год принятия стоглавого собора
Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви
Зимой 1551 года царь Иван Грозный созвал собор для пересмотра и обновления уложений, контролирующих все сферы жизни. На собрании присутствовали представители светской и церковной власти. Доподлинно неизвестно был свод уже составлен в феврале 1551 года, или же его постановления редактировались до июля. Стоглавый собор просуществовал 100 лет. Лишь во времена патриарха Никона церковные правила полностью переписали, а Стоглав объявили вне закона.
Предпосылки созыва Стоглавого собора
В середине XVI века Церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди священнослужителей было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали много описок и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет Церкви. Не доверяя духовникам, люди все чаще практиковали языческие обряды. Для борьбы со всем этим и был созван Стоглав.
Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию по наведению порядка в Церкви. В самом своде упоминается, что священнослужители были рады приглашению царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить авторитет в глазах прихожан. Но, скорее всего, в ходе обсуждений постановлений свода между Иваном Грозным и митрополитом Макарием неоднократно случались разногласия.
Работа Стоглавого собора
Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.
Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:
Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.
Главные цели Стоглава
Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.
Наибольшее внимание уделялось:
Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.
Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры. Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Не одобрялось общение с иностранцами.
Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.
Суды и землевладения церковников
На соборе разделили гражданскую и духовную власть. Были отменены «несудимые» грамоты. Все монастыри, приходские причты оказались подсудными своим епископам. Гражданские суды не имели права судить церковнослужителей. А вот священники могли присутствовать на светских заседаниях, присылая своих выборных старост.
У Ивана Грозного остро стоял вопрос с увеличением государственных земельных наделов. Поэтому на соборе он предложил сократить церковные владения. В итоге было решено:
На сделки, совершенные до Стоглава, распространялись старые правила. А вот уже с 1551 года к продаже земель относились с большой осторожностью. Нарушение договора наказывалось конфискацией вотчины в пользу государства.
Итоги проведения Стоглавого собора
Свод новых законов позволил Ивану Грозному в значительной степени укрепить самодержавие. Среди феодалов большую силу начали набирать дворяне. Именно на них опирались другие вельможи. Дворяне самостоятельно формировали отношение к государю. С каждым десятилетием все сильнее проявлялось разделение общества на сословия. В каждом слое предусматривалась внутренняя организация.
Стоглавый собор разработал систему взаимоотношений между духовенством, государством и народом. Церковь обрела большую независимость. Несмотря на ограничение землевладений, никто не мог посягнуть на имущество храмов и монастырей.
Стоглав имел много недостатков. Противоречивые рекомендации, отсутствие конкретных ответов на некоторые вопросы стали причиной раздора внутри Церкви. В итоге уже через 100 лет патриарх Никон признал положения Стоглава неразумными. Не желая обвинять участников собора в невежестве, было решено объявить об их непричастности к составлению свода.
Стоглавый собор
Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и еще один Феодосий (Коломенская епархия)
Содержание
Хронология
Решения собора
Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.
Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды, и на придерживающихся их: двоеперстие, сугубую аллилуйю и пр.
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стоглавый собор» в других словарях:
СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским … Русская история
СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Современная энциклопедия
СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Большой Энциклопедический словарь
Стоглавый собор — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно–земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стоглавый Собор — церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы. Состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским… … Энциклопедический словарь
Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (См. Боярская дума), заседавший в Москве в январе феврале 1551 (окончательное завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных … Большая советская энциклопедия
СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв. февр. 1551 (окончат. завершение работ С. с. относится к маю 1551). Свое назв. получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав … Советская историческая энциклопедия
Стоглавый собор — церковно земский собор в Москве в январе мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Краткий словарь историко-правовых терминов
Стоглавый собор — см. Стоглав … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Стоглавый собор — Стогл авый соб ор (1551) … Русский орфографический словарь
Стоглавый собор 1551 года. История России
Место проведения и участники
История создания
Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.
Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.
На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:
Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.
Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:
Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.
Цели Стоглавого собора
Решения Стоглавого собора
Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.
Нравственность и контроль за жизнью
Также было вынесено важное решение о «двойных» монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.
Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.
Богослужение
Большинство решений собора касаются богослужений.
Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.
Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.
Икона «Святая Троица»
Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.
Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись «Святая Троица» без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.
Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об «изобразимости Божества» (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.
Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.
Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.
Церковный суд
Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить «несудимые» грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.
Церковное землевладение
Значение собора
Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:
Выводы
Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.
На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.
Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.
Земский и Стоглавые соборы стали равными.
Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.
Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.
Спустя 100 лет
Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.
Проведение, решения и значение в истории Стоглавого собора
В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.
И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.
Что такое Стоглавый собор
Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.
Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.
Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
История события
Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.
Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.
Предпосылки и причины проведения
Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.
Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.
Место проведения и участники
Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.
Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:
Структура собора
Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.
Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.
Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:
Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.
По главам же распределение такое:
Основные положения
Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.
При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.
В целом же положения касались следующих тем:
Решаемые вопросы
В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.
Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:
Сборник решений собора
Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.
Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.
Финансовые вопросы
Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.
Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.
Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.
Нравственность духовенства
Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.
Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.
Безнравственность мирян
Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.
Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.
Богослужение и религия
Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.
Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:
Семья и брак
Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.
Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».
Церковный суд
Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.
Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.
Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.
Церковное землевладение
Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.
Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.
Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.
Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:
Вопрос подлинности Стоглава
Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.
Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.
В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».
Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.
Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.
Значение события в истории
Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.
Они отразили следующие процессы в жизни общества:
Видео
В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.