годовой круг богослужений месяцеслов триодь постная и цветная
Богослужебные круги и богослужебные книги
В основе православного богослужебного круга лежит идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах.
Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии. Главными богослужебными книгами для совершения этих чинопоследований являются Часослов и Служебник. В них содержится основной каркас каждой из служб, включающий в себя те молитвы и песнопения, которые остаются неизменяемыми в течение каждого дня на протяжении года. На этот каркас нанизываются тексты и песнопения из других книг, в зависимости от сочетания конкретного дня с другими богослужебными кругами. Для архиерейского богослужения используется книга под названием Чиновник, содержащая тексты литургий, чинопоследования хиротоний, освящения храма и других священнодействий, совершаемых архиереем.
Седмичный круг богослужения регулируется книгой Октоих. В основе Октоиха лежит система, в соответствии с которой богослужение разделено на восемь гласов (система осмогласия). Каждый из гласов представляет собой собрание текстов, а также особый набор мелодических формул, при помощи которых эти тексты могут быть распеты. В течение одной недели звучит один глас, в течение следующей – другой и так далее. Через восемь недель осмогласный цикл повторяется.
Неподвижный годовой круг, ориентированный на солнечный календарь, включает в себя праздники и памяти святых, приходящиеся в каждом году на один и тот же день. К числу великих праздников неподвижного годового круга относятся, в частности, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Дата празднования памяти большинства святых тоже имеет фиксированный характер. Богослужения неподвижного годового круга регулируются Минеей праздничной и Минеями служебными (12 томов, по числу месяцев).
Что же касается подвижного годового круга, ориентированного на лунный календарь, то в него входит весь цикл богослужений Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы, а также весь пасхальный цикл, включая праздники Пасхи (Воскресения Христова), Вознесения Господня и Пятидесятницы. Тексты богослужений Великого поста и Страстной седмицы содержатся в Триоди постной, а тексты богослужений пасхального цикла в Триоди цветной.
Существуют также круги церковных чтений, включающие в себя регулярное чтение священных книг Ветхого и Нового Заветов. Наиболее часто в церкви читается Псалтирь: помимо того что в каждое богослужение включены определенные псалмы, вся Псалтирь целиком должна прочитываться за богослужением в течение недели, а в Великом посту – дважды за неделю.
Четыре Евангелия целиком прочитываются на Божественных литургиях в течение года: с этой целью Евангелие поделено на «зачала» – небольшие тематические отрывки. Чтение Евангелия от Иоанна начинается на литургии первого дня Пасхи и заканчивается на литургии праздника Пятидесятницы. В период от Пятидесятницы до Воздвижения читается Евангелие от Матфея, от Воздвижения до предпостовых седмиц – от Луки, в Великом посту – от Марка.
В течение года за литургией прочитываются также все остальные книги Нового Завета кроме Апокалипсиса. Из ветхозаветных книг в церкви, преимущественно во время Великого поста, читаются книги Бытия, Иова и Премудрости Соломоновой. В некоторые праздничные дни читаются также специальные тематические подборки паремий (фрагментов из Ветхого Завета): их бывает от 3 до 15.
Богослужение каждого конкретного дня строится с учетом сочетания упомянутых богослужебных кругов и кругов чтений из Священного Писания. Так, например, если память какого-либо святого выпадает на четверг, то богослужение составляется из Часослова, службы Октоиха (четверг того гласа, на который выпала память святого) и Минеи месячной, содержащей богослужение в честь святого. При этом чтений из Апостола и Евангелия может быть два – одно «рядовое» (положенное по календарю на данный день), другое – посвященное празднуемому святому. Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на один из дней Великого поста, то для богослужения, помимо Часослова, Апостола и Евангелия, необходимы также Минея, где содержится служба Благовещению, и Триодь постная, содержащая службу данного дня Великого поста. Правила соединения различных по содержанию служб содержатся в Типиконе.
Столь сложная, казалось бы, система организации богослужения (на освоение этой системы у студента духовной семинарии уходит несколько лет) является плодом многовекового развития. Наше описание основных особенностей православного богослужения будет предварено краткой историей формирования суточного, седмичного и годового богослужебных кругов.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Богослужебные круги
Богослуже́бные круги́ – определенные утвержденные Церковью циклы богослужений и/или составляющих их молитвословий.
Подразделяются на: суточный, недельный или седмичный, годовой (подвижный и неподвижный).
Чинопоследования богослужений содержатся в богослужебных книгах; богослужения суточного богослужебного круга содержатся в Часослове, седмичного – в Октоихе, годового – в Минеях (подвижного – в Триоди).
Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в Уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Говоря об «утре» или «вечере», следует учитывать, что значения этих слов в греческом и затем церковнославянском языках (и, следовательно, в богослужебных текстах Православной Церкви) и в современном русском языке различаются. Например, слово «утреня», греческое ὄρθρος, образовано от глагола ὀρθρίζω. На славянский язык этот глагол переведен как «утреневать», но означает он, собственно, «вглядываться со всей силой». Имеется в виду время, когда солнце еще не начало всходить, стоят предрассветные сумерки, предметы едва видны. Поэтому по уставу «утро» — это два-три часа ночи. Аналогично и уставной «вечер» — это время около трех часов дня. В тех монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, в частности — на Афоне, монахи встают часа в 2–3 ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени — часам к 10 утра — должно состояться второе богослужение — литургия. И в два-три часа дня — третье собрание братии в храме, вечерня.
Годовой круг богослужений месяцеслов триодь постная и цветная
Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.
Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Богослужебные круги
Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)
Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Схема суточного круга Богослужения
Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).
Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)
День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).
2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени
Суточный круг богослуженияВсе лекции Православных просветительских курсов
Изучаем богослужение: основа основ – богослужебные круги
Богослужебный круг – о чем говорит нам это словосочетание? Желающим понимать, что происходит с храме, хорошо бы начать обучение именно с богослужебных кругов.
Богослужебный круг – это цикл регулярных церковных богослужений. В Православной Церкви существует четыре богослужебных круга: суточный, седмичный, неподвижный годовой и подвижный годовой. Уже из самих названий несложно догадаться, каково их содержание, однако некоторые детали стоит все-таки рассмотреть подробнее.
Неподвижный годовой круг
Открывая православный календарь, который ежегодно выпускается как в печатном, так и в электронном виде, в первую очередь мы увидим то, что составляет как раз неподвижный годовой круг. Это все те дни памяти святых, праздники и воспоминания исторических событий, которые привязаны к конкретным числам. Естественно, что за две тысячи лет памятных дат накопилось такое множество, что теперь православные могут поздравлять друг друга с праздником каждый день и не по одному разу. Все дни годового круга были заполнены еще до начала иконоборческой эпохи, т.е. до VIII столетия. С того времени календарь разрастался только «вширь».
Богослужебные тексты, посвященные неподвижным датам, читаются и поются на службах суточного круга, а количество этих текстов зависит от степени праздничности дня. Для этого в Типиконе была введена система знаков. Статус того или иного дня памяти или праздника также начал формироваться еще до VIII века. В это же время было положено начало возникновения таких богослужебных книг как Минея, Октоих и Триодь, а их полноценное оформление продолжалось до XI века.
На установление степеней торжественности дня в первую очередь повлияла как раз Минея, и сейчас именно в ней содержатся богослужебные тексты неподвижного годового круга. Сами же знаки праздников имеют более позднее происхождение. В XIV столетии в славянских рукописях можно встретить их использование, однако регулярное употребление знаков вошло в практику лишь с XVI века.
Стоит также отметить, что некоторые дни неподвижного круга не закреплены за конкретным числом, а привязываются к ближайшим субботе или воскресенью до или после неподвижного праздника. Так, например, случается в отношении Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления, да и той же, всем нам хорошо известной, Дмитриевской родительской субботы.
Подвижный годовой круг
Тут все просто: подвижный годовой круг зависит от даты празднования Пасхи. В разные годы Пасха может приходиться на один из воскресных дней, начиная с 22 марта (4 апреля по н. ст.) по 25 апреля (8 мая по н. ст.). К Воскресению Христову привязаны подготовительные недели к Великому посту, сам Великий пост, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и прочие менее значимые дни.
Основной богослужебной книгой подвижного годового круга является Триодь, которая в свою очередь делится на Постную и Цветную. Постная Триодь, это уже понятно из самого ее названия, используется на протяжении всего Великого поста, а также на предшествующей Пасхе Страстной Седмице. С Пасхи и по Неделю всех святых используется уже Триодь Цветная.
Есть в периоде пения Триоди одна важная особенность. Дело в том, что структура нынешнего православного богослужения основана на константинопольской богослужебной традиции, сформировавшейся уже после иконоборческого периода. А вот в последованиях Постной Триоди отображено влияние более древнего иерусалимского богослужения.
Стоит также отметить еще одну богослужебную особенность Русской Православной Церкви. Сразу за неделей Всех святых мы празднуем неделю Всех святых, в земле Русской просиявших. Это сугубо наша традиция, хотя в некоторых других Поместных Церквях также в этот день молитвенно почитают своих национальных святых. Богослужебные тексты данного праздничного дня помещаются в майской или июньской Минее, а не в Триоди, хотя формально имеют отношение к подвижному годовому кругу.
После сказанного может возникнуть вопрос: почему период пения Триоди называют годовым кругом, тогда как он затрагивает лишь небольшую его часть? Дело в том, что дата празднования Пасхи определяет годовой круг евангельских и апостольских чтений, а также задает последовательность пения гласов Октоиха. Таким образом, период Триоди оказывает влияние на весь богослужебный год.
Седмичный круг
Система седмичного богослужебного круга окончательно сформировалась к XI веку и включает в себя цикл воспоминаний, приуроченных к дням недели. И центром, и началом этого круга является воскресенье, посвященное Воскресению Христову. Если на основных богослужениях годового цикла мы бываем постоянно (имеются в виду большие праздники), то для большинства работающих христиан, единственным частопосещаемый богослужебным днем седмичного круга становится воскресение.
К остальным дням недели приурочены те или иные памяти или воспоминания событий Священной истории. В разные временные периоды и в разных поместных Церквях тематика литургических дней может сильно различаться. В нынешней богослужебной традиции принято употребление двух тем на каждый из дней.
Суббота – почитание всех святых и заупокойная молитва.
Чествование Креста может быть отнесено также к пятнице, а Богородицы – к субботе.
Суббота вообще день особый, занимающий среднее место между буднями и воскресеньем, как во временном, так и в смысловом плане.
Суточный круг
Если все предыдущие богослужебные круги привязаны к каким-то датам или дням, то в суточный цикл входят богослужения, совершаемые в течение суток. Начало суточного круга полагается с вечера. Эта традиция пришла к нам из Ветхого Завета и напрямую связана с повествованием о днях творения: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5), – и т.д.
Ориентировочная дата формирования суточного круга восходит к XI веку. Итак, он содержит восемь отдельных служб:
Божественная литургия
Как вы заметили, в этом перечне нет литургии. Есть пара довольно весомых аргументов, не позволяющих отнести литургию к суточному кругу, даже несмотря на ее практически каждодневное совершение. Во-первых, литургия – это не рядовое богослужение, а Таинство, более того, одно из важнейших Таинств Православной Церкви. Во-вторых, на протяжении года есть немало дней, когда не положено служение литургии (в принципе, они нам всем хорошо известны так как, в основном, относятся к великопостному периоду).
А вот все восемь перечисленных служб совершаются во все дни года без исключения. Кроме того, если богослужения суточного круга привязаны к определенному времени суток, то литургия может совершаться практически в любое время, хотя сегодня наиболее традиционным временем ее совершения является все-таки утро.
Вечерня
Вечерня, исходя из названия, служится вечером. Сегодня мы имеем три вида вечерни: малую, великую и вседневную. Согласно Типикону, малую положено служить до захода солнца, великую – после захода, а вседневную просто вечером.
Повечерие
Повечерие совершается после вечерней трапезы, «по вечери», т.е. ужина. Малое и великое повечерие не имеет привязки ко времени, а служится в зависимости от даты календаря: малое – в будни, великое – в особо праздничные дни.
Полунощница
Полунощница – утренняя служба, совершение которой положено рано утром, еще до восхода солнца, сразу после сна. Сегодня традиция ее служения сохранилась практически только в монастырях.
Утреня
Утреню, опять же, исходя из названия, положено совершать утром. Начинаться она должна также до восхода солнца, но примерно с таким расчетом, чтоб рассвет встречать Великим славословием с возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Часы
Служение часов положено в том часу, на который указывает их название, учитывая, что, начиная с древней еврейской традиции, счет часов начинался от восхода солнца. Для нас это смещение примерно на шесть часов вперед.
Сегодня во временной привязке большинства служб суточного цикла произошел сдвиг. Утрени служатся вечером, вечерни (в Великом посту) – утром, а часы так вообще никак не соблюдаются, что производит определенный диссонанс между временем их служения и содержанием, смысловым наполнением богослужебных текстов. В частном порядке, по инициативе отдельных священников, сложившаяся ситуация иногда немного исправляется, что позволяет надеяться на возможный положительный результат в будущем.