год окончания обучения в вузе
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).
С какого момента студент считается окончившим ВУЗ, с момента сдачи последнего
С какого момента студент считается окончившим ВУЗ, с момента сдачи последнего Гос. экзамена или с момента выдачи диплома о высшем образовании.
Ответы на вопрос:
С даты решения (заседания) аттестационной комиссии, в подтверждение решения которой выдается диплом.
Похожие вопросы
С момента приказа о зачислении абитуриент считается обучающимся, В ПФР говорят, что пенсию по потере кормильца начнут платить с 1 сентября, как быть?
В течении какого времени должны выдать диплом о высшем образовании после сдачи гос. экзаменов?
Получаю второе высшее, работодатель не отпускает на госы и защиту диплома. Законно ли это? Справка-вызов имеется.
Я столкнулась с такой проблемой: в моем дипломе о высшем образовании, выданном мне в 1999 году отсутствует дата выдачи диплома (на бланке диплома), при этом на вкладыше она есть. Я обратилась в вуз с просьбой исправить ошибку, но мне сказали, что могут только выдать справку о том, что я обучалась в вузе и подтвердить дату получения диплома. Это при том, что по инструкции Минобра, действовавшей в 1999 году вуз был обязан внести в бланк диплома дату выдачи. Подскажите, пожалуйста, что делать! Куда обращаться, если вуз отказывается (причем не письменно, а по телефону) заниматься исправлением этой ошибки. Мне необходимо подавать этот диплом на проставление апостиля, а без даты выдачи на дипломе мне могут отказать в апостилировании!
В 2014 году был отчислен с четвертого курса университета. Мне выдали справку об обучении, т.как диплом о неполном высшем сейчас не выдают. Какую силу имеет эта справка и могу ли я трудоустроиться на её основании по специальности.
У вуза закончилась аккредитация. Переводим студентов для защиты дипломов в другой вуз. Передаем личные дела, но требуют оформления как будто поступали к ним. Разве принимающий вуз не формирует свое личное дело. Спасибо!
Сколько лет действителен диплом о неоконченном высшем? (хочу восстановиться в ВУЗе). Слышала информацию, что 6 лет, но это, наверное, для дипломов по специальностям бакалавриата+магистратуры. Училась на бюджетной основе, восстанавливают только на платное отделение? Скажите пожалуйста, какое постановление регулирует этот вопрос. Спасибо.
Такая ситуация: Хотят отчислить из университета из-за того, что человек не смог сдать экзамен по причине болезни, есть официальный больничный. С преподавателем была договоренность, что экзамен будет сдан позднее, но уже были готовы документы и заставили подписать их задним числом. Болезнь была с 17 мая по 3 июня, а последний экзамен (долг) должен был проходить 30 мая.
Объяснительная была за 12 мая, но заставили подписать только июня, не предупредив до этого. Потом дали какой-то документ и заставили тоже подписать и сказали, что документы можно забрать во вторник и уходить. (человек очень сильно нервничал и был на стрессе, поэтому была рассеянной и не читала документы.) По правилам, попытка во время больничного остается и есть возможность сдать позже. Что в этой ситуации делать? Куда лучше обращаться или звонить? Предлагают восстановиться во второй раз, но мы уже устали сидеть на 2 курсе и платить огромные деньги.
«Попадаешь в особое сообщество выпускников»: что дает учеба в лучших вузах Москвы
Рассказывают читатели Т—Ж — выпускники НИУ ВШЭ, МГУ, Плешки и Финансового университета
Проходные баллы для поступления в вуз растут с каждым годом, и особенно сильно — на популярных направлениях в известных учебных заведениях.
Мы решили разобраться, стоит ли тратить нервы и деньги, чтобы получить диплом одного из лучших московских вузов, и попросили читателей рассказать о своем опыте.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
К окончанию школы я точно не знал, на кого хочу учиться, но, учитывая свой социально-экономический бэкграунд, подавал документы на экономику и социологию во ВШЭ.
Логика была простая: экономика — это вроде как про все одновременно, а определиться поточнее можно уже к концу бакалавриата. Так и получилось. В итоге я попал на бюджет, учился на факультете экономических наук с 2017 по 2021 год.
До поступления я считал, что НИУ ВШЭ — лучший вуз страны с точки зрения перспектив и «свободы», то есть возможности самому планировать обучение и как минимум не страдать от гонки за посещаемостью, распространенной в других вузах. В итоге не пожалел о своем выборе, хотя могу назвать много минусов Вышки, в том числе дурацкий учебный план с неравномерной нагрузкой и бесполезными курсами, повторяющими друг друга. И зачастую был слишком сильный уклон в сторону фундаментальной науки. Хотя на то он и исследовательский университет.
Хорошую возможность дает выбор майнора — дополнительного трека обучения, который два года читают преподаватели с других факультетов. Я выбрал интеллектуальный анализ данных. В результате узнал про методы машинной работы с информацией и научился писать на Python и R. Основное, что я применяю сейчас в работе, — это как раз языки программирования, а также основы математической статистики, которые бизнес использует для проверки гипотез и оценки качества выводов, получаемых из данных.
После бакалавриата я продолжил обучение во ВШЭ — сейчас учусь в магистратуре по программе «наука о данных». По окончании у меня будет диплом специалиста в области компьютерных наук. То есть после экономики я спокойно поменял направление обучения, как и предполагал до поступления.
Курс о больших делах
Работать я начал еще на третьем курсе бакалавриата. Все так или иначе было связано с аналитикой: сначала я был трудоустроен в городском консалтинге, но это оказалось скорее проверкой навыков пользования Гуглом и манипуляций с цифрами, взятыми с потолка. Потом стал продакт-аналитиком в компании, которая разрабатывает приложение для продавцов-консультантов в ретейле, где и работаю до сих пор. Чтобы устроиться на работу, я никогда не пользовался связями, а просто откликался на вакансии.
Окончив Вышку, ты попадаешь в особое сообщество ее выпускников.
Кажется, что в нем все всех знают, даже если на самом деле никогда не встречались. Поэтому имидж вуза очень помогает при приеме на работу. Твой начальник с большой вероятностью тоже окончил ВШЭ и знает изнутри, какое образование ты получил.
В обычной жизни экономическое образование позволяет смотреть на мир сквозь призму экономического агента, максимизирующего свою полезность. Образование развило мои аналитические способности, значительно повысило финансовую грамотность и дало понимание принципов работы финансовой системы. А это дорогого стоит.
К моменту поступления я даже не думала, что высшее образование можно не получать. Не знаю, как на меня посмотрели бы родители, откажись я от обучения. В престижные вузы я поступала опять же потому, что очень зависела от мнения родителей. Ожидала получить профессию, которая кормила бы меня всю жизнь.
Выбрала Финансовую академию — сейчас это Финансовый университет, — потому что многие знакомые там учились и считалось, что там можно получить хорошее образование. Еще совпало, что последние два года в нашу школу приходила преподавательница по математике из этого вуза, и мы готовились к вступительным как раз по материалам Финансовой академии. К сожалению, как раз с того года, когда я поступала, ввели ЕГЭ, и эти знания не пригодились во время экзаменов. Но зато я прокачала мозг и была готова к линейной алгебре на первом курсе.
Сдавала экзамены с мыслью « только бы поступить», а приоритет по факультетам расставляла по принципу «какое название больше нравится». В итоге с 2009 по 2013 год училась на бюджете, на факультете финансового менеджмента, специальность — «инвестиционный менеджмент». Профильные преподаватели в большинстве своем мне не нравились, зато по общеобразовательным предметам были молодые и очень увлеченные. Но в целом мои ожидания от учебы и реальность не совпали. В академии нас учили оценивать бизнес-проекты и инвестиции, но при поиске работы я сразу столкнулась с тем, что такие расчеты не доверяют новичкам.
После окончания бакалавриата для меня не стоял вопрос, идти или не идти в магистратуру. Считалось, что бакалавриат — неполное образование. Решила сменить вуз и специальность и выбрала маркетинг в Плехановской академии — сейчас это университет. Этот предмет понравился мне на бакалавриате, а в Плехановке на тот момент была сильная кафедра маркетинга. Учеба начиналась в 19:00, поэтому можно было совмещать ее с работой. Но в конечном счете думаю, что можно было не поступать: новых и нужных знаний для жизни или работы я не получила.
Зато когда я искала работу, диплом очень помог. Многие компании в описании указывали, что хотят выпускника Финансовой академии. Так я и нашла своего работодателя. Устроилась в коммерческий отдел, не совсем по специальности, но в смежной области. Потом перешла в финансовый департамент, решила применить знания в работе.
Но мои ожидания не оправдались. Я целыми днями работала за компьютером, строила таблицы и перебирала ворох бумаг и счетов. Общение с людьми сводилось к нулю, что мне очень не понравилось. Я уволилась и больше по специальности не устраивалась.
После этого я успела поработать в отделе логистики и отделе продаж. Специальные знания для этого не получала. Сейчас продолжаю поиски чего-то нового для себя, так как я открыта новым сферам и знаниям, быстро разбираюсь в процессах и люблю автоматизировать.
Я благодарна своей учебе за прекрасные знания по математике: в жизни меня не пугают проценты и огромные условия со звездочкой в договорах. А также за большое количество работ и заданий со строгими дедлайнами: это помогло на первой работе не растеряться и быстро вникнуть в происходящее. Там же мне пригодились базовые знания «Экселя» и «1С», которые я получила в институте. Я не смотрела на все с широко открытыми от изумления глазами, как многие мои коллеги, которые были на «вы» с таблицами и графиками. Еще учеба дала глубокие знания по финансовой грамотности — с первой зарплаты я начала откладывать деньги, меняла валюту и следила за тарифами дебетовых карт.