гоголь ночь перед рождеством картинки
«Ночь перед Рождеством» в картинках.
А чего стоят его сюрпризы-ребусы, спрятанные в некоторых картинках! Присмотритесь, вам тут никто не знаком?
Да и панораму города над которым летят Вакула с чертом представлять не нужно:
И тут знакомые все лица:
Если кто не в курсе, Потемкин был одноглазый (то ли лишился его на дуэли, то ли в драке с одним из братьев Орловых, а по некоторым версиям и вовсе в результате неудачного лечения обычного ячменя). А про даму в горностаях и так все знают:
Даже если не искать никаких скрытых смыслов, можно просто полюбоваться и насладиться (когда же еще это сделать, как не в эти редпраздничные недели!):
Новое в блогах
ИЛЛЮСТРАЦИИ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ К ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она чёрным пятнышком мелькает в небе, набирая звёзды в рукав, а навстречу ей летит чёрт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».
Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство «Росмэн», год издания 2009
Укравши месяц, чёрт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.
Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт её Вакула.
Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой.
Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его.
Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе.
Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и чёрт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».
Меж тем чёрта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Чёрт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк.
Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой.
Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни чёрту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к чёрту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что чёрт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника.
Предвкушая лёгкую добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула.
Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой.
В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане чёрта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских её башмачков.
Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать.
Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».
Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Иллюстрация М. Родионова, 1952
Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе.
Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным.
Харитон Платонов «Оксана», 1888
Бубнов Александр Павлович, 1950-1951
Александр Мицник
Автор неизвестен
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Пересказала Е. В. Харитонова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с. /briefly/
«Ночь перед Рождеством» иллюстрации Ольга Ионайтис
Давно зародилась традиция во время рождественских праздников смотреть потрясающее произведение Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», непревзойденный украинский колорит и юмор, чудеса, такая милая и обаятельная нечисть, что даже детям жалко их) Все это такое родное, маленькие хатки, простота и житейская хитрость. Удивительно, (хотя с чего это), но «Ночь перед Рождеством» не приедается, не надоедает.
Теперь, после просмотра этих чудесных иллюстраций, хочется посмотреть и сам фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», давайте посмотрим его вместе!
Читайте еще:
Если вам понравилась статья, то в благодарность автору за труд, поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях! ♥
Гоголь ночь перед рождеством картинки
В крестьянском быту подготовка к Рождеству Христову велась и накануне праздника. К рождественскому сочельнику хозяйки тщательно прибирали избы и горницы: мыли, белили свое жилище; завершали варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний и приготовление пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню. В Сибири эта баня называлась «княжой» и приготовлялась женщинами. Встречать праздник Рождества Христова было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька: к Рождеству хоть сурова, да нова».
В сочельник до появления первой звезды на небе повсеместно крестьяне, особенно пожилые, соблюдали строгий пост, то есть воздерживались от пищи. Перед закатом солнца все домочадцы собирались около стола в красном углу и совершали молитву. В некоторых местностях хозяин дома зажигал восковую свечу и, закрепив ее на одном из лежащих на столе хлебов, отправлялся во двор за вязанкой соломы или сена, которыми по возвращении застилал передний угол и лавку в нем. Солому покрывали чистой скатертью или полотенцем и на ткани, под самыми образами, устанавливали сноп ржи и кутью в горшке. После этих приготовлений семья вновь совершала молитву и, затушив свечи, в торжественном молчании наконец приступала к трапезе. В западнорусских губерниях, граничащих с Белоруссией, солому стелили на стол под скатерть.
К моменту торжественного ужина в некоторых местных традициях приурочивался архаичный обряд кликанья мороза.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.
После ужина старались лечь спать пораньше.
Одной из самых важных духовных акций для крестьян в день Рождества Христова было участие в рождественской литургии. Возвратясь домой из церкви, крестьяне устраивали праздничный обед, во время которого разговлялись.
Церковный причт после службы совершал обход домов прихожан, славя праздник.
В течение дня дети и молодежь участвовали в колядовании; в южнорусских губерниях и в Сибири в деревнях устраивались вертепные представления, а вечером начинались хождения в гости.
О том, что Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день «играет солнце».
Каждый из нас, вспоминая свое детство, не может отделаться от ощущения, что в те времена, когда и помыслить нельзя было об открытом праздновании Рождества Христова, все же каким-то необыкновенным образом мы знали о том, как справляли этот великий праздник наши славянские предки. Причиной, конечно, было то, что в нашу детскую память навсегда впечаталась гоголевская “Ночь перед Рождеством”.
Достойно есть удивления
Духовное веселие!
Ныне на небеси пресветла звезда явися,
Паче всех просветися.
Что убо нам возвещала?
Христа нам проповедала.
В пещерах темных Бог вселяется,
И в ясли скотския Царь полагается.
Перски цари о Нем познавают,
В вертепе Его постизают:
Узрев, чудятся и ужасаются,
И, сняв короны, поклоняются:
Драгия сокровища Ему отверзают,
Злато, ливан и смирну подавают.
С ними и я, малый юначик1,
Христа усердный воспевачик,
Я Христа витаю2, тонким гласом
воспеваю,
И вас, государь мой, поздравляю:
Будите здравы на многая лета!
Однако не только атмосфера праздничного веселья определяет содержание “Ночи перед Рождеством”. В доме Гоголей умели не только веселиться. По свидетельству очевидца, на всей семье лежала печать монастырского смирения и послушания. В Васильевке долгое время стоял большой, обитый железом сундук, с проделанным в крышке отверстием, через которое бабушка Татьяна Семеновна опускала деньги, предназначенные на устройство храма. На столе всегда лежало Евангелие, и любимым чтением бабушки, матери и сестер были Четьи-Минеи, в старинных кожаных переплетах.
Мать Гоголя была одним из первых читателей и почитателей его произведений. И, конечно, христианское направление творчества сына не было для нее загадкой. Получив от него в 1831 году первую часть “Вечеров. ”, Мария Ивановна писала близкой родственнице О.Д. Трощинской : “Николай мой все стремится быть полезным для родного края, и я несколько понимаю его цель; в сей книге он коснулся ее. ”. О характере же постоянного влияния на Гоголя его матери можно судить из ее письма к А.А. Трощинскому от 23 ноября 1830 года: “Я вас покорнейше прошу. если вы удостоите иногда ответами Николая. продолжать строгие ваши ему поучения. а я, с своей стороны, буду продолжать ему свои морали; и тогда, с помощию Божию, можно ожидать, что он будет истинный христианин и добрый гражданин”.
Но можно ли считать виной героя то, что неведомо для себя он становится объектом воздействия нечистой силы? Гоголь отвечает в повести и на этот вопрос.
Именно о посте и вспоминает кузнец Вакула, оказавшись в рождественский вечер в поисках нечистой силы (готовый и на прямое “угождение” ей) в хате Пузатого Пацюка: “. Ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле. стою тут и греха набираюсь!”.
Одной из важнейших тем зрелого, “позднего” Гоголя является тема “просвещенного”, “цивилизованного” Петербурга. Начало же обращения к этой теме восходит ко времени создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. В “Ночи перед Рождеством” соблазнам “местным, диканьским вполне соответствуют у Гоголя и соблазны столичные, петербургские. “Царицыны черевики” являются при этом как объединяющее звено сюжета этой повести. В частности, биографами Гоголя давно замечено, что в Петербурге во времена Екатерины II ставилась даже опера с названием “Черевики”. С другой стороны, в основу сюжета повести Гоголем была положена украинская народная песня “На рiченьчi та на дощечцi”, сохранившаяся в гоголевском собрании русских и малороссийских песен:
Дивiтеся, чоловiченьки,
Якi в мене черевиченьки.
Се ж менi панотець покупив,
Щоб хороший молодець полюбив.
Игорь ВИНОГРАДОВ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Института мировой литературы РАН
Многоликая «Ночь перед Рождеством»: как казаки и не только Гоголя экранизировали
Повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» увидела свет в 1832 году. Именно тогда вышло издание «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка». Цензурное разрешение эта книга получила 31 января того года.
Выйдя в свет, она стала одним из любимейших новогодних произведений читающей публики. Такая популярность привела к тому, что повесть принялись экранизировать сразу же после появления кинематографа и игровых фильмов.
Немая «Ночь»
Для исполнителя роли Вакулы Петра Лопухина это был первый фильм в карьере, а для сыгравшей роль Оксаны дворянки Ольги Оболенской — второй. Позже Лопухин, как и Старевич с Мозжухиным, эмигрировали во Францию. Двое последних станут классиками не только русского, но и французского кино. А вот Триденская эмигрировала в Германию и, по некоторым данным, стала членом национал-социалистической организации «Российское освободительное национальное движение».
Старевич — создатель первых коммерческих кукольных мультфильмов — не преминул воспользоваться спецэффектами и в экранизации «Ночи». Продолжатель дела Жоржа Мельеса — одного из пионеров кинофантастики, русский режиссер снял, как кузнец помещает черта в карман, как Пацюку и Вакуле в рот залетают вареники, как Солоха с чертом летят на метле. И пускай в этой экранизации запорожские казаки выглядят немного карикатурно, но фильм хорош, и сорок с лишним минут пролетают как один миг.
Берут голосом
Спустя 31 год после выхода картины Старевича, когда в мире еще громыхает Вторая мировая, в эвакуации в Казахстане на Центральной Объединенной киностудии художественных фильмов снимается фильм-опера «Черевички» режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Премьера же состоялась много позже — 21 апреля 1945 года, когда Украина вот уже как полгода была освобождена от нацистов и их союзников, а советские войска прорвались на окраины Берлина.
Фильм «Черевички» снимали по мотивам одноименной оперы Петра Чайковского — в свою очередь, ее первая постановка состоялась 19 января 1887 года в Большом театре. Либретто к опере написал Яков Полонский. Кстати, посвящена она была памяти великой княгини Елены Павловны.
Роли в фильме 1944 года исполнили именитые оперные певцы. Так, Вакулу сыграл лауреат Сталинской премии Григорий Большаков. Премию эту он получил в 1942 году за… исполнение партии Вакулы в «Черевичках» Чайковского.
Оксану сыграла родившаяся в 1917 году в Горловке (через несколько месяцев этот город станет частью Донецко-Криворожской Советской Республики) Лилия Гриценко. Это был дебют молодой горловчанки в кино. Роль Солохи исполнила Софья Големба, а чёрта — Георгий Гумилевский. Право видеть голую Захарову. Скверное кино об уникальных политических процессах
Фильм поражает своим размахом и является первой и единственной экранизацией оперы. При этом в нем содержится небольшое отступление от повести Гоголя: в конце фильма свадьбой Вакулы и Оксаны любуется притаившийся в цветущих вишнях черт.
Высота мультипликации
Практически недостижимую планку для будущих мультипликационных воплощений «Ночи перед Рождеством» поставили сестры Брумберг — Валентина и Зинаида. Их мультфильм вышел в 1951 году.
Что интересно, Оксану в мультфильме озвучивала Лилия Гриценко, сыгравшая эту же роль в вышедшем семь лет ранее фильме «Черевички». А вот ее жениха Вакулу озвучил ее родной брат — актер Николай Гриценко. В отличие от сестры, он родился еще в Екатеринославской губернии Российской империи, на станции Ясиноватой.
Одним из художников-мультипликаторов «Ночи перед Рождеством» 1951 года был «отец советского «Винни-Пуха» Федор Хитрук. Ему посчастливилось работать и с классиками довоенной советской мультипликации, и с молодыми талантливыми художниками, картины которых, как и картины Хитрука, позже станут вехами в истории отечественной мультипликации. Среди последних можно назвать Романа Качанова — автора «Варежки», «Чебурашки» и «Тайны третьей планеты», Романа Давыдова — режиссера «Маугли» и Бориса Бутакова — режиссера «Конька-Горбунка» 1975 года.
Высота кинематографии
Спустя десять лет после мультфильма сестер Брумберг на советские киноэкраны выходит фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством».
Как признавался Милляр в своей автобиографической книге, тогда при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали черта. Роль Оксаны исполнила киевская актриса Людмила Мызникова, а роль Вакулы — Юрий Тавров. Оба — дебютанты в кино. Еще один запоминающийся персонаж — запорожец Пацюк, роль которого исполнил Николай Яковченко. Да и исполнители других ролей были на высоте.
Примечательно, что в фильм включены мультипликационные вставки, над которыми вместе с Иваном Давыдовым работал художник Григорий Козлов. За десять лет до этого он работал и над фильмом сестер Брумберг.
Снимали фильм с размахом. На Кольском полуострове даже построили копию полтавского села: с тынами и хатами. И метель, в которую попадают Чуб вместе с кумом Панасом, — самая что ни на есть настоящая.
Казалось бы, после этого на экранизации «Ночи перед Рождеством» можно ставить точку: и в мультипликации, и в кинематографе. Но не тут-то было.
Как казаки «Ночь» рисовали
В 1977 году студия «Киевнаучфильм» выпускает мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы». Выглядит он гораздо беднее творения сестер Брумберг: хронометраж чуть меньше 10 минут — против 50 минут появившейся 26 годами ранее картины, палитра поскромнее, да и рисовка на любителя. Но трудились над этой картиной режиссера Евгения Сивоконя художники, которые позже впишут свое имя в историю украинской и российской мультипликации золотыми буквами. Это Александр Татарский, который позже создаст «Следствие ведут Колобки» и другие замечательные мультфильмы, Александр Викен, работавший над мультфильмом «Жили-были мысли», Михаил Титов — режиссер фантастической «Встречи», высоко оцененной на Западе.
Примечательно, что один из образов «Приключений кузнеца Вакулы» — образ деревенского пьяницы — позже перекочевал в более взрослое творение работавших над картиной художников-мультипликаторов Константина Чикина, Игоря Бородавко и Нины Чуриловой — мультфильм «Как казаки на свадьбе гуляли» 1984 года.
Кстати, его сюжет тоже выстроен вокруг черевичек, которые казак добывает для своей возлюбленной. Правда, в отличие от Оксаны, возлюбленная казака Тура совсем не хотела отпускать его на опасный подвиг. Если присмотреться к пьяницам в обоих мультфильмах, можно заметить их поразительное сходство: близнецы-братья.
Или же речь об одном пьянице, который пил во время истории с одними черевичками, но завязал после истории со вторыми. Любимый жулик Леонида Гайдая
В общем, этот фильм стал «пробой пера» для многих талантливых мультипликаторов.
Мюзикл с примечательной декорацией
Казалось бы, после фильма Роу не стоит и пытаться экранизировать «Ночь перед Рождеством». Однако «Старые песни о главном» в последний день 1995 года задали тренд популярности мюзиклов по классическим сюжетам. После того как в 1997 году россияне «творчески переосмыслили» гайдаевский фильм «Иван Васильевич меняет профессию», их украинские коллеги в 2001 году надумали создать украинско-российский мюзикл по гоголевской «Ночи». Он получил название «Вечера на хуторе близ Диканьки». Согласно некоторым источникам, идея создания фильма-мюзикла принадлежала продюсеру Владу Ряшину.
Картина режиссера Семена Горова получила название «Вечера на хуторе близ Диканьки». Снимали ее по заказу украинского «Интера» и российского «Первого канала».
Фильм собрал звезд украинской и российской эстрады. Черта играл Филипп Киркоров, Вакулу — тогда еще нормально относившийся к России и без проблем сыгравший роль на русском языке Олег Скрипка, Оксану — Ани Лорак, Солоху — Лолита Милявская, а императрицу Екатерину II — Лидия Федосеева-Шукшина.
Весь фильм снят в павильонах, за исключением сцены в императорском дворце. Ее сняли действительно в императорском — Мариинском — дворце, который расположен рядом с Верховной Радой и является одной из резиденций президента Украины.
Примечательно, что этот дворец был заложен по воле императрицы Елизаветы Петровны, однако она не успела в нем побывать. Первой особой императорской крови, посещавшей дворец, была именно Екатерина II. Правда, принимала она в нем не Вакулу, а будущего освободителя Венесуэлы от колониального ига и ее второго президента Франсиско Миранду. В честь праздничка. Как Ринат Ахметов от имени народа браковал песни Игоря Крутого
Придирчивый критик скажет, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» по вокалу проигрывают «Черевичкам» 1944 года, а по актерской игре — своему «тезке» авторства Роу. Однако этот фильм — прекрасный слепок эпохи, позволяющий, среди прочего, убедиться, что до событий 2014 года Олег Скрипка и покойный ныне Кузьма Скрябин спокойно общались на русском языке и не брезговали общением со своими российскими коллегами — теми самыми, кого спустя полтора десятилетия после съемок объявят чуть ли не врагами украинского государства.
Близится новогодняя ночь. И если вам хочется отметить этот праздник с украинским колоритом, есть из чего выбрать. Одних только экранизаций самого новогоднего творения Гоголя не счесть — на любой вкус и хронометраж.