
Содержание Введение 1. Глубинное направление в консультировании 3. Экзистенциально-гуманистическое направление 4.Эклектическое консультирование как универсальный метод Заключение ЛИТЕРАТУРА а) нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5401 от 08.02.2011. 2. Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5533 от 21.07.2011. 3. Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5651 от 07.12.2011. 4. Приказ МВД РФ от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5110 от 15.02.2010. 5. Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008г. № 1141 «Об утверждении Типового положения о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №4822 от 26.12.2008. 6. Приказ МВД РФ от 26 сентября 2006 №770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел» // Российская газета – Федеральный выпуск № 4181 от 27 сентября 2006. б) основная литература: 1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. СПб. : Питер, 2011. 2. Елизаров, А. Н.. Психологическое консультирование семьи. – Ось-89, 2010. 3. Колесникова, Г. И., Берковченко Е. С., Волочай А. В.. Психологический практикум по консультированию. – Феникс, 2011. 4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – Академический проект, Трикста, 2011. 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012. 6. Хухлаева, О. В.. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – Академия, 2010. в) дополнительная литература: 1. Абрамова, Г. С.. Практикум по психологическому консультированию. М. : Генезис, 2009. 2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 208 с. 3. Бельская, Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск, 2010. – 80 с. 4. Беннис, У., Шепард, Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М., 2010. – С.142-161. 7. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – Аспект Пресс, 2009. 8. Димура, И. Н.. Психологическое консультирование. Основы. – Специальный проект, 2009. Введение Психологическое консультирование (или консультативная пси-хология) сформировалось как наука гораздо позже психотерапии. Именно поэтому многие методы, техники и теоретические разработки психотерапии нашли свое отражение в структуре деятельности психологов, занимающихся консультативной практикой. Становление психологического консультирования как направления в зарубежной и в отечественной психологии можно отнести к 80-м годам ХХ столетия. На данный момент, в структуре психологического консультирования можно выделить теоретическую и практическую составляющие. Необходимо сказать, что теоретическую основу психологического консультирования составляет так называемый персонологический подход, который в большей мере был представлен в структуре исследований, проводимых западными психологами. В отечественной психологии индивидуальная составляющая личности если и изучалась, то чаще всего в рамках психиатрии и психотерапии, и была ориентирована на отклонение от нормы. Именно поэтому, когда речь идет о поиске теоретической основы для работы психолога-консультанта, возникает необходимость в четком понимании структуры имеющихся теоретических разработок в данной области. В современной науке, связанной с проблемами психологического консультирования, принято придерживаться трех основных направлений исследования личности и связанных с этим консультативных техник.: 1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), трансактный анализ (Э. Берн) и др. 2. Бихевиоральное направление включаетсоциальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др. 3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно-центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Морено). Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента. Глубинное направление в консультировании 1.1. СЛАЙД 3 Классический психоанализ З. Фрейда. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) – врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. СЛАЙД 4 Психический детерминизм. З. Фрейд полагал, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждое возникшее воспоминание, мысль, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией – «цензурой», которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую – бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические процессы связаны между собой по вертикали и горизонтали. Фрейд считал, что если мысли или чувства кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувствами, то связь нужно искать в бессознательном. Допущенные в сознание воспоминания о происшедшем десятилетия назад, не теряют своей эмоциональной силы. Они не организуются хронологически, время ничего в них не меняет, идея времени не применима к ним. Предсознание – часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. СЛАЙД 5 Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты – это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Инстинкты – это силы, побуждающие людей к действиям. Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импетус (импульс), объект. Основные инстинкты. Фрейд дал описание двух основных инстинктов: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные) – Эрос, и разрушающие (деструктивные) – Танатос. Оба эти понятия предполагают фундаментальный, биологический, продолжающийся и неразрешимый инстинктивный конфликт. Инстинкты – это каналы, по которым может протекать энергия. Эта энергия подчиняется своим собственным законам. Каждый из основных инстинктов имеет, по мнению Фрейда, свой собственный источник энергии. СЛАЙД 6 Либидо– (лат. – желание) психическая энергия, присущая инстинктам жизни. Эта энергия имеет свои качественные и количественные категории. Энергия агрессивного инстинкта, или инстинкта смерти, не получила специального названия. Предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо. Катексис – процесс перемещения либидонозной или агрессивной – противоположной ей психической энергии, в различные сферы психической жизни, в идею или действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекала и удерживает его. СЛАЙД 7 Психосексуальные стадии развития. Различают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии развития. Оральная стадия. После рождения ребенка потребности и удовлетворения концентрируются в основном на губах, языке и, несколько позже, зубах. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребность в еде, в уменьшении напряжения голода и жажды. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. По мере взросления все новые области тела развиваются, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворение агрессивных инстинктов. Кусание груди, причиняющее матери боль и ведущее к отниманию от груди – пример такого рода поведения. У взрослых сарказм, сплетни, «набрасывание» на пищу описываются как связанные с этой стадией развития. Анальная стадия. Между двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь. Дети быстро начинают понимать, что увеличение уровня контроля приносит им внимание и похвалу родителей. Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. СЛАЙД 8 Фаллическая стадия. Начиная, по меньшей мере, с трех лет, ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачивающуюся на генитальных областях тела. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. В это время, как у мальчиков, так и у девочек, появляются серьезные страхи в связи с сексуальными проблемами. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка – наоборот (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали – Супер–Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений. СЛАЙД 9 Генитальная стадия. Последняя стадия биологического и психологического развития наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидонозной энергии к половым органам. Юноши и девушки сознают теперь свою половую принадлежность и начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей. СЛАЙД 10 Структура личности. Структурная модель. В структуре личности З. Фрейд выделял Ид, Эго и Супер-Эго. Основная психологическая тенденция взаимодействия всех трех систем – поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень динамического равновесия душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие. Ид (Оно) «содержит все унаследованное, все, что суть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». Это первоначальная, основная, наиболее центральная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Супер-Эго. Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично, неорганизованно. Ид – резервуар энергии для всей личности. Эго (я) развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Эго находится в постоянном контакте с внешним миром. Как кора дерева Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Эго – исполнительная часть личности. Третий компонент личности – Супер-Эго. Развивается не из Ид, а из Эго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как процесс интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Супер-Эго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Супер-Эго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины. Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-Эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей. Механизмы защиты – это психологическая тактика Эго, направленная на смягчение неприятных аффективных состояний и удерживающая бессознательные конфликты вне сознания. Это – вытеснение, проекция, образование реакции, отрицание, сублимация, рационализация, изоляция, регрессия и т.д. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания. СЛАЙД 11 Психоанализ включает: толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), юмора, анализ переноса. Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи: 1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического или психодинамического конфликта. 2. Проработать конфликт, т.е. проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения. 1.2. СЛАЙД 12 Индивидуальная психология А. Адлера Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда – по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром, в то время как Фрейд практически игнорировал внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются: — целевой детерминизм (в отличие от причинного – у Фрейда); — признание изначально социальной природы человека; — стремление человека к совершенству; — понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями. СЛАЙД 13 Теория Адлера основана на следующих основных понятиях и принципах: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 5) порядок рождения; 6) фикционный финализм. Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это – чувство неполноценности, ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми. Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Комплекс неполноценности – совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.
|